85818

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ВОЕНОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС

Дипломная

Социология, социальная работа и статистика

Позитивный потенциал бывших военнослужащих необходимо поставить на службу стране, на развитие гражданского общества за счет успешного создания ряда новых общественных организаций — бывших военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, молодежных, женских организаций.

Русский

2016-08-14

1.23 MB

1 чел.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ВОЕНОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты организации социальной работы с

военнослужащими, уволенными в запас

1.1 Генезис реформирования в России

1.2 Концепция социальной адаптации военнослужащих и граждан,

уволенных с военной службы

1.3 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов

их семей

1.4 Формы и методы адаптации военнослужащих, уволенных в запас

1.5 Положительный опыт организации социальной адаптации

военнослужащих, уволенных в запас на примере

военно-патриотического клуба «Русич» в г. Славгороде

Московской области

2 Положительный опыт организаций социальной адаптации

военнослужащих, уволенных в запас

2.1 Министерство социальной политики Свердловской области

2.2 Общероссийской профессиональный союз военнослужащих

(прежнее название Независимый профессиональный союз

военнослужащих Российской Федерации)

2.3 Льготы для военнослужащих, уволенных в запас

2.4 Министерство социального развития и семейной политики

Краснодарского Края

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

В последние годы в связи с проводимой в стране военной реформой и сокращением численности Вооруженных Сил Российской Федерации с военной службы досрочно увольняется значительное число офицеров, прапорщиков и мичманов, многие из которых находятся в трудоспособном возрасте и не выслужили установленных сроков, дающих право на пенсионное обеспечение.

Бывшие военнослужащие это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной подготовкой, обладающие такими незаменимыми личностными качествами как ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности, способность переносить, физические и психические нагрузки, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены средства.

Позитивный потенциал бывших военнослужащих необходимо поставить на службу стране, на развитие гражданского общества за счет успешного создания ряда новых общественных организаций — бывших военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, молодежных, женских организаций.

Социальную адаптацию пора перестать рассматривать только как средство для достижения конкретных целей снижения социального напряжения в среде бывших военнослужащих. Нужен более широкий взгляд на проблему, более глубокий анализ причин и следствий, задач и целей.

Работа с бывшими военными и членами их семей, показала, что социальная адаптация — это комплекс мер. Среди них назовем по значимости: социально-психологическая (а если надо — и медико-психологическая) помощь и реабилитация человека, который вынужден снять погоны и прервать карьеру.

Проблема дипломного исследования – определение основных направлений социальной работы с военнослужащими, уволенными в запас.

Объектом исследования являются проблемы адаптации и реабилитация военнослужащих, уволенных из рядов вооруженных сил.

Предмет исследования: процесс адаптации военнослужащих уволенных в запас в гражданском социуме.

Цель исследования – изучить проблемы социальной адаптации среди военнослужащих, уволенных в запас и разработать рекомендации по организации социальной работы с ними.

Задачи исследования:

– изучить проблему адаптации военнослужащих в психолого-педагогической науке;

– рассмотреть формы и методы адаптации военнослужащих, уволенных в запас;

– проанализировать материал и разработать рекомендации по обеспечению успешной адаптации военнослужащих уволенных в запас.

Теоретическая база исследования: работы М. Александрова, И.Д. Ладанова, И. Кордияк, В.Л. Калиничева, Н. Тихоновой, материалы международной научно-практической конференции по проблемам военнослужащих, материалы периодической печати.

Практическая значимость:

Предлагаемая дипломная работа может быть использована общественными организациями, социальными педагогами.

Методы исследования: анализ литературы, анализ документов, тестирование, анкетирование.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты организации социальной работы с военнослужащими, уволенными в запас

1.1 Генезис военного реформирования в России

Исторически так сложилось что Российская Армия – самая реформируемая в мире. Ее офицеры неоднократно проходили через сокращение и увольнение. Что касается нынешней военной реформы, то она отличается радикальностью обновления, периодической сменой курса и бесконечным продлением сроков ее завершения.

Осуществляемая в настоящее время военная реформа и связанное с ней сокращение Вооруженных Сил — не первые в истории российского государства. В дореволюционной России аналогичное по масштабам преобразование армии проводилось трижды:

– в начале XVIII века — при Петре Великом;

– во второй половине XIX века (1860 — 1870 гг.) — под руководством военного министра Д.А. Милютина;

– в начале XX века (1905- 1912зг.) — после поражения России в войне с Японией.

Через крупное сокращение численности личного состава трижды прошли Вооруженные Силы и в советский период:

– в середине 20-х годов;

– в послевоенный период (1945— 1947гг.);

– в начале 60-х годов.

Каждая военная реформа имела особенности, отвечающие духу времени. Вместе с тем, есть немало общего в логике их развертывания, неизбежных трудностях и социальных последствиях.

Военная реформа Петра I, как и нынешняя, проводилась в рамках всестороннего преобразования государственной системы России. Ее главным итогом стало создание в начале XVIII века регулярной армии и военно-морского флота. С этого момента в стране появились кадровые, профессиональные военнослужащие — особая категория граждан, требующая непрерывного централизованного управления, обучения, материально-финансового снабжения и социального обеспечения. Петром I была введена рекрутская система комплектования армии. В соответствии с ней государство ежегодно набирало определенное количество новобранцев, преимущественно из крестьян, для пожизненной военной службы.

Военная реформа 1860-1870-х годов также была составной частью общегосударственной реформы в России. Одной из ее главных целей было сокращение армии в мирное время и создание условий для значительного увеличения ее численности в случае войны за счет обученного резерва. Реформирование вооруженных сил началось сокращением их численности с 1132 тыс. человек (1864 г.) до 742 тыс. человек (1867 г.). За три года с военной службы было уволено 40% кадрового состава. Одновременно рекрутский набор и пожизненная служба были заменены всеобщей воинской повинностью. Военнообязанными считались все мужчины, достигшие 21 года. После призыва в армию они 6 лет служили в кадрах и 9 находились в резерве.

В ходе реформы серьезные изменения были внесены в систему управления армией, организацию обучения офицеров и их материальное положение. Все уволенные из армии по сокращению получили в собственность землю и финансовые средства, необходимые для первоначального обустройства.

Военная реформа 1905-1912 годов была обусловлена поражением России в русско-японской войне. Ее цель состояла в поднятии боеспособности Российской армии. Эта реформа предусматривала:

– сокращение сроков службы с 6 до 3 лет;

– омоложение офицерского корпуса, только по возрасту и служебному несоответствию было уволено 7 000 офицеров;

– улучшение материального положения офицерского корпуса;

– введение новой системы подготовки офицеров.

Однако острая нехватка финансовых средств не позволила выполнить все намеченные задачи реформы. Как отмечали аналитики того времени, не удалось решить главный вопрос реформы – укомплектовать армию и флот офицерами с высокими личностными качествами. Офицеры по-прежнему были не удовлетворены моральным и материальным стимулированием. Общественный статус их деятельности оставался низким. Многие поступали в армию без призвания к службе, часто это были неудачники из гимназий. По данным исследований 1911 года, только 10% выпускников военно-учебных заведений по своим интеллектуальным и волевым качествам в полной мере отвечали требованиям службы. Может быть, именно здесь скрывается одна из причин того, что в дальнейшем, в частности, в 1917 году, армия не стала надежной опорой в России.

Очередная военная реформа 1924-1925 гг. вновь ставила целью привести армию в соответствие новой социальной системе государства и ее экономическим возможностям. В связи с окончанием гражданской войны было решено перейти на территориально-милицейскую систему комплектования армии и уменьшить ее численность почти в 10 раз. За 2 года около 4 млн. бывших военнослужащих вернулись к гражданской жизни. Но, в связи с преобладанием в тот период среди населения страны и, следовательно, среди личного состава армии крестьян, а также слабой профессиональной дифференциацией труда в промышленности, его невысокими требованиями к специальным навыкам работников, для большинства уволенных в запас переход к трудовой деятельности оказался безболезненным.

Вместе с тем, послевоенная разруха и внедрение в экономику социалистических форм хозяйствования привели к возникновению в стране сильной безработицы. Поэтому часть бывших красноармейцев была вынуждена зарегистрироваться на специально созданных биржах труда и с их помощью искать себе работу.

Следующее крупное сокращение Вооруженных Сил в нашей стране было осуществлено в период с 1945 по 1948 годы. За два года с военной службы были уволены свыше 8,5 млн. человек, что было обусловлено особой ситуацией, связанной не с реформированием армии, а с демобилизацией тех, кто временно призывался на военную службу в ходе войны. Из вооруженных сил уходили не кадровые военнослужащие, а недавние гражданские специалисты. Завершив боевые действия, они возвращались к своей работе в хозяйстве. Экономика того времени, испытывала острейший дефицит рабочей силы. Демобилизованным из армии нужна была только материальная помощь — на жилищное строительство, нормализацию бытовых условий. И государство, несмотря на все послевоенные трудности, такую помощь уволенным в запас воинам оказывало.

Более противоречивым и болезненным оказалось сокращение Вооруженных Сил в 1960 году. Это сокращение не предполагало реформирование армии, а было лишь политическим актом, не имеющим под собой должного экономического и организационного обоснования.

Из армии увольнялись, главным образом, кадровые военнослужащие, увольнялись поспешно, без какой-либо серьезной подготовительной работы. Адаптироваться же им пришлось в промышленности, уже имевшей сложное техническое оснащение, высокий уровень профессиональной дифференциации с достаточно конкретными требованиями каждого вида деятельности к знаниям, умениям и личностным характеристикам человека. Государственной программы трудоустройства и переподготовки увольняемых в запас не было.

Во многом именно сокращение 60-х годов и проблемы трудоустройства, которые тогда испытали офицеры, вынужденные чаще всего браться за первую подвернувшуюся работу, сформировали у кадровых военнослужащих своего рода комплекс неполноценности перед гражданской деятельностью, породили состояние боязни, некоторой обреченности в ожидании предстоящего увольнения в запас и поиска дальнейшей работы.

Одновременно было выработано определенное представление о профессиональных возможностях бывших военнослужащих и у руководителей предприятий. Не задумываясь о том, что дала человеку конкретная профессиональная подготовка в армии, не зная, как рационально использовать его знания и опыт, они и сегодня обращают внимание, главным образом, на понятие "военный" и делают вывод, что он способен быть, только контролером, администратором и т. д.

Сложившееся на производстве отношение к бывшим кадровым военнослужащим свойственно лишь нашей стране — это сугубо отечественное отличие. Оно, во многом, — результат неподготовленных, с точки зрения организации трудоустройства, переходов в народное хозяйство военных специалистов не только в предыдущие сокращения Вооруженных Сил, но и в ходе ежегодных плановых увольнений по выслуге лет. Совсем иное положение с использованием возможностей такой категории граждан на Западе. В цивилизованном мире давно признано, что профессиональная квалификация и индивидуальные качества лиц, прошедших военную службу, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены определённые средства.

Современная военная реформа официально началась в 1992 году одновременно с созданием Вооруженных Сил Российской Федерации. Политическое руководство страны планировало провести реформирование флота и армии до 2000 года и осуществить его в три этапа.

На первом и втором этапах до 1995 года включительно предполагалось закончить реформирование Вооруженных Сил СССР в Вооруженные Силы Российской Федерации, полностью вывести их с территории других государств, перейти на смешанную систему комплектования: по призыву и по контракту, начать масштабное сокращение численности личного состава.

На третьем этапе он проходил в период 1996-2000 гг. планировалось завершить создание качественно новых Вооруженных Сил РФ при ограничении их численности до 1,7 млн. человек.

К концу второго этапа были решены следующие задачи:

– сокращена численность Вооруженных Сил РФ до 1,7 млн. человек;

– осуществлен вывод российских войск с территории других государств;

– достигнут частичный переход на смешанную систему комплектования;

– создана нормативно-правовая основа военного строительства.

Каждая из этих задач по своим масштабам и времени, является уникальной. Так, в чрезвычайно короткие сроки и при крайне ограниченных финансовых затратах было передислоцировано на Родину около 800 тыс. военнослужащих, а с учетом гражданского персонала и членов семей военнослужащих – около 1 млн. 300 тыс. человек, свыше 47 тыс. единиц военной техники. Осуществленный в столь сложных условиях вывод российских войск практически не имеет аналогов в мировой практике.

Первые годы военной реформы отличались интенсивностью работы Парламента, Президента и Правительства Российской Федерации в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В общей сложности до 1995 года было принято около 150 важнейших нормативных документов по данным вопросам.

Особое значение имеет «военный пакет» законов России, принятых в сжатые сроки и включающих в себя наиболее важные законодательные акты этой области:

– «О статусе военнослужащих» (22.01.1993 г.);

– «О воинской обязанности и военной службе» (11.02.1993 г.);

– «Об обороне» (принят 24.09.1992 г.);

– «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел» (12.02.1993 г.) и др.

Но все же, главным итогом военной реформы в период с 1992 по 1995 годы стало сокращение численности личного состава флота и армии. По данным российской печати, в эти годы обычные нормы увольнения кадровых военнослужащих в запас или в отставку были превышены почти в два раза. За четыре года было уволено около 350 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов:

– в 1992 г. - 73500;

– в 1993 г. - 74200;

– в 1994 г. - 78400;

– в 1995 г. - 74500.

Ситуация с реформированием Вооруженных Сил принципиально изменилась, когда Указом Президента РФ от 31.07.1997 г. была утверждена «Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2005 года». Военная реформа взяла свой новый старт. На пять лет был перенесен срок ее окончания, появились более жесткие практические ориентиры, вновь были объявлены этапы проведения реформы:

– первый этап: 1997 - 2000 гг.;

– второй этап: 2001 - 2005 гг.

На первом этапе важнейшее место отводилось работе по совершенствованию организационной структуры Вооруженных Сил:

– в 1997 году были объединены в единый комплекс ракетные войска стратегического назначения и войска ракетно-космической обороны;

– в 1998 году будет завершено объединение Военно-Воздушных Сил и войск противовоздушной обороны;

- из Вооруженных Сил выводятся несвойственные им структуры, в частности, военно-строительные части;

– проводится сокращение военных округов с 8 до 6;

– реформируется система военного образования, сокращается число военно-учебных заведений.

С учетом изменившихся условий проведения военной реформы были переработаны и приняты в новой редакции основные законы Российской Федерации в сфере военного строительства и социальной защиты военнослужащих:

– Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (подписан Президентом РФ 28.03.1998 г.);

– Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» (подписан Президентом РФ 25.05.1998 г.).

Вместе с тем, и на данном этапе реформы остается главной и даже усиливается прежняя тенденция к сокращению Вооруженных Сил. Установлен новый ориентир — к началу 1999 года общая численность личного состава должна составлять не более 1 млн. 200 тыс. человек.

На втором этапе военной реформы, в ее новом варианте (2001 - 2005 гг.), предполагается полностью перейти к трех видовой структуре Вооруженных Сил (по сферам их применения: суша — воздух — море), продолжить совершенствование систем управления и боевой подготовки, а также разработку современных образцов вооружения и военной техники.

В связи с этим значительно изменилось социальное положение военнослужащих. С начала военной реформы в качестве одной из важнейших целей было создание справедливой системы прохождения службы и обеспечение на достойном уровне социальной защиты военнослужащих. Во многом на решение именно этой задачи была направлена деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти. Важнейшими документами в этой сфере стали:

– Закон РФ «О статусе военнослужащих», где впервые для нашей страны в систематизированном виде были определены все права и льготы для военнослужащих, уволенных с военной службы;

– Распоряжение Президента РФ от27.03.1993г. №203, которым была утверждена «Программа первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты военнослужащих Российской Федерации, лиц, уволенных с военной службы в условиях экономической и военной реформ».

Наряду с созданием нормативной базы, была сформирована система органов, способных взять на себя организацию социальной работы с военнослужащими, уволенными в запас. В частности, были созданы:

– правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, уволенных с военной службы, и их семей;

– военно-социальные структуры в администрации Президента РФ, аппарате Правительства РФ, обеих палатах Федерального Собрания, в Минтруде, Минэкономики;

– соответствующие структуры при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, как показала практика, разработка нормативной базы и создание соответствующих организационных структур не сняли социального напряжения в среде военнослужащих уволенных в запас. Недостаточное финансирование, а также несогласованность позиций министерств, в ходе практического осуществления военной реформы, не позволили по целому ряду направлений в полной мере реализовать установленные социальные льготы для данной категории граждан.

В условиях кризисного состояния экономики общие расходы России на оборону за время реформ сократились. Как следствие, резко снизился и переступил за критическую черту уровень годового финансирования российского военнослужащего. Хроническое недофинансирование Вооруженных Сил и низкий уровень расходов на одного военнослужащего привели, прежде всего, к необоснованно заниженным денежным довольствиям офицеров. После финансового кризиса 1998 года, денежное довольствие российских офицеров, снизилось еще в 3 раза. Проведенная в 1999 году индексация денежного довольствия военнослужащих явно не восполнила потери в их семейных бюджетах, обусловленные падением курса рубля и стремительным ростом цен на товары и услуги в 4 раза и более.

И в настоящее время продолжается снижение финансирования Вооружённых сил РФ. Так правительство России приступило к созданию проекта бюджета на 2012-2014 годы. Среди некоторых радикальных мер, предложенных Министерством финансов, есть отказ от увеличения числа контрактников и офицеров с целью сэкономить 160 миллиардов рублей. Другая мера, предложенная в проекте – сократить армию за 3 года на 15 процентов, тем самым сэкономив ещё 50 миллиардов рублей. Госзаказ на поставку военной техники также будет срезаться в течение трёх лет, на 100 миллиардов рублей ежегодно. Если будет урезано накопительное ипотечное кредитование для военных, что также предлагается сделать, будет сэкономлено ещё 78 миллиардов рублей.

Особенно странным представляется последнее ноу-хау от чиновников, ведь в тех условиях, в которых сейчас живут военные, они точно никогда не находились. Не стоит забывать и о достаточно скромных зарплатах, которые сейчас получают русские офицеры. Однако сокращение численности армии наряду со снижением сумм, выделяющихся в рамках госзаказов оборонной промышленности, вызывают серьёзные опасения. По сути, происходит снижение военного потенциала государства. Министерством финансов в основном руководят люди либеральной направленности, которые считают вооружённые силы России если не паразитом, то обузой, от которой было бы неплохо отказаться. Разумеется, достичь такой цели с наскока не получится. Но стремиться всё же надо, поэтому постепенное урезание финансирования – отличный способ начать процесс. С одной стороны, это мнение имеет право на жизнь, ведь Советский Союз отчасти развалился из-за того, что приходилось нести огромные расходы на поддержание военной силы государства.

Таким образом, военная реформа в Российской Федерации продолжается уже более двадцати лет и единственным видимым ее результатом стало массовое сокращение численности армии и флота. Это сокращение в большей мере определяется не внутренней логикой развития Вооруженных Сил, а возможностями государства по их финансированию, необходимостью снижения военных расходов в условиях острейшего экономического кризиса. Ощутимых достижений по другим направлениям реформы, свидетельствующих о переходе Вооруженных Сил на качественно новый уровень, практически нет. В связи с этими обстоятельствами особенно остро встают вопросы организации социальной работы с военнослужащими, вышедшими в запас, с целью их успешной адаптации в современные условиях.

1.2 Концепция социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

Концепция социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, ветеранов боевых действий, и членов их семей – это совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной и муниципальной власти, органов военного управления, общественных организаций в сфере комплексного решения социальных вопросов этой группы граждан. Концепция определяет общие положения, цели, задачи и направления решения социальных вопросов, субъекты и объекты социальной защиты, механизм и средства их реализации, ожидаемые результаты.

Актуальность концепции обусловлена:

– осуществляемыми мерами по значительному сокращению численности и состава Вооруженных Сил и особенностями военной службы в современных условиях;

– решением вопросов, связанных с интеграцией в социальную сферу граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

– нахождением граждан, уволенных с военной службы, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов их семей в сфере социального риска;

– необходимостью межведомственного взаимодействия, координации деятельности органов государственной власти Свердловской области и местного самоуправления, органов военного управления, органов внутренних дел, общественных организаций в осуществлении социальной адаптации, социальной защиты и социального обслуживания граждан, уволенных с военной службы, ветеранов боевых действий, и членов их семей;

– обеспечением гражданских прав граждан, уволенных с военной службы, ветеранов боевых действий, членов их семей, их социальной защищенности, утверждению принципов социальной справедливости.

Целью концепции является совершенствование системы межведомственного взаимодействия и координация деятельности по вопросам социальной адаптации и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, ветеранов боевых действий, членов их семей. Сокращение Вооруженных Сил породило острейшую социальную проблему, связанную с обеспечением адаптации к новым условиям жизни и деятельности уволенных военнослужащих и оказавшихся на рынке труда без должной поддержки со стороны государства.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что адаптация как процесс, представляет собой диалектическое единство основных противоположных тенденций: к самосохранению и саморазвитию, где первая, стремясь к стабильности и равновесию через приспосабливание, пытается привести состояние человека к устойчивости и неизменности, а вторая побуждает его к активности, ища всё новые задачи и способы развития. Взаимозависимость этих тенденций очевидна, так как первая закрепляет эффективные, ценные способы решения поведенческих задач, возникающих в ходе саморазвития, создавая оптимальные условия для другой тенденции - саморазвития, активно меняясь «изнутри» [31, С. 88].

Ф.Б. Березин и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности [4, С. 76].

Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Рассматривая разные стороны процесса приспособления, исследователи выделяют различные критерии адаптированности: Ф.Б. Березин - психоэмоциональное состояние [4, С. 71], А.А. Налчаджян - деловую включенность и эмоциональное самочувствие. Часто выбирают критерием адаптированности и состояние психического здоровья, где отсутствие невротических реакций и аффективной возбудимости является признаками адаптированности [26, С. 111].

Единого подхода к определению адаптации и выделению критериев на современном этапе нет. Большинство исследователей, подчеркивая комплексный характер адаптационного процесса, отмечают необходимость учета нескольких критериев. Так, например, П.С. Кузнецов использует следующие критерии адаптированности: выходные параметры деятельности; степень интеграции личности с макро- и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала и эмоциональное самочувствие (отсутствие синдрома психоэмоционального напряжения) [22, С. 8].

Таким образом, адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, в непривычные «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно.

Как отмечает Е.Н. Концова «в жизни каждого военнослужащего наступает время, когда его увольняют в запас. У каждого этот процесс проходит по-своему, но мало кому удается преодолеть его быстро и безболезненно. Так как, выйдя в запас или в отставку, бывшие военнослужащие вынуждены адаптироваться к новой, в какой-то мере им мало известной, гражданской жизни, врастать в новую для них среду, искать для себя пути трудоустройства и даже просто выживать. Между тем, это врастание в новую среду и поиск достойного для себя занятия порой длится довольно долго» [19, С. 56].

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс тесно связан с социализацией человека, и именно социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации человека. Социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, а понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Для военнослужащих, уволенных в запас, социальная адаптация особенно актуальна при переходе от военной службы к гражданской жизни [28, С. 84].

По определению, социальная адаптация – это активное формирование социального поведения, адекватного изменяющимся социальным условиям и позволяющего реализовать основные жизненные функции при существующих ресурсах индивида. Это постоянный процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, наиболее заметный в периоды кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Она тесно связана с психологической адаптацией, поэтому часто говорят о социально-психологической адаптации или рассматривают социальную и психологическую стороны адаптации [31, С. 278].

По мнению Н.Г.Осуховой, И.Г.Лотовой «сущность социальной адаптации бывших военнослужащих включает в себя такие воспитательные задачи, как включение личностных качеств в процесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды» [37, С. 116].

В.Г. Чайка выделяет основные критерии эффективности процесса социальной адаптации, которые основаны на модели организации этого процесса:

– конкурентоспособность;

– уверенность в стабильности социального благополучия;

– успешность трудоустройства;

–·закрепляемость на рабочем месте;

–·стабильность семейных отношений;

–·уровень профессиональной подготовки;

– степень удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими людьми;

– удовлетворенность работой и оплатой труда [42, С. 68].

Успешная социальная адаптация характеризуется хорошо сбалансированным соотношением между потребностями человека и требованиями социальной среды. Личность с хорошей социальной адаптивностью отличается уравновешенностью, гармоничностью, сбалансированностью самореализации с самоконтролем, что обеспечивает соблюдение общепринятых нормативных требований среды.

Показателем низкой социальной адаптации человека является его отклоняющееся поведение. При нарушении процесса адаптации могут наблюдаться такие дезадаптивные реакции, как тревожное настроение, депрессия, физические недомогания или же другие, более серьезные проявления -- невротические расстройства, алкоголизм и наркомания. Это возможные реакции на отчетливо обнаруживаемый психосоциальный стресс (каковым, например, является увольнение из армии). Расстройство, как правило, прекращается вскоре после того, как заканчивается действие стресса, или (если стресс остается) после того, как достигается новый уровень адаптации [42, С. 74].

Эффективность – конечный результат адаптации – определяется как по объективным показателям достижений, так и по субъективной удовлетворенности человека своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую он занимает. Поэтому к критериям успешности социальной адаптации относят:

– критерий, включающий конкурентоспособность, уверенность человека в своих силах, удачное трудоустройство, хорошую закрепляемость на работе, стабильность семейных отношений и уровень профессиональной подготовки, достаточный для успешного выполнения новой профессиональной деятельности;

– критерий социально-психологической комфортности отношений, определяемый степенью удовлетворенности человека отношениями в новой социальной среде, работой, зарплатой, отношениями с людьми [42, С. 78].

Результат социальной адаптации обуславливается индивидуально-психологическими особенностями человека. Социальная адаптация протекает у каждого по-своему в зависимости от биологических, физиологических, психических свойств человека. На успешность социальной адаптации во многом влияют такие свойства личности, как ригидность или гибкость, ретроспективная ценностная ориентация, жизненные планы, жизненная позиция, особенности самосознания и др. Кроме того, на процесс социальной адаптации бывших военных влияют социальные условия формирования личности (социальное происхождение, образовательный уровень) и непосредственная среда обитания (семья, близкие друзья, трудовой коллектив, неформальное окружение) [36, С. 9].

Таким образом, адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, в непривычные «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс тесно связан с социализацией человека, и именно социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации человека. Социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, а понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Для военнослужащих, уволенных в запас, социальная адаптация особенно актуальна при переходе от военной службы к гражданской жизни [28, С. 84].

Под социальной адаптацией по мнению Н.Г.Осуховой, И.П.Лотовой, В.Л. Калиничевым понимается «процесс и результат согласования человека с окружающим миром в новых для личности или группы социальных условиях (новые социально-экономические условия в обществе или ситуация перехода человека к новому виду профессиональной деятельности). В основе социальной адаптации лежит взаимодействие с существующей социальной средой, а также изменение и качественное преобразование личности человека» [28, С. 70].

В последние годы государственные и негосударственные структуры направили свои усилия на переобучение и трудоустройство уволенных в запас или отставку военнослужащих. Однако практика реализации проектов, финансируемых правительствами Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии и других стран, а также центров, действующих совместно с Всероссийским центром переподготовки офицеров, увольняемых в запас показала, что такой подход (только используя обучение и трудоустройство, и помощь в развитии предпринимательской деятельности) ошибочен. Решить проблемы этой категории граждан лишь путем переквалификации и трудоустройства невозможно.

Социальная адаптация бывших военнослужащих - это не узкий вопрос, а широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, так и духовной сферы человека.

Очевидно, что социально-психологическая адаптация военнослужащих, а особенно принимавших участие в боевых действиях, требует квалифицированной помощи, которая должна быть комплексной, учитывающей, в первую очередь, их правовой статус в обществе, необходимость выполнения специфических задач в различных условиях, в том числе с риском для жизни. Данные особенности, в свою очередь, сказываются и на членах семей военнослужащих, вследствие наличия между ними тесных связей. Поэтому, чтобы не проходить во многом мучительный процесс адаптации, многие из них пытаются выбирать профессии с максимальным риском. При этом они могут носить как социально приемлемый характер (спасатели, водолазы и т.п.), так и включаться в асоциальную среду, где их навыки могут найти применение в девиантном поведении. Около 26% бывших военнослужащих получают предложения о трудоустройстве от криминальных группировок. Бывшие военнослужащие и члены их семей с большим доверием и надеждой относятся к действующим центрам социально-психологической адаптации, что подтверждает опыт работы данных центров. Люди, посвятившие лучшие годы своей жизни военной службе, сознательно принявшие на этот период ряд ограничений в общегражданских правах, связанных, в частности, с выбором места жительства, свободой передвижения, возможностью заниматься предпринимательством, гарантией личной безопасности, получают после увольнения в запас более слабые стартовые условия для налаживания гражданской жизни, чем их ровесники, не служившие в армии.

Социально-психологическую адаптацию и реабилитацию военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, уволенных с военной службы затрудняют следующие факторы:

– их неконкурентоспособность в гражданском обществе;

– особенности личности, сформировавшейся в условиях военной службы;

– изменение ролевого статуса часто в сторону понижения;

– внутренние психологические барьеры, военная направленность их образования.

К тому же осуществление комплексных мероприятий по адаптации и реабилитации военнослужащих затруднено из-за сложившейся в России социально-экономической ситуации. Государству сегодня не по силам обеспечивать финансовыми средствами выполнение взятых на себя обязательств по социальной защите военнослужащих и членов их семей. Недостаточно средств на достойное денежное довольствие военнослужащих, строительство жилья, на оказание им адресной социальной поддержки.

Уволенные с военной службы офицеры – это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной и физической подготовкой, содержание которой во многом родственно деятельности гражданских специалистов. Во время службы они получили опыт эксплуатации сложной современной техники, решения задач в сфере операторской деятельности, в структурах управления, выполнение различных хозяйственных задач и т.д. Абсолютное большинство из них еще нуждается в активной профессиональной деятельности и способно, по свои деловым и нравственным качествам, принести значительную пользу обществу.

Однако, как показывает опыт, ситуация на рынке труда складывается для бывших военнослужащих далеко не благополучно. Впервые в истории России сокращение Вооруженных Сил осуществляется в условиях перехода страны от плановой экономики с ее системой гарантированной занятости населения к экономике рыночной, со свободным рынком труда и неизбежным ростом безработицы.

Многие учреждения, предприятия, отрасли хозяйствования стоят перед необходимостью значительного сокращения штата своих сотрудников. При нарастающем сокращении персонала (в особенности административно-руководящих должностей) предприятия не заинтересованы нанимать новых работников, а предпочитают оставлять своих специалистов, перемещая их по рабочим местам и вкладывая средства в их переподготовку. В этих условиях военнослужащим, уволенным в запас, не имеющим опыта трудовой деятельности в гражданской сфере, а также отягощенных потерей личностного статуса и деформацией личности, вследствие участия в боевых действиях, особенно сложно найти работу.

Хотелось бы обратить внимание на положительные аспекты и критерии, учитывая которые можно реально способствовать трудоустройству военнослужащих:

– профессиональная пригодность, в соответствии с военным профессиональным образованием, признанным в гражданской области и представляющим интерес для использования на гражданском рынке труда;

– общие особенности военнослужащих: ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность.

Инфекции, психосоматические заболевания, психические травмы, боевые ранения надолго ухудшают психологическое состояние бывших военнослужащих и неблагоприятным образом сказываются на социально-психологической адаптации, на вхождении их в полноценную гражданскую жизнь. Как было сказано выше, огромную долю участия требуют военнослужащие, прошедшие «горячие точки»; уволенные в запас офицеры, члены семей, родители тех мужчин которые отслужили в армии. Круг вопросов, затрагиваемых в работе с ними различный, но объединяет их один фактор – война.

Психоэмоциональные расстройства, вызванные травмами (контузиями, ранением различного характера), боевые условия, потеря друзей, весь ужас войны позволяет говорить о существовании посттравматического стрессового синдрома. В течение многих месяцев и даже лет после психотравмирующей ситуации эти люди отличаются нервно-психической неустойчивостью, немотивированными колебаниями настроения, излишней вспыльчивостью, нарушениями сна, сопровождающимися кошмарами, устойчивым стремлением избегать всего, что напоминает о травме. Их переживания, боль, неадекватное поведение проходят перед глазами близких людей. И зачастую, семья не знает, как справиться с проблемой, вставшей перед ней. Горький опыт воевавших также горек и для тех, кто с ними рядом в обычной, не военной жизни.

У офицеров, уволенных в запас, в основном отмечается состояние дискомфорта, повышается уровень тревожности, склонность к конфликтам (из обращений жен офицеров), что в основном и порождает проблемы в области переобучения и трудоустройства. По их словам, раньше «всегда была чётко определена задача», а сейчас «пугает неизвестность». Военнослужащие (1979, 1980 г.р.), вернувшиеся из Чечни в августе 2000 года – в основном находятся в состоянии глубокой депрессии, у них отмечается высокий уровень нервно-психической напряжённости, неспособность контролировать свои эмоции, ощущение беспомощности, но с пониманием того, что так жить нельзя. Они чувствуют, что им необходимы контакты, общение, но это пугает их. Постоянно страшит будущее. В работе с этой категорией, необходимо использовать семейное консультирование. Беседы с матерями, женами, невестами выстраиваются по схеме осознания ими проблематики как их близких, так и их Инфантилизм, наркотическая или алкогольная зависимость, пассивное восприятие мира, а с другой стороны проявления внезапной агрессии – вот краткий перечень всего, с чем приходится сталкиваться психологам в работе с ними.

В решении всего спектра вопросов, связанных с выше перечисленным, лучшим для общества и для каждого из нас в отдельности является готовность понять, а значит, и помочь военнослужащим, испытавшим сложности военной жизни.

Исходной нормативной правовой основой Концепции является положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, определяющее Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это конституционное положение ставит социальную защиту граждан центральной проблемой государства, предусматривает развитие системы социальных служб, декларирует гарантии социальной защиты.

Неотъемлемым компонентом системы социальной защиты является социальная адаптация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Социальная адаптация военнослужащих — это деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы

Основные задачи социальной адаптации военнослужащих:

– планирование и осуществление мероприятий, направленных на смягчение социально-экономических и общественно-психологических последствий, связанных с увольнением военнослужащих и их социальной адаптацией;

– снижение социальной напряженности в местах размещения воинских формирований и проживания граждан, уволенных с военной службы;

– создание условий и возможностей для получения образования, переподготовки и трудоустройства;

– разработка предложений по совершенствованию законодательства о правах, льготах и социальных гарантиях военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

– совершенствование механизмов и институтов социальной адаптации военнослужащих.

Успешное достижение целей и решение задач социальной адаптации зависит от глубокого знания и умелого применения специфических принципов социальной адаптации, отражающих объективные закономерности деятельности по подготовке военнослужащих к новым условиям жизни после увольнения с военной службы. К ним, прежде всего, относятся:

– гуманизм и законность;

– адресность и предметность;

– тесное взаимодействие органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления и общественных объединений;

– комплексное использование политических, экономических, социальных, правовых и иных мер; связь с государственным и военным строительством; целостный подход к человеку как объекту социальной адаптации, учет его меняющихся потребностей, интересов, ценностных ориентации.

Объектом социальной адаптации выступают военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.

Субъектом социальной защиты являются органы и должностные лица, предназначенные осуществлять эту деятельность.

В соответствии с положением статьи семь Федерального закона «Об обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Центральное место в системе социальной адаптации занимают социальные службы, предназначенные для непосредственной работы по социальной поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, социальной адаптации.

В систему социальных служб, осуществляющих социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, входят:

– государственная система социальных служб; муниципальная система социальных служб;

– предприятия и учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию.

Основными условиями эффективности предлагаемой системы социальной адаптации военнослужащих являются согласованность деятельности всех органов системы, тесное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями и их социальными службами.

В Вооруженных Силах социальную защиту и социальную адаптацию военнослужащих, увольняемых с военной службы, осуществляют:

– командиры (начальники), другие должностные лица;

– органы военного управления;

– военные комиссариаты;

– органы воспитательной работы;

– юридическая служба Вооруженных Сил, органы военной прокуратуры, военные суды;

– военно-учебные заведения;

– органы и учреждения всех видов обеспечения личного состава;

– общественные объединения.

В целом работа по обеспечению социальной адаптации военнослужащих Вооруженных Сил организуется Министерством обороны. В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны обеспечивает социа᠋л᠋ь᠋н᠋у᠋ю᠋ з᠋а᠋щ᠋и᠋т᠋у᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋с᠋л᠋у᠋ж᠋а᠋щ᠋и᠋х᠋, г᠋р᠋а᠋ж᠋д᠋а᠋н᠋ Р᠋о᠋с᠋с᠋и᠋й᠋с᠋к᠋о᠋й᠋ Ф᠋е᠋д᠋е᠋р᠋а᠋ц᠋и᠋и᠋, у᠋в᠋о᠋л᠋е᠋н᠋н᠋ы᠋х᠋ с᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋й᠋ с᠋л᠋у᠋ж᠋б᠋ы᠋, и᠋ ч᠋л᠋е᠋н᠋о᠋в᠋ и᠋х᠋ с᠋е᠋м᠋е᠋й᠋.

О᠋р᠋г᠋а᠋н᠋и᠋з᠋а᠋ц᠋и᠋ю᠋ п᠋е᠋р᠋е᠋п᠋о᠋д᠋г᠋о᠋т᠋о᠋в᠋к᠋и᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋с᠋л᠋у᠋ж᠋а᠋щ᠋и᠋х᠋, у᠋в᠋о᠋л᠋ь᠋н᠋я᠋ю᠋щ᠋и᠋х᠋с᠋я᠋ (у᠋в᠋о᠋л᠋е᠋н᠋н᠋ы᠋х᠋) с᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋й᠋ с᠋л᠋у᠋ж᠋б᠋ы᠋, и᠋ ч᠋л᠋е᠋н᠋о᠋в᠋ и᠋х᠋ с᠋е᠋м᠋е᠋й᠋ н᠋а᠋ г᠋р᠋а᠋ж᠋д᠋а᠋н᠋с᠋к᠋и᠋е᠋ п᠋р᠋о᠋ф᠋е᠋с᠋с᠋и᠋и᠋ о᠋с᠋у᠋щ᠋е᠋с᠋т᠋в᠋л᠋я᠋е᠋т᠋ Г᠋л᠋а᠋в᠋н᠋о᠋е᠋ у᠋п᠋р᠋а᠋в᠋л᠋е᠋н᠋и᠋е᠋ к᠋а᠋д᠋р᠋о᠋в᠋ М᠋и᠋н᠋и᠋с᠋т᠋е᠋р᠋с᠋т᠋в᠋а᠋ о᠋б᠋о᠋р᠋о᠋н᠋ы᠋ Р᠋о᠋с᠋с᠋и᠋й᠋с᠋к᠋о᠋й᠋ Ф᠋е᠋д᠋е᠋р᠋а᠋ц᠋и᠋и᠋.

В᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋-у᠋ч᠋е᠋б᠋н᠋ы᠋е᠋ з᠋а᠋в᠋е᠋д᠋е᠋н᠋и᠋я᠋ о᠋с᠋у᠋щ᠋е᠋с᠋т᠋в᠋л᠋я᠋ю᠋т᠋ п᠋о᠋д᠋г᠋о᠋т᠋о᠋в᠋к᠋у᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋ы᠋х᠋ к᠋а᠋д᠋р᠋о᠋в᠋ в᠋ о᠋б᠋л᠋а᠋с᠋т᠋и᠋ с᠋о᠋ц᠋и᠋а᠋л᠋ь᠋н᠋о᠋й᠋ а᠋д᠋а᠋п᠋т᠋а᠋ц᠋и᠋и᠋, о᠋р᠋г᠋а᠋н᠋и᠋з᠋у᠋ю᠋т᠋ п᠋е᠋р᠋е᠋п᠋о᠋д᠋г᠋о᠋т᠋о᠋в᠋к᠋у᠋ у᠋в᠋о᠋л᠋ь᠋н᠋я᠋е᠋м᠋ы᠋х᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋с᠋л᠋у᠋ж᠋а᠋щ᠋и᠋х᠋, у᠋ч᠋а᠋с᠋т᠋в᠋у᠋ю᠋т᠋ в᠋ н᠋а᠋у᠋ч᠋н᠋о᠋-и᠋с᠋с᠋л᠋е᠋д᠋о᠋в᠋а᠋т᠋е᠋л᠋ь᠋с᠋к᠋о᠋й᠋ р᠋а᠋б᠋о᠋т᠋е᠋ и᠋ р᠋е᠋ш᠋е᠋н᠋и᠋и᠋ п᠋р᠋о᠋б᠋л᠋е᠋м᠋ с᠋о᠋ц᠋и᠋а᠋л᠋ь᠋н᠋о᠋й᠋ а᠋д᠋а᠋п᠋т᠋а᠋ц᠋и᠋и᠋ и᠋ т᠋р᠋у᠋д᠋о᠋у᠋с᠋т᠋р᠋о᠋й᠋с᠋т᠋в᠋а᠋ г᠋р᠋а᠋ж᠋д᠋а᠋н᠋, у᠋в᠋о᠋л᠋е᠋н᠋н᠋ы᠋х᠋ с᠋ в᠋о᠋е᠋н᠋н᠋о᠋й᠋ с᠋л᠋у᠋ж᠋б᠋ы᠋.

Определенный вклад в решение задач социальной адаптации должны вносить общественные объединения. Они осуществляют защиту консолидированных интересов достаточно больших социальных групп личного состава, создают дополнительные возможности, условия и гарантии обеспечения социальной адаптации.

В качестве основных элементов системы социальной адаптации и переподготовки военнослужащих выступают:

– координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

– советы по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в видах Вооруженных Сил, военных округах и на флотах;

– всероссийский центр социальной адаптации военнослужащих; главные центры социальной адаптации военнослужащих видов Вооруженных Сил;

– центры социальной адаптации военнослужащих военных округов, флотов;

– отделения центров социальной адаптации военнослужащих в военных городках, гарнизонах;

– справочноонсультационные пункты в воинских частях и гарнизонах;

– учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас.

Предлагаемая Концепция создает основу для объединения существующих и создаваемых компонентов социальной адаптации в единую управляемую структуру.

Координация работы федеральных органов исполнительной власти осуществляется Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Координационный совет по социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей готовит предложения рекомендательного характера для Федерального Собрания и других органов государственной власти по совершенствованию системы социальной адаптации военнослужащих. Он участвует в разработке проектов федеральных и региональных программ социальной защиты военнослужащих, в том числе с участием зарубежных партнеров, запрашивает и получает от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую информацию, создает из специалистов заинтересованных организаций временные рабочие группы для проведения экспертиз и научных исследований.

Организационноехническое обеспечение работы Координационного совета осуществляется Отделом организационным и комплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Функции и сфера деятельности советов по социальной адаптации военнослужащих в видах Вооруженных Сил и военных округах аналогичны функциям и задачам Координационного совета применительно к своим уровням военного управления.

Учебные центры переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, находящиеся в ведении Министерства обороны, призваны обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих.

В решении проблем социальной защиты военнослужащих Всероссийский центр социальной адаптации взаимодействует с Министерством труда и социального развития, Министерством образования Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями.

1.3 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Обзор литературы показывает, что новые экономические, социальные и политические условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей, формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни. Среди них выделяют следующие:

Во-первых, часто безуспешный поиск работы в соответствии с квалификациейередко узкопрофильной), полученной в военном вузе, и навыками, приобретенными в процессе службы. Как следствие этого, весьма вероятным становится их трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск возможностей для случайных и эпизодических заработков.

Воторых, тесно связанная с предыдущей проблема профессиональной переподготовки по новым специальностям в соответствии со спросом рыночной экономики. Здесь бывшие офицеры и прапорщики, осевшие после увольнения в запас и отставку в крупных городах, и вынужденные обустраиваться на периферии находятся в неравном положении: если у первых всеаки есть хоть какойо выбор вариантов, то вторым приходится довольствоваться первой попавшейся возможностью для переучивания, а некоторые из них лишены и этого.

Вретьих, обеспечение жильем. Если для уволенных в запас кадровых военнослужащих, выслуживших установленные срокиолее 10 лет), эта проблема, в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих», может быть решена через органы местного самоуправления, то для остальных жилищная неустроенность часто становится непреодолимым препятствием к нормальной жизни. Более того, темпы ввода жилья для этой категории граждан составляют 10 - 15 % от темпов роста нуждающихся в жилье (по данным Министерства обороны РФ, на конец 2010 года бесквартирными являлись 164 000 семей граждан, уволенных с военной службы).

Ветвертых, увольнение с военной службы несет для человека отрицательный психологический заряд. Это связано с тем, что служба в армии выступала для него как фактор гарантированной занятости, получения денежного содержания, социальных льгот и гарантий. Кроме этого, она нередко рассматривалась как постоянный служебный рост, карьера, повышение социального статуса, что в гражданских условиях не всегда является обязательным элементом профессиональной деятельности. Отсутствие возможностей для реализации своих возможностей в этих направлениях приводит к нарастанию ощущения уязвимости, беспокойства в настоящем и высоком уровне неуверенности в будущем.

По мнению Беготь, Н. Семенец «все это выводит на комплекс проблем психологической адаптации и реабилитации военнослужащих запаса. Трудности адаптационного периода могут способствовать обострению семейных конфликтов и распаду семей, развитию невротических и психосоматических расстройств, алкоголизма и наркомании, приводят к самоубийствам. Постоянно растет количество офицеров запаса, нуждающихся в помощи со стороны специалистов. По данным военных социологов, 82 % кадровых военных после увольнения нуждаются в специальной социальной помощиристов, консультантов служб занятости, психологов и других). Примерно 15-20 % считают, что вообще не смогут приспособиться к новой жизни и потому нуждаются в психической коррекции» [15, С. 64].

Фактором реальной жизни является уволенный из Вооруженных сил военнослужащий, предоставленный самому себе, оставленный один на один со свалившимися на него заботами. Даже такая, казалось бы, нехитрая операция, как оформление пенсии, занимает нередко срок в полгода и более. В связи с этим многие испытывают растерянность, граничащую в некоторых ситуациях с отчаянием. Главными эмоциональными состояниями кадровых военнослужащих запаса, по данным военных социологов, выступают раздражение и досада, нервозность, беспокойство, подавленность, а также имеют место безнадежность, упадок сил, отсутствие интереса. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др.

Исследования Н. Кравченко показывают, что «пути самостоятельного решения этих проблем не отличаются разнообразием. Среди тех, кто считает, что преодолели труднос