85697

Урок внеклассного чтения по методике критического мышления В. А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: учить детей строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, мышление, умение ставить вопросы к тексту, пересказывать прочитанное, характеризовать героев, воспитывать бережное отношение к природе.

Русский

2015-03-29

93 KB

2 чел.

Урок внеклассного чтения

по методике критического мышления

В. А. Сухомлинский

«Стыдно перед соловушкой»

(3 класс)

Задачи: учить детей строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, мышление, умение ставить вопросы к тексту, пересказывать прочитанное, характеризовать героев, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

I Оргмомент.

                                  Звени, звонок, зови, звонок

Мальчишек и девчонок на урок.

Сообщение задач урока.

  •  Сегодня у нас урок критического мышления. Чему учимся мы на таких уроках?

На таких уроках мы учимся не только читать, пересказывать, задавать вопросы по содержанию, главное – учимся понимать прочитанное, высказывать свои мысли, рассуждать.

II Изучение нового материала.

  1.  Работа над пословицей:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

  •  Ребята, на доске записана пословица. Раскройте её смысл. Как вы думаете, о чём мы будем читать и говорить на уроке?
  1.  Сообщение темы и задач урока.
  •  Сегодня мы с вами продолжим работать с произведением В. А. Сухомлинского. Прочитайте название. Как выдумаете, что мы будем читать сказку, рассказ или научное произведение? Докажите.

Все произведения В. А. Сухомлинского чему-то нас учат, значит мы будем читать поучительное произведение.

  1.  

Предугадывание текста по опорным словам.

  •  Судя по названию, без каких слов не может обойтись данное произведение?
  •  А теперь давайте отправимся в гости к бабушке Рассказушке и вместе с ней предугадаем содержание текста, который будем сегодня читать.

На доске:

Оля и Лида, в лес, сели…пообедать, запел соловей, боялись пошевельнуться, перестал петь, остатки еды, бросила под куст, положила в сумку, стыдно перед соловушкой.

  •  работа в парах-
  •  защита рассказов-
  1.  Работа с нарушенной последовательностью.
  •  Подтвердить наше предугадывание мы сможем в лаборатории писателя.

На доске:

  1.  Лида завернула в газету и положила в сумку.
  2.  … Сели отдохнуть и пообедать.
  3.  Оля собрала остатки своей еды и бросила под куст.
  4.  Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей.
  5.  Оля и Лида пошли в лес.
  •  Прочитайте предложения, можно ли сказать, что это текст? Почему?

Итак, мы начинаем работу с нарушенной последовательностью. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.

Прочитаем наше предугадывание. Верно ли мы его составили, поймём, когда прочитаем текст.

5. Словарная работа.

Соловей – буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.

Соловья баснями не кормят. (Пословица)

Соловьём разливается (говорит красноречиво, увлечённо). 

На Украине 2 вида – восточный и западный. Вес птицы до 28 гр. Гнездятся во влажных лиственных лесах и парках. Песня звонкая и мелодичная. Питаются насекомыми. Прилетают к нам в конце мая. Улетают в тёплые края в конце августа, начале сентября.

Очарованные

Произвести неотразимое впечатление на кого-нибудь, что – нибудь.

  1.  Физпауза. (музыка – песня соловья).

Утро. Тишина. Вдруг защёлкал соловей – чародей леса. И, кажется, будто притихший лес только и ждал его первой трели. Ожило, затрепетало, заговорило каждое деревце. Недаром о соловье говорят: « В лесном оркестре – он самая первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная».

  1.  Чтение текста по методике взаимных вопросов.

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно …перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

В. Сухомлинский

а) чтение 1части – вопросы буквального характера задают дети.

- Как вы думаете, о чём будет говориться во 2 части?

б) чтение 2 части – вопросы буквального характера задают дети.

в) чтение 3 части – вопросы  буквального характера задают дети.

- Почему девочке стало стыдно перед соловушкой?

  1.  Чтение молча. Проверка нарушенной последовательности. 6, 2, 4, 5, 3,1.
  2.  Повторное чтение «ручейком». Характеристика героев.

–Кто герои рассказа?

-Что вы можете рассказать о Лиде, об Оле?

Лида                                               Оля          _____________                ____________________                        ______________              ____________________

                          

  1.  Работа в группах. Продолжи рассказ, отвечая на вопрос:
  •  Как поступила Оля после слов Лиды?

III. Итог. Методика «Думайте – работайте в парах – обменивайтесь мыслями.

1.О чём думали во время чтения?

2.Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

3.Чему учит данное произведение?

Рассказ учителя.

Писательница Белла Дижур написала книгу о взаимоотношениях человека и природы. «Жалобная книга природы» - очень грустная книга. Многие её страницы даже страшные: « Под дымным колпаком», « Рыбные кладбища», « S O S – кричат леса».

Большую тревогу в разных странах вызывает такой вопрос: куда деть мусор? В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти 3 млн грузовиков, чтобы эту гору вывезти.

Мы с вами люди! А человек многое может! Он не только губитель природы. Он может и должен быть её садовником. Её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.

Ученик.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ученица.

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года

И особый в нём музыки ход.

И особое таинство цвета.                            

То с жестоким, то с добрым огнём.

Человек он зима или лето,

Или осень с грозой и дождём.

Всё вместил в себя. Вёрсты и время.

И от атомных бурь не ослеп.

Человек он и почва, и семя,

И сорняк среди поля, и хлеб.

И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств и встреч?

Человек – он ведь тоже природа.

Так давайте природу беречь!

IV.Дом. задание. Методика «Свободное письмо».

1.»Письмо в рисунках»

Нарисуйте запрещающие знаки природы, составьте правила поведения в лесу.

2. «Неоконченное предложение»  Мне стало стыдно…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62486. Сертификация услуг общественного питания 41.48 KB
  Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация предоставляющая услугу; персонал выполняющий услугу производственный процесс; система управления качеством в организации предоставляющие услуги. Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии...
62488. Малювання орнаменту у смужці 14.21 KB
  Таблиці малюнки із зображеннями рослинного орнаменту квіти листя плоди вишиті серветки рушники сорочки. Ви вже знаєте що одним із видів декоративно-прикладного мистецтва є орнамент. Пригадайте що таке орнамент.
62490. Политическая власть 28.05 KB
  Ни одной другой власти таких возможностей нет Отстраненность отстранение системы установленного господства от реально доминирующего что создает определенные трудности для установления конкретных властвующих сил...