8576

Философия элейской школы

Доклад

Логика и философия

Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...

Русский

2013-02-15

30.5 KB

117 чел.

Философия элейской школы.

Элейская школа  (6-сер.5 века до н.э.)

Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон.

Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал также Зенон, который считался лучшим учеником Парменида.

По мнению Ксенофана, бог, которого он определял как Единое, не может быть похожим на человека. Бог — это некто всеведущий и всемогущий, основа мира, которая приводит все в движение.

Формирование античной философии завершается у элеатов.

Общая характеристика:

1.Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления.

2.Если у милетцев субстанция физична, у пифагорейцев математична, то у элеатов субстанция философична, ибо она – бытие (термин Парменида).

3.Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности.

4.Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Несовпадение явления и сущности.

5.Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Парменид  сформулировал понятие чистого бытия (это то, что объединяет мир), отрицая возможность небытия. Основные положения его учения:

А) существует лишь то, что мыслимо и выразимо в словах.

Б) существует только бытие, небытия нет. Небытие не существует, так как оно не мыслимо, ибо мысль о небытии делает его бытием.

В) бытие едино,  поскольку делить его могло бы только небытие, а его нет;

бытие неизменно, поскольку всякое изменение предполагает, что нечто исчезает в небытии и появляется из небытия, которого нет;

бытие неподвижно, поскольку небытие (пустота) отсутствует, то двигаться некуда.

Зенон известен в первую очередь благодаря «апориям» (парадоксам), при помощи которых он иллюстрировал представления элеатов о бытии. Всего ему приписывается 45 апорий, из которых до нас дошло только 9. Пять их них считаются классическими.

Апория «Ахилл и черепаха»: для того, чтобы догнать черепаху, Ахилл должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом половину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху.

Апория «Дихотомия» (от греч. «деление пополам»): для того чтобы пройти какое-то расстояние, необходимо пройти сначала его половину, потом половину половины (четверть) и т.д. Так как отрезок можно делить до бесконечности, это расстояние никогда не будет преодолено.

Апория «Стрела»: идея движения состоит в том, что предмет в каждый момент времени занимает место большее, чем он сам. Однако летящая стрела в каждый момент времени занимает определенное место, равное ее величине. Следовательно, любое движение можно понимать как сумму отдельных состояний покоя. И на основании этого можно сделать вывод, что движения не существует.

Апория меры дошла до нас в изложении античного автора Симпликия: «Доказав, что, «если вещь не имеет величины, она не существует», Зенон, прибавляет: «Если вещь существует, необходимо, чтобы она имела некоторую величину, некоторую толщину и чтобы было некоторое расстояние между тем, что представляет в ней взаимное различие».

Апория «Стадий» излагается у Аристотеля: данное рассуждение Зенона «относится к двум разным массам, движущимся с равной скоростью, одни — с конца ристалища, другие — от середины, в результате чего, по его мнению, получается, что половина времени равна ее двойному количеству».

Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но, будучи метафизиком, разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. Согласно диалектике, движение есть единство противоречий, пространство и время и прерывны и непрерывны, делимы и неделимы. Движение есть реальный процесс и конечный результат. В диалектике – А и не-А; в метафизике – А или не-А .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60126. ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ 85 KB
  2-й ведущий. Эта песня-воззвание неслась над страной в суровую военную годину. И тысячи людей брали в руки оружие, чтобы отстоять свободу и независимость любимой Родины.
60127. Українське кіномистецтво 951 KB
  Народилася Наталія Михайлівна Ужвій 22 серпня 1898 року в містечку Любомлі на Волині в селянській сімї. До 1912 року сімя Ужвій жила в робітничому селищі Брудно поблизу Варшави.
60129. Класна година: Не рубай ялинку, не губи тваринку, а краще природу бережи 44 KB
  Вони ростуть у суворому кліматі там завжди дуже холодно ростуть на збіднених ґрунтах де мало вологи і поживних речовин. Слайд 3 Група 1 Ялинка як і всі вічнозелені дерева дуже красива. Людям у яких є хвороби серця чи дихальних шляхів це повітря дуже корисне...
60130. Хлеб - всему голова 73 KB
  Демонстрация видеоролика Хлеб - всему голова Вступительное слово преподавателя Гетман А. Хлеб во все времена и у всех народов наибольшей святостью считается хлеб. Когда не было хлеба приходила беда.
60131. Виховний захід: «Я - за безпечний Інтернет» 69.5 KB
  Мета: знайомство учасників для створення комфортної атмосфери для роботи Метод: індивідуальна робота Теоретична інформація: На ватмані малюється квітка без пелюстків. Вправа 2: Очікування гра Гаряча картопля...
60132. Музыкально - литературное кафе «Огонёк» 113.5 KB
  Воспитательная: формировать интерес и уважение к отечественной культуре; создать атмосферу единения характерную для концертов бардовской песни 60-70х годов обогатить духовный мир учащихся.
60133. Вікторина «Найрозумніший»/ Quiz Der Klugste 37.5 KB
  lso wir hben hier 2 Mnnschfte die schon so ungeduldig uf den nfng wrten. Команди представляють себе: назва та девіз Ведучий: Gut gemcht Und jetzt kommt die ufwrmung Dfr ht mn feine Zungenbrecher usgewhlt. Mn muss die zuerst zusmmensetzen dnch liest jemnd uns vor und bekommt dfr 2 Punkte eine fr die Richtigkeit und eine fr ds Lesen selbst. Wie heit die Huptstdt der Bundesrepublik Deutschlnd Bonn; bFrnkfurt; cBerlin.
60134. Космическое путешествие 92.5 KB
  Уважаемые выпускники 2 стюардесса: Уважаемые учителя 1 стюардесса: Уважаемые родители 2 стюардесса: Мы рады приветствовать вас на борту космолайнера Мечта. 1 стюардесса: Во время полета запрещается: скучать; катапультироваться...