8578

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией

Доклад

Логика и философия

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...

Русский

2013-02-15

32.5 KB

3 чел.

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией.

Объективный идеализм Платона.

Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма.

Самыми важными проблемами в философии Платона являются:

  •  его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий;
  •  его учение о государстве (по сути, первый утопический проект);
  •  его концепция познания как припоминания.

Платон создал учение об идеях — первую наиболее последовательную идеалистическую концепцию. Основа учения Платона об идеях изложена в диалоге «Гиппий Больший». Гиппий — это реальное лицо, один из известных философов-софистов; в этом диалоге он представлен как недалекий, но очень уверенный в себе человек. Сократ и Гиппий рассуждают о том, что такое прекрасное. Поначалу Гиппий не понимает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, то с кувшином.

Сократ же без особого труда показывает Гиппию, что прекрасное — это особое качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Таким образом Платон формирует понятие идеи и приходит к выводу о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга миров: мира видимости и духовного мира, который может быть постигнут лишь при помощи ума. Мир идей реализуется в науке, ярким примером чего может служить математика, которая не предполагает оперирование наглядными представлениями.

Мир становления и мир бытия противопоставлены друг другу.

Основой чувственного мира является материя, которая служит основой для воспринимаемой реальности. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие.

Согласно Платону, бытие — это идея, то есть нематериальное, бестелесное образование, то, что существует независимо от вещи. Обобщая сказанное, можно утверждать, что Платон был согласен с элеатами в их понимании бытия как чего-то вечного, недоступного для чувственного восприятия, того, что может быть познано разумом. В то же время он был близок к Демокриту в рассмотрении бытия как - множественного.

Познание Платон рассматривал как припоминание того, что душа созерцала, когда находилась в мире идей, но потом забыла, вселившись в тело.

Связь Платона с пифагорейской традицией.

Пифагорейское учение и личность Пифагора вызывают постоянный интерес ученых и читателей. Пифагореизм возник во второй половине VI началу V века до н.э.

Платон завершает двухсотлетнюю пифагорейскую традицию в учении о числах и их космическом значении. В связи с этим единицу он понимает как нечто неделимое, как некую абсолютную единичность, о которой можно сказать, что она даже и не входит в числовой ряд, а стоит как бы вне его, поскольку каждое число тоже является абсолютной единичностью, хотя каждый раз и по-разному. Спросим себя теперь: что значит этот ряд 3, 9, 27? Двоица, как мы знаем из пифагорейских материалов, есть выход из неделимой единичности за ее пределы и переход в становление, в непрерывное возникновение все новых и новых чисел. Тогда получается, что первое определенное число уже не просто самозамкнутая единичность и не просто бесконечное и непрерывное становление, но – только 3. Зачем же Платону понадобился кроме этого числа 3 еще целый ряд чисел, возникающий из этой тройки, а именно ряд 3, 9, 27? Тут Платон проводит одну очень важную идею, которая является не только пифагорейской, но и общеантичной, а именно мы знаем, что античное мышление, возникающее на путях стихийного материализма, всегда старается даже самые отвлеченные построения понимать телесно или, точнее говоря, как трехмерное тело. Это касается и всех логических категорий, это касается и всех чисел. Что число есть тело, об этом имеются отчетливые данные в пифагорейской традиции. Но ведь трехмерное тело имеет длину, ширину и высоту. Поэтому, вознамерившись дать в конкретном виде категорию определенности, Платон понимает тройку примерно как сторону квадрата, и тогда само собой получается, что площадь квадрата, лежащая в его основании, будет равняться 9, а для получения трехмерного куба понадобится число 27. Итак, последовательность чисел 3, 9, 27 является, по нашему мнению, не чем иным, как демонстрацией того, что категория всякой определенности (где бы то ни было, в пространстве, во времени, в мысли) есть тело.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23791. Разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования 317 KB
  Кроме того при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей выделенных на основе анализа Онтосхемы мира деятельности. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1 Принцип деятельности заключается в том что ученик получая знания не в готовом виде а добывая их сам осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности понимает и...
23792. Тяговые расчеты 354.5 KB
  Целью тяговых расчетов является изучение сил, действующих на поезд, законов его движения, методов определения скоростей движения, времени хода и других показателей, влияющих на оценку и выбор проектного решения.
23793. Простые и составные числа, урок 41.5 KB
  Определите простым или составным является число Выявление причин затруднений и постановка учебной цели. Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке Найти методы определения каким является число. Число составное т. по определению составное число это число у которого больше двух делителей.
23794. Методы передачи данных по линиям связи 158.5 KB
  При передаче данных по линиям связи применяются два основных типа кодирования – на основе синусоидального сигнала и на основе последовательности прямоугольных импульсов.
23796. Декларация прав человека 49 KB
  €œБременские музыканты€ нарушалось право на свободу передвижения право на труд право на личную неприкосновенность право на защиту себя в суде право на участие в мирных собраниях право на свободу. €œКолобок€ нарушалось право на личную неприкосновенность право на жизнь право на свободу мирных собраний право на порядок в стране право на свободу убеждений право на гражданство право на имущество €œКот и лиса€ нарушалось право на свободу передвижения право на труд право на личную неприкосновенность право на защиту себя в...
23797. Циклы. Цикл с параметром 514 KB
  Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с понятием цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром изучить цикл с параметром и рассмотреть простейшие задачи с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером....
23798. Циклы. Цикл с параметром. Решение задач 164.78 KB
  Цикл с параметром. Цикл с параметром. Цели: Образовательные: повторить понятия цикл тело цикла с синтаксисом записи цикла с параметром закрепить решение задач с параметром; Развивающие: развивать познавательные интересы умение использовать приобретенные знания и умения повышение интереса к занятиям информатикой; Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся внимательность аккуратность дисциплинированность усидчивость формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером. Ученик должен...
23799. Побудова діаграмм в Excel 135 KB
  Організаційний момент: слайд 1Учитель. І так починаємо слайд 2 Вопросы к кроссворду: Блок ячеек таблицы. Відкрийте будьласка зошити запишіть сьогоднішнє число і тему нашого уроку слайд 3 Побудова діаграм в Excel. слайд 4.