85697

Урок внеклассного чтения по методике критического мышления В. А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: учить детей строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, мышление, умение ставить вопросы к тексту, пересказывать прочитанное, характеризовать героев, воспитывать бережное отношение к природе.

Русский

2015-03-29

93 KB

2 чел.

Урок внеклассного чтения

по методике критического мышления

В. А. Сухомлинский

«Стыдно перед соловушкой»

(3 класс)

Задачи: учить детей строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, мышление, умение ставить вопросы к тексту, пересказывать прочитанное, характеризовать героев, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

I Оргмомент.

                                  Звени, звонок, зови, звонок

Мальчишек и девчонок на урок.

Сообщение задач урока.

  •  Сегодня у нас урок критического мышления. Чему учимся мы на таких уроках?

На таких уроках мы учимся не только читать, пересказывать, задавать вопросы по содержанию, главное – учимся понимать прочитанное, высказывать свои мысли, рассуждать.

II Изучение нового материала.

  1.  Работа над пословицей:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

  •  Ребята, на доске записана пословица. Раскройте её смысл. Как вы думаете, о чём мы будем читать и говорить на уроке?
  1.  Сообщение темы и задач урока.
  •  Сегодня мы с вами продолжим работать с произведением В. А. Сухомлинского. Прочитайте название. Как выдумаете, что мы будем читать сказку, рассказ или научное произведение? Докажите.

Все произведения В. А. Сухомлинского чему-то нас учат, значит мы будем читать поучительное произведение.

  1.  

Предугадывание текста по опорным словам.

  •  Судя по названию, без каких слов не может обойтись данное произведение?
  •  А теперь давайте отправимся в гости к бабушке Рассказушке и вместе с ней предугадаем содержание текста, который будем сегодня читать.

На доске:

Оля и Лида, в лес, сели…пообедать, запел соловей, боялись пошевельнуться, перестал петь, остатки еды, бросила под куст, положила в сумку, стыдно перед соловушкой.

  •  работа в парах-
  •  защита рассказов-
  1.  Работа с нарушенной последовательностью.
  •  Подтвердить наше предугадывание мы сможем в лаборатории писателя.

На доске:

  1.  Лида завернула в газету и положила в сумку.
  2.  … Сели отдохнуть и пообедать.
  3.  Оля собрала остатки своей еды и бросила под куст.
  4.  Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей.
  5.  Оля и Лида пошли в лес.
  •  Прочитайте предложения, можно ли сказать, что это текст? Почему?

Итак, мы начинаем работу с нарушенной последовательностью. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.

Прочитаем наше предугадывание. Верно ли мы его составили, поймём, когда прочитаем текст.

5. Словарная работа.

Соловей – буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.

Соловья баснями не кормят. (Пословица)

Соловьём разливается (говорит красноречиво, увлечённо). 

На Украине 2 вида – восточный и западный. Вес птицы до 28 гр. Гнездятся во влажных лиственных лесах и парках. Песня звонкая и мелодичная. Питаются насекомыми. Прилетают к нам в конце мая. Улетают в тёплые края в конце августа, начале сентября.

Очарованные

Произвести неотразимое впечатление на кого-нибудь, что – нибудь.

  1.  Физпауза. (музыка – песня соловья).

Утро. Тишина. Вдруг защёлкал соловей – чародей леса. И, кажется, будто притихший лес только и ждал его первой трели. Ожило, затрепетало, заговорило каждое деревце. Недаром о соловье говорят: « В лесном оркестре – он самая первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная».

  1.  Чтение текста по методике взаимных вопросов.

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно …перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

В. Сухомлинский

а) чтение 1части – вопросы буквального характера задают дети.

- Как вы думаете, о чём будет говориться во 2 части?

б) чтение 2 части – вопросы буквального характера задают дети.

в) чтение 3 части – вопросы  буквального характера задают дети.

- Почему девочке стало стыдно перед соловушкой?

  1.  Чтение молча. Проверка нарушенной последовательности. 6, 2, 4, 5, 3,1.
  2.  Повторное чтение «ручейком». Характеристика героев.

–Кто герои рассказа?

-Что вы можете рассказать о Лиде, об Оле?

Лида                                               Оля          _____________                ____________________                        ______________              ____________________

                          

  1.  Работа в группах. Продолжи рассказ, отвечая на вопрос:
  •  Как поступила Оля после слов Лиды?

III. Итог. Методика «Думайте – работайте в парах – обменивайтесь мыслями.

1.О чём думали во время чтения?

2.Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

3.Чему учит данное произведение?

Рассказ учителя.

Писательница Белла Дижур написала книгу о взаимоотношениях человека и природы. «Жалобная книга природы» - очень грустная книга. Многие её страницы даже страшные: « Под дымным колпаком», « Рыбные кладбища», « S O S – кричат леса».

Большую тревогу в разных странах вызывает такой вопрос: куда деть мусор? В год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти 3 млн грузовиков, чтобы эту гору вывезти.

Мы с вами люди! А человек многое может! Он не только губитель природы. Он может и должен быть её садовником. Её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.

Ученик.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ученица.

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года

И особый в нём музыки ход.

И особое таинство цвета.                            

То с жестоким, то с добрым огнём.

Человек он зима или лето,

Или осень с грозой и дождём.

Всё вместил в себя. Вёрсты и время.

И от атомных бурь не ослеп.

Человек он и почва, и семя,

И сорняк среди поля, и хлеб.

И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств и встреч?

Человек – он ведь тоже природа.

Так давайте природу беречь!

IV.Дом. задание. Методика «Свободное письмо».

1.»Письмо в рисунках»

Нарисуйте запрещающие знаки природы, составьте правила поведения в лесу.

2. «Неоконченное предложение»  Мне стало стыдно…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51276. ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ 967 KB
  Межсетевые экраны по понятным причинам используются для сетей TCP IP и классифицируются в соответствии с уровнем эталонной модели взаимодействия открытых систем сетевой моделью OSI. Вопервых сетевая модель сетей TCP IP предусматривает только 5 уровней физический интерфейсный сетевой транспортный и прикладной в то время как модель OSI 7 уровней физический канальный сетевой транспортный сеансовый презентационный и прикладной. Для сканирования всех 131070 портов от 1 до 65535 для TCP и UDP на всех узлах может понадобиться...
51277. Распределение объема услуг предприятия бытового обслуживания 130.5 KB
  Выполнить распределение объема услуг предприятия по видам услуг и ассортименту изделий по форме табл. Определить объем бытовых услуг заданного предприятия структурного подразделения в форме табл.1 вначале по видам услуг затем по ассортименту изделий.
51278. Теплотехника и теплоэнергетика. Лабораторные работы 5.76 MB
  Вентиляторы – это воздуходувные машины создающие определенное давление и служащие для перемещения воздуха при потерях давления в вентиляционной сети не более 12кПа. Вентиляторы высокого давления используют в основном для технологических целей например для дутья в вагранки в агломерационных установках для подачи воздуха к форсункам в фильтроочистительных системах и в системах пневмопочты. При вращении рабочего колеса 1 частицы воздуха увлекаются лопатками 2 во вращательное движение при этом на частицы воздуха действуют центробежные...
51279. Настройка параметров Windows 127 KB
  Microsoft Windows хранит информацию о конфигурации в двух местах: реестре и службе каталогов ctive Directory. Модификации реестра или ctive Directory приводят к изменению конфигурации Windows. Для настройки среды Windows прежде всего просматривает файл utoexec.
51283. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМЫ ТОНКИХ ЛИНЗ 1.01 MB
  Линза называется тонкой если толщина линзы мала по сравнению с размерами сферических поверхностей ограничивающих линзу. Линзы бывают собирающими см. Оптический центр линзы точка через которую лучи идут не преломляясь. Фокусов у линзы два: задний и передний.
51284. Основные режимы движения механизма 907 KB
  При установившемся режиме скорость начального звена изменяется периодически. Причиной является периодический характер действия сил и моментов, приложенных к механизму, а также периодические изменения приведенного момента инерции механизма