85641

Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства.

Русский

2015-03-28

20.83 KB

1 чел.

Тема 8. Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства

  1.  Правовое регулирование финансирования и кредитования аграрного производства.
  2.  Правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики.
  3.  Правовая организация материально-технического обеспечения аграрного производства.
  4.  Правовая организация сбыта сельскохозяйственной продукции.
  5.  Правовое регулирование налогообложения в аграрном секторе экономики.
  6.  Правовая основа страхования в аграрном секторе экономики.

  1.  Вопросы правового регулирования финансирования и кредитования освещены в учебниках:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

Погрібний О.О. Аграрне право України: Підручник онлайн http://textbooks.net.ua/content/category/5/4/12/

  1.  Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства. Современное состояние межотраслевого обмена складывается не в интересах сельского хозяйства, посредством чего последнее ежегодно теряет огромные суммы средств, которые могли бы быть направлены на развитие производства и социальное обустройство села.

Поэтому необходимыми являются меры по регулированию цен на продукты сельскохозяйственного производства, в процессе применения которых  чрезвычайно важным является определение преимуществ и недостатков отдельных методов поддержки цен.

В настоящее время правовое регулирование цен и тарифов в аграрном секторе экономики обеспечивается нормами общего Закона «О ценах и ценообразовании» и специальными нормами Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», согласно ст. 3 которого государство осуществляет регулирование оптовых цен отдельных видов сельскохозяйственной продукции (далее - государственное ценовое регулирования), устанавливая минимальные и максимальные интервенционные цены, а также применяя другие меры, определенные настоящим Законом, соблюдая правила антимонопольного законодательства и правила добросовестной конкуренции.

Содержание государственного ценового регулирования заключается в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, позволяющих установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной   и не выше максимальной интервенционной цены. При этом государство не осуществляет ценовое регулирования за пределами организованного аграрного рынка Украины.

Перечень видов сельскохозяйственной продукции (товаров), которые являются объектами государственного ценового регулирования, закреплен в ст. 3 Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (рассмотреть самостоятельно).  

  1.   Среди хозяйственных договоров в АПК особая роль принадлежит договорам на поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям материально-технических средств (сельскохозяйственной техники, оборудования, материалов и т.д.), которые именуются договорами поставки.

Структура договорных связей на поставку предприятиям и хозяйствам АПК определяется нормами ГКУ, иными законами и подзаконными НПА. Выбор структуры зависит от воли сторон, наличия посреднических организаций, обеспечивающих технический сервис на селе. Большую роль при этом играет специфика производства: разобщенность предприятий, удаление от железнодорожных станций, а также факт невозможности зачастую поставлять машины, оборудование в собранном виде.

Наиболее простая структура договорных отношений по поставкам товаров сельскохозяйственным производителям состоит в заключении прямых договоров покупателей с поставщиками — заводами изготовителями. Однако, такая схема установления договорных связей возможна в тех случаях, когда покупатель — сельскохозяйственное предприятие в состоянии самостоятельно получить и вывезти товар с железнодорожной станции.

При этом покупатель производит сборочные работы и предэксплуатационную подготовку машин и оборудования, для чего необходимо иметь в каждом хозяйстве высококвалифицированные технические кадры.

Специфика сельского хозяйства обуславливает особенности обеспечения аграрного производства материальными ресурсами, которые предусматривают создание специализированных посреднических предприятий на территории районов, которые занимаются именно поставками материальных ресурсов, машин, оборудования, сельскохозяйственной техники производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции.

Посреднические агроснабженческие предприятия на основе потребностей рынка сельскохозяйственных машин и оборудования заключают договоры поставки с заводами, изготавливающими сельскохозяйственную технику и другие товары для сельскохозяйственных предприятий и организаций, накапливая их на своих базах и складах.

Для того, чтобы сельскохозяйственная техника, оборудование и другие материальные ресурсы попали к непосредственным потребителям, последние заключают с агроснабженческими предприятиями договоры поставки.

Агроснабженческие организации заключают договоры поставки сельскохозяйственной техники с производителями сельскохозяйственной продукции. Гражданским кодексом не предусмотрено особенностей заключения этих договоров. Стороны руководствуются общими нормами о договоре поставки или договоре купли-продажи.

Однако, исполнение договоров поставки сельскохозяйственной техники имеет некоторые особенности, касающиеся пунктов доставки продукции, ее комплектности, гарантийных сроков, устранения недостатков, выявленных в течение гарантийного срока или замены продукции и т.д.

4. Производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей охватывает собой целенаправленную организацию сбыта (продажи) производимой продукции с целью обеспечения ее реализации и получения прибыли.

Осуществление сбыта (продажи) сельскохозяйственной продукции  представляет собой:

- во-первых, реализацию производителем принадлежащего ему права собственности на эту продукцию, реализацию его права распоряжения ею;

- во-вторых, организация сбыта (продажи) продукции является проявлением его права на предпринимательскую деятельность;

- в-третьих, рациональная организация сбыта (продажи) продукции обеспечивается получение ее владельцем соответствующей прибыли (дохода), без чего производственно-хозяйственная деятельность была бы нецелесообразной и ненужной.

Также см.

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

5.Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей является средством наполнения государственного бюджета. Вследствие налогообложения между государством и конкретным товаропроизводителем на основе закона возникают соответствующие денежные отношения, которые товаропроизводителя заключаются в отчуждении определенной части средств в виде налогов и сборов, а для государства - в присвоении (приобретении) права собственности на часть стоимости национального продукта.  

Вопрос налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей рассмотрен в учебнике:

Аграрне право: Підручник / В.З. Янчук, В.І. Анрійцев, С.Ф. Василюк та ін. – К.: Юрінком Інтер.

6. Отношения  страхования в аграрном секторе экономики регулируются общим Законом «О страховании» и специальным Законом «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» (рассмотреть самостоятельно).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82318. Наука, культура и образование Казахстана в годы войны 1941-1945 годах 31.71 KB
  В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Столь стремительное развитие Казахстанской науки прежде всего связано с тем что в период войны на территории нашей республики находились многие видные учёные того времени. В годы войны крайне тяжёлое положение сложилось у школ и учреждений высшего образования.
82319. Переход к рыночной экономике. Введение национальной валюты 32.55 KB
  Введение национальной валюты Кардинальное реформирование экономики Казахстана началось еще до обретения независимости. Законы оразгосударствлении и приватизации о кооперативах и малых предприятиях начали приниматься еще в бытность Казахстана союзной республикой. Нефть из Казахстана отправлялась в Россию. Но Россия выставила неприемлемые для Казахстана ограничивающие его суверенитет условия.
82320. Перегибы в национальной политике в годы войны 1941- 1945 гг. Депортация народов 30.48 KB
  Уже после начала Великой отечественной войны в августе 1941 года был обнародован Указ О переселении немцев проживающих в районах Поволжья. В Поволжье в 1918 году была образована Трудовая коммуна немцев Поволжья преобразованная в 1924 году в Автономную ССР немцев Поволжья. были сняты ограничения в правовом положении немцев и членов их семей. 29 августа 1964 года с немцев были сняты все обвинения.
82321. Всемирный курултай казахов. Форум народов Казахстана 26.4 KB
  Форум народов Казахстана Став независимым государством Казахстан смог впервые за последние 200 с лишним лет провести Всемирный курултай съезд казахов. Большую роль в консолидации общества и укреплении дружбы народов сыграл проведенный в середине декабря 1992 г. Форум народов Казахстана. Назарбаев особо подчеркнул необходимость сохранения добрых чувств народов населяющих Казахстан создания надежных правовых гарантий для развития культуры языка обычаев.
82322. Реформы в области образования, здравоохранения на современном этапе 32.7 KB
  После обретения независимости от Советского Союза Казахстан начал реформы в области образования. Конституция Казахстана 1995ого года утвердила обязательность среднего образования. В 2000 год у Правительство Казахстана совместно с правительством Киргизстана и Таджикистана объединилось c Агаханом IV чтобы организовать первый в мире международный институт высшего образования Университет Центральной Азии University of Centrl si UC.
82323. Развитие промышленности, сельского хозяйства современного Казахстана 31.59 KB
  К числу таких успехов определяющих облик современного Казахстана за годы независимости относится гармоничное развитие как сырьевой так и обрабатывающей составляющих экономики республики. Ресурсный потенциал Казахстана в СНГ уступает лишь России. Из стран Каспийского бассейна Казахстан располагает наиболее значительными запасами углеводородов от 2 до 6 млрд.
82324. Международное положение современного Казахстана 33.2 KB
  Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект международного права За две недели до конца 1991 г. независимость Казахстана признали 18 государств среди них: Турция США. В первый год независимости Казахстан признали 108 стран мира 70 из них открыли дипломатические представительства.
82325. Главные достижения страны за годы независимости 30.23 KB
  30 августа 1995 года на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан. Акмола связанное с геополитическими экономическими причинами развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года.
82326. Принятие государственных документов независимости и государственных символов Казахстана. Авторы государственных символов 29.68 KB
  Самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику. С государствами мира строит свои взаимоотношения на принципах международного права. Главой РК и ее исполнительной власти является Президент. Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту РК.