8576

Философия элейской школы

Доклад

Логика и философия

Философия элейской школы. Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон. Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал т...

Русский

2013-02-15

30.5 KB

102 чел.

Философия элейской школы.

Элейская школа  (6-сер.5 века до н.э.)

Наиболее важными ее представителями были Ксенофан, Парменид и Зенон.

Основателем элейской школы считают Парменида и Ксенофана. К заметным представителям данной школы принадлежал также Зенон, который считался лучшим учеником Парменида.

По мнению Ксенофана, бог, которого он определял как Единое, не может быть похожим на человека. Бог — это некто всеведущий и всемогущий, основа мира, которая приводит все в движение.

Формирование античной философии завершается у элеатов.

Общая характеристика:

1.Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления.

2.Если у милетцев субстанция физична, у пифагорейцев математична, то у элеатов субстанция философична, ибо она – бытие (термин Парменида).

3.Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности.

4.Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Несовпадение явления и сущности.

5.Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Парменид  сформулировал понятие чистого бытия (это то, что объединяет мир), отрицая возможность небытия. Основные положения его учения:

А) существует лишь то, что мыслимо и выразимо в словах.

Б) существует только бытие, небытия нет. Небытие не существует, так как оно не мыслимо, ибо мысль о небытии делает его бытием.

В) бытие едино,  поскольку делить его могло бы только небытие, а его нет;

бытие неизменно, поскольку всякое изменение предполагает, что нечто исчезает в небытии и появляется из небытия, которого нет;

бытие неподвижно, поскольку небытие (пустота) отсутствует, то двигаться некуда.

Зенон известен в первую очередь благодаря «апориям» (парадоксам), при помощи которых он иллюстрировал представления элеатов о бытии. Всего ему приписывается 45 апорий, из которых до нас дошло только 9. Пять их них считаются классическими.

Апория «Ахилл и черепаха»: для того, чтобы догнать черепаху, Ахилл должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом половину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху.

Апория «Дихотомия» (от греч. «деление пополам»): для того чтобы пройти какое-то расстояние, необходимо пройти сначала его половину, потом половину половины (четверть) и т.д. Так как отрезок можно делить до бесконечности, это расстояние никогда не будет преодолено.

Апория «Стрела»: идея движения состоит в том, что предмет в каждый момент времени занимает место большее, чем он сам. Однако летящая стрела в каждый момент времени занимает определенное место, равное ее величине. Следовательно, любое движение можно понимать как сумму отдельных состояний покоя. И на основании этого можно сделать вывод, что движения не существует.

Апория меры дошла до нас в изложении античного автора Симпликия: «Доказав, что, «если вещь не имеет величины, она не существует», Зенон, прибавляет: «Если вещь существует, необходимо, чтобы она имела некоторую величину, некоторую толщину и чтобы было некоторое расстояние между тем, что представляет в ней взаимное различие».

Апория «Стадий» излагается у Аристотеля: данное рассуждение Зенона «относится к двум разным массам, движущимся с равной скоростью, одни — с конца ристалища, другие — от середины, в результате чего, по его мнению, получается, что половина времени равна ее двойному количеству».

Зенон верно подметил диалектику в понятии движения, но, будучи метафизиком, разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. Согласно диалектике, движение есть единство противоречий, пространство и время и прерывны и непрерывны, делимы и неделимы. Движение есть реальный процесс и конечный результат. В диалектике – А и не-А; в метафизике – А или не-А .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57731. Урок – гра. Різноманітність молюсків 273 KB
  Мета: Освітня: систематизувати і узагальнити знання про будову та особливості процесів життєдіяльності молюсків; закріпити поняття: мантіямантійна порожнина; повторитияк утворюється черепашка та перлини...
57732. Формули скороченого множення. Метали 709 KB
  Мета уроку: Використовуючи нестандартну форму проведення уроку, перевірити якість знань і вмінь учнів з вивчених тем; зацікавити математикою, хімією, встановлюючи зв’язки між предметами і українським фольклором...
57733. Додавання і віднімання у межах 20 53.5 KB
  МЕТА. Закріпити вміння додавати і віднімати числа у межах 20; розвивати логічне мислення, обчислювальні вміння, самостійність; створити ситуацію пошуку істини, співпереживання; виховувати цікавість та інтерес до математики, бережливе ставлення до природи.
57734. Площадь. Квадратный сантиметр. Палетка 57 KB
  Уметь: решать задачи на движение; распознавать геометрические фигуры; определять площадь с помощью палетки; Нормировать: виды задач; способы записи краткого условия задачи; единицы измерения длины и площади....
57735. Сочетательное и распределительное свойства умножения 94 KB
  Цель: Закрепить навыки умножения натуральных чисел переместительного закона умножения; изучить сочетательное свойство умножения и распределительное свойство умножения...
57736. Додатні та від’ємні числа. Модуль числа 201.5 KB
  Мета: привести в систему знання учнів про додатні та від’ємні числа модуль та порівняння чисел; розвивати обчислювальні навички розвивати логічне мислення пізнавальний інтерес...
57737. Дії над раціональними числами 99 KB
  Мета. Закріпити в учнів навички виконання дій над раціональними числами, обчислення значень виразів, що містять раціональні числа; розвивати позитивні риси особистості...
57738. Розв’язування систем рівнянь з параметрами 1.32 MB
  Розвивальна мета: розвивати логічне мислення творчі здібності формувати вміння міркувати висловлювати думку. Формувати соціальну компетентність: давати учням змогу вибору варіантів завдань та шляхів розв’язку задач.
57739. Дж. Байрон. Поема «Мазепа». Історична основа та романтичний міф 112 KB
  Очікувані результати: учень переказує зміст поеми Мазепа визначає її історичну основу розгром шведів російськими військами втеча Мазепи з почтом Карла ХІІ та переповідає романтичний міф про прив’язаного до коня молодого Мазепу...