85697

Урок внеклассного чтения по методике критического мышления В. А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: учить детей строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, мышление, умение ставить вопросы к тексту, пересказывать прочитанное, характеризовать героев, воспитывать бережное отношение к природе.

Русский

2015-03-29

93 KB

2 чел.

Урок внеклассного чтения

по методике критического мышления

В. А. Сухомлинский

«Стыдно перед соловушкой»

(3 класс)

Задачи: учить детей строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, мышление, умение ставить вопросы к тексту, пересказывать прочитанное, характеризовать героев, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

I Оргмомент.

                                  Звени, звонок, зови, звонок

Мальчишек и девчонок на урок.

Сообщение задач урока.

  •  Сегодня у нас урок критического мышления. Чему учимся мы на таких уроках?

На таких уроках мы учимся не только читать, пересказывать, задавать вопросы по содержанию, главное – учимся понимать прочитанное, высказывать свои мысли, рассуждать.

II Изучение нового материала.

  1.  Работа над пословицей:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

  •  Ребята, на доске записана пословица. Раскройте её смысл. Как вы думаете, о чём мы будем читать и говорить на уроке?
  1.  Сообщение темы и задач урока.
  •  Сегодня мы с вами продолжим работать с произведением В. А. Сухомлинского. Прочитайте название. Как выдумаете, что мы будем читать сказку, рассказ или научное произведение? Докажите.

Все произведения В. А. Сухомлинского чему-то нас учат, значит мы будем читать поучительное произведение.

  1.  

Предугадывание текста по опорным словам.

  •  Судя по названию, без каких слов не может обойтись данное произведение?
  •  А теперь давайте отправимся в гости к бабушке Рассказушке и вместе с ней предугадаем содержание текста, который будем сегодня читать.

На доске:

Оля и Лида, в лес, сели…пообедать, запел соловей, боялись пошевельнуться, перестал петь, остатки еды, бросила под куст, положила в сумку, стыдно перед соловушкой.

  •  работа в парах-
  •  защита рассказов-
  1.  Работа с нарушенной последовательностью.
  •  Подтвердить наше предугадывание мы сможем в лаборатории писателя.

На доске:

  1.  Лида завернула в газету и положила в сумку.
  2.  … Сели отдохнуть и пообедать.
  3.  Оля собрала остатки своей еды и бросила под куст.
  4.  Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей.
  5.  Оля и Лида пошли в лес.
  •  Прочитайте предложения, можно ли сказать, что это текст? Почему?

Итак, мы начинаем работу с нарушенной последовательностью. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.

Прочитаем наше предугадывание. Верно ли мы его составили, поймём, когда прочитаем текст.

5. Словарная работа.

Соловей – буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.

Соловья баснями не кормят. (Пословица)

Соловьём разливается (говорит красноречиво, увлечённо). 

На Украине 2 вида – восточный и западный. Вес птицы до 28 гр. Гнездятся во влажных лиственных лесах и парках. Песня звонкая и мелодичная. Питаются насекомыми. Прилетают к нам в конце мая. Улетают в тёплые края в конце августа, начале сентября.

Очарованные

Произвести неотразимое впечатление на кого-нибудь, что – нибудь.

  1.  Физпауза. (музыка – песня соловья).

Утро. Тишина. Вдруг защёлкал соловей – чародей леса. И, кажется, будто притихший лес только и ждал его первой трели. Ожило, затрепетало, заговорило каждое деревце. Недаром о соловье говорят: « В лесном оркестре – он самая первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная».

  1.  Чтение текста по методике взаимных вопросов.

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно …перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

В. Сухомлинский

а) чтение 1части – вопросы буквального характера задают дети.

- Как вы думаете, о чём будет говориться во 2 части?

б) чтение 2 части – вопросы буквального характера задают дети.

в) чтение 3 части – вопросы  буквального характера задают дети.

- Почему девочке стало стыдно перед соловушкой?

  1.  Чтение молча. Проверка нарушенной последовательности. 6, 2, 4, 5, 3,1.
  2.  Повторное чтение «ручейком». Характеристика героев.

–Кто герои рассказа?

-Что вы можете рассказать о Лиде, об Оле?

Лида                                               Оля          _____________                ____________________                        ______________              ____________________

                          

  1.  Работа в группах. Продолжи рассказ, отвечая на вопрос:
  •  Как поступила Оля после слов Лиды?

III. Итог. Методика «Думайте – работайте в парах – обменивайтесь мыслями.

1.О чём думали во время чтения?

2.Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

3.Чему учит данное произведение?

Рассказ учителя.

Писательница Белла Дижур написала книгу о взаимоотношениях человека и природы. «Жалобная книга природы» - очень грустная книга. Многие её страницы даже страшные: « Под дымным колпаком», « Рыбные кладбища», « S O S – кричат леса».

Большую тревогу в разных странах вызывает такой вопрос: куда деть мусор? В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти 3 млн грузовиков, чтобы эту гору вывезти.

Мы с вами люди! А человек многое может! Он не только губитель природы. Он может и должен быть её садовником. Её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.

Ученик.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ученица.

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года

И особый в нём музыки ход.

И особое таинство цвета.                            

То с жестоким, то с добрым огнём.

Человек он зима или лето,

Или осень с грозой и дождём.

Всё вместил в себя. Вёрсты и время.

И от атомных бурь не ослеп.

Человек он и почва, и семя,

И сорняк среди поля, и хлеб.

И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств и встреч?

Человек – он ведь тоже природа.

Так давайте природу беречь!

IV.Дом. задание. Методика «Свободное письмо».

1.»Письмо в рисунках»

Нарисуйте запрещающие знаки природы, составьте правила поведения в лесу.

2. «Неоконченное предложение»  Мне стало стыдно…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27413. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по технологии для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 32 KB
  УМК Перспективная начальная школа практикоориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами для решения технических и техно логических задач применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. УМК Гармония; УМК Классическая начальная школа; Учебники из серии Маленький мастер Издательство АСТПРЕСС ШКОЛА; учебники образовательной системы Школа...
27414. Формирование культуры труда у младших школьников на уроках технологии 29 KB
  КУЛЬТУРА ТРУДА комплексная качественная характеристика состояния труда. Включает рациональную организацию труда благоприятные условия труда использование передовых технологий высокий профессионализм работника партнерские отношения между участниками совместного труда. способствует: сохранению здоровья работника; развитию чувства удовлетворенности трудом хорошего настроения интереса и активности при выполнении работы; росту профессиональной квалификации; профессиональной и личной самореализации; освоению рациональных приемов труда новой...
27415. Конструирование и его организация на уроках технологии в начальных классах 33 KB
  Модель и моделирование техническое моделирование и конструирование на уроках технологии получают первоначальные сведения о моделях машинах знакомятся с технической терминологией производством рабочими профессиями. Конструирование по образцу предлагают образцы построек = обеспечивается прямая передача детям готовых знаний способов действий основанная на подражании. Конструирование по условиям определяют условия которым постройка должна соответствовать. начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий...
27416. Проектирование/моделирование, организация и методика проведения интегрированных уроков в процессе обучения искусству 36 KB
  Уроки художественноэстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры обучающихся. На протяжении работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства хотелось сделать уроки искусства более эмоциональными запоминающимися и плодотворными а главное заинтересовать обучающихся вызвать желание творить. Проникновение современных технологий в образовательную практику в том числе и в уроки искусства открывает новые возможности и перспективы. Интегрированные уроки изобразительного искусства и...
27417. Понятие открытого образовательного пространства как пространства субъектного действия. Модульная система оргформ порождения и становления образовательного пространства в области художественного образования 48.5 KB
  Когда мы говорим о пространстве образования то имеем в виду пространство где формируется образ человека его внутренняя форма. Фомина рассматривает образовательное пространство района как систему управления развитием личности. Автор отмечает что образовательное пространство формируется с помощью целого комплекса направлений деятельности. Под образовательным пространством мы понимаем пространственновременное поле функционирования и развития системы образования как открытой и активной социальной сферы в которой действует своя идеология...
27418. Методика обучения основам синтетических видов искусства (9ый класс). Синтетические искусства и изображение (театр, кино, видео, компьютерные экранные технологии, анимация) 60 KB
  Методика обучения основам синтетических видов искусства 9ый класс. Синтетические искусства и изображение театр кино видео компьютерные экранные технологии анимация. Общая характеристика учебного предмета9 клаcc Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуальнопластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами кино телевидение и др. Именно синтетические искусства непосредственно происходящие от изобразительных являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
27419. Народная художественная культура национальные, этнические формы искусства. Методы и формы приобщения учащихся к многообразию культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству на уроках ИЗО и во внеклассной работе 46.5 KB
  Виды и формы ДПИ. Методика обучения основам ДПИ в школе и формах дополнительного образования. ДПИ невозможно без художественного творчества так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов. Методика преподавания ДПИ основанного на традиционной народной культуре сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области Технология .
27420. Особенности методики преподавания искусства в детских художественных школах и школах искусств. Технологии преподавания рисунка, живописи, композиции, скульптуры, ДПИ, истории искусств 89 KB
  первый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока ситуацию уподобления т. ЦЕЛИ:Единство воспитания и образования обучения и творческой деятельности учащихся...
27421. Проектирование, моделирование, исследование и творчество – ведущие способы эффективной деятельности учителя и учащихся 45.5 KB
  Проектирование моделирование исследование и творчество ведущие способы эффективной деятельности учителя и учащихся. Он формирует опыт деятельности поэтому незаменим. Философия цели и деятельности.Обратите внимание предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности изготовление предметов рисунки аппликации записи на плёнку интервью короткую пьесу и.