85646

Разработка и анализ автоматизированной информационной системы управления деятельностью отдела сбыта ОАО “СТИЛЬ”

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Такое развитие информационных технологий связано с организацией системы обработки данных и знаний последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья снабжения производства и сбыта.

Русский

2015-03-29

743.5 KB

4 чел.

64

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Экономическая деятельность в условиях рыночных отношений, ужесточение конкурентной борьбы и иные причины требуют постоянного совершенствования методов планирования и управления продажами продукции  и услуг.

Главным направлением менеджмента и маркетинга в современных условиях стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Внедрение информационных технологий в менеджменте и маркетинге значительно расширяет возможности использования компаниями информационных ресурсов. Такое развитие информационных технологий связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья снабжения, производства и сбыта.

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом.

Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его полная или частичная автоматизация.

Использование систем  автоматизации  позволяет говорить о следующих преимуществах внедрения новой технологии организации управленческой деятельности по сравнению с традиционными:

  •  обеспечивается высокая эффективность принятия решений;
  •  рационализируются и интегрируются информационные процессы;
  •  поддерживается оперативная настройка системы автоматизации на             изменения порядка работы, складывающегося на предприятии;
  •  повышается эффективность работы в целом;

Перечисленные достоинства автоматизированных систем дает возможность говорить о них как о современной эффективной технологии организации управленческих  процессов, обладающей большим будущим.

        Назначением  данной  дипломной  работы  является  разработка  и  анализ автоматизированной информационной  системы управления деятельностью  отдела  сбыта   ОАО “СТИЛЬ”.

 

         

            1.   CИСТЕМНЫЙ   АНАЛИЗ   РАБОТЫ   ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Особенности системного подхода к решению задач управления

Термины теория систем и системный анализ или, более кратко —  системный подход, несмотря на  период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого,   стандартного  истолкования.

Причина этого факта заключается, скорее всего, в динамичности процессов в области человеческой деятельности и, кроме того, в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой  решаемой человеком задаче.

Даже в  определении самого понятия система  можно обнаружить достаточно много вариантов, часть из которых базируется на глубоко философских подходах, а другая использует обыденные обстоятельства, побуждающие нас к решению практических задач системного плана.  Термин систем можно  понимать  как совокупность (множество) отдельных объектов с неизбежными связями между ними

Системный подход — это принцип исследования, при котором рассматривается система в целом, а не ее отдельные подсистемы. Его задачей является оптимизация системы в целом, а не улучшение эффективности входящих в нее подсистем.

Цель общей теории систем заключается в построении концептуальной и диалектической основы для развития методов, пригодных для исследования более широкого класса систем, чем те, которые связаны с неживой природой. Данная теория систем ли  обладает следующими достоинствами:

  •  использует «целостный» подход к системам (в соответствии с которым все явления рассматриваются как «целостности») при сохранении идентичности систем и свойств неделимых элементов.
  •  повышает общность частных законов посредством нахождения подобных структур в системах (изоморфизм) независимо от того, к каким дисциплинам и специальным наукам относятся эти законы.
  •  побуждает к использованию математических моделей, которые описаны с помощью языка, не зависимого от конкретного смысла; эти модели благодаря свойственной им общности помогают установить аналогию (или ее отсутствие) между системами. С помощью математических моделей мы переходим «от анализа содержания к анализу структуры», что «позволяет избежать многих ненужных исследований». Недостаток такого подхода заключается в том, что реальные системы не полностью поддаются описанию с помощью математических моделей.
  •  способствует единству науки, являясь «связующей основой для систематики знаний». Общую теорию систем можно рассматривать как «систему систем», указывающую на расхождение и на сходство между различными дисциплинами .
  •  улучшение систем основано на аналитическом методе, когда условия работы данной системы и соответствующих элементов изучаются методами дедукции и редукции, чтобы определить причину отклонений от нормы. При системном подходе идут от частного к общему, а проект наилучшей системы определяется методами индукции и синтеза.
  •  проектирование системы в целом означает создание оптимальной конфигурации (структуры) системы.

Наибольший  интерес представляют, естественно, экономические системы, а глобальной задачей системного подхода является совершенствование процесса управления экономикой.

Поэтому предметом системного анализа для этой отрасли будут являться вопросы сбора, хранения и обработки информации об экономических объектах и, возможно, технологических процессах.

Используя классическое определение кибернетики как науки об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации (кибернетика в дословном переводе —  искусство управлять),  можно считать теорию систем и системный анализ (ТССА) фундаментальным разделом экономической кибернетики.

 Сущность и принципы системного подхода

ТССА, как отрасль науки,  может быть  разделена на две, достаточно условные части:   

теоретическую: использующую такие отрасли как теория вероятностей, теория информации, теория игр, теория графов, теория расписаний, теория решений, топология, факторный анализ и др.;

 прикладную, основанную на прикладной математической статистике, методах исследовании операций, системотехнике и  т. п.  Таким образом, ТССА  широко использует достижения многих отраслей науки и этот “захват” непрерывно расширяется.

Вместе с тем,  в теории систем  имеется свое “ядро”, свой особый метод —  системный  подход к  возникающим задачам.  Сущность этого метода достаточно проста:  все элементы системы  и все операции в ней должны рассматриваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимосвязи друг с другом.

Первый принцип ТССА — это требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое или, более жестко, —  запрет на  рассмотрение системы как простого объединения элементов.

Второй принцип заключается в признании того, что свойства системы не просто сумма свойств ее элементов. Тем самым постулируется возможность того, что  система обладает особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов.

Весьма важным атрибутом системы является ее эффективность. Теоретически доказано, что всегда существует функция ценности системы — в виде  зависимости  ее эффективности (почти всегда это экономический показатель) от  условий построения и функционирования.  Кроме того, эта функция ограничена, а значит можно и нужно искать ее максимум. Максимум эффективности  системы может считаться третьим ее основным принципом.

Четвертый принцип  запрещает рассматривать данную систему в отрыве от окружающей ее среды —  как автономную, обособленную. Это означает обязательность  учета внешних связей или, в более общем виде, требование рассматривать  анализируемую систему  как часть (подсистему) некоторой более общей системы.

Пятый принцип ТССА —  возможность (а иногда и необходимость) деления данной системы на части, подсистемы. Если последние оказываются недостаточно просты для анализа, с ними поступают точно также. Но в процессе такого деления нельзя нарушать предыдущие принципы — пока они соблюдены, деление оправдано, разрешено в том смысле, что гарантирует применимость практических методов, приемов, алгоритмов решения задач системного анализа.

Все изложенное выше позволяет формализовать определение термина  система в виде — многоуровневая конструкция из взаимодействующих элементов, объединяемых в подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели функционирования (целевой функции).

       1.2. Структура  системы

       Понятие структуры связано с упорядоченностью отношений, которые связывают элементы системы. «Чтобы получить велосипед, недостаточно получить «ящик» со всеми его деталями. Необходимо еще правильно соединить детали между собой»

      Структура системы – есть совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами.

Структура может быть простой  или сложной в зависимости от числа  и  типа взаимосвязей между частями  системы. В сложных  системах  должна   суще-ствовать иерархия, т. е. упорядочение  уровней подсистем, частей  и  элемен-тов. От  типа  и  упорядоченности  взаимоотношений  между   компонентами системы  в  значительной  степени  зависят функции систем и эффективность их выполнения.

Сложная система – комплекс подсистем, обладающих общими сложными свойствами.

Элемент системы при данном подходе – это тот объект, который не подлежит расчленения, и внутренняя структура которого не исследуется. Сложные системы, их структура и иерархия определяются целями исследования.

Подсистема – самостоятельно функционирующий объект, не подлежащий декомпозиции.

Принципы выделения системы:

  •  наличие управляющего центра;
  •  обладает общей целью;
  •  состоит из компонентов;
  •  система работает при взаимодействии с окружающей средой;
  •  система жизнеспособна при наличии достаточных ресурсов.

 Особенности сложных систем

Сложная система – комплекс отдельных подсистем, функционирующих в тесном взаимодействии, решающих общую задачу.

Основные особенности:

  •  наличие большого количества связанных между собой отдельных подсистем;
  •  наличие иерархической структуры управления, как по горизонтали, так и по вертикали;
  •  обязательной присутствие информационной сети;
  •  функционирование связано с воздействием случайных факторов.

Эффективность системы определяется функционалом:

W = F0 (f(x0), f(x1),…,f(xn))

Системы в своем структурном строении бывают одноуровневые и многоуровневые.

 

 Особенности экономических систем

Экономическая система является частью более сложной системы – социально-экономической, и представляет собой вероятностную, динамическую, адаптивную систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а также предоставления различных сервисных услуг. Как правило, входные параметры экономических систем – это материальные вещественные потоки производственных и природных ресурсов, то есть Х. Входные параметры – это материальные вещественные потоки, оборудование, военная продукция, продукция накопления, возмещения и экспорта, то есть У.

Экономические системы – многоступенчатые, многоуровневые системы, и любая неопределенность, случайность во входных параметрах в нижних уровнях приводит к неопределенностям и случайностям в выходных параметрах подсистем более высокого порядка и системы в целом.

       

    Структурная схема простой экономической системы

   Экономико-математическая модель оптимизации обычной экономической системы  имеет  вид:

где pi – прибыль от реализации единицы продукции;

xi - объем выпуска продукции;

ai - расход сырья на единицу продукции;

B - общий запас сырья;

  - область допустимых ограничений;

       1.3. Структура  предприятия  как  системы

С  точки  зрения  системного  подхода  в менеджменте  любое  предприятие можно  рассматривать  как  целостную  открытую  систему  со всеми  ее  элементами, принципами  функционирования   и  признаками. При  этом  выделяют  управляющую  подсистему (или  субъект  управления) и  управляемую  подсистему (объект управления).

Схема  предприятия  как открытой  системы  изображена  на  рисунке 1.

Обратная связь

Рис.1.  Схема предприятия  как системы.

Вход  в  систему описывают параметры  внешней среды, которые оказывают влияние на процесс. В данном сучае  к таким параметрам  относятся  ресурсы: информационные, финансовые, технологические, материальные, трудовые.

Процесс  представляет  собой   преобразование  входных  параметров  в  выходные.Если  рассматривать  предприятие  как  систему,для него-это непрерывный процесс  производства,а  он  возмлжен  благодаря  стабильному  взаимодействию  управляющей  и  управляемой  подсистем  посредством  управляющего  влияния  первой на  вторую.

Выход- результат  деятельности  системы,т.е. для  предприятия  это  готовая  продукция,услуги, результаты  других  видов  деятельности (инвестирование,операции с  ценными  бумагами,услуги банков и др.), финансовые  результаты, материальное и нематериальное  удовлетворение  работников и  акционеров.

Обратная  связь  имеет  двойственный  характер.Обратная  связь  в  структуре  процесса-это  информация,поступающая в  управляющую  систему  о  состоянии управляемой  системы, к примеру,это  информация  о  состоянии  износа  оборудования,о степени  квалификации  кадров,а  обратная  связь  между  входом  и  выходом-это  информация  о  спросе  на  рынке,поставщиках,потребителях,конкурентах  и др.

Таким   образом,  управляющую  подсистему предприятия составляют  акционеры  и  аппарат  управления, управляемую – коллектив предприятия.

Предприятие  как  объект  управления – это  сверхсложная  вероятностная  динамическая  система. Количество  ее  элементов  и  связей  между  ними  очень  велико, изменения   некоторых  из  них  носят  случайный  характер  и  не  могут  быть  точно  определены. Предприятие  осуществляет  свою  деятельность в условиях  сложной  и  нестабильной  среды,  которая  также  имеет  множество  факторов  и  постоянно  изменяется.

             2.  ОПИСАНИЕ  ОБЪЕКТА  ИССЛЕДОВАНИЯ

      2.1. Анализ структуры предприятия и основных видов деятельности

ОАО  фирма  “СТИЛЬ”  -  одно  из   наиболее  стабильно    функционирующих   предприятий   легкой   промышленности  в нашем регионе.

Основной  вид  деятельности  предприятия - производство швейных  изделий,  (женской   верхней  одежды), в  основном  предназначенных   для  экспорта.  ОАО “СТИЛЬ”   поддерживает  тесные  связи  с фирмами  Германии,  такими  как  “Хуке”, “Герри  Вебер”, ”Маркона”,”Дельмод”.  На предприятие   в  90-х  годах   было   поставлено   технологическое    оборудование ведущих  стран  Европы, что  в сочетании  с  применением    передовых  западных  технологий   и  сырья   высокого  качества,   позволяет   производить   продукцию,  соответствующую  высоким  европейским  стандартам  качества.  На  протяжении  последних  лет  непрерывного производства  ассортимент  выпускаемой  предприятием   продукции    значительно  расширился,   появились   новые    иностранные   партнеры. В то  же  время, за  последние  несколько лет значительно вырос объем продукции,  предназначенной   для   реализации  на  внутреннем  рынке.

90 %   швейных  изделий,  которые  изготавливаются   на  предприятии,  производятся  по  заказам   инофирм  по  давальческой   схеме. За  2003 г.  отгружено  продукции    по  давальческой   схеме  на  сумму  5010,1 евро,  темп  роста,  по  сравнению  с  2002 г.,  составил  102%.  Кроме  того

  •  за последние  десять  лет  накоплен  большой  опыт  по  заключению       контрактов  по  давальческой  схеме,  купле – продаже  оборудования,  сырья   и   материалов;
  •  в среднем,  в  месяц  оформляется  около  100  деклараций  по  импорту  и  экспорту;
  •  техническое  оснащение  отделов,  обновление  нормативной   базы,  квалификация  кадров позволяет  проводить  все  виды  внешнеэкономических  операций, которые  обеспечивают  жизнедеятельность  предприятия:

- таможенное оформление   грузов  по  давальческой  схеме, имущества  инофирм

- импорт оборудования, запасных  частей, вспомагательных  материалов, сырья  и  комплектующих  для  производства  продукции  для  внутреннего  рынка;

  •  80% объемов, необходимых  для  ритмичной  работы  производства  завозится  из  Европы, а 90%  объемов, производимых фирмой “СТИЛЬ”, отгружается  за  границу, следовательно, одно  из  ведущих   мест   в  функционировании   предприятия    занимает  деятельность  отделов  снабжения  и  сбыта. Между  отделами  существует  тесная  связь  и четкая  взаимозаменяемость.

       Организационная  структура  ОАО  “СТИЛЬ”  представлена  на  рисунке 2.


Рис.2.   Организационно-управленческая структура  ОАО “СТИЛЬ”


В основу маркетинговой деятельности предприятия положены  исследования продукции под углом зрения высшей эффективности ее сбыта. При этом  анализируется не только способ производства, потребление продукции, срок службы, правила пользования, упаковка и стайлинг изделия, но и такие аспекты, как объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации.

Исследование рынка включает в себя также всесторонний анализ потребителя,его мотиваций и потребностей, сезонных колебаний спроса, эффективности сбытовой организации, деятельности конкурентов.Это, в свою очередь, предопределяет эффективность всех результатов сбытовой деятельности.

Контроль за сбытом позволяет сопоставить запланированные данные с полученными результатами. На основе контроля за сбытом текущее планирование делает всю маркетинговую систему эластичной, так как оно своевременно выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

Факторы положения предприятия, влияющие на сбыт:

- общее положение предприятия на рынке;

- давление конкуренции;

- престиж предприятия;

- финансовые средства, которыми предприятие располагает для проведения сбытовых мероприятий;

- общая структура номенклатуры продукции;

- гибкость производственной и сбытовой программ (возможности по быстрому выпуску новой продукции).

Факторы рынка, влияющие на сбыт:

- общая емкость рынка;

- соотношение сил предприятия и его конкурентов;

- эластичность спроса;

- роль оптовой торговли;

- распределение рынка между конкурентами.

2.2  Характеристика  отдела  сбыта  ОАО  “СТИЛЬ”

       Общие  положения.

       Отдел  сбыта  является  самостоятельным  структурным  подразделением  предприятия  и  подчиняется  непосредственно  коммерческому   директору. Согласно    должностным   инструкциям   фирмы  “СТИЛЬ”,  сотрудники  данного отдела  обязаны  соблюдать  обязанности,  обеспечивающие  выполнение  задач  и  функций  отдела  сбыта,  к  которым  относятся:  

  •  организация  сбыта  продукции  предприятия  в соответствии с плановыми    заданиями    и   заключенными   договорами;
  •  осуществление  контроля  за отгрузкой продукции потребителям в сроки и объеме, в соответствии с контрактами и заключенными договорами;
  •  осуществление  контроля  за  формированием  объемов отгрузки с учетом данных ПДО по готовности моделей к отгрузке на последующую неделю с расчетом: количества единиц по каждой модели; даты отгрузки; количества моделей на транспортное средство;
  •   осуществление  контроля  за выполнением  подразделениями предприятия заказов, договорных обязательств в установленные сроки   по  объему   продукции,  комплектности    и    качеству;
  •  организация  приемки  готовой продукции от производственных подразделений в склад готовой  продукции, рационального  хранения и   подготовки   к    отправке    заказчикам;
  •  организация приемки  и  размещения  сырья,полученного от  инофирм
  •  контроль  сроков  отгрузки  продукции, предотвращение  простоев  автотранспорта;
  •  организация и контроль  своевременного  оформления пакета документов по  экспортным операциям  для декларирования в таможенные органы, ТПП, ГНА, госадминистрации, составление  отчетов;
  •  составление  внешнеэкономических контрактов и приложений к ним, внесение дополнений к контрактам по оказанию услуг по пошиву  предприятиям  области;
  •  обеспечение поступления и отправки  входящей и исходящей информации   инофирмам;
  •  ведение  учета  получаемой и отправляемой  корреспонденции  в  разрезе инофирм, систематизация  и хранение документов  текущего  архива;

Проблемы  и  недостатки  в  работе  отдела, пути  их  решения

К  основным  проблемам  и  недостаткам  функционирования  отдела  сбыта   можно   отнести:

  1.  большой  поток  входящей  и  исходящей  информации;
  2.  несвоевременное  или  некачественное  оформление  необходимых  документов;
  3.  несвоевременная   или   некомплектная   поставка  сырья;
  4.  неэффективное   использование   складских  помещений;
  5.  несоблюдение  сроков отгрузки готовой  продукции  фирме – заказчику;
  6.  неправильный   расчет   загрузки   транспортных   средств.

Пути    решения   вышеперечисленных  проблем   должны   предполагать: рациональную  организацию  документооборота, обеспечение   систематического  и  непрерывного  учета   входящей  и  исходящей  информации, оптимизацию  работы   с  поставщиками  сырья,  повышение  эффективности  и   надежности  автоматизированной    системы     работы    отдела   вцелом.

3. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

           3.1.  Характеристика   систем   снабжения   и  их  классификация

Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта на предприятии в значительной мере предопределяет уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента. Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением.

От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный  и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем  использовании  материальных  ресурсов  в  производстве.

В качестве ресурсов для обеспечения ритмичного производства  используются:

  •  материальные ресурсы (сырье, полуфабрикаты, энергоносители);
  •  технологические, трудовые ресурсы;
  •  финансовые и другие ресурсы.

Ритмичность поставок ресурсов вынуждают следующие обстоятельства:

  1.  несовпадение ритмов производства с ритмами потребления;
  2.  случайные колебания спроса за период между поставками;
  3.  случайные колебания интервала между поставками;
  4.  срыв объема поставок.

То есть появляется случайная составляющая в целевой функции оптимизации эффективности производства.

Предпосылки, которые заставляют оптимизировать запасы сырья, ресурсов:

  1.  возрастают убытки за счет хранения сверхнормативных запасов;
  2.  связывание оборотных средств;
  3.  потеря в качестве материальных ресурсов, моральное и физическое старение ресурсов.

В качестве целевой функции в задачах управления запасами выступают суммарные затраты на:

  1.  приобретение продукции с учетом максимальных скидок на размер партии;
  2.  затраты на хранение и складские операции;
  3.  от материального и морального старения при хранении;
  4.  потери от дефицита и штрафных санкций.

Целевая функция, представляющая сумму данных компонентов, должна быть минимальной. Поэтому управление запасами производится в начале путем выбора стратегии в пространствестратегий управления, а затем путем выбора параметров в прострастве параметров управления.

Запасы делятся на:

  1.  текущие (обеспечивают ритм производства на определенном интервале времени);
  2.  страховые (на случай срыва ритма поставок).

Из параметров управления запасами принято выделять:

  1.  управляемые параметры
  •  объем и номенклатура необходимого сырья (ресурсов);
  •  момент (время) выдачи заказа на пополнение ресурса;
  1.  неуправляемые параметры
  •  затраты на организацию снабжения;
  •  ограничение на запасы поставщика;
  •  выбор системы снабжения (централизованная, децентрализованная)

Качественно систему снабжения можно представить графически:

Р – затраты на функционирование системы снабжения;

1 – затраты на размещение заказов;

2 – затраты на хранение данных ресурсов;

3- суммарные затраты на функционирование системы снабжения;

q* - оптимальный размер (объем) заказа сырья.

Классификация систем снабжения и их моделей

Признак

Тип модели

I

По типу системы снабжения

  1.  эшелонированные (многоэтапные)
    1.  децентрализованные

II

По числу хранимого сырья

  1.  многокомпонентные
    1.  однокомпонентные

III

По спросу

  1.  детерминированная:
    •  дискретная
      •  непрерывная
    1.  случайная (вероятностная):
      •   дискретная
      •  непрерывная

IV

По способу поставки сырья

  1.  мгновенная
    1.  с фиксированным временем задержки
    2.  со случайным временем задержки

V

По видам затрат и способам их отражения в модели

  1.  линейная
    1.  нелинейная

VI

По ограничениям системы снабжения

  1.  по объему
    1.  по весу
    2.  по площади
    3.  по себестоимости
    4.  по числу поставщиков

VII

По принятой стратегии управления

  1.  периодические (с периодом контроля Т)
    1.  по критическим уровням и объему.

Н – верхний уровень;

n – нижний уровень запасов;

q – объем партии (поставок).

3.2.   Принципиальные системы регулирования товарных запасов

         В практической деятельности организации и служб маркетинга используются  принципиальные системы регулирования товарных запасов, основанные на различных стратегиях пополнения запасов, т. е. на определенных правилах этого пополнения, выраженных в достаточно общей форме. Параметрами этих систем являются величина имеющихся на складе запасов, допустимые колебания уровня запасов, размеры заказа на пополнение запасов, его периодичность и др. Системы различаются между собой в зависимости от того, какие из параметров выбраны в качестве регулирующих.

Система с фиксированным размером заказа

Это наиболее распространенная система, в которой размер заказа на пополнение запасов является постоянной величиной, а очередная партия товара поступает при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня, называемого точкой заказа. Поэтому регулирующими параметрами  системы  с  фиксированным  размером  заказа являются точка заказа, т. е. фиксированный уровень запаса, при снижении до которого организуется заготовка очередной партии товара; размер заказа, т. е. величина партии поставки. Данную систему часто называют «двухбункерной», так как при ее применении запас хранится как бы в двух бункерах: в первом бункере для удовлетворения спроса в течение периода между фактическим пополнением запаса и датой следующего ближайшего заказа, а во втором - для удовлетворения спроса в течение периода от момента подачи заказа до поступления очередной партии товара, т. е. во втором бункере хранится запас на уровне точки заказа.

Система с фиксированной периодичностью заказа

При этой системе заказы на очередную поставку товарного запаса повторяются через равные промежутки времени. В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется размер заказываемой партии, при этом запас пополняется каждый раз до определенного уровня, не превышающего максимальный. Таким образом, регулирующими параметрами этой системы являются максимальный уровень запасов, до которого осуществляется их пополнение; продолжительность периода повторения заказов. Систему с фиксированной периодичностью заказа эффективно использовать, когда имеется возможность изменять объем заказа, а затраты на оформление любого заказа невелики. Одним из достоинств этой системы можно считать возможность периодической проверки остатков на складе и отсутствие необходимости вести систематический учет движения остатков. К недостаткам системы относится то, что она не исключает возможность нехватки товарных запасов.

Система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной периодичностью заказа

В этой системе установлены верхний и нижний пределы допустимого уровня запасов. Кроме максимального верхнего уровня запаса устанавливается нижний уровень (точка заказа). Если размер запаса снижается до нижнего уровня еще до наступления фиксированного времени пополнения запаса, то делается внеочередной заказ. В остальных случаях система функционирует как система с фиксированной периодичностью заказа. В данной системе имеется три регулирующих параметра: 1) максимальный уровень запаса; 2) нижний уровень запаса (точка заказа); 3) длительность периода между заказами. Первые два параметра постоянны, а третий может быть переменным. Рассматриваемая система является более сложной по сравнению с предыдущей, однако она позволяет исключить возможность нехватки товарного запаса. Недостатком системы является то, что пополнение запасов до максимального уровня не может производиться независимо от фактического расходования запасов.

Модель экономически выгодных размеров заказываемых партий

Работа реального склада, на котором хранятся товарные запасы, расходуемые на снабжение потребителей, сопровождается множеством отклонений от идеального режима: заказана партия одного объема, а прибыла партия другого; по плану партия должна прибыть через 2 недели, а она пришла через 10 дней; при норме разгрузки в одни сутки разгрузка партии длилась трое  и  т. д. Учесть все эти отклонения практически невозможно, поэтому при моделировании работы склада обычно делаются следующие предположения:

скорость расходования запасов со склада М(единиц товарных запасов в единицу времени) является постоянной величиной ;

объем партии пополнения Q есть постоянная величина, так что система управления запасами является системой с фиксированным размером заказа;

время разгрузки прибывшей партии пополнения запасов мало, будем считать его равным нулю;

время от принятия решения о пополнении до прихода заказанной партии есть постоянная величина ∆t; если нужно, чтобы она пришла точно в определенный момент, то ее следует заказать в момент времени на ∆t ранее;

на складе не происходит систематического накопления или перерасхода запасов. Если через Т обозначить время между двумя последовательными поставками, то обязательно выполнение равенства: Q = М • Т. Из сказанного выше следует, что работа склада происходит одинаковыми циклами длительностью Т и за время цикла величина запаса изменяется от максимального уровня S до минимального уровня s;

обязательно выполнение требования о недопустимости отсутствия запасов на складе, т. е. выполнение неравенства s≥0. С точки зрения уменьшения издержек склада на хранение отсюда вытекает, что s = 0, и следовательно, S = Q.

Эффективность работы склада оценивается по его затратам на пополнение запасов и их хранение. Расходы, не зависящие от объема партии, называют накладными. Сюда входят почтово-телеграфные расходы, командировочные, некоторая часть транспортных расходов и др. Накладные расходы будем обозначать через К. Издержки хранения запасов пропорциональны величине хранящихся запасов и времени их хранения. Издержки на хранение одной единицы запасов в течение одной единицы времени называется величиной удельных издержек хранения; мы их будем обозначать через h.

При изменяющейся величине хранящихся запасов издержки хранения за некоторое время Т получают путем умножения величины h на Т и на среднее значение величины запасов в течение этого времени Т. Таким образом, затраты склада за время Т ври размере партии пополнения Q в случае идеального режима работы склада, равны

                                                             

После деления этой функции на постоянную величину Т с вычетом равенства  получено выражение для величины, затрат на пополнение и хранение запасов, приходящихся на единицу времени:

                                                                                                                         

Это и будет целевой функцией, минимизация которой позволит указать оптимальный режим работы склада.

Требуется найти объект заказываемой партии Qonт., при котором минимизируется функция средних затрат склада за единицу времени, т. е. функция Z1(Q). На практике величины Q часто принимают дискретные значения, в частности, из-за использования транспортных средств определенной грузоподъемности; в этом случае оптимальное значение Qonт. находят перебором допустимых значений Q. Если считать, что ограничений на принимаемые значения Q нет, тогда задачу на минимум функции Z1(Q) можно решить методами дифференциального исчисления:

                                                     

откуда находится точка минимума Qonт:

      

                                                                                       (2)

Эта формула называется формулой Уилсона по имени английского ученого-экономиста, который вывел ее в 20-х гг. XX столетия.

Оптимальный размер партии, рассчитываемый по формуле Уилсона, обладает характеристическим свойством: размер партии Q оптимален тогда и только тогда, когда издержки хранения за время цикла Т равны накладным расходам К.

Действительно, если , то издержки хранения за цикл равны

                      

 

Обратно, если издержки хранения за цикл равны накладным расходам, т. е.                           

 то                               

Используя формулу Уилсона (2) с учетом сделанных ранее предположений об идеальной работе склада, можно получить ряд расчетных характеристик работы склада в оптимальном режиме:

оптимальный средний уровень запаса

                  

                                                           (3)

оптимальная периодичность пополнения запасов

                                 

                                                              (4)

оптимальные средние издержки хранения запасов в единицу времени

                                                       (5)

3.3.  Стратегия управления запасами

Оптимальное управление запасами – выбор таких объемов и моментов поставок, когда суммарные издержки на функционирование системы снабжения будут минимальными.

Простейшие стратегии:

  1.  периодические (со временем контроля Т);
  2.  по критическим уровням (H, h, yi – текущий уровень запаса q).
    1.  Стратегия постоянного уровня.

В данном случае через каждый интервал контроля Т запас пополняется до верхнего уровня.

q1  q2  q3  const

q* опт = H – yтек

 y1,2 – текущие уровни

2. Стратегия фиксированного объема поставок.

 Q* = const  

q1 = q2 = q3 = const

 

3. Стратегия с контролем за текущим уровнем.

  1.  если y h, то: - y h q* = const

- y h q* = 0 (не заказываем сырье)

  1.  если y h, то: - y h q* = H – yтек 

- y h q* = 0  

3.4  Детерминированная  модель управления запасами с  фиксированным спросом

Данная модель называется моделью экономики выгодных размеров поставок.

Начальные условия (ограничения):

  1.  Известны моменты поступления заявок.
  2.  Интенсивность расходования ресурсов (скорость).
  3.  Поставки мгновенны.
  4.  Отсутствие дефицита.

Введем обозначения:

- интенсивность спроса;

k – затраты на оформление;

h – затраты на хранение единицы продукции в единицу времени;

q – объем поставок (размер партии сырья).

- период времени, в течение которого полностью расходуется сырье.

F(q) – суммарные затраты на функционирование системы снабжения

q/2 – оптимизация ведется по среднему уровню;

q* -  оптимальный размер заказа.

Для нахождения F* нужно взять частную производную целевой функции F(q) по оптимизационному параметру q.

Из данной формулы находим q*:

формула Уилсона (оптимального заказа).

Данный заказ необходимо разместить для выполнения через время

Оптимальные затраты можно определить по формуле

- это затраты на единицу продукции.

3.4.  Модель управления запасами при случайном спросе

В данном случае интенсивность расходования ресурсов - величина случайная со своим законом распределения, то есть известно P(), F() , тогда в данной ситуации возможны случаи:

  1.  q -   0

  1.  
  2.  h – затраты на хранение единицы продукции в единицу времени;
  3.  k – затраты на размещение (оформление) ресурсов, сырья.

Так как - величина случайная, то ( q - ) и  ( - q) будут величины случайные, поэтому оптимизация и функция цели будут находится как для случайных величин.

Функция цели будет представлять собой математическое ожидание от суммы слагаемых. Одно из них представляет собой математическое ожидание затрат на размещение заказа; другое математическое ожидание затрат на хранение ресурсов.

Известно, что оптимальное размещение запасов можно найти из системы неравенств:

Методом линейной интерполяции определяется q*.

3.5. Модель управления запасами с ограничениями на складские помещения

Данная модель многопродуктовая с n-видами сырья.

Введем обозначения для данной модели:

qi – размер объема заказа на сырье i – вида ();

А – максимальный размер складских помещений для сохранения n-видов продукции;

аi – размер площади, необходимой для хранения продукции i – вида;

i – интенсивность спроса на сырье i – вида;

ki – затраты на размещение заказа на поставку сырья, продукции i – вида;

hi – затраты на сохранение единицы сырья (продукции) i – вида.

Данная модель от вышеизложенной отличается наличием ограничений на складские помещения и выглядит так:

 

 

qi / 2 – оптимизация по среднему уровню запасов

Данная ЭММ решается с помощью метода множителей Лагранжа. Полученная функция путем добавления в целевую функцию слагаемого, состоящего из системы ограничений и множителя , называется Лагранжианом.

 (*)

Для того, чтобы найти qi* и оптимальное значение *, необходимо взять частные производные по qi и Лагранжиана (*).

    (1)

  (2)

из формулы (1) определяем  - оптимальный размер заказа.

Оптимальный размер заказа при ограничении ai определяется путем последовательного расчета для разных значений qi и . Методом линейной интерполяции по значениям, представленным в промежуточной таблице, находится коэффициент и оптимальное значение qi*.

        4.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНОЙ  СИСТЕМЫ

      4.1. Общие  понятия  об  информационных  системах

Для   наиболее   эффективного   управления   работой   предприятия   необходимо   иметь   достаточную   информацию   о   положении   дел   на   предприятии   и   возможность   оперативного   реагирования   на    изменения   ситуации.   Для   этого   руководитель   и   другие   ответственные   лица   должны   постоянно   иметь   свежую   и   достоверную   информацию.    Возникает   необходимость   организации   управления   работой   предприятия   таким   образом,    чтобы    обеспечить   быструю    и   надежную   связь   между   различными   служащими   для   их    наиболее   четко   слаженного   взаимодействия.

Предъявляемые    современными    условиями   требования   к   системам   управления   могут   быть   удовлетворены   лишь   при   помощи   современных   средств    автоматизации   управления.   Опыт   показывает,   что   в   наше   время   при   решении   этих    задач   не   обойтись   без   помощи   компьютерной   техники,   позволяющей  в   наиболее   удобной   форме   хранить   и   представлять   пользователям   интересующую   их   служебную   информацию.   Для   наиболее   слаженной   работы   различных   служб   предприятия   компьютеры   удобно   объединять   в   т.н.   локальные   вычислительные   сети,   позволяющие   осуществлять    связь   между   различными   пользователями   этой   сети,   находящимися   на   некотором   расстоянии   друг   от   друга   (обычно,   в   разных   помещениях   одного   здания).   Однако  такие   сети   требуют   для   своей   работы   соответствующего   программного   обеспечения,   необходимого    для   обеспечения   работ   вообще   подобной   сети   и   отражающего   специфику   работы   данного   предприятия.   Кроме   того,   к   такому   программному   обеспечению   предъявляются   такие   требования   как   удобство   доступа   к   необходимой   информации,   простота   в    обращении   и   защита   от   несанкционированного   доступа   к   конфиденциальной   информации,   а   также,   защита   от   порчи   различного   рода   программными   вирусами.

В самом обобщенном виде информационная система (ИС) - это  набор связанных между  собой  компонентов, который собирает, обрабатывает, сохраняет и распространяет информацию для поддержки  деятельности организации.   На  уровень информационных  систем  влияет два фактора:

- уровень научно-технического развития организации, т.е.  насколько    современны используемые технологии ;

-   размер  организации и существующая в ней культура.

Последний фактор является определяющим, поскольку именно от  него будет зависеть первый. Действительно,  усложнение  информационных систем растет пропорционально росту формализации культуры и  увеличению размера организации. Например, на малой фирме с ограниченным кругом задач, где в  ходу простые и неформальные  отношения рядовых сотрудников  с  ее  управляющими, зачастую отсутствует потребность в сложных ИС. И  наоборот, в больших организациях с сильно разветвленной структурой такие системы  являются жизненной необходимостью. Основная задача ИС для менеджера - поддержка принятия решений и управление потоками входящей/исходящей информации.

Общая схема информационных систем:

Входные данные -> Обработка -> Конечная информация

Основные  типы  информационных  систем, используемых  в  процессе   управления  и  принятия  управленческих  решений 

Таблица.1.

Тип  ИС

Назначение

Характеристика

СПФО

(система поддержки финансовых операций)

поддержка финансовых операций

детализированная, стан-дартизированная обработка финансовых данных

УИС

(управленческие информационные системы)

    поддержка управления

регулярные, повторя-ющиеся операции со статичной структурой и стабильной технологией

СППР

(системы поддержки принятия решений)

      поддержка принятия   решений

предоставляет больше воз-можностей, нежели обыч-ная ИС, более гибкая и настраиваемая под кон-кретные потребности

СПДАВМ

(система поддержки деятельности аппарата высшего менеджмента)

поддержка  деятельности  аппарата    высшего менеджмента

системы структурирования высокого уровня, высокая надежность и достоверность

 

Содержание и требования, предъявляемые к информации

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми  подразделениями предприятия осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах связи.

В деятельности коммерческих структур, представляющих собой комплексы большого числа повседневно связанных и взаимодействующих подразделений, передача информации является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для многих предприятий внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных подразделений по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия соответствующих решений.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:

— по объекту и качеству — краткость и четкость формулировок, своевременность поступления;

— по целенаправленности — удовлетворение конкретных потребностей;

— по точности и достоверности — правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

Значение внутрифирменной системы информации

Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации на базе компьютеров, объединенных в единую внутрифирменную локальную вычислительную сеть

Управленческая   внутрифирменная   информационная   система   представляет   собой    совокупность   информационных   процессов,  необходимых  для   удовлетворения   потребности  в информации   разных   уровней   принятия   решений.   

Информационная   система   состоит   из   компонентов   обработки   информации,   внутренних   и  внешних   каналов   передачи.

 

                                информационная система

 

 

 

 

        внутренний канал                                                 внешний канал

 

 

 

                                             ОБРАБОТКА

 

 

                                            НАКОПЛЕНИЕ

 

 

                                              ХРАНЕНИЕ

 

 

                                                 ВЫДАЧА

 

                                             ПРИМЕНЕНИЕ

 

 

Важную   роль   в   исполнении   информации   играют  способы   ее   регистрации,   обработки,   накопления   и   передачи;   систематизированное   хранение   информации   и   выдача   ее   в   требуемой   форме;   производство   новой   числовой,   графической   и   иной   информации.

В   80-е   годы   произошел   переход   от   отдельных   управленческих   информационных   систем   к   созданию   единой   внутрифирменной   системы   сбора,   обработки,   хранения   и   представления   информации.   

В   современных   условиях   в   крупных    организациях   созданы   и   эффективно   действуют   информационные   системы,   обслуживающие   процесс   подготовки   и   принятия   управленческих   решений   и   решающие   следующие   задачи:   обработка   данных,   обработка   информации,   реализация   интеллектуальной   деятельности.

Для   определения   эффективности   внутрифирменной  системы   управления   на   многих   предприятиях   в   учете   и   отчетности   стал   использоваться   показатель — отношение   получаемой   прибыли   к   затратам   на   технические   средства   и   обеспечение   функционирования   внутрифирменной   системы   информации.

 

Основными   принципами  и целями внутрифирменных систем информации являются:

1.Определение требований к содержанию информации и ее характеру в зависимости от целенаправленности;

2.Выработка системы хранения, использования и предоставления информации в централизованном и децентрализованном управлении;

3.Определение потребностей в технических средствах (в том числе, в компьютерной технике) на предприятии в целом;

4.Разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;

5.Автоматизированная обработка и выдача текстовой информации;

6.Автоматизация административно-управленческого труда на основе использования компьютерной техники.

Важными задачами внутрифирменной системы управления являются:

— координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов  на  высшем уровне  управления  и в производственных отделениях в целях  повышения   качества  и  своевременности   поступления   финансовой информации по предприятию в целом;

— определение   основных   направлений   системы   сбора, обработки  и хранения  первичных  данных;

— определение основных направлений  развития  технологии  обработки информации.

Определение   потребностей   каждого  руководителя в необходимой ему конкретной   информации  —  чрезвычайно   сложная   задача,  и  ее  решение зависит  от  опыта  и  функций  руководителя,  а  также, от  его полномочий в принятии управленческих решений.

Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и накладные расходы, значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ, обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование.

      4.2. Описание   потоков   информации

Как уже отмечалось выше, непременным условием повышения эффективности деятельности предприятия является оптимальная информационная технология, т.е. сочетание процедур, реализующих функции сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации в организационной структуре с использованием средств вычислительной техники, или, иными словами, совокупность  процессов  циркуляции и переработки информации  и  описание этих процессов.

Так - как основным  направлением  деятельности   ОАО “СТИЛЬ”  является экспорт готовой продукции и сотрудничество с инофирмами осуществляется по давальческой схеме, следовательно  основной и наиболее важной информацией,которая обращается в пределах  отдела сбыта и подлежит обязательному учету,является информация о фирмах-заказчиках,объемах и сроках выполнения заказов,их суммарной стоимости,количестве   и  комплектности   сырья,  полученного  от  инофирм.

Главным документом, служащим источником данной информации и регламентирующим работу отдела в целом,является контракт( и его приложения),  заключаемый  предприятием “СТИЛЬ” с одной стороны и инофирмой-заказчиком – с другой. Кроме того, контракт выступает  непосредственным  описанием  принципа  работы  по  давальческой  схеме.

       Ниже кратко изложены   наиболее  значимые  пункты  контракта.

                             1.Предмет контракта

1.1. Заказчик (инофирма) поставляет исполнителю (ОАО”СТИЛЬ”) давальческое сырье - ткань, фурнитуру, этикетки,лекала,упаковку и др.,для ее дальнейшей  переработки (пошива швейных изделий) с целью получения готовой продукции от исполнителя.                                                                                              

Готовой продукцией,согласно данному контракту, стороны  условились считать пошитые соответственно с заказами  изделия  женской  верхней одежды,упакованные и подготовленные к дальнейшей транспортировке и реализации заказчиком.

1.2.  Товаром являются услуги по пошиву швейных изделий из давальческого   сырья   заказчика.

1.3.  Заказчик выплачивает исполнителю стоимость товара,указанную в приложениях  к  контракту

                          2. Количество товара

Исполнитель в процессе переработки давальческого сырья обязуется изготовить и поставить заказчику швейные изделия в количестве, указанном в контракте.

                        3. Сроки и условия поставки

3.1. Для  выполнения заказа заказчик поставляет давальческое  сырье автомобильным транспортом  на условиях DAF-граница  Украины согласно правилам “ИНКОТЕРМС-2000”.

Давальческое сырье предоставляется исполнителю в количестве, достаточном для полного выполнения заказа.

3.2 Исполнитель поставляет готовые изделия,изготовленные из давальческого сырья заказчика, не позднее 90 календарных дней с даты  оформления грузовой декларации на импорт в Украину соответствующей партии давальческого сырья.

3.3   Заказчик сообщает исполнителю дату отгрузки сырья и материалов, и, в течении 2 дней, передает по факсу счет-проформу и CMR на сырье, отгруженное в адрес исполнителя.Сообщение содержит следующую информацию: количество отгруженного сырья,стоимость,ожидаемую дату прибытия  в  пункт  назначения.

3.4.   Отгрузка готовых изделий осуществляется согласно номенклатуре, которая содержится в приложениях к контракту.

                     4. Цена и общая стоимость контракта

4.1. Стоимость давальческого сырья и цены на услуги по пошиву  указаны в приложениях к контракту.Остаточная цена за пошив  единицы изделия указывается в дополнительном соглашении о ценах, которое  составляется   при   отгрузке   каждого  выполненного  заказа.

4.2.  Общую стоимость контракта составляет  суммарная стоимость всех готовых   изделий, указанных  в  приложениях.

4.3. Валютой контракта стороны  определили  ЕВРО.

                      5.  Условия платежей 

Оплата за выполненные исполнителем  услуги по пошиву осуществляются заказчиком  банковским  переводом  в течении 20 календарных   дней  с   даты  получения   им   готовых   изделий.

                      6. Условия сдачи-приемки товара

6.1.  Сдача - приемка  готовых  изделий осуществляется  согласно  кодам УКТ ЗЕД, указанных в приложениях , по количеству- согласно товаросопроводительным  документам: счету, сертификату происхождения товара,  по   качеству -  согласно  образцу  заказчика.

6.2.   При поступлении давальческого сырья исполнитель обязан  немедленно  осуществить  количественую  и  качественную  приемку. О любом  расхождении с указанным количеством  в счетах  или  упаковочных листах  ноебходимо  сообщить  заказчику. Также  подлежат  проверке  нормы использования  ткани  и  фурнитуры.

6.3.   Если  качество  швейных изделий  окажется не  соответствующим  согласованной  сторонами  нормативно – технической  документации,заказчик имеет право отказаться от  приемки  изделий и оплаты  стоимости их изготовления, а также потребовать от изготовителя  устранения  брака  за  свой  счет.

6.4. Исполнитель  не  несет ответственности  за  последствия, вызванные  некачественным  сырьем. Если в процессе  обработки  обнаружен  брак  сырья, заказчик  должен  быть  немедленно  уведомлен об этом.  Возврат некачественного сырья  заказчику  осуществляется на основании акта, составленного  компетентной  нейтральной  организацией  или  акта разбраковки, составленного  в  присутствии  обеих  сторон.

Полный  текст  контракта  представлен  в  приложениях    к   данной    дипломной    работе.

Основным  источником   информации   о  получаемых   прадприятием   заказах  являются   приложения   к   контрактам. Наиболее  полные  данные  о  содержании  заказа  и  поставляемом  давальческом  сырье, необходимом  для  его  выполнения,   содержит  счет-проформа  (входящая информация):

                       Счет-проформа: 01562 от 18.02.2005 Страница ... из ...  

Адрес заказчика

Получатель               Исполнитель

Стиль                    Стиль                                                                                

ул.Ватутина, 89         ул.Ватутина, 89               

                                                                       

УКР-91040  Луганск      УКР-91040  Луганск                                                           

Налоговый номер

   Модель            

Наименование     

Номер счета       

Таможенный код  

   Штук      

  Услуги  

 Итого    услуг      

   Срок

Артикул №

Наименование сырья

Количество

Цена за единицу

(евро)

Общая стоимость

(евро)

Вес нетто

(кг)

Таможенный код

Страна

Ширина ткани

Вес брутто (кг)

Выходная  форма  данного документа (исходящая информация):

Исполнитель:

ОАО “Стиль”  Луганск 91040,ул. Ватутина 89

Заказчик:

           СЧЕТ-ПРОФОРМА

Стр.1

Счет-проформа №   

   Дата

        В том числе загрузка,упаковка-  

 

В том числе загрузка,упаковка-  

 

 

Модель №

Наименование

Кол-во    шт.

Стоимость услуг по пошиву ед. изд.  ЕВРО

Общая стоимость услуг

ЕВРО

Стоимость даваьч. сырья/ед.

изд

ЕВРО

Общая стоимость сырья

ЕВРо

Общая стоимость ед. изд.

ЕВРО

Общая стоимость готов. изделий

ЕВРО

Вес брутто/вес нетто,кг

 

Кол-во грузовых мест:

Вес брутто              кг

Вес нетто               кг

Таким  образом, наличие непрерывного и достаточно большого потока входящей и исходящей информации и сложного  документооборота, а также  необходимость  постоянного  контроля  и  учета  процесса    производства   и  его  результатов обуславливает необходимость  применения  компьютерных  информационных  технологий  в процессе  деятельности   ОАО ”СТИЛЬ”.  Для  данных   целей   в рамках  деятельности  отдела  сбыта  предприятия   организованна  работа   с  базами  данных,  автоматизированная   обработка   и   учет   документов.

4.3. Назначение разработки

Автоматизированная информационная система (АИС) планирования деятельности отдела сбыта будет обеспечивать создание информационной базы  о  полученных  предприятием  заказах, осуществление контроля, учета и систематизации информации о поставках  сырья и  отгрузке готовых изделий, производимых  на  предприятии, а также выполнять  анализ  обеспеченности  производства  необходимым  сырьем.

Разрабатываемое ПО может быть использовано как руководителем предприятия, так и начальниками цехов, для ведения учета поставок,отгрузок  и сроков  выполнения  заказов.

      Разрабатываемая автоматизированная система должна будет реализовать следующие функции:

  1.  Обеспечение ввода данных о поставках давальческого сырья на предприятие;

Анализ введенной информации;

Анализ  обеспеченности техпнологического процесса необходимым сырьем;

Анализ  сроков   выполнения заказов;

Организация печати документации, связанной с организацией поставок, отгрузок (бланк счета-проформы, заказа,отчеты).

Требования к составу и параметрам технических средств

Создаваемый программный продукт должен функционировать, легко инсталлироваться, настраиваться и корректно работать  при выполнении следующих требований:

-  конфигурацией персональных компьютерах:

  •   IBM PC/AT совместимых ПЭВМ не ниже Pentium 100;
  •   Объем ОЗУ не менее 64 мегабайт;
  •    Объем необходимого дискового пространства - не менее 10 мегабайт.

Требования к информационной и программной совместимости:

  •  наличие операционной системы типа Windows 98, Windows 2000,ME,XP и совместимых с ними;

    4.4  Проектирование  логической  структуры  данных

Выбор логической модели данных

Иерархическая модель данных

Иерархическая модель  данных представляет собой иерархию в виде дерева. Данная модель данных базируется на сегменте, который представляет собой совокупность полей, характеризующих данный сегмент. Сегменты различаются по типу, а каждый тип характеризуется фиксированной длиной и конкретным разбиением на поля данных. Два связанных сегмента, расположенных на смежных уровнях называются исходным (более высокого уровня) и порожденным (более низкого). Иерархическая запись – система взаимосвязанных сегментов, в которой каждый порожденный сегмент представлен столько раз, сколько необходимо для полного раскрытия данного сегмента. В иерархической структуре есть сегмент, который не имеет исходного и называется головным или корневым. В этом сегменте обычно располагается идентификатор объекта, свойства которого раскрываются в сегментах второго и более низких уровней иерархии.

Для реализации данной модели на физическом уровне используется ряд стандартных методов размещения данных на запоминающих устройствах, которые могут размещать сегменты следующими иерархическими способами доступа: последовательный, индексно-последовательный, прямой, индексно-прямой. В соответствии со способами размещения сегментов устанавливается порядок доступа к ним. Установленный порядок доступа к сегментам обуславливает процедурность языка запросов и требует от пользователя знания путей доступа к данным, проходящим по ветвям дерева иерархической записи. Что является одним из недостатков данной модели. В качестве других недостатков можно отметить следующие:

Сложность реализации “многие ко многим”, требующая избыточности данных на физическом уровне, что приведет к нежелательному и не оправданному увеличению базы  данных (БД);

требование повышенной корректности к операции удаления, поскольку удаление исходного сегмента влечет за собой удаление порожденных;

доступ к любому порожденному сегменту возможен только через исходный, что увеличивает время ответа а запрос к БД.

В связи с тем, что иерархическая модель обладает большим количеством недостатков она не будет применятся для моделирования разрабатываемой системы.

                  Сетевая модель данных

Сеть – более общая структура в сравнении с иерархией. Узлами сети являются отдельные экземпляры записи. Узлы записи являются единицей доступа к БД. Поскольку отдельный узел может иметь несколько непосредственно старших узлов, так же, как и несколько непосредственно подчиненных, то данная структура обеспечивает прямое представление отношения “многие ко многим”. Для связи между записями-узлами существует связующая запись, все экземпляры которой помещаются в цепочку для связи двух экземпляров.

Основной конструкцией сетевой модели данных является набор. Для каждого типа набора, определяемого в схеме, должен  быть указан определенный тип записи владельца набора, а так же произвольное число типов записи членов набора. Каждый экземпляр набора состоит из одного экземпляра-владельца и одного или более экземпляров записей - членов.

Каждый экземпляр записи-набора представляет иерархические связи между экземпляром записи-владельца и соответствующими экземплярами записей-членов. Это является следствием того ограничения, что ни один экземпляр записи-члена из набора на может принадлежать более, чем одному экземпляру набора. Способ, которым каждый экземпляр записи владельца связывается с соответствующими экземплярами записей-членов, определяется в схеме сети. Одним из способов организации таких связей является установление цепочки указателей, выходящих из экземпляра записи-владельца, проходящих через все экземпляры записей-членов и возвращающихся обратно к экземпляру записи-владельца, что обеспечивает высокую скорость обработки запросов.

Главный недостаток сетевой модели заключается в сложности структур памяти. Пользователь должен знать, какие цепочки существуют и какие отсутствуют. В результате язык запросов процедурный и требует программистских навыков.

         Реляционная модель данных

Реляционная модель – множественное отношение которое представляет собой подмножество декартова произведения списка доменов. Домен – это множество значений, из которого извлекаются значения для данного атрибута. Другими словами в основе реляционной модели лежат простые таблицы, которые удовлетворяют определенным ограничениям, а потому могут рассматриваться как математические отношения. Строки таких таблиц называются кортежами, имена столбцов – атрибутами. Следует отметить, что все кортежи различны, а порядок столбцов произволен, чем упрощается процесс обработки кортежей. В отношении (таблице)  выделяется несколько атрибутов, однозначно идентифи-цирующих кортежи и называемых ключами.

     Особенность реляционной модели заключается в том, что в отличии от сетевой и иерархической моделей реальные объекты и взаимосвязи между ними представляются в базе данных единообразно в виде нормализованных отношений .

Достоинства реляционной модели можно разделить на две группы:

  1.  достоинства для пользователя:

реляционная БД представляет собой набор таблиц с которыми пользователь привык работать;

не нужно помнить пути доступа к данным и строить алгоритмы и процедуры обработки своего запроса;

реляционные языки легки для изучения и освоения, в то время как языки общения с иерархической и сетевой моделями предназначены для программистов и мало пригодны для пользователей;

  1.   достоинства обработки данных реляционной БД:

связность. Реляционное представление дает ясную картину взаимосвязей атрибутов из различных отношений;

точность. Направленные связи в реляционной БД отсутствуют. Отношения по своей природе обладают более точным смыслом и поддаются манипулированию с использованием таких средств, как алгебра и исчисление отношений [5], обеспечивающих наглядность и гибкость модели данных;

гибкость. Операции проекции и объединения [17] позволяют разрезать и склеивать отношения, так что программист может получать разнообразные файлы в нужной форме;

секретность. Контроль секретности упрощается. Для каждого отношения имеется возможность задания правомерности доступа, засекреченные показатели можно выделить в отдельные отношения с проверкой прав доступа.

простота внедрения. Физическое размещение однородных (табличных) файлов намного проще, чем размещение иерархических и сетевых структур.

независимость данных. БД должна допускать возможность   расширения, т.е. добавления новых атрибутов и отношений.

Вывод: поскольку среди перечисленных логических моделей данных реляционная обладает  значительными преимуществами и малыми недостатками, то она и будет взята в основу для построения  системы управления  базой    данных  (СУБД).

   Выбор концептуальной модели

Для выбора концептуальной модели данных рассмотрим три их разновидности:

Семантическая модель;

Фреймы;

Модель “сущность-связь”.

Семантическая модель основывается на построении семантической сети. Под семантической сетью понимают ориентированный граф, состоящий из помеченных вершин и дуг и задающий объекты и отношения предметной области. Семантические сети обладают рядом достоинств, а именно:

Описание объектов предметной области происходит естественным языком;

Все записи, поступающие в БД накапливаются в относительно однородной структуре.

Но несмотря на эти преимущества, семантическая модель данных обладает рядом недостатков, один из которых и наиболее существенный, заключается в том, что построение реляционной модели данных на основе семантических сетей затруднено.

Фреймы выражаются структурами данных с привязанными процедурами обработки этих данных. Фреймы могут быть следующих видов: событийные, характеристики, логические предикаты. Использование фреймовой модели так же нецелесообразно, поскольку данная модель не отражает типы связей [14] в реляционной модели данных.

Модель “сущность-связь” описывается в терминах сущность, связь, значение. Сущность – понятие которое может быть идентифицировано. Связь – соединение сущностей. Различаются сущности трех основных классов: стержневые, ассоциативные и характеристические. Стержневая сущность – это независимая сущность (ей свойственно независимое существование). Ассоциативная сущность или ассоциация рассматривается как связь между двумя или более сущностями типа "многие -ко- многим" или подобные им. Характеристическая сущность (или характеристика) представляет собой сущность, единственная цель которой, в рамках рассматриваемой предметной области, состоит в описании или уточнении некоторой другой сущности. Связи  между сущностями могут быть трех типов: “один к одному”, “один ко многим”, “многие ко многим”. данные типы связи присущи реляционной модели, как и сущности, которым в реляционной модели соответствуют таблицы.

 В связи с тем, что модель “сущность-связь” наиболее близка по принципам организации к реляционной модели и реализация последней на основе первой наиболее удобна, то в качестве концептуальной модели выбрана модель “сущность-связь”.

  

4.5. Структура  базы  данных

Проектирование  языкового представления

Логическая      модель       проектируемой    АИС     представлена    в    таблице 2.                            

                                                                                                           Таблица 2.

№ п/п

Наименование поля

Примечание

ЗАКАЗ

1.

Kod_id

Уникальный ключ заказа

2.

Date

Дата заключения контракта

3.

Name

Наименование  фирмы-заказчика

4.

Terms

Срок выполнения заказа

5.

Value_mat

Стоимость давальческого сырья

6

Value_work

Общая стоимость  услуг

НОМЕНКЛАТУРА УСЛУГ

1

Kod_id

Уникальный ключ

2.

Kod_zakaz

№  заказа

3.

Kod_model

Уникальный ключ модели

4.

Kol_model

Кол-во единиц данной модели

5.

Term

Срок пошива

6.

Price

Стоимость пошива ед. изд.

НОМЕНКЛАТУРА СЫРЬЯ

1.

Kod_id

Уникальный ключ

2.

Kod_mat

Уникальный ключ сырья

3.

Kod_zakaz

Уникальный  код  заказа

4.

Kol_sklad

Количество ед. на складе

МОДЕЛИ

1.

Kod_id

Уникальный ключ модели

2.

Name

Наименование модели

3.

Tarif_number

Таможенный код

4.

Form_number

Номер счета

МОДЕЛЬ-СЫРЬЕ

1

Kod_id

Уникальный  ключ

2

Kod_mod

Уникальный ключ модели

4.

Kod_sirya

Уникальный ключ сырья

5.

Kol_sir

Расход сырья на ед. изделия

СЫРЬЕ

1.

Kod_id

Уникальный ключ сырья

2.

Name

Наименование

3.

Price

Цена за ед.

4.

Netto

Вес нетто,кг

5.

Made_in

Страна-производитель

6.

Tarif_number

Таможенный  код

Проектируемая  АИС  представляет  собой  базу  данных, состоящую набор  взаимосвязанных  между  собой   таблиц. Их  описание  приведено ниже.           

       Таблица “Заказы”  содержит  информацию о  текущих  заказах, полученных  предприятием  от  инофирм  согласно  описанным  выше  условиям  контракта.

В  таблице “Номенклатура  сырья”  находится  информация о комплектности   давальческого  сырья  для  выполнения  данного  заказа.

Таблица “Номенклатура  услуг” характеризует  набор  информации о предоставляемых  услугах  по  пошиву  моделей  согласно  заказу.

Таблица  “Модель-сырье”  отражает   расход  различных видов  сырья  на  пошив  каждой модели  заказа.

В  таблице  “Сырье”   предоставлена  подробная  информация  о  поставляемом  на  предприятие давальческом  сырье.

Ключевыми  сущностями   разрабатываемой  модели  выступают : ЗАКАЗ, МОДЕЛЬ, СЫРЬЕ. Между  ними  устанавливается  связь  “один ко многим”.

Структура  проектируемой  базы  данных  представлена  на  рисунке 3.    

   5. ПРОГРАММНАЯ  РЕАЛИЗАЦИЯ

  5.1. Алгоритм  работы  АИС

Разработанный  алгоритм  описывает  принцип функционирования  разрабатываемой  автоматизированной  системы  и  порядок  анализа  информации  о  поступающих  заказах, обеспеченности  технологического процесса  необходимым   сырьем, необходимости  дополнительных  поставок  давальческого   сырья   в   случае  его  недостатка   на   складе. В    результате  работы  алгоритма  система  позволяет  получить  данные  о  наличии   сырья,

                                         Рис.3. Структура  базы  данных.

необходимого  для   пошива каждой модели, содержащейся в заказе, проанализировать  степень  выполнения   текущего  заказа,   сформировать отчетные  документы  по  полученным  заказам, поставкам  давальческого  сырья  и   отгрузке  готовых  изделий   заказчику.

Алгоритм  работы  автоматизированной  информационной системы   деятельности  отдела  сбыта  ОАО  ”СТИЛЬ”  изображен  на  рисунке 4.

                               Рис 4.  Алгоритм  работы  системы

     5.2. Анализ  и  выбор  программных средств разработки АИС.

Современные средства разработки ПО характеризуются большим разнообразием критериев, используюя которые разработчик имеет возможность автоматизировать процесс разработки приложений.

Среди  них  можно  выделить  следующие параметры:

поддержка объектно-ориентированного стиля программирования;

возможность использования CASE-технологий, как для проектирования разрабатываемой системы, так и для разработки моделей реляционных баз данных;

использование визуальных компонент для наглядного проектирования интерфейса;

поддержка БД;

возможность использования алгоритмов реляционной алгебры для управления реляционными базами данных;

возможность синхронизации составных частей проекта (предоставляется при разработке больших программных комплексов).

Вышеперечисленными свойствами обладают языки программирования, например: Delphi, Visual C++, Borland С++ Biulder, Visual FoxPro  и другие.

Каждое из этих средств содержит весь спектр современного инструментария, который был перечислен ранее. Главное отличие состоит в области использования рассматриваемых средств.

При создании программного продукта для  разрабатываемой АИС  главным критерием выбора программных средств разработки являлись:

скорость разработки приложений;

возможность быстрого внесения изменений в программу;

возможность редактирования и просмотра БД, используя средства разработки.

Исходя из приведенных требований,можно выделить следующие характеристики средств разработки программного обеспечения:

Наличие опыта разработки с использованием данного программного продукта;

Требования  по ресурсам;

Поддержка операционной системы;

Наглядность разработки интерфейса;

Предоставляемые возможности работы с базами данных;

Доступность;

Скорость работы разработанного программного обеспечения;

Обработка исключительных ситуаций;

Время создания разработанного программного обеспечения;

 Удобство эксплуатации;

В рамках данного курсового проекта система должна быть реализована в среде FoxPro. И эта система  вполне  подходит  для  составления  программы,  обслуживающей проектируемую систему, а именно:

  •  СУБД является специализированной программой для работы с реляционными БД, что  значительно  упрощает  процесс даталогического проектирования;
  •  У нее довольно мощный язык, удобный для программирования при-ложений средней сложности;
  •  Наличие большого количества мастеров позволяет быстро создавать удобный  для  конечных  пользователей  интерфейс, формировать наглядные отчеты
  •  Эта система очень нетребовательна к аппаратным ресурсам и может выполняться на любом компьютере на котором установлена система Windows  (и сама СУБД)
  •  Отдельные утилиты позволяют создавать конечный исполняемый файл, и тогда это очень значительно упрощает распространение программы.

 

5.3. Описание   пользовательского   интерфейса

Работа с базой данных начинается с главного  меню  (Рис. 5).

  Рис. 5. Главное меню системы

Главное меню формы содержит пункты для доступа к нужной информации, содержащейся в базе данных. Так, выбрав из пункта меню Заказы, подпункт «Просмотреть» откроется следующая  форма   (Рис. 6).

 

                                   Рис. 6.    Форма учета  заказов

Данная форма предназначена для отображения данных об учете поступающих  на  предприятие  заказов  от  инофирм. Для   каждой   позиции  заказа   доступна краткая информация (номер  модели, наименование, количество, стоимость услуг по пошиву единицы  изделия, по  пошиву  указанного количества моделей, стоимость предоставленного давальческого сырья ), расположенная в таблице, и общая  информация о  заказе: номер заказа, дата заключения  контракта  с  инофирмой, наименование  заказчика, итоговое количество  готовых  изделий, общая  стоимость  услуг  по  пошиву,общая  стоимость  давальческого  сырья, срок  выполнения  заказа.  

        Нажатие  кнопки “Отчет” позволяет просмотреть или вывести на печать  документ, соответствующий  содержанию   входящего  счета-проформы (см. Приложение).

       При  нажатии  кнопки  “Склад”  отображается  форма (рис.7), содержащая  информацию  о  необходимом  для   изготовления  каждой   модели   заказа   сырье  и   его  комплектности.. Данные  графы  “остатки   на  складе”  свидетельствуют  о  степени обеспеченности  технологического  процесса  сырьем. При  отсутствии  или  недостаточном  количестве  необходимых  материалов  предусмотрена  возможность их  дополнительного  заказа. Для  этого  данная  форма  содержит  кнопку “Дополнительная   поставка”, вызывающая  форму  (рис.8) заполнения  заказа.  Эта  вспомагательная форма имеет следующее содержание: код  недостающего сырья, его  наименование,  необходимое  для  обеспечения  производства  количество,ожидаемая    дата   поставки.

Если  необходимость  дополнительной  поставки  материалов  отсутствует, то  при нажатии  кнопки  “Выполнение”  формы  “Обеспеченность”   открывается   форма, позволяющая  получить информацию  о  состоянии   выполнения   данного   заказа  ( рис. 9).

               Рис. 7.     Форма  учета  обеспеченности  производства

                                  Рис. 8.     Форма  заказа  на  сырье

     

На  основании  данных, отображенных  в  этой  форме, можно  сделать  вывод  о  том, насколько  сроки  изготовления  каждой  модели  данного заказа  позволяют  обеспечить  своевременное   производство  всей  партии  изделий  вцелом   согласно  условиям  заключенного с  заказчиком  контракта.  

 

                              Рис. 9.   Форма  состояния   выполнения  заказа.

                            

Кнопка  “Отчет”   обеспечивает  просмотр  и  печать  отчетного  документа, соответствующего  бланку  исходящего  счета - проформы       (рис. 10). Данный  документ  содержит  данные  о  выполненном  заказе  и  является основанием  для  формирования  пакета   документов  по  отгрузке  готовой  продукции  заказчику  и другим  экспортным   операциям    предприятия.

                        Рис. 10.    Отчетный  документ “Счет-проформа”

Выбор  пунктов  “Сырье”  и  “Модели”  главного  меню  позволяет  получить (внести)  информацию  о  всех  наименованиях  сырья  и материалов, поставляемых  на  предприятие, и  полный  перечень  производимых  изделий  соответственно.

Так, таблица “Сырье”  содержит  все  атрибуты  имеющихся  в  базе  данных  позиций  сырья:

 

                   

                           Рис. 11    Содержание  базы  данных  по сырью

Содержание  таблицы  “Модели”   представляет   собой   данные  о  всех  наименованиях  готовых  изделий, предоставляемых  для  пошива  согласно  заказам  инофирм:  

            Рис.  12.

Заключение

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом.

Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его полная или частичная автоматизация.

  Результатом  выполнения  данной  дипломной  работы  является  разработка  принципиального  алгоритма  функционирования  автоматизированной  системы   управления   работой  структурного подразделения  предприятия, анализ  методов, позволяющих  повысить  эффективность   его   деятельности    с   целью   дальнейшей  ее  оптимизации.    

      Была  спроектирована  концентуальная  модель и  логическая структура   базы  данных.

      Разработанная  автоматизированная  система  может  быть  дополнена  и  усовершенствована  в  плане  анализа   качества  предоставляемых  предприятием  услуг. В целом, созданный  программный  продукт  был  успешно  протестирован  и  допущен  к  использованию  в  рамках деятельности   объекта   исследования.    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66176. З’єднання однопроволочних проводів 2.4 MB
  Мета: Виконати з’єднання однопроволочних проводів різними способами та визначити переваги та недоліки запропонованих способів. Виконати з’єднання однопроволочних проводів за наступними схемами.
66177. Вивчення та заповнення форм технічної документації 181.5 KB
  В господарстві необхідно мати таку документацію: Журнал обліку електрообладнання Журнал обліку освітлювальних приладів і внутрішніх проводок Графік технічних обслуговувань на квартал Графік поточних ремонтів на рік...
66179. Лабораторная диагностика гриппа и ОРЗ 89 KB
  Выявлены в последние годы новые свойства возбудителя гриппа способность обмениваться генетической информацией с возбудителями гриппа животных и птиц длительное время сохраняться в организме человека...
66181. Розрахунок трудомісткості робіт експлуатації електрообладнання 259 KB
  Системою ПЗРЕсг установлюється періодичність технічного обслуговування і ремонту для всіх видів електрообладнання. В ній також указується і річні затрати праці для кожного типу обладнання і виду робіт в залежності від умов експлуатації.
66182. Вибрионы. Спирохеты. Жгутики у бактерий. Изучение подвижности 107.5 KB
  Актуальность темы. Знание морфологии вибрионов и спирохет имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных болезней. Изучение морфологии осуществляется как у окрашенных с помощью иммерсионного микроскопа...
66183. Лабораторная диагностика аденовирусных инфекций 77 KB
  На модели аденовирусов изучают важные молекулярно-биологические факторы. Немного позже у лиц с заболеваниями верхних дыхательных путей сопровождающихся конъюнктивитами были выделены другие типы аденовирусов. Диаметр вирионов аденовирусов 60–90 нм они содержат двунитчатую...