8578

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией

Доклад

Логика и философия

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...

Русский

2013-02-15

32.5 KB

3 чел.

Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией.

Объективный идеализм Платона.

Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма.

Самыми важными проблемами в философии Платона являются:

  •  его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий;
  •  его учение о государстве (по сути, первый утопический проект);
  •  его концепция познания как припоминания.

Платон создал учение об идеях — первую наиболее последовательную идеалистическую концепцию. Основа учения Платона об идеях изложена в диалоге «Гиппий Больший». Гиппий — это реальное лицо, один из известных философов-софистов; в этом диалоге он представлен как недалекий, но очень уверенный в себе человек. Сократ и Гиппий рассуждают о том, что такое прекрасное. Поначалу Гиппий не понимает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, то с кувшином.

Сократ же без особого труда показывает Гиппию, что прекрасное — это особое качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Таким образом Платон формирует понятие идеи и приходит к выводу о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга миров: мира видимости и духовного мира, который может быть постигнут лишь при помощи ума. Мир идей реализуется в науке, ярким примером чего может служить математика, которая не предполагает оперирование наглядными представлениями.

Мир становления и мир бытия противопоставлены друг другу.

Основой чувственного мира является материя, которая служит основой для воспринимаемой реальности. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие.

Согласно Платону, бытие — это идея, то есть нематериальное, бестелесное образование, то, что существует независимо от вещи. Обобщая сказанное, можно утверждать, что Платон был согласен с элеатами в их понимании бытия как чего-то вечного, недоступного для чувственного восприятия, того, что может быть познано разумом. В то же время он был близок к Демокриту в рассмотрении бытия как - множественного.

Познание Платон рассматривал как припоминание того, что душа созерцала, когда находилась в мире идей, но потом забыла, вселившись в тело.

Связь Платона с пифагорейской традицией.

Пифагорейское учение и личность Пифагора вызывают постоянный интерес ученых и читателей. Пифагореизм возник во второй половине VI началу V века до н.э.

Платон завершает двухсотлетнюю пифагорейскую традицию в учении о числах и их космическом значении. В связи с этим единицу он понимает как нечто неделимое, как некую абсолютную единичность, о которой можно сказать, что она даже и не входит в числовой ряд, а стоит как бы вне его, поскольку каждое число тоже является абсолютной единичностью, хотя каждый раз и по-разному. Спросим себя теперь: что значит этот ряд 3, 9, 27? Двоица, как мы знаем из пифагорейских материалов, есть выход из неделимой единичности за ее пределы и переход в становление, в непрерывное возникновение все новых и новых чисел. Тогда получается, что первое определенное число уже не просто самозамкнутая единичность и не просто бесконечное и непрерывное становление, но – только 3. Зачем же Платону понадобился кроме этого числа 3 еще целый ряд чисел, возникающий из этой тройки, а именно ряд 3, 9, 27? Тут Платон проводит одну очень важную идею, которая является не только пифагорейской, но и общеантичной, а именно мы знаем, что античное мышление, возникающее на путях стихийного материализма, всегда старается даже самые отвлеченные построения понимать телесно или, точнее говоря, как трехмерное тело. Это касается и всех логических категорий, это касается и всех чисел. Что число есть тело, об этом имеются отчетливые данные в пифагорейской традиции. Но ведь трехмерное тело имеет длину, ширину и высоту. Поэтому, вознамерившись дать в конкретном виде категорию определенности, Платон понимает тройку примерно как сторону квадрата, и тогда само собой получается, что площадь квадрата, лежащая в его основании, будет равняться 9, а для получения трехмерного куба понадобится число 27. Итак, последовательность чисел 3, 9, 27 является, по нашему мнению, не чем иным, как демонстрацией того, что категория всякой определенности (где бы то ни было, в пространстве, во времени, в мысли) есть тело.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7753. Целеполагание в педагогике 178.5 KB
  Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания Проблема научного обоснования цели воспитания обуславливается объективной зависимостью между осознанием личностью цели деятельности и достижением ее результатов. Чтобы добиться успеха,...
7754. Общие закономерности развития личности 101.5 KB
  Общие закономерности развития личности. 1. Закон развития высших психических функций человека по Л.С.Выготскому. Л.С.Выготский: Общий генетический закон развития высших психических функций человека, который является основой культурно-историчес...
7755. Современное состояние образования 175 KB
  Современное состояние образования 1. Анализ состояния современной системы образования Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быс...
7756. Дидактика как теория обучения 148.5 KB
  Дидактика как теория обучения. Общее понятие о дидактике, ее предмет, основные категории Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В дидактике научно обосновываются закономерности...
7757. Процесс обучения как целостная система 117 KB
  Процесс обучения как целостная система. Двусторонний характер процесса обучения. Процесс обучения является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Этот процесс обязательно предполагает взаимодействие преподав...
7758. Научные основы содержания образования в современной школе 62 KB
  Научные основы содержания образования в современной школе. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция содержания образования по И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, М.Н. Скаткину. Обучение - это социально обусловленный процесс, вызванный...
7759. Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения 230 KB
  Методы обучения 1. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической ли...
7760. Формы организации и средства обучения 149 KB
  Формы организации и средства обучения. 1. Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся Понятие метод обучения, сущность которого р...
7761. Педагогические технологии в образовательном процессе 76 KB
  Педагогические технологии в образовательном процессе. Из истории становления понятия педагогической технологии Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, ремесло, умение и logos - учение, наука) - совокупность методов обра...