8582

Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница

Доклад

Логика и философия

Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница. Рационалистическая философия Р. Декарта. Рене Декарт (1596) - французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции. Исходной точкой в концепции Декарта является сомнен...

Русский

2013-02-15

33 KB

11 чел.

Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница.

Рационалистическая философия Р. Декарта.

Рене Декарт (1596—1650) — французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции.

Исходной точкой в концепции Декарта является сомнение. Позиция Декарта состоит в том, что истинность какого-либо положения можно проверить, лишь поставив его под сомнение. В этой позиции, впрочем, есть очень рациональное зерно: только то знание может считаться абсолютно истинным, которое нельзя поставить под сомнение. Другими словами, сомнение оказывается для Декарта способом достижения истины: Декарт полагал, что только путем постановки под сомнение любого знания, которое уже имеется, можно дойти до основ, которые могут служить отправной точкой для любых дальнейших рассуждений, поскольку первый принцип, базис для всего знания, не подлежит сомнению. В этом выразился антитрадиционализм Декарта, полагавшего, что только освобождение от традиции может открыть новые возможности для познания и науки.

На первом этапе, по его мнению, следует поставить под сомнение все, что возможно: любые догмы, авторитеты церкви и философии и даже собственное существование.

В результате постановки всего под сомнение, Декарт приходит к выводу, что любому сомнению есть предел, и предел этот — само мышление. Лишь сомневающееся Я нельзя поставить под сомнение. Это положение Декарт кладет в основу своей философии, полагая, что именно она может претендовать на роль незыблемого, наиболее прочного основания. На этом основании Декарт пришел к выводу, что источником достоверности всякого познания, является мыслящее Я.

Декарт сформулировал четыре принципа, без соблюдения которых можно достигнуть достоверного знания:

«Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье — придерживаться относительного порядка мышления, начиная с предметов более простых и наиболее легко познаваемых и восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».

Весь мир Декарт подразделяет на два вида субстанций — духовные и материальные. Связующим звеном между материальными и духовными субстанциями служит бог. Именно он является причиной движения в природе и источником законов, по которым она существует. Субстанцию (или, на языке того времени, вещь) Декарт определяет как нечто, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Однако подлинной субстанцией является только бог.

Рационалистическая философия Лейбница.

Лейбниц находился под сильным влиянием идей Декарта, хотя и не был удовлетворен ни дуалистическими представлениями последнего, ни пантеистическим решением Спинозы, который отождествлял с богом все сущее. В системе Декарта и в системе Спинозы Лейбница не удовлетворяло главным образом то, что субстанция у них являются протяженной. Лейбниц полагал, что протяженность не может быть атрибутом субстанции, поскольку протяженность заключает в себе множественность и поэтому может принадлежать только совокупности субстанций; каждая единичная субстанция должна быть непротяженной.

Лейбниц полагал, что в мире существуют единичные вещи — монады. Монада проста, то есть представляет собой элементарную, неделимую сущность. А следовательно, она не является чем-то материальным: любое материальное тело можно делить до бесконечности.. Сущность монады, с точки зрения Лейбница, заключается в деятельности, которая сводится к представлению (восприятию) и стремлению.

К монадам Лейбниц относит субстанциональные формы (неодушевленные предметы), души (сущности, обладающие чувством, но не обладающие разумом) и духи (сущности, обладающие разумом). Это могло бы показаться абсурдным, так как получается, будто любой предмет имеет душу. Эту проблему Лейбниц решает, вводя в свою концепцию идею бессознательных представлений. Монады переживают определенные внутренние состояния, однако эти внутренние состояния могут быть как сознательными, так и бессознательными. Бессознательные состояния, по Лейбницу, становятся осознанными лишь в том случае, когда их количество достигает определенного уровня: точно так же, как любой шум" представляет собой совокупность множества «мелких» шумов.

Лейбниц рассматривает монаду по аналогии с человеческой душой. Постичь ее можно лишь разумом, поскольку чувствами монада не воспринимается. Деятельность монады проявляется в постоянной смене внутренних состояний, аналогичной той, которая происходит в человеческой душе. Мир Лейбница — это одушевленный мир, и там, где мы привыкли видеть лишь неодушевленное вещество, на самом деле имеется множество живых монад.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51775. Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе 116.5 KB
  Длительность урока колеблется от 30 45 мин до трех и более часов. План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей в которых решают различные задачи. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока подготовленности занимающихся условий проведения и т. Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока.
51777. Розвиток української мови 59.5 KB
  Мета: ознайомити з історичними етапами розвитку української мови; з тенденціями розвитку української мови зокрема її лексичного складу в наші дні; виховувати повагу й любов до української мови як державної та материнської виховувати патріотизм; розвивати увагу логічне й образне мислення удосконалювати навички роботи з підручником збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів. Науковці стверджують що протягом десятиріччя словниковий склад мови змінюється приблизно на 25. Із поверненням суспільства до національних традицій...
51780. Загальна характеристика розвитку культури та літератури XIX ст., стильове розмаїття літератури. Реалізм як напрям у світовій літературі 2.76 MB
  Тип уроку: комбінований. Гі де Мопассан ХІД УРОКУ I. Гі де Мопассан: Розрадьте мене; утіште мене; дайте мені помріяти; розчульте мене; дайте мені змогу здригнутися; дайте мені змогу поплакати; дайте мені привід для роздумів звернення до епіграфа уроку. Оголошення теми й мети уроку IV.
51781. ВИТОКИ ДЖАЗУ 530 KB
  Джексон переконатись яку важливу роль у житті людей відіграє естрадна музика; пояснити учням значення понять спірічуелс блюз джаз імпровізація;. розвивати вокально – хорові навички зокрема навички кантиленного співу відчуття ритму слухацьку уяву; розвивати інтерес до творчості зірок російської естради; виховувати естетичний смак учнів; розвивати інтерес учнів до легкої музики зокрема джазової ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНЦІЙ: ТВОРЧОЇ МУЗИЧНОЇ ЖИТТЄВОЇ МУЗИЧНИЙ...
51782. Сучасний випускник школи – сформована особистість 36 KB
  Сучасний випускник школи – сформована особистість Учительська професія – це людинознавство постійне безперервне проникнення у складний духовний світ людини. Основні характерологічні орієнтири особистості випускника Вільна особистість. Особистість що має високий рівень самосвідомості громадянськості та самодисципліни. Така що поважає себе усвідомлює свою цінність та цінність іншої особистості здатна нести відповідальність перед собою та суспільством Гуманна особистість – проявляє милосердя доброту здатність до...