85641

Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства.

Русский

2015-03-28

20.83 KB

1 чел.

Тема 8. Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

  1.  Правовое регулирование финансирования и кредитования аграрного производства.
  2.  Правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики.
  3.  Правовая организация материально-технического обеспечения аграрного производства.
  4.  Правовая организация сбыта сельскохозяйственной продукции.
  5.  Правовое регулирование налогообложения в аграрном секторе экономики.
  6.  Правовая основа страхования в аграрном секторе экономики.

  1.  Вопросы правового регулирования финансирования и кредитования освещены в учебниках:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства. Современное состояние межотраслевого обмена складывается не в интересах сельского хозяйства, посредством чего последнее ежегодно теряет огромные суммы средств, которые могли бы быть направлены на развитие производства и социальное обустройство села.

Поэтому необходимыми являются меры по регулированию цен на продукты сельскохозяйственного производства, в процессе применения которых  чрезвычайно важным является определение преимуществ и недостатков отдельных методов поддержки цен.

В настоящее время правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики обеспечивается нормами общего Закона «О ценах и ценообразовании» и специальными нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», согласно ст. 3 которого государство осуществляет регулирование оптовых цен отдельных видов сельскохозяйственной продукции (далее - государственное ценовое регулирования), устанавливая минимальные и максимальные интервенционные цены, а также применяя другие меры, определенные настоящим Законом, соблюдая правила антимонопольного законодательства и правила добросовестной конкуренции.

Содержание государственного ценового регулирования заключается в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, позволяющих установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной   и не выше максимальной интервенционной цены. При этом государство не осуществляет ценовое регулирования за пределами организованного аграрного рынка Украины.

Перечень видов сельскохозяйственной продукции (товаров), которые являются объектами государственного ценового регулирования, закреплен в ст. 3 Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (рассмотреть самостоятельно).  

  1.   Среди хозяйственных договоров в АПК особая роль принадлежит договорам на поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических средств (сельскохозяйственной техники, оборудования, материалов и т.д.), которые именуются договорами поставки.

Структура договорных связей на поставку предприятиям и хозяйствам АПК определяется нормами ГКУ, иными законами и подзаконными НПА. Выбор структуры зависит от воли сторон, наличия посреднических организаций, обеспечивающих технический сервис на селе. Большую роль при этом играет специфика производства: разобщенность предприятий, удаление от железнодорожных станций, а также факт невозможности зачастую поставлять машины, оборудование в собранном виде.

Наиболее простая структура договорных отношений по поставкам товаров сельскохозяйственным производителям состоит в заключении прямых договоров покупателей с поставщиками — заводами изготовителями. Однако, такая схема установления договорных связей возможна в тех случаях, когда покупатель — сельскохозяйственное предприятие в состоянии самостоятельно получить и вывезти товар с железнодорожной станции.

При этом покупатель производит сборочные работы и предэксплуатационную подготовку машин и оборудования, для чего необходимо иметь в каждом хозяйстве высококвалифицированные технические кадры.

Специфика сельского хозяйства обуславливает особенности обеспечения аграрного производства материальными ресурсами, которые предусматривают создание специализированных посреднических предприятий на территории районов, которые занимаются именно поставками материальных ресурсов, машин, оборудования, сельскохозяйственной техники производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции.

Посреднические агроснабженческие предприятия на основе потребностей рынка сельскохозяйственных машин и оборудования заключают договоры поставки с заводами, изготавливающими сельскохозяйственную технику и другие товары для сельскохозяйственных предприятий и организаций, накапливая их на своих базах и складах.

Для того, чтобы сельскохозяйственная техника, оборудование и другие материальные ресурсы попали к непосредственным потребителям, последние заключают с агроснабженческими предприятиями договоры поставки.

Агроснабженческие организации заключают договоры поставки сельскохозяйственной техники с производителями сельскохозяйственной продукции. Гражданским кодексом не предусмотрено особенностей заключения этих договоров. Стороны руководствуются общими нормами о договоре поставки или договоре купли-продажи.

Однако, исполнение договоров поставки сельскохозяйственной техники имеет некоторые особенности, касающиеся пунктов доставки продукции, ее комплектности, гарантийных сроков, устранения недостатков, выявленных в течение гарантийного срока или замены продукции и т.д.

4. Производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей охватывает собой целенаправленную организацию сбыта (продажи) производимой продукции с целью обеспечения ее реализации и получения прибыли.

Осуществление сбыта (продажи) сельскохозяйственной продукции  представляет собой:

- во-первых, реализацию производителем принадлежащего ему права собственности на эту продукцию, реализацию его права распоряжения ею;

- во-вторых, организация сбыта (продажи) продукции является проявлением его права на предпринимательскую деятельность;

- в-третьих, рациональная организация сбыта (продажи) продукции обеспечивается получение ее владельцем соответствующей прибыли (дохода), без чего производственно-хозяйственная деятельность была бы нецелесообразной и ненужной.

Также см.

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5.Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей является средством наполнения государственного бюджета. Вследствие налогообложения между государством и конкретным товаропроизводителем на основе закона возникают соответствующие денежные отношения, которые товаропроизводителя заключаются в отчуждении определенной части средств в виде налогов и сборов, а для государства - в присвоении (приобретении) права собственности на часть стоимости национального продукта.  

Вопрос налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей рассмотрен в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

6. Отношения  страхования в аграрном секторе экономики регулируются общим Законом «О страховании» и специальным Законом «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (рассмотреть самостоятельно).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67324. Организация и методы сопровождения программных средств 287.5 KB
  Организация и методы сопровождения программных средств В процессе эксплуатации версий программного продукта у каждого пользователя могут появляться некоторые претензии к функционированию которые квалифицируются им как ошибки или дефекты эталонной базовой или собственной версии.
67325. Коди автентифікації на основі БСШ та їх властивості 411.63 KB
  Визначення та класифікація кодів автентифікації повідомлень Коди автентифікації повідомлень КАП МАС коди відомі також як коди забезпечення справжності повідомлень є криптографічними примітивами що використовуються для забезпечення цілісності та автентичності даних.
67326. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 207.5 KB
  Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления в результате которой формируется система законодательства. Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального...
67327. ВИБОРИ ТА ВИБОРЧІ СИСТЕМИ 131 KB
  Найбільш поширеною формою прямого народовладдя є вибори які на відміну від інших його форм референдумів плебісцитів постійно і періодично застосовуються у більшості країн світу. Вибори визначають як акт самоврядування народу або як процедуру формування...
67328. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛЯЦИИ ЦИКЛА СНА-БОДРСТВОВАНИЯ 170 KB
  Сон можно охарактеризовать как периодически наступающее состояние проявляющееся угнетением сознания снижением чувствительности к внешним раздражителям пассивностью и относительной неподвижностью. Восстановительная теория сна В течение долгого времени было принято считать что сон необходим...
67330. Доходи та прибуток. Прибуток торговельного підприємства 61.79 KB
  В умовах ринкової економіки основним показником господарської діяльності торгового підприємства є прибуток. Це пов'язано з тим, що для підприємства, яке несе повну матеріальну відповідальність за результати своєї торгово-господарської діяльності, основною метою є не забезпечення найбільшого обсягу товарообороту, а отримання максимально можливих прибутків.
67331. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ 362 KB
  Знать: Клинические признаки основных специфических хирургических инфекций; методы и технику специфической профилактики столбняка. Иммунитет после перенесенного столбняка не вырабатывается поскольку доза токсина вызывающая заболевание слишком мала.