85640

Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются: государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства...

Русский

2015-03-28

22.12 KB

0 чел.

Тема 7. Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

  1.  Понятие, цель, принципы, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.
  2.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством.
  3.  Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Аграрный фонд и другие органы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  4.  Юридическое обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  5.  Правовое регулирование сельскохозяйственной совещательной деятельности. Правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы.

  1.  Государственное регулирование аграрного сектора экономики осуществляют соответствующие органы (законодательный, исполнительные, контролирующие), которые с помощью разнообразных средств и методов регулирования, путем принятия соответствующих НПА, воздействуют на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью поддержания этого сектора экономики в наиболее эффективном состоянии и обеспечении гибкой системы вмешательства государства в экономические процессы.

В основе такого воздействия лежит государственная экономическая политика в сфере АПК, которая определена в законодательных актах, определяющих конституционные и правовые принципы сельскохозяйственной деятельности.

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства;

- органы сельскохозяйственных инспекций и контроля деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- отрасли и подотрасли сельскохозяйственного производства;

- социальная сфера села;

- отношения ветеринарного обслуживания в сельском хозяйстве.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики – это совокупность экономико-правовых мер, направленных на установление рыночных отношений в аграрном секторе экономики, развитие предпринимательства и различных форм хозяйствования с целью улучшения организации производства и обеспечения доступа потребителей сельскохозяйственной продукции.

Цель этого регулирования заключается в достижении максимальной эффективности функционирования аграрного сектора экономики для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, сырье, продовольствии растительного и животного происхождения.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики в условиях перехода к рыночным отношениям основывается на принципах:

1) не вмешательства государственных органов в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

2) участия государства в организации, контроле и упорядочении сельскохозяйственной деятельности;

3) обеспечения согласованности и координации действий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности;

4) обеспечения самостоятельности и равенства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от формы собственности;

5) единства экономических и социальных целей сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и общества в целом.

Формы  и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики освещены в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством даны в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

3. Положения о государственной поддержке сельского хозяйства закреплены в соответствующем Законе «О государственной поддержке сельского хозяйства». Необходимость такой поддержки обусловлена низкой эффективностью сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики, что связано с:

1) длительным периодом окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства - поддержание необходимого уровня плодородия почв;

2) влиянием природных, климатических условий связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;

3) быстрым износом производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. п.);

4) медленным внедрением научно-технического прогресса и т.д.

Совокупность этих факторов приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК и существенно снижают его привлекательность для инвесторов.

Кроме того, наблюдается очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.

Проведенная приватизация привела к разрыву установившихся экономических и технологических связей между различными сферами АПК, породила неуправляемых монополистов - переработчиков сельскохозяйственного сырья, что привело к диспропорции ценообразования на рынке и невозможности поддерживать необходимую рентабельность производства в сельском хозяйстве.

Согласно законодательству используются следующие механизмы государственной поддержки сельского хозяйства:

ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен;

денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия;

бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;

налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.;

планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения и др.

Аграрный фонд – это государственное специализированное бюджетное учреждение, уполномоченное правительством осуществлять ценовую политику в аграрной отрасли экономики, который создан в соответствии с нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства».

Этот фонд занимает важное место в поддержании равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции. Основной целью его деятельности является содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечению продовольственной независимости страны, предупреждение осложнений и необоснованного роста цен на рынках объектов государственного ценового регулирования.

Согласно Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства» к органам государственной поддержке относится Государственный интервенционный фонд, который формируется Аграрным фондом за счет финансовых интервенций, залоговых, форвардных и фьючерсных закупок и используется для осуществления товарных интервенций с целью обеспечения ценовой стабильности.  

4. Вопрос юридического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей освещен в учебнике

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5. Правовая основа осуществления сельскохозяйственной совещательной деятельности представлена Законом «О сельскохозяйственной совещательной деятельности», определяющим понятие этой деятельности, ее субъектов, задачи и методы, а также правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы (рассмотреть самостоятельно).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39944. Условия, влияющие на организацию и обеспечение связи в мотострелковом (танковом) батальоне в бою и специальной войсковой операции 24.5 KB
  Кроме этого на организацию связи в батальоне существенное влияние оказывает наличие сил и средств связи.
39945. Организация связи в мсб (тб) 25.5 KB
  Организация связи в бою в мсбтб зависит от многих факторов: условия перехода к обороне в наступление; роль и место батальона в боевом порядке полка боевой порядок и задачи батальона; принятая система управления; организация взаимодействия; наличие и состояние сил и средств связи; построение обороны средства усиления; характер местности и т. Основным способом организации проводной связи в мсб является направление проводной связи. Связь с командиром и штабом полка обеспечивается силами и средствами роты связи полка кабелем П274М согласно...
39946. Организация связи проводными средствами МСБ(ТБ) 16.08 KB
  При организации проводной связи необходимо рассчитывать потребное количество кабеля. По опыту войск на рельеф местности и эксплуатационное покрытие линий проводной связи необходимо выделять дополнительное количество кабеля: на среднепересеченной местности – до 20 в горнотаежной местности – до 200 Количество кабеля выделяемое на направление связи принято рассчитывать по формуле: Lпотр=LизмKLизм где: Lпотр – потребное количество кабеля для обеспечения связи на определенном направлении; Lизм – расстояние измеренное на рабочей карте...
39947. Роль и место военной связи в системе управления войсками 16.8 KB
  Простейшая система управления включает: орган управления ОУ каналы прямой и обратной связи управляемый объект УО. Процесс управления складывается из циклов управления. Каждый такой цикл включает: сбор органом управления информации от управляемых объектов; обработку информации и принятие решения выработку управляющего воздействия; постановку задач управляемым объектам командная информация воздействия.
39948. Задачи связи 14.7 KB
  В системе управления войсками на каждый пункт управления замыкается не одно а большое количество информационных направлений значительно отличающихся друг от друга по своим характеристикам поэтому общую задачу связи – реализовать процесс передачи сообщений на информационных направлениях – принято рассматривать как совокупность четырех задач: обеспечение связи командования; обеспечение связи оповещения; обеспечение связи взаимодействия; обеспечение связи тыла. Значение этой задачи связи заключается в том что победа в современном бою...
39949. Требования связи 17.94 KB
  Своевременность связи – способность связи обеспечить получение передачу и подтверждение донесений в определенные временные сроки. Своевременность связи достигается: готовностью связи к действию; высокой квалификацией личного состава и четкой организацией дежурства на узлах и линиях связи; правильным выбором средств и способов организации связи для передачи информации с учетом ее срочности формы представления и объема; контролем на узлах связи времени прохождения сообщений и предоставлением переговоров в установленные...
39950. Виды военной связи 15.66 KB
  При использовании соответствующей оконечной аппаратуры по каналам радио радиорелейных тропосферных спутниковых проводных кабельных линий связи обеспечиваются следующие виды связи: телефонная связь телеграфная связь факсимильная связь передача данных видеотелефонная связь телевизионная связь. Телефонная связь – это вид электросвязи обеспечивающий передачу прием речевой информации переговоры должностным лицам органов управления. Телефонная связь создает условия близкие к личному общению поэтому является наиболее удобной в...
39952. Скачки уплотнения 218 KB
  Кинематические соотношения для косого скачка. Волновое сопротивление косого скачка. Интенсивность косого скачка. В связи с этим ударные волны называются скачками уплотнения.