8576

Философия элейской школы

Доклад

Логика и философия

Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...

Русский

2013-02-15

30.5 KB

119 чел.

Философия элейской школы.

Элейская школа  (6-сер.5 века до н.э.)

Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон.

Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал также Зенон, который считался лучшим учеником Парменида.

По мнению Ксенофана, бог, которого он определял как Единое, не может быть похожим на человека. Бог — это некто всеведущий и всемогущий, основа мира, которая приводит все в движение.

Формирование античной философии завершается у элеатов.

Общая характеристика:

1.Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления.

2.Если у милетцев субстанция физична, у пифагорейцев математична, то у элеатов субстанция философична, ибо она – бытие (термин Парменида).

3.Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности.

4.Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Несовпадение явления и сущности.

5.Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Парменид  сформулировал понятие чистого бытия (это то, что объединяет мир), отрицая возможность небытия. Основные положения его учения:

А) существует лишь то, что мыслимо и выразимо в словах.

Б) существует только бытие, небытия нет. Небытие не существует, так как оно не мыслимо, ибо мысль о небытии делает его бытием.

В) бытие едино,  поскольку делить его могло бы только небытие, а его нет;

бытие неизменно, поскольку всякое изменение предполагает, что нечто исчезает в небытии и появляется из небытия, которого нет;

бытие неподвижно, поскольку небытие (пустота) отсутствует, то двигаться некуда.

Зенон известен в первую очередь благодаря «апориям» (парадоксам), при помощи которых он иллюстрировал представления элеатов о бытии. Всего ему приписывается 45 апорий, из которых до нас дошло только 9. Пять их них считаются классическими.

Апория «Ахилл и черепаха»: для того, чтобы догнать черепаху, Ахилл должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом половину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху.

Апория «Дихотомия» (от греч. «деление пополам»): для того чтобы пройти какое-то расстояние, необходимо пройти сначала его половину, потом половину половины (четверть) и т.д. Так как отрезок можно делить до бесконечности, это расстояние никогда не будет преодолено.

Апория «Стрела»: идея движения состоит в том, что предмет в каждый момент времени занимает место большее, чем он сам. Однако летящая стрела в каждый момент времени занимает определенное место, равное ее величине. Следовательно, любое движение можно понимать как сумму отдельных состояний покоя. И на основании этого можно сделать вывод, что движения не существует.

Апория меры дошла до нас в изложении античного автора Симпликия: «Доказав, что, «если вещь не имеет величины, она не существует», Зенон, прибавляет: «Если вещь существует, необходимо, чтобы она имела некоторую величину, некоторую толщину и чтобы было некоторое расстояние между тем, что представляет в ней взаимное различие».

Апория «Стадий» излагается у Аристотеля: данное рассуждение Зенона «относится к двум разным массам, движущимся с равной скоростью, одни — с конца ристалища, другие — от середины, в результате чего, по его мнению, получается, что половина времени равна ее двойному количеству».

Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но, будучи метафизиком, разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. Согласно диалектике, движение есть единство противоречий, пространство и время и прерывны и непрерывны, делимы и неделимы. Движение есть реальный процесс и конечный результат. В диалектике – А и не-А; в метафизике – А или не-А .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68620. ОХОРОНА ПРАЦІ В ГАЛУЗІ ВЕТЕРИНАРНОЇ МЕДИЦИНИ: МЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЛАБОРАТОРНИХ ЗАНЯТЬ 173 KB
  Лабораторні заняття проводяться індивідуально або по групах, базуються на самостійному проведенні експериментів чи досліджень студентами. Лабораторний метод дає можливість набути вміння і навички, що забезпечує формування практичних вмінь.
68621. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ЦЕПЕЙ НА ПЕРЕМЕННОМ (ГАРМОНИЧЕСКОМ) ТОКЕ 12.36 MB
  Вне зависимости от состава и схемы электрической цепи её свойства описываются рядом комплексных частотных характеристик КЧХ. Эти характеристики изображают зависимости тех или иных свойств цепи от частоты. Комплексная частотная характеристика цепи это отношение комплексного изображения...
68626. Текстовый процессор Microsoft Word: создание и редактирование математических формул 246.17 KB
  Цель и содержание работы: изучить основные возможности редактора формул. Теоретическое обоснование Если нужно набрать в документе какую-нибудь формулу лучше всего воспользоваться редактором формул который состоит из различных шаблонов упрощающих ввод формул Рисунок 1.