85873

История возникновения и развития таможенной политики России

Курсовая

Таможенное регулирование

К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности.

Русский

2015-03-31

76.3 KB

6 чел.

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет путей сообщения
 

Факультет «Мировая экономика и право»

Дисциплина «Таможенно-тарифное  регулирование внешнеторговой деятельности»

Кафедра «Таможенное дело»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «История возникновения и развития таможенной политики России»

Краткая рецензия

                                                                

Проверил

Выполнила

Доцент, к.ю.н

Студентка группы ТД-311

_______________В.В Витюк

_______________А.В.Непомнящих

Новосибирск

2014

Содержание

Введение 3

1 Понятие таможенной политики 6

2 История возникновения и развития таможенной политики в России; этапы развития таможенной политики 9

2.1 Таможенная политика в XVII в. ...11

  2.2 Таможенная политика Российской империи в XVIII в………………….13

   2.3 Таможенно-тарифная политика Российского государства в XIX в. …...16

  2.4 Таможенная политика   России в начале XX в. ………………………....18

3 Стратегия Таможенной политики РФ….....................................................20

Заключение 28

Список использованных источников 30


Введение

В условиях становления рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает научный и практический интерес к назначению, роли и функциям такого института исполнительной власти как таможенные органы, их места в государственном устройстве и государственной политике.

В связи с этим значительный интерес представляют формирование и реализация политики государства в области таможенного дела в России. Новые подходы, поиски путей более эффективной таможенной политики государства требуют научного предвидения и прогнозирования.

Таможенная политика – это сложный процесс, проявляющийся в сфере

межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов.

Сегодня Россия должна выработать энергичную таможенную политику, которая обеспечила бы защиту национальных интересов страны, гармоничные отношения в рамках мирового сообщества, благоприятные условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развитие сотрудничества в сфере международной торговли.

К сожалению, темы таможенной политики освещаются в литературе все еще поверхностно. Таким образом, на сегодняшний день многие вопросы развития таможенной политики в нашей стране остаются слабо изученными. В связи, с чем необходимо уделять этому вопросу самое пристальное внимание.

Основные задачи работы:

- проанализировать понятие таможенной политики, ее цели и особенности;

- рассмотреть основные направления таможенной политики;

- описать инструменты и ход реализации таможенной политики;

- охарактеризовать таможенную политику в России на современном этапе, оценить ее эффективность и выявить ее основные проблемы.

К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.

Данная работа состоит из трех глав.

Первая глава теоретическая. В ней освещены теоретические основы темы: определены понятие, основные цели и задачи таможенной политики, основные ее направления и средства реализации.

Во второй главе курсовой работы охарактеризована история таможенной политика России.

В третьей главе описывается стратегия и недостатки таможенной политики.

Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как имеется большой интерес к историческим аспектам темы. Рассматривая вопросы, в рамках данной темы, в результате мы получим теоритическую и практическую значимость.

Целью исследования темы «История возникновения и развития таможенной политики России» является, рассмотрение и анализ развития таможенной политики в России.

В процессе написания курсовой работы была изучена следующая литература: различные учебно-практические пособия, сведения на сайтах в Интернете.

При написании работы использовались учебные пособия и учебники, в том числе таких авторов как Габричидзе Б.Н., Кисловский Ю.Г., и др., они наиболее полно раскрывают теоретические основы таможенной политики, содержат практические навыки.


  1.  Понятие таможенной политики

Таможенная политика – это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий , проводимых государством в сфере таможенного дела , направленных на реализацию и защиту внутриэкономических и внешнеэкономических и национально-государственных интересов, определяемых целями и задачами , политико-экономическими стратегиями государства.  

          Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Ее "причастность" к внутренней политике Российского государства очевидна и обоснована. Таможенная политика как продолжение внутренней политики, инструмент и средство решения внутриэкономических задач приобрела в условиях приватизации, формирования и развития рыночных отношений большую значимость. Во-первых, она призвана стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики, придать ей новые импульсы. Во-вторых, ее цель – ограждать эту экономику от проникновения деструктивных элементов.

          Как составная часть внутренней политики, таможенная политика является по своему характеру правоохранительной, стоящей на страже государственных интересов, прав предприятий, хозяйственных объединений, предпринимателей, граждан.

Не будет преувеличением утверждать: таможенная политика служит обеспечению и реализации внешнеэкономических задач и интересов России. Причем продуманная и сбалансированная таможенная политика призвана, во-первых, создать условия для оздоровления и подъема российской экономики, а во-вторых, активно способствовать ее интегрированию в мировое хозяйство.

          Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс ТС не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

          Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

          Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

         В РФ цели таможенной политики определяются:

  1.  Федеральным собранием РФ
  2.  Президентом РФ
  3.  Правительством РФ

          Таможенная политика имеет две ключевые функции — регулирующую и защитную. Они одинаково важны для развития экономики страны, а также для обеспечения разумного баланса основных функций таможен.

          Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

          Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

          Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

          Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

          Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование

  1.  История возникновения и развития таможенной политики России; этапы развития таможенной политики

          Понятие таможенной политики как системы государственных экономических и правовых мер таможенного регулирования торговли Древнерусского государства с сопредельными странами в контексте таможенного дела сложилось в давние времена. Это подтверждается письменными источниками, содержанием книг арабских и персидских авторов, в которых даны сведения о русско-византийском договоре 60-х годов IX в., а также русско-византийских договоров IX—XII вв.

         Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития.  В XIII в. особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После его присоединения к России в 1794 году, с учетом его уникальности для торговли, он стал играть особую роль во внешнеэкономических связях. Уже 22 февраля 1784 года выходит указ Екатерины II "Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов", который распространил все законодательные акты России в черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму. Более подробная характеристика остальных периодов развития будет рассмотрела в следующих пунктах работы.

Однако же важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, субпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы" , в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается – оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности.

Основными этапами формирования и реализации являются:

1. Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.

2. Реализация и мониторинг, осуществление мероприятий по разрешению проблем, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или иных мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.

3. Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности реализуемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также последствий продолжения ее осуществления с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.

2.1 Таможенная политика в XVII в.

В этот исторический период времени усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений.

Многие товары были запрещены к вывозу и находились в монопольном распоряжении государства.

Экспорт монополизированных (казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей, государственная казна имела еще один источник доходов от внешней торговли.

В это время Россия стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения, обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно-бюрократической тенденцией.

Торговым уставом 1653 г. вместо многочисленных и разнообразных таможенных сборов была введена единая «рублевая пошлина», отменялись некоторые проезжие пошлины. Уставной грамотой 1654 г., составленной на основе торгового устава, запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов.

В апреле 1654 г. был отменен откупной порядок эксплуатации таможенных сборов. Началось решительное наступление на привилегии иностранных купцов. Соответствующий акт 1649 г. уравнял в правах иностранных торговцев с русскими. Соборным уложением 1649 г. иностранцам запрещалось торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

В Новоторговый устав 1667 г. вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен, таможенных формальностей и др. Акт 1667 г. придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние – на «рублевую» (она же торговая), перекупную и сборы частноправового характера.

До Петра I в хозяйственной жизни страны господствовало мелкое производство. Создание крупной промышленности еще только начиналось. Протекционистская направленность в первом отечественном таможенном тарифе (Новоторговом уставе 1667 г.) совершенно отсутствовала. В таможенном покровительстве тогда не было нужды. Иностранные товары еще не создавали конкуренции отечественному производству.

Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которых было положено его предшественниками. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 г. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и ряд др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность. Для Петра I экономические цели служили только фундаментом для возведения храма собственного политического могущества. Главным предметом его забот было создание постоянного войска и флота по западноевропейскому образцу.

2.2 Таможенная политика Российской Империи в ХVIII в.

Внешняя торговля в России была развита слабо до XVIII столетия, ставшего для Российского государства веком интенсивной торговли.

Петр был сторонником политики меркантилизма, при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов.

Правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства. Такую политику Петр проводил не в силу понимания взаимосвязи хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала накоплению средств для военных действий. В истории экономики со времен Петра остался афоризм «деньги – артерия войны», характеризующий меркантильную политику государства.

Росла внешняя торговля России. В Россию ввозились сукно, вино, шелк, парфюмерия, пряности. Активизировалась торговля в портах Азовского моря – Мариуполе и Таганроге. Успешно велась торговля в бассейне Каспийского моря. В начале 70-х гг. XVIII в. главными портами на Каспии были Астрахань, Гурьев, Кизляр, Дербент, Баку, Низабад. С каждым годом рос товарооборот на западной границе. Всего в этом регионе привозилось товаров на сумму 10 млн рублей, вывозилось – на 30 млн рублей. Развитие внешней морской торговли приносило значительные доходы в казну и вызывало необходимость учредить новые таможни. Были также созданы таможни в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве, Очакове и других портах. Значительные суммы пошлины собирали таможни в Астрахани, Санкт-Петербурге. Поднялось значение таможен Иркутска и Кяхты, Оренбурга, через которые осуществлялись внешнеторговые связи со странами Востока.

Особенность внешней торговли в XVIII в. состояла в том, что товары в основном ввозились морскими путями. К началу XIX в. доля внешней торговли России составляла 3,7% всего мирового товарооборота.

В начале XVIII в. принимаются меры по защите экономических интересов России в связи с новыми взглядами на развитие страны и проведением крупных экономических мероприятий по созданию заводов, фабрик, мануфактур, расширяется внешняя торговля.

Механизм регулирования экономики и торговли в этот период времени практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов. В России была проведена таможенная реформа, которая состояла в ликвидации внутренних таможенных органов и в рублевой пошлине.

К середине XVIII в. таможенное дело становится централизованным и осуществляется на основе единой таможенной политики. Вторая половина XVIII в. характеризуется в основном фритредерскими тенденциями, которых придерживались правящие круги России. К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя ее структура не была стабильной. С конца XVII в. заведование таможнями осуществлялось таможенными бурмистрами. В 1720 г. их должностные обязанности перешли к оберцольнерам, поставленным на фиксированное денежное довольствие. Для успеха таможенных мероприятий правительство стремилось укрепить государственные границы. На Западе их охрана возлагалась на регулярные войска.

К концу царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей, в том числе 11 морских (Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург и др.) и 4 сухопутных: Псков, Великие Луки, Смоленск и Брянск. Между крепостями и впереди них была создана цепь форпостов.

Согласно указу 1723 г. на важных дорогах учреждались крепкие заставы; второстепенные дороги заваливались лесом или перекапывались рвами; у лиц, стремившихся миновать заставы стороной, изымались товары. Правительство стремится к централизации сборов таможенных доходов, а дворянство – под влиянием рыночных отношений – к изменениям во внутренней таможенной системе.

В 1715 г. была создана Коммерц-коллегия. В XVIII в. до отмены внутренних таможен существовало два способа укомплектования их состава служителями: за счет феодальной повинности в основном городского населения и по найму – в портовых и пограничных таможнях. Ведущую группу служителей составляли купцы, т. е. подготовленные в коммерческом деле люди.

В связи с отменой внутренних таможен укомплектование таможен осуществлялось по найму.

Особое место в торговой и таможенной политике государства занимал Крымский полуостров. После его присоединения к России в 1794 г., с учетом его уникальности для торговли, он стал играть особую роль во внешнеэкономических связях.

22 февраля 1784 г. выходит указ Екатерины II «Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов», который распространил все законодательные акты России на черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму.

Расширяется торговля с народами Сибири, где к началу XVIII в. открылись таможни в Якутске, Иркутске и других городах. С развитием таможенного дела в Сибири совершенствовались и таможенные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифицировалось таможенное законодательство.

2.3  Таможенно-тарифная политика Российского государства в ХIХв.

Таможенно-тарифная политика Российского государства в ХIХ в. оказалась под влиянием политической расстановки сил в Европе.

Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики.

Появилось понятие «таможенная граница», которая совпадала с государственной границей. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1911 год», которое свело на нет внешнеторговые операции России и Франции. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. В страну по низким таможенным ставкам стали привозить иностранные товары, что не способствовало развитию русской промышленности.

В 1822 г. был принят новый протекционистский таможенный тариф. Было разработано 13 правил о составлении таможенной росписи.

Таможенно-тарифная политика данного исторического периода открыла новый этап в развитии промышленности, она не только способствовала увеличению доходной статьи, но и защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от конкуренции западных фирм.

Таможенная политика регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа и в сельском хозяйстве. В 1844 г. в таможенной политике начали преобладать тенденции смягчения протекционизма.

Принимается новый таможенный тариф 13 октября 1850 г., который был направлен на смягчение запретительных мер. Таможенная политика 1870-х гг. имела тенденцию к повышению налогов, вызванному невозможностью расчета за иностранные товары в условиях общего снижения потребительской способности населения и резкого увеличения их потребления.

Тарифы на ввозимые товары повышались в целях ограждения интересов крупных русских капиталистов от иностранной конкуренции и увеличения притока денежных средств в казну государства.

1 февраля 1892 г. между Германией, Австро-Венгрией, Швецией и Бельгией было заключено торговое соглашение, на основании которого Германия ввела для своих союзников конвенционные пониженные пошлины, главным образом на товары, составляющие предметы русского вывоза. Русский же вывоз в Германию был поставлен в очень неблагоприятные по сравнению с указанными выше государствами условия. Россией было принято решение ввести, кроме существующего общего по европейской торговле тарифа, второй тариф, с повышенными против первого пошлинами, причем этот последний предназначался для тех именно стран, которые не предоставляли России прав наибольшего благоприятствования. Двойной таможенный тариф на указанных выше основаниях был установлен Высочайшим повелением 1 июня 1893 г. Россия во всех торговых договорах, заключенных с иностранными государствами до 1898 г, сохраняла за собой свободу тарификации. Здесь же Россия вынуждена была приспосабливаться к сложившимся экономическим условиям. На таможенную политику оказывали давление внешнеполитические акции. Ежегодное расширение торговли требовало увеличения количества таможен, а практика организации таможенного дела – улучшения управления деятельностью таможенных органов.

В XIX в. осуществляется дальнейшее правовое обеспечение таможенного дела. Это находит свое отражение в таможенных уставах и других документах.

2.4 Таможенная политика России в  начале ХХ в.

Внешняя и внутренняя политика государства в начале XX в.  определялась потребностями капиталистических монополий, запросами финансовых кругов.

Россия поддерживала внешнеторговые отношения с 28 странами. С шестнадцатью – на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобританией, Австрией, Италией, Францией – на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись торговые договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией.

Развитию торговли в России способствовали увеличение количества торговых судов, рост протяженности железных дорог.

Активными направлениями внешнеэкономической деятельности в течение 1903 – 1913 гг. оставались границы европейской части России, Черноморья и Кавказа.

Доля России в мировой торговле в период с 1907 по 1912 гг. возросла с 2,7 до 3,9%. Россия стала занимать в мировом товарообороте 7-е место.

На внешнеэкономическую деятельность России заметное влияние оказывали иностранные капиталы. Проникновение иностранных капиталов в русскую промышленность из года в год росло. Иностранные государства предоставляли займы России на кабальных условиях.

Из России вывозились жизненно необходимые продукты: хлеб, масло, яйцо, сырье и руды. Россия, располагая огромными ресурсами ископаемых богатств и большим экономическим потенциалом, не могла подняться до уровня передовых стран мира в короткие сроки.

К началу XX столетия в России складывается внутренний рынок. Россия по-прежнему была сырьевым придатком Запада.

Основные таможенные задачи, которые преследовало Правительство России через таможенные органы:

1) фискальная – пополнение государственной казны за счет таможенных сборов в форме таможенного дохода;

2) экономическая защита государства, которая решалась через таможенные тарифы;

3) контролирующая функция – контроль за привозом в страну «предметов, представляющих опасность с точки зрения существующего государственного и общественного строя»;

4) статистическая задача.

Высокие пошлины на ввозимые предметы тяжелым бременем ложились на население России. Регулирование внешней торговли достигалось таможенными пошлинами, системой лицензий, определенной политикой, проводимой в уставных смешанных обществах, правительственными постановлениями по торговле.

Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу промышленного протекционизма.

В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу. Таможенный тариф 1922 г. просуществовал до начала 1924 г.

В 1929 г. были утверждены правила провоза через границу продукции Главлита. 21 мая 1930 г. Совнарком СССР утвердил таможенный тариф по привозной торговле. В 1932 г. в этот тариф была введена двухколонная система, установлены минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин. В 1937 г. в тариф были внесены изменения, согласно которым резко снизились минимальные ставки.

Принятые после 1964 г. нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление. Наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого времени началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей. Во-первых, с 1986 по 1989 гг., таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Этот период характеризуется организационно-правовым развитием системы таможенных органов. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии нормативных актов, определявших их правовой статус и порядок деятельности (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР).

3  Стратегия таможенной политики Российской Федерации

         Во второй половине 90-х годов XX в. таможенная служба активизировала свою деятельность по обеспечению стратегических государственных интересов России в области повышения эффективности национальной экономики и ее безопасности и регулированию внешнеэкономической деятельности в свете стратегических задач Федеральной целевой программы.

         Основным ключевым элементом в деятельности таможенной службы являлась таможенная политика России. Ее цель состояла в том, чтобы, исходя из внутренних экономических потребностей и объективного характера развития мировой экономики, определить пути решения взаимодействия национального и общемирового направлений таможенного дела.

         В рассматриваемый период предпринимались меры, чтобы, опираясь на институт таможенного дела, способствовать превращению российской таможенной службы в ту часть инфраструктуры государства, которая входит в национальный экономико-правовой и административный институт власти. При решении этой задачи учитывался уровень развития мировой экономики и основные направления деятельности ВТО/СТС, состояние экономики России, тенденции ее социально-экономического развития, объективно сложившегося места и роли таможенного механизма.

         Важной составляющей таможенной политики явилось вхождение России в мирохозяйственные связи и определение стратегии внешней торговли с учетом конъюнктуры мирового рынка и его географического месторасположения.

Приоритетным направлением стало стремление России вступить во Всемирную торговую организацию. Именно это оказало влияние на определение характера таможенной политики, формулирование основных ее направлений, как в плане либерализации внешнеэкономической деятельности, так и в области поисков наиболее приемлемого тарифного и нетарифного регулирования торговли. При формировании таможенной политики учитывался объективный характер обострения конкуренции между странами и регионами в борьбе за рынки сбыта, сырьевые ресурсы, выгодные вложения капитала.

         При определении содержания таможенной политики рассматривались потребности граничащих с Россией стран Средней и Центральной Азии, входящих в СНГ и Таможенный союз, необходимость защиты общих политических и экономических интересов, методы формирования нового единого евро-азиатского экономического пространства и системы политического сотрудничества.

         В силу своего геополитического положения и огромных естественных природных ресурсов Россия является главной силой, ведущим государством, способным противостоять странам, объявившим территории бывших советских республик зоной своего влияния.

         При формировании таможенной политики российское правительство исходило из того, что таможенная служба является тем связующим звеном, с помощью которого Россия превратилась в региональный центр экономической и таможенной интеграции, способный предотвратить политическую экспансию со стороны промышленно развитых стран.

         Стратегия внешнеэкономической деятельности России оказывала существенное влияние на таможенную политику и в ряде случаев вынуждена была учитывать необходимость поиска компромисса в интересах обеспечения приоритета своих национальных интересов во взаимодействии как с промышленно развитыми странами, так и в рамках СНГ.

         Обеспечивая автономность таможенной политики в мировом сообществе, правительство России стремилось к сохранению национального суверенитета и защите своих интересов. Это достигалось путем укрепления экономических и политических связей и таможенной интеграции со странами СНГ, Таможенного союза и Таможенного комитета Беларуси и России.

         Одним из направлений таможенной политики стало восстановление и развитие внешнеэкономических связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Были сделаны первые прорывы на рынки Азиатско-Тихоокеанского экономического района. Большое влияние на характер таможенной политики оказало начавшееся изменение структуры импорта за счет развития собственного производства в интересах широких слоев населения. Одновременно принимались меры по увеличению импорта высоких технологий и современных видов техники. С учетом этого изменилась и система мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

         К концу XX в. сложились основные принципы таможенной политики, среди которых можно выделить следующие: отстаивание системы приоритетов России, государств СНГ, стран — участников Таможенного союза и Сообщества Беларуси и России; соблюдение интересов государства, предпринимателей России и участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов; обеспечение внутренней и внешней экономической, технологической, валютной, ин-формационной безопасности страны; содействие осуществлению государственной стратегии экспорта и импорта и др.

         Одним из ведущих направлений таможенной политики стало усиление роли фискальной функции таможенной службы.

         Усилилась функция таможенного контроля, происходила дальнейшая унификация правил и совершенствовались таможенные процедуры.  Рас-

ширилась сфера деятельности таможенных органов в борьбе за качество продукции.

         На содержание таможенной политики оказали влияние такие факторы, как реализация планов модернизации таможенной службы, развитие таможенной и около таможенной инфраструктуры, банковское и страховое обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, а также их информационное, правовое, методическое и учебно-консультационное обслуживание.

         На изменение направленности таможенной политики повлияли международный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности, поиск более эффективных способов и механизмов для защиты национального рынка и отечественных товаропроизводителей на основе научного обоснования импортных пошлин, а также опыт применения национальной таможенно-тарифной политики.

         Одной из составных частей таможенной политики в рассматриваемый период явилось эффективное использование таможенных режимов.

Курс на вступление России в ВТО/ ГАТТ, присоединение ее к другим международным, в том числе региональным, союзам и соглашениям актуализировали проблему сближения таможенной политики Российской Федерации, применяемых правил и методов с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности. При формировании таможенной политики необходим тщательный анализ накопленного опыта, выявление деструктивных и конструктивных факторов.

Не менее важна и другая сторона вопроса, характеризующая зависимость самой таможенной политики и происходящих в ней изменений от содержания и тенденций таможенного дела, а также от соответствия законодательства потребностям регулирования внешнеэкономической деятельности.

         Суть проблемы состояла в том, что действующее таможенное законодательство в рассматриваемый период содержало много практически неработающих норм, которые не могли быть использованы в практике регулирования таможенных режимов.

         Также успехи или неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.

         Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов с налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных целей. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия. В действовавшем до последнего времени Таможенном кодексе не были детально определены основные принципы таможенного законодательства. Как следствие, в дополнение к кодексу действовало около 4 тыс. нормативно-правовых актов ГТК, которые не только содержали массу внутренних противоречий, но нередко изменяли суть и букву закона, становились непроходимым административным барьером для участников внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

1. участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

2. защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

3. осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

         Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей.

         Таким образом, проведение Россией эффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Что же касается собственно протекционистских мер во внешней торговле, то их использование должно ограничиваться преимущественно случаями антидемпинговых расследований и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков и "восстановление паритета" в торговых отношениях с теми или иными странами.

Приоритетными задачами в таможенной политике России на современном этапе являются:

- ориентация на стимулирование ввоза высокотехнологичного оборудования, не производящегося на территории России и не имеющего национальных аналогов.

- повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг и эффективности российской экономики в целом. Это включает в себя достаточно большой спектр мероприятий, таких как упорядочение режимов земле- и недропользования, дальнейшее совершенствование таможенного администрирования, создание более комфортных условий для предпринимательской деятельности).

         На данный момент создан Таможенный Союз, благодаря чему  осуществляется более быстрый товарооборот, снижены ставки пошлин между государствами – членами ТС. Создан новый Таможенный Кодекс Таможенного союза.

         Таким образом, таможенная политика, осуществляющая регулирование внешнеэкономической деятельности, как важный элемент государственной системы, является действенным механизмом решения фискальных, регулирующих и защитных задач.


Заключение

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Несмотря на ограниченность историческими рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет значительный теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы. Необходимо использовать исторический опыт при подготовке основополагающих таможенно - правовых актов, прежде всего актов о статусе таможенных органов разных уровней, особенно при определении их структуры и компетенции. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно - тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

Анализируя взгляды на содержание таможенной политики, можно сделать вывод, что на ее определение в разные периоды оказывали и оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы.

Таможенная политика в современных условиях - это разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно - тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета.


Список использованных источников

  1.  Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2001. – 448 с.
  2.  Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. — 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. -   592 с.
  3.  " Конституция Российской Федерации "
  4.  Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. –М.: Автор, 1995.
  5.  Таможенный кодекс Таможенного Союза
  6.  Брацун Г. П., Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Об основных понятиях таможенной политики: сб. науч. трудов. М., 1996.
  7.  Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. – М.: Издательство БалтРус, 2007.
  8.  Таможенная политика [Электронный ресурс] URL:// https://ru.wikipedia.org
  9.  Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2009 г
  10.  Таможенное дело [Электронный ресурс] URL://  https://ru.wikipedia.org
  11.  Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
  12.  Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД.-М.: ИКЦ МарТ, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26387. Анализатор: анатомический состав 21 KB
  – ветви глазничной. Иннервация: 1 нервы расположенные по поверхности мышц глазного яблока: слёзный и лобный нервы от глазничной ветви тройничного скуловой от в челюстной ветви тройничного блоковый н. 4 пара; 2 под мышцами глазного яблока: 3 пара – глазодвигательный 4 – отводящий носоресничный от глазничной ветви тройничного 2 – зрительный.
26388. Анатомия как наука 20.5 KB
  Как наука она вскрывает закономерности строения организма животных обусловленные функцией и факторами окружающей внешней среды.
26389. БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ (cavum abdominis) и паховый канал 24.5 KB
  В этой области выделяют область мечевидного хряща regio xiphoidea и два подреберья regio hypochondrica dextra et sinistra. Чревная область mesogastrium от реберной дуги до маклока tuber coxae В ней выделяют пупочную область regio umbilicalis и два подвздоха regio iliaca dextra et sinistra. Здесь выделяют лонную область regio pubica и два паха regio inguinalis dextra et sinistra. На латеральной поверхности живота различают поясничную область regio lumbalis или почечную regio renalis и бедренную область regio femoralis.
26390. Виды соединения костей 21.5 KB
  Костные синостозы кости черепа таза эпифиз и диафиз трубчатой кости у взрослых. Компоненты сустава: сочленяющиеся кости покрытые гиалиновым хрящём суставная сумка капсула суставная полость заполненная синовиальной жидкостью.
26391. Волосы (pili) 20.5 KB
  Есть подниматель волоса из гладкой мышцы m. Стержень: сердцевина определяет толщину волоса отсутствует в пуховых волосах корковое вещество определяет прочность упругость растяжимость и гибкость волоса содержит пигмент и кутикула – чешуйчатый слой защищает от влаги микрофлоры определяет рисунок волоса.
26392. Вспомогательные приспособления глаза 20 KB
  Наружная поверхность век покрыта волосатой кожей а внутренняя слсзистой – конъюнктивой которая переходит на глазное яблоко. По краю века около границы с конъюнктивой – ресницы у плотоядных и свиней на нижнем веке их нет. На внутреннем ребре края век открываются сальные железы их секрет предотвращают скатывание слёз через край век.
26393. Вспомогательные приспособления мышц 21 KB
  Каждая мышца упакована глубокой фасцией которая имеет футлярное строение. Она препятствует распространению инфекции экономит силу мышечного сокращения имеет собственные сосуды и нервы поэтому интегрирует функционирование костей связок и мышц. Могут находиться под кожей под мышцей под связкой под фасцией под сухожилием.
26394. Головная кишка 21 KB
  ответ и глотки. Глотка pharynx полостной орган в котором перекрещиваются дыхательный и пищеварительный пути: воздух из хоан через глотку проходит в гортань расположенную в вентральной части ее мощная мускулатура передвигает корм из глотки в пищевод расположенный над гортанью. Стенки глотки состоят из 3 слоев: а слизистая оболочка; 6 мышечный слой состоит из парных правых и левых поперечно исчерченных мышц заканчивающихся на дорсальном сухожильном шве глотки raphe pharyngis.
26395. Головной мозг (encephalon) и черепные нервы 22.5 KB
  Ромбовидный мозг представлен продолговатым отходят с 6 по 12 пары черепных нервов и задним мозгом а задний cocтоит из мозжечка и мозгового моста отходит 5 пара черепных нервов. Большой мозг представлен средним отходят 3 и 4 пары нервов промежуточным 2 пара нервов и концевым 1 пара черепных нервов В ромбовидном мозге расположен 4й мозговой желудочек в среднеммозговой водопровод в промежуточном 3й а в концевом 1й и 2й мозговые желудочки.