8573

Специфика философского знания. Основной вопрос философии

Доклад

Логика и философия

Специфика философского знания. Основной вопрос философии. Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, мет...

Русский

2013-02-15

31.5 KB

103 чел.

Специфика философского знания. Основной вопрос философии.

Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  •  имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
  •  методы, логико-понятийный аппарат;
  •  однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

  •  имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
  •  носит предельно общий, теоретический характер;
  •  содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  •  во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  •  является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  •  изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  •  имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
  •  испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  •  в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
  •  опирается на категории — предельно общие понятия;
  •  неисчерпаемо по своей сути;
  •  ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основной вопрос философии

ОВФ является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы. В окружающем нас мире существуют две качественно различные группы явлений: материальные и идеальные, физические и психические, объективные и субъективные. Философия, стремясь дать целостное представление о мире, не может обойти вопроса о взаимоотношении этих групп явлений.

ОВФ имеет две стороны:

  1.  Что первично материя или сознание?

Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.

Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма:

объективный исходит из признания первичности духовного мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Мир – инобытие идеи, абсолютного разума;

субъективный признает первичным ощущения и сознание человека, мир – комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действительность. Мир - продукт моего Я.

Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.

  1.  Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я».

Материализм и идеализм в решении многих вопросов соприкасаются и перекрещиваются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82234. Wir lesen gern. Ми охоче читаємо 38.5 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань учнів, навчання монологічного та діалогічного мовлення в межах даної теми, тренування навичок аудіювання, навчання виразному читанню та віршованому перекладу поезії класиків німецької літератури. Розвивати мовленнєві, інтелектуальні та пізнавальні здібності учнів.
82235. Социально-гуманитарные науки (СГН) как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение 34.93 KB
  Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов зачатков астрономии этики логики математики и др. а в тех реальных общественноисторических социокультурных факторах которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания своеобразного духовного феномена и социального института в этом целостном триединстве . Таким образом в античный и средневековый периоды...
82236. Субъект, объект и предмет познания в социально-гуманитарных науках. Проблема межпредметных связей 48.72 KB
  Субъект социально-гуманитарного познания это специально подготовленный ученый или группа ученых которые изучают различные сферы общества продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные так и бессознательные моменты познания. Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль так как он определяет: предмет и методы исследования способы интерпретации полученного знания объективность и...
82237. Науки о природе и науки об обществе (их сходства и отличия): современные трактовки и проблемы 39.22 KB
  Шаги в развитии проблемы классификации наук предпринятые в частности Вильгельмом Дильтеем 1833-1911 привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе Введение в науки о духе философ различает их прежде всего по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления.
82238. Конвергенция естественнонаучного и социально – гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия 42.89 KB
  Представители философия жизни Дильтей Ницше Зиммель Бергсон утверждают что жизнь первичная реальность органический прцесс для познания которого нужны интуиция понимание вживание вчувствование. Предмет социального познания культурно значимая индивидуальная действительность. Признается возможность объективного познания культурноисторических и соц явлений. Соцгум познание признается частным видом научного познания подчиняющимся общим научным закономерностям.
82239. Применение общенаучных достижений в социально-гуманитарном познании. Междисциплинарные связи и научная картина мира в социально-гуманитарных науках 34.93 KB
  Социальногуманитарные науки как и наука в целом всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества это целостная система знаний которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания полученные в различных областях социальногуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества включающую в себя общие понятия принципы гипотезы прежде всего обществознания которые сформулированы в терминах обыденного языка и...
82240. Индивидуальный и коллективный субъекты, формы их существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН 40.74 KB
  Означает ли сказанное что мы должны признать футбольную команду самостоятельным субъектом деятельности И не означает ли такое признание что мы приписываем собственную деятельность ее сознательно или стихийно сложившиеся надындивидуальные условия регулятивные механизмы и результаты некоему мифологическому субъекту вполне подобному Абсолютной Идее Гегеля действующей посредством живых людей Такова например позиция Э.Если мы не хотим впасть в какуюто туманную мистику или мифологию в понимании общества то можно ли вообще видеть в нем...
82241. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпритации и предрассудков (Г.Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании 38.92 KB
  Что такое понимание Можно ли рассматривать понимание только как знание наравне с эмпирическим и теоретическим знанием Несомненно понимание является знанием но знанием особенным имеющим специфические черты которые существенно отличают его от других видов знания. Так прежде всего необходимо рассматривать понимание как осмысление как выявление и реконструкцию смысла. Таким образом главной задачей герменевтики становится истолкование и понимание текстов. Дильтей полагает что главным методом данных наук является понимание.
82242. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке 34.35 KB
  Одновременно произошло уточнение понимания природы социальности и исследования в сфере философии науки должны раскрывать как и в каких формах социальный и культурно-исторический моменты входят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. Сегодня найдены реальные вполне адекватные формы и опосредующие механизмы такого воздействия в частности выявлена роль идеалов и норм философско-мировоззренческих предпосылок и оснований научного знания. Через них принимая форму ценностного сознания социальная и...