8573

Специфика философского знания. Основной вопрос философии

Доклад

Логика и философия

Специфика философского знания. Основной вопрос философии. Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, мет...

Русский

2013-02-15

31.5 KB

82 чел.

Специфика философского знания. Основной вопрос философии.

Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  •  имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
  •  методы, логико-понятийный аппарат;
  •  однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

  •  имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
  •  носит предельно общий, теоретический характер;
  •  содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  •  во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  •  является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  •  изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  •  имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
  •  испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  •  в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
  •  опирается на категории — предельно общие понятия;
  •  неисчерпаемо по своей сути;
  •  ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основной вопрос философии

ОВФ является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы. В окружающем нас мире существуют две качественно различные группы явлений: материальные и идеальные, физические и психические, объективные и субъективные. Философия, стремясь дать целостное представление о мире, не может обойти вопроса о взаимоотношении этих групп явлений.

ОВФ имеет две стороны:

  1.  Что первично материя или сознание?

Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.

Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма:

объективный исходит из признания первичности духовного мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Мир – инобытие идеи, абсолютного разума;

субъективный признает первичным ощущения и сознание человека, мир – комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действительность. Мир - продукт моего Я.

Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.

  1.  Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я».

Материализм и идеализм в решении многих вопросов соприкасаются и перекрещиваются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55826. Глаголы - исключения 48 KB
  Цель: познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов...
55827. Имя существительное 57.5 KB
  Цель: Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей. Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.
55828. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных 54.5 KB
  По вертикали: 4душем 5свечой 6больницей Время на выполнение упражнения 5 минут. На выполнение задания не более 5 минут. Письменное выполнение упражнения в тетрадях. На выполнение задания 8 минут.
55829. Синтаксис и пунктуация 53 KB
  Цель: Обучить детей правильно разбирать предложения и ставить знаки препинания. Закрепить умения детей разбирать предложения по частям речи. Разберём по членам предложения и частям речи.
55830. Русский язык и культура речи 57.5 KB
  Язык – это совокупность средств речевого взаимодействия людей. Язык является орудием мышления. Русский язык (в мире 500 млн. человек знают русский язык) Язык это форма существование национальной культуры, проявление духа нации.
55833. Квітучий сад. Конспект заняття з малювання для старших дошкільнят 34 KB
  Так узимку дерева кущі й квіти спали і снилися їм сни як і вам уночі. Як ви гадаєте що снилося деревам Про що вони мріяли Діти фантазують: деревам снилися тепла весна спів птахів вітерець який бавиться листячком веселий дощик. Так дерева мріяли про весну. Це було ось так: Спали дерева у мареві синім Вітер гойдав їхні віти Снились деревам у сні тім чарівнім Листя зелене та квіти.
55834. Сады мира - Gardens of the world 1000.5 KB
  Цель: познакомить школьников с произведениями ландшафтного искусства садоводов Великобритании; развивать самообразовательную, коммуникативную, творческую компетентности...