85640

Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются: государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства...

Русский

2015-03-28

22.12 KB

0 чел.

Тема 7. Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

  1.  Понятие, цель, принципы, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.
  2.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством.
  3.  Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Аграрный фонд и другие органы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  4.  Юридическое обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  5.  Правовое регулирование сельскохозяйственной совещательной деятельности. Правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы.

  1.  Государственное регулирование аграрного сектора экономики осуществляют соответствующие органы (законодательный, исполнительные, контролирующие), которые с помощью разнообразных средств и методов регулирования, путем принятия соответствующих НПА, воздействуют на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью поддержания этого сектора экономики в наиболее эффективном состоянии и обеспечении гибкой системы вмешательства государства в экономические процессы.

В основе такого воздействия лежит государственная экономическая политика в сфере АПК, которая определена в законодательных актах, определяющих конституционные и правовые принципы сельскохозяйственной деятельности.

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства;

- органы сельскохозяйственных инспекций и контроля деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- отрасли и подотрасли сельскохозяйственного производства;

- социальная сфера села;

- отношения ветеринарного обслуживания в сельском хозяйстве.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики – это совокупность экономико-правовых мер, направленных на установление рыночных отношений в аграрном секторе экономики, развитие предпринимательства и различных форм хозяйствования с целью улучшения организации производства и обеспечения доступа потребителей сельскохозяйственной продукции.

Цель этого регулирования заключается в достижении максимальной эффективности функционирования аграрного сектора экономики для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, сырье, продовольствии растительного и животного происхождения.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики в условиях перехода к рыночным отношениям основывается на принципах:

1) не вмешательства государственных органов в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

2) участия государства в организации, контроле и упорядочении сельскохозяйственной деятельности;

3) обеспечения согласованности и координации действий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности;

4) обеспечения самостоятельности и равенства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от формы собственности;

5) единства экономических и социальных целей сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и общества в целом.

Формы  и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики освещены в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством даны в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

3. Положения о государственной поддержке сельского хозяйства закреплены в соответствующем Законе «О государственной поддержке сельского хозяйства». Необходимость такой поддержки обусловлена низкой эффективностью сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики, что связано с:

1) длительным периодом окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства - поддержание необходимого уровня плодородия почв;

2) влиянием природных, климатических условий связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;

3) быстрым износом производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. п.);

4) медленным внедрением научно-технического прогресса и т.д.

Совокупность этих факторов приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК и существенно снижают его привлекательность для инвесторов.

Кроме того, наблюдается очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.

Проведенная приватизация привела к разрыву установившихся экономических и технологических связей между различными сферами АПК, породила неуправляемых монополистов - переработчиков сельскохозяйственного сырья, что привело к диспропорции ценообразования на рынке и невозможности поддерживать необходимую рентабельность производства в сельском хозяйстве.

Согласно законодательству используются следующие механизмы государственной поддержки сельского хозяйства:

ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен;

денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия;

бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;

налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.;

планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения и др.

Аграрный фонд – это государственное специализированное бюджетное учреждение, уполномоченное правительством осуществлять ценовую политику в аграрной отрасли экономики, который создан в соответствии с нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства».

Этот фонд занимает важное место в поддержании равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции. Основной целью его деятельности является содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечению продовольственной независимости страны, предупреждение осложнений и необоснованного роста цен на рынках объектов государственного ценового регулирования.

Согласно Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства» к органам государственной поддержке относится Государственный интервенционный фонд, который формируется Аграрным фондом за счет финансовых интервенций, залоговых, форвардных и фьючерсных закупок и используется для осуществления товарных интервенций с целью обеспечения ценовой стабильности.  

4. Вопрос юридического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей освещен в учебнике

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5. Правовая основа осуществления сельскохозяйственной совещательной деятельности представлена Законом «О сельскохозяйственной совещательной деятельности», определяющим понятие этой деятельности, ее субъектов, задачи и методы, а также правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы (рассмотреть самостоятельно).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45510. Разработка программы для исследования веб-камер для стрелкового тренажера 3.1 MB
  В процессе работы была разработана программа для исследования веб-камер и микрофонов в качестве регистратора точки прицеливания и спускового крючка для стрелкового тренажера на общедоступных компонентах.
45511. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ АСОИУ 35.5 KB
  Таким образом система управления проектами является одним из важнейших компонентов всей системы управления организацией. Основные преимущества использования системы управления проектами включают: централизованное хранение информации по графику работ ресурсам и стоимости; возможности быстрого анализа влияния изменений в графике ресурсном обеспечении и финансировании на план проекта; возможность распределенной поддержки и обновления данных в сетевом режиме; возможности автоматизированной генерации отчетов и графических диаграмм...
45512. Проектная документация АСОИУ 54.5 KB
  Пояснительные записки к эскизному техническому проектам содержат разделы: общие положения; описание процесса деятельности; основные технические решения; мероприятия по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. Описание автоматизируемых функций содержит разделы: исходные данные; цели АС и автоматизированные функции; характеристика функциональной структуры; типовые решения при наличии. Описание постановки задачи комплекса задач содержит разделы: характеристики комплекса задач; выходная информация; входная информация....
45513. Восстановление данных в БД 46 KB
  Обычно используется копия дедотецсын.1 В 4 контрольной точке затирается дед отец становится дедом сын отцом и появляется новый сын. сын RIDмассивы ж сбой К.4 журнал журнал сын отец Отец дед дед К.
45514. Индексация. Достоинства и недостатки. Примеры 45 KB
  Индекс это таблица состоящая из двух полей первое поле это ключ второе поле это ссылка на запись в БД с этим ключом индексации. Индекс позволяет выполнить две работы: Выполнить сортировку файла не перемещая физически его записи; Ускорить поиск информации. Файл а1: адреса А1 А2 А3 0 d 1 F 1 2 M 2 C 3 F 3 B 4 M 4 Z 3 M 5 I 2 F 6 J 2 M 7 k 5 M Организуем индексацию по полю А1 индекс будет плотный т. индексируются все значения ключа.
45515. Методы прямого доступа 22 KB
  Основа метода – хеширование – вычисление адреса хранимой информации на основе некоторых ключей, т.е. части информации, которая нас интересует. Примером является телефонный справочник, где хеширование идет по буквам алфавита
45516. ER-модель (модель Чена) 120.5 KB
  16 вариантов Предметная область преподаватель читает некоторые лекции. Существует ПО такая что один преподаватель читает не больше одной дисциплины каждая дисциплина читается не больше чем одним преподавателем. ERдиаграмма экземпляров преподаватель предмет 1 1 2 2 3...
45517. Правила Джексона для перехода от модели Чена к реляционной модели 46.5 KB
  Растут деревья на участках леса: Дерево Участок Площадь Сосна Бор 1 Береза Роща 2 Осина Лиственный лес 3 Если 1о:1н то для представления информации необходимо 2 таблицы отдельная таблица для необязательного класса принадлежности. Тогда 1 таблица описывает участки 2 таблица описывает породы деревьев 3 таблица является связующей она содержит информацию о том на каком участке какое дерево растет. Первая таблица описывает первый объект вторая таблица описывает второй объект а третья таблица описывает связь. Если nобъектных...
45518. Примеры бинарных связей 52 KB
  Отношение эквивалентности Определение 8. Отношение на множестве называется отношением эквивалентности если оно обладает следующими свойствами: для всех рефлексивность Если то симметричность Если и то транзитивность Обычно отношение эквивалентности обозначают знаком или и говорят что оно отношение задано на множестве а не на . Условия 13 в таких обозначениях выглядят более естественно: для всех рефлексивность Если то симметричность Если и то транзитивность Легко доказывается что если на множестве задано...