8585

Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма

Доклад

Логика и философия

Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма. Субъективный идеализм Беркли. Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает иде...

Русский

2013-02-15

33 KB

209 чел.

Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма.

Субъективный идеализм Беркли.

Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого  знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом».

В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи  первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество, особенно после трудов Декарта, завоевавших всеобщее признание, и есть протяженность тел. Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение. Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями.

Итак, восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно  быть одинаковым. Но очевидно, что дело обстоит иначе. Желание  объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, - всего лишь «фантазия» или «каприз».

Так же ошибкой было бы полагать, что связь, объединяющая зрительные впечатления с осязательными ощущениями, относится если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. Как считает Беркли, Связь меду разными типами ощущений  относится к области логики и объективности: это только вопрос опыта. Только человеческая душа устанавливает связь между «подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые для поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение – это инструмент для сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между разными классами ощущаемых отображений и рассмотрим их соответственно сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что сделан первый шаг в построении реальности».

Агностицизм Юма.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Юм толковал образование сложных идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.

С убеждением Юма в причинном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии — учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Юм решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на неё.

Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма, Юм использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть «... связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...». Критика духовной субстанции перерастала у Юма в критику религиозной веры, которой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную религию».

Агностицизм - это наиболее точное определение основного содержания философии Юма. Отклонение от агностицизма в "Трактате о человеческой природе", выразившееся в построении догматической схемы духовной жизни человека, было предпринято Юмом не с целью поколебать агностицизм, но, наоборот, с целью реализовать вытекающие из него рекомендации. А они состояли в отказе от попыток проникновения в объективную реальность и в познавательном скольжении по поверхности явлений, т. е. в феноменализме. По сути дела, это лишь иное название для агностицизма Юма, но рассматриваемого как метод


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27580. Государственная измена 30 KB
  Предметом государственной измены являются сведения составляющие государственную тайну. Перечень сведений составляющих государственную тайну совокупность категорий сведений в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке установленных федеральным законодательством. Объективная сторона состоит в государственной измене которая включает в себя следующие альтернативные действия: шпионаж передача собирание похищение или хранение в целях передачи иностранному государству...
27582. Грабеж и его признаки 35.5 KB
  Понятие насильственного грабежа его отличие от разбоя ст. Объект грабежа 161 отношения собственности при квалифицирующих признаках грабежа появляется дополнительный факультативный объект телесная неприкосновенность потерпевшего. Кроме того следует учитывать момент окончания этих преступлений материальный состав грабежа предполагает завладение чужим имуществом тогда как состав разбоя нет. При разграничении разбоя и грабежа важен и способ действия виновного применение ОРУЖИЯ или предметов используемых в качестве оружия всегда...
27583. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона и её пределы. Действие уголовного закона в пространстве, его принципы (территориальный, гражданства, реальный, универсальный). Выдача лиц, совершивших преступление 42 KB
  Уголовный закон это нормативноправовой акт принимаемый высшими органами государственной власти и состоящий из взаимосвязанных норм определяющих основания и принципы уголовной ответственности а также какие деяния признаются преступлениями порядок назначения наказания за их совершение либо в определенных случаях указывающих условия для освобождения от уголовной ответственности и наказания. Законом усиливающем наказание является закон вводящий в санкцию статьи Особенной части более суровый вид наказания чем был предусмотрен. Усиление...
27585. Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК). Заведомо ложный донос (ст. 306 УК) и его отличие от клеветы (ст. 129 УК) 30.5 KB
  Объективная сторона данного преступления выражается в том что названные в ч. Комментируемое деяние становится квалифицированным если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Круг субъектов данного преступления определен в самой норме это свидетель потерпевший эксперт специалист и переводчик. Подозреваемый обвиняемый и подсудимый не могут быть привлечены к ответственности Субъективная сторона этого преступления характеризуется только прямым умыслом.
27587. Задачи и функции (охранительная и регулятивная) уголовного права. Принципы уголовного права 29 KB
  Задачи и функции охранительная и регулятивная уголовного права. Принципы уголовного права. Задачи уголовного права сформулированы в ст. Задачи уголовного права реализуются в процессе осуществления основных функций данной отрасли законодательства 1 Предупредительная регулятивная функция заключается в установлении наказания тем самым предупреждая граждан об ответственности в случае совершения преступления.