8572

Проблема происхождения философии

Доклад

Логика и философия

Проблема происхождения философии. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Духовное освоение мироздания с определенной точки зрения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены: познав...

Русский

2013-02-15

40.5 KB

44 чел.

Проблема происхождения философии.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Духовное освоение мироздания с определенной точки зрения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены: познавательное отношение, которым движет стремление к истине – объективному постижению мира; ценностное отношение, которое воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, идеалами; поведенческая подсистема. Основная черта первобытного сознания – социоантропоморфизм – перенесение на мироздание свойств человека и его рода. Идея тождества природы и человека. С ней связаны другие черты: гилозоизм (учение об одушевленности всего существующего), анимизм (верование в душу и духов, влияющих на жизнь людей, животных, растений), чисто образное восприятие мира. Наука возникает до философии. Она начинается со счета. Платон говорил, что именно число и счет ведут человека к размышлениям, учат думать. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, элементами первоначального эмпирического знания о природе, построенного по законам мышления.Первым кто ввел словосочетание «философия» был Пифагор, который стремился подчеркнуть любовь к истине и исследование ее. Значение мудрого знания в том, что указывает правильный путь, гармонизирует отношения с миром, служит руководством человеческой жизни. Социально-экономические предпосылки философии. Переход от века бронзы к веку железа вызвал скачок в развитии производительных сил, увеличил возможности людей, укрепил их позиции в природе, способствовал расширению круга знаний. Дальнейшее развитие разделения труда привело к перевороту в товарно-денежных отношениях, породив монету как вещественное воплощение абстрактного труда (способствовало увеличению способности абстрактного мышления). Философия и мировоззрение.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

-мифология;

  •  религия;
  •  философия.

Мифология.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

  •  происхождение Вселенной, Земли и человека;
  •  объяснение природных явлений;
  •  жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
  •  вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

  •  очеловечивание природы;
  •  наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  •  отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  •  практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
  •  однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются:

  •  христианство;
  •  ислам;
  •  буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

  •  синтоизм;
  •  индуизм;
  •  иудаизм.

Философия.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  •  основано на знании (а не на вере либо вымысле);
  •  рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
  •  логично (имеет внутреннее единство и систему);
  •  опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

  •  космоцентризм;
  •  теоцентризм;
  •  антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69963. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА 115.5 KB
  В статье рассматривается проблема влияния профессиональных деструкций на развитие профессиональной идентичности преподавателя высшей школы. Понятие идентичности под которой подразумевается твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве...
69964. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 67 KB
  Однако несмотря на значительное количество исследований к настоящему времени еще не сложилась целостная концепция формирования межличностного диалогического взаимодействия в учебном процессе. Объясняется это не столько низким уровнем знаний информированности студентов...
69965. ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА 43.13 KB
  В статье на основе парадигмы интеллекта как ментального опыта представлен анализ структуры вербального интеллекта и соотношения его факторов а также динамика функционирования вербального интеллекта в процессе формирования тематических и категориальных группировок.
69966. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ 208.5 KB
  В связи с этим в последнее десятилетие наряду с такими распространенными зависимостями как наркомания алкоголизм появился качественно новый феномен интернет-зависимость. В данной статье освещены теоретические взгляды на проблему компьютерной зависимости у студентов...
69967. Проблема осмысленности жизни и здоровья в раннем юношеском возрасте 209 KB
  Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и здоровья. Полетаева 2001 который в свою очередь определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека особенности мотивации в области здорового...
69968. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ ЭТАЛОННОГО И РЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 90.5 KB
  На примере сравнительного анализа когнитивных моделей личности эталонного и реального учеников доказывается что содержание эталонатеории личности школьника существующей в профессиональном сознании педагога выступает как суррогат знаний препятствующий адекватному познанию учителем личности ребенка.
69969. Психолого – акмеологическая специфика коммуникации в системе «врач-больной» 156.5 KB
  Минск старший преподаватель кафедры юридической психологии Эффективность медицинской помощи во многом зависит от умения врача общаться с пациентом. Взаимоотношения медицинского работника и больного складываются индивидуально в зависимости от особенностей состояния и личности пациента...
69970. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72 KB
  Теоретические основы формирования содержания профессионального социального образования предполагают рассмотрение следующих вопросов: 1 нормативные основания конструирования содержания профессионального образования; 2 специфика отражения в содержании образования глобальных...
69971. Профессионально-психологическая культура как условие готовности к работе с аномальными и одаренными детьми 34.41 KB
  Профессионально-психологическая культура будущих специалистов рассматривается как условие эффективной педагогической деятельности с данными категориями детей. В данном исследовании нам бы хотелось сделать акцент на необходимости формирования и реализации психологической...