85635

ЗАЩИТА ПРАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Защита прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства представляет один из институтов аграрного законодательства, нормы которого определяют основания, правовые средства, способы и формы защиты этих прав и интересов.

Русский

2015-03-28

19.47 KB

9 чел.

2014-2015 уч.г.

Тема 11. ЗАЩИТА ПРАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

План

  1.  Гарантии прав и интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  2.  Основания защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства.
  3.  Способы защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства.
  4.  Формы защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства.

1. Согласно законодательству Украины каждый сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет право на защиту своих законных прав и интересов, которую в соответствии со 20 ХК гарантирует государство.

В теории хозяйственного права гарантии государства относительно защиты прав субъектов хозяйствования делят на:

1) общие гарантии, которые заключаются в том, что государство гарантирует всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы собственности равные права и создает равные возможности доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и иным ресурсам; 

2) гарантии имущественных прав этих субъектов хозяйствования, которые заключаются в том, что государство путем принятия соответствующего законодательства, а также создания специальных структур гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту права их собственности.

В действующем законодательстве достаточно детально представлены государственные гарантии прав и интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности:

  1.  при организации хозяйственной деятельности:

- право на осуществление предпринимательской деятельности;

- право свободного выбора деятельности в пределах, установленных законодательством;

- право самостоятельно определять структуру предприятия и штат работников;

- право приобретать имущество необходимое для осуществления хозяйственной деятельности;

  1.  при осуществлении хозяйственной деятельности:

- право на равные осуществления этой деятельности;

- право распоряжаться имуществом, изготовленной продукцией и прибылью;

- на защиту от монопольной деятельности отдельных предприятий и объединений;

- право самостоятельного выбора способов реализации сельскохозяйственной продукции;

3) в отношениях с органами государственной власти:

- запрет незаконного вмешательства и создания препятствий в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- запрет на изъятие имущества, кроме оснований и в порядке предусмотренных законом;

- право на обжалование решений и действий органов государственной власти в судах;

- право на возмещение убытков, причиненных сельскохозяйственным товаропроизводителям незаконными действиями или бездеятельностью органов государственной власти.  

  1. Основания защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования

Защита прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства представляет один из институтов аграрного законодательства, нормы которого определяют основания, правовые средства, способы и формы защиты этих прав и интересов.

Основаниями для защиты прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства являются:

1) нарушение права, как результат противоправных действий, вследствие чего оно уменьшилось или было ликвидировано, что лишило его носителя возможности осуществить, реализовать это право полностью или частично;

2) непризнание права товаропроизводителя или работника, вследствие чего они полностью или частично лишаются возможности реализовать свое право;

3) оспаривание этого права, то есть правоотношение, при котором между его участниками существует спор по поводу наличия или отсутствия у них субъективного права, а также относительно принадлежности такого права определенному лицу. Оспариваемое право еще не нарушено, но возникает его неопределенность, что предопределяет невозможность его полной или частичной реализации.

При этом нарушение прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства возможно, путем совершения противоправных действий или бездействия лица – правонарушителя, которые препятствуют реализации этих прав указанным субъектам. Эти действия или бездействие необходимо рассматривать как юридико-фактическое основание хозяйственно-правовой ответственности.  

Гарантии государства направлены на защиту прав не только от неправомерных действий сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и от таких действий самого государства. Поскольку права и законные интересы этих субъектов хозяйствования нарушаются не только в договорных отношениях, путем неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, но и в отношениях, возникающих между сельскохозяйственными товаропроизводителями и государственными органами власти и управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности.

Такие нарушения могут быть допущены вышеуказанными органами при осуществлении:

- государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в аграрном производстве;

- контроля правильности и своевременностью уплаты налогов, других обязательных платежей;

- путем незаконного вмешательства в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д.

Ответственность государственных органов перед этими субъектами хозяйствования предусмотрена нормами действующего законодательства, в частности, ХК, законов «О ВЭД», «Об инвестиционной деятельности», «Об общих началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и др.

3. Согласно ст. 20 ХК права и законные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства защищаются путем:

1) признания наличия или отсутствия прав;

2) признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти, ОМС или других актов, несоответствующих законодательству;

3) признания полностью или частично недействительными  хозяйственных договоров на основаниях, предусмотренных законом;

4) восстановления положения, существующего до нарушения прав и законных интересов СГ;

5) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) применения штрафных санкций;

9) применения оперативно-хозяйственных санкций;

10) применения административно-хозяйственных санкций;  

11) установления, изменения или прекращения хозяйственного правоотношения;

12) иными способами, предусмотренными законом.

  1. Различают следующие формы защиты прав и законных интересов СХ: досудебную, судебную, нотариальную защиту, самозащиту и после судебную защиту (исполнительное производство).

Досудебная защита - это совокупность мер, которые должен осуществить субъект хозяйствования, чьи права нарушены, для непосредственного разрешения спора, возникшего с участником хозяйственных отношений, до обращения с иском в суд.

Согласно законодательству выделяют:

- общий порядок досудебной защиты (ст. 222 ХК, раздел 2 ХПК);  

- специальный порядок, путем обжалования действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством.  

Досудебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства, осуществляется путем предъявления субъектом, чьи права нарушены (заявителем), письменной претензии к правонарушителю – участнику отношений, если этот порядок предусмотрен условиями договора между этими субъектами хозяйствования.

Если претензия была оставлена без рассмотрения, или отклонена, или признана частично заинтересованная сторона вправе передать этот спор на рассмотрение хозяйственного суда.

Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров не может применяться относительно споров:

а) о признании договора недействительным;

б) о признании недействительными актов органов государственной власти и ОМС;

в) о взыскании задолженности по опротестованным векселям;

г) об обращении взыскания на заложенное имущество;

д) относительно банкротства СПД.

Судебная защита - это совокупность процессуальных действий, проводимых хозяйственными судами в порядке, предусмотренном хозяйственно-процессуальным законодательством, направленных на защиту хозяйственных прав и интересов.

Судебная защита осуществляется путем обращения заинтересованной стороны согласно подведомственности дел в хозяйственный суд с исковым заявлением, требования к форме и содержанию которого закреплены в ст. 54 ХПК – рассмотреть самостоятельно. 

Самозащита - это совокупность действий, который имеет право проводить сельскохозяйственный товаропроизводитель для защиты своих хозяйственных прав и интересов, предусмотренных законом либо договором, путем применения оперативно-хозяйственных санкций, способов обеспечения исполнения обязательств при заключении хозяйственного договора и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31723. Мотивація учіння 27 KB
  Мотивація учіння Будьяка діяльність здійснюється під впливом певних спонукань які є рушієм активності її суб'єкта. Навчальна мотивація визначається специфічними для навчальної діяльності факторами: власне освітньою системою освітнім закладом; організацією навчального процесу; суб'єктивними особливостями тих хто навчається вік стать інтелектуальний розвиток здібності рівень домагань самооцінка взаємодія з іншими тощо; суб'єктивними особливостями педагога насамперед його ставленням до учня до власної справи; специфікою навчального...
31724. Загальна характеристика праці вчителя 28.5 KB
  Загальна характеристика праці вчителя На основі системного підходу до аналізу педагогічної діяльності Н. До структурних компонентів належать суб'єкт та об'єкт педагогічної взаємодії предмет їх спільної діяльності цілі навчання і засоби педагогічної комунікації. Функціональними компонентами педагогічної діяльності на думку Н. Конструктивний компонент розкриває особливості конструювання вчителем власної діяльності та діяльності учнів з урахуванням близьких урок заняття цикл занять цілей навчання і виховання.
31725. Специфіка педагогічного мислення 27.5 KB
  Специфіка педагогічного мислення Педагогічне завдання є структурною одиницею мислення вчителя. Основним компонентом практичного мислення вчителя в якому найяскравіше проявляється внутрішня єдність інтелектуальних емоційних та вольових якостей особистості є процес прийняття педагогічних рішень. Ще одна важлива особливість мислення вчителя полягає в тому що теоретичні знання при розв'язанні педагогічних завдань використовуються як правило у знятому вигляді автоматично скорочено згорнуто. Зумовлено це поперше загальною тенденцією до...
31726. Педагогічне спілкування 28 KB
  Педагогічне спілкування Прагнення до людського спілкування виступає своєрідним внутрішнім стимулом рушієм діяльності особистості. Педагогічне спілкування це система органічної соціальнопсихологічної дії учителявихователя і вихованця в усіх сферах діяльності що має певні педагогічні функції спрямоване на створення оптимальних соціальнопсихологічних умов активної та результативної життєдіяльності особистості. Оптимальним треба вважати таке спілкування педагога з вихованцями у процесі навчальновиховної роботи яке створює найбільш...
31727. Методи педагогічної психології 29 KB
  Недоліки цього методу: пасивність спостерігача фіксація тільки зовнішніх проявів певних дій і вчинків складність кількісної обробки одержаних даних. Позитивні сторони методу в його масовості швидкості одержання інформації легкої обробки даних можливості застосування математичних методів обробки даних і порівняльного аналізу декількох обстежень. Недоліки методу важко розраховувати на повні правильні точні відповіді неможливість втручання в сам процес анкетування немає гарантій недобросовісного заповнення анкет тощо. Позитивні...
31728. Історія розвитку педагогічної психології 28 KB
  Історія розвитку педагогічної психології Становлення багатьох галузей наукового знання являє собою гетерогенний і гетерохронний і більше того розірваний у часі процес. поклала початок розвитку педагогічної теорії і цілеспрямованої організації шкільного навчання. Ця праця можна розглядати і як першу передумову тривалого суперечливого становлення педагогічної психології протягом більш ніж 250 років бо тільки в кінці 19 в. Весь шлях становлення і розвитку педагогічної науки може бути представлений трьома великими періодами етапами: Перший...
31729. Суспільна роль вчителя, його значення в перебудові суспільства 28.5 KB
  Діяльність педагога вид соціально культурної діяльності спрямованої на передачу накопичених людством культури і досвіду від старших поколінь молодшим створення умов для їх всебічного гармонійного розвитку та підготовку до виконання певних соціальних ролей у суспільстві. Основою педагогічної діяльності є спільна діяльність людей у процесі якої кожен субєкт засвоює загальнолюдський досвід історично сформовані суспільні педагогічні комунікативні моральні та інші цінності знання і способи дій; формує себе як особистість. Метою...
31730. Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя 27.5 KB
  Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя Які ж особистісні якості необхідні для успішної педагогічної діяльності Ще Я. Перша така особливість це педагогічні здібності тобто наявність внутрішнього натхнення до цієї діяльності. За відсутності цієї чутливості він неспроможний досягти в цій діяльності значних успіхів. Здібності до педагогічної діяльності можна виявити шляхом визначення темпів опанування педагогом професійних педагогічних знань глибини оволодіння основними прийомами та способами педагогічної діяльності.
31731. Педагогічні здібності вчителя та їх розвиток 28.5 KB
  Педагогічні здібності - це індивідуальні стійкі властивості особистості, що складаються в специфічної чутливості до об'єкта, засобів, умов педагогічної праці і створенню продуктивних моделей формування шуканих якостей в особистості воспитуемого.