8575

Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности

Доклад

Логика и философия

Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...

Русский

2013-02-15

30 KB

73 чел.

Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности.

Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. «архэ») является первопричиной всего, что существует в мире. На этом этапе своего развития философия еще мало отличалась от мифологии, хотя различие между ними уже наметилось: если мифы давали ответы на вопрос, какое божество создало мир, то ранние натурфилософы стремились найти силу, начало, не обладающее ни божественной, ни человеческой природой. В качестве первоначала древнегреческие натурфилософы обычно выделяли какую-то стихию. Это не следует понимать буквально: и огонь, и воду, и воздух следует понимать как образ, который содержит в себе как буквальное, так и переносное значение. Ведь при помощи первоначала необходимо объяснить появление всего мира, в том числе и живых существ.

Согласно Гесиоду, не принадлежавшему ни к одной из школ, таким первоначалом был Хаос, из которого возникли Земля, подземное царство (Тартар) и любовное влечение (Эрос). Затем из Хаоса родились Ночь и Тьма, а из Тьмы и Ночи в результате их любовного союза появились День и Эфир. Процесс формирования мира Гесиод подробно описал в поэме «Теогония».

К Милетской школе принадлежали Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. В основе их учений лежало представление о первичной субстанции, из которой возникает все существующее и которая не нуждайся ни в каком внешнем объяснении или обосновании.

О Фалеев, как и о других философах досократовского периода, сейчас известно очень мало, да и то, что известно, является скорее легендой, чем достоверным свидетельством. Фалес известен тем, что он установил время равноденствия, ввел календарь с продолжительностью года в 365 дней, разделенный на 12 месяцев, установил, что Солнце совершает относительно звезд за год круговое движение. Известны также его достижения в области геометрии. Кроме того, этот философ предположил, что Луна светит отраженным от ее поверхности светом. Фалес полагал, что первоначалом была вода, а точнее, некое влажное первовещество, из которого возникает все существующее, благодаря которому оно живет и в котором растворяется. Он обосновывал свои идеи, опираясь на круговорот воды в природе. Согласно его представлениям, испаряющаяся вода питает Солнце, Луну и другие небесные светила, затем возвращается на землю в виде дождей и снова появляется из земли в виде ручьев, родников, росы.

Анаксимандр, ученик Фалеса, оставивший труд под названием «О природе», в качестве начала вселенной выделил «апейрон», то есть «бесконечное», «беспредельное». От более точного определения Анаксимандр отказался. Апейрон — это материальное начало, хотя нельзя сказать, что именно оно собой представляет. Высказывалось мнение, что апейрон — это смешение четырех стихий: воды, воздуха, земли и огня. Апейрон находится в состоянии постоянного движения и все порождает из себя, в том числе и противоположности (холодное и горячее, влажное и сухое).

Первичная субстанция, согласно Анаксимандру, не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом. Доказательство своей точки зрения Анаксимандр находил в том, что «если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы.

Анаксимандр был одним из первых, кто осознал важность для развития противоположностей. В своей «Истории философии» 'Гегель отметил это как очень важное достижение. Анаксимандр полагал, что мир подчиняется закону справедливости, благодаря которому в нем поддерживается равновесие.

Анаксимен полагал, что началом мира был воздух. Все вещества (вода, земля, огонь и камень) возникают из воздуха в результате разрежения и сгущения. Другими словами, все существующее рассматривалось Анаксименом как разные состояния воздуха (здесь можно провести аналогию между воззрениями этого философа и современными взглядами, в соответствии с которыми каждое вещество имеет три состояния — газообразное, жидкое и твердое). Согласно Анаксимену, воздух находится в постоянно колебательном движении и является дыханием, охватывающим весь мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62353. ПУТЬ К ИНТОНАЦИОННОМУ ПОНИМАНИЮ МУЗЫКИ 2.86 MB
  Музыка занимает одно из ключевых мест в системе воспитания духовного человека. представляет собой программу по курсу слушания музыки для 14 годов обучения. Они так же синестетичны: острое или мягкое прикосновения штриха плотная или разряженная тяжелая или облегченная фактура высокий...
62355. Требования к уроку русского языка 19.91 KB
  Общедидактические требования к уроку широко освещенные в педагогической литературе получают частно-методическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока...
62356. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 33.42 KB
  Целенаправленность чёткость и логика урока Вопросы для анализа самоанализа урока: Какие цели поставлены учителем на уроке Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы Цели сформулированные учителем при подготовке к уроку должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.
62357. Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе 20.67 KB
  Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа: Опровергая общее утверждение 1 приведите хотя бы один довод против. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное то есть подлежащего нет но сказуемое глагол 2ого лица множественного числа косвенно его выражает опровергая приведите довод против.