85641

Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства.

Русский

2015-03-28

20.83 KB

1 чел.

Тема 8. Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

  1.  Правовое регулирование финансирования и кредитования аграрного производства.
  2.  Правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики.
  3.  Правовая организация материально-технического обеспечения аграрного производства.
  4.  Правовая организация сбыта сельскохозяйственной продукции.
  5.  Правовое регулирование налогообложения в аграрном секторе экономики.
  6.  Правовая основа страхования в аграрном секторе экономики.

  1.  Вопросы правового регулирования финансирования и кредитования освещены в учебниках:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства. Современное состояние межотраслевого обмена складывается не в интересах сельского хозяйства, посредством чего последнее ежегодно теряет огромные суммы средств, которые могли бы быть направлены на развитие производства и социальное обустройство села.

Поэтому необходимыми являются меры по регулированию цен на продукты сельскохозяйственного производства, в процессе применения которых  чрезвычайно важным является определение преимуществ и недостатков отдельных методов поддержки цен.

В настоящее время правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики обеспечивается нормами общего Закона «О ценах и ценообразовании» и специальными нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», согласно ст. 3 которого государство осуществляет регулирование оптовых цен отдельных видов сельскохозяйственной продукции (далее - государственное ценовое регулирования), устанавливая минимальные и максимальные интервенционные цены, а также применяя другие меры, определенные настоящим Законом, соблюдая правила антимонопольного законодательства и правила добросовестной конкуренции.

Содержание государственного ценового регулирования заключается в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, позволяющих установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной   и не выше максимальной интервенционной цены. При этом государство не осуществляет ценовое регулирования за пределами организованного аграрного рынка Украины.

Перечень видов сельскохозяйственной продукции (товаров), которые являются объектами государственного ценового регулирования, закреплен в ст. 3 Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (рассмотреть самостоятельно).  

  1.   Среди хозяйственных договоров в АПК особая роль принадлежит договорам на поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических средств (сельскохозяйственной техники, оборудования, материалов и т.д.), которые именуются договорами поставки.

Структура договорных связей на поставку предприятиям и хозяйствам АПК определяется нормами ГКУ, иными законами и подзаконными НПА. Выбор структуры зависит от воли сторон, наличия посреднических организаций, обеспечивающих технический сервис на селе. Большую роль при этом играет специфика производства: разобщенность предприятий, удаление от железнодорожных станций, а также факт невозможности зачастую поставлять машины, оборудование в собранном виде.

Наиболее простая структура договорных отношений по поставкам товаров сельскохозяйственным производителям состоит в заключении прямых договоров покупателей с поставщиками — заводами изготовителями. Однако, такая схема установления договорных связей возможна в тех случаях, когда покупатель — сельскохозяйственное предприятие в состоянии самостоятельно получить и вывезти товар с железнодорожной станции.

При этом покупатель производит сборочные работы и предэксплуатационную подготовку машин и оборудования, для чего необходимо иметь в каждом хозяйстве высококвалифицированные технические кадры.

Специфика сельского хозяйства обуславливает особенности обеспечения аграрного производства материальными ресурсами, которые предусматривают создание специализированных посреднических предприятий на территории районов, которые занимаются именно поставками материальных ресурсов, машин, оборудования, сельскохозяйственной техники производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции.

Посреднические агроснабженческие предприятия на основе потребностей рынка сельскохозяйственных машин и оборудования заключают договоры поставки с заводами, изготавливающими сельскохозяйственную технику и другие товары для сельскохозяйственных предприятий и организаций, накапливая их на своих базах и складах.

Для того, чтобы сельскохозяйственная техника, оборудование и другие материальные ресурсы попали к непосредственным потребителям, последние заключают с агроснабженческими предприятиями договоры поставки.

Агроснабженческие организации заключают договоры поставки сельскохозяйственной техники с производителями сельскохозяйственной продукции. Гражданским кодексом не предусмотрено особенностей заключения этих договоров. Стороны руководствуются общими нормами о договоре поставки или договоре купли-продажи.

Однако, исполнение договоров поставки сельскохозяйственной техники имеет некоторые особенности, касающиеся пунктов доставки продукции, ее комплектности, гарантийных сроков, устранения недостатков, выявленных в течение гарантийного срока или замены продукции и т.д.

4. Производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей охватывает собой целенаправленную организацию сбыта (продажи) производимой продукции с целью обеспечения ее реализации и получения прибыли.

Осуществление сбыта (продажи) сельскохозяйственной продукции  представляет собой:

- во-первых, реализацию производителем принадлежащего ему права собственности на эту продукцию, реализацию его права распоряжения ею;

- во-вторых, организация сбыта (продажи) продукции является проявлением его права на предпринимательскую деятельность;

- в-третьих, рациональная организация сбыта (продажи) продукции обеспечивается получение ее владельцем соответствующей прибыли (дохода), без чего производственно-хозяйственная деятельность была бы нецелесообразной и ненужной.

Также см.

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5.Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей является средством наполнения государственного бюджета. Вследствие налогообложения между государством и конкретным товаропроизводителем на основе закона возникают соответствующие денежные отношения, которые товаропроизводителя заключаются в отчуждении определенной части средств в виде налогов и сборов, а для государства - в присвоении (приобретении) права собственности на часть стоимости национального продукта.  

Вопрос налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей рассмотрен в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

6. Отношения  страхования в аграрном секторе экономики регулируются общим Законом «О страховании» и специальным Законом «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (рассмотреть самостоятельно).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28652. Становление и развитие абсолютной монархии в конце XVII-XVIII вв. 13.74 KB
  правля госва при котй власть монарха не ограничена никакими учреждениями и законами. признаки: вся полнота гос. Монарх как глава госва являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны главой церкви ему принадлежала высшая законодатя испная и судебная власть. В период AM харно усиление роли госва отразившееся во внеш.
28653. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства 14.93 KB
  Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.
28654. Государственный строй России в начале XVIII в. Образование Российской империи. Реформы центральных органов государственного управления. Сенат. Синод. Коллегии 13.76 KB
  Реформы центральных органов государственного управления. Социальноэкое развитие рост сопротивления крестьянства тяжёлые войны диктовали необхть серьёзных реформ госго аппарат проведение котх привело к созданию централизованной системы органов управления. Претерпела изменения также система местного управления. В губерниях и провинциях было учреждено большое число различных должностных лиц ведавших отдельными вопросами управления.
28655. Реформы Петра I: военная, судебная, губернская и др 15.32 KB
  Император обозначил задачи коте возлагались на полицию: борьба с угой преступтью охрана общго порядка обеспече санитарной и пожарной безопти борьба с нищенством проституцией пьянством азартными играми контроль за соблюдением паспортного выдавались на 3 г режима и ловля беглых и беспаспортных. стало вводиться новое территориальное деление госва: Россия была разделена на 8 губерний по котм расписали все уезды и города. Во главе судебной системы стоял монарх котй решал самые важные госые дела. По его инициативе возникли...
28656. Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе 14.26 KB
  Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. В разви правового положя духва необхо отметить 2 след. было предоставлено право покупать земли. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.
28657. Кризис феодально-крепостнического строя в России и падение крепостнического права в 60-е гг. XIX в. Развитие капитализма в России 13.14 KB
  Посессионная промсть окончательно показала свою экую несостоятельность в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Вотчинная промсть основанная на труде крепостных крестьян также приходила в упадок. В то же время активно развивалась капиталистичя промть купеческая и крестьянская. Рост капиталистой промти в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук.
28658. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в. 15.01 KB
  Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.
28659. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая и военная 15.05 KB
  Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распоряди-х органов вып-ли губернские и уездные земские собрания, члены кот-х избирались по 3м избирательным куриям: к 1й относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники