85712

И.Бунин. Сегодня на пустой поляне… Я.Аким. Осень

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; расширять словарный запас учащихся; способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, прививать любовь к поэзии, музыке; воспитывать любовь к природе, Родине.

Русский

2015-03-29

49 KB

4 чел.

Урок чтения

2 класс

Тема. И.Бунин. Сегодня на пустой поляне…   Я.Аким. Осень.

«Художник – осень» ( по И.Соколову-Микитову).

Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; расширять словарный запас учащихся; способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, прививать любовь к поэзии, музыке; воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование:  глобус, свеча, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»,карточки, предметные картинки по временам года.

                              Ход урока

І Актуализация опорных знаний учащихся

  1.  Рассказ учителя с элементами беседы.

(Учитель показывает глобус.)

— Ребята, знаете ли вы, что это?

Глобус — модель Земли. Земля — это планета, на которой мы с вами живем.

— Какие другие планеты вы знаете?

Космонавты побывали в космосе. По данным ученых, жизнь известна только на нашей планете.

  1.  Работа над загадкой.
  •  Если вы отгадаете загадку, то узнаете, без чего не могут жить на нашей планете различные организмы и человек.

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

— Что нам дает солнце? (Тепло, свет.)

  1.  Демонстрация опыта.

(Учитель зажигает свечу, поворачивает вокруг нее глобус.)

Земля вращается вокруг Солнца, подставляет ему то один, то другой свой бок. В зависимости от того, сколько тепла и света получает Земля, на ней происходят разные изменения. А что это за изменения, вам подскажет загадка:

Ежегодно приходят к нам в гости:

один седой, другой молодой,

третий скачет,

а четвертый плачет. (Времена года)

ІІ.     Сообщение темы и цели урока

Мы будем говорить о временах года, особенно об одном из них. Познакомимся со стихотворениями И. Бунина и Я. Акима, будем читать рассказы Н. Сладкова и  И. Соколова-Микитова.

— О каком времени года будем говорить, вы ответите, если сумеете отгадать очередную мою загадку:

Пришла без красок и без кисти

и перекрасила все листья. (Осень)

ІІІ     Восприятие учебного материала

   1. Работа с учебником, с. 34.

а) Самостоятельное чтение учащимися текста Н. Сладкова про себя.

б) Создание проблемной ситуации.

— Вокруг чего мы путешествуем каждый год?

- Благодаря вращению вокруг Солнца на Земле происходит смена времен года. - А вот сколько их (времен года) и как они называются, нам поможет ответить Мудрая Сова.

(На доске — рисунок совы, под крылом у нее конверт.)

— Давайте посмотрим, что же у Совы в конверте. (Дети читают запись на листке.)

Год состоит из? времен года:

                  осень

                  навес

                  зима

                  тело

— Все ли вы поняли в этой записи?

- Я тоже не все поняла. Вероятно, Мудрая Сова летела к нам, а осенний ветер решил с ней поиграть.

- Так сколько же в году времен года?

- Переставьте местами слоги, буквы и прочитайте названия еще двух времен года.

в)   Беседа по вопросам учебника, с. 34.

    2. Чтение учителем стихотворения И. Бунина «Сегодня на пустой поляне» на фоне звучащей пьесы II. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

— О каком времени года говорит поэт?

3.Чтение стихотворения учащимися шепотом.

— Какая осень описана поэтом: ранняя, золотая или поздняя?

4.Беседа по вопросам учебника, с. 35.

5.Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения.

При чтении стихотворения следует делать правильные паузы (остановки). Мы сейчас проставим их карандашом на карточках с помощью следующих знаков:

V — маленькая пауза;

— продолжительная пауза;

— более продолжительная пауза.


                                              

                                        Карточка

Сегодня на пустой поляне, I

Среди широкого двора, I 

Воздушной паутины ткани

Блестят V, как сеть из серебра. IІ 

Сегодня целый день играет I 

В траве последний мотылек I 

И, точно белый лепесток, V

На паутине замирает, I Пригретый солнечным теплом,ІІ

Сегодня так светло кругом, I 

Такое мертвое молчанье V

В лесу и синей вышине, I 

Что можно в этой тишине V

Расслышать листика шуршанье. I


Чтобы прочитать стихотворение выразительно, нужно представить картины, которые описал поэт.

-Какие картины вы себе представили?

Выразительное чтение учащимися стихотворения И. Бунина.

6.Физкультминутка.

7.Чтение учащимися самостоятельно вслух стихотворения Я. Акима «Осень».

— Какая осень описана в этом стихотворении?

Работа над заданием к стихотворению Я. Акима по учебнику, с. 36.

— Как вы поняли, что такое строфы?

8. Составление плана стихотворения.

а)План

1.Дождь, дождь целый день.

2.Недовольный ветер.

3.Просьба к ветру.

4.Уют и тепло в доме.

5.Сказка у огня.

б) Словесная характеристика картины осени, описанной поэтом.
    9. Комбинированное чтение рассказа «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову.

   10. Лексическая работа (учебник, с. 37),

   11. Анализ текста.

- Куда прежде всего отправилась художник-осень?

- Чем она покрыла березы и клены?

- Как разрисовала листья осинок?

- Во что осень одела дуб-богатырь на лесной поляне?

- Какой убор она подарила липам?

- Кого волшебница решила не трогать? Почему?

- Куда после леса отправилась осень?

- Что она убрала с полей?

- Чем занималась на лугах?

  12. Знакомство с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень».

 Ребята, о каком художнике мы прочитали в рассказе И. Соколова-Микитова?
(Учитель показывает репродукцию картины И. И. Левитана.)

 Внимательно рассмотрите картину. Написал ее Исаак Ильич Левитан. И называется она... (как вы думаете?) «Золотая осень».

Художник, нарисовал золотую осень с ее глубочайшей синевой небесного свода и опадающими золотом листьями берез. По своей живописности, точности красок и простоте картина равна пушкинским описаниям осени. Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощена в этой картине с удивительной силой. Вглядываясь в картину Левитана, вы ощущаете, что перед вами предстает вся наша страна во всей ее привольной красоте. И вы любите ее еще больше, чем прежде.

— Сравните картину Левитана с той картиной, которую нарисовала художник-осень.

IV Закрепление и осмысление знаний

Работа с предметными картинками.

— Распределите предметные картинки по временам года.

V Итог урока

-О каком времени года говорили на уроке?

-Что запомнилось больше всего?

-Какие картины осени приходилось наблюдать?

VI Домашнее задание

Подготовиться к конкурсу чтецов стихотворения И. Бунина, научиться выразительно читать стихотворение Я. Акима «Осень», подобрать пословицы об осени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73086. Демографическая ситуация в экономически развитых странах мира (на примерах Европейских стран, Североамериканских, Тихоокеанских) 23.59 KB
  Население планеты постоянно растет. Самые быстрые темпы роста численности населения по-прежнему сохраняются в группе из 50 наименее развитых стран: 95% всего прироста численности населения мира приходится на данные регионы, и лишь 5% — на более развитые.
73088. Темпы роста населения мира. Модель Мальтуса 18.56 KB
  Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери, Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком).
73089. Безопасность и санитарно-гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию 28.5 KB
  При разработке и организации технологических процессов и конструировании производственного оборудования станков машин аппаратуры инструментов и пр. Основными направлениями в организации технологических процессов при конструировании и модернизации оборудования обеспечивающими указанные...
73090. Декларирование и лицензирование промышленной безопасности опасный производственных объектов. Инженерно-технические средства безопасности и планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) 28 KB
  Деятельность по проектированию строительству эксплуатации расширению реконструкции техническому перевооружению консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению монтажу наладке обслуживанию и ремонту технических устройств применяемых на опасном...
73091. Классификация жидкостей по температуре вспышки 11.99 KB
  Температура вспышки соответствует нижнему температурному пределу воспламенения. Температуру вспышки используют для оценки воспламеняемости жидкости а также при разработке мероприятий для обеспечения пожаро и взрывобезопасности ведения технологических процессов.
73092. Государственный надзор и контроль за исполнением правовых актов по охране труда 30.5 KB
  В систему гос. надзора и контроля за охраной труда РБ входят Департамент гос. инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (МТиСЗ); Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор); Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)...