8577

Философия софистов и Сократа

Доклад

Логика и философия

Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...

Русский

2013-02-15

30 KB

38 чел.

Философия софистов и Сократа.
Философия софистов.
Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)
Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Они разработали софизмы (логические уловки), в которых применяли подмену слов, переход значений. Профик Кеосский – отец синонимики.
Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства).
Характерные черты:
1.агностицизм –отрицание познания объективного мира и признание только текучей чувственности, не отражающей никаких устойчивых элементов.
2.релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Истина зависит от условий, места, времени и субъекта познания. Ничто не существует само по себе, а все существует и возникает лишь в отношении к другому.
3.главное свойство материи – не объективность, а ее изменчивость и текучесть. Кратил: в одну и ту же реку нельзя войти и единожды: все меняется мгновенно, возникает совершенно новое. Все меняется не как попало, а так, что все существующее в мире постоянно приходит в противоположное себе.
Основная заслуга софистовобращение к проблеме человека, антропологический поворот. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Реальность изменчива и противоречива. Каждый познает то, что соответствует ему как познающему субъекту, поэтому он выступает в качестве меры и критерия всех вещей. От характера человеческого бытия зависит характер познания мира.
Философская система Сократа

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму.

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не обликал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)

'Сократический' метод, имевший своей задачей обнаружение 'истины' путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической 'диалектики'. Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64880. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК НАУКА 753.04 KB
  Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств в средиземноморских странах.
64881. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 292.5 KB
  Ознакомить слушателей с современным развитием образования в России и за рубежом. Роль высшего образования в современной цивилизации Во всем мире происходят различные технические и социальные преобразования что не могло не отразиться на состоянии ВШ в нашей стране и за рубежом.
64882. ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 100.89 KB
  Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке 1571-1635 в курсе лекций под названием Краткий отчет из дидактики или искусство обучения...
64883. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ЧОРНОВІЛЬХОВИХ ЛІСОСТАНІВ В УМОВАХ МАЛОГО ПОЛІССЯ УКРАЇНИ 284.5 KB
  Мета роботи вивчити сучасний стан особливості росту і продуктивності чорновільхових лісостанів виявити закономірності формування їх просторової структури встановити залежності між морфометричними параметрами крон і ростом дерев вільхи чорної...
64884. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ УМОВИ РОЗВИТКУ ЗДАТНОСТІ ДО САМООРГАНІЗАЦІЇ У МАЙБУТНІХ ОФІЦЕРІВ-ПРИКОРДОННИКІВ 238.5 KB
  На сучасному етапі розвитку Державної прикордонної служби України особливого значення набувають високі вимоги до професійної підготовки офіцерських кадрів зокрема здатність і готовність офіцерівприкордонників актуалізувати власні внутрішні ресурси самоорганізації.
64885. Прогнозування довговічності розвитку тріщин до критичних розмірів в жароміцній сталі ЕП517-Ш при сумісному впливі втоми та повзучості 498.5 KB
  Наукова новизна отриманих результатів полягає в наступному: вперше для сталі ЕП517Ш отримані залежності впливу температур статичного тривалого статичного та циклічного з різноманітними формами циклів навантаження на характеристики вязкості руйнування...
64886. МЕТОД І ПРИСТРІЙ ДІАГНОСТУВАННЯ ЕКСПЛУАТАЦІЙНИХ РЕЖИМІВ РОБОТИ ЗАГЛИБНИХ ЕЛЕКТРОДВИГУНІВ 522.5 KB
  Дослідити режими роботи заглибного електродвигуна під впливом зовнішніх факторів. Розробити математичну модель діагностування витрати ресурсу ізоляції заглибного електродвигуна в процесі його роботи й обґрунтувати параметри діагностування.
64887. ІМПЛЕМЕНТАЦІЯ СТАНДАРТІВ КРАЇН ЄВРОСОЮЗУ В МІГРАЦІЙНУ ПОЛІТИКУ УКРАЇНИ 142.5 KB
  Інтегрування України в європейські та світові інституційні структури вимагає приведення її чинного законодавства з питань міграції до європейських та міжнародних стандартів. Із часу становлення України як суверенної держави...
64888. ОСОБЛИВОСТІ ПРИРОДНОГО ВІДТВОРЕННЯ КОРІННИХ ДЕРЕВОСТАНІВ У ГРАБОВИХ ДІБРОВАХ ЗАХІДНОГО РЕГІОНУ УКРАЇНИ 514 KB
  Висока цінність деревини дуба приуроченість дубових лісостанів до високопродуктивних ґрунтів зумовили суттєве зменшення їх площі. Значної актуальності ця проблема набуває в період сучасного поступового потепління зростання сухості клімату та динамічного розширення площ...