85640

Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются: государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства...

Русский

2015-03-28

22.12 KB

0 чел.

Тема 7. Институционно-правовое обеспечение аграрного производства

  1.  Понятие, цель, принципы, формы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.
  2.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством.
  3.  Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Аграрный фонд и другие органы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  4.  Юридическое обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  5.  Правовое регулирование сельскохозяйственной совещательной деятельности. Правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы.

  1.  Государственное регулирование аграрного сектора экономики осуществляют соответствующие органы (законодательный, исполнительные, контролирующие), которые с помощью разнообразных средств и методов регулирования, путем принятия соответствующих НПА, воздействуют на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью поддержания этого сектора экономики в наиболее эффективном состоянии и обеспечении гибкой системы вмешательства государства в экономические процессы.

В основе такого воздействия лежит государственная экономическая политика в сфере АПК, которая определена в законодательных актах, определяющих конституционные и правовые принципы сельскохозяйственной деятельности.

Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства;

- органы сельскохозяйственных инспекций и контроля деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- отрасли и подотрасли сельскохозяйственного производства;

- социальная сфера села;

- отношения ветеринарного обслуживания в сельском хозяйстве.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики – это совокупность экономико-правовых мер, направленных на установление рыночных отношений в аграрном секторе экономики, развитие предпринимательства и различных форм хозяйствования с целью улучшения организации производства и обеспечения доступа потребителей сельскохозяйственной продукции.

Цель этого регулирования заключается в достижении максимальной эффективности функционирования аграрного сектора экономики для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, сырье, продовольствии растительного и животного происхождения.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики в условиях перехода к рыночным отношениям основывается на принципах:

1) не вмешательства государственных органов в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

2) участия государства в организации, контроле и упорядочении сельскохозяйственной деятельности;

3) обеспечения согласованности и координации действий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности;

4) обеспечения самостоятельности и равенства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от формы собственности;

5) единства экономических и социальных целей сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и общества в целом.

Формы  и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики освещены в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Общая характеристика и система органов государственного управления сельским хозяйством даны в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

3. Положения о государственной поддержке сельского хозяйства закреплены в соответствующем Законе «О государственной поддержке сельского хозяйства». Необходимость такой поддержки обусловлена низкой эффективностью сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики, что связано с:

1) длительным периодом окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства - поддержание необходимого уровня плодородия почв;

2) влиянием природных, климатических условий связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;

3) быстрым износом производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. п.);

4) медленным внедрением научно-технического прогресса и т.д.

Совокупность этих факторов приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК и существенно снижают его привлекательность для инвесторов.

Кроме того, наблюдается очень низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности, характеризующийся бездорожьем, малой степенью газификации, обеспеченности системами связи, проблемами водоснабжения. Село безнадежно отстало от города по уровню обустройства, наличию жилья, школ, больниц, других объектов бытового и социального обслуживания сельского населения.

Проведенная приватизация привела к разрыву установившихся экономических и технологических связей между различными сферами АПК, породила неуправляемых монополистов - переработчиков сельскохозяйственного сырья, что привело к диспропорции ценообразования на рынке и невозможности поддерживать необходимую рентабельность производства в сельском хозяйстве.

Согласно законодательству используются следующие механизмы государственной поддержки сельского хозяйства:

ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен;

денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия;

бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;

налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.;

планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения и др.

Аграрный фонд – это государственное специализированное бюджетное учреждение, уполномоченное правительством осуществлять ценовую политику в аграрной отрасли экономики, который создан в соответствии с нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства».

Этот фонд занимает важное место в поддержании равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции. Основной целью его деятельности является содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечению продовольственной независимости страны, предупреждение осложнений и необоснованного роста цен на рынках объектов государственного ценового регулирования.

Согласно Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства» к органам государственной поддержке относится Государственный интервенционный фонд, который формируется Аграрным фондом за счет финансовых интервенций, залоговых, форвардных и фьючерсных закупок и используется для осуществления товарных интервенций с целью обеспечения ценовой стабильности.  

4. Вопрос юридического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей освещен в учебнике

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5. Правовая основа осуществления сельскохозяйственной совещательной деятельности представлена Законом «О сельскохозяйственной совещательной деятельности», определяющим понятие этой деятельности, ее субъектов, задачи и методы, а также правовой статус сельскохозяйственной совещательной службы (рассмотреть самостоятельно).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48581. Сорбционные и ионообменные установки для очистки сточных вод. Конструкции фильтров и электрофильтров для очистки газов от пыли 834 KB
  Сорбционный вертикальный насыпной фильтр: 1 корпус; 2 неподвижный слой активного угля; 3 отбойник; 4 трубопровод подачи очищаемой сточной воды; 5 труба сброса воздуха; 6 люк Фильтры с неподвижным слоем сорбента применяют при регенеративной очистке сточных вод с целью утилизации выделенных относительно чистых продуктов. Зернистые фильтры используют в газоочистке при высокой температуре среды. Различают насыпные зернистые фильтры в которых элементы фильтрующего слоя не связаны жестко друг с другом и жесткие зернистые фильтры в...
48583. Теория автоматического управления. Конспект лекций 12.04 MB
  Линейные непрерывные системы Рекомендовано УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждений обеспечивающих получение высшего образования по специальности I53 01 07 Информационные технологии и управление в технических системах Минск БГУИР 2007 УДК 681. 1 : Линейные непрерывные системы : учеб. Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения изучающих системы автоматического управления. Под моделью понимают...
48584. Дискретные системы, нелинейные системы, случайные процессы в системах автоматического управления. Теория автоматического управления. Конспект лекций 4.96 MB
  В компактной форме изложены основы теории дискретных, нелинейных, стохастических систем автоматического управления. Рассмотрены элементы современной теории систем. Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения, изучающих системы автоматического управления. Полезен при выполнении курсовых и дипломных проектов.
48585. Случайные процессы в системах автоматического управления 5.5 MB
  Различают статические и динамические нелинейности. В первом случае связь и описывается алгебраическим уравнением, а в случае динамической нелинейности переменные и связаны дифференциальным, разностным или интегральным уравнениями. Например, зависимость будет характеризовать нелинейное динамическое звено, где – производная по времени.
48586. ДЕТАЛИ ПРИБОРОВ. ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ 4.28 MB
  Классификация характеристики и применение упругих элементов .1 Классификация характеристики и применение упругих элементов В механизмах приборов в качестве упругих элементов широко используются пружины и упругие чувствительные элементы различной конструкции. На рис.1ад приведены примеры наиболее распространенных упругих элементов: – цилиндрические винтовые пружины растяжения рис.