85746

АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРА»

Курсовая

Маркетинг и реклама

Задачи работы: охарактеризовать теоретические аспекты моделирования и прогнозирования продаж на предприятиях; рассмотреть методы прогноза; проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия; провести анализ финансового состояния предприятия; определить направления совершенствования...

Русский

2015-03-30

190.25 KB

4 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ 5

1.1. Значение и задачи анализа объема продаж в современных условиях 5

1.2. Цели и задачи моделирования продаж 10

1.3. Прогноз объема продаж. Модель, методы. 13

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРА» 19

2.1. Характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Электра» 19

2.2. Постановка транспортировочных задач 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы состоит в том, что большинство компаний на стадии активного роста развиваются экстенсивно: увеличивают количество торговых точек или филиалов, наращивают клиентскую базу (по принципу «все флаги в гости к нам») и штат сотрудников. В определенный момент этот массив разрастается до такой степени, что становится неуправляемой системой. В результате снижается эффективность коммерческой службы и ее сотрудников, падает оборот, стагнируют продажи. Определить, что эта стадия наступила и оперативно произвести анализ и моделирование продаж Успех каждого предприятия, каждой фирмы все в большей степени зависит от эффективности решений и действий, осуществляемых предприятием. Важнейшим индикатором деятельности каждого производителя является рынок. И положение продукции этого производителя на рынке будет, в конечном счете определять результативность работы всего коллектива, его настоящее и будущее.

Успешный выход на рынок и завоевание на нем выгодной позиции обусловлены реализацией системы логически связанных действий, именуемой маркетингом. Маркетинг в буквальном смысле означает рыночную деятельность, работу с рынком. В настоящее время маркетинг приобрел значение функции управления.

Изменения рыночной ситуации в стране, энергетическая, демографическая и экологическая нестабильность приводят сегодня к необходимости построения маркетинговой деятельности производителя с учетом удовлетворения потребностей как конкретного потребителя, так и общества в целом, т. е. в основу всей деятельности ставятся разумные потребности и долговременное благополучие отдельного потребителя и всего общества в целом.

Вполне очевидно, что знание основ маркетинга помогает лучше ориентироваться в решении задач по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Цель данной работы – смоделировать и спрогнозировать объем  продаж на рассматриваемом предприятии.

Задачи работы:

  1.  охарактеризовать теоретические аспекты моделирования и прогнозирования  продаж на предприятиях;
  2.  рассмотреть методы прогноза;
  3.  проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия;
  4.  провести анализ финансового состояния предприятия;
  5.  определить направления совершенствования управления продажами в анализируемой компании;
  6.  провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.

Объект исследования – ООО «Электра» .

Предмет – факторы оказывающие влияние на сбыт продукции.

Научная значимость работы состоит в том, в ходе раскрытия вынесенной в ее заглавие темы рассмотрена позиция многих известных ученых-экономистов, занимающихся вопросами совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов экономики РФ.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы руководством ООО «Электра».

В работе были использованы труды таких ученых-экономистов, как Гончаровой И.В. и Шурчковой Ю.В. («Маркетинговые коммуникации»), Михалевой Е.П. («Маркетинг»), Нагапетьянца Н.А. («Маркетинг в отраслях и сферах деятельности») и т.д.


ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ

1.1.Значение и задачи анализа объема продаж в современных условиях

На практике применяется несколько методов планирования прибыли. На предприятиях, реализующих небольшой перечень продукции, применяется метод прямого расчета, когда по каждой позиции товара определяется объем реализации, затрат, а затем и прибыли с учетом остатков нереализованной продукции. Несмотря на простоту и достоверность, этот метод ограничивает возможность определения внутренних ресурсов роста прибыли в процессе ее планирования, поскольку он дает лишь конечный счет и не учитывает влияния отдельных факторов на размер прибыли[15, с 66].

В связи с этим рекомендуется применять аналитический метод. Сущность этого метода заключается в том, что полученную в базовом периоде подлежит корректировке с учетом разработанных предприятием мер по изменению реализации продукции, ценового и затратного механизма. Учитываются также возможные изменения рентабельности продукции предприятия. Недостатком предложенного метода является то, что он, во-первых, не учитывает влияния интенсивных факторов на процесс производства, таких как: повышение производительности труда, улучшение использования основных средств и оборотных активов и т.п. Во-вторых, очень сложно учесть изменения ценовых факторов на объем прибыли и рентабельности предприятия, потому что в условиях инфляции цены на ресурсы, которые оно потребляет на производство, так же, как и оптовые цены, по которым оно реализует продукцию потребителям, быстро меняются, причем очень часто в неравноценном соотношении. В-третьих, если предприятие в плановом периоде предусмотрит изменение ассортимента продукции более чем на 25 %, то размер прибыли необходимо будет определять по методу прямого по ассортиментного расчета.

Чтобы снизить влияние внешних факторов на размер прибыли и нивелировать отклонения фактической суммы прибыли от плановой, М.М. Винниченко предлагает при планировании применять ситуационное моделирование - основываясь на базовом варианте плана, предприятие предполагает и другое развитие событий, то есть для входных параметров модели бюджетирования прибыли предприятия устанавливаются несколько значений: оптимистическое, пессимистическое и умеренное. За каждым значением закрепляются свои параметры, отражающие вероятность его появления[2, с 69].

Значительным недостатком моделирования сценариев является то, что, во-первых, на значения входных параметров, которые избираются, существенно влияет субъективный фактор, потому что они избираются из множества вариантов специалистом с помощью аналитических соображений, во-вторых, не менее важным недостатком является то, что сценарии, даже лучшие, всегда имеют вероятностную характеристику, а вероятностная характеристика может закрепляться как по дискретным значениям, так и по интервалам и допускать как статистические, так и логические ошибки оценки сценариев, в-третьих, такая методика может применяться на предприятиях, которые имеют ограниченные входные и выходные данные.

При обосновании доходов от торговой деятельности необходимо осуществить следующие мероприятия, которые будут способствовать снижению риска за счет обоснования объемов поставок товаров, четкого определения источников их поступления, величины рыночных и закупочных цен на товары. Эти показатели являются основными факторами, в разрезе которых ведется поиск резервов увеличения доходов от торговой деятельности, и на основе их анализа определяются возможности достижения плановых величин.

Основными направлениями повышения доходов от торговой деятельности могут быть[3, с 122]:

- увеличение объемов закупок товаров непосредственно у предприятий-производителей и уменьшение количества посредников;

- использование системы скидок по договоренности с поставщиками за счет закупки крупных партий товаров, при сезонных и предпраздничных распродажах по существенно сниженным ценам, в связи с установлением постоянных связей и в других случаях;

- приведение уровня торгового обслуживания в соответствие с требованиями покупателей и повышение в связи с этим цен;

- использование эффективной предпринимательской политики на предприятии;

- расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с запросами покупателей, отражение этих требований в ассортиментных перечнях магазинов различных типов;

- осуществление рекламной и информационной деятельности торгового предприятия с учетом результатов маркетингового исследования.

К факторам внутренней среды функционирования торгового предприятия относятся: объем товарооборота предприятия Состав товарооборота, условия товароснабжения торгового предприятия, состояние и эффективность использования основных фондов, состояние и эффективность использования трудовых ресурсов, структура капитала предприятия, скорость обращения товаров. К факторам внешней среды относятся: состояние рынков факторов производства; конъюнктура потребительского рынка, состояние экономики страны в целом, механизм государственного регулирования торгово-хозяйственной деятельности [4, с. 442].

Также, с целью сокращения расходов, нужно постоянно отслеживать такие пункты: необходимость приобретения нового оборудования, наличие лишнего помещения, которое можно сдать в аренду; отслеживания расхода электроэнергии и других энергоносителей так, чтобы не платить за электричество и отопление, когда в помещениях нет людей [3, с. 574]. Мы предложили основные путями оптимизации расходов торгового предприятия:

• совершенствование системы управления затратами;

• обеспечение роста товарооборота и совершенствование его структуры;

• повышение эффективности использования основных фондов;

• повышение производительности труда;

• совершенствование торгово-технологического процесса;

• налаживание оперативного контроля за рациональным использованием материальных ресурсов.

Реализация основных направлений улучшения хозяйственного механизма экономии издержек обращения и всех вышеприведенных резервов должно способствовать их оптимизации в торговле, повышению ее эффективности.

Итак, деятельность любого торгового предприятия с момента его создания связана с различными видами расходов, поэтому именно расходы занимают едва ли не самое главное место в формировании прибыли предприятия.

При осуществлении своей деятельности предприятия торговли несут определенные расходы. Большую часть этих расходов занимает себестоимость купленных товаров, но, кроме этого, очень важно также обратить внимание на издержки обращения (расходы на сбыт).Издержки обращения - это все затраты живого и овеществленного труда, связанные с оборотом товаров и выраженные в денежно - стоимостной форме, то есть, издержки обращения в торговле составляют затраты материальных и денежных средств, необходимых для осуществления всех процессов по доведению продукции до потребителей Анализ издержек обращения начинают с оценки их структуры и динамики как в целом по предприятию, так и по отдельным ассортиментным группам товаров. Анализируют издержки обращения как по экономическому содержанию, так и в зависимости от влияния на них объемов реализации [5, с 33].

Чем ниже будет уровень выше приведенных затрат, тем эффективнее будет деятельность предприятия торговли, ведь этот показатель определяется путем сопоставления доходов и расходов торгового предприятия, то есть она является отношением финансового результата к использованным ресурсов.

         Главные показатели эффективности деятельности торговых предприятий приведены в табл. 1.

Табл.1.

Показатели эффективности деятельности торговых предприятий

Показатель

Расчет

Оптимальное или желаемое значение

нагрузка на 1 кв. м торговой площади

отношение объема товарооборота к площади торгового зала

должен быть как можно выше

коэффициент экспозиционной площади

отношение площади товаров к площади торгового зала

0,7 - 0,75

коэффициент установочной площади

отношение площади, занятой оборудованием, к площади торгового зала

0,27 - 0,3

коэффициент использования объема складов

отношение полезного объема складов к основному объему складов

приближен к 1

среднегодовой выручка на одного торгового работника

отношение годового объема товарооборота к среднегодовой численности торгового персонала

чем выше значение этих показателей, тем рациональнее предприятие использует свои ресурсы

среднедневной выручка на одного торгового работника

отношение годового объема товарооборота к произведению среднегодовой численности торгового персонала и количества рабочих дней в году

валовая прибыль в расчете на одного торгового работника

отношение валовой прибыли к среднегодовой численности торгового персонала

рост показателя - положительный результат

эффективность использования товарных запасов

в числителе объем товарооборота за отчетный период, а в знаменателе - (остатки товарных запасов на начало периода + поступления товаров - остатки товарных запасов на конец периода)

0,6 - 0,8

рентабельность продаж

отношение чистой прибыли к продажам

рост показателя

рентабельность издержек обращения

отношение валовой прибыли к сумме издержек обращения

уменьшение показателя - положительный результат

коэффициент окупаемости издержек обращения

отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота

уменьшение показателя

Таким образом, для определения эффективности деятельности торгового предприятия, прежде всего, необходимо изучить и проанализировать его доходы и расходы, рассчитать приведенные показатели. Факторный анализ этих факторов поможет выявить резервы повышения эффективности деятельности торговых предприятий, а именно: резервы эффективности использования основных средств, трудовых и материальных ресурсов, резервы повышения рентабельности торговой деятельности.

1.2.Цели и задачи моделирования продаж

Большинство компаний на стадии активного роста развиваются экстенсивно: увеличивают количество торговых точек или филиалов, наращивают клиентскую базу (по принципу «все флаги в гости к нам») и штат сотрудников. В определенный момент этот массив разрастается до такой степени, что становится неуправляемой системой. В результате снижается эффективность коммерческой службы и ее сотрудников, падает оборот, стагнируют продажи. Определить, что эта стадия наступила и оперативно произвести анализ и моделирование продаж[23, с 56] 

В производстве составляется модель сбыта, а в торговле - модель продажи товаров. Производственные предприятия России постепенно переходят на общепринятую в мире практику моделирования сбыта.

Разработка модель производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного моделирования социально-экономического развития предприятия. Модель производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль модели, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего моделирования, организации и управления производством и т.п. Моделирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией её производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, моделирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов и т.д. Гибкая производственная политика предприятий или фирм может при моделировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-моделям, чётко определённым бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы). В этих условиях высшие руководители-менеджеры должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них.

В процессе моделирования производства и продажи продукции, как свидетельствует опыт американских фирм, должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском и т.п. Поэтому в процессе разработки модели производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к моделированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы моделей, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения[19, с 63].

Продажа продукции фирмы происходит в условиях конкуренции. Чтобы обосновать модель продажи, необходимо исследовать с целью выбора:

— секторы и сегменты рынка;

— ассортимент производимой продукции;

— регионы продажи;

— эффективность организации сбыта;

— критерии каждого раздела модели продаж.

Соответственно для разработки модели продаж нужно иметь достаточно достоверной информации, касающейся таких элементов рынка, как:

— продукт;

— состояние экономики в целом, в том числе в регионах функционирования фирмы и предполагаемого сбыта;

— конъюнктура и ёмкость рынка;

— положение фирмы на рынке;

— положение со сбытом у конкурентов;

— спрос по сезонам;

— расходы на продвижение товара;

— расходы на рекламу, в том числе местную;

— потребность в производственных мощностях;

— потребность в персонале;

— административные расходы и др.

Привлекаемая информация должна быть максимально достоверной, полной, точной и детализированной.

Как видно, моделирование производства продукции предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов. Моделирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно моделировать свою производственную деятельность на несколько лет вперёд с учётом потребностей рынка и своих возможностей[18, с 142].

Таким образом,  обширная информация может быть создана только при наличии автоматизированной системы ее учета и обработки. Однако сложности отдельного учета окупаются преимуществами дифференцированных данных о наличии прибыльных и убыточных видов продукции. Существующие методы расчетов издержкоемкости изучаются соответствующими курсами экономики конкретных отраслей.

1.3.Прогноз объема продаж. Модель, методы.

Годовое прогнозирование продаж исчисляют в денежном эквиваленте, а план – в количестве маркетинговых предприятий и деловой активности отдела сбыта. Использование методов прогнозирования и разработка плана позволяют определить безубыточный объём продаж – свести издержки компании к минимуму. Подробнее эти методы будут рассмотрены далее.

Ещё один немаловажный термин – модель прогноза объёма продаж – является общим вариантом результата прогнозирования объёма реализации товара без конкретных числовых значений. При её построении учитывают множество «постоянных» компонентов[13, с 47]:

  1.  долгосрочную тенденцию (тренд);
  2.  вариацию величины объёма продаж в зависимости от сезона;
  3.  экономический цикл (он состоит из процессов подъёма, последующего спада, продолжающейся определённое количество времени депрессии, и «оживления»);
  4.  цикл деловой активности рынка.

На основе модели строится и конкретный, «частный» прогноз объёма реализации на конкретный период. В него «подставляются» следующие данные: тенденции макроэкономики и рынка, наблюдающиеся в настоящее время, информация о продажах за прошедшее время, усилия, которые предполагается направить на увеличение объёма, изменения товарного предложения (его диверсификации, сужения или расширения объёма).

Прогнозирование представляет собой процесс, происходящий в несколько этапов:

  1.  Специалисты оценивают текущие финансовые показатели бизнеса, в том числе – его рентабельность и маржу, для этого могут использоваться различные методы.
  2.  Выполняют анализ объёма реализации за прошедший период.
  3.  Аппроксимируют данные на будущее, выставляют прогнозные показатели на наступающий период.
  4.  Разрабатываю комплекс мероприятий, позволяющий достичь желаемых результатов – данных прогнозирования объёма продаж.
  5.  Вносят коррективы в желаемые показатели прогнозирования объёма реализации товара, учитывая запланированные маркетинговые мероприятия.

Методы прогнозирования – если следовать выбранному «кулинарному примеру» – это последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы приготовить наш ужин – завершить процесс прогнозирования.

Методы прогнозирования объёма, в которых используются экспертные оценки и суждения специалистов, применяются довольно часто. Например, при исследовании сложных экономических, политических и маркетинговых систем, математическая модель которых слишком запутана. Нередко эти методы становятся эффективными и при работе с элементарными системами, просто не нуждающимися в подводе математической базы для их адекватного восприятия. Они являются «тезисными», словесными и не подразумевают создание модели.

Формализованные методы, широко описанные в литературе, требуют построения математической зависимости для определения вероятного объёма реализации и составления наиболее точного прогноза[16, с 25].

Прогнозирование объема продаж:

  1.  на основе анализа временных рядов (берут во внимание тренд, сезонные вариации, экономический цикл);
  2.  проведение анализа безубыточности (построение графика постоянных/переменных затрат и прибыли);
  3.  интуитивные методы (экспертная оценка);
  4.  формализованные методы (экстраполяция, моделирование);
  5.  программно-целевой метод.

Каждый из вышеперечисленных методов позволяет, как субъективно оценить текущую ситуацию, так и спрогнозировать перспективы дальнейшего развития. Анализируя количественные показатели при помощи экономико-математического моделирования, можно определить поведение экономического объекта на определенный временной отрезок. Таким образом, менеджеры компании наиболее эффективно прогнозируют деятельность производства, распределяя ее ресурсы и обеспечивая ожидаемые продажи. Известные схемы прогнозирования обладают достоинствами и недостатками, поэтому зачастую применяются для краткосрочных прогнозов (месяц, неделя, квартал).

Точный прогноз продаж для разных промежутков времени:

Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:

  1.  методы экспертных оценок;
  2.  методы анализа и прогнозирования временных рядов;
  3.  казуальные (причинно-следственные) методы.

Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе.

Вторая и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но они существенно отличаются друг от друга.

Методы анализа и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием изолированных друг от друга показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: из прогноза детерминированной компоненты и прогноза случайной компоненты. Разработка первого прогноза не представляет больших трудностей, если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.

В основе казуальных методов лежит попытка найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя. Поиск этих факторов приводит собственно к экономико-математическому моделированию — построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Следует отметить, что применение многофакторного прогнозирования требует решения сложной проблемы выбора факторов, которая не может быть решена чисто статистическим путем, а связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса. И здесь важно подчеркнуть примат экономического анализа перед чисто статистическими методами изучения процесса.

Прогнозы объема продаж с помощью экспертов могут быть получены в одной из трех форм:

  1.  точечного прогноза;
  2.  интервального прогноза;
  3.  прогноза распределения вероятностей.

Точечный прогноз объема продаж — это прогноз конкретной цифры. Он является наиболее простым из всех прогнозов, поскольку содержит наименьший объем информации. Как правило, заранее предполагается, что точечный прогноз может быть ошибочным, но методикой не предусмотрен расчет ошибки прогноза или вероятности точного прогноза. Поэтому на практике чаще применяются два других метода прогнозирования: интервальный и вероятностный.

Интервальный прогноз объема продаж предусматривает установление границ, внутри которых будет находиться прогнозируемое значение показателя с заданным уровнем значимости. Примером является утверждение типа: «В предстоящем году объем продаж составит от 11 до 12,4 млн. руб.».

Прогноз распределения вероятностей связан с определением вероятности попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами. Примером может служить прогноз типа (Рис.1.):

Рис.1. Прогноз объема продаж с вероятностью

Хотя при составлении прогноза существует определенная вероятность, что фактический объем продаж не попадет в указанный интервал, но прогнозисты верят, что она настолько мала, что может игнорироваться при планировании.

Интервалы, учитывающие низкий, средний и высокий уровень продаж, иногда называют пессимистичными, наиболее вероятными и оптимистическими. Конечно, распределение вероятностей может быть представлено большим количеством групп, но наиболее часто используются три указанных группы интервалов[19, с 64].

Выбор метода остается за исследователем и зависит от конкретной ситуации. Ни один из них не может быть рекомендован для использования в любой ситуации.

Выводы по главе.

Таким образом, для определения эффективности деятельности торгового предприятия, прежде всего, необходимо изучить и проанализировать его доходы и расходы, рассчитать приведенные показатели. Факторный анализ этих факторов поможет выявить резервы повышения эффективности деятельности торговых предприятий, а именно: резервы эффективности использования основных средств, трудовых и материальных ресурсов, резервы повышения рентабельности торговой деятельности.

Так же,  обширная информация может быть создана только при наличии автоматизированной системы ее учета и обработки. Однако сложности отдельного учета окупаются преимуществами дифференцированных данных о наличии прибыльных и убыточных видов продукции. Существующие методы расчетов издержкоемкости изучаются соответствующими курсами экономики конкретных отраслей.

Точечный прогноз объема продаж — это прогноз конкретной цифры. Он является наиболее простым из всех прогнозов, поскольку содержит наименьший объем информации. Как правило, заранее предполагается, что точечный прогноз может быть ошибочным, но методикой не предусмотрен расчет ошибки прогноза или вероятности точного прогноза. Поэтому на практике чаще применяются два других метода прогнозирования: интервальный и вероятностный.

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРА»

2.1. Характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Электра»

Изучим деятельность общества с ограниченной ответственностью «Электра», который имеет сеть магазинов «Электра». На данном этапе молодая динамично развивающаяся сеть магазинов насчитывает двенадцать собственных филиалов оптово-розничной торговли,созданных на базе производственных зданий сооружений и оборудовании закупленных и построенных под руководством ООО «Электра».

Цель ООО «Электра» - производство качественного осветительного оборудования, доступного лицам с различным уровнем доходов, обеспечение достаточно широкого ассортимента продукции и сотрудничество с аналогичными организациями на взаимовыгодных условиях.

Финансовые результаты деятельности фирмы ООО «Электра»  в большей степени зависят не только от управленческого состава, но и от рядовых сотрудников. Деятельность фирмы имеет ярко выраженный сезонный характер.

Для определения результатов финансово-хозяйственной деятельности важно выделить основной состав затрат, которые относят к расходам. Они могут быть следующие:

- затраты на производство и реализацию товара;

- затраты на аренду помещений;

- зарплата сотрудников;

- затраты на обслуживание и поддержание рабочего состояния оборудования;

- затраты на расходные материалы.

По данным бухгалтерских балансов ООО «Электра» за период 2009-2011 годов, можно отметить, что на протяжении трех лет уставный капитал организации не изменялся и составляет 20 000 руб. Активы представлены основными средствами, незавершенным строительством, производственными запасами, краткосрочными финансовыми вложениями, денежными средствами, дебиторской задолженностью и прочими оборотными активами. В составе средств, которыми располагала фирма, в 2009 году оборотные активы значительно превышали внеоборотные, и в 2010 году оборотные активы стали существенно превышать сумму внеоборотных активов. В 2011 году наибольший удельный вес в активах предприятия заняли оборотные средства 88,74%.

Источниками средств данной организации являются уставный капитал и краткосрочные обязательства, которые представлены займами и кредитами, а также кредиторской задолженностью.

Так, по отчетам о прибылях и убытках ООО «Электра»  за 2009-2011 можно сказать, что у организации в период с 2009 года по 2011 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг с каждым годом становилась больше, но в тоже время и значительно увеличивалась и себестоимость продукции. По сравнению с 2009 годом в 2011 году выручка выросла на 18037 тыс. руб. Организация в 2009 году имела от реализации товаров прибыль в сумме 5197 тыс. руб., а в 2010 году – 5806 тыс. руб. В течение 2011 года предприятие получило убыток от основной деятельности в размере 3791 тыс. руб. Но за счет прочих доходов предприятие компенсировало затраты и в итоге прибыль до налогообложения составила 4204 тыс. руб. 

Проведем вертикальный (структурный) анализ баланса предприятия – это представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей. Вертикальный анализ может проводиться по исходной отчетности или агрегированной. Преимущества такого вида анализа отчетности также очевидны при сравнении отчетов. 

Все статьи баланса при вертикальном анализе приводятся в процентах к итогу баланса. Структурный анализ баланса позволяет рассматривать соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия, а также структуру внеоборотных и оборотных активов; определять удельный вес собственного и заемного капитала, структуру капитала по видам. 

Вертикальный анализ позволяет наглядно определить значимость активов и пассивов баланса. Внеоборотные активы в 2009 году составили 26,83% всех средств, а в 2010 году их удельный вес чуть снизился до 24,6%, а в 2011 году наблюдается падение активов по сравнению с 2010 годом до 16,32% от общей суммы активов предприятия. Оборотные средства в 2009 году составляли 78,23% всех средств, преобладающая часть оборотных активов представлена запасами предприятия. В 2009 году оборотные средства увеличились и преобладающую часть средств стали занимать также запасы (30,45%).

Сравнивая 2010 и 2011 года можно сказать, что оборотные средства  2011 года увеличились и составили 88,74%, а также увеличились запасы (30,76%), которые стали занимать основную часть оборотных средств. 
На 2009 год уставный капитал и нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) занимали в источниках средств предприятия 2,83%. На протяжении 2009 и 2010 годов нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) повышаются и в 2011 году составляют 3,45%. Это говорит о том, что у предприятия преобладают заемные средства, а не собственные. Заемный капитал представлен долгосрочными и краткосрочными займами и кредитами, и краткосрочной кредиторской задолженностью.  

Также нужно отметить, что с каждым годом идет сокращение займов и увеличение кредиторской задолженности. В 2009 году займы составили 19,36%, кредиторская задолженность – 85,4%. На 2011 год долгосрочные займы сократились до 2,73% от источников предприятия, а кредиторская задолженность стала занимать 98,89% всех источников предприятия. 

Наглядно отобразим изменения в количестве внеоборотных активов и оборотных средств (рис. 2.1. и рис. 2.2.)

Рис. 2.1. Динамика внеоборотных активов

Рис. 2.2. Динамика оборотных средства предприятия.

Все показатели отчета о прибылях и убытках при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации (Табл. 1.1). 

Табл. 2.1.

Отчет о прибылях и убытках ООО «Электра»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Выручка от реализации

15 911

100

36 015,4

226,35

38 948

108,14

Себестоимость проданных товаров

15 196

100

34 463,1

226,79

36 233

105,135

Коммерческие расходы

3 040,4

100

3 816,3

125,52

4 617,3

120,99

Прибыль убыток от реализации

2 847,1

100

2 908

102,14

3 075,5

105,76

Прочие доходы

3 062,9

100

4 300

140,39

4 987,9

115,99

Прочие расходы

3 172,5

100

4 322,2

136,24

5 919,3

136,95

Прибыль (убыток) до налогообложения

2 694,4

100

2 729,3

101,295

2 747,8

100,68

Текущий налог на прибыль

2 591

100

2 729,5

105,345

876,2

105,37

Чистая прибыль (убыток) отчетного года

2 628,6

100

2 698,4

102,655

2 784,1

103,175

Согласно данным Табл 1.1.  видно, что в выручке от реализации 2009 года полная себестоимость составила 100%, в 2010 году затраты (по сравнению с 2009 годом) составляли примерно 226,79%, а в 2011 году затраты увеличились (по сравнению с 2010 годом) примерно до 105,135% и предприятие получило доход от основной деятельности. Следовательно, прибыль от реализации в 2009 году составила 100%, в 2010г. – 102,14%, а в 2011 доход составил - 105,76%.

С учетом результатов от прочей деятельности и выплаты налога на прибыль чистая прибыль в 2009 году составила 100% в выручке. В 2010 году чистая прибыль повысилась почти на 0,3 пункта. Предпринимательская деятельность все больше зависит от экономической информации. При этом большее значение придается полноте, достоверности и нейтральности информации о финансовых результатах и условиях их возникновения. Самым распространенным источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Изменение выручки в период с 2009 по 2011 гг. (рис. 2.3)

   Риc.2.3. Динамика изменения выручки в период с 2009 по 2011 гг.

Рис. 2.4: Динамика изменение чистой прибыли.

Необходимость составления бухгалтерской отчетности порождается принципом непрерывности деятельности организации, закрепленным в пункте 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Согласно этому принципу, организация будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности, важной частью которой являются показатели финансовых результатов. 

Рассмотрим частное предприятие  ООО «Электра», как модель «черного ящика» (рис.2.5.). Предприятие специализируется на поставках светотехнической продукции: люстр, бра, светильников, настольных ламп, торшеров, спотов и другой бытовой светотехники. Продукцией пользуются как любители, так и профессионалы строительных и дизайнерских компаний, которым нужны особо надежные, долговечные изделия.

X1

X2

X3

Y1

Y2

q

w

ООО «Электра»

X1

X2

X3

Рис. 2.5. Модель предприятия в виде «чёрного ящика»,

гдеXi () – входы, Yj ()- выходы,

q – обратная связь,w- влияние внешней среды

На рисунке 2.5 входы Xi представляет собой следующее: X1 - материальные ресурсы, X2 – Финансовые ресурсы, X3 – трудовые ресурсы; выходы Yjпредставляет собой следующее:Y1 – бытовая светотехника, включая эксклюзивные поставки в Россию продукции «Sneha» и «Reluce», Y2 – комплектующие к светотехнике q – обратная связь между входами X и выходами Y представляет собой контроль качества выпускаемой продукции, спрос на детали, выполнение сроков поставок на завод,w- другие фирмы, конкуренты, политическая ситуация, законодательство страны.

Таким образом, финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации.

2.2.Постановка транспортировочных задач

Транспортная задача является представителем класса задач линейного программирования и поэтому обладает всеми качествами линейных оптимизационных задач, но одновременно она имеет и ряд дополнительных полезных свойств, которые позволили разработать специальные методы ее решения. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение.

Наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:

  1.  прикрепление потребителей ресурса к производителям;
  2.  привязка пунктов отправления к пунктам назначения;
  3.  взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений;
  4.  отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;
  5.  оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями и др.

Применяя теорию транспортной задачи к показателям работы ООО «Электра», составим следующую транспортную задачу. Итак, на трех складах предприятия (назовем их С1, С2, С3) сосредоточена продукция вида А в количествах 20, 14 и 38 единиц соответственно. Этот груз необходимо перевезти трем заказчикам – ООО «Пензмебкредит», ЗАО «Кузнецк-дизайн» и ТД «Столица» в количествах 44, 23, 5 единиц соответственно. Тарифы перевозок единицы груза каждого из складов потребителям задаются матрицей:

Cij =

Необходимо построить экономико-математическую модель задачи и составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозок стала бы минимальной.

Решение:

В качестве начального этапа построения ЭММ исходный объем перевозки от i-го поставщика к j-му потребителю обозначим через аij. Заданные мощности поставщиков и спросы потребителей накладывают ограничения на значения неизвестных aij. Так, например, объем груза, отправляемого с первого склада, должен быть равен мощности этого поставщика. Поэтому уравнения баланса имеют вид:

А чтобы спрос каждого из потребителей был удовлетворен, подобные уравнения баланса имеют вид:

При этом суммарные затраты F на перевозку составят:

F=143а11+135а12+1400а13+104а21+178а22+1362а23+102а31+180а32+1360а33

Для решения задачи воспользуемся пакетом MS Excel приложения Microsoft Office, расположив данные следующим образом (выделенные клетки – искомые значения переменных):

Рис. 2.6. Суммарные затраты на перевозку

При этом целевая функция будет задана выражением:

=В4*У5+А4*П5+В6*У7+А6*П7+В8*У9+А8*П9+Р4*Ш5+Р6*Ш7+Р8*

Ш9

А система ограничений примет вид:

44=E5+E7+E9

23=G5+G7+G9

5=I5+I7+I9

20=E5+G5+I5

14=E7+G7+I7

38=E9+G9+I9

Выберем в меню «Сервис» команду «Поиск решения» и заполним открывшееся окно:

Рис. 2.7. Решение задачи с помощью функции

После этого в диалоговом окне «Параметры» установим флажок в ячейку «Линейная модель» и выберем кнопку «Выполнить».

В результате решения получаем оптимальный план перевозок:

Табл. 2.2.

Оптимальный план перезвок

Мощности поставщиков

Мощности потребителей

Запасы, к-т

ООО «Пензмебкредит»

ЗАО «Кузнецк-дизайн»

ТД «Столица»

С1

143
0

135
20

1400
0

20

С2

104
14

178
0

1362
0

14

С3

102
30

180
3

1360
5

38

Потребность, к-т

44

23

5

72

Таким образом, можно сказать, что с первого склада потребителю ЗАО «Кузнецк-дизайн» будет поставлено 20 единиц продукции, со второго – 14 единиц заказчику ООО «Пензмебкредит». Недопоставленные в соответствии с объемом спроса этого потребителя 30 единиц продукции будут привезены с третьего склада. Оттуда же будет поставлено 3 единицы продукции в ЗАО «Кузнецк-дизайн» и 5 единиц – в ТД «Столица». Затраты на транспортировку по данному плану составят 14 556 рублей.

Выводы по 2 главе.

Таким образом, финансовая устойчивость — составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации.

Итак, обязательными составляющими понятия «активизация продажи товаров» являются: действия, которые имеют целью повышение уровня продаж товаров; указанные действия имеют временные ограничения; в розничной торговле такие методы призваны воздействовать на конечного потребителя. Условиями успешного достижения результатов по повышению конкурентоспособности отечественной продукции являются, во-первых, активное взаимодействие производителя, дистрибьютора и продавца, во-вторых, разработка и внедрение комплексной программы стимулирования сбыта и рекламы на месте продажи и, в-третьих, ориентация на потребности покупателя и профессионализм торговых работников и мерчендайзеров


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках достижения поставленной цели исследования в работе были использованы следующие методы:

1. метод аналогий

2. нормативный метод.

Объект исследования – ООО «Электра» .

Предмет – факторы, оказывающие влияние на сбыт продукции.

Период исследования – 2009-2012 гг.

Научная значимость работы состоит в том, в ходе раскрытия вынесенной в ее заглавие темы рассмотрена позиция многих известных ученых-экономистов, занимающихся вопросами совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов экономики РФ.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы руководством ООО «Электра»   г. Пятигорск.

В производстве составляется план сбыта, а в торговле - план продажи товаров. Производственные предприятия России постепенно переходят на общепринятую в мире практику планирования сбыта.

Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия.

Разработка плана сбыта позволяет фирме успешно осуществлять продажу своей продукции. План сбыта зависит от прогноза сбыта, плана маркетинга и финансовых возможностей фирмы. В план сбыта включаются такие разделы, как наименование продукции, ценообразование, новые виды продукции, каналы распределения, условия сбыта, необходимый капитал, издержки, организация сбыта и качество продукции.

Формы изучения сбыта различны. Это может быть: исследование рынка, потребительских групп, конкуренции, тенденций экономического развития; распространенной формой изучения сбыта является расчет сбытовых издержек.

Рассмотрим названные формы изучения сбыта, которые имеют особое значение для его планирования.

1. Исследование рынка: производится на основе общих подходов, изложенных при рассмотрении вопросов прогнозирования спроса.

2. Анализ потребительских групп: связан с процессом дальнейшей дифференциации пожеланий покупателей.

3. Анализ конкуренции: определяется необходимостью усиления конкурентоспособности фирмы в условиях рынка.

4. Анализ тенденций экономического развития: ставит задачу оценки тенденций рынка в будущем.

5. Расчет сбытовых издержек: выполняется с целью определения всех расходов по сбыту, а также издержкоемкости производства и продажи каждого вида продукции (товара).

Такая обширная информация может быть создана только при наличии автоматизированной системы ее учета и обработки.

По данным бухгалтерских балансов ООО «Электра» за период 2009-2011 годов, можно отметить, что на протяжении трех лет уставный капитал организации не изменялся и составляет 20 000 руб. Активы представлены основными средствами, незавершенным строительством, производственными запасами, краткосрочными финансовыми вложениями, денежными средствами, дебиторской задолженностью и прочими оборотными активами. В составе средств, которыми располагала фирма, в 2009 году оборотные активы значительно превышали внеоборотные, и в 2010 году оборотные активы стали существенно превышать сумму внеоборотных активов. В 2011 году наибольший удельный вес в активах предприятия заняли оборотные средства 88,74%.

Источниками средств данной организации являются уставный капитал и краткосрочные обязательства, которые представлены займами и кредитами, а также кредиторской задолженностью.

В выручке от реализации 2009 года полная себестоимость составила 100%, в 2010 году затраты (по сравнению с 2009 годом) составляли примерно 226,79%, а в 2011 году затраты увеличились (по сравнению с 2010 годом) примерно до 105,135% и предприятие получило доход от основной деятельности. Следовательно, прибыль от реализации в 2009 году составила 100%, в 2010г. – 102,14%, а в 2011 доход составил - 105,76%.

В рамках совершенствования коммерческой политики рассматриваемого предприятия его руководству необходимо проводить более гибкую ценовую политику в отношении ассортимента товаров, лучше реагируя на спрос, предложение, уровень платежеспособности населения (покупателей, в т.ч. потенциальных) – повышать качество проведения маркетинговых исследований.

А также сократить номенклатуру предлагаемых в настоящий момент товаров с 15 до 6 единиц – наиболее эффективных с точки их реализации, что позволит переориентироваться на реализацию новых товаров (групп товаров) и, тем самым, повысить ресурсоотдачу.

По данным маркетингового исследования отношения к продукции ООО «Электра»   можно сказать следующее: физические лица полагаются в основном на традиционные источники получения информации: опыт предыдущих покупок, обслуживание и рекомендации знакомых (в сумме - 53%). Поэтому для продвижения брендов фирмы эта группа респондентов не подходит.

Вторая группа респондентов, напротив, доверяет, прежде всего, современным средствам подачи рекламы на TV (23%) и в Интернете (72%). Поэтому необходимо обращаться именно к данной целевой аудитории и при этом разработать возможность продвижения бренда, прежде всего, посредством этих двух каналов.

При этом нынешние каналы продвижения бренда рассматриваемой компании (ТВ и печатные СМИ) дают в сумме только 5% узнаваемости среди физических лиц.

Однако если переориентироваться на юридических лиц и в качестве канала продвижения бренда фирмы выбрать Интернет потенциально могут дать значение узнаваемости 50% (72% узнаваемости * соотношение оптовой и розничной торговли фирмы).

Таким образом, на основе анализа деятельности организации были разработаны направления ребрендинга организации.

Предложенные мероприятия строятся на системе продвижения бренда ООО «Электра» основанном на теме коммуникаций – «Поговорим про Ваш офис?» и составляют план продвижения продукции компании.

В целом можно сделать вывод, что интернет реклама – самая эффективная, если судить по данному исследованию.

Основой нового бренда ООО «Электра»   является осуществление услуги по консультированию и разработки дизайн-проекта офиса – «поговорим про Ваш офис?».

На основе данной задачи были предложены следующие мероприятия:

Разработка и проведение программы фирмы, целевой аудиторией которой являются руководители и служащие офисов, имеет своей целью привлечение внимания к товарам и услугам организации.

Данная работа требует актуализации данных, но в целом можно сделать вывод что интернет реклама – самая эффективная, если судить по данному исследованию.

Также хотелось бы отметить что рекламная компания в Интернете, судя по выше представленному исследованию, будет наиболее эффективна по количеству просмотров только в случае применения на наиболее популярных площадках (Google, Yandex, Rambler), и с ними сложно заключить долгосрочные контракты.

Реклама в журнале требует качественной полиграфии, поэтому выбору издания и разработке конкретной полосы стоит уделить особое внимание. Это должно быть серьезное бизнес издание (Russiatoday, MoscowDaily, РБК, Секрет фирмы) дабы не создавать имидж «фирмы однодневки».

На основе проведенных маркетинговых исследований был разработан план продвижения продукции на 2014 год:

Стратегические цели:

– увеличение доли рынка.

– увеличение объемов сбыта рентабельной группы товара.

– формирование успешного (позитивного) имиджа предприятия.

Развитие каналов продаж:

1 – развитие розничных продаж.

2-  развитие оптовых продаж.

Для получения конкретных результатов предлагается провести реализацию проекта в реальной жизни.

Экономический эффект от предложенных мероприятий составил 4762 тыс. руб.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 7.11.2011) // ПС Гарант
  2.  Гражданский кодекс РФ от 22.12.1995 (ред. от 1.03.2011)//ПС Гарант
  3.  Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ от 23.02.1996) (ред. от 28.11.2011) // ПС Гарант
  4.  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // ПС Гарант
  5.  Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Принят ГД ФС РФ 8.02.1998 г. (ред. от 11.07.2011 г.) // ПС Гарант
  6.  Федеральный закон «О защите прав потребителей», Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 (редакция от 18.07.2011г.)
  7.  Федеральный закон «О рекламе», Закон РФ от 13.03.2006г. №38 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011г. №218.
  8.  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (с изменениями от 18.09.2006 г., 8.11.2010 г.) // ПС Гарант
  9.  ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ №106н от 6.10.2008 г. в ред. от 08.11.2010 №144) // ПС Гарант
  10.  ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв.приказом Минфина РФот 9.06.2001 №44нв ред. 8.11.2010)//ПС Гарант
  11.  ПриказМинфина РФ от 02.07.2010 № 66н «Оформахбухгалтерскойотчетности организаций» (ред. от 10.01.2012) // ПС Гарант
  12.  Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» /(ред. от 08.11.2010) / ПС Гарант
  13.  Антипов К.В. Основы рекламы: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 328 с.
  14.  Баркан Д.И. Управление продажами: учебник; Высшая школаменеджмента СПбГУ. — СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — 908 с.
  15.  Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2011
  16.  Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с.
  17.  Основы маркетинга: учеб. пособие / А.Н. Бобровников,С.Н. Волкова, И.Е. Замятина, В.А. Никольская. – 1-е изд. – Тверь: ТГТУ, 2007. - 176 с.
  18.  Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебник/Брагин Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 314с.
  19.  Васильев В.Г. Маркетинг розничного торгового предприятия: учебное пособие/ В.Г. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. – М.: ИНФРА-М, 2010
  20.  Герасименко В.В. Маркетинг: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010
  21.  Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник.  – М.: Фин-пресс, 2008
  22.  Гончарова И.В., Шурчкова Ю.В. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие. – Воронеж.: ИПЦ ВГУ, 2007. – 51 с.
  23.  Дойль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2007
  24.  Евстигнеева Т.В., Рыбченко С.А. Маркетинговое консультирование: учеб. пособие. Рыбченко. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 170 с.
  25.  Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  26.  Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг: шпаргалки. – М.: Эксмо, 2007. – 32 с.
  27.  Клочкова М.С. Мерчендайзинг [Текст]: Учебно-практическое пособие/ М.С. Клочкова, Е.Ю. Логинова, А. С. Якорева – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010 – 268с.
  28.  Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. - 460 с.
  29.  Маркетинг: учебное пособие/С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. – изд. 7-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 397, [1] c. (СПО).
  30.  Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник/Е. И. Мазилкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 332, [1]с.:ил. – (Высшее образование).
  31.  Минько Э. В. Основы коммерции [Текст]:учеб./Минько Э.В. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг»/ Э.В. Минько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 512с.
  32.  Михалева Е.П. Маркетинг: конспект лекций. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 224 с.
  33.  Морошкин В.А., Контарева Н.А., Курганова Н.Ю. Маркетинг: учебное пособие/ В.А. Морошкин [и др.]. – М.: ФОРУМ, 2011
  34.  Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник. — 2-е изд.. перераб. и доп. — М.: Магистр, 2008. — 397 с.
  35.  Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие /Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Нагапетьянца. — М.: Вузовскийучебник, 2007. — 272 с.
  36.  Новицкий Н.И. Организация, планирование и управление производством: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.
  37.  Семенов Н.А. Маркетинг: учеб. пособие. – 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2007. - 100 с.
  38.  Семин О.А. Искусство торговать или секреты мерчендайзинга [Текст]:учебное пособие/О.А. Семин, В.А. Сайдашева, В.В. Панюкова. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Издательство «Дело и сервис»,2007.- 112с.
  39.  Соломатина Н. А. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: [Текст]: учебник под общ.ред./А.Н.Соломатина. – М.: «Проспект», 2004 – 48с.
  40.  Суркова, Е.В. Основы маркетинга: учеб. пособие. - Ульяновск:УлГТУ, 2007.- 152 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45182. Эпоха дворцовых переворотов 16.01 KB
  После его смерти столкнулись представители родовой знати Голицыны Долгорукие признававшие наследником князя Петра и чиновная власть сделавшая ставку на Екатерину I и выигравшая эту борьбу с помощью гвардейских полков. императором согласно ее завещанию провозглашается внук Петра I Петр II а к Верховному тайному совету фактически к А. В ходе обсуждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню Анну Иоанновну дочь брата Петра I Ивана Алексеевича.
45183. Ресурсный метод определения стоимости строительства 16.17 KB
  Этот метод формирования сметной документации предусматривает калькулирование в текущих ценах трудовых материальных и технических ресурсов необходимых для реализации проектного решения. В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных ресурсных сметных расчетах выделяют следующие показатели: Затраты труда рабочих строителей монтажников персонала по пусконаладке Средний разряд работы Затраты труда машинистов Строительные машины и механизмы в маш час Расход материальных ресурсов в принятых физических...
45184. Метод определения стоимости строительства на основе укрупненных сметных нормативов 15.52 KB
  Метод определения стоимости строительства на основе укрупненных сметных нормативов Этот метод предназначен для следующих целей: Определение стоимости строительства объектов различного функционального значения на ранних стадиях и инвестиционного процесса на предпроектной стадии на стадии техникоэкономических обоснований формирование социальноэкономической программы ориентация проектировщика разработавшего проектное предложение для проведения подряда торговой оценки стоимости предмета конкурса для решения других задач связанных с...
45185. Состав затрат сводного сметного расчета (наименование 12 глав ССР, непредвиденные расходы, НДС) 43 KB
  Состав затрат сводного сметного расчета наименование 12 глав ССР непредвиденные расходы НДС Глава 1 Подготовка территорий строительства Основные затраты: оформление земельного участка и разбивочные работы: затраты по отводу земельного участка выдача архитектурно-планировочного задания затраты по разбивке основных осей здания и сооружения: плата за землю при изъятии или выкупе земельного участка; плата за аренду земельного строительства период проектирования земельного строительства затраты на получение технических условий затраты...
45190. Определение затрат на строительство и разборку временных зданий и сооружений 15.38 KB
  Определение затрат: на строительство и разборку временных зданий и сооружений дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время резерв на непредвиденные работы и затраты. Склады вспомогательные здания и сооружения необходимые для производства и обслуживания работников строительства временная столовая и т. зданий и сооружений ГСН 8105012001 для стрва и сборнике сметных норм затрат на стрво временных зданий и сооружений ремонтные работы ГСНр 8105012001 Нормативы приводятся в и считаются от сметной стоимости...