85641

Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства.

Русский

2015-03-28

20.83 KB

1 чел.

Тема 8. Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

  1.  Правовое регулирование финансирования и кредитования аграрного производства.
  2.  Правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики.
  3.  Правовая организация материально-технического обеспечения аграрного производства.
  4.  Правовая организация сбыта сельскохозяйственной продукции.
  5.  Правовое регулирование налогообложения в аграрном секторе экономики.
  6.  Правовая основа страхования в аграрном секторе экономики.

  1.  Вопросы правового регулирования финансирования и кредитования освещены в учебниках:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства. Современное состояние межотраслевого обмена складывается не в интересах сельского хозяйства, посредством чего последнее ежегодно теряет огромные суммы средств, которые могли бы быть направлены на развитие производства и социальное обустройство села.

Поэтому необходимыми являются меры по регулированию цен на продукты сельскохозяйственного производства, в процессе применения которых  чрезвычайно важным является определение преимуществ и недостатков отдельных методов поддержки цен.

В настоящее время правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики обеспечивается нормами общего Закона «О ценах и ценообразовании» и специальными нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», согласно ст. 3 которого государство осуществляет регулирование оптовых цен отдельных видов сельскохозяйственной продукции (далее - государственное ценовое регулирования), устанавливая минимальные и максимальные интервенционные цены, а также применяя другие меры, определенные настоящим Законом, соблюдая правила антимонопольного законодательства и правила добросовестной конкуренции.

Содержание государственного ценового регулирования заключается в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, позволяющих установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной   и не выше максимальной интервенционной цены. При этом государство не осуществляет ценовое регулирования за пределами организованного аграрного рынка Украины.

Перечень видов сельскохозяйственной продукции (товаров), которые являются объектами государственного ценового регулирования, закреплен в ст. 3 Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (рассмотреть самостоятельно).  

  1.   Среди хозяйственных договоров в АПК особая роль принадлежит договорам на поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических средств (сельскохозяйственной техники, оборудования, материалов и т.д.), которые именуются договорами поставки.

Структура договорных связей на поставку предприятиям и хозяйствам АПК определяется нормами ГКУ, иными законами и подзаконными НПА. Выбор структуры зависит от воли сторон, наличия посреднических организаций, обеспечивающих технический сервис на селе. Большую роль при этом играет специфика производства: разобщенность предприятий, удаление от железнодорожных станций, а также факт невозможности зачастую поставлять машины, оборудование в собранном виде.

Наиболее простая структура договорных отношений по поставкам товаров сельскохозяйственным производителям состоит в заключении прямых договоров покупателей с поставщиками — заводами изготовителями. Однако, такая схема установления договорных связей возможна в тех случаях, когда покупатель — сельскохозяйственное предприятие в состоянии самостоятельно получить и вывезти товар с железнодорожной станции.

При этом покупатель производит сборочные работы и предэксплуатационную подготовку машин и оборудования, для чего необходимо иметь в каждом хозяйстве высококвалифицированные технические кадры.

Специфика сельского хозяйства обуславливает особенности обеспечения аграрного производства материальными ресурсами, которые предусматривают создание специализированных посреднических предприятий на территории районов, которые занимаются именно поставками материальных ресурсов, машин, оборудования, сельскохозяйственной техники производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции.

Посреднические агроснабженческие предприятия на основе потребностей рынка сельскохозяйственных машин и оборудования заключают договоры поставки с заводами, изготавливающими сельскохозяйственную технику и другие товары для сельскохозяйственных предприятий и организаций, накапливая их на своих базах и складах.

Для того, чтобы сельскохозяйственная техника, оборудование и другие материальные ресурсы попали к непосредственным потребителям, последние заключают с агроснабженческими предприятиями договоры поставки.

Агроснабженческие организации заключают договоры поставки сельскохозяйственной техники с производителями сельскохозяйственной продукции. Гражданским кодексом не предусмотрено особенностей заключения этих договоров. Стороны руководствуются общими нормами о договоре поставки или договоре купли-продажи.

Однако, исполнение договоров поставки сельскохозяйственной техники имеет некоторые особенности, касающиеся пунктов доставки продукции, ее комплектности, гарантийных сроков, устранения недостатков, выявленных в течение гарантийного срока или замены продукции и т.д.

4. Производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей охватывает собой целенаправленную организацию сбыта (продажи) производимой продукции с целью обеспечения ее реализации и получения прибыли.

Осуществление сбыта (продажи) сельскохозяйственной продукции  представляет собой:

- во-первых, реализацию производителем принадлежащего ему права собственности на эту продукцию, реализацию его права распоряжения ею;

- во-вторых, организация сбыта (продажи) продукции является проявлением его права на предпринимательскую деятельность;

- в-третьих, рациональная организация сбыта (продажи) продукции обеспечивается получение ее владельцем соответствующей прибыли (дохода), без чего производственно-хозяйственная деятельность была бы нецелесообразной и ненужной.

Также см.

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5.Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей является средством наполнения государственного бюджета. Вследствие налогообложения между государством и конкретным товаропроизводителем на основе закона возникают соответствующие денежные отношения, которые товаропроизводителя заключаются в отчуждении определенной части средств в виде налогов и сборов, а для государства - в присвоении (приобретении) права собственности на часть стоимости национального продукта.  

Вопрос налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей рассмотрен в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

6. Отношения  страхования в аграрном секторе экономики регулируются общим Законом «О страховании» и специальным Законом «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (рассмотреть самостоятельно).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32298. Виды юридической ответственности по российскому праву. Их понятие и характеристика 30.5 KB
  Виды юридической ответственности по российскому праву. Отмеченные виды ответственности носят публичный характер т. субъектом привлечения к уголовной и административной ответственности выступает государство. Уголовной ответственности подлежит то лицо которое совершило преступление.
32299. Становление, развитие и историческая оценка теории правового государства 62 KB
  Становление развитие и историческая оценка теории правового государства Представления о государстве как организации осуществляющей свою деятельность на основе закона начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Ученые древности считали что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей при которой закон общеобязателен как для граждан так и для самого государства. В своей...
32300. Понятие, признаки и черты правового государства 44.5 KB
  Понятие признаки и черты правового государства. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае если оно выступает мерой свободы всех и каждого если действующие законы реально служат интересам народа и государства а их реализация является воплощением справедливости. Недавний опыт показывает что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты обеспечивалась их жесткая реализация но такое правовое регулирование являлось...
32301. Экономические, социальные, политические и идейно-нравственные предпосылки возникновения правового государства 31 KB
  Экономические социальные политические и идейнонравственные предпосылки возникновения правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения базирующиеся на многоукладности на различных формах собственности государственной коллективной арендной частной акционерной кооперативной и других как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество которое объединяет свободных граждан носителей...
32302. Государство, право и свобода личности в правовых системах различных государств. Система прав и свобод личности в современных государствах 42.5 KB
  Права человека неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку а не государству. Права человека это социальноэкономические политические культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека.
32303. Понятие и принципы законности 75.5 KB
  Хотя ряд ученых не считают правотворчество законотворчество элементом законности полагая законотворчество в качестве предпосылки законности. Условия законности образует определенная социальная среда ее качественное состояние обусловленное правовой культурой. Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона.
32304. Органическая связь и взаимодействие государства и права. Особенности их соотношения в различных типах государственно-правовых систем 46 KB
  Органическая связь и взаимодействие государства и права. Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый этатистский исходивший из приоритета государства над правом. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика склонная видеть в праве некий придаток государства.
32305. Правовое государство и права граждан. Их понятия и взаимосвязь 30.5 KB
  История развития концепции правового государства и вместе с ним прав личности получила богатую разработку на протяжении истории человеческого общества. На протяжении нескольких столетий теория правового государства видоизменялась и трансформировалась дополнялась новыми качествами и лишь с появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обрела своё основное ценностное качество. Следует отметить что в юридической науке нет единого определения правового государства. Каждый правовед работающий над проблемой правового...
32306. Правовое государство 26.5 KB
  Основными признаками чертами правового государства являются следующие. Полная гарантированность и незыблемость закона в условиях существования прав и свобод граждан а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства в главе 2 Конституции РФ содержится полный перечень экономических политических юридических и социальнокультурных гарантий обеспечения основных прав и свобод граждан. Суть данного принципа состоит в том что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем...