8587

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля

Доклад

Логика и философия

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в ...

Русский

2013-02-15

31.5 KB

57 чел.

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом; а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в мышлении человека адекватно (тождественно) отражается объективная действительность, то его справедливо следует назвать идеалистом объективным. Систему своего мировоззрения Гегель изображает в виде развития Мирового (Абсолютного) Духа, которое осуществляется на трех уровнях: в Логике, в Природе и в Мышлении. В сжатом виде эта система изложена им в трехтомной "Энциклопедии философских наук", которая была издана еще в 1817 году.

В первой части своей философской системы Гегель показывает развитие Мирового Духа в "стихии чистого разума", - в системе логических категорий. При этом Гегель поддает резкой критике "Метафизическую" (формальную) логику, противопоставляя ей свою Логику - Логику диалектическую. Логика Гегеля состоит из трех разделов: Бытие, Сущность и Понятие.

В разделе о Бытии он освещает категории Качества, Количества и Меры. При этом он развивает свое учение о взаимопереходе количества и качества, о процессе становления, о скачках в процессах развития, - учение, без которого невозможно ни познавать действительность, ни взаимоприспосабливаться с ней. Борьба между противоречиями ведет к объединению противоположных сторон и образованию нового состояния (синтез, объединение), которое в свою очередь тоже начинает движение, развитие по схеме: тезис - антитезис - синтез; тезис - антитезис - синтез, плюс - минус - сравнение... Так создаются знаменитые триады категорий в философской системе Гегеля.

В разделе о Сущности Гегель рассматривает содержание категории Сущность саму по себе (как тезис) и как единство в ней Явления и Действительности. В противовес кантовскому противопоставлению феномена и ноумена Гегель доказывает, что "Сущность является, а явление - существенно". В завершение раздела он рассматривает логическое содержание и взаимопереход категорий: случайность и необходимость; возможность и действительность; причина, следствие и взаимодействие; случайность и закономерность.

В заключительном, третьем, разделе о Понятии Гегель рассматривает категории Субъективного (Понятие, Суждение, Умозаключение), Объективного (Механизм, химизм и телеология) и Абсолютного (Искусство, Религия, Философия). Впоследствии Гегель проблемам Объективного и Абсолютного понятий посвятил ряд отдельных произведений.

Кроме раздела в "Энциклопедии философских наук", проблемам философии природы Гегель посвятил отдельную работу, которая так и называлась "Философия природы". Для него природа есть прежде всего "идея в форме инобытия". Рассмотрение природы Гегель начинает с определения наиболее абстрактных её категорий -Пространства, Времени и Движения.

В соответствии со своими "Триадами", Гегель в природе усматривает три ее стороны: Механику, Физику и Органику. Любой из этих разделов работы имеет тройственную структуру. Так, органическая жизнь включает в себя: Геологическую природу, Растительный мир и Животный мир.

Третья часть философской системы Гегеля посвящена Мировому Духу, который от сферы Природы поворачивается к самопознанию самого себя, то есть - к постижению себя в сознании человека и общества. Гегель твердит, что Абсолютная истина Абсолютного духа проявляется в религии в виде мифов, потом в искусстве - в художественных образах и в конце концов наиболее адекватно "в сфере чистого мышления" - в философии, в частности - в гегелевской философии Абсолютного Идеализма.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

Энгельс, основываясь на учении Гегеля сформулировал три закона диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей

2) Закон перехода количества в качество

3) Закон отрицания отрицания

Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая система удерживается в равновесии противоборством двух противоположных сил. Если равновесие нарушается и одна из сил удерживает верх, то исчезновение проигравшей силы означает не одиночество победителя, появление новой пары.

Закон перехода количества в качество. Малые изменения не приводят к смене систем. Это количественные изменения. Большие - приводят к смене систем. Это качественные изменения. Грань между первыми и вторыми не всегда заметна, но она существует.

Закон отрицания отрицания. Одна система сменяется другой, другая третьей. В новых системах проявляются некоторые черты старых систем, казалось бы, исчезнувшие навсегда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23457. Красные партизаны Украины 1941-1944 3.2 MB
  На обложке: Целлюлознобумажная фабрика сожжённая партизанами соединения им. Коротченко в верхнем ряду второй слева с партизанами Тернопольского соединения им. Соединения партизан которые посылали в эти регионы чтобы они с помощью агитации получали поддержку выслеживались и уничтожались 11. ИЗ ОПЕРАТИВНОГО ОТЧЁТА КОМАНДИРА СУМСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ С.
23458. Муса Джалиль 60 KB
  2002 Залилов Джалиль Муса Мустафович 15. Мир и мировая литература знает много поэтов обессмертивших свои имена неувядаемой славой но таких как поэтгерой Муса Джалиль увековечивших свое имя и бессмертными творениями и смертью которая сама является подвигом не так уж много. Вот они: великий Байрон славный поэт Венгрии Петефи герой Юлиус Фучик и наконец Муса Джалиль .
23459. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК: ИЗУЧИТЬ ЛЕГКО! 866.5 KB
  Несколько слов о терминологии. В настоящей книге используется немало словтерминов лингвистического характера как падежные формы залог категория притяжательности которые многим напомнят уроки русского языка в школе. От терминов к сожалению не убежать если хочешь быть однозначным в своих пояснениях. И вместо того чтобы сказать: моя книга – минем китабым если дословно: минем китап – но это стилистическая ошибка можно сказать китап минеке или просто добавить –мын м ым в конце в виде суффикса т.
23460. ТАТАРСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ НОВЫХ СЛОВ И НОВЫХ 1.21 MB
  средства банка аграрчы аграр мґсьґлґлґр белгече аграрник агрегатчы агрегатлар ыючы кйлґче ремонтлаучы эшче агрегатчик агреман бер ил хїкємґтенеј икенче дипломатия вґкилен кабул итґргґ ризалык белдерєе агреман агрикультура агрикультура агнийога йоганыј индус фґлсґфи системасыныј бер тїре агнийога агробизнес авыл хуќалыгы сґнґгате агробизнес агробиоценоз кеше хезмґтлеге нигезендґ барлыкка килгґн семлеклґр ґнлеклґр ыелмасы агробиоценоз агролицей агролицей агрология авыл хуќалыгы эшлґренґ бґйле рґвештґ туфрак єзгґрешлґрен...
23461. Грамматика татарского языка 255 KB
  Так в татарском языке имеются индийские китайские финноугорские заимствования относящиеся к эпохе общетюркского состояния. После Октябрьской революции заимствования стали проникать в татарский язык через письменный язык и поэтому пишутся и произносятся как и в русском языке: армия балет герой завод кинотеатр колхоз консерватор начальник председатель революция резерв секретарь совет совхоз авторучка ваучер чек акция рейтинг и т. Через русский язык заимствуются и слова из западноевропейских языков в тех же значениях и...
23462. Просто и легко о татарском языке. Что такое грамматика 362.5 KB
  Просто и легко о татарском языке Что такое грамматика Грамматика – это правила. Если у человека плохо с грамматикой то он путает род имен существительных и выстраивает слова не связывая их по принятым в языке законам: моя твоя не понимай – яркий пример того что человек не владеет русской грамматикой. Но он говорит на этом языке а ты не можешь. Итак: Самое главное в татарском языке Итак в чем же особенности грамматики татарского языка Чем он отличается от русского в своих правилах.
23463. Татарский язык на рубеже веков 36 KB
  АН РТ доктор филологических наук Казань Как известно татарский язык наряду с английским китайским индийским испанским немецким и другими языками был признан ЮНЕСКО одним 14 развитых и широко употребляемых языков мира. Будучи близок к тюркским языкам с древней письменностью он обнаруживает сходство также и с тюркскими языками Алтая. А ведь на тюркских языках разговаривают судя по некоторым данным более 250 миллионов человек В формировании татарского народа приняли участие несколько этнических компонентов групп. Поэтому...
23464. Русско-литовско-польский разговорник 1.77 MB
  Жегнайче Простите Atleiskite атляйскитя Proszę mi wybaczyć Проше ми выбачычь Извините Atsipraau атсипрашау Przepraszam Пшепрашам Спасибо Ačiu ачу Dzieńkuję Дзенькуе Пожалуйста Praom прашом Proszę Проше Помогите пожалуйста. прашом падети Proszę o pomóc. Проше о помуц Передайте пожалуйста Praom perduoti прашом пярдуоти Proszę przekazać Проше пшеказачь Скажите пожалуйста Praom pasakyti прашом пасакити Proszę mi powiedzieć Проше ми поведзечь Будьте здоровы. Сакикитя лечау Proszę mówić wolniej.
23465. Личные местоимения 199.5 KB
  Слоговое приращение augmentum syllabicum представляет собой гласный ἐ10 который помещается перед основой начинающейся с согласного звука: παιδεύω я воспитываю – impf. Глаголы начинающиеся с ρ при добавлении приращения удваивают этот согласный: ῥίπτω я бросаю – impf. Девять глаголов принимают приращение εἰ вместо ἐ: ἐθίζω я приучаю – impf. εἴθιζον я приучал ἕλκω я тащу – impf.