85731

Создание базы данных об услугах, предоставляемых ТМО города Краснодона

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Оно связано это с тем что в течение существования советского здравоохранения медицинские услуги не продавались а оказывались независимо от их стоимости. В условиях развития рынка медицинских услуг неотъемлемой частью работы любого медицинского учреждения является развитие маркетинговой деятельности. В поисках внебюджетных источников финансирования медицинские организации и учреждения осуществляющие предпринимательскую деятельность вынуждены постоянно отслеживать состояние рынка медицинских услуг контролировать динамику и выявлять...

Русский

2015-03-30

293.5 KB

0 чел.

64

                                            ВВЕДЕНИЕ

Разработка информационной системы анализа экономической информации в здравоохранении Украины новое направление исследований. Оно связано это с тем, что в течение  существования советского здравоохранения медицинские услуги не продавались, а оказывались независимо от их стоимости.

Поэтому необходимости в использовании маркетинга как философии, стратегии и метода не было. Однако структурно-функциональная реформа отрасли, направленная на адаптацию существующей государственной системы здравоохранения к деятельности в условиях рыночной экономики, позволяет утверждать, что именно маркетинг является концептуальной основой выведения национальной системы охраны здоровья из состояния стагнации и дезинтеграции, которая, начиная с 1993 года, усугубила кризис здравоохранения.

Для наиболее успешной деятельности медицинского учреждения в условиях развития рыночных отношений совершенно недостаточно организации в таком учреждении только медицинской деятельности, даже на высоком уровне. В условиях развития рынка медицинских услуг неотъемлемой частью работы любого медицинского учреждения является развитие маркетинговой деятельности.

В поисках внебюджетных источников финансирования, медицинские организации и учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вынуждены постоянно отслеживать состояние рынка медицинских услуг, контролировать динамику и выявлять тенденции в соотношении спроса и предложения. Т.е., создание маркетинговых структур в лечебных учреждениях – насущная необходимость, диктуемая процессом реформирования социальной среды.

Управление маркетингом представляет собой сбор, обработку и анализ информации о системе, принятие решения об управляющих воздействиях и реализацию этих воздействий.

Компьютеризация управления, развитие информационных технологий, использование интеллектуальных, экспертных систем, систем принятия решений очень облегчает работу управленца. Но современные системы управления требуют соответствующей технической поддержки, зачастую дорогостоящей. К сожалению, отечественные государственные медицинские учреждения в силу испытываемых ими материальных трудностей, не могут использовать в желаемой мере информационные технологии в своей деятельности. Но даже постепенное, медленное введение в свою деятельность информационных технологий со временем позволит достичь им более оптимальных показателей деятельности.  

1. Исследование услуг                                                                                       

        

        В последние десятилетия в зарубежной и отечественной практике организации промышленного производства, строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы бытового обслуживания утверждаются технологии,  основанные на концепции маркетинга. Один из основоположников маркетинга Т.Левитт так определяет подобные технологии: "Разница между продажей и маркетингом больше, чем семантическая. Продажа сосредотачивает внимание на нуждах продавца, маркетинг на потребностях покупателя." Другой теоретик Ф.Котлер дает следующее определение: "Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.[1]

        Современное общество предъявляет потребности не только в товарах, но и в услугах. Растущее благосостояние, увеличение свободного времени и усложнение товаров, требующих технического обслуживания, приводят к большому росту спроса на услуги.

        Услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.[2]

        Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, полицией, школами и т.д., и частный некоммерческий сектор с его музеями, церковью, колледжами, благотворительными организациями, фондами и больницами. К сфере услуг относится и большая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, отелями и т.п., который за оказание услуг получает деньги.

        Но услуги могут оказываться и безвозмездно, поскольку существуют организации, занимающиеся некомммерческим маркетингом.         

        Некоммерческий маркетинг, или как его иногда называют, институциональный маркетинг - это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и отношения целевых аудиторий к определенным организациям и их профессиональной активности. Организации занимаются маркетингом, чтобы "продать" самих себя, свои услуги, идеи, убеждения, чувства, веру и идеалы широкой публике или ее более узкой части (сегменту). Однако без финансовой поддержки ни одна общественно-полезная деятельность не может долго продолжаться. Получение же финансовой поддержки возможно только через обмен, т.е. для участников обмена должна существовать какая-либо ценность (стоимость), выраженная в деньгах.       

        К некоммерческим организациям относятся различные институциональные учреждения, которые имеют общественную зависимость и полезность.

        Прежде всего следует назвать международные и национальные общественные организации с широким охватом целевых групп общественности, например, Общество Красного Креста, различного рода конфессиональные учреждения, церкви, секты, различные организации, службы и фонды милосердия, детские и попечительские учреждения, благотворительные организации и фонды. К некоммерческим относятся также государственные, региональные и муниципальные учреждения, обеспечивающие наиболее существенные потребности общества в области охраны прав и правопорядка, здравоохранения, просвещения, науки и культуры.          

        Основная задача государственных, региональных и муниципальных структур - пропаганда общественной значимости и полезности их деятельности. Создавая с помощью маркетинга благоприятное для себя общественное мнение, формируя свой положительный образ, эти организации могут рассчитывать на лучшее бюджетное обеспечение за счет более энергичной поддержки их деятельности со стороны налогоплательщиков.

        Все общественные организации при разработке и постановке своих целей и задач не предусматривают извлечение прибылей или каких-либо коммерческих выгод, тем не менее эти организации призваны оказывать своим членам и приверженцам помощь и поддержку в соответствии с правилами и регламентом своей деятельности, который ставиться в зависимость от поступлений финансовых средств для обеспечения условий нормального существования и поддержки профессиональной

активности организации. Таким образом, деньги в деятельности некоммерческих организаций присутствуют, но не в виде прибыли, а как средство для выполнения поставленных задач и их жизнеобеспечения. Существует прямая зависимость эффективности деятельности общественных организаций от их бюджетов. Чем более значительными средствами располагают организации или учреждения, тем эффективнее,

профессиональнее, масштабнее их деятельность.

        Источником финансирования общественных организаций в нормальных условиях могут быть: членские взносы участников, налоговые поступления и льготы, единовременные своды за участие в различных мероприятиях, выручка от издательской деятельности, пожертвования, наследование денег и имущества и другие поступления.[3]

        Деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся маркетингом услуг, очень разнообразна, поэтому выделяют следующие виды маркетинга услуг.

                 

1.1. Виды маркетинга услуг

        Как нами было замечено выше, нередко организации занимаются маркетингом, чтобы "продать" самих себя. Это так называемый маркетинг организаций.

        Маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания, или изменения позиций и или поведения целевых аудиторий  по отношению к конкретным организациям.

        Маркетингом организаций традиционно занимаются отделы по организации общественного мнения.

        Организация общественного мнения - это управленческая функция, в рамках которой осуществляется оценка отношений общественности, соотношение принципов и приемов деятельности лица или организации с общественными интересами, планирование и проведение в жизнь программы действий, рассчитанных на завоевание понимания и восприятия со стороны общественности. Для ее проведения требуется знание нужд, желаний и психологии аудитории, умения в сфере коммуникаций, способности разрабатывать и осуществлять программы, оказывающие влияние на поведение.

        Маркетинг организации требует оценки ее существующего образа и разработки плана маркетинга по улучшению этого образа.

        Первым шагом в процессе оценки образа является выявление нынешнего образа организации среди ключевых контактных аудиторий.

        Образ - это представление об объекте, имеющееся у лица или группы

лиц. У разных индивидов могут существовать разные образы одного и того же объекта. Организация может быть либо довольна своим образом в глазах общественности, либо обнаружить наличие в связи с ним серьезных проблем.

        Следующий шаг требует от организации формулирования образа, который она хотела бы иметь. После этого фирма разрабатывает план маркетинга, рассчитанный на достижение сдвига ныне существующего образа в сторону желаемого.

        Фирма должна периодически повторять обследования своих аудиторий, дабы установить, способствуют ли предпринимаемые ею действия улучшению этого образа.

        Маркетинг услуг, естественно, не ограничивается маркетингом организаций. Следующий его вид - это маркетинг мест.

        Маркетинг мест - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения, касающихся конкретных мест.

        Ф.Котлер выделяет четыре типа маркетинга мест: маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной застройки, маркетинг инвестиций в земельную собственность и маркетинг мест отдыха.

        Маркетинг жилья включает в себя застройку или активное предложение на продажу или внаем жилищ на одну семью, квартир и прочих жилых единиц. Деятельность эта традиционно проводится  с помощью объявлений публичной рекламы и агентов по торговле недвижимостью.

       Маркетинг мест хозяйственной застройки включает в себя хозяйственное освоение, продажу или сдачу в аренду участков или имущества типа заводов, магазинов, контор, складов и т.п. Крупные застройщики исследуют потребности фирм в земельных участках и предлагают комплексные решения проблем недвижимости типа создания промышленных зон, торговых центров, новых административных зданий.

        Маркетинг инвестиций в земельную собственность включает в себя обустройство и продажу земельных участков как объектов помещения капитала. Покупатели таких участков - корпорации, врачи, мелкие вкладчики, спекулянты - рассчитывают продать их после того, как земля в достаточной мере повысится в цене.

        Маркетинг мест отдыха имеет целью привлечение отдыхающих и туристов на курорты, в конкретные города, штаты и даже страны. Подобной деятельностью занимаются бюро путешествий, авиакомпании, автомотоклубы, отели, мотели и государственные учреждения.

        Наряду с другими видами маркетинга проводится и маркетинг отдельных лиц.     

        Маркетинг отдельных лиц - это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций, или поведения по отношению к конкретным лицам.

        Две наиболее распространенные формы этой деятельности – маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.

        Несмотря на то, что маркетинг знаменитостей имеет длинную историю и восходит ко временам древних греков и римлян, в последнее время он ассоциируется с шумихой вокруг "звезд" Голливуда и эстрады. Для поддержания и возвышения своего "звездного образа" голливудские актеры и актрисы стали нанимать себе пресс-секретарей. Пресс-секретарь размещает информационные материалы о "звезде" в средствах массовой информации и планирует график появления в местах, к которым привлечено широкое внимание.

         Маркетинг политических кандидатов превратился в крупную отрасль деятельности. С перерывом в несколько лет публика постоянно участвует в многочисленных выборных кампаниях по занятию должностей в местных органах и учреждениях государственного масштаба.

        Политическая кампания включает в себя посещения кандидатом рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня "покупки" кандидата избирателями.[2]

        Интерес к маркетинговым аспектам выборов был подогрет стремительным ростом политической рекламы и распространением научных методов изучения общественного мнения.

        Некоторые источники определяют маркетинг отдельных лиц как политмаркетинг, эго-маркетинг и самомаркетинг.

        Основу политмаркетинга составляет продвижение идей, интересов и мнений в общественном пространстве. Он относится не только к деятельности политичеких партий, преследующих некоторые групповые интересы в условиях плюралистического общества, но и к различного рода массовым движениям, которые в критических ситуациях склонны из движений широкой общественности  превращаться в политические партии.

        Эго-маркетинг - это программа реализации личности, которую может составлять для себя каждый активный член общества. Сама задача программы достижения успеха мобилизирует личность на конкретные действия, последовательные шаги к намеченной цели, преодоление встречающихся трудностей и дает  удовлетворение от сознания своей значимости и полезности для общества.

        Самомаркетинг - это программа определенных действий личности, которая должна создавать максимально благоприятные условия для реализации главного "товара", которым обладают все здоровые, самодеятельные члены общества. Этот "товар" - рабочая сила, т.е. знания, умения, талант, профессионализм.[3]

        Следующий вид маркетинга - маркетинг идей. Наиболее важны проблемы маркетинга идей общественного характера, таких, как кампании по здравоохранению, ставящие своей целью борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией, кампании по защите окружающей среды, а также кампании, касающиеся проблем планирования семьи, прав женщин и расового равноправия.

        Эту сферу деятельности принять называть общественным маркетингом.

        Общественный маркетинг - это разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой ( или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики.

        Общественный маркетинг является самой важной частью маркетинга идей, но в определенном смысле любой вид маркетинга является маркетингом идеи, будь то идея чистки зубов или идея использования какого-либо товара.[2]

        Рассмотрев понятие и виды маркетинга услуг, мы в своей работе более подробно ознакомимся с маркетингом медицинских услуг, которым может заниматься такая некоммерческая организация, как больница.

1.2 Маркетинг медицинских услуг

        Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы деятельности Украины, в значительной степени изменяют формы медико-санитарного обеспечения, критерии оценки работы системы здравоохранения. Входят  в повседневную деятельность медицинских работников новые формы экономических отношений, программно-целевого планирования. Это определяет необходимость разработки и внедрения новых организационных, информационных и прочих технологий, направленных на улучшение показателей общественного здоровья, в том числе путем оптимизации спроса и потребления медицинских услуг.

        В рамках концепции маркетинга, и приходящей ей на смену концепции социально-этичного маркетинга, ставящей перед собой цель решения задач маркетинга с учетом интересов благосостояния и безопасности всего общества, а не только отдельных групп потребителей, такие традиционные функции организаторов производства и сбыта в условиях рыночных экономических отношений, как изучение рынка, использование рекламы, стимулирование сбыта, политика цен и другие, объединены в комплексную систему, целью которой является обеспечение решения поставленных задач с учетом имеющихся ресурсов при условии максимально полного удовлетворения потребностей отдельных людей и общества в целом.

        Мы попытаемся взглянуть на здравоохранение с точки зрения такого комплексного, системного подхода и сделать определенные выводы о возможностях использования для этого маркетинга.

        При формировании концепции маркетинга в здравоохранении следует основываться на природе и логике поведения отдельного человека и интересах общества в целом. Человек непосредственно заинтересован в полноценной жизни и удовлетворении своих многочисленных потребностей. Нужда в хорошем здоровье является одной из главнейших, идущей следом за потребностью в воздухе, пище, одежде и жилище. Потребность быть здоровым заставляет человека проявлять активность в поиске способов оздоровления и придает ей определенную направленность. Человек понимает, что некоторые вещи и услуги могли бы удовлетворить его потребность в здоровье.[1]

        Воспользовавшись определением товара из теории маркетинга (товар - это продукт или услуга, способные удовлетворить определенную потребность), можно отметить, что медицинская услуга - это товар, имеющий ценность из-за своей способности удовлетворять потребность человека в поддержании личного здоровья и являющийся средством решения проблем, возникающих из-за его неудовлетворительного состояния.

        Такое понимание медицинской услуги как товара позволяет построить концепцию маркетинга в здравоохранении. Маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарно-гигиенических и лечебных услуг, лекарственных средств, изделий терапевтического и реабилитационного назначения.

        Американская медицинская ассоциация определяет маркетинг как “комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг (товаров медицинского значения) к потребителям, а также процессом их реализации.”[1]

        Маркетинг имеет место тогда, когда человек решает удовлетворить свои потребности вполне определенным способом, который называется обменом и возможен при наличии следующих условий:

        1) наличие как минимум двух сторон;

        2) каждая из сторон обладает чем-то, представляющим ценность для

другой стороны;

        3) стороны имеют возможность общаться и осуществлять доставку товара;

        4) стороны свободны в принятии решений о совершении обмена.

        Понятие обмена приводит к понятию рынка медицинских услуг (в теории маркетинга рынок - это сфера существующих и потенциальных обменов). Таким образом, рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их, наличием субъектов рынка - необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги - товара, и наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.

        Важнейшими целями маркетинга в отношении производителя медицинских услуг являются обеспечение рентабельности производства медицинских услуг и лекарственных средств, достижение высокой экономической эффективности их реализации в пределах имеющихся производственных возможностей. Для достижения этих целей необходимо проведение маркетинговых исследований, по результатам которых прогнозируется изменение рыночной ситуации в сфере медицинского и фармацевтического обслуживания, анализируются тенденции изменения платежеспособного спроса на медицинские услуги и товары, определяются пути достижения требуемого их качества и т.д.[4]

           Любой процесс производства лечебно-профилактических услуг на рынке здравоохранения находит свое отражение в системе качественных показателей их обеспечения, численности и социально-демографического состава пациентов, их мотивационных характеристик, объемов реализации.

           Организация маркетинговых исследований подчиняется определенным правилам и проводится по специально отработанным методикам. Полученную информацию анализируют и обрабатывают методики санитарно-демографической (биометрической) статистики. Исследования спроса на товары и услуги базируются на матричной и функциональной системах и их комбинации.

           Функциональная система маркетинговых исследований направлена на изучение определенного вида лечебно-диагностической, рекреационно-оздоровительной, фармацевтической деятельности и ее информационного обеспечения. При этом обосновываются эффективность медико-санитарного обслуживания, производство и реализация медицинской техники, обучение и переподготовка врачебных кадров и т.д.

           Матричная система включает в себя следующие основные аспекты:

- географический, при котором исследования направлены на выявление

различий между отдельными регионами или особенностями одного региона с целью уточнения степени их влияния на спрос медицинских услуг и товаров;

- потребительский, при котором исследуются особенности спроса какой-

либо определенной социальной группы пациентов или различия между отдельными группами;

- ассортиментный, изучающий специфику спроса и предложения различных услуг, медикаментов и других товаров.

           Медицинский маркетинг наряду с анализом, контролем и прогнозом спроса подразумевает также и управление спросом. Активная позиция в медицинском маркетинге реализуется в многообразных технологических решениях. Каждому состоянию спроса (негативному, отсутствующему, потенциальному, сниженному, колеблющемуся, полному, чрезмерному, иррациональному) соответствуют свои методы воздействия: конверсионные (изменяющие), стимулирующие, развивающие,ремаркетинговые, синхромаркетинговые, поддерживающие, демаркетинговые, противодействующие. Методы таких воздействий опробованы в здравоохранении: это и санитарное просвещение, и индивидуальная работа врача с пациентом, и различные клинико-организационные решения и т.д. Все они направлены на достижение конкретных целей: создать, стимулировать, развивать, повышать, сбалан-

сировать, поддержать, снижать, ликвидировать спрос на различные компоненты образа жизни, виды медицинской помощи населению.[1]

           Обобщая опыт примирения маркетинговой концепции в здравоохранении, необходимо отметить, что анализ и управление спросом на медицинскую помощь проходят четыре наиболее общих этапа , которые повторяются в процессе последовательного воздействия на здоровье населения.

                    

                         Рисунок 1.1  Структура маркетинга

        Технологии маркетинга универсальны для многих сфер здравоохранения. Исходными являются ответы на следующие вопросы: какая медицинская помощь необходима, почему, для кого, когда, кем, где и как она будет оказываться.

           Специалисты маркетинга ориентируются еще на одну ответственную характеристику - жизненный цикл услуги. Подразумевается обязательное прохождение следующей функциональной цепочки: внедрение - рост - зрелость – спад спроса. В здравоохранении указанные фазы жизненного цикла имеют свои особые функциональные акценты: зрелость - доминирующая фаза, претерпевающая качественные и количественные преобразования в процессе приближения к полному удовлетворению спроса на данный вид медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, спад может иметь место в случаях полной ликвидации заболеваемости, смертности от конкретных причин или при появлении иных способов (новых  товаров и услуг), воздействующих на уровень здоровья. Преобразование медицинской помощи отражается на общественном здоровье. В связи с этим требуется и соответствующее адаптирование технологий медицинского маркетинга, изменение сфер его применения.

           Функциональная схема маркетинга медицинских услуг имеет такой

вид

                          

    

    Рисунок 1.2 Функциональная схема маркетинга в здравоохранении

           Основные элементы этой системы:

ЛПУ ( лечебно-профилактические учреждения ), маркетинговые посред-

ники и рынок медицинских услуг (элементы). Эти элементы соединены 4 главными потоками: поток медицинских услуг, поток денежных средств, полученных в оплату за оказание медицинской помощи, информационный поток, поток коммуникаций.

           Дадим краткую характеристику элементов системы:

ЛПУ - производители медицинских услуг, с одной стороны, и элементы

рыночной инфраструктуры, где реализуется и потребляется медицинская помощь, с другой.

Маркетинговые посредники - важный и необходимый элемент маркетинговой микросреды, это организации, помогающие производителю товаров и услуг в продвижении, сбыте и распространении его продукции среди клиентов, выявляющие конкретные рынки сбыта, обеспечивающие коммуникации между производителем  и потребителем.

Рынок медицинских услуг представляют потребители медицинских услуг

или пациенты.

            Вмешательство государства в деятельность ЛПУ и маркетинговых посредников ограничивается созданием условий для существования рынка медицинских услуг и защитой прав их потребителей: обеспечение гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведения политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения.

            Как уже было сказано выше, концепция маркетинга предполагает изучение потребностей и спроса потребителей медицинских услуг и разработку мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей человека в медицинском обслуживании и поддержании здоровья. Такой подход вызывает необходимость разработки стратегии маркетинга в здравоохранении, охватывающей весь временный период медицинской помощи - задолго до того, как будет оказана медицинская услуга, и длительное время после ее реализации. Методическая разработка положений этой концепции, их реализация и совершенствование по результатам практического применения такая задача ложится на организации медицинского обслуживания и всех заинтересованных специалистов - медиков.[1]


1.3. Рынок медицинских услуг Украины

           Важнейшими составляющими анализа любого рынка являются маркетинговые исследования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящиеся к рынку медицинских услуг.[7]

           Хотя Украина уже не первый год осуществляет переход к рыночной экономике, и многие отрасли хозяйства уже приобрели черты конкурентного рынка, очевидно, что к настоящему моменту рынка медицинских услуг в нашей стране практически нет, т.к. не реализуется одна из главных его характеристик - наличие свободы выбора, поскольку в существующей организации системы здравоохранения сохраняется жесткое закрепление пациента за участковым врачом и лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства.

           Система рыночных отношений  в здравоохранении сегодня представлена медицинскими учреждениями различных организационно-правовых форм и системой оказания платных медицинских услуг. Совершенно очевидны низкая доступность этих услуг для широких слоев населения и недостаточный охват ими всего спектра различных видов медицинской помощи.

           Потребность в рыночном механизме подтверждается еще и наличием сложившегося стойкого теневого рынка медицинских услуг, и существование спроса, во многом опережающего возможности, на услуги высококлассных специалистов и специализированных учреждений.[1]

           Философией государственных медицинских учреждений, которых в Украине является большинство, до сих пор является принцип медицинского обслуживания всех, кто бы не обратился в это учреждение, независимо от его финансовых возможностей, т.е. принцип "бесплатности" медицинской помощи, гарантируемый Конституцией страны.[4]

           Однако недостаточное бюджетное финансирование не дает возможности полностью и качественно удовлетворить потребности населения в медицинских услугах. Наиболее разумным выходом из этой ситуации является переход к рыночной системе и создание как можно большего числа лечебных учреждений, оказывающих платные услуги.

1.3.1. Спрос и предложение на рынке медицинских услуг

           Центральное место в теории рыночной системы занимает механизм балансирования спроса и предложения. Цена услуги ( товара ) выполняет функцию регулятора этого механизма, который ориентирует потребителя, предприятие, общество в целом на достижение оптимальной экономической деятельности. При этом действуют такие законы спроса и предложения. Спрос находится в обратно пропорциональной зависимости от цены: чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. Предложение находится в прямо пропорциональной зависимости от цены – чем ниже цена товара, тем меньше количество товаров предлагается; более высокая цена обуславливает более высокий уровень предложения. Представим себе, что потребителю (пациенту) пришлось платить за медицинскую помощь из собственных средств.

           Безусловно его спрос на медицинскую услугу будет обратно пропорциональный ее цене. Эту закономерность предвидели еще создатели общественной медицины, поэтому они поставили непременным условием ее организации бесплатность медицинской помощи для пациента. При этом они особенно опасались снижения спроса на медицинскую помощь по поводу инфекционных заболеваний, которые

составляли основную угрозу здоровью людей. Но в понятие бесплатности они совсем не вкладывали отсутствие стоимости и штучную дешевизну этой помощи. Наоборот, их целью было чтобы эта помощь отвечала высшим образцам медицинской науки того времени, т.е. для общества медицинская помощь должна была быть качественной, эффективной и дорогой.

           Спрос на медицинскую помощь, как проявление потребности в здоровье, реализуется через обращения граждан в медицинское учреждение. Потребность в здоровье условно можно разделить на две категории: потребность собственно в здоровье (профилактика заболеваний) и потребность в исцелении от болезни или снижении ее негативных последствий ( лечение заболеваний ). В обоих случаях проявление законов спроса и предложения будет идентичным, хотя по-разному будет реагировать на отдельные факторы. Остановимся на примерах.

           Пример 1. С целью профилактики болезней пациент стремится объективно оценить свое здоровье и получить соответствующие рекомендации по поводу здорового образа жизни. С этой целью пациент может быть осмотрен на компьютерном томографе и проконсультирован своим семейным врачом (первый вариант) или проконсультирован несколькими специалистами с анализом некоторых простых обследований - анализ крови и мочи (второй вариант). В первом варианте осмотр будет дороже, зато более качественный и эффективный. Удовлетворение потребности в здоровье в обоих вариантах будет различным, вероятность повторного обращения в первом варианте будет меньше, чем во втором.

           Пример 2. Пациент, хочет вылечить больной зуб. Он может обратиться к начинающему дантисту, который имеет в распоряжении устаревшую технику и некачественный пломбировочный материал (первый вариант). Он может также обратится к опытному специалисту, оснащенному современной техникой и высококачественным пломбировочным материалом (второй вариант). Цена медицинской услуги в первом варианте будет меньшей, чем во втором. Потребность в исцеле-

нии больного зуба в первом и во втором варианте будет удовлетворена в меньшей мере, чем во втором, т.к. вероятность повторного обращения в первом варианте будет выше, чем во втором.[5]

           Итак, если спрос на медицинскую услугу проявляется через обращаемость пациента за ней, то предложение реализуется через качество и эффективность медицинской помощи.

            Более высокое качество и эффективность медицинской помощи обеспечивает более высокая цена на нее.

           Качество и эффективность медицинской помощи - это синоним ее цены.

           Изобразим соотношение спроса и предложения на графике (см. приложение А).

           Балансирование спроса и предложения относительно медицинской помощи имеет свои особенности. Как было указано выше, пациент непосредственно не оплачивает медицинскую услугу, это делает за него государство или предприятие (естественно, из этого правила есть исключения, но не они определяют сегодня характер оплаты медицинской помощи).

 Если общество может позволить себе оплачивать медицинскую услугу на уровне цены Цд, то эту услугу может с большой вероятностью получить каждый пациент, однако дефицит будет состоять в ее низком качестве и эффективности. Если цена поднимается до уровня Цп, объем медицинских услуг, их качество и эффективность превышает спрос пациентов на медицинскую помощь, однако это понятие носит пока только теоретический характер, поскольку на практике наша система медицинской помощи такого состояния еще не достигла. Пока она находилась в состоянии Цд.

           Итак, цель в каждой конкретной ситуации состоит в установлении цены Цб, когда спрос на медицинскую услугу совпадает с предложением. Поскольку рынка как такового у нас еще не было, то достижение этого положения  является делом будущего.

Согласно экономической теории спрос на товары зависит от дохода потребителей: чем выше доход, тем выше спрос, и наоборот. На графике эту ситуацию отражает кривая Пзд. Относительно медицинской помощи ее следует понимать так, что с увеличением доходов общества изменяется потребность в здоровье его граждан в сторону увеличения.   Так, на предыдущем этапе основной целью медицинской помощи, было преодоление инфекционных болезней и туберкулеза, затем эта цель сместилась в сторону преодоления хронических дегенеративных болезней, а еще позже - высокого качества жизни и т.д. Увеличение потребности в здоровье на нашем графике состоит в том, что равновесная цена на медицинскую помощь Цб смещается из точек Б1Б2 в точки П2 П3, а соответствующие точки пересечений смещаются еще выше.

Из графика выплывает одна важная закономерность. Стоимость профилактической медицинской помощи, которая обеспечивает собственно здоровье, значительно ниже стоимости лечебной медицинской помощи, которая обеспечивает исцеление от болезни или приостановление ее развития.

Поэтому поиски экономически выгодного соотношения затрат на профилактическую и лечебную помощь с акцентом на профилактические меры являются актуальной проблемой экономики здравоохранения Украины.

По нашей теории "бесплатность" медицинской помощи в Украине влечет за собой низкое качество этой помощи. К тому же полная зависимость государственных медицинских учреждений от бюджетных ассигнований делает положение в сфере здравоохранения довольно удручающим. До недавнего времени государственным медицинским учреждениям было разрешено оказывать некоторые платные услуги, перечень которых был утвержден Кабинетом Министров Украины.

            Вследствие применения платных услуг охраной здоровья было привлечено налоговых средств в 1996 г. на сумму 73,5 млн.грн. или 2,7 % к объему бюджетного финансирования, в 1997 г. на сумму 110,6 млн. грн.

(3,1 %), в 1998 г. 112 млн.грн. ( 3,2 %) к объему бюджетного финансирования).[6]

Однако Конституционный Суд Украины решением от 25.11.98 N 15 - рп/98 признал эту деятельность неконституционной. Этим решением отрасль была поставлена в очень трудное положение. Критическая ситуация сложилась и в отраслевой науке. Финансирование затрат на научные исследования (будущее предложение медицинских услуг) в прошлом году осуществлялось крайне неудовлетворительно. При плановых годовых объемах на научные разработки 30150 тыс.грн. фактически было выделено 12960 тыс.грн, или 43 % плановых.[6]

      1.3.2. Затраты на медицинскую помощь в Украине и развитых странах

                 мира.

Как мы уже неоднократно упоминали, низкое качество медицинского обслуживания в Украине связано с "бесплатностью" медицинской помощи, недостаточным бюджетным финансированием, а также низкой заработной платой медицинских работников.

Как же выглядит Украина на фоне развитых стран мира?

Рассмотрим таблицу (см. приложение Б), которая дает представление о затратах на медицинскую  помощь в развитых странах мира и о некоторых составляющих этих затрат.[5]

              Конечно, бедность украинской медицины на фоне развитых стран мира поражает. Исходя из данных таблицы, наблюдается очень низкий уровень заработной платы медицинского персонала, а также низкая доля медицины в ВВП. Но это реальность, от которой некуда деться. В бедной стране не может быть богатой медицины.

              

   2. АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

         2.1. Характеристика Краснодонского ТМО

         Как нами было указано выше, многие медицинские организации занимаются некоммерческим маркетингом, т.к. не направляют свою деятельность на получение прибыли. На Украине к таким организациям относятся практически все государственные  лечебные учреждения.          

        Объектом исследования нашей работы будет являтся Краснодонское Территориальное Медицинское Объединение ( ТМО ), которое является государственным предприятием, основанным на городской коммунальной собственности.

                 Целью ТМО является удовлетворение потребностей юридических и физических лиц Украины и других стран в услугах, реализуемых ТМО, а также реализация социальных и экономических интересов трудового коллектива и собственного имущества - городской территориальной громады.[8]

        ТМО имеет статус юридического лица: ведет самостоятельный баланс, имеет свою печать и штамп с полным наименованием, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

        Структура ТМО включает 20 лечебно-профилактических учреждений, не имеющих статуса юридического лица:

        - центральная городская больница,

        - 2-я городская больница,

        - Суходольская городская поликлиника,

        - Молодогвардейская городская поликлиника,

        - больница пос. Краснодон,

        - амбулатории: пос. Изварино, пос. С-Гундоровский, пос. Урало-Кавказ,

        - родильный дом,

        - детская городская больница,

        - кожвендиспансер,

        - психиатрическая больница с наркологическим кабинетом  и психиатрическим диспансером,

        - стоматологические поликлиники: г. Краснодона, г.Молодогвардейска, г. Суходольска,

        - станция скорой медицинской помощи ( ССМП ),

        - городская станция переливания крови ( ГСПК ),

        - городской центр здоровья ( ГЦЗ ).

        Все лечебно-профилактические учреждения ( ЛПУ ), входящие в состав ТМО, обеспечивают медицинской помощью 125, 4 тыс. населения

        Существуют три уровня медицинской помощи:                                                

        1 уровень - первая медицинская помощь, - осуществляется на уровне врачебного участка,                                                         

        2 уровень - квалифицированная, которая оказывается больным на уровне моно- или многопрофильных городских больниц,

        3 уровень - высококвалифицированная медицинская помощь, которая осуществляется в областных, специализированных больницах  (например, облонкодиспансер, областная клиническая больница и др.) либо в специализированных научно-исследовательских институтах, имеющих клинические кафедры, например, Украинский НИИ нейрохирургии и т.п.

        Краснодонское ТМО обеспечивает два уровня медицинской помощи - первичную и квалифицированную.

        Территориальное медицинское объединение имеет следующую структуру коечного фонда:

        хирургические -                80

        терапевтические -             90

        кардиологические -          30

        урологические -                30

        глазные -                           35

        Лор -                                  35

        неврологические -            60

        травмотологические -       60

        инфекционные -                80

        туберкулезные -                 50

        кожно-венерологические -40

        психиатрические -             60

        наркологические -             20

        детские -                             60

        гинекологические -            40

        родильные -                        30

        патологии беременности - 30

                     ИТОГО:                  830

        Кроме того, 9 реанимационных коек                                                   

        Лечебные учреждения, имеющие в своем составе стационарные койки:                                                 

        - ЦГБ,

        - 2-я горбольница,

        - роддом,

        - детская больница,

        - психиатрическая больница,

        - кожвендиспансер,

        - больница пос. Краснодон.

        Центральная, поселковая  и детская больница имеют в составе поликлиники;

        2-я горбольница - тубдиспансер, роддом, Суходольская и Молодогвардейская поликлиники, женские консультации, все остальные учебно-профилактические учреждения являются амбулаторно-поликлиническими учреждениями, за исключением ССМП, ГСПК и ГЦЗ.

        Скорая медицинская помощь (ССМП) предназначена для оказания населению экстренной круглосуточной медицинской помощи в случаях внезапных заболеваний, травм, отравлений.

        Городская станция переливания крови предназначена для заготовки донорской крови, ее компонентов и препаратов и бесперебойного обеспечения ими лечебно-профилактических учреждений г.Краснодона.

        Городской центр здоровья (ГЦЗ) предназначен для санитарно-просветительной работы среди населения, формирования здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками.

        Каждое лечебно-профилактическое учреждение оказывает помощь, соответствующую наименованию. ЦГБ является многопрофильной больницей, 2-я горбольница имеет в своем составе инфекционные и туберкулезные койки.

        Вся работа амбулаторно-поликлинической сети построена по участковому принципу. На один врачебный участок приходится от 2000 до 3000 населения, в зависимости от радиуса участка.

        Центральная городская больница ( ЦГБ ) - больница, на которую возложены функции управления охраной здоровья местного органа государственной исполнительной власти в городах республиканского, областного подчинения, которые не имеют районного деления.[9]

      Краснодонская ЦГБ имеет проектную мощность 250 коек и горполиклинику на 600 посещений в смену. Фактически имеется 390 коек, среднее число посещений в смену - 1500.

        Краснодонская ЦГБ является базовым многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением и имеет следующую структуру . ( см. приложение В).[12]

        В ЦГБ имеются такие лечебно-диагностические отделения:

        - терапевтическое,

        - хирургическое,

        - урологическое,

        - травмотологическое,

        - неврологическое,

        - глазное,

        - отолярингологическое,

        - кардиологическое,

а также параклинические отделения:                                

        - клинико-диагностическое,

        - биохимическая и бактериологическая лаборатории,

        - рентгенологическое,

        - отделение восстановительного лечения,

        - диагностические кабинеты,

        - стерилизационное отделение.

Т.е. Краснодонская ЦГБ предназначена для оказания квалифицированной специализированной стандартной и поликлинической помощи. Можно выделить 4 функции ЦГБ и ТМО:

        1. Профилактическая, т.е. лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика инфекционных и хронических заболеваний, инвалидности и др.

        2. Восстановительная, т.е. диагностика  и лечение заболеваний,                                               реабилитация и неотложная помощь .                                                                                                       3. Учебная, т.е. подготовка медицинского персонала. ЦГБ является базой последипломной подготовки врачей ( интернатуры ).

        4. Научно-исследовательская.


2.2. Анализ областей деятельности Краснодонского ТМО

        Основным направлением деятельности ТМО являются реализация медицинских услуг населению. Согласно Уставу ТМО может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законами Украины, однако не будем на них останавливаться т.к. они, не осуществляются в настоящее время. Такая норма заложена в Уставе с целью диверсификации основной деятельности. Т.е. привлечения внебюджетных источников финансирования.

        Виды основной медицинской деятельности:

        - предупреждение и ранее выявление заболеваний (прививочная, санитарно-просветительная работа, профилактические медицинские осмотры и т.д.),

        - диагностика и лечение заболеваний,

        - экспертиза трудоспособности,

        - медицинская реабилитация,

        - оказание скорой медицинской помощи.

        Вышеперечисленные виды медицинских услуг согласно ст. 49 Конституции Украины являются обязательными для реализации населению бесплатно т.е. их оказание должно финансироваться из бюджета. Их можно было бы осматривать как гарантированный минимум услуг населению, однако, реальная социально-экономическая обстановка, сложившаяся в Украине, не позволяет обеспечить этот минимум за счет бюджета. Кроме того, не урегулирована правовая основа этого вопроса.

        И если учесть что бюджет здравоохранения города утверждается горсоветом на 60 % от минимально потребного, а профинансирован в 1998 году на 63 % от утвержденного, в т.ч. 50 % взаимозачетами, то в этих условиях возникает жесткая необходимость при лечения внебюджетных средств для здравоохранения. Их источником могут быть платные медицинские услуги населению.

        До недавнего времени Краснодонским ТМО оказывались населению следующие платные услуги:

        1. Анонимное обследование и лечение больных, зараженных болезнями, которые передаются половым путем, а также больных алкоголизмом и наркоманией.

        2. Оказание лечебной (кроме случаев оказания неотложной) и профилактической стоматологической помощи населению.

        3. Оказание лечебной стоматологической помощи, включая подготовку к протезированию взрослому населению с использованием импортных медикаментов, анестезирующих средств, пломбировочных материалов, а также драгоценных металлов по желанию пациента, с учетом наличия аналогичных материалов и изделий отечественного производства.

        4. Профилактические медицинские осмотры работников по заявке предприятия.

        5. Совместное пребывание родителей вместе с детьми возраста меньше 3- х лет в стационаре, если это не обусловлено тяжелым состоянием больного ребенка.

        6. Госпитализация граждан в лечебно-профилактических учреждениях по их желанию.

        7. Проведение профилактических прививок гражданам, которых, выезжают за границу по вызову для оздоровления  в зарубежных лечебных или санаторных учреждениях по собственному желанию, а также в туристические поездки (кроме выезжающих на лечение и в служебные командировки). [10]

        К сожалению, во время написания нашей работы, как уже было указано выше, Конституционный суд Украины с подачи 60 народных депутатов Украины признал эту деятельность неконституционной.

        Были введены перечень новых платных услуг, на которые определены единые тарифы по области.

        В этот перечень вошли такие услуги:

        1. Искусственное прерывание беременности: - операция искусственного прерывания беременности в амбулаторных условиях (с медпрепаратами лечебного учреждения, цена этой услуги была определена в 15 грн.)

        - операция искусственного прерывания беременности в стационаре  (до 12 недель беременности, с медпрепаратами лечебного учреждения, цена 31 грн.)

        2. УЗИ. Цена - 2 грн. за 10 мин проведения процедуры.  

        3. Массаж. Цена - 0, 60 грн. за 10 мин. проведения процедуры.

        4. Медицинские осмотры граждан:

- для получения водительских прав на вождение транспортных средств. (1 осмотр - 13,25 грн.);

        - для получения и разрешения на право приобретения и ношения оружия гражданами, за исключением военнослужащих и должностных лиц, которым ношение оружия предусмотрено законом. (1 осмотр - 13, 25 грн.);  

        - для получения соответствующих документов  на выезд граждан за границу по вызову родственников, проживающих за рубежом, лечения в зарубежных больницах или санаториях, а также служебные командировки (за исключением госслужащих, работа которых связана с выездами за границу и имеющих соответствующие медицинские документы).  (1     осмотр - 14, 65 грн.);

        - профилактические осмотры работников предприятий и организаций по их инициативе кроме работников бюджетных учреждений, которым такие осмотры определены законодательством обязательными. (1 осмотр - 12, 15 грн.).[11]

                 Эти услуги не приносят прибыли, т.к. цены на них установлены в облгосадминистрации, и ТМО самостоятельно их повысить не может.

        Но существует еще ряд платных услуг, цены на которые определяются самим ТМО. Это стоматологические услуги и обязательный профилактический наркопрофосмотр.[13] Рентабельность стоматологической услуги составляет 20 %.

        Рентабельность наркопрофосмотра составляет 30 %..

        К тому же существует 17 профессий, для которых этот осмотр является обязательным, а также для устраивающихся на работу, получающих права на вождение транспортом и т.д.[14] Поэтому за счет частоты производимости данной услуги и за счет ее рентабельности она на сегодняшний день является для Краснодонского ТМО наиболее прибыльной. Также для привлечения дополнительных средств Краснодонским ТМО  были самостоятельно разработаны еще две платные услуги:      

        1.Индивидуальное обучение медработников методом проведения предрейсовых ( послерейсовых ) осмотров водителей транспортных средств, проведения семинаров и практических занятий ( для группы из 2 человек ), ( цена за 20 час.- 45, 10 грн.)

        2. Медицинская подготовка водителей и кандидатов в водители транспортных средств ( для 1 человека ). ( Цена за 2 часа 30 мин. - 6, 02 грн.)

        Рентабельность этих услуг составляет 30 %, что превысит прибыль от всех вышеуказанных услуг, кроме обязательного наркопрофосмотра, но пока еще к практической их реализации не приступили. Расчетом цен на эти услуги ( кроме тех на которые есть установленные тарифы), занимается экономист организационно-экономического отдела. Необходимость в таком специалисте возникла у Краснодонского ТМО в связи с введением платных услуг в 1997 г.[11]

2.3. Организационная структура управления Краснодонского ТМО

        Краснодонская ЦГБ является базовой больницей, на которую возложены функции управления, т.к. в ней находится администрация Краснодонского ТМО.

        Совокупность управленческих функций организации легче всего выявить и проанализировать на основе ее организационной структуры.

        Рассмотрим организационную схему управления Краснодонского ТМО. (см. приложение Ж)

        Управление ТМО осуществляет главный врач на основе единоначалия, он самостоятельно решает все вопросы деятельности ТМО, за исключением тех, которые отнесены уставом к компетенции органов местного самоуправления и других органов ТМО.

        Также главврач ТМО:

        - представляет ТМО во всех учреждения и организациях;

        - управляет и распоряжается средствами и имуществом ТМО, в соответствии с законом;

        - является распорядителем кредитов;

        - заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках;

        - формирует, утверждает и организует выполнение финансовых планов, в том числе платных услуг;  

        - устанавливает и утверждает штатную численность работников, их функциональные обязанности, степень ответственности и т.д.;

        - осуществляет наем и увольнение работников;

        - издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников ТМО;

        - осуществляет руководство маркетинговой деятельностью;

        - контролирует и координирует действия свих заместителей  и главных врачей всех ЛПУ, входящих в ТМО.

        Первым заместителем главного врача ТМО является заместитель по медицинскому обслуживанию, основными функциями которого являются:

        - организация и контроль проведения лечебного процесса;

        - ежедневные обходы тяжелых больных;

        - на основании экспертных оценок заведующих отделениями составляют план работы по улучшению лечебно-диагностической помощи, а следовательно, по улучшению качества и продвижения медицинских услуг, т.е. по повышению их конкурентоспособности.

        В непосредственном подчинении у заместителя главного врача ТМО по медицинскому обслуживанию находиться организационно экономический отдел с группой медицинской статистики, который собирает и систематизирует отчеты ЛПУ, выводит основные показатели их деятельности, проводит их анализ. Экономист организационно-экономического отдела занимается разработкой цен на платные услуги, а также контролирует расчеты с предприятиями за лечение их работников, травмированных на производстве.

        Заместитель главного врача по лечебной части осуществляет непосредственное руководство оказанием стационарной помощи, разрабатывает должностные инструкции и функциональные обязанности заведующих стационарными отделениями, анализирует работу коечного фонда. Заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической службы организует и контролирует работу всех амбулаторно-поликлинических подразделений ТМО. Организует и контролирует проведение профилактических прививок населению, а также оказание

лечебно-диагностической помощи больным в поликлинике и на дому. Организует проведение медицинских периодических, профилактических, ежегодных осмотров рабочих промышленных предприятий города Краснодона, анализирует показатели работы амбулаторно-поликлинического звена ТМО и разрабатывает меры по их улучшению.

        Заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности ведет контроль заболеваемости населения, особенно работающему, проводит работу с руководителями промышленных предприятий по вопросам снижения заболеваемости их работников, особенно занятых на вредных производствах. Контролирует работу врачей по выдачи больничных листов.

        Заведующий хозяйственной частью контролирует работу хозяйственных служб (транспорта, котельной, прачечной, пищеблока и т.д.).

        Заместитель главного врача по экономическим вопросам разрабатывает бюджет здравоохранения города и контролирует его исполнение, организует и контролирует его составление штатных расписаний учреждений ТМО, производит тарификацию работников ТМО, контролирует соблюдение законодательства об оплате труда и исполнения штатно-сметной дисциплины. Анализирует затратность медицинских услуг по каждому учреждению ТМО, а также эффективность их оказания.  

        Ввиду недостаточности бюджетного финансирования Краснодонское ТМО не в состоянии иметь отдел маркетинга, хотя ощущает в нем острую необходимость, а платные услуги не дают такой прибыли, которая позволит этот отдел открыть. По этому функции маркетингового отдела выполняет плано-аналитический отдел и отчасти администрация ТМО.

        Функциями планово-аналитического отдела являются:                                                                                          

        - маркетинговые исследования потребностей населения в платных медицинских услугах и т.д.;

        - планирование и бюджет;

        - анализ эффективности продвижения медицинских услуг на рынок;

        - реализация медицинских услуг;

        Следующим звеном организационной структуры управления ТМО являются главные врачи ЛПУ. Они осуществляют непосредственное руководство работы ЛПУ, входящих в состав Краснодонского территориального медицинского объединения.

        Главный бухгалтер организует весь бухгалтерский учет ТМО, и контролирует его исполнение, а также контролирует начисление заработной платы и движение средств на счетах ТМО, ведет учет материальных ценностей, принадлежащих объединению и осуществляет руководство централизованной бухгалтерии.         

        Централизованная бухгалтерия начисляет и выдает зарплату и осуществляет некоторые другие функции.

2.4. Показатели деятельности ТМО

        Как мы уже неоднократно отмечали, целью деятельности Краснодонского ТМО является удовлетворение потребностей населения г.Краснодона в медицинских услугах.

        Конкуренцию ТМО на данном рынке составляют частные стоматологические кабинеты, о чем способствует снижение спроса на стоматологические услуги, оказываемые ТМО в последние два года. Также на территории города Краснодона функционируют 2 лечебно-

диагностических центра: ЛДЦ “Ультрамед”, являющийся собственностью Министерства угольной промышленности Украины и ЛДЦ "Здоровье", основанный на индивидуальной собственности.

        Но ассортимент услуг, оказываемый этими лечебно-диагностическими центрами, очень ограничен по сравнению с ассортиментом услуг, оказываемых ТМО. К тому же, в отличие от услуг ЛДЦ "Ультрамед" и ЛДЦ "Здоровье", большинство услуг Краснодонского ТМО являются бесплатными, что существенно повышает спрос населения на них, поэтому Краснодонское ТМО практически является монополистом ( кроме стоматологических услуг ) на рынке медицинских услуг г.Краснодона.

        Чтобы оценить рзультаты деятельности Краснодонского ТМО мы можем ознакомиться с некоторыми показателями его работы за 1997- 1998 гг. (см. приложение  З).

Все показатели деятельности ТМО являются лучше аналогичных средних показателей по Луганской области за 1997-1998 гг., что свидетельствует об эффективности деятельности данной организации.

           3.ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Как нами уже неоднократно упоминалось, в настоящее время медицинские учреждения уже осознают все возрастающее значение маркетинга для успеха своей деятельности. Некоторые из них (в основном, иностранные ) вводят в свою структуру маркетинговые подразделения.

Для того, чтобы маркетинговые отделы (как и другие подразделения организации ) успешно функционировали, необходимо чтобы управление ими было оптимальным. Ведь основная задача современного менеджера - это задача совершенствования управления экономическими и организационными процессами на основе широкого использования современных информационных технологий.

Применение компьютерных систем особенно эффективно для управленческих функций, которые характеризуются либо большими объемами, либо сложностью обработки информации.

К сожалению, соображения материального порядка, т.е. высокая стоимость, может ограничить круг информатизированных функций. Как это и происходит с отечественными государственными медицинскими учреждениями.

В основном, в их деятельности компьютеризировано начисление заработной платы, структура коечного фонда, обработка статистических данных и т. п.

Скудное бюджетное финансирование и «бесплатность» медицинской помощи в Украине являются причиной ее низкого качества. Это вызывает необходимость совершенствования предложения медицинских услуг. Первым шагом, по нашему мнению, должно быть предоставление потребителям полной информации об оказываемых услугах.

Мы в своей работе хотим предложить базу данных, которая позволит Краснодонскому ТМО информировать потребителей (пациентов) об услугах, которые оно способно предоставить. База данных содержит информацию о численности врачей ТМО, их квалификационных характеристиках, возрасте, занимаемых должностях и местах работы.

Она позволяет определить специализацию каждого врача ТМО, т.е. ответить на вопрос, какие услуги каждый из врачей предоставляет пациентам. На запрос об определенной услуге потребитель будет получать список  врачей, занимающихся этой проблемой. Это позволит ему выбрать того врача, пациентом которого он пожелает быть, что, возможно, будет стимулировать спрос на услуги Краснодонского территориального медицинского объединения.

3.1. Описание предметной области

Предметная область-это часть окружающего мира, которая входит в сферу деятельности индивидуума.

Описание предметной области базы данных, которая рассматривается в дипломной работе, является следующим: С помощью базы данных пользователь должен получить информацию об услугах, предоставляемых ТМО города Краснодона, а именно:

  •  списки специалистов;
  •  список предоставляемых услуг;
  •  место, где предоставляется услуга;
  •  специалисты, которые могут выполнить данную услугу.

На основе анализа предметной области выявляются документы- источники информации:

  •  сведения о численности работников ТМО;
  •  перечень услуг, предоставляемых ТМО.

Фрагменты этих документов представлены в приложении (см. приложение К ).

3.2. Выявление информационных объектов

Преобразуем для построения базы данных документ «Сведения о численности работников ТМО», добавив несколько реквизитов, и построим

функциональные зависимости между реквизитами. Результаты приведем в таблице 3.1.               

                                              Таблица  3.1                                                   

Функциональные зависимости между реквизитами информационного  объекта " Сведения о численности работников Краснодонского ТМО "

       Имя

   реквизита

             Наименование

                 реквизита

     Функциональная

         зависимость

ТАБН

           Табельный номер

ФИО

    Фамилия, имя, отчество

ГОД

               Год рождения

КОДД

             Код должности

ДОЛ

                 Должность

КОДС

           Код специальности

НАЗВ

      Название специальности

ГОДК

                  Год курсов

ВИД

              Вид категории

ГОДАТ

              Год аттестации

МЕСТО

               Место работы

КОДМ

            Код места работы

   Выделим ключевые поля и определим зависимости других реквизитов от этих полей. Результаты показаны в таблице 3.2

                                                                                                     

                                                                                                                                Таблица3.2         Зависимость реквизитов от ключей

        Имя

   реквизита

  

      Ключевое

              поле

          Информационный

                   объект

ФИО

ТАБН

Специалист

ГОД

ТАБН

Специалист

КОДД

КОДМ + ТАБН

Занимаемая должность

ДОЛ

КОДД

Занимаемая должность

НАЗВ

КОДС

Специальность

ГОДК

ВИД

КОДС + ТАБН

КОДС + ТАБН

Аттестация

ГОДАТ

МЕСТО

КОДС + ТАБН

КОДМ

Место работы

Таким образом, можно выделить пять информационных объектов.

К некоторым информационным объектам на основе интуитивного подхода и требований к базе данных добавляются несколько реквизитов. Полностью информационные объекты с входящими в них реквизитами представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Информационные объекты

Информационный объект

Наименование реквизита

Имя реквизита

Примечание

Специалист

Табельный номер

ТАБН

Ключевое поле

Фамилия

ФАМ

Текстовое

Имя

ИМЯ

       - // -

Отчество

ОТЧ

       - // -

Год рождения

ГОД

Числовое

Город

ГОРОД

Текстовое

Дом

ДОМ

       - // -     

Квартира

КВАР

       - // -

Телефон

ТЕЛ

       - // -  

Специаль-                  ность

Код специальности

КОДС

Ключевое поле

Название

НАЗВ

Текстовое

Место работы

Код места работы

КОДМ

Ключевое поле

Место работы

МЕСТО

Текстовое

Аттестация

Табельный номер

ТАБН

   Составной

       ключ

Код специальности

КОДС

Год курсов

ГОДК

Числовое

Вид аттестации

ВИД

Текстовое

Год аттестации

ГОДАТ

Числовое

Занимаемая должность

Табельный номер

ТАБН

Составной ключ

Код места работы

КОДМ

Код должности

КОДД

Должность

ДОЛ

Текстовое

Преобразуем документ «Перечень услуг» и построим функциональные зависимости между его реквизитами. Результаты представим в таблице 3.4

                               Таблица 3.4

Функциональные зависимости между реквизитами                                                                          информационного объекта "Перечень услуг"

Наименование реквизита

Имя реквизита

Функциональная зависимость

Код специальности

КОДС

Код услуги

КОДУС

Услуга

УСЛ

Выделим ключевые поля и определим зависимости других реквизитов от этих полей. Результаты приведены в таблице 3.5

                                                                                                         Таблица3.5

Имя реквизита

Ключевое поле

Информационный объект

КОДС

КОДУС

Специальность

Услуга

КОДУС

Услуги

Таким образом можно выделить еще один информационный объект [Перечень услуг] в таблице .

                                             

Таблица3.6

Реквизиты класса "Услуги"

Наименование реквизита

Имя реквизита

Примечание

Код услуги

КОДУС

Ключевое поле

Услуга

УСЛ

Большой текст

  1.   Информационно-логическая модель базы данных

На основе проведенной декомпозиции можно построить информационно-логическую модель базы данных, которая отражает все связи между информационными объектами.

Между реквизитами КОДД и ТАБН связь один-к-многим, т.к. одинаковые должности могут занимать несколько специалистов. Например-хирурги.

Между реквизитами КОДД и КОДМ связь один-к-многим, т.к. одинаковые должности могут быть в разных учреждениях. Подобным образом определяем и остальные связи. Результаты приведены в таблице 3.7

Таблица 3.7

Связи между реквизитами

Главное ключевое поле

Зависимое ключевое поле

Вид связи

ТАБН

КОДД

1 : м

КОДМС

КОДД

1 : м

КОДУС

КОДС

1 : м

На основе полученных связей строим информационно-логическую модель базы данных.

                                                                                                       Рисунок 3.1

Информационно-логическая модель базы данных

 

     Кен        

                                    

                                                                                                          

     

                                  

                                                                                  

                                                                                                                                                                                           

3.4. Реализация базы данных .

               База данных - это хранилище данных, предназначенных для совместного использования. Базы данных выполняют две функции. Они группируют данные по информационным объектам и предоставляют данные пользователям. Каждая база данных содержит программный механизм, именуемый СУБД, который управляет хранением и поиском данных, содержащихся в базе. Microsoft ACCESS использует реляционную модель для своей СУБД. Реляционная модель рассматривает все данные как группы таблиц или отношений, которые содержат фиксированное количество рядов и столбцов. Определим список таблиц, используемых в нашей базе данных.                                                       

                                                Таблица 3.8

Список таблиц, используемых в базе данных

Имя таблицы

Имя поля

Имя реквизита

Примечание

Место работы

Код_места_работы

Место_работы

КОДМ

МЕСТО

Храниться пере-

чень больниц и поликлиник, вхо-

дящих в ТМО

Специальность

Код_Специаль-

ности

Название_Специа-

льности

КОДС

НАЗВ

Храниться пере-чень специаль-ностей, по кото-

рым проходит ат-

тестация

Услуга

Код_услуги

Наименование

КОДУС

НАИМ

Перечень предо-

ставляемых услуг

Должность

Код_должности

Должность

КОДД

ДОЛЖ

Перечень долж-

ностей, имею-щихся в учрежде-

ниях ТМО

Специалисты

Табельный_номер

Код_места_работы

Код_должности

Фамилия

Отчество

Имя

Год рождения

Город

Улица

Дом

Квартира

ТАБН

КОДМ

КОДД

ФАМ

ОТЧ

ИМЯ

ГОДР

Информация о сотрудниках:

должность, адрес

и т.д.

Последние курсы

Код_Специальности

Табельный_номер

Год_курсов   

КОДС

ТАБН

По какой специаль-

ности, кто и когда

проходил курсы

Аттестация

Код_Специальности

Табельный_номер

Категория

Год_аттестации

КОДС

ТАБН

По какой специаль-ности, кто и когда

получил аттестацию

Предоставляемая

услуга

Код_должности

Код_услуги

КОДД

КОДУС

Вспомагательная таблица, связывает

услугу с долж-ностью, и, соответ-

ственно, который ее занимает

Пользователь не работает непосредственно с таблицами. Для заполнения таблиц и получения из них информации используются формы. В формах применяются те же самые поля, что и в соответствующих таблицах. Для выбора необходимой информации и подготовки отчетов используются запросы. Их перечень представлен в таблице 3.9

Таблица 3.9

Перечень запросов

Имя запроса

Имя поля

Используемые таблица или запрос

Примечание

ФИО

Табельный_номер

ФИО

Год_рождения

Специалисты

Вспомогательный за-прос, используется для

объединения полей "Фамилия","Имя","От-

чество" в одно поле ФИО

Сведения

Табельный_номер

ФИО

Год_рождения

Должность

Место_работы

Название_Специаль-

ности

Категория

Год_аттестации

Специалист

Должность

Место_работы

Специальность

Аттестация

ФИО

Используется для получения отчета "Сведения"

Курсы

Табельный_номер

ФИО

Название_Специаль-ности

Последние курсы

ФИО

Специальность

Последние курсы

Вспомогательный за-прос, используется для

получения отчета "Сведения"

Услуги_

Запрос

Табельный_номер

ФИО

Должность

Наименование

ФИО

Должность

Предоставля- емая_услуга

Используется для по-лучения отчета"Услу-га" и формы "Предо-

ставляемая услуга"

Запрос Услуги_Запрос использует параметр "Наименование услуги". В зависимости от значения этого параметра , выдается список специалистов, которые могут ее предоставить. Список можно получить, используя форму "Предоставляемая услуга" и отчет "Услуга".

Для удобства работы с базой данных используется "Кнопочная форма". Эта форма содержит четыре страницы:

-главную страницу;

-ввод данных;

-просмотр отчетов;

-редактирование данных.

3.5 Порядок работы с базой данных

При запуске базы данных на экране появляется Главная кнопочная форма. Переходя на ее страницы, открывают соответствующие формы для ввода или редактирования данных. Для просмотра данных используется страница "Просмотр отчетов".

Схема связей базы данных

 

 

            

Данная схема связей является также структурой базы данных.

  1.  Рекомендации к применению

Поскольку база данных включает сведения о врачах Краснодонского ТМО: ФИО, год рождения, квалификационную характеристику, должность и место работы, а также год прохождения последних курсов по повышению  квалификации, то она может быть полезна и удобна не только для пациентов Краснодонского ТМО,но и для его администрации, которая может использовать базу данных для контроля за возрастом, квалификацией врачей, занимаемыми ими должностями. Также администрация может использовать базу данных для контроля за численностью работников различных специальностей, т.к. при введении названия какой-либо услуги выводится список врачей ( по специальностям), способных ее оказать. (См. приложение И)

Базу данных могут использовать медицинские сестры регистратур ЛПУ для эффективного распределения пациентов между врачами и врачи приемного отделения для получения сведений при направлении больных к узкоспециализированным специалистам.

Пациенты ТМО, воспользовавшись информацией, содержащейся в базе данных, могут получить интересующие их сведения о специалистах и выбрать врача, пациентами которого они сами желают быть.

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всех изменений, происходящих в маркетинговой деятельности, безусловно, самым революционным является возможность хранить в компьютере информацию о наилучших своих потребителях и клиентах, об услугах, предоставляемых организацией, а также любую другую информацию и создавать базы данных, которые становяться частью личного рынка предприятия.

   Владение своевременной и достоверной информацией делает все сферы деятельности любой организации, в том числе и маркетинговую, более развитыми, более быстро и гибко реагирующими на изменения.

К сожалению, рассматриваемый нами объект (Краснодонское территориальное медицинское объединение ) имеет слишком скудное финансовое положение для того, чтобы открыть отдел маркетинга, хотя в данное время отдельные элементы маркетинговой деятельности все же осуществляются другими подразделениями учреждения.

          При более стабильном и полном бюджетном финансировании ТМО могло бы ввести в свою структуру отдел маркетинга, который занимался бы непосредственно изучением спроса на определенные услуги, разрабатывал бы оптимальное предложение, выполнял рекламную и сбытовую функции, осуществлял связи с общественностью, пропагандировал общественные программы.

                При должном финансировании ТМО также могло бы компьютеризировать  большее число функций отдельных подразделений.

             Предложенная база данных могла бы использоваться  руководством ТМО, медицинскими сестрами регистратур ЛПУ, врачами приемных отделений для облегчения  выполнения их функциональных обязанностей.

  Базу данных могли бы использовать работники маркетинговой службы для предоставления населению более полной информации об услугах, осуществляемых Краснодонским территориальным медицинским объединением.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Поляков И.В., Уваров С.А., Михайлова Л.С., Ланкин К.А. “Маркетинг медицинской услуги в условиях медицинского страхования”. – М.: “Социальная медицина и организация здравоохранения”, №7, 1998
  2.  Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. Ред. Е.М.Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990
  3.  Маркетинг: Учебник/ А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др.: Под ред.А.Н.Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
  4.  Лебедев А.А.  Использование маркетинговой философии в деятельности медицинского учреждения государственной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики//Экономика здравоохранения.- №7.- июль 1997 года- с. 31
  5.  Голяченко О.М., Сердюк А.М., Приходский О.О. Социальная медицина, организация и экономика охраны здоровья. – Тернополь:  Джура, 1997
  6.  Ведомости Министерства здравоохранения: итоги работы за 1998 год //Здоровье Украины.- №3.-март 1999 года – с. 15
  7.  Муллов С.Б. Применение маркетинга в обязательном медицинском страховании: проблемы и перспективы // Экономика здравоохранения.- №3.-март 1998 года- с.23
  8.  Устав Краснодонского территориального медицинского объединения от 15 ноября 1997 года
  9.  Приказ МОЗ Украины №114 от 22.06.95 “Об утверждении перечня учреждений здравоохранения”
  10.  Постановление Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 года №449 “ О внесении изменений и дополнений в постановлении Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1996 года №1138 “Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях”
  11.  Распоряжение председателя областной государственной администрации от 9 июля 1997 года №503 “О регулировании тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения”, Луганск
  12.  Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения./ Под ред. Ю.П.Лисицина. – М.: Медицина, 1987
  13.  Постановление Кабинета Министров Украины от 6 ноября 1997 года №1238 “Об обязательном профилактическом наркологическом осмотре и порядке его проведения”, Киев
  14.  Перечень профессий и видов деятельности, для которых является обязательным первичный и периодический профилактический наркологический осмотр / к постановлению №1238/ от 6 ноября 1997 года, Киев

15. Microsoft Office 95. Энциклопедия пользователя: Пер. с англ./ Сью      Чарльзуорт, Пол МакФедриз и др.-К..: НИПФ "Диа Софт Лтд", 1996.- 656 с.

16. Рэпп С., Коллинз Т.  Новый макси-маркетинг: Пер с англ.- Челябинск: " Урал ЛТД ", 1997.- 535 с.

             Приложение А. График баланса спроса и предложения

                                        медицинских услуг

Приложение Б

Таблица затрат на систему медицинской помощи

Показатель

                                            

Украина

США     

 

Канада

Велико-

брита-

ния

Гер-мания

Затраты на душу населения

(в долларах США) за год

34,6

3773

1401

714

1472

Часть государства в затратах, %

80

42           

74

86

78

Число людей на одного врача

222

428

464

729

656

Число людей на одну медсестру

86

150

106

238

203

Годовая зарплата врача (в долларах США)

1043,4

188000

82764

42641

79518

Уровень госпитализации (на 100 жителей)

20,3

14,7

14,5

15,8

21,1

Часть медицинской помощи в валовом внутреннем продукте (ВВП), %

4,0

15,0

8,8

6,0

8,1

                                         

Приложение Ж

Организационная схема управления Краснодонского городского территориального медицинского объединения (ТМО)

                                                                                                                                           

                                                                                                                                           

                                                                                                                                             

                                                                                                                                      

                                                                                                                                        

                                                                                                                                             

                                                                                                                                        

                                      Приложение З.

                        Показатели деятельности ТМО г.Краснодона

                                (1997-1998 г.)

    Показатели

1997 год

1998 год

Общая смертность

15,0

 

14,1

Детская смертность

13,48

10,78

Фактическое посещение

1024370

1077979

Число посещения к врачам поликлиники на 1 жителя

8,8

8,8

Обращаемость по поводу заболевания на 1 жителя

4,6

5,1

Удельный вес обращаемости по поводу заболевания

66,7

68,0

% охвата контингентов, подлежащих периодическому профосмотру

73,6

86,8

Заболеваемость раком (на 100 тыс населения)

290,3

276,19

Умерло от рака (на 100 тыс  населения)

184,6

179,6

Заболеваемость туберкулезом

44,0

64,6

Смертность от туберкулеза

22,8

20,7

Число обращений в скорую помощь

24140

20346

Выполнено вызовов

21544

18773

Удельный вес спец. методов исследования

4,7

6,9

Уровень госпитализации на 100 жителей, обратившихся в больницу

20,1

17,2

Летальность в стационаре на 10 тыс населения

1,06

1,20

                                    Приложение  И.

Сведения о численности работников ТМО и их квалификационная характеристика

п/п

ФИО

Год

рожде-

ния

Занимаемая

должность

Аттеста-

ция

Год

курсов

1

Деревянкина Н.А.

1946

гл. врач ТМО

высшая ОЗО

1997

2

Соловей З.И.

1952

гл. врач роддома

высшая

1998

3

Макаренко Н.М.

1953

терапевт

1-я кат.

1996

4

Белых Н.А.

1968

педиатр

1-я кат.

1998

5

Малахов А.В.

1950

хирург

1-я кат.

1993

6

Мазур Т.П

1940

кардиолог

высшая

1997

                                  Приложение К.

Сведения об услугах, предоставляемых ТМО

Наименование  медицинской услуги

Врачебная специализация

Неотложная хирургия

хирург

Туберкулез

фтизиатр

Болезни сердечно-сосудистой системы

кардиолог

Венерические заболевания

дерматовенеролог

Травмы

травмотолог

Болезни органов дыхания

пульмонолог


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69259. Методика навчання учнів основним видам технологічних процесів 123.5 KB
  Ознайомлення учнів із знаряддями праці для ручної обробки матеріалів різанням способами отримання виробів заданої форми і розмірів. Методика удосконалення в учнів прийомів вимірювання лінійкою кутником складним метром; формування вмінь виконувати розмічання за допомогою шаблонів та інструментів.
69260. Методика навчання електротехнічних робіт і елементів автоматики 203.5 KB
  Методика формування в учнів шостого класу поняття про квартирну освітлювальну мережу. Методика ознайомлення учнів з побутовими електронагрівальними приладами. Методика ознайомлення учнів з будовою принципом дії та призначенням колекторного електродвигуна.
69261. Методика навчання учнів складанню та оздобленню виробів 179.5 KB
  Методика навчання учнів п’ятого класу прийомів з'єднання деталей за допомогою цвяхів, клею ПВА, зачищенню з’єднань та остаточної обробка виробів з фанери. Методика ознайомлення учнів шостого класу з прийомами та способами з’єднання деталей з тонколистового металу...
69262. Методика навчання моделювання. Екологічний аспект обґрунтування об’єкта проектування 294 KB
  Таким чином вирішальне значення має не об’єкт роботи а ті завдання які учні розв’язують у процесі його виготовлення. Отже під технічним моделюванням у школі слід розуміти діяльність учнів пов’язану з виготовленням різних виробів у тому числі моделей якщо при цьому виконуються такі основні умови...
69263. Урок трудового навчання в умовах проектно-технологічної системи 156.5 KB
  Традиційна методика трудового навчання головну увагу приділяла діяльності вчителя вдосконаленню процесу передачі ним знань а не учінню діям учня із засвоєння цих знань. Ці сходинки етапи процесу навчання: цілеутворення мотивація зміст форми і методи результат.
69264. Методика вивчення об’єктів технологічної діяльності 338 KB
  Методика ознайомлення учнів п’ятого класу з використанням знарядь праці у процесі технологічної діяльності та об’єктами технологічної діяльності: машини, книги, меблі тощо. Вибір об’єкту технологічної діяльності залежно від потреб людини.
69265. Методи проектно-технологічної діяльності. Методика навчання учнів проектуванню та виготовленню об’єктів технологічної діяльності 180.5 KB
  Отже сьогодні мова очевидно буде йти не лише про ті методи які традиційно застосовував учитель і якими володів лише учитель але й про методи та прийоми активної та інтерактивної діяльності якими мають також володіти учні. Враховуючи інтереси учнів учитель складає банк навчальних...
69266. Методика вивчення в основній школі конструкційних матеріалів 58.5 KB
  Методика вивчення у п’ятому класі видів конструкційних матеріалів, які застосовуються для виготовлення виробів: деревина, метал, пластмаса, резина тощо; способів вибору конструкційних матеріалів для виготовлення виробів; формування в учнів поняття про 5х властивості.
69267. Створення меню 55.5 KB
  Як і решта всіх ресурсів додатку, ресурс меню розташований у файлі опису ресурсів з розширенням - гс (resource script). Для доступу до файлу ресурсу перейдіть до на вкладку Resources View (Ресурси), розташовану в нижній частина вікна представлення проекту.