8587

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля

Доклад

Логика и философия

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в ...

Русский

2013-02-15

31.5 KB

62 чел.

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом; а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в мышлении человека адекватно (тождественно) отражается объективная действительность, то его справедливо следует назвать идеалистом объективным. Систему своего мировоззрения Гегель изображает в виде развития Мирового (Абсолютного) Духа, которое осуществляется на трех уровнях: в Логике, в Природе и в Мышлении. В сжатом виде эта система изложена им в трехтомной "Энциклопедии философских наук", которая была издана еще в 1817 году.

В первой части своей философской системы Гегель показывает развитие Мирового Духа в "стихии чистого разума", - в системе логических категорий. При этом Гегель поддает резкой критике "Метафизическую" (формальную) логику, противопоставляя ей свою Логику - Логику диалектическую. Логика Гегеля состоит из трех разделов: Бытие, Сущность и Понятие.

В разделе о Бытии он освещает категории Качества, Количества и Меры. При этом он развивает свое учение о взаимопереходе количества и качества, о процессе становления, о скачках в процессах развития, - учение, без которого невозможно ни познавать действительность, ни взаимоприспосабливаться с ней. Борьба между противоречиями ведет к объединению противоположных сторон и образованию нового состояния (синтез, объединение), которое в свою очередь тоже начинает движение, развитие по схеме: тезис - антитезис - синтез; тезис - антитезис - синтез, плюс - минус - сравнение... Так создаются знаменитые триады категорий в философской системе Гегеля.

В разделе о Сущности Гегель рассматривает содержание категории Сущность саму по себе (как тезис) и как единство в ней Явления и Действительности. В противовес кантовскому противопоставлению феномена и ноумена Гегель доказывает, что "Сущность является, а явление - существенно". В завершение раздела он рассматривает логическое содержание и взаимопереход категорий: случайность и необходимость; возможность и действительность; причина, следствие и взаимодействие; случайность и закономерность.

В заключительном, третьем, разделе о Понятии Гегель рассматривает категории Субъективного (Понятие, Суждение, Умозаключение), Объективного (Механизм, химизм и телеология) и Абсолютного (Искусство, Религия, Философия). Впоследствии Гегель проблемам Объективного и Абсолютного понятий посвятил ряд отдельных произведений.

Кроме раздела в "Энциклопедии философских наук", проблемам философии природы Гегель посвятил отдельную работу, которая так и называлась "Философия природы". Для него природа есть прежде всего "идея в форме инобытия". Рассмотрение природы Гегель начинает с определения наиболее абстрактных её категорий -Пространства, Времени и Движения.

В соответствии со своими "Триадами", Гегель в природе усматривает три ее стороны: Механику, Физику и Органику. Любой из этих разделов работы имеет тройственную структуру. Так, органическая жизнь включает в себя: Геологическую природу, Растительный мир и Животный мир.

Третья часть философской системы Гегеля посвящена Мировому Духу, который от сферы Природы поворачивается к самопознанию самого себя, то есть - к постижению себя в сознании человека и общества. Гегель твердит, что Абсолютная истина Абсолютного духа проявляется в религии в виде мифов, потом в искусстве - в художественных образах и в конце концов наиболее адекватно "в сфере чистого мышления" - в философии, в частности - в гегелевской философии Абсолютного Идеализма.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

Энгельс, основываясь на учении Гегеля сформулировал три закона диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей

2) Закон перехода количества в качество

3) Закон отрицания отрицания

Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая система удерживается в равновесии противоборством двух противоположных сил. Если равновесие нарушается и одна из сил удерживает верх, то исчезновение проигравшей силы означает не одиночество победителя, появление новой пары.

Закон перехода количества в качество. Малые изменения не приводят к смене систем. Это количественные изменения. Большие - приводят к смене систем. Это качественные изменения. Грань между первыми и вторыми не всегда заметна, но она существует.

Закон отрицания отрицания. Одна система сменяется другой, другая третьей. В новых системах проявляются некоторые черты старых систем, казалось бы, исчезнувшие навсегда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34008. Этология Конрада Лоренца 34.5 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К.Зонди 18931986 швейцарский ученый развивая и продолжая традиции психоанализа наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека. Навязанная судьба которая складывается: а под влиянием генетической наследственности; б под действием генотрофизма развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника от которых может зависеть выбор профессии хобби...
34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.
34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.
34013. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация 26 KB
  Культура и цивилизация. Культура все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития ова. Там где есть человек его деятсть отношения между людьми там имеется и культура. Культура: материальная и духовная не противопоставлять.
34014. Филсофия Древней Индии 23 KB
  э Мир вечен никем никогда не был создан остоянно развивается делится на мир приоды и мир людей. Мир природы гормоничен и спокоен; мир людей мир страданий.э Мир вечен никем никогда не создан. Сущность мира изменеие развия.
34015. Философия русской культуры 110 KB
  Сущность любой культуры раскрывается в основополагающих ценностях: добре и зле свободе справедливости любви и т. Непосредственный объект любви в нем не человечество потому что вызвать любовь может только нечто наглядное; человечество просто карта которая разыгрывается им против того что ненавидят. Не уважая же никого перестает любить а чтобы не имея любви занять себя и развлечь предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Однако...
34016. Общество как развивающаяся система 25 KB
  В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии...