8578

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией

Доклад

Логика и философия

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...

Русский

2013-02-15

32.5 KB

3 чел.

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией.

Объективный идеализм Платона.

Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма.

Самыми важными проблемами в философии Платона являются:

  •  его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий;
  •  его учение о государстве (по сути, первый утопический проект);
  •  его концепция познания как припоминания.

Платон создал учение об идеях — первую наиболее последовательную идеалистическую концепцию. Основа учения Платона об идеях изложена в диалоге «Гиппий Больший». Гиппий — это реальное лицо, один из известных философов-софистов; в этом диалоге он представлен как недалекий, но очень уверенный в себе человек. Сократ и Гиппий рассуждают о том, что такое прекрасное. Поначалу Гиппий не понимает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, то с кувшином.

Сократ же без особого труда показывает Гиппию, что прекрасное — это особое качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Таким образом Платон формирует понятие идеи и приходит к выводу о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга миров: мира видимости и духовного мира, который может быть постигнут лишь при помощи ума. Мир идей реализуется в науке, ярким примером чего может служить математика, которая не предполагает оперирование наглядными представлениями.

Мир становления и мир бытия противопоставлены друг другу.

Основой чувственного мира является материя, которая служит основой для воспринимаемой реальности. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие.

Согласно Платону, бытие — это идея, то есть нематериальное, бестелесное образование, то, что существует независимо от вещи. Обобщая сказанное, можно утверждать, что Платон был согласен с элеатами в их понимании бытия как чего-то вечного, недоступного для чувственного восприятия, того, что может быть познано разумом. В то же время он был близок к Демокриту в рассмотрении бытия как - множественного.

Познание Платон рассматривал как припоминание того, что душа созерцала, когда находилась в мире идей, но потом забыла, вселившись в тело.

Связь Платона с пифагорейской традицией.

Пифагорейское учение и личность Пифагора вызывают постоянный интерес ученых и читателей. Пифагореизм возник во второй половине VI началу V века до н.э.

Платон завершает двухсотлетнюю пифагорейскую традицию в учении о числах и их космическом значении. В связи с этим единицу он понимает как нечто неделимое, как некую абсолютную единичность, о которой можно сказать, что она даже и не входит в числовой ряд, а стоит как бы вне его, поскольку каждое число тоже является абсолютной единичностью, хотя каждый раз и по-разному. Спросим себя теперь: что значит этот ряд 3, 9, 27? Двоица, как мы знаем из пифагорейских материалов, есть выход из неделимой единичности за ее пределы и переход в становление, в непрерывное возникновение все новых и новых чисел. Тогда получается, что первое определенное число уже не просто самозамкнутая единичность и не просто бесконечное и непрерывное становление, но – только 3. Зачем же Платону понадобился кроме этого числа 3 еще целый ряд чисел, возникающий из этой тройки, а именно ряд 3, 9, 27? Тут Платон проводит одну очень важную идею, которая является не только пифагорейской, но и общеантичной, а именно мы знаем, что античное мышление, возникающее на путях стихийного материализма, всегда старается даже самые отвлеченные построения понимать телесно или, точнее говоря, как трехмерное тело. Это касается и всех логических категорий, это касается и всех чисел. Что число есть тело, об этом имеются отчетливые данные в пифагорейской традиции. Но ведь трехмерное тело имеет длину, ширину и высоту. Поэтому, вознамерившись дать в конкретном виде категорию определенности, Платон понимает тройку примерно как сторону квадрата, и тогда само собой получается, что площадь квадрата, лежащая в его основании, будет равняться 9, а для получения трехмерного куба понадобится число 27. Итак, последовательность чисел 3, 9, 27 является, по нашему мнению, не чем иным, как демонстрацией того, что категория всякой определенности (где бы то ни было, в пространстве, во времени, в мысли) есть тело.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9211. Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз 571 KB
  Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Изучить процесс деления клетки путём митоза. Показать основные этапы жизненного цикла клетки Рассмотреть...
9212. Деление клетки. Мейоз 472.24 KB
  Деление клетки. Мейоз Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с процессом мейоза. Показать биологическое значение мейоза. План урока. Орг. момент - 5 мин. Объяснение нового материала...
9213. Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения 54.5 KB
  Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения. Цели: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии ее место в системе биологических знаний познакомить учащихся с...
9214. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ КОМПАРАТОРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 615.45 KB
  Проектируемое устройство предназначено для управления двигателем постоянного тока. Измерительное устройство на компараторах применяется редко, но они настолько быстры и просты, что находят своё применение в устройствах для автомобильной техники с напряжением 12вольт.
9215. Моделирование адаптивного компенсатора помех 990 KB
  Моделирование адаптивного компенсатора помех Цель работы практическое освоение методов цифрового моделирования адаптивных систем на примере адаптивного компенсатора помех (АКП). Домашнее задание Вычислить вектор взаимной корреляции, корр...
9216. Моделирование коррелированных случайных процессов 755 KB
  Моделирование коррелированных случайных процессов Цель работы практическое освоение методов цифрового моделирования стационарных нормальных случайных процессов с заданными корреляционными свойствами. Домашнее задание Выбрать частоту диск...
9217. Моделирование случайных последовательностей 497 KB
  Моделирование случайных последовательностей Цель работы приобретение практических навыков моделированию случайных последовательностей с заданным распределением вероятностей. Домашнее задание Разработать линейный конгруэнтный датчик псевд...
9218. Введение в предмет. Общая патология 25.56 KB
  Введение в предмет. Общая патология. Система представлений об основных закономерностях болезней человека, как о целостных биологических явлениях. Состоит из 3 частей: 1. Пат. Анатомия. 2. Пат. Физиология. 3. Клиническая патология. Вирхов Рудольф (18...
9219. Перекрестная резистентность 29.14 KB
  Перекрестная резистентность При такой резистентности увеличивается устойчивость к другому стрессовому фактору (например: закаливание). Перекрестная сенсибилизация Снижение реакции к другому действующему фактору (например: оклиматизация). Болезни стр...