859

Основы организации бизнеса

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Развитие в России всех видов собственности и видов деятельности, современных предприятий и представительств зарубежных стран. Формы собственности и организация управления. Адаптация к рынку. Тенденции организационных изменений при переходе к рынку. Программы государственной поддержки малого бизнеса.

Русский

2013-01-06

162.5 KB

15 чел.

Основы организации бизнеса

План

В.1. Развитие в России всех видов собственности и видов деятельности, современных предприятий и представительств зарубежных стран.

В.2. Формы собственности и организация управления. Адаптация к рынку.

В.3. Тенденции организационных изменений при переходе к рынку.

В.4. Программы государственной поддержки малого бизнеса.

В.1. Развитие в России всех видов собственности и видов деятельности, современных предприятий и представительств зарубежных стран

Некоторое время назад в России был осуществлен переход к соединению различных форм собственности в экономике страны. Бесспорно, это был большой шаг на пути к преодолению отсталости. Вместе с тем это был чрезвычайно болезненный процесс и многие ожидаемые от него результаты оказались либо диаметрально противоположными, либо не были получены вообще. Статистические данные указывают на то, что за годы реформирования количество хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в органах государственной статистики, возросло в 4 раза и достигло 500 тыс. (на конец 1997 года). Численность занятых на негосударственных предприятиях и организациях составила почти 60% работающих. В малом бизнесе только на постоянно основе занято несколько миллионов человек. Вместе с тем сохраняется критическое положение некоторых хозяйств. В мае 1997 года среди хозяйствующих субъектов функционировало 483 нерентабельных предприятия и организации промышленности, строительства и транспорта (32% от общего числа) против 368 (24%) в мае 1996 года. То есть процент разваливающихся предприятий увеличился за год на 8%. Таким образом, сумма понесенного убытка составила 1444 млрд. руб. В среднем на одно нерентабельное предприятие приходилось 3 млрд. руб. убытка. Для понимания сложившейся на сегодняшний день ситуации следует попытаться рассмотреть непосредственно каждую форму собственности и процесс ее становления в России.

Становление рыночной экономики в странах, уходящих от социализма с его огосударствлением хозяйственной жизни не случайно оказалось связано с задачей развития частной собственности. Именно она стала основой развития капиталистических отношений, существующих в наши дни на Западе. Традиционно к формам частной собственности относятся в основном индивидуальные или семейные мелкие предприятия, в которых в одном лице соединяются собственник и работник.

В экономике России мелкая частная собственность появилась первоначально в форме так называемой «индивидуальной трудовой деятельности», затем — фермерства. В настоящее время большая часть мелких частных предприятий имеет юридическую форму «товариществ с ограниченной ответственностью» (ТОО), формально почти не отличаясь от коллективных предприятий. Обычно эволюция мелкой собственности, основанной на собственном труде, происходила на основе разделения собственника и работника. В России такие формы появились еще в период перестройки в виде так называемых «кооперативов». Члены кооператива выполняли роль собственника или предпринимателя, а основные производственные функции выполняют наемные работники. В частной собственности, образованной в России, можно выделить следующие особенности. Во-первых, ориентация частных собственников и предпринимателей на чиновнично-бюрократическую и полулегальную модель экономического поведения. В наши дни собственник, задавленный непосильными налогами и постоянно сталкивающийся с разного рода бюрократической волокитой в делах, вынужден идти незаконным путем (скрывать налоги, давать взятки государственным чиновникам), чтобы обеспечить свое существование в современной российской экономике.

Во-вторых, для частного бизнеса в России характерна высокая значимость неформальных социально-экономических связей между различными корпоративными структурами и внутри них. Уровень реальной обособленности и конкурентности этих структур оказывается существенно иным, чем в традиционной рыночной экономике.

В-третьих, неотъемлемым остается отчуждение работника и остальных граждан от собственности, которая принадлежит частным лицам (в основном номенклатурно-корпоративным и «неформальным» структурам, крупным преступным группировкам, действующих в сфере экономики и предпринимательства, обогатившаяся правительственная верхушка). Влияние этих лиц оказывается существенно выше, чем в условиях развитых капиталистических стран. В нашем случае слабо развиты либо отсутствуют вовсе формы демократического контроля, участие в управлении и т.п.

Кроме того в рамках частной собственности в России в данный момент отношения отчуждения развиваются не только как экономические, базируются не только на концентрации правомочий в руках определенных частных лиц, но и на различных формах внеэкономического отчуждения, которые сохраняются на базе бюрократической организации экономики прошлого. Эта специфика формирует особый тип частной собственности, характерной для переходной экономики.

Что касается мелких предприятий, то это зависимый тип мелкой частной собственности. Эта тенденция приобретает весьма специфические и, как правило, уродливые (экономически неэффективные и социально несправедливые) формы в отечественной экономике.

В современном мире мелкий частный собственник весьма существенно интегрирован (технически, экономически, социально) в общественную экономику. Остро для развития современного мелкого бизнеса является довольно парадоксальная проблема: является ли частный собственник по сути частным собственником?

Прежде всего, частный собственник достаточно ограничен современным производством, процессом возрастания взаимной технологической, экономической и иной взаимосвязи отдельных звеньев производства, основанном на углублении разделения труда, концентрации и кооперации труда и производства. Все это привязывает частного собственника к поставщикам и потребителям. К примеру фермерское хозяйство становится эффективным лишь тогда, когда оно включено в сложную цепочку многих других крупных хозяйственных систем, начиная с производства комбайна и электроэнергии и заканчивая переработкой зерна и системой реализации хлеба, мяса и прочей фермерской продукции. Для мелкого предпринимателя, занятого в других сферах, эта цепочка является почти такой же, на протяжении которой он сталкивается, как правило, с крупными хозяйственными и технологическими системами.

Более того, в рыночной экономике любой мелкий собственник оказывается достаточно сильно зависимым от системы сложных финансовых и иных экономических взаимоотношений. Он крайне зависим от банка и других финансовых институтов, с которыми имеет дело. А это делает мелкого собственника особенно уязвимым в условиях современной российской действительности, когда финансовая система является крайне неустойчивой, в результате чего постоянно существует опасность разорения. Ярким примером тому может служить недавний экономический кризис в стране, когда множество банков разорились (следовательно, их клиенты, частные собственники, лишились своих капиталов), а те немногие банки, которые уцелели, были вынуждены заморозить счета частных фирм и те оказались полностью недееспособными в условиях кризиса, лишились возможности выполнить свои текущие финансовые обязательства по отношению к другим элементам сложной хозяйственной цепи. Взаимосвязь субъектов рассмотренной выше хозяйственной цепи была нарушена, что привело к дезорганизации, а так же усугублению кризисной ситуации.

Говоря о мелкой частной собственности необходимо иметь в виду, что здесь лишь весьма условно проявляется обособленность отдельного лица. Если говорить о специфике существующей на данный момент российской экономики, то здесь мелкий собственник, работающий и присваивающий продукт своего труда, зависит, во-первых, от государственных предприятий и, к сожалению, от наследия бюрократической советской системы. Однако эта зависимость может быть не только отрицательной, но и положительной. Независимо осуществлять весь технологический цикл частный собственник, естественно не может, и здесь роль помощника, с которым он может вступать в кооперацию, волей-неволей должна принадлежать крупным хозяйственным структурам, находящимся до последнего времени в руках государства, или имеющих иную форму собственности (например, акционерное общество со значительной долей государственных средств). Но условием этого позитивного взаимодействия должны стать партнерские отношения мелкого и крупного бизнеса, а не монополистическое давление последнего.

Во-вторых, для молодой рыночной экономики нашей страны характерна зависимость мелкого частного собственника от поставщиков и потребителей в условиях технологического и экономического монополизма. Эта монопольная зависимость от одного поставщика техники или группы поставщиков, связанных между собой карательными отношениями, становится существенным фактором, характеризующим специфику мелкой частной собственности.

В-третьих, бюрократическое, формальное ограничение свободы мелкого частного собственника в переходной экономике, пожалуй, наиболее значимо и оказывает наиболее сильное влияние на экономические результаты и эффективность данного вида собственности.

В настоящее время отношение к частной собственности и ее месту в экономике у различных ученых сложилось довольно противоречивое. С одной стороны она завоевала достаточное признание в научных кругах. Так, например, кандидат экономических наук В.Г. Холодков в своей статье «Восстановление частной собственности в России» утверждает, что частная собственность обеспечивает сравнительно более высокую эффективность в условиях кризиса в России. Однако другой экономист, Ю. Зарембо в статье «О собственности в современной экономике» пишет следующее: «Частная собственность становится социально излишней, превращаясь в источник социального паразитизма. Именно поэтому реставрация частной собственности приносит отрицательные результаты».

Понятие общественной собственности, как правило, является крайне непопулярной в наши дни, ассоциируясь с пережитками прежней бюрократической системы. Однако на практике в достаточно крупных масштабах осуществляется совместное распоряжение и присвоение богатств со стороны различных групп равноправных собственников. Речь идет о развитии форм собственности, которые возрождаются в измененном виде в рамках новой российской экономике, уходящей от советской системы. Прежде всего это кооперативная и коллективная собственность. Названные формы собственности традиционно ассоциируются в сознании советского человека с колхозами. Нельзя все же отрицать, что в рамках колхозной системы существовали определенные зачатки действительно коллективных отношений собственности, подавлявшиеся государственно-бюрократической организацией и зачастую сведенные на нет.

Следует точно понимать, что кооператив или коллективное предприятие — это объединение группы физических лиц, как правило, осуществляющих одновременно функции и собственников, и работников. При этом большая часть правомочий собственника (распоряжение, пользование, присвоение) осуществляются ими совместно, на равных основаниях.

Каковы же основания для развития коллективной собственности в экономике России? Данная форма собственности не является исключением и в свою очередь обладает рядом насущных проблем в данный момент. В их числе можно назвать следующие: 1) Низкий уровень ответственности руководителей предприятий за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия; 2) Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ (в современных условиях уставной капитал акционерных обществ, который является одним из показателей масштаба деятельности предприятия, практически не обеспечивают минимальные требования кредиторов. Так, на начало 1996 г. более 85% акционерных обществ имели уставной капитал менее 100 млн. руб. и только у 3% таких обществ уставной капитал превосходил 1 млрд. руб.); 3) Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; 4) Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства; 5) Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положение предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. (Положение Правительства РФ от августа 1997 г. «Концепции реформирования предприятий» и «Типовая программа реформы предприятия»)

Однако, данная форма собственности должна присутствовать наряду с другими формами в отечественной экономике и благоприятно сказываться на ней. Наблюдение за реальными результатами функционирования коллективных предприятий, как правило, дает положительную оценку рассматриваемой форме. Более того, по некоторым из рассматриваемых параметров коллективные фирмы демонстрируют лучшие результаты по сравнению с другими фирмами. Коллективные предприятия не сокращают занятость, а, напротив, характеризуются более высокими темпами роста занятости, чем фирмы с другими формами собственности. Коллективные предприятия не страдают хроническим недостатком инвестирования — уровень инвестиций достаточно высок. Наряду с этим коллективные предприятия демонстрируют способность к очень быстрому наращиванию объемов продаж, уровень производительности факторов производства в коллективных предприятиях выше. Практически все эксперты отмечают, что одним из источников эффективности коллективных предприятий является снижение издержек управления.

Довольно часто против коллективных предприятий выдвигается то, что коллективным фирмам свойственно стремление к сохранению занятости, к предотвращению любых сокращений персонала, а потому такие фирмы воздерживаются от любых технических нововведений, могущих повлиять на занятость. В действительности же не удается обнаружить никаких указаний на то, что коллективные фирмы отстают по уровню применяемых технологий.

И все же коллективные предприятия и кооперативы остаются весьма незначительной частью экономики развитых стран. Это дает повод для утверждения неэффективности коллективной собственности.

В России одним из широко распространенных возражений является указание на то, что коллективная собственность работников препятствует привлечению капиталов на предприятие, поскольку сторонним инвесторам не выгодно вкладывать капитал в такое предприятие, где им не может принадлежать никакого контроля над собственностью.

Другое, широко распространенное в России возражение — тезис о коллективном предприятии как о «большом колхозе» с заведомо неэффективной системой управления, основанной на участии множества некомпетентных лиц в решении сложных экономических проблем. Но коллективная собственность отнюдь не предполагает некомпетентного вмешательства в дела, требующие специальной квалификации. Специалисты и менеджеры выполняют свою работу на коллективных предприятиях, как и на любых других. Отличие состоит лишь в том, что на коллективных предприятиях весь персонал имеет право участвовать в решении вопросов, для которых достаточно имеющейся квалификации и производственного опыта. Лицам, показавшим способность к принятию управленческих решений, предоставляется возможность приобретать недостающие знания и опыт, коллектив получает право оценивать управленческие решения с точки зрения соответствия собственным интересам, поскольку это право любого собственника. Однако это не означает, что коллективная собственность эффективна всегда и при всех условиях, и не содержит потенциально уязвимых мест. Приведенные выше возражения против коллективной собственности указывают на те недостатки, которые могут проявиться и проявляются в деятельности предприятия с коллективной собственностью. Другое дело, что эффективное функционирование коллективных предприятий ограничено определенными условиями (например, размером коллектива). Но главное заключается в том, что условия рынка (необходимость оперативного реагирования, коммерческая тайна и т.п.) создают множество затруднений для наемных работников, желающих основать или выкупить свое предприятие.

В российской экономике проблемы развития коллективных предприятий, естественно, приобретают специфический вид. Практика показывает, что этот сектор может не только активно развиваться, но и быть доминирующим (в частности, в России начала 90-х годов предприятия с преобладанием собственности работников охватывали более 2/3 занятых). Однако содержание этой формально коллективной собственности в отечественной экономике было ближе к номенклатурно-корпоративному, чем к общественному, несмотря на формальное закрепление за работниками предприятий прав верховного собственника, прав на коллективное распоряжение и присвоение находящегося в их собственности имущества, средств производства. Это противоречие (между номенклатурно-корпоративным наследием и коллективной формой собственности) является ключевым для коллективных предприятий и кооперативов в рамках отечественной экономики.

Более того, развитие отношений совместного хозяйствования, самоуправления внутри таких предприятий составляет наиболее существенную социально-экономическую проблему. Ведь закрепление юридического статуса предприятия как коллективного вовсе не обеспечивает фактического экономического статуса работников как совладельцев средств производства, лиц, которые могут совместно принимать решения, распоряжаться собственностью, которые совместно присваивают результаты своего коллективного труда. Таким образом, проблема самоуправления и превращения работников в реальных хозяев — такова основная проблема развития коллективных предприятий.

Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности. Между тем существуют эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в Китайской Народной Республике и в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание влияния государственной собственности на экономику страны, может повлечь тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный сектор. В США, к примеру, его удельный вес достигает 70%, который складывается из долей государственного сектора (2%) и корпоративного (68%). Столь высокий уровень обеспеченности капиталом, за которым — значительное машинозамещение труда, немыслим без общенациональной централизации ресурсов и производственных инвестиций. Такую степень централизации и обеспечивает государственно-корпоративный сектор. Он же дает свыше 90% ресурсов накопления. Исходя из этого легко можно понять закономерность и необходимость существования государственной собственности в экономике.

В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной собственности возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной формы собственности. Статус предприятия как народного предполагает, что народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия.

Какие же правомочия принадлежат государству? Это прежде всего право продажи предприятия, определение политики, целей и задач предприятия, образование сложных форм собственности или хозяйствования на базе государственных предприятий, а так же вопрос о его выкупе трудовым коллективом или продаже частному собственнику. При этом инициатива подобных изменений может принадлежать и трудовому коллективу, однако принятие решения остается за государством.

Второе правомочие, которое должно оставаться за государством, — это предоставлению коллективу государственных заказов, обеспечивающих средний уровень загрузки, обязательный для выполнения.

Третий компонент правомочий государства: оно должно обладать возможностью получения определенной доли прибыли от деятельности государственного предприятия. Однако не стоит забывать о том, что это предприятие находится в ведении государства и определенного трудового коллектива, оно является и собственностью всех членов общества, следовательно, определенная часть прибавочного продукта должна принадлежать собственнику, а им являются все граждане государства. Остальное определяет трудовой коллектив: каким должно быть производство, что и как производить, а так же построение системы экономических отношений внутри предприятия, оплата труда и распределение доходов.

Однако одним из ключевых правомочий государства должно оставаться определение направлений определенной части инвестиций.

Не стоит забывать и о взаимных обязанностях государства и трудового коллектива. Государство отвечает за обеспечение своего госзаказа поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов.

В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.

Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.

Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это происходит через коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности — это процесс перевода государственной собственности в иные формы, в том числе и частные. Перевод государственной собственности в частную собственность называется приватизацией. Таким образом приватизация — составная часть разгосударствления. Приватизация — длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. Теперь не трудно понять причину сложившийся критической ситуации в России после попытки в кратчайшие сроки уничтожить громадный государственный сектор экономики. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. В России ожидалось, что приватизация изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Но этого не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном механическая передача государственного имущества физическим и юридическим лицам.

Приватизационный процесс в России еще далек от завершения и уже полученные результаты свидетельствуют о том, что в дальнейшем следует более внимательно и осторожно подходить к данной проблеме. О продолжении процесса «избавления» от госсобственности по заниженным ценам свидетельствуют правительственные наметки на 1998 год. Так, от приватизации в 1998 году оно намерено получить всего лишь 8 млрд. деноминированных рублей, в том числе: за пакет в 25% акций ОАО «Связьинвест» — 8,9 млн. рублей, за пакет в 96% акций одной из наиболее перспективных нефтяных компаний «Роснефть» — 5,4 млн. руб., за пакет в 25% акций МАПО «Миг», производящего один из лучших в мире истребителей, — 0,65 млн. руб., за пакет в 35% акций авиационного объединения в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) — 0,6 млн. руб. (данные «Российского экономического журнала», №1, 1998 г.). Автор статьи «Российская приватизация в шестилетней ретроспективе», опубликованной в названном журнале, В. Куликов негодует по этому поводу: «...подобные действия оправдываются, как и прежде, заботой о народе. Разница только в том, что раньше «пеклись» о поголовном превращении россиян в собственников, а теперь «озабочены» скорейшим погашением долгов по выплате заработной платы».

Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к «цивилизованной» экономике, свойственной развитым странам? Подобные задачи вряд ли могут быть осуществлены в ближайшем времени, особенно в такой стране как Россия.

Что касается частной собственности, то для развития отношений собственности в нашей стране эта форма имеет большое значение. Современное состояние частной собственности в России было рассмотрено выше, а перспективы ее развития можно только прогнозировать. Идеальная модель частной собственности базируется, по мнению исследователей данной проблемы на двух тенденциях. Первая связана с тем, что мелкая частная собственность обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности в сфере услуг, где не требуются крупные индустриальные системы. Вторая, по сути обратная тенденция связана с тем, что с мелкими частными предприятиями весьма успешно конкурируют мелкие кооперативные, а в индустриальном производстве коллективные или государственные предприятия в целом могут работать не хуже, чем частные.

Таким образом, в современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности неустойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость.

Укрепление форм частной собственности может существенно изменить в лучшую сторону нынешнюю экономически и социально неэффективную модель. Главная задача частной собственности вытекает из необходимости противостоять номенклатурному и корпоративному подавлению индивидуальной инициативы и предприимчивости (а это главное преимущество частной собственности). Достичь этого в реальных условиях отечественной экономики, где экономическая и политическая власть принадлежит номенклатурно-корпоративным структурам, можно лишь на основе добровольного объединения частных собственников в ассоциации, защищающие их права и свободы. Реальная экономическая свобода мелкого частного собственника в условиях крупного обобществленного хозяйства возникает тогда, когда эти собственники начинают постепенно объединять свои экономико-хозяйственные функции и осуществлять их совместно с тем, чтобы сделать их наиболее эффективными.

Этот путь, к сожалению, сталкивается с большими трудностями в нестабильной экономике. Объединение мелкой частной собственности у нас пока гораздо менее распространено, нежели в развитых странах и более того, перспективы его развития далеко не так радужны прежде всего в силу господства того типа хозяйственной организации, когда в условиях возникающего рынка происходит отчуждение собственности от работника, а хозяйственная власть принадлежит корпорациям и бюрократии.

Тем не менее, тенденция объединения мелких частных собственников на основе их поддержки обществом и государством — перспективное направление эволюции частной собственности в становлении рыночной экономики России.

Проведенные исследования показывают, что уже сейчас частный сектор по многим позициям сравнительно более эффективен, чем государственный. Можно сослаться на два исследования, посвященные сравнительному анализу: «Сравнение экономических результатов работы российских предприятий различных форм собственности», проведенное МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и «Система статистического наблюдения за развитием частного сектора» — Института стратегического анализа и развития предпринимательства.

Сравнение по производительности труда дает следующий результат: на чисто государственных предприятиях выработка на одного работника в 1997 г. составляла 39,93 млн. руб.; на предприятиях с долей государства более 25% — 41, 018; менее 25% — 43,705 млн. руб. Источник Института стратегического анализа и развития предпринимательства указывает: производительность труда в частном секторе промышленности составляла в 1997 г. 137,1% от производительности труда в государственном секторе. Кандидат экономических наук В.Г. Холодков полагает, что к настоящему моменту система частной собственности в России в общих чертах сложилась.

Наряду с уже указанными мерами для развития форм частной собственности было бы полезно развитие механизмов общественного контроля за функционированием частной собственности; введение различных форм ответственности частных собственников за использование принадлежащего им общественного богатства. Это придаст адекватные демократические формы, формы общественно-государственного контроля и регулирования процессов развития и функционирования частной собственности.

Какой же может быть доля различных форм частной собственности в экономике? Обычно на этот вопрос отвечают следующим образом: экономическая эффективность и отношения свободной конкуренции должны показать, какая из форм собственности является наиболее адекватной для той или другой структуры экономики. Какие же перспективы развития частной собственности в России можно наметить уже сейчас? Скорее всего для России, пребывающей в кризисе, наиболее вероятной станет структура форм собственности с доминированием «крупной» частной собственности и зависимой от крупных корпораций. Такая ориентация для нашей экономики означает, что любое лицо может фактически оказаться реальным частным собственником, если ему принадлежат существенные возможности по осуществлению мафиозно-неформального контроля. Напротив, частный собственник, формально полностью сосредоточивший в своих руках все права собственности (например, фермер или владелец киоска) в условиях мафиозной или бюрократической организации экономики может фактически полностью зависеть от этих структур и не иметь возможности распоряжения средствами производства.

Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие форм частной собственности в условиях российской действительности может идти и по иному пути: создания механизмов, ломающих корпоративные и мафиозные системы и развивающих демократические формы для прогресса частной собственности. К этим формам может быть отнесено прежде всего развитие объединения частных собственников, развитие демократических форм, когда работники участвуют в управлении и присвоении благ, в контроле и учете собственности; обеспечение гласности в функционировании частной собственности; ответственность частного собственника перед обществом за использование находящегося в его распоряжении богатства.

Теперь обратимся к перспективам развития коллективных форм собственности и кооперативов в современной российской экономике. Они связаны прежде всего с потенциалом общественного творчества, хозяйской, предпринимательской активностью большинства работников. Как правило, для стран, уходящих от государственно-плановой модели экономики, этот потенциал оказывается относительно низок. Человек не привык ощущать себя хозяином и относится к средствам производства как к «ничьим». Для большинства трудящихся существенными оказываются противоречия между традициями коллективного труда и пассивностью, традициями подчинения бюрократической структуре.

Разрешение этих противоречий возможно по мере организации трудящихся в условиях социально-экономической борьбы за свои права, а так же на базе развития новых кооперативов, возникающих в процессе объединения мелких частных собственников. Возможен и путь к активизации коллективистских отношений при очищении их от превратных форм прошлого. Однако во многих случаях социальная и политическая власть оказывается под контролем неформальных сил и организаций, которые принципиально заинтересованы в не столько в развитии, сколько, напротив, в подавлении коллективных форм собственности, что создает дополнительные трудности для их развития. С другой стороны, рост самоорганизации трудящихся, их активности в условиях экономического кризиса во многих случаях может привести к победам в этом направлении. (Примером тому может служить ряд достижений союзов трудовых коллективов предприятий России в конце 80-х годов — начале 90-х гг.).

В любом случае следует признать, что объективные основания для развития коллективных форм собственности на сегодняшний день существуют. Более того, для этого нет и ограничений с материально-технической точки зрения, поскольку потенциал индустриальных технологий в нашей стране, несмотря на кризис, сохранился достаточно высоким. Особо следует отметить, что большие перспективы развития коллективных форм собственности находятся в постиндустриальном секторе. Значительная часть активных участников движения за самоуправление трудовых коллективов, за создание коллективных предприятий — это работники научно-исследовательских, проектных институтов, т.е. коллективов, в которых доминирует или играет значительную роль постиндустриальный труд.

В то же время не стоит забывать о том, что кооперативы и коллективные предприятия несут в себе черты не только общественной, но и частной собственности. Это касается не только возможности индивидуального присвоения коллективного богатства (именные счета), но и того, что кооператив является обособленным субъектом, который хозяйствует наряду с другими такими же коллективными или частными предприятиями. Другое дело, что в последнее время наблюдается следующий процесс: кооперативы и коллективные предприятия эволюционируют, объединяя не только имущество, но и реальные социально-экономические функции. Этот путь преодоления обособления коллективных собственников — путь весьма перспективный для нынешнего состояния экономики.

Обратимся теперь к государственному сектору и его перспективам развития. Какова же возможная сфера распространения государственной собственности в экономике? Прежде всего государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Например, автор статьи «О собственности в современной экономике» Ю. Зарембо справедливо замечает, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности. Вообще, автор данной статьи в некотором роде превозносит государственною собственность, выделяет ее исключительность: «Концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства» — утверждает Ю. Зарембо, обращаясь к истории становления всеохватывающего государственного сектора. Автор считает государственную собственность одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства «курс на развитие частной инициативы и предприимчивости способствовал деградации экономики» — полагает автор статьи. Это одно из мнений на тему государственной собственности и ее значения.

Однако, при всей спорности данного вопроса, абсолютно очевидным и не подвергающемся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

Что касается России, то здесь была совершена попытка в кратчайшие сроки (за 1993-1994 гг.) преобразовать государственную собственность в различные другие формы собственности. Анализируя таблицу 1, видно, что с начала реформирования собственности в России было приватизировано более 84 тыс. предприятий, при этом самый пик приватизационного процесса приходится на 1993 год, когда всего было приватизировано 42924 объекта (50,7%). По сравнению с 1992 годом в России возрос процент приватизационных предприятий посредством выкупа арендованного имущества, продажи ликвидированных предприятий, продажи недвижимости, земли. Падение же акционирования можно объяснить тем, что реальными владельцами предприятий стало их высшее руководство. Поэтому уже к 1996 г. доля акций в руках работников этих предприятий упала с 51% до 5-7%, так как трудящиеся первыми выбрасывали акции на рынок по бросовым ценам. На этом этапе как раз очень важна роль государства, которое должно препятствовать попаданию собственности к безответственным владельцам.

Что касается развития государственной собственности, то здесь безусловно широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В российской экономике сохраняется целый ряд актуальных проблем, без скорейшего разрешения которых невозможно говорить о дальнейших перспективах развития государственной собственности. До сих пор не налажена система управления госимуществом (включая принадлежащие государству акции). Отсутствует даже достоверный перечень имущества, находящегося в федеральной собственности. Должным образом не определены функции и ответственность представителей государства. Все это приводит к тому, что государство теряет огромные доходы, которые могло бы получать от принадлежащих ему акций. Так, по расчетам самого Министерства государственного имущества РФ (Госкомимущества), от одного госпакета акций РАО «ЕЭС» в 1996 году был шанс взять до 1,3 трлн. руб., а получено было всего 130 млрд. руб.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно. Так, автор статьи «Реформа предприятий: новый подход» С. Губанов считает, что «для начала можно сосредоточиться на крупных наукоемких комплексах, в первую очередь — машиностроительных». Данное утверждение обосновывается примером авиастроительного комплекса: было бы эффективным проработать основные принципы, подходы, методику и конкретные мероприятия, которые использовались бы затем при формировании других корпораций, выпускающих важнейшие виды конечной продукции. Одновременно можно было бы отработать ключевые элементы государственного регулирования условий хозяйствования на уровне корпорации, уделяя особое внимание распределению полномочий между федеральными и региональными органами и бюджетами.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа. Нет оснований для отказа от применения всего спектра форм акционерных обществ; целесообразно, в частности, развивать образование ЗАО. Следует устранить все препоны, мешающие развивать собственное дело.

В современной России наблюдается довольно пёстрая картина существования форм и видов собственности, когда наряду с общегосударственной, кооперативной, колхозной, и другими характерными для социалистической формы хозяйствования довольно бурно развиваются капиталистические формы собственности, такие как частная и многие другие. Можно констатировать, что в России сложился новый общественно-экономический строй, который характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким ростом дифференциации доходов населения.

Развитие структуры собственности в России в 90-е годы пошло не по демократическому пути. В результате распределения государственной собственности сложился фактически номенклатурный капитализм. Государственная собственность, несмотря на внешний демократизм процедур приватизации, перешла к тем слоям общества, которые были фактическими (не юридическими) ее собственниками. Иными словами подавляющая часть собственности фактически перешла в руки директорского корпуса, высшего министерского аппарата.

Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством.

В заключении я считаю уместным упомянуть социальное влияние произошедших изменений в экономике. Поскольку проблема собственности всегда актуальна, особенно в наши дни и для нашего общества, необходим анализ не только ее экономических, но и социальных аспектов. Есть немало людей, которые, например, считают государственную собственность наилучшим социально-экономическим устройством или рассматривают частную собственность как естественный образ жизни и способ решения всех проблем (примером подобного многообразия полярных мнений тому служат приведенные выше позиции компетентных ученых и исследователей экономической ситуации России). Реорганизация отношений собственности — это сложный бюрократический процесс, в котором люди выходят на совершенно новый уровень деловой жизни, сталкиваются с необходимостью переговоров и экспертных консультаций, вовлекаются в круговорот ответственных документов, связанных с куплей и продажей акций, имущественными сделками, обязательствами и гарантиями.

Стоит также обратить внимание на взаимосвязь собственности с преступностью. Причины криминальности и теневых явлений в социальной и экономической жизни разнообразны (стремление иметь источник существования в случае потери работы, поиск более легких и привлекательных источников дохода и т.д.). В то же время исследований показывают, что огромное количество людей из разных социальных слоев не против влиться в мафиозные структуры, которые престижны среди населения прежде всего потому, что связываются в сознании людей с возможностью власти и распоряжения собственностью. Поэтому регулирование отношений собственности — это возможность борьбы с преступностью, ее ослабления.

В.2.  Формы собственности и организация управления. Адаптация к рынку

Собственность всегда существует в определённых формах, которые развиваются и взаимодействуют друг с другом. Под формой собственности понимается конкретное проявление отношения собственности, оформленное юридическим правом. В России признаны следующие формы собственности:

  1.  Собственность граждан, которая может выступать в виде частной собственности.
  2.  Коллективная собственность в разных её видах.
  3.  Государственная собственность в разных видах, на разных уровнях.
  4.  Собственность общественных и религиозных организаций.
  5.  Собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан.
  6.  Смешанные формы собственности, в том числе собственность совместных предприятий (отечественных и зарубежных).

Каждая из этих форм имеет свои виды и подвиды. Задача государства состоит в том, чтобы создавать и охранять необходимые условия для существования и развития всех форм собственности и обеспечивать их задачу. Некоторые формы собственности сложились в нашей стране давно, а другие только начинают развиваться.

Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще. Жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности.

В.3. Тенденции организационных изменений при переходе к рынку

Факторы, обуславливающие необходимость многообразия:

1. Изменение, которое происходит в развитии производственных сил. В этом развитии есть 2 тенденции:

  •  С одной стороны, развитие производственных сил вызывает в обществе закономерный процесс обобществления производства, усиливает процесс интеграции, что объективно требует присвоения, то есть усиливается роль и значение общественной и коллективной форм собственности.
  •  С другой стороны, развитие производственных связей ведёт к углублению общественного разделения труда, усиливает специализацию, рождает новые виды деятельности.

Эти процессы требуют развития индивидуальных, частных и коллективных форм собственности. Для таких форм характерна полная ответственность, полная самостоятельность, как в деятельности, так и в присвоении результатов.

2. В условиях НТП человек, его рабочая сила становятся решающим фактором производства. От предприимчивости людей, их заинтересованности, ответственности зависит эффективность производства, его прогресс. Поэтому необходимы разные формы включения человека в отношения собственности, которые дают ему право полной экономической свободы в предпринимательской деятельности.

3. Всеобщие законы цивилизованного устройства общества также требуют многообразия форм и видов собственности и свободу выбора их человеком.

4. Сама рыночная экономика требует многообразия форм и видов собственности, поскольку на их основе возникают различные формы хозяйствования, конкурирующие друг с другом. В рыночной системе каждая форма и вид собственности занимают своё место. Вытеснение, расширение или сокращение той или иной формы собственности или формы хозяйствования происходит в ходе острой конкурентной борьбы, в результате которой жизнедеятельными оказываются более эффективные, базирующиеся на любой форме собственности. В рыночной экономике такое многообразие видов и форм собственности представляет собой не механическое единство, а единство динамическое, в котором все формы подвижны; они сочетаются, видоизменяются, сращиваются.

5. Многообразие форм собственности необходимо также для включения любой страны в мировую хозяйственную систему, которая функционирует как рыночная.

Мировая практика свидетельствует, что наибольшую эффективность демонстрируют те системы, где в многообразных видах представлены 3 формы собственности:

  •  Частная;
  •  Коллективная;
  •  Государственная.

В.4.  Программы государственной поддержки малого бизнеса

I. Совершенствование внешней среды развития малого бизнеса

Направление I включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов малого бизнеса; создание условий для доступа субъектов малого бизнеса к выполнению государственного заказа, а также мероприятия по созданию положительного имиджа бизнеса в обществе.

В рамках поднаправления по совершенствованию нормативно-правовой базы будут осуществлены мероприятия, включающие в себя доработку проектов федеральных законов, незавершенную в период реализации федеральной программы на 2000-2001 гг., и разработку проектов подзаконных актов (постановлений, порядков, инструкций, правил и др.); разработку изменений и дополнений в нормы действующего законодательства, тормозящие развитие бизнеса. В связи этим требуется постоянный мониторинг действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм, а также мониторинг действующего регионального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и текущего нормотворчества в этой сфере на предмет соответствия их федеральному законодательству и на его основе подготовку предложений и рекомендаций.

В рамках Направления I будут также проведены мероприятия по обеспечению доступа малых предприятий к конкурсам на выполнение государственных заказов. Для этого будут проведены соответствующие исследовательские и аналитические работы и подготовлены бизнес-планы, необходимые для экспериментального апробирования различных организационных решений и/или распространения имеющегося практического опыта.

Одной из задач является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Для ее решения будут подготавливаться и публиковаться в СМИ информационные материалы, статьи, посвященные отдельным проблемам или достижениям, подготавливаться радио- и телепередачи. Будут также регулярно проводиться встречи, семинары и «круглые столы» с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры помимо прочего будут способствовать вовлечению в сферу малого бизнеса дополнительного круга лиц.

II. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого бизнеса

В рамках Направления II будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие: систему микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, создание межрегиональных и региональных гарантийных систем, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования, венчурного финансирования и микрокредитования.

Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого бизнеса к финансовым и имущественным ресурсам.

Будет создан федеральный гарантийный фонд с целью предоставления гарантий возврата кредитов, выделяемых российскими и иностранными инвесторами (банками, специализированными фондами, компаниями и т.п.) для реализации программ и проектов в области малого бизнеса.

С целью координации лизинговой деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, профессиональных и общественных организаций будет создана сеть опорных межрегиональных лизинговых центров.

В одном из субъектов Российской Федерации будет осуществлен пилотный проект по созданию центра венчурного (инновационного) финансирования, включая бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и др.

Будет осуществлена на федеральном уровне разработка типовых рамочных документов по созданию механизмов и структур микрокредитования.

В рамках данного Направления в комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого бизнеса, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры.

III. Развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса

Направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого бизнеса; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого бизнеса; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого бизнеса; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки малого бизнеса; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В рамках направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого бизнеса, а именно государственных и других специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого бизнеса путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Будет оказана поддержка создаваемым и действующим региональным (межрегиональным) фондам поддержки малого бизнеса, учебно-деловым центрам, бизнес-инкубаторам и технопаркам, региональным агентствам по поддержке малого бизнеса, их филиалам и самостоятельным структурам поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне. Особое внимание будет уделено регионам с низким уровнем развития инфраструктуры и сервисных организаций. Будет также оказываться содействие в развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса в наукоградах, закрытых административно-территориальных образованиях, военных городках и гарнизонах.

Предусматривается дальнейшее развитие и эффективное использование сети инфраструктуры на базе системы фондов поддержки малого бизнеса; проведение мониторинга деятельности системы фондов поддержки малого для подготовки методических рекомендаций по оптимизации деятельности инфраструктуры малого бизнеса; создание единого механизма финансовых расчетов системы фондов поддержки малого бизнеса.

В рамках данного направления также будет осуществляться совершенствование и развитие инфраструктуры информационной поддержки малого бизнеса, актуализация и постоянное пополнение информационных ресурсов существующих общероссийских и межрегиональных сетей поддержки малого бизнеса с целью предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий на рынки, включая межрегиональные и международный, создание и поддержание общероссийской сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, создание унифицированных программно-технологических систем информационной поддержки малого бизнеса. Программой предусматривается развитие информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием интернет-ресурсов «Инновационное предпринимательство», «Малый и средний бизнес», «Открытый источник» и др.

Формирование межрегиональных систем информационной поддержки предпринимательской деятельности предусматривает также создание и сопровождение в сети Интернет делового мега-портала, обеспечивающего доступ предпринимателей к объединенным массивам деловой информации организаций, составляющих региональную инфраструктуру поддержки бизнеса; обеспечение льготного доступа малых предприятий к информационным ресурсам, а также создание новых и поддержка эффективно функционирующих региональных и межрегиональных информационных центров по поддержке предпринимательской деятельности на основе действующей инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В субъектах Российской Федерации будет организовано проведение семинаров для работников малых предприятий и структур поддержки малого бизнеса со специалистами соответствующего профиля ведущих инновационно-технологических компаний, а также издание и распространение ежегодно 10 бесплатных печатных изданий тиражом не менее 10 тыс. экземпляров по вопросам использования информационных технологий в предпринимательской деятельности.

Для продвижения продукции субъектов малого бизнеса на региональный, межрегиональный и внешний рынок будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности. Для этого также предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров для малых предприятий, информации о новых товарах и услугах; предоставление дополнительных возможностей малым предприятиям для заключения сделок.

Как отдельное поднаправление будет проведена разработка и реализация программы обеспечения экономической, правовой и информационной безопасности малого бизнеса.

В целях развития системы дополнительного профессионального образования будут реализовываться мероприятия по поддержке объектов инфраструктуры, специализирующихся на образовательном и консалтинговом обслуживании предпринимательской деятельности в регионах России.

В рамках мероприятий по подготовке и переподготовке кадров будет организована система постоянного дополнительного профессионального образования для государственных служащих федерального и регионального уровней по вопросам развития малого бизнеса, а также будет оказано организационно-методическое содействие в подготовке специалистов муниципального и отраслевого уровней. Для труднодоступных регионов будут организованы дистанционные формы обучения основам предпринимательской деятельности.

IV. Статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого бизнеса и его государственной поддержки

В рамках направления предполагается реализация мероприятий по статистическому обеспечению государственной политики в области поддержки малого бизнеса. Они включают в себя проведение статистических обследований различных категорий субъектов малого бизнеса и анализ на этой основе уровня развития предпринимательской сферы в целом по стране и в отдельных ее регионах, а также прогнозирование экономического развития сектора малого бизнеса.

В порядке информационно-аналитического обеспечения разработки государственной политики поддержки бизнеса и подготовки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов в рамках данного направления будут проведены исследования по вопросам: регистрации и ликвидации юридических лиц; лицензирования различных видов деятельности; государственного контроля и надзора за производством товаров и услуг; бюджетной политики и организации бюджетного процесса в части, связанной с поддержкой бизнеса; по вопросам налогообложения малого бизнеса, включая сравнительный анализ различных схем налогообложения и совершенствование льгот для субъектов малого бизнеса; кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного); ведения бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях; государственному регулированию трудовых отношений и социальной защите в сфере малого бизнеса; определения статуса организаций, представляющих интересы малых предприятий и осуществляющих поддержку бизнеса; и др. Для совершенствования механизмов правоприменительной практики с целью снижения административных барьеров планируется провести анализ судебной (арбитражной) практики разрешения споров между субъектами бизнеса и органами контроля (надзора).

В рамках данного Направления будут выполнены разработки по практическому внедрению организационных механизмов и технологий: поддержки бизнеса в регионах, на муниципальном уровне; внедрению эффективных видов кредитования и финансирования малых предприятий, включая взаимные и гарантийные схемы и ряд других.

V. Реализация региональных и специальных программ в сфере малого бизнеса

На первом этапе реализации Программы в 2002 г. будут проведены исследования в целях разделения всех субъектов Российской Федерации на группы с разным уровнем развития малого бизнеса. Далее для каждой из групп планируется проведение отдельных конкурсов, на которые субъекты Российской Федерации должны выносить собственные региональные программы поддержки малого бизнеса. На основе конкурса планируется выбрать 3-6 «пилотных» регионов (по одному-двум представителям из каждой группы) для реализации на втором этапе программы наиболее эффективных региональных программ поддержки малого бизнеса.

Также предполагается проведение конкурсов среди субъектов Российской Федерации с целью отбора регионов для реализации на их территории мер по поддержке различных типов субъектов малого бизнеса: успешно действующих малым предприятий; начинающих предпринимателей.

В целях развития малого инновационного бизнеса, а также повышения эффективности и придания комплексности информационно-технологическому, консалтинговому, информационно-аналитическому и образовательному обслуживанию субъектов малого бизнеса в регионах России с высоким научно-техническим потенциалом будут реализованы 2-3 пилотных проекта по созданию инновационно-инфраструктурных комплексов, включающих в себя инновационно-технологический, информационно-аналитический, консалтинговые центры, а также образовательное учреждение по подготовке специалистов инновационной деятельности.

В целях снижения социальной напряженности в малонаселенных регионах России и вовлечения в предпринимательскую деятельность коренных народов, населяющих эти регионы в рамках данного направления предполагается поддержка целевых региональных программ, направленных на развитие традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

VI. Международное сотрудничество в сфере малого бизнеса

В рамках данного направления будет осуществляться разработка и реализация программ сотрудничества с государствами – участниками СНГ, в том числе Программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2002-2005 гг. в рамках Союзного Государства России и Беларуси, сотрудничество в области поддержки малого бизнеса в рамках соглашений между МАП России и министерствами и ведомствами зарубежных стран, Федеральным Фондом поддержки малого бизнеса и структурами государственной поддержки малого бизнеса зарубежных стран, сотрудничество в области поддержки малого бизнеса с международными организациями, участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия развитию малого бизнеса в Российской Федерации

Будет также осуществляться содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий, в том числе в рамках деятельности представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в зарубежных странах, торгово-экономических отделов посольств, других загранучреждений МИД России, участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, в том числе в созданных в их рамках рабочих группах по малому и среднему предпринимательству.

Предусматривается создание условий для более полного и эффективного использования средств международной технической помощи в развитии малого бизнеса. В рамках Программы будет создан центр содействия реализации иностранных программ поддержки бизнеса, оказывающий им содействие во взаимодействии с органами власти, ассоциациями предпринимателей и отдельными предприятиями на федеральном и региональном уровнях, а также общедоступная база данных об иностранных проектах по поддержке бизнеса. Будут регулярно проводиться рабочие встречи, семинары и «круглые столы» с участием представителей иностранных и международных проектов.