85640

Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются: государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства...

Русский

2015-03-28

22.12 KB

0 чел.

Тема 7. Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

  1.  Понятие, цель, принципы, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.
  2.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством.
  3.  Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Аграрный фонд и другие органы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  4.  Юридическое обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  5.  Правовое регулирование сельскохозяйственной совещательной деятельности. Правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы.

  1.  Государственное регулирование аграрного сектора экономики осуществляют соответствующие органы (законодательный, исполнительные, контролирующие), которые с помощью разнообразных средств и методов регулирования, путем принятия соответствующих НПА, воздействуют на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью поддержания этого сектора экономики в наиболее эффективном состоянии и обеспечении гибкой системы вмешательства государства в экономические процессы.

В основе такого воздействия лежит государственная экономическая политика в сфере АПК, которая определена в законодательных актах, определяющих конституционные и правовые принципы сельскохозяйственной деятельности.

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства;

- органы сельскохозяйственных инспекций и контроля деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- отрасли и подотрасли сельскохозяйственного производства;

- социальная сфера села;

- отношения ветеринарного обслуживания в сельском хозяйстве.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики – это совокупность экономико-правовых мер, направленных на установление рыночных отношений в аграрном секторе экономики, развитие предпринимательства и различных форм хозяйствования с целью улучшения организации производства и обеспечения доступа потребителей сельскохозяйственной продукции.

Цель этого регулирования заключается в достижении максимальной эффективности функционирования аграрного сектора экономики для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, сырье, продовольствии растительного и животного происхождения.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики в условиях перехода к рыночным отношениям основывается на принципах:

1) не вмешательства государственных органов в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

2) участия государства в организации, контроле и упорядочении сельскохозяйственной деятельности;

3) обеспечения согласованности и координации действий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности;

4) обеспечения самостоятельности и равенства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от формы собственности;

5) единства экономических и социальных целей сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и общества в целом.

Формы  и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики освещены в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством даны в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

3. Положения о государственной поддержке сельского хозяйства закреплены в соответствующем Законе «О государственной поддержке сельского хозяйства». Необходимость такой поддержки обусловлена низкой эффективностью сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики, что связано с:

1) длительным периодом окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства - поддержание необходимого уровня плодородия почв;

2) влиянием природных, климатических условий связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;

3) быстрым износом производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. п.);

4) медленным внедрением научно-технического прогресса и т.д.

Совокупность этих факторов приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК и существенно снижают его привлекательность для инвесторов.

Кроме того, наблюдается очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.

Проведенная приватизация привела к разрыву установившихся экономических и технологических связей между различными сферами АПК, породила неуправляемых монополистов - переработчиков сельскохозяйственного сырья, что привело к диспропорции ценообразования на рынке и невозможности поддерживать необходимую рентабельность производства в сельском хозяйстве.

Согласно законодательству используются следующие механизмы государственной поддержки сельского хозяйства:

ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен;

денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия;

бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;

налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.;

планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения и др.

Аграрный фонд – это государственное специализированное бюджетное учреждение, уполномоченное правительством осуществлять ценовую политику в аграрной отрасли экономики, который создан в соответствии с нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства».

Этот фонд занимает важное место в поддержании равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции. Основной целью его деятельности является содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечению продовольственной независимости страны, предупреждение осложнений и необоснованного роста цен на рынках объектов государственного ценового регулирования.

Согласно Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства» к органам государственной поддержке относится Государственный интервенционный фонд, который формируется Аграрным фондом за счет финансовых интервенций, залоговых, форвардных и фьючерсных закупок и используется для осуществления товарных интервенций с целью обеспечения ценовой стабильности.  

4. Вопрос юридического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей освещен в учебнике

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5. Правовая основа осуществления сельскохозяйственной совещательной деятельности представлена Законом «О сельскохозяйственной совещательной деятельности», определяющим понятие этой деятельности, ее субъектов, задачи и методы, а также правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы (рассмотреть самостоятельно).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22629. Закони збереження та фундаментальні властивості простору і часу 62.5 KB
  Однорідний простір всі точки еквівалентні: L не змінюється при перенесені на нескінченно малий 1 довільне → Рівняння Лагранжа просумуємо по і тоді тобто оскільки закон збереження імпульсу є наслідком варіаційного принципу і однорідності простору. Однорідність часу = закон збереження енергії для ізольованих систем а також для незамкнених систем якщо зовнішні умови не змінюються з часом. Ізотропність простору еквівалентність всіх напрямків: L не зміниться якщо систему повернути на нескінченно малий кут навколо довільної...
22630. Рух тіл в інерціальних та неінерціальних системах відліку. Сили інерції. Коріолісове прискорення 75.5 KB
  Система відліку в якій прискорення матеріальної точки цілком обумовлено лише взаємодією її з іншими тілами а вільна матеріальна точка яка не підлягає дії ніяких інших тіл рухається відносно такої системи прямолінійно і рівномірно називається інерціальною системою відліку ІСВ. Твердження про те що такі системи відліку існують складає зміст 1ого закону Ньютона. Принцип відносності Галілея говорить про те що закони механіки не змінюють свого вигляду при переході від однієї системи відліку до іншої яка рухається рівномірно і прямолінійно....
22631. Закон руху матеріальних точок та твердого тіла 74 KB
  Запишемо другий закон Ньютона для матеріальної точки з даної системи: 1 де зовнішня сила що діє на іту м. Записавши 1 для кожної точки системи та просумувавши всі отриманні рівняння по і маємо: 2. Уведемо задає точкуцентр мас системи Центр мас рухається так ніби в ньому зосереджена вся маса системи. Повна кількість руху системи: = це математичне формулювання закону збереження імпульсу.
22632. Хвилі у пружному середовищі. Хвильове рівняння. Звукові хвилі 66 KB
  Хвилі у пружному середовищі. Звукові хвилі. Хвильовий процес характеризується фазовою швидкістю або швидкістю розповсюдження хвилі с груповою швидкістю або швидкістю розповсюдження хвильового пакету довжиною хвилі частотою або періодом коливань; між цими величинами існує простий звязок: . Довжина хвилі це відстань між частинками які коливаються з однаковою фазою.
22633. Рух ідеальної рідини. Рівняння Бернуллі 75 KB
  Рух ідеальної рідини. Ідеальна рідина внутрішнє тертя відсутнє сила тертя між окремими шарами рідини що тече рідина нестислива. Рівняння 1 для такої рідини має вигляд: Лінії потоку це лінії дотичні до яких в кожній точці співпадають за напрямом з вектором . При стаціонарному русі рідини її частинки при своєму русі не перетинають трубку потоку.
22634. Рух в’язкої рідини. Число Рейнольдса 39.5 KB
  Рух вязкої рідини. Розглянемо стаціонарну течію вязкої рідини в прямій горизонтальній трубі з постійним перерізом. Модуль сили внутрішнього тертя що прикладена до площини S яка лежить на границі між шарами:; або оскільки вісь z напрямлена вздовж радіусу η коефіцієнт вязкості залежить від природи і стану рідини. Виділимо з обєму рідини що тече циліндр радіусу r довжини l та запишемо умови його руху.
22635. Принцип найменшої дії та рівняння Лагранжа 80.5 KB
  Принцип найменшої дії та рівняння Лагранжа. функцією Лагранжа системи. Ці рівняння називаються рівняннями Лагранжа. Властивості функції Лагранжа: Якщо домножити функцію Лагранжа на деяку константу вигляд рівнянь руху не зміниться; Якщо система складається з двох не взаємодіючих частин A і B з функціями Лагранжа та то система описується функцією Лагранжа .
22636. Гамільтонова форма рівнянь руху класичної механіки 75.5 KB
  Тут величина являє собою енергію системи що виражена через координати і імпульси і називається функцією Гамільтона системи. Ці шукані рівняння в змінних і називаються рівняннями Гамільтона. Розглянемо повну похідну фції Гамільтона по часу . Підставимо сюди та з рівнянь Гамільтона.
22637. Основні положення і головні результати спеціальної теорії відносності 77 KB
  Ейнштейн побудував спеціальну теорію відносності на постулатах: фізичні закони формулюються однаково в усіх інерціальних системах відліку ІСВ; швидкість світла у вакуумі не залежить від руху джерела і є однаковою в усіх ІСВ. Якщо простір ізотропний і однорідний то виконується рівність де константа залежить від швидкості ІСВ. Для нерухомої другої ІСВ . Для оберненого перетворення перехід до першої ІСВ: .