8587

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля

Доклад

Логика и философия

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в ...

Русский

2013-02-15

31.5 KB

59 чел.

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

Гегель в своей философии преимущество и первенство отдавал духу (философскому мышлению) над материей, то его справедливо называют идеалистом; а поскольку он отрицал взгляды субъективных идеалистов и считал, что в мышлении человека адекватно (тождественно) отражается объективная действительность, то его справедливо следует назвать идеалистом объективным. Систему своего мировоззрения Гегель изображает в виде развития Мирового (Абсолютного) Духа, которое осуществляется на трех уровнях: в Логике, в Природе и в Мышлении. В сжатом виде эта система изложена им в трехтомной "Энциклопедии философских наук", которая была издана еще в 1817 году.

В первой части своей философской системы Гегель показывает развитие Мирового Духа в "стихии чистого разума", - в системе логических категорий. При этом Гегель поддает резкой критике "Метафизическую" (формальную) логику, противопоставляя ей свою Логику - Логику диалектическую. Логика Гегеля состоит из трех разделов: Бытие, Сущность и Понятие.

В разделе о Бытии он освещает категории Качества, Количества и Меры. При этом он развивает свое учение о взаимопереходе количества и качества, о процессе становления, о скачках в процессах развития, - учение, без которого невозможно ни познавать действительность, ни взаимоприспосабливаться с ней. Борьба между противоречиями ведет к объединению противоположных сторон и образованию нового состояния (синтез, объединение), которое в свою очередь тоже начинает движение, развитие по схеме: тезис - антитезис - синтез; тезис - антитезис - синтез, плюс - минус - сравнение... Так создаются знаменитые триады категорий в философской системе Гегеля.

В разделе о Сущности Гегель рассматривает содержание категории Сущность саму по себе (как тезис) и как единство в ней Явления и Действительности. В противовес кантовскому противопоставлению феномена и ноумена Гегель доказывает, что "Сущность является, а явление - существенно". В завершение раздела он рассматривает логическое содержание и взаимопереход категорий: случайность и необходимость; возможность и действительность; причина, следствие и взаимодействие; случайность и закономерность.

В заключительном, третьем, разделе о Понятии Гегель рассматривает категории Субъективного (Понятие, Суждение, Умозаключение), Объективного (Механизм, химизм и телеология) и Абсолютного (Искусство, Религия, Философия). Впоследствии Гегель проблемам Объективного и Абсолютного понятий посвятил ряд отдельных произведений.

Кроме раздела в "Энциклопедии философских наук", проблемам философии природы Гегель посвятил отдельную работу, которая так и называлась "Философия природы". Для него природа есть прежде всего "идея в форме инобытия". Рассмотрение природы Гегель начинает с определения наиболее абстрактных её категорий -Пространства, Времени и Движения.

В соответствии со своими "Триадами", Гегель в природе усматривает три ее стороны: Механику, Физику и Органику. Любой из этих разделов работы имеет тройственную структуру. Так, органическая жизнь включает в себя: Геологическую природу, Растительный мир и Животный мир.

Третья часть философской системы Гегеля посвящена Мировому Духу, который от сферы Природы поворачивается к самопознанию самого себя, то есть - к постижению себя в сознании человека и общества. Гегель твердит, что Абсолютная истина Абсолютного духа проявляется в религии в виде мифов, потом в искусстве - в художественных образах и в конце концов наиболее адекватно "в сфере чистого мышления" - в философии, в частности - в гегелевской философии Абсолютного Идеализма.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

Энгельс, основываясь на учении Гегеля сформулировал три закона диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей

2) Закон перехода количества в качество

3) Закон отрицания отрицания

Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая система удерживается в равновесии противоборством двух противоположных сил. Если равновесие нарушается и одна из сил удерживает верх, то исчезновение проигравшей силы означает не одиночество победителя, появление новой пары.

Закон перехода количества в качество. Малые изменения не приводят к смене систем. Это количественные изменения. Большие - приводят к смене систем. Это качественные изменения. Грань между первыми и вторыми не всегда заметна, но она существует.

Закон отрицания отрицания. Одна система сменяется другой, другая третьей. В новых системах проявляются некоторые черты старых систем, казалось бы, исчезнувшие навсегда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78103. Энергетика ТЭК: Нефть. Нефтяная промышленность 365.5 KB
  Выссказаны различные мнения учёных об образовании нефти. Отдельный раздел реферата посвящён рассмотрению вопросов получения синтетической нефти. Рассмотрены проекты замены нефти как топлива другими источниками энергии. Рассматриваются экологические последствия добычи и использования нефти.
78104. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ 225.5 KB
  Боевые возможности современных средств нападения, последствия их применения противником, возможный характер будущей войны и сложность ее ведения предъявляют все новые и новые требования к системам управления Вооруженными Силами и тылом страны.
78106. Топливно-энергетический комплекс России и его влияние на окружающую среду 133.5 KB
  Целью моей работы являлось рассмотреть влияние топливно-энергетического комплекса на отдельные компоненты географической оболочки, то есть на атмосферу, гидросферу и литосферу.
78107. Графический редактор Paint 1.21 MB
  Paint – простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков...
78108. Архимандрит Софроний (Сахаров) «Преподобный Силуан Афонский» 51 KB
  Автор не раз подчеркивает, что духовный монашеский путь старца Силуана лежит строго в русле подвижнической жизни православного монашества вообще, и тех представлений и преданий аскетического делания, которые существуют на Святой Горе Афон в частности.