85916

Автоматизация учета хозяйственной деятельности предприятия

Дипломная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем объем финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, у любого предприятия ограничен. Именно поэтому особую актуальность приобретает задача учета расхода денежных средств на инвестируемом предприятии.

Русский

2015-04-01

350.5 KB

4 чел.

Содержание

Введение _____________________________________________________

  1.  Анализ деятельности предприятия _____________________________
    1.  Структура предприятия. Основные виды деятельности _________
    2.  Основные финансово-экономические показатели работы предприятия _____________________________________________
  2.  Исследование методов автоматизации управленческой деятельности_
    1.  Организация учета движения денежных средств предприятия ___
    2.  Методы оценки инвестиционных проектов ___________________
    3.  Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии __________
  3.  Программное обеспечение ____________________________________
    1.  Обоснование выбора комплекта программно-технических средств
    2.  Описание входных и выходных форм ________________________
    3.  Порядок работы. Контрольный пример ______________________

Заключение ___________________________________________________

Литература ____________________________________________________

_____6

_____7

_____7     

____15

____20

____20

____23

____38

____40

____40

____46

____47

____54

____55


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей дипломной работы – «Автоматизация учета хозяйственной деятельности предприятия».

Объектом исследования является ООО «Интерпрокат», которое осуществляет инвестиционный проект ООО «Чижи».

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие-инвестор (в данном случае ООО «Чижи») нередко сталкивается с проблемой, на что расходуются инвестиции, предоставленные инвестируемому предприятию (ООО «Интерпрокат»).

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации.  Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования, заслуживает серьезного внимания.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем объем финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, у любого предприятия ограничен. Именно поэтому особую актуальность приобретает  задача учета расхода денежных средств на инвестируемом предприятии.

В связи с вышеизложенным в работе будут рассмотрены следующие вопросы:

  •  организация учета движения денежных средств;
  •  критерии оценки инвестиционных проектов;
  •  автоматизация бухгалтерского учета.

1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Интерпрокат»

1.1. Структура предприятия. Основные виды деятельности

Краткая характеристика предприятия

Рассматриваемая нами организация представляет собой общество с ограниченной ответственностью (ООО) под названием «Интерпрокат», которое было основано специально для реализации инвестиционного проекта            ООО «Чижи» на территории Луганской области. Общество с ограниченной ответственностью – это коммерческое предприятие с минимальным количеством учредителей общества не менее двух. Члены общества несут ответственность по его обязательствам только в пределах пая.

Дата основания: 31 января 2001 года.

Учредителями ООО «Интерпрокат» являются:

  •  Автономов С.В. – размер доли в Уставном фонде 25%
  •  ООО «Чижи» - размер доли в Уставном фонде 75%.

Уставной фонд предприятия составляет 11800 грн.

Главным органом управления являются Сборы Участников.

Исполнительным органом Общества является его Директор, которого назначают на Сборах Участников общества. Директор обеспечивает управление текущей деятельностью Общества.

Трудовой коллектив общества составляют все граждане, которые своим трудом берут участие в деятельности  ООО «Интерпрокат» на основании трудового договора (контракта), а также других форм, которые регулируют трудовые отношения.

Экономическая политика ООО «Интерпрокат»

Основные цели ООО «Интерпрокат» и методы их достижения представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Цели ООО «Интерпрокат» и методы их достижения

Цель

Методы

Обеспечение получения прибыли от реализации инвестиционного проекта ООО «Чижи»

Совершенствование технологии изготовления труб, применение в производстве более дешевых видов сырья и материалов

Насыщение рынка товарами (услугами). Завоевание доверия у потребителей.

Высокое качество товара, широкая его номенклатура и ассортимент, относительно низкая цена.

Применение в производстве лучшего оборудования, внедрение системы контроля качества с использованием последних достижений техники, постоянный контакт с потребителями с целью лучшего изучения их потребностей

Создание новых рабочих мест

Строительство и запуск новых производственных зданий.

Освоение новых видов деятельности.

   Основными видами деятельности общества являются:

  •  производство труб и другой продукции из металлов, а также производство ферросплавов;
  •  оптовая и розничная торговля какими-либо товарами производственно-технического назначения и общественного потребления;
  •  добыча, переработка и обогащение угля, других полезных ископаемых;
  •  строительство гражданских и промышленных объектов; производство строительных материалов;
  •  проектно-конструкторская, научно-исследовательская и научно-производственная деятельность;
  •  осуществление всех видов комиссионной торговли и товарообменных (бартерных) операций;
  •  выполнение работ по проектированию, наладке, ремонту и сервисному обслуживанию различного рода приборов, оборудования, автомобилей и иных технических средств;
  •  коммерческие операции с недвижимостью, фьючерскими контрактами;
  •  организация тотализаторов, игорных заведений, проведение лотерей и розыгрышей.

и т. д.

Организационная структура ООО «Интерпрокат»

Любой объект, процесс или явление состоит из частей, более простых  по своему устройству. Функционирование любого объекта легче понять,  разбив его на части и исследовав взаимодействие этих частей. Очевиднее всего структура проявляется в организационных системах. В этом случае она представляет собой иерархическую структуру  управления. Такая структура носит название организационной или административной.  Главное ее назначение - дифференциация  управленческих функций с целью их упрощения и повышения эффективности. Организационная структура позволяет далее определить и проанализировать управленческие и организационно-вспомогательные функции объекта, выделив  среди них наиболее информационно-емкие, требующие компьютерной поддержки.

ООО «Интерпрокат» имеет организационную структуру, представленную на рис.1, объединяющую все необходимые звенья единой производственно-технологической цепи: основные цеха по производству  электросварных труб и холоднокатаных бесшовных труб (ТЭЦ и ХПТ); вспомогательные службы: ремонтно-инструментальный участок, транспортный, монтажный и строительный участки; испытательную лабораторию и другие производственные подразделения, которые в полной мере обеспечивают производственный цикл изготовления и отгрузки труб потребителям.

Рис 1.Организационная структура ООО «Интерпрокат»

Организация работы экономических служб и применяемой вычислительной техники

Одним из основополагающих принципов  эффективного управления в сложных системах является принцип декомпозиции. Сложную функцию разбивают на более простые, используя чаще всего принципы специализации (например, по производственному или территориальному признаку) и делегирования полномочий, т.е. иерархии.  Такая дифференциация увязывается, как правило, с организационной структурой и в ней же закрепляется. Совокупность управленческих функций существующей системы легче всего выявлять и анализировать на основе ее организационной структуры.

В данном разделе, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы:

  •  каковы задачи деятельности объекта и его подразделений?
  •  какие функции выполняют подразделения и их работники по решению    поставленных задач?
  •  какова технология реализации функций, т.е. какая и как собирается информация, ее обработка, маршруты ее перемещения?

Следует отметить, что деление на цели, задачи и  функции условно. Оно зависит от уровня иерархии. Функция, с точки зрения вышестоящей инстанции, может трактоваться как задача или даже цель на нижнем уровне иерархии.

Цели ставятся согласно основным направлениям деятельности. В нашем случае целью деятельности ООО “Интерпрокат” является осуществление предпринимательской деятельности, получение прибыли, рассматриваемой в интегральном аспекте (т.е. не сиюминутный доход, а прибыль, извлекаемая на некотором временном отрезке).

Задачи определяются направлениями деятельности, главными из которых являются осуществление производство сварных и бесшовных труб.

Основными задачами являются также задачи анализа и прогноза спроса и предложения на местном рынке, организация конкурентоспособной торговли и услуг, продвижение товаров и услуг на местном рынке, создание соответствующей инфраструктуры, заключение договоров на реализацию продукции, организация деятельности и работа с персоналом и т.п.

После определения целей и задач, стоящих перед организацией, рассмотрим задачи, стоящие перед отдельными экономическими службами и функции, выполняемые ими же.

Отдел бухгалтерии

Задачами отдела бухгалтерии являются: организация финансовой деятельности компании, направленная на обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству, внедрению новой техники и других плановых затрат; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности и ускорением оборачиваемости оборотных средств; своевременность платежей по обязательствам в Государственный бюджет, поставщикам, учреждениям банков, по обязательствам, организация расчетов.

Функции отдела бухгалтерии:

  •  подготовка форм бухгалтерской отчетности;
  •  предоставление расчетов по декларациям в налоговую инспекцию;
  •  проведение расчетов по налогам и внебюджетным фондам;
  •  контроль целевого использования средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений, новой техники и кредитов;
  •  оформление  первичной документации по всем хозяйственным и финансовым операциям;
  •  учет материальных и финансовых средств и их источников на соответствующих счетах;
  •  расчеты с юридическими и физическими лицами;
  •  проведение инвентаризаций и оценок имущества;
  •  перевод различных средств и платежей по их назначению;
  •  учет реализации продукции;
  •  проверка платежеспособности предприятия.

Отдел материально-технического снабжения и сбыта

Задачами отдела материально-технического снабжения и сбыта (ОМТСиС) являются:  выполнение работ по осуществлению экономической деятельности завода, а также обеспечение реализации продукции завода, обеспечение выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами, рационализации работы сбытовой службы завода, снижение затрат на сбыт продукции.

Функции отдела ОМТСиС:

  •  поиск и налаживание деловых контактов с партнерами, как на территории Украины так и за ее пределами;
  •  лицензирование и квотирование производимой заводом продукции;
  •  осуществление таможенного оформления экспортно-импортных грузов;
  •  изучение перспективного и текущего спроса на продукцию завода;
  •  участие в планирование ассортимента выпускаемой продукции;
  •  организация приема, хранения, комплектации, консервации и упаковки готовой продукции;
  •  организация отгрузки готовой продукции, оформление отгрузочной документации, контроль и учет выполнения планов реализации готовой продукции.

Планово-экономический отдела и труда и заработной платы

Задачами планово-экономического отдела и труда и заработной платы (ПЭО и ОТиЗ) являются: руководство работой по экономическому планированию на заводе, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Также задачей является организация комплексного экономического анализа деятельности завода и участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. И организация труда и заработной платы, обеспечение повышения производительности труда и правильного расходования зарплаты.

Функции ПОЭ и ОТ и З:

  •  организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих (годовых) планов завода в соответствии с контрольными цифрами, долговременными экономическими нормативами;
  •  доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;
  •  рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых коррективов;
  •  составление нормативных затрат на изготовление продукции;
  •  организация статистической отчетности завода.
  •  разработка и внедрение норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечение широкого применения технически обоснованных норм обслуживания для рабочих и служащих;
  •  обеспечение подразделений завода нормативными материалами по труду;
  •  участие в разработке заданий по снижению трудоемкости продукции, контроль за их выполнением;
  •  разработка применительно к конкретным условиям завода положений о премировании работников, осуществление контроля за правильностью их применения;
  •  осуществление контроля за правильностью применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат и коэффициентов к зарплате, правильностью тарификации работ и установление разрядов рабочим;
  •  разработка проектов планов по труду и доведение утвержденных планов до цехов;
  •  осуществление контроля за расходованием фонда заработной платы в цехах, отделах и службах завода.

Техническое оснащение экономических служб является одним из существенных условий повышения производительности предприятия и снижения времени на обработку поступающей информации.

На данный момент вычислительная техника, т.е. компьютеры и периферийные устройства не в полной мере используются в работе экономических служб.

Это связано, прежде всего, с отсутствием дополнительных денежных средств у предприятия для покупки персональных ЭВМ и необходимого программного обеспечения, не умением работать с техникой персонала, и недопониманием руководства значения и возможностей, появляющихся при эффективном использовании современных компьютерных средств. Особенно важно использование компьютерной техники в статистическом, финансовом и оперативном учете.

Оперативность реагирования управляющих органов на процессы, протекающие в производстве и его обслуживании, наиболее эффективна в условиях автоматизированного получения обратной информации. Для этого необходима соответствующая периферийная техника, которая на рассматриваемом нами предприятии развита недостаточно. Поиск и хранение информации осложняется отсутствием специальных программ, обеспечивающих автоматизированное реагирование на ход производства.

Основными требованиями к техническому обеспечению являются:

  •  комплексность механизации и автоматизации процессов;
  •  непрерывность использования технических средств и движения информационных потоков;
  •  экономичность эксплуатации техники управления.

На данный момент при решении повседневных задач, стоящих перед сотрудниками, используется следующая компьютерная техника и программное обеспечение:

  •  Во всех экономических отделах стоит по одному компьютеру;
  •  Все экономические службы используют ПО фирмы Microsoft из пакета MS Office 2000.

1.2. Основные финансово-экономические показатели работы                      ООО «Интерпрокат»

В Украине, с переходом к рыночным отношениям, ярко выражается повышение самостоятельности предприятий, их экономической и юридической ответственности.  Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов предпринимательской деятельности. Это и многое другое резко увеличило роль  анализа финансового состояния данных субъектов: наличия, использования и движения денежных средств.

Выходные данные такого анализа необходимы, прежде всего, самим собственникам, а также инвесторам, кредиторам, поставщикам и государственным организациям, таким как налоговые службы и т.д.

Исходными данными для проведения финансового анализа экономической деятельности предприятия явились:

  •  Баланс предприятия за 1 квартал 2002 года (форма №1);
  •  Отчет о финансовых результатах (форма №2).

Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой (пассив).

Баланс отражает состояние субъекта хозяйствования в денежной оценке, кроме того, он обладает кумулятивным эффектом, так как представляет последствия всех решений и сделок, которые имели место и были учтены до даты его составления.

В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов:

  •  Необоротные активы
  •  Оборотные активы
  •  Расходы будущих периодов.

Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку и по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал - наиболее постоянная часть баланса. Пассив баланса состоит из таких разделов:

  •  Собственный капитал
  •  Обеспечение будущих расходов и платежей
  •  Долгосрочные обязательства
  •  Текущие обязательства
  •  Доходы будущих периодов.

В данной работе для анализа используется баланс за 1 квартал 2002 г, так как ведение хозяйственной деятельности ООО «Интерпрокат» начало с               1 января 2002 г., до этого момента никакой хозяйственной деятельности предприятие не проводило.

Баланс на 1 апреля 2002 г.                                   Форма №1

Актив

Код строки

На начало

отчетного периода

На конец

отчетного периода

1

2

3

4

I. Необоротные активы

Нематериальные активы:

Остаточная стоимость

010

Первичная стоимость

011

Износ

012

Незавершенное строительство

020

Основные средства:

остаточная стоимость

030

3899,6

первичная стоимость

031

3906,6

Износ

032

6,8

Долгосрочные финансовые инвестиции:

которые рассчитываются по методу участия в капитале других предприятий

040

Другие финансовые инвестиции

045

Долгосрочная дебиторская задолженность

050

Отсроченные налоговые активы

060

Другие необоротные активы

070

Всего по разделу I

080

3899,6

II. Оборотные активы

Запасы:

Производственные запасы

100

185,7

животные на выращивание и откорм

110

незавершенное производство

120

готовая продукция

130

Товары

140

2,8

Векселя полученные

150

Дебиторская задолженность за товары, работы и услуги:

чистая реализационная стоимость

160

282,2

первичная стоимость

161

резерв сомнительных долгов

162

Дебиторская задолженность по счетам:

с бюджетом

170

139,3

по выданным авансам

180

по начисленным доходам

190

по внутренним расчетам

200

Другая текущая дебиторская задолженность

210

0,9

Текущие финансовые инвестиции

220

Денежные средства и их эквиваленты:

в национальной валюте

230

1,7

в иностранной валюте

240

другие оборотные активы

250

Всего по разделу II

260

612,5

III. Расходы будущих периодов

270

Баланс

280

4512,3

Пассив

Код строки

На начало

отчетного периода

На конец

отчетного периода

1

2

3

4

I. Собственный капитал

Уставный капитал

300

9,7

Паевой капитал

310

Дополнительный вложенный капитал

320

Другой дополнительный капитал

330

Резервный капитал

340

Нераспределенная прибыль  (непокрытый убыток)

350

(107,9)

Неоплаченный капитал

360

Вырученный капитал

370

Всего по разделу I

380

II. Обеспечение будущих расходов и платежей

Обеспечение выплат персоналу

400

Другие обеспечения

410

Целевое финансирование

420

Всего по разделу II

430

III. Долгосрочные обязательства

Долгосрочные кредиты банков

440

Долгосрочные финансовые обязательства

450

Отсроченные налоговые обязательства

460

Другие долгосрочные обязательства

470

Всего по разделу III

480

IV. Текущие обязательства

Краткосрочные кредиты банков

500

Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам

510

Векселя выданные

520

Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги

530

984,8

Текущие обязательства по счетам:

по полученным авансам

540

по бюджету

550

11,6

по внебюджетным платежам

560

1,1

по страхованию

570

15,4

по оплате труда

580

36,3

с участниками

590

по внутренним счетам

600

258,9

Другие текущие обязательства

610

3312,1

Всего по разделу IV

620

4620,2

V. Доходы будущих периодов

630

Баланс

640

4512,3

Отчет о финансовых результатах Форма №2

за  1 квартал 2002 г.

I.Финансовые результаты

Статья

Код строки

За отчетный период

За предыдущий период

1

2

3

4

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

010

262,3

Налог на добавленную стоимость

015

43,7

Акцизный сбор

020

Другие сборы или налоги с оборота

025

Другие отчисления от дохода

030

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

035

218,6

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

040

Валовая:

Прибыль

050

Убыток

055

29,2

Другие операционные расходы

060

52,0

Административные расходы

070

59,8

Расходы на сбыт

080

Другие операционные расходы

090

72,1

Финансовые результаты от операционной деятельности

Прибыль

100

Убыток

105

109,1

Доход от участия в капитале

110

Другие финансовые доходы

120

Другие доходы

130

Финансовые расходы

140

Расходы от участия в капитале

150

Другие расходы

160

Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения

Прибыль

170

Убыток

175

109,1

Налог на прибыль от обычной деятельности

180

Финансовые результаты от обычной деятельности

Прибыль

190

Убыток

195

Необычные

Доходы

200

Расходы

205

8,5

Налог с необычной прибыли

210

Чистая

 

Прибыль

220

Убыток

225

II. Элементы операционных расходов

Наименование показателя

Код строки

За отчетный период

За предыдущий период

1

2

3

4

Материальные расходы

230

83,4

Расходы на оплату труда

240

123,7

Отчисления на социальные мероприятия

250

45,8

Амортизация

260

4,9

Другие операционные расходы

270

92,5

Всего

280

350,3

III. Расчет показателей прибыльности акций

Статья

Код строки

За отчетный период

За предыдущий период

1

2

3

4

Среднегодовое количество простых акций

300

Скорректированное среднегодовое количество простых акций

310

Чистая прибыль, которая приходится на одну простую акцию

320

Скорректированная чистая прибыль, которая приходится на одну простую акцию

330

Дивиденды на одну простую акцию

340

Как видно из данных Баланса и Финансовой отчетности, предприятие работает в убыток. Это связано с тем, что на данный момент ООО «Интерпрокат» не выпускает никакой продукции, а занимается строительством и реконструкцией трубного завода.

2. Исследование методов автоматизации управленческой деятельности

2.1. Организация учета движения денежных средств предприятия

Счет 31 «Счета в банках», согласно новому Плану счетов, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 30.09.99 г. №291, открывается каждым субъектом хозяйствования, который осуществляет расчетные операции в банке (банках) и имеет самостоятельный баланс. Обобщенная информация о наличии и движении денежных средств отражается на следующих субсчетах:

в национальной валюте:

  •  311 «Текущие счета в национальной валюте»;
  •  313 «Прочие счета в национальной валюте»;

в иностранной валюте:

  •  312 «Текущие счета в иностранной валюте»;
  •  314 «Прочие счета в иностранной валюте».

Данные по операциям по счетам в банке при журнально-ордерной форме учета систематизируются в двух многографных регистрах: в Журнале-ордере №2 по кредиту счета 31 «Счета в банках» (с распределением сумм по дебету корреспондирующих счетов), и в Ведомости №2 - по дебиту счета 31 «Счета в банках» (с распределением сумм по кредиту корреспондирующих счетов).

Основанием для составления указанных регистров служат выписки банка и прилагаемые к ним расчетные документы, подтверждающие зачисление на счет или списание денежных средств со счета (платежные поручения, платежные требования и др.).

Записи в Журнале-ордере №2 и Ведомости №2 производятся после обработки банковских выписок, заключающейся в:

  1.  проверяется соответствие записей в прилагаемых к ним расчетных документах. В случае получения наличных денежных средств из кассы банка к выписке прилагается квитанция приходного кассового ордера, которая оформляется при оприходовании наличности в кассу предприятия. Если в выписке банка будут выявлены операции по ошибочному зачислению денежных средств (не принадлежащих данному предприятию), принимаются меры по их возврату плательщику в пятидневный срок;
  2.  проставляются в прилагаемых расчетных документах и выписке шифры корреспондирующих счетов в соответствии с характером произведенной денежной операции;
  3.  производится отдельно по дебету и отдельно по кредиту группировка сумм путем их подсчета по однородным операциям по одноименным корреспондирующим счетам, шифры которых проставлены в выписке;
  4.  производятся записи оборотов по кредиту счета 31 в журнале-ордере №2 и по дебету счета 31 в ведомости №2 с разбивкой по корреспондирующим счетам;
  5.  подсчитываются суммы, занесенные в соответствующие корреспондирующим счетам графы в журнале-ордере №2 и в ведомости №2, и записываются итоговые результаты подсчета;
  6.  составляются листки расшифровки с разбивкой сумм, отраженных в журнале-ордере и ведомости, по субсчетам.

Аналитический учет по счету 31 осуществляется на основании прилагаемых к выписке банка расчетных документов, в которых отражены номер документа, дата, наименование плательщика (получателя) платежа, краткое наименование и сумма операции.

По окончании месяца в учетных регистрах по счету 31 подсчитываются итоги по корреспондирующим счетам и сверяются с оборотами по этим счетам, отраженными в других учетных регистрах в корреспонденции со счетом 31. Отметки о произведенной сверке заносятся в строку «Отметки», затем обороты за месяц из журнала-ордера №2 заносятся в главную книгу.

Остаток денежных средств отражается в ведомости №2 только на начало и конец месяца. Остаток средств в ведомости, выведенный на конец месяца, должен соответствовать остатку средств на текущем счете, отраженному в последней в данном месяце выписке банка, и данным Главной книги.

Данные об остатках денежных средств на текущем счете предприятия в банке за каждый рабочий день (банка и предприятия) можно получить из выписки банка.

2.2. Методы оценки инвестиционных проектов

Понятие и критерии оценки инвестиционного проекта

Важнейшее свойство капитала состоит, как известно, в возможности приносить прибыль его владельцу. Долгосрочное вложение капитала, или инвестирование - одна из форм использования такой возможности.

Суть инвестирования, с точки зрения инвестора (владельца капитала), заключается в отказе от получения прибыли "сегодня" во имя прибыли "завтра". Операции такого рода аналогичны предоставлению ссуды банком. Соответственно, для принятия решения о долгосрочном вложении капитала необходимо располагать информацией, в той или иной степени подтверждающей два основополагающих предположения:

(1) вложенные средства должны быть полностью возмещены;

(2) прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.

Таким образом, проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату. В самом общем смысле, инвестиционным проектом (investment project) называется план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли.

Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными - от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности приобретения недвижимого имущества. Во всех случаях, однако, присутствует временной лаг (задержка) между моментом начала инвестирования и моментом, когда проект начинает приносить прибыль.

Временной фактор играет ключевую роль в оценке инвестиционного проекта. Первая фаза, непосредственно предшествующая основному объему инвестиций, во многих случаях не может быть определена достаточно точно. На этом этапе проект разрабатывается, готовится его технико-экономическое обоснование, проводятся маркетинговые исследования, осуществляется выбор поставщиков сырья и оборудования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта.

Также здесь может осуществляться юридическое оформление проекта (регистрация предприятия, оформление контрактов и т.п.) и проводиться эмиссия акций и других ценных бумаг.

Как правило, в конце прединвестиционной фазы должен быть получен развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. Все вышеперечисленные действия, разумеется, требуют не только времени, но и затрат. В случае положительного результата и перехода непосредственно к осуществлению проекта понесенные затраты капитализируются и входят в состав так называемых "предпроизводственных затрат" с последующим отнесением на себестоимость продукции через механизм амортизационных отчислений.

Следующий отрезок времени отводится под стадию инвестирования или фазу осуществления (investment/implementation phase). Принципиальное отличие этой фазы развития проекта от предыдущей и последующей фаз состоит, с одной стороны, в том, что начинают предприниматься действия, требующие гораздо больших затрат и носящие уже необратимый характер (закупка оборудования или строительство), а, с другой стороны, проект еще не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств.

На данной стадии формируются постоянные активы предприятия. Некоторые виды сопутствующих затрат (например, расходы на обучение персонала, на проведение рекламных мероприятий, на пуско-наладку и другие) частично могут быть отнесены на себестоимость продукции (как расходы будущих периодов), а частично - капитализированы (как предпроизводственные затраты).

С момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или по приобретении недвижимости или иного вида активов начинается третья стадия развития инвестиционного проекта - эксплуатационная (operational) фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг и соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Значительное влияние на общую характеристику проекта будет оказывать продолжительность эксплуатационной фазы. Очевидно, что, чем дальше будет отнесена во времени ее верхняя граница, тем большей будет совокупная величина дохода.

Важно определить тот момент, по достижении которого денежные поступления проекта уже не могут быть непосредственно связаны с первоначальными инвестициями (так называемый "инвестиционный предел"). Например, при установке нового оборудования им будет являться срок полного морального или физического износа.

Общим критерием продолжительности срока жизни проекта или периода использования инвестиций является существенность вызываемых ими денежных доходов с точки зрения инвестора. Так, при проведении банковской экспертизы на предмет предоставления кредита, срок жизни проекта будет совпадать со сроком погашения задолженности, и дальнейшая судьба инвестиций ссудодателя уже не будет интересовать.

Каковы же общие критерии коммерческой привлекательности инвестиционного проекта? Этих критериев два. Кратко их можно обозначить как "финансовая состоятельность" (финансовая оценка) и "эффективность" (экономическая оценка).

Оба указанных подхода взаимно дополняют друг друга. В первом случае анализируется ликвидность (платежеспособность) проекта в ходе его реализации. Во втором - акцент ставится на потенциальной способности проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста.

В экономической литературе для определения реальной ставки процента или реальной нормы прибыли рекомендуется использовать следующую формулу:

R = N - I, (1)

где R - реальная ставка, N - номинальная ставка, I - темп инфляции (все значения - за один и тот же период времени, в процентах).

Учитывая вышесказанное, и исходя из основополагающего принципа альтернативности, можно сделать следующее важное заключение: проект будет привлекательным для потенциальных инвесторов, если его реальная норма доходности будет превышать таковую для любого иного способа вложения капитала.

Итак, проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности (нормы прибыли).

Различают два основных подхода к решению данной проблемы, в соответствии с которыми и методы оценки эффективности инвестиций предлагается разделить на две группы:

(1) простые (статические) методы;

(2) методы дисконтирования.

Методы, входящие в первую категорию, оперируют отдельными, "точечными" (статическими) значениями исходных показателей. При их использовании не учитываются вся продолжительность срока жизни проекта, а также неравнозначность денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Тем не менее, в силу своей простоты и иллюстративности, эти методы достаточно широко распространены, хотя и применяются, в основном, для быстрой оценки проектов на предварительных стадиях разработки.

Во второй группе собраны методы анализа инвестиционных проектов, оперирующие понятием "временных рядов" и требующие применения специального математического аппарата и более тщательной подготовки исходной информации.

Методы оценки эффективности инвестиционного проекта

Среди простых методов определения целесообразности помещения капитала в инвестиционный проект чаще всего используются два: расчет простой нормы прибыли и расчет срока окупаемости.

Простая норма прибыли (simple rate of return - простой темп возврата) представляет собой аналог показателя рентабельности капитала. Отличие простой нормы прибыли (ПНП) от коэффициентов рентабельности заключается в том, что первая рассчитывается как отношение чистой прибыли (ЧП) за один какой-либо промежуток времени (обычно, за год) к общему объему инвестиционных затрат (ИЗ):

ПНП = ЧП / ИЗ. (1)

Для облегчения вычислений сумма чистой прибыли часто не корректируется на величину процентных выплат.

Интерпретационный смысл простой нормы прибыли заключается в оценке того, какая часть инвестиционных затрат возмещается (возвращается) в виде прибыли в течение одного интервала планирования. Сравнивая расчетную величину ПНП с минимальным или средним уровнем доходности, потенциальный инвестор может придти к предварительному заключению о целесообразности продолжения и углубления анализа данного инвестиционного проекта. На основании этого показателя можно также оценить и примерный срок окупаемости инвестиций.

Очевидно, что величина простой нормы прибыли находится в сильной зависимости от того, какой именно период будет выбран для расчета значения чистой прибыли. Для того чтобы первая могла выступать в качестве оценки всего инвестиционного проекта, для ее определения рекомендуется выбирать наиболее характерный (так называемый "нормальный") интервал планирования. В самом общем случае это может быть период, в котором проектом уже достигнут планируемый уровень производства или полное освоение производственных мощностей, но еще продолжается погашение первоначально взятых кредитов.

Использование такого грубого метода, каким является расчет простой нормы прибыли, может быть оправдано только с точки зрения простоты вычислений.

Несколько более сложным для расчета является другой показатель из группы простых методов оценки эффективности - срок окупаемости (pay-back period - период возмещения). Цель данного метода состоит в определении продолжительности периода, в течение которого проект будет работать "на себя". Весь объем генерируемых проектом денежных средств (cash generation), к которым относятся: сумма прибыли и амортизации, засчитывается как возврат на первоначально инвестированный капитал.

Расчет производится путем постепенного, шаг за шагом, вычитания из общего объема капитальных затрат суммы амортизационных отчислений и чистой прибыли за очередной интервал планирования (как правило, год). Интервал, в котором остаток становится отрицательным, знаменует собой искомый "срок окупаемости". Если этого не произошло, значит последний превышает установленный срок жизни проекта.

Определение срока окупаемости, в силу своей иллюстративности, иногда используется как простой метод оценки риска инвестирования.

Точность представленного метода оценки эффективности в большой степени зависит от частоты разбиения срока жизни проекта на интервалы планирования.

Существенным недостатком данного метода является то, что он ни в коей мере не учитывает деятельность проекта за пределами срока окупаемости и, следовательно, не может применяться при сопоставлении вариантов, различающихся по продолжительности осуществления.

Методы дисконтирования

Главный недостаток простых методов оценки эффективности инвестиций заключается в игнорировании факта неравноценности одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени. Понимание и учет этого факта имеет чрезвычайно важное значение для корректной оценки проектов, связанных с долгосрочным вложением капитала.

Проиллюстрировать воздействие временного фактора на "сегодняшнюю" ценность любых операций, связанных с получением или расходованием любых экономических ресурсов, в первую очередь - денежных, можно на следующем несложном примере.

Предположим, садовод хочет продать мешок картошки и выручить за него сто гривен (цена условная!). Гражданин согласен купить картошку, но предлагает продавцу заплатить сто гривен не сейчас же, а только через год. Какова будет реакция садовода, угадать не сложно: очевидно, что ценность сделанного предложения значительно ниже первоначально установленной цены.

Для того чтобы сделка все-таки состоялась на условиях отсрочки платежа, гражданин должен увеличить обещаемую сумму, причем настолько, насколько садовод оценивает, во-первых, свои потери от отсутствия в течение года и мешка картошки, и денег за него, во-вторых, свой риск, связанный с вероятностью неуплаты гражданином долга, и, наконец, влияние инфляции.

Анализируя приведенный выше пример, следует выделить два главных положения:

(1) с точки зрения продавца, сумма денег, получаемая сегодня, больше той же суммы, получаемой в будущем;

(2) с точки зрения покупателя, сумма платежей, производимых в будущем, эквивалентна меньшей сумме, выплачиваемой сегодня.

При этом надо особо подчеркнуть тот факт, что изменение ценности денежных сумм происходит не только в связи с инфляцией.

Проблема адекватной оценки привлекательности проекта, связанного с вложением капитала, заключается в определении того, насколько будущие поступления оправдывают сегодняшние затраты. Поскольку принимать решение приходится "сегодня", все показатели будущей деятельности инвестиционного проекта должны быть откорректированы с учетом снижения ценности (значимости) денежных ресурсов по мере отдаления операций, связанных с их расходованием или получением. Практически корректировка заключается в приведении всех величин, характеризующих финансовую сторону осуществления проекта, в масштаб цен, сопоставимый с имеющимся "сегодня". Операция такого пересчета называется "дисконтированием" (discounting - уценка).

Расчет коэффициентов приведения в практике оценки инвестиционных проектов производится на основании так называемой "ставки сравнения" (rate of discount - коэффициент дисконтирования или норма дисконта). Смысл этого показателя заключается в измерении темпа снижения ценности денежных ресурсов с течением времени. Соответственно, значения коэффициентов пересчета всегда должны быть меньше единицы.

Сама величина ставки сравнения (RD) складывается из трех составляющих:

RD = IR + MRR * RI, (2)

где IR - темп инфляции (inflation rate), MRR - минимальная реальная норма прибыли (minimal rate of return), RI - коэффициент (мультипликатор), учитывающий степень инвестиционного риска (risk of investments).

Под минимальной нормой прибыли, на которую может согласиться предприниматель (cut-off rate - ставка отказа (отсечения)), понимается наименьший гарантированный уровень доходности, сложившийся на рынке капиталов - то есть, нижняя граница стоимости капитала.

Более точный расчет ставки сравнения может потребовать учета не только существующего темпа инфляции I, но и возможного его изменения в течение рассматриваемого периода (срока жизни проекта). Для этого в формулу (2) должен быть введен поправочный коэффициент I', который, в случае ожидаемого роста темпов инфляции, будет иметь положительное значение. В случае предполагаемого их снижения такая поправка приведет к уменьшению общей величины ставки сравнения.

Для действующих предприятий, осуществляющих инвестиции, в качестве коэффициента дисконтирования рекомендуется использовать средневзвешенную стоимость инвестированного капитала, определяемую на основании величины дивидендных и процентных выплат.

Методы дисконтирования с наибольшим основанием могут быть отнесены к стандартным методам анализа инвестиционных проектов. В практике оценки используются различные их модификации, однако наибольшее распространение получили расчеты показателей чистой текущей стоимости проекта и внутренней нормы прибыли.

Применение методов дисконтирования чистых потоков денежных средств позволяет более корректно, с учетом фактора времени, определить срок окупаемости проекта.

Чистая текущая стоимость проекта

Прежде чем объяснять суть метода расчета чистой текущей стоимости, введем понятие "чистого дохода" или "чистого потока денежных средств" (net cash flow, NCF).

Разность между "чистыми" притоками и оттоками денежных средств (то есть, потоками без учета источников финансирования) представляет собой чистый доход проекта (ЧД) на данном отрезке срока жизни. Как правило, он формируется за счет прибыли от операций (ПО) и амортизационных отчислений (АО) за вычетом инвестиционных затрат (ИЗ) и налоговых выплат (Н):

ЧД = ПО + АО - ИЗ - Н. (3)

Две положительные составляющие чистого потока денежных средств олицетворяют собой: в первом случае (прибыль) - доход от текущей деятельности, во втором (амортизация) - возмещение первоначальных инвестиций в постоянные активы.

Так как при определении величины прибыли от операций не учитываются проценты за кредиты, чистый доход представляет собой ту сумму, в пределах которой могут осуществляться платежи за привлеченные источники финансирования (как собственные, так и заемные) без ущерба для основного капитала проекта.

Если накопленная в течение всего срока жизни сумма чистых доходов отрицательна, это свидетельствует об убыточности проекта, то есть о его неспособности полностью возместить инвестированные средства, не говоря уже о выплате хотя бы минимальной ренты потенциальным инвесторам.

Интерес представляет, прежде всего, сопоставление суммарного чистого дохода с полными инвестиционными издержками. Таким образом, потенциальный инвестор может определить максимально возможный общий уровень доходности вложенного капитала.

Необходимо адекватно оценивать проект с точки зрения эффективности использования инвестированных средств, нужно все потоки будущих поступлений и платежей привести в сопоставимый вид с учетом влияния фактора времени. Пересчет указанных величин на один - "сегодняшний" - момент времени, каковым является момент начала осуществления проекта, производится с помощью коэффициентов приведения (discount factor, DF - фактор дисконтирования). Значения этих коэффициентов для каждого интервала планирования проекта рассчитываются при заданной величине ставки сравнения (RD) с использованием модифицированной формулы сложных процентов:

DF(Y) = 1 / (1 + RD)Y, (4)

где Y - порядковый номер интервала планирования (при условии, что за нулевой принят интервал начала осуществления проекта, то есть, DF(0) = 1).

После того, как все значения чистых потоков денежных средств проекта будут умножены на соответствующие коэффициенты DF, подсчитывается их сумма.

Полученная величина представляет собой показатель чистой текущей (приведенной) стоимости (net present value, NPV - чистая настоящая ценность) проекта:

NPV = NCF(0) + NCF(1)*DF(1) + ... + NCF(n)*DF(n), (5)

где NCF - чистый поток денежных средств.

Экономический смысл чистой текущей стоимости можно представить как результат, получаемый немедленно после принятия решения об осуществлении данного проекта - так как при ее расчете исключается воздействие фактора времени.

Положительное значение NPV считается подтверждением целесообразности инвестирования денежных средств в проект, а отрицательное, напротив, свидетельствует о неэффективности их использования. Очевидно, что из двух вариантов осуществления проекта должен быть выбран тот, у которого показатель NPV будет больше.

Значительное влияние на итоговый результат расчета, а, следовательно, и на его интерпретацию, будет оказывать выбор ставки сравнения. Кроме того, как очевидно, чем дальше отнесены во времени (относительно нулевого интервала) планируемые поступления и платежи, тем меньшее влияние они оказывают на величину показателя NPV за счет экспоненциального роста знаменателя в формуле (4).

Некоторые компоненты инвестиционного проекта могут иметь определенную стоимость и после окончания срока жизни последнего. Это относится, прежде всего, к остаточной стоимости постоянных активов и оборотному капиталу (величина последнего включает в себя стоимость запасов, незавершенной и готовой продукции, а также счета к получению за вычетом краткосрочных обязательств).

Необходимость учета конечной, остаточной или ликвидационной стоимости (salvage value) проекта обусловлена тем, что она представляет собой капитал, аккумулированный в неликвидной (неденежной) форме и потенциально способный приносить прибыль.

При определении ликвидационной стоимости предполагается, что все имущество может быть реализовано по ценам не ниже цены приобретения или создания, с учетом уже начисленного износа.

Как правило, момент расчета ликвидационной стоимости столь отдален от начала осуществления проекта, что эта величина не может оказать существенного влияния на принимаемое решение. Если же она представляет собой значительную сумму, ее дисконтированное значение обязательно должно добавляться к текущей стоимости проекта.

Одним из основных факторов, определяющих величину чистой текущей стоимости проекта, безусловно, является масштаб деятельности, проявляющийся в "физических" объемах инвестиций, производства или продаж. Отсюда вытекает естественное ограничение на применение данного метода для сопоставления различающихся по этой характеристике проектов: большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективному варианту капиталовложений. В подобных случаях рекомендуется использовать показатель рентабельности инвестиций, называемый также коэффициентом чистой текущей стоимости (net present value ratio, NPVR).

Указанный показатель представляет собой отношение чистой текущей стоимости проекта к дисконтированной (текущей) стоимости инвестиционных затрат (present value of investment, PVI):

NPVR = NPV / PVI. (6)

Внутренняя норма прибыли

Для использования метода чистой текущей стоимости проекта нужно заранее устанавливать величину ставки сравнения. Это, как было показано выше, представляет собой определенную проблему и в большой степени зависит от оценки экспертом каждой из компонент в формуле (2). Поэтому более широкое распространение получил метод, в котором субъективный фактор сведен к минимуму, а именно - расчет внутренней нормы прибыли или окупаемости (internal rate of return, IRR).

Интерпретационный смысл показателя IRR состоит в определении максимальной ставки платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным. В случае оценки эффективности общих инвестиционных затрат, например, это может быть максимальная процентная ставка по кредитам, а при оценке эффективности использования собственного капитала - наибольший уровень дивидендных выплат.

С другой стороны, значение IRR может трактоваться как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат. Если он превышает среднюю стоимость капитала в данном секторе инвестиционной активности и с учетом инвестиционного риска данного проекта, последний может быть рекомендован к осуществлению.

Наконец, третий вариант интерпретации состоит в трактовке внутренней нормы прибыли как предельного уровня окупаемости (доходности) инвестиций, что может быть критерием целесообразности дополнительных капиталовложений в проект.

Внутренняя норма прибыли находится обычно методом итерационного подбора значений ставки сравнения при вычислении чистой текущей стоимости проекта. Специальные микрокалькуляторы, а также все деловые пакеты программ для персональных компьютеров, включая табличные процессоры, содержат встроенную функцию для расчета IRR.

Объективность, отсутствие зависимости от абсолютных размеров инвестиций и богатый интерпретационный смысл делают показатель внутренней нормы прибыли исключительно удобным инструментом измерения эффективности капиталовложений.

Учет инфляции

Выше была приведена формула (1), рекомендуемая для пересчета номинальных процентных ставок в реальные. На самом деле, формула указанного вида дает достаточно точные результаты только при относительно низких темпах инфляции, не более 3 - 5 процентов за период. Точное математическое выражение для этой операции выглядит немного по-другому, так как содержит дополнительный "инфляционный" делитель - индекс инфляции, который может вносить существенные коррективы в результаты расчетов (обозначения те же, что и в формуле (1)):

R = (N - I) / (1 + I). (7)

Второй момент, связанный с использованием представленной выше формулы, заключается в требовании сопоставимости измерения исходных показателей N (номинальная ставка) и I (темп инфляции). Поскольку последний всегда рассчитывается по правилу сложных процентов, номинальная банковская ставка также должна быть пересчитана в эффективную. Формула для такого пересчета выглядит следующим образом:

Ne = (1 + Nb / P) P - 1, (8)

где Ne - номинальная эффективная ставка, Nb - номинальная банковская ставка, P - число периодов начисления процентов внутри рассматриваемого интервала действия ставок.

Методы расчета критических точек

Методы расчета критических точек проекта обычно представлены расчетом так называемой "точки безубыточности" (break-even point (analysis), BEP - точка достижения равновесия), обычно применяемым по отношению к объемам производства или реализации продукции. Его смысл, как это вытекает из названия, заключается в определении минимально допустимого (критического) уровня производства (продаж), при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытка. Чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредсказуемого сокращения рынков сбыта и, следовательно, тем ниже будет риск инвестора.

Для использования данного метода должен быть выбран интервал планирования, на котором достигается полное освоение производственных мощностей. Затем, методом итераций, подбирается искомое значение объема производства (обычно в натуральном исчислении) или объема продаж (обычно в денежном исчислении). Проект признается устойчивым, если найденная величина не превышает 75 - 80 процентов от нормального уровня.

Применяется также и аналитический способ расчета точки безубыточности. Для этого необходимо разделить текущие (производственные) затраты на условно-переменные (связанные с объемом производства) и условно-постоянные (фиксированные), а затем подставить эти значения в следующую формулу:

BEP = FC / (SR - VC), (9)

где BEP - точка безубыточности, FC - условно-постоянные расходы [fixed costs], SR - выручка от реализации [sales revenues], VC - условно-переменные расходы [variable costs].

По-иному значение точки безубыточности трактуется как объем производства, при котором маржинальная прибыль равна условно-постоянным затратам.

Несмотря на простоту и высокую интерпретационную ценность, метод расчета точки безубыточности имеет единственный и очень существенный недостаток, заключающийся в использовании только одного "среза" исходных данных для заключения об устойчивости проекта на всем протяжении срока жизни.

Кроме описанных выше "классических" способов расчета точки безубыточности, могут применяться их различные модификации, в которых изменяемыми параметрами будут являться не только объем, но и цена реализации продукции, а критериями - сумма накопленных денежных средств или внутренняя норма прибыли. При их использовании надо стремиться к охвату всего периода функционирования проекта.

Организация работы по оценке проекта.

Общий порядок работы по оценке инвестиционного проекта, вне зависимости от отраслевой принадлежности и степени сложности последнего, может быть разбит на следующие пять этапов:

1) подготовка (сбор и верификация) исходных данных;

2) выполнение предварительных расчетов, выявление "узких мест" проекта и оценка его финансовой состоятельности;

3) корректировка или дополнение исходных данных по результатам предварительных расчетов и финансовой оценки;

4) выполнение окончательных расчетов, развернутый анализ полученной информации, оценка эффективности инвестиций и оценка риска;

5) интерпретация результатов анализа и подготовка отчета (заключения) о целесообразности осуществления проекта.

 2.3. Автоматизация бухгалтерского учета

Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления - вот первоочередные задачи руководителя предприятия. В бухгалтерской и банковской деятельности это особенно важно, что обуславливает широкое применение бухгалтерских пакетов и программ, благодаря внедрению которых повышается оперативность обработки данных и достоверность деловой информации, принимаются более объективные финансовые и управленческие решения.

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.

В условиях относительной неопределенности в налоговой сфере предприятие может сильно пострадать или даже потерпеть крах, и всего лишь из-за небрежности в бухгалтерском учете. Примеров тому очень много, причем часто страдают предприятия, стремящиеся работать честно. Страдают из-за небрежного ведения внутренней бухгалтерии предприятия. Страдают также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений (а они принимаются сплошь и рядом). При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.

Известно, что основное применение компьютеров в организациях — обработка текстовых документов и ведение бухгалтерского учета. Если с первой задачей пользователи справляются более - менее успешно без посторонней помощи, то автоматизация бухгалтерского учета, как задача более сложная и ответственная.

Чем же может помочь бухгалтеру компьютер? Безусловно, компьютерная программа не заменит грамотного бухгалтера, но позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

На данный момент на рынке предлагается большое количество типовых тиражируемых бухгалтерских программ, самой массовой из которых является «1С:Бухгалтерия».

Однако не все предприятия используют бухгалтерские программы, из-за их высокой стоимости. Зачастую бухгалтерская программа не соответствует нуждам предприятия, и ее приходится изменять, что стоит тоже немалых денег. Еще одним фактором является несоответствие бухгалтерского и налогового учета, дороговизна обновлений, связанных с изменением законодательства.

Поэтому многие предприятия постепенно переходят к проверенному способу – разработке бухгалтерской программы собственными силами. В данной ситуации широко применяется пакет MS Office: Word, Access, Excel.


Директор

ЭО и ОТиЗ

Отдел главного

технолога

ТЭЦ

АПР

Ремонтно-инструментальный участок

Бухгалтерия

Главный инженер

Зам. директора по производству

Зам директора по вопросам охраны  труда

1й зам. директора

ХПТ

Отдел главного

конструктора

Отдел главного

механика и энергетика

Отдел кадров и делопроизводства

Отдел технич. контроля

Юрист

Охрана

Испытательная лаборатория

ПТО

Строительный участок

Монтажный участок

Транспортный участок

ОМТСиС

Склад

БРУ

Зам. директора по строительству


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12699. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ ВШВ-003-М2 802.5 KB
  Цель работы: 1 закрепить основные теоретические положения о вибрации как об опасном и вредном производственном факторе; 2 научиться оценивать вибрации на рабочих местах и определять эффективность виброизоляции. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ШУМА И ВИ...
12700. Расчет электрического искусственного освещения 103.5 KB
  Расчет электрического искусственного освещения Вариант №4 Беспалова А.А. Исходные данные: наименование помещения – механический цех; размеры помещения 12×18 м2; расчетная высота подвеса 50 м; освещенность по ОСТ 32.9.81 тип светильника – УПД500; источ...
12701. Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа 1.04 MB
  Лабораторная работа №1 Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучаю...
12702. Построение линии пересечения поверхностей 359.5 KB
  Лабораторная работа №3 Построение линии пересечения поверхностей ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерная графи...
12703. Построение трехмерной модели предмета. Построение комплексного чертежа предмета 2.3 MB
  Лабораторная работа №3 Часть 1.Построение трехмерной модели предмета Часть 2. Построение комплексного чертежа предмета ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерна
12704. Моделирование сборочной единицы в системе КОМПАС -3D 2.87 MB
  Методические рекомендации по выполнению конструкторской документации в системе КОМПАС 3D. Лабораторная работа. Моделирование сборочной единицы. Содержание. Введение. 1. Задание..5 2.. Моделирование сборочной единицы.6 ...
12705. Создание трёхмерных моделей и ассоциативных чертежей деталей, входящих в состав сборочной единицы 2.31 MB
  Методические рекомендации по выполнению конструкторской документации в системе КОМПАС 3D Лабораторная работа №1 Создание трёхмерных моделей и ассоциативных чертежей деталей входящих в состав сборочной единицы Содержание. Введение. 1. Задание
12706. Организация военно-патриотического воспитания подростков на примере деятельности клуба Мужество 270.5 KB
  Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. В советский период на самых различных государственных уровнях патриотической работе с молодёжью уделяется очень большое значение.
12707. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем 3.66 MB
  И.В.Черных. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем. Содержание 1. Общие сведения 52. Запуск Simulink 53. Обозреватель разделов библиотеки Simulink 64. Создание модели 85. Окно модели 106. Основные приемы подготовки и редактирования модели 11 6.1. Добавление текстовых надпис...