8588

Антропологический материализм Л.Фейербаха

Доклад

Логика и философия

Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах - последовательный и воинствующий материалист. Для него в мире существует лишь одно бытие - материя. Для него Материя и Бытие понятия тождественные, и он часто употребляет одно понятие вместо д...

Русский

2013-02-15

33 KB

32 чел.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах - последовательный и воинствующий материалист. Для него в мире существует лишь одно бытие - материя. Для него "Материя" и "Бытие" понятия тождественные, и он часто употребляет одно понятие вместо другого. Существование независимого от материи или наряду с материей духа он не признавал. Философ был основателем антропологического принципа в философии, который потом плодотворно использовался в разнообразнейших философских школах 19-20 веков. Фейербах считает, что все философские проблемы следует разрешать через человека, полагая в центр человека. А потому материализм Фейербаха точнее было бы назвать материализмом антропологическим.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога.

Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.

Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе.

Проблемы религии всегда занимали центральное место в творчества Фейербаха. Причину происхождения религии Фейербах усматривал в страхе и зависимости человека от природы и законов общественной жизни. Религия, по Фейербаху, порождается теми земными условиями, в которых находится человек. "Религия - это сон человеческого духа, но и во сне человек находится не на небе, а на земле",- писал он.

Раздумья над сущностью человеческого существа Л. А. Фейербах начинает с критики религии. Философ рассматривает Бога как идеализированного человека. Все атрибуты Бога — человеческие идеалы, которые не нашли воплощения в реальной жизни. Поскольку человек — многомерное существо, которое органически объединяет в себе физическое тело, разум, эмоции, чувства, потребности и т. п., возникает опасность создания иллюзорного мира, например, с помощью страха, который создает абсолютных Богов, служащих человеческому эгоизму в поиске путей удовлетворения желаний. По мнению философа, человек выступает основой всего, что существует.

Противопоставление гегелевскому идеализму реализуется у Фейербаха в формировании, по его же мнению, истинной философии. Такая философия должна основываться на материализме, причем таком, который ориентирован не просто на природу, а главным образом на человека, не только на разум, а и на чувственность. Настоящая суть реальности видится Фейербаху не в самой по себе природе, а природе, которая выступает как «базис человека».

Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом голу он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. “Темой всех моих позднейших сочинении, - говорит Фейербах, - является человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее”. В произведении “К критике философии Гегеля” Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма.

Фейербах открыто склоняется к атеизму и намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума. В позднейших сочинениях Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайней левой» гегельянства.

Критерии любви Фейербаха.

В человеке - всё ценно. Его физическая (телесная) и психологическая жизнь не менее важны, чем разум. Сущность человеческая гармоничным образом являет себя в существовании. Высшее единство внешней и внутренней природы проявляется в моральном наполнении этой гармонии. Последняя реализуется в следующем законе: человек должен относиться к себе как к Богу, когда он видит Божественное в другом человеке. Видеть в другом, в "Ты" Божественное - значит реализовать в собственном моральном сознании и праксисе главный стереотип религиозного отношения человека к Богу. Данный стереотип, взятый Фейербахом из христианской религии, заключается в любви к Богу. Именно любовь наделяется им высшим родовым смыслом. Это - любовь половая, включающая в себя и любовь к детям, т.е. к продолжению "Я" и "Ты". Многие современники отмечали, что у Фейербаха обычная простая заповедь любви к ближнему возводится в основной моральный закон.

Как и в христианском Боге, так и в фейербаховском "человеке" нет зла, той "тёмной основы", которую разглядел в Боге Шеллинг. Всё это, естественно, способствовало слишком большому отрыву этики Фейербаха от реального человека и его социального, исторического бытия. Кроме того, слишком сильное возвеличивание "Человека" задавало в конечном счёте некий сверхреальный, потусторонний масштаб видения всякой реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12093. Движение тела, брошенного с некоторой высоты под углом к горизонту 319 KB
  Лабораторная работа 112 Движение тела брошенного с некоторой высоты под углом к горизонту. Краткая теория 1. Основные понятия кинематики материальной точки. Кинематика это раздел механики описывающий движение тел без выяснения причин обусловивших это дв...
12094. Определение коэффициента восстановления скорости при соударении шаров 186 KB
  Лабораторная работа №116. Определение коэффициента восстановления скорости при соударении шаров. Краткая теория Ударом называется относительно кратковременное взаимодействие двух или более тел время взаимодействия значительно меньше времени движения те...
12095. Определение скорости полета пули методом баллистического маятника 62 KB
  Лабораторная работа №118. Определение скорости полета пули методом баллистического маятника. Краткая теория Баллистическим маятником называется массивное тело подвешенное на двух длинных параллельных нитях. При попадании пули в такой маятник нити обеспечиваю...
12096. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ МОСТОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА 32.5 KB
  Лабораторная работа № 4.24к Измерение сопротивления мостом постоянного тока Цель работы: ознакомиться с методом моста постоянного тока измерить сопротивление резисторов этим методом. Работа выполняется на ЭВМ. Краткие теоретические сведения Одним из распрос
12097. Магнитное поле на оси короткого соленоида 49 KB
  Лабораторная работа № 5.28к Магнитное поле на оси короткого соленоида Цель работы: ознакомиться с баллистическим методом измерения магнитной индукции магнитного поля соленоида. Работа выполняется на ЭВМ. Краткие теоретические сведения Баллистический мето
12098. Снятие основной кривой намагничения 63 KB
  Лабораторная работа 530k Снятие основной кривой намагничения Цель работы: познакомиться с баллистическим методом измерения индукции магнитного поля; снять основную кривую намагничения ферромагнитного материала. Работа выполняется на ЭВМ. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ...
12099. Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках 940 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнит
12100. Исследование полупроводниковых диодов (выпрямительных и светодиодов) 352 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА№ 1 Исследование полупроводниковых диодов выпрямительных и светодиодов а б Рис.1.1. Графическое представление выпрямительного диода а и светодиода б в схемах электрических принц
12101. Исследование работы опорного диода (кремниевого стабилитрона) 220.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Исследование работы опорного диода кремниевого стабилитрона Рис.2.1. Графическое представление опорного диода в схемах электрических принципиальных На рис.2.2 показана схема которая наглядно показывает те источники питания элемен