8581

Философские взгляды Ф. Бэкона

Доклад

Логика и философия

Философские взгляды Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки. Главным трудом Бэкона является сочинение Новый Органон. Название этого труда отсылает к логич...

Русский

2013-02-15

29.5 KB

122 чел.

Философские взгляды Ф. Бэкона.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки.

Главным трудом Бэкона является сочинение «Новый Органон». Название этого труда отсылает к логическому сочинению Аристотеля «Органон», в котором тот изложил свое понимание науки. Вводя в название своего труда слово «новый», Бэкон указывает на то, что он предлагает новое понимание науки и ее метода.

По мнению Бэкона, основной задачей науки является покорение природы. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средством, при помощи которого наука может решить эту задачу, является, по мнению Бэкона, истинное знание; именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила». А это означает, что наука и философия не должны стремиться уложить природу в умозрительные схемы, выгодные для человека, — наука должна отказаться от созерцательного отношения к природе и следовать за ней соответственно ее законам. Только в этом случае ее может ожидать успех.

Бэкон известен прежде всего тем, что разработал теорию индукции. Основной недостаток предшествующей философской и научной мысли Бэкон видел в том, что ей была свойственна чрезмерная умозрительность: она пользовалась преимущественно дедуктивным методом, предполагающим движение от общих, интеллектуально достоверных умозрительных положений (аксиом) к частным выводам. По его мнению, умозаключения и доказательства — это слабое средство, неспособное обеспечить продвижение науки вперед. А потому он предпринял попытку усовершенствовать методы обобщения, образования понятий, в результате чего появилась новая теория индукции.

Поставив вопрос подобным образом, Бэкон столкнулся с серьезной проблемой. Полностью истинное знание можно получить лишь в том случае, если известны все факты, значимые с точки зрения поставленного вопроса. Другими словами, для этого необходима полная индукция. Однако в науке полная индукция используется редко. Неполная индукция имеет тот недостаток, что выносимые на ее основании суждения имеют лишь вероятностный характер и не могут претендовать на полную достоверность.

Основная идея его теории индукции состоит в том, чтобы учитывать не только факты, которые подтверждают утверждение, но и факты, которые опровергают его. Отсюда и два основных средства, которые предлагает использовать Бэкон: перечисление и исключение. При этом истинная индукция должна опираться не столько на перечисление, сколько на исключение. Например, для того чтобы обнаружить «форму», или «природу», определенного явления, необходимо собрать как можно больше случаев, в которых это явление либо присутствует, либо отсутствует. «Природой» этого явления будет признак, который всегда присутствует, когда присутствует это явление, и всегда отсутствует, когда это явление тоже отсутствует. Именно таким образом Бэкон пришел к выводу, что «природой» тепла является движение мелких частиц.

В рамках своей философской концепции Бэкон описал основные источники заблуждений, которым подвержен человек. Бэкон назвал их «идолами». Чтобы преодолеть эти препятствия, ученый и философ должны постоянно помнить о необходимости критичного отношения к тем знаниям, которые уже имеются.

Он выделял четыре их разновидности:

1) идолы пещеры — это индивидуальные особенности людей, их склонности;

2) идолы театра представляют собой веру в авторитеты, которая нередко препятствует освобождению от предрассудков и поиску истинного знания;

3) идолы площади связаны с общением между людьми и несовершенством языка, который используется в рамках общения;

4) идолы рода — это особенности, присущие человеку вообще, как биологическому виду. По мнению Бэкона, это самый опасный источник заблуждений: от них избавиться труднее всего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85202. Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь 32.92 KB
  Собственностью республики объявлялись предприятия организации и учреждения союзного подчинения размещенные на ее территории. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в ldquo;Республику Беларусьrdquo; или ldquo;Беларусьrdquo;. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии.
85203. Государственные программы развития Республики Беларусь 27.14 KB
  Геополитическое положение Республики Беларусь 1990е 2012 г. Республика Беларусь независимое государство. Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом.
85204. Духовная и культурная жизнь белорусского народа (вторая половина 1980-х - 2012 г.) 27.56 KB
  В соответствии с законом правительство приняло программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях.
85205. Основные итоги и уроки исторического пути Беларуси 27.38 KB
  Бел. народ получил возможность с оптимизмом смотреть в будущее и самостоятельно писать свою историю. В своем историческом развитии белорусский народ должен надеяться только на собственные силы. Самым большим богатством Беларуси являются люди трудолюбивые мудрые талантливые рассудительные 3.
85206. Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература 29.87 KB
  История – наука комплексная интегральная так как изучает всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Литература: Всемирная Истрия; история отдельных континентов и стран; история отдельных периодов и эпох; история разных общественных периодов; история выдающихся личностей.
85207. Этапы развития первобытного общества. Первобытное общество и начало расселения славян на территории Беларуси 33.43 KB
  В соответствии с исторической периодизацией история первобытного общества прошла следующие стадии становления и развития: 1.) первобытное человеческое стало, или праобщина; 2.) ранняя родовая община; 3.) поздняя родовая община; 4.) разложение первобытного общества и начало образования классов.
85208. Социально-экономическое развитие белорусских земель в раннем средневековье (VI - IX в.) 28.39 KB
  Распад родовой общины образование соседской общины. К трехпольной системе земледелия включающей посев яровых озимых и отдыхающий под паром клин привел к выделению крестьянских семей ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины.
85209. Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян. Полоцкое и Туровское княжества. Феодальная раздробленность (IX - первая половина XIII в.) 34.44 KB
  ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО среднее течение Западной Двины вся современная центральная и северная Беларусь. Во время правления Всеслава Полоцкое княжество достигло наибольшего могущества: за Полоцком закрепилось Нижнее Подвинье был построен Софийский собор основан Минск расширены восточные границы княжества. После смерти Всеслава Полоцкое княжество было разделено между тремя его сыновьями наиболее мощным стало Минское княжество где правил Глеб. ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО юг Беларуси бассейн Припяти Туров 980г.
85210. Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX - первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса 32.19 KB
  Итоги распространения христианства: развитие культуры восточных славян распространение письменности летописание; начало каменному зодчеству; развитие ремесла и торговли с другими странами; создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам. с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11 в.