8592

Постпозитивизм и философия науки

Доклад

Логика и философия

Постпозитивизм и философия науки. Понятие постпозитивизм охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существуе...

Русский

2013-02-15

31 KB

7 чел.

Постпозитивизм и философия науки.

Понятие постпозитивизм охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существует «внутренняя» полемика. Выражаясь в терминах одного из его виднейших представителей – Томаса Куна, – это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы. Условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность): релятивистское, представленное Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом Полани; и фаллибилистское, к этой группе следует отнести прежде всего Карла Поппера и Имре Лакатоса, а также Дж. Уоткинса, Дж. Агасси, Дж. Фетзера. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания, его неустойчивости во времени. Разумеется, естественна преемственность постпозитивизма с неопозитивизмом в его внимании к рациональным методам познания. Однако, как было сказано, постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, «роста» знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. В противоположность неопозитивистскому антиисторизму, постпозитивизм стремится осуществить синтез логико-методологического и историко-научного методов анализа научного знания. Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. В связи с этим критике постпозитивистов подвергаются в основном особенности философии их предшественников, препятствовавшие историческому подходу к познанию: тезис о существовании свободного от теоретических привнесений языка наблюдения, о возможности строгой демаркации науки и философии, стремление навязать познанию идеальные нормы, не являющиеся продуктами реальной научной практики, преувеличение роли формальных структур при исследовании знания и т. п. С этих позиций осуществляется и подход к процессам изменений в научном познании. Происходит (за исключением К. Поппера, фигуры в значительной степени переходной) отказ от присущей позитивизму абсолютизации верифицирующего значения опыта. Научный факт теряет свою метафизичность, сохраняя за собой лишь сугубо утилитарное значение. Идей, лежащие в основе философских работ обсуждаемого направления, могут быть представлены следующим образом:

1. Теоретическое понимание науки возможно лишь при построении динамической картины научного знания.

2. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение является теоретически нагруженным.

3. Философские (онтологические и методологические) концепции имеют тесную связь с конкретно-научным знанием. Философия не только стимулирует развитие науки, но философские утверждения органически входят в «тело» науки.

4. Динамика научного знания не является строго кумулятивным процессом, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы.

5. Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких «ближних» задач: лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др.

6. В качестве метода разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу: историко-научный, методологический, науковедческий, психологический, социологический, логический и др. При этом логический метод по меньшей мере не имеет доминирующего характера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37763. Методы противодействия радиоэлектронным закладным устройствам, предназначенным для снятия конфиденциальной информации 48.88 KB
  Цели и учебные вопросы Цели лабораторной работы: ознакомление с возможностями комплекса Крона НМ и программного обеспечения Филин Ультра; получение практических навыков: по проведению радиомониторинга в контролируемой зоне по обнаружению поиску и блокированию радиозакладных устройств Учебные вопросы: классификация поисковых устройств для проведения радиомониторинга см. Место: лаборатория Технические средства обеспечения безопасности Используемые технические средства: автоматизированный комплекс обнаружения электронных...
37764. Безпека SMTP і спам 760.04 KB
  У результаті цього спам став практично нерозв'язною проблемою так як було неможливо визначити хто насправді є відправником повідомлення фактично можна відправити лист від імені будьякої людини. DT CRLF Вказує на початок повідомлення. Для завершення повідомлення вказується CRLF . Повідомлення доставляються клієнтові за протоколом POP а надсилаються як і раніше за допомогою SMTP.
37765. Робота з діалоговими компонентами 2.09 MB
  Виконавши лабораторну роботу, я освоїв роботу програм з такими діалоговими компонентами як OpenDialog та SaveDialog для зв’язку з файлами (їх створення, збереження або відкриття вже існуючих), PrinterSetupDialog для налагодження підключених принтерів для друку, FindDialog та ReplaceDialog для пошуку та заміни тексту. Також закріпив навички роботи з компонентами середовища Delphi TMemo та TMainMenu, зрозумів основні принципи створення текстового редактора.
37766. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения 262.51 KB
  Безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
37767. Протокол для передачі файлів FTP 189.19 KB
  Для переходу в інший каталог використовую команду CWD: CWD incoming. Для того щоб створити в цій директорії вводжу команду STOR: STOR myfile. Переходжу в інший каталог за допомогою команди CWD: cwd incoming та вводжу команду PWD яка відображає вмістиме каталогу з яким встановлений звязок:. Вводжу команду LS що відображає файли і підкаталоги в даному каталозі.
37768. Розробка складних додатків з використанням графіки 1.16 MB
  ps unit Unit1; {mode objfpc}{H} interfce uses Clsses SysUtils FileUtil LResources Forms Controls Grphics Dilogs Menus StdCtrls ExtCtrls Spin; type { TForm1 } TForm1 = clssTForm Button1: TButton; Button2: TButton; Button3: TButton; ColorDilog1: TColorDilog; MinMenu1: TMinMenu; MenuItem1: TMenuItem; MenuItem2: TMenuItem; MenuItem3: TMenuItem; MenuItem4: TMenuItem; MenuItem5: TMenuItem; MenuItem6: TMenuItem; MenuItem7: TMenuItem; MenuItem8: TMenuItem; MenuItem9:...
37770. Розробка DLL-бібліотек 4.3 MB
  Тема: Розробка DLL-бібліотек. Мета: навчитись створювати DLL-бібліотеки та використовувати їх в додатках, засвоїти навички експорту функцій.
37771. Методы защиты информации от утечки по опто виброакустическому каналу 534 KB
  УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студента по выполнению лабораторной работы № 2 по учебной дисциплине Инженернотехническая защиты информации Тема: Методы защиты информации от утечки по опто виброакустическому каналу Занятие: Исследование активных методов защиты защищаемого помещения от утечки речевой информации за счет каналов утечки речевой информации на основе волоконнооптических коммуникаций. Обсуждено на заседании кафедры ФЗИ РГГУ ____ ________ 2007 года протокол № ____ Москва 2007 Тема: Методы защиты защищаемого помещения ЗП от...