85923

Автоматизация системы анализа конкурентоспособности предприятия на примере МЧП «Рубеж»

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Умение быстро находить нужную информацию является одним из важных условий продуктивности и качества работы специалистов. В ближайшие годы трудно будет себе представить рабочее место экономиста без персонального компьютера, и возможности этого универсального инструмента должны быть использованы специалистами в полной мере.

Русский

2015-04-01

393.5 KB

0 чел.

               Міністерство освіти та науки Украіни

        Східноукраінский національний університет

                         імені Володимира Даля

 Краснодонський факультет інженерії та менеджменту

                   Кафедра економічної кібернетики

           Випускна робота бакалавра

                           на тему: 

 “Аналіз конкурентноздатності підприємства”

Студентка гр. Кз-981                               Леончук Я.Б.

Керівник випускної

бакалаврської роботи                             к.т.н. доцент ІстомінЛ.Ф.

Завідувач кафедри

економічної кібернетики                       д.т.н.,проф.Рамазанов С.К.              

  

                       Краснодон 2003

РЕфЕРАТ

Пояснительная записка  к дипломной работе: 52 стр., 6 табл.,     4 рис., приложений, источников 32.

Объектом исследования является  МЧП «Рубеж»

Цель исследования – автоматизация  системы анализа конкурентоспособности предприятия.

Методы исследования -  проектирование программного продукта с помощью Microsoft Access.

КОНКУРЕНОСПОСОБНОСТЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ, КОНКУРЕНЦИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, БАЗА ДАННЫХ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, CASE-ТЕХНОЛОГИЯ, НОРМАЛИЗАЦИЯ  ДАННЫХ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

6

1. Аналіз финансово-экономического  состояния предприятия

7

1.1.Общая характеристика МЧП «Рубеж»

7

1.2.  Анализ маркетинговой среды предприятия

8

1.3  Анализ организационной структуры  управления предприятием.

10

1.4. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

13

2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

14

2.1. Концепция конкуренции

14

2.2. Методика анализа конкурентоспособности

17

2.3. Конкурентоспособность МЧП «Рубеж»

25

2.4. Прогнозирование  конкурентоспособности  предприятия

30

3.  Информационное  обеспечение  системы анализа конкурентоспособности предприятия. на

33

3.1 Исследование существующего документооборота и  средств        . обработки информации предприятии.

33

4.Разработка  программного обеспечения автоматизированной системы управления                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

34

4.1.Выбор комплекса программных средств при автоматизации.

34

.

35

4.1.1 Режимы функционирования банка данных в производственных условиях

35

4.1.2. Пользовательские запросы к банку данных

36

4.1.3 Проблемы, связанные с выбором СУБД

37

4.2. Описание основных режимов работы  и принципов ввода и  вывода даннях

40

5.Построение информационной модели

40

5.1. Описание предметной области

5.2.Нормализация отношений

5.3.Описание связей между отношениями

5.4.Построение таблиц, форм, отчетов, запросив.

40


ВВЕДЕНИЕ

Находящееся на пороге третьего тысячелетия производство невозможно без  информации, которая  последние десятилетия уходящего века была  окончательно признана  ресурсом развития человеческого общества.  Впечатляющие успехи в этот же период достигнуты  человечеством в информационных технологиях.

Информационное обеспечение – это  возможность своевременно получать необходимую информацию и правильно организовать работу с источниками информации.

Умение быстро находить нужную информацию является одним из  важных условий  продуктивности и качества работы специалистов. В ближайшие годы  трудно будет себе  представить рабочее место экономиста без персонального компьютера, и возможности этого  универсального инструмента должны быть использованы специалистами в полной мере.

Для большинства  украинских  предприятий маркетинговое управление  становится одним из  условий выживания и успешного  функционирования. При  этом  обеспечение  эффективности такого  управления предвидеть  вероятное  будущее состояние предприятия и среды, в которой  оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе. Это достигается  с помощью прогнозирования работы предприятия по всем направлениям его деятельности и, в частности, в области прогнозирования сбыта.

Применение автоматизированных технологий позволит специалистам эффективно использовать компьютер в управлении  сбытом и  наладить деятельность  всего предприятия в целом, так как современные информационные технологии дают возможность оперативно и оптимальным образом управлять предприятием.  

1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1  Общая характеристика МЧП «РУБЕЖ»

Малое частное предприятие «Рубеж» (далее «Предприятие») создано гражданином Украины  26 марта 1997 года и внесено в Единый государственный реестр предприятий и организаций с присвоением ему идентификационного кода, индивидуального налогового номера и номера свидетельства плательщика НДС.

Предприятие наделяется уставным фондом учредителем, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках Украины, печать со своим наименованием и штамп.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Украины.

     Предприятие осуществляет силами коллектива свою производственную деятельность в соответствии с планом экономического и социального развития, выполняет возложенные на него обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью.

Основными видами деятельности предприятия являются:

  •  торговля товаров и изделиями всех видов, а также оборудованием, материалами, инструментами, приборами, изделиями необходимыми для деятельности предприятия;
  •  оказание посреднических услуг и работ, организация новых производств и реализация ими продукции, товаров и услуг, , а также различных промышленных и сельскохозяйственных товаров народного потребления;
  •  закупка и реализация сельскохозяйственных продуктов у населения;
  •  Внешнеэкономическая деятельность, включающая в себя экспорт и импорт продукции, сырья, товаров, комплектующих изделий, машин и оборудования;
  •  Посреднические операции, осуществляемые на основе договоров комиссии, агентских соглашений, договоров поручений с соответствующими юридическими лицами.

1.2.  Анализ маркетинговой среды предприятия

     Рыночная деятельность любой фирмы или предприятия обусловлена внутренней и внешней сред (маркетинговой средой) предприятия.

     Внутренняя среда, предприятия является контролируемой, складывается из действующей системы управления, способов и методов получения информации о рынке, планирования и контроля деятельности, а также ее организации.

     Макро- и микросреда являются внешними факторами, неконтролируемыми предприятием.  Изменение любого из них приводит к изменению внешней среды, что требует быстрого реагирования и оптимального приспособления. Маркетинговая среда предприятия - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и  влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

     Среда слагается из микросреды и макросреды.  Микросреда представлена субъектами, имеющими непосредственное  отношение к  самому  предприятию и  ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть поставщиками, посредниками, клиентами, конкурентами.  Макросреда представлена силами более широкого социального плана, такими, как факторы демографического, экономического, технического и культурного характера, которые  оказывают влияние на микросреду [12].

     Рассмотрим субъекты микросреды предприятия.

     Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.

     Для МЧП «РУБЕЖ» основными поставщиками являются:

Частное научно-производственное предприятие «Прогресс», Крестьянско (фермерское) хозяйство «Славута» а также другие физические и юридический лица.

     Конкуренты.  Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов, причем конкуренция может протекать в различных ее видах.

     Контактные  аудитории.  В состав маркетинговой среды входят различные контактные  аудитории  предприятия, которые могут либо способствовать, либо противодействовать усилиям предприятия по обслуживанию рынка.  В нашем случае контактными аудиториями являются налоговая инспекция, отдел статистики, пенсионный фонд, фонд занятости.

     Предприятие и его микросреда функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями.

     Эти силы представляют собой неподдающиеся контролю факторы, за которыми предприятие должно внимательно следить и на которые должно реагировать.

     Рассмотрим факторы макросреды.

     Экономическая среда. Экономическая среда характеризуется нестабильностью экономики, платежеспособностью предприятий.  Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита.  На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредита.

      Природная и экологическая среда. Руководство должно держать в поле зрения растущее беспокойство общественности по поводу экологического загрязнения, промышленной деятельностью, окружающей природной среды, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности предприятия природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде.

     Научно-техническая среда.  Предприятию необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая наука и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих потребностей.  Изменения в технологической среде могут поставить предприятие, в условиях конкуренции, в безнадежное положение  

     Политическая среда. На маркетинговые решения сильно сказываются события происходящие в политической среде, которые складываются из правовых норм, государственных учреждений и влиятельных групп общественности.  При анализе политических факторов не следует упускать из виду нормативные акты местных органов власти и правительства Украины, которые регламентируют деятельность предприятий.

     Таким образом, маркетинговая среда состоит из множества факторов и каждый из них в той или иной степени влияет на деятельность предприятия.

Изменение любого из них приводит к изменению внешней среды, что требует быстрого реагирования и оптимального приспособления. Маркетинговая среда предприятия - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и  влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

     1.3  Анализ организационной структуры  управления предприятием.

     Управление предприятием осуществляется  учредителем или уполномоченным им директором, нанимаемым на должность и освобождаемым от неё учредителем. Между учредителем и директором заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального стимулирования и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Учредитель самостоятельно определяет структуру управления и штаты, общие направления экономического развития предприятия, порядок распределения чистой прибыли; решает вопросы и принимает решения решения, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия.

Разрешения по социально-экономическим вопросам, касающимся деятельности предприятия, разрабатываются и принимаются учредителем или директором, при участии трудового коллектива или уполномоченного им лица.

Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора или  контракта.

     Трудовой коллектив предприятия рассматривает и решает, согласно Положения управления, вопросы самоуправления трудового коллектива; рассматривает и заключает коллективный договор в соответствии с законом Украины “О коллективных договорах и соглашениях”; участвует в материальном стимулировании производительности труда, поощряет изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Определяет и утверждает перечень и порядок предоставления работникам социальных льгот.

     Важную роль в управлении играет общее собрание трудового коллектива управления: рассматривает наиболее важные вопросы в жизни и деятельности трудового коллектива; определяет меры морального и материального поощрения работников коллектива [23].   

В МЧП «Рубеж» принята линейно-функциональная структура управления, которая приведена  в приложении А.

     На предприятии  развиты как линейные полномочия, так и функциональные. Линейные - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Функциональные полномочия - такой вид полномочий, при которых устраняются различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей. Функциональные полномочия широко распространены, так как многие современные организации часто требуют высокой степени единообразия в таких областях, как методы бухгалтерского учета, трудовые отношения и контроль занятости.

Таблица 1.1

Ориентация организационной структуры управления МЧП «РУБЕЖ» на  маркетинг

Функции маркетинга

Виды маркетинговой деятельности

Исполнители

Соисполнители

1.Исследование рынка предприятия

1.1Определение емкости, отдельных его сегментов

1.2Изучение поведения потребителей.

1.3Конъюктурные и прогнозные исследования рынка

1.4Изучение деятельности конкурентов и других

    субъектов рынка

-

-

Директор

-

-

Коммерческие агенты

2.Осуществление

товарной политики

2.1Разработка номенклатуры СМР

2.2Управление жизненным циклом товара

2.3Разработка новой продукции

Директор

Коммерческие агенты

3.Осуществление

ценовой политики

3.1Расчет цен

3.2Выбор ценовой стратегии

3.3Ценовое стимулирование продаж

3.4Ценовое регулирование

Главный

бухгалтер

Бухгалтер

4.Осуществление

ценового распре-

деления

4.1Выбор канала и форм распределения

4.2Выбор размера

сбыта

4.3Организация продаж продукции

4.4Организация транспортировки

продукции

Директор

Директор

-

-

Коммерческие

агенты

5.Осуществление коммуникационной политики

5.1Организация рекламы

5.2Организация персональных продаж продукции

5.3Организация разнообразных мероприятий по стимулированию сбыта

5.4Паблик-рилейшинз    

5.5Послепродажное обслуживание

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

     Рассмотрев организационную структуру управления МЧП «Рубеж», отметим ее достоинства и недостатки. Достоинства такой структуры в том, что при ее простоте сохраняется принцип единоначалия, повышается уровень компетентности принятия управленческих решений. Недостатком такой структуры является то, что на предприятии нет непосредственного отдела или службы маркетинга.

Как видно из таблицы 1.1 на предприятии  многие функции маркетинга отсутствуют, то есть другими словами недостаточно много внимания уделяется маркетинговой политике.

1.4  Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

   Любое хозяйствование требует систематического проведения анализов всех сторон деятельности каждого предприятия.  Анализ является важной функцией управления и действенным средством изучения процессов хозяйственной жизни предприятия.  Главная задача анализа на предприятии состоит в том, чтобы своевременно выявлять неиспользованные внутренние резервы предприятия по увеличению объема строительно-монтажных работ, росту производительности труда, снижению себестоимости работ и повышению уровня рентабельности.

   

      Рассмотрим основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2002 год, которые представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Основные технико-экономические показатели работы МЧП «РУБЕЖ»    за 1999 - 2002 г.г.   

Показатели

1999

2000

2001

2002

Стоимость товара по базисным ценам (тыс грн.)

1021

1022,4

926,78

857,35

Стоимость товара по договорным ценам (тыс.грн.)

1630

1712

1502

1493

Фактическая себестоимость товара (тыс.грн.)

1413

1724

1515

1281

Прибыль от объема товара (тыс. грн.)

217

-12

-13

212

Прибыль от вне реализационных операций (тыс грн.)

90

-9

-7

46

Балансовая прибыль (тыс. грн.)

307

-21

-20

258

Чистая прибыль (тыс. грн.)

312

-430

-423

-397

   Как видно из таблицы 1.2, предприятие в 2002 году сработало с убытками, которые составили  397 тыс. гривен, но по сравнению с 2001 годом убытки снизились на 26 тыс.грн. В предыдущие годы предприятие имело прибыль 312 тыс. грн. в 1999 году.

2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 2.1. Концепция конкуренции

     Конкурентоспособность показывает, насколько продуктивно предприятие по отношению к конкурентам, посредникам и в обслуживании заказчиков. Продуктивность связана с качеством выпускаемых изделий, занимаемой долей рынка и доходностью; эффективность – со скоростью ответной реакции и экономии ее издержек. И эффективность, и продуктивность, в конечном счете, зависят от конкурентной рациональности предприятия, т.е. силы соревновательного духа и умения принимать решения [22].

     Целью проведения маркетинговых исследований позиции предприятия в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентной  стратегии.  Выбор последних определяется результатами двух кругов проблем, Во-первых, необходимо определить конкурентные позиции предприятия и ее продукции по сравнению с другими предприятиями данной отрасли. Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматривается только с точки зрения решения второго круга проблем. Хотя, безусловно, прежде всего требуется рассмотреть первый круг проблем.

     На рисунке 1.1  изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данного предприятия в конкурентной борьбе в этой отрасли; а именно:  1. Появление новых конкурентов.  2. Угроза замены продукта новыми продуктами  3. Сила позиции поставщиков.  4. Сила позиции покупателей.  5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.

     Первый шаг в определении приоритетных конкурентов  обычно осуществляется исходя из определенных позиций. Так, в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все предприятия могут быть разделены на  четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и предприятие нашедшее рыночную нишу. Рыночный лидер-предприятие с небольшой рыночной долей в отрасли. Иногда явно выраженного лидера в отрасли нет, и в качестве лидеров рассматривается несколько организаций. Рыночный претендент – предприятие в отрасли, которое берется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Рыночный последователь – предприятие в отрасли, которое проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Предприятия, действующие в рыночной нише,  обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие предприятия не заметили или не приняли в расчет.

Для определения потенциальных конкурентов необходимо: изучение рынка; анализ конкурентоспособности продукции, изучение конкурентной среды предприятия.

                                                                                          Угроза прихода новых

                                                                                                     конкурентов

                                                                                                     

                                                                                                  Способность клиентов         

                                             Угроза                                                торговаться

                          Товаро-заменителей

 Рисунок 1.1   Концепция конкуренции.

     Изучение  позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов  на четыре  основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1. Каковы основные цели конкурента ?

2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей ?

3.Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии ?

  1.  Каковы их вероятные будущие стратегии ?

     Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ  совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

     По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале предприятий-конкурентов и уровне его использования. Имеются в  виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная,  научно-техническая,  кадровая,  организационно-лоббистская, маркетинговая.

     С точки зрения результативности деятельности предприятий-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие  изучения:

1. Имидж предприятия.

2. Концепция продукта.

3. Качество продуктов (уровень их соответствия мировому уровню).

4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса).

5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.

6. Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов.

7. Финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны.

8. Рыночная цена с учетом скидок или наценок.

9. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.

  1.   Уровень послепродажного обслуживания.

 В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов.  Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности продукции и эффективности  маркетинговой деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, но с соответствующими показателями.

     По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров),  достигнутого фирмами-конкурентами.

     На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.

     Иногда определяется интегральный показатель конкурентоспособности. В данном случае используют подходы, рассмотренные выше:

а) определяются веса показателей;

б) устанавливаются балльные оценки по каждому показателю для фирмы, проводящей исследования, и для ее конкурентов;

в) определяется интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность (продуктов, маркетинговой деятельности, фирмы в целом) фирм-конкурентов [23].

     Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать фирмам, предоставляющим немассовые услуги специфического характера, например по установке специального оборудования ( системы безопасности, телефонные станции, компьютерные сети и т.п.). Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других фирм-конкурентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки.

     Все принятия решений о действиях в отношении конкурентов предприятия требуется собрать, соответствующим образом проанализировать, распределить и использовать  большой объем информации . Несмотря на то, что создание информационной базы, связанной со всеми  аспектами конкуренции, требуется выделения значительных финансовых и временных ресурсов, отказ от создания такой базы может обойтись еще дороже.  В любом случае, основным критерием создания информационно-аналитической системы подобного рода должна быть ее экономическая эффективность [8].

     Для оценки конкурентоспособности предприятия в каждом отдельном случае необходим дифференцированный подход, глубокий анализ специфики отдельного сектора рынка.  Задача исследования состоит в выявлении общих факторов, воздействующих определенным образом на конкурентоспособность предприятия, выборе показателей и оценке их значимости.

    

2.2. Методика анализа конкурентоспособности

Методика анализа конкурентных преимуществ предприятий предусматривает два этапа:

  1.  анализ конкурентных преимуществ предприятия среди потенциальных конкурентов на региональном рынке;

анализ конкурентных преимуществ среди действующих конкурентов на рынке Украины.

     На первом этапе анализируются преимущества объекта исследования на фоне предприятия, которые в настоящее время не являются непосредственными конкурентами, но близость технологий, отраслевая принадлежность при определенных обстоятельствах позволяет их рассматривать потенциальными конкурентами.

     На втором этапе анализируются преимущества действующих конкурентов на рынке, которые в настоящее время являются непосредственными конкурентами.

     В основу анализа конкурентных преимуществ положена финансовая оценка их маркетинговых позиций на рынке.

Вопросам оценки финансовых позиций предприятия на рынке в последнее время уделяется значительное внимание. Первоначально интерес к этой области финансового менеджмента был вызван с одной стороны необходимостью осознания места предприятия, его рейтинга среди других предприятий отрасли, оценки финансовой устойчивости в новых условиях хозяйствования, а с другой - необходимостью сопоставления результатов деятельности  отечественных предприятий с зарубежными фирмами в процессе международной интеграции. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость сознательного управления финансовыми ресурсами предприятия с целью укрепления его позиций на рынке.

     Анализу подвергаются показатели, которые в наибольшей степени характеризуют активность предприятия на рынке и отражают его маркетинговую деятельность.

     Эти показатели включают, как минимум, четыре группы показателей:                   1. Ликвидности предприятия

2.Управления активами

Управление задолженностью предприятия

Рентабельности предприятия.

     Показатели ликвидности предприятия характеризуют его платежеспособность.  Ликвидность активов зависит от того, как быстро и без значительных затрат их можно реализовать.  К показателям ликвидности относятся показатель границы безопасности и коэффициент критической оценки (Кк.о.)

Граница безопасности определяется соотношением между краткосрочными активами и краткосрочными обязательствами.  При этом краткосрочные активы складываются из: "денежных средств и прочих активов" и "запасов и учтенных затрат".

                                                                                                                         

Граница безопасности = ,        (1.1)

     Характеризует возможность предприятия погашать краткосрочные обязательства.  Этот коэффициент изменяется в зависимости от отрасли и типа предприятия.  Для промышленных предприятий и фирм, по данным международного опыта, приводимым зарубежными специалистами в области менеджмента, нормальное значение указанного коэффициента равно двум.  Чем выше значение этого коэффициента, тем выше его рейтинг среди других предприятий в условиях рынка.  Значения коэффициента больше трех означает так называемую игру активов, ситуацию, когда стоимость активов предприятия сильно превышает стоимость его пассивов.  Значения показателей меньше 1 свидетельствует о ликвидных трудностях предприятия (его низком рейтинге и низкой платежеспособности).  

     Вместе с тем показатель “граница безопасности” не отражает мобильность капитала предприятия.  Очевидно, что предприятие, имеющее на счете значительные денежные средства и располагающее ценными бумагами, которые быстро реализуются, будет более ликвидным, чем предприятие, имеющее значительные запасы товарно-материальных ценностей.  Показателем, учитывающем структуру краткосрочных активов предприятия, является коэффициент критической оценки.

     Коэффициент критической оценки не учитывает товарно-материальных запасов и отражает возможность предприятий “мгновенно” покрыть свои обязательства перед кредиторами.

                                                                                                                            (1.2)             

,        

     Для промышленных предприятий значение этого показателя должно быть равным 1-1,5.  В случае, если Кк.о. меньше указанного значения, предприятию следует уменьшить товарно-материальные запасы или увеличить долю денежных средств и прочих быстро ликвидных активов в составе краткосрочных активов.

     Показатели управления активами оценивают эффективность управления активами предприятия через характеристику уровней оборачиваемости дебиторской задолженности, собственного капитала и товарно-материальных запасов.

 

                                                                                                                           (1.3)              

                                                                                                                          (1.4)

                                                                                                                                            

     Величина собственного капитала определяется путем вычитания из совокупных активов предприятия долговых обязательств.

                                                                                                                          (1.5)

    

     

     Оборачиваемость товарно-материальных запасов является важнейшим показателем менеджмента активами, так как запасы - наименее ликвидная часть краткосрочных активов предприятия.  Предприятие вынуждено иметь запасы и это связывает его средства.  Быстрая же реализация (оборот) запасов позволяет высвободить средства предприятия для других потребностей.  В целом, высокая оборачиваемость товарных запасов является признаком эффективного использования этих активов.

     При оценке финансовой устойчивости предприятия значения этих показателей необходимо сравнивать с их значением за предыдущий период.  А при определении рейтинга предприятия - с аналогичными показателями других предприятий.  Относительно низкие значения этих коэффициентов свидетельствуют о снижении уровня ликвидности активов предприятия как следствия замедления темпов их оборачиваемости.  Сравнительно высокие - означают обратное, хотя в этом случае возможно и отсутствие необходимого уровня запасов для увеличения объемов сбыта в случае увеличения спроса на рынке.

     Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных средств является коэффициент автономии.

                                                                                                                         

                                                                                                                         (1.6)

                                                                                                                        

     Значение коэффициента больше либо равно 0,5 означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами.  Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия.

     Весьма существенной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности.

                                                                                                                         (1.7)

     Этот показатель определяет какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющая относительно свободно маневрировать этими средствами.  Значения этого коэффициента больше либо равно 0,5 характеризует благоприятное финансовое состояние.

     Коэффициент прогноза банкротства характеризует удельный вес чистых оборотных средств в совокупных активах предприятия.

                                                                                                                         (1.8)

     

     Если предприятие испытывает финансовые затруднения, то данный коэффициент снижается.

     Показатели управления задолженностью характеризуют кредитоспособность предприятия.  Управление задолженностью заключается в своевременном погашении долгосрочных и краткосрочных кредитов, уплате процентов, координации выплат по долговым обязательствам с поступлением денежных средств на счет предприятия.

     Коэффициент задолженности показывает, какой процент совокупных активов финансируется за счет долга, характеризуя  тем самым ливеридж предприятия (система рычагов, основанная на использовании финансовых обязательств).

                                                                                                                         (1.9)

         

     Чем ниже значения этого показателя, тем ниже финансовый ливеридж.

     Коэффициент финансового риска характеризует степень надежности предприятия как объекта инвестирования и кредитования.

                                                                                                                         (1.10)

 

         

     Чем ниже данный коэффициент, тем стабильнее предприятие, тем меньше оно зависит от колебаний общехозяйственной конъюнктуры.  В то же время снижение данного показателя не является самоцелью, так как неизбежно сопряжено с ухудшением динамики операций предприятия.  Для каждого предприятия важно найти оптимальное соотношение между привлеченными и собственными средствами сообразно осуществляемой стратегии и тактике развития.  В промышленности обычно считается нормальным, когда указанный коэффициент не превышает 1.

     Показатели рентабельности являются важнейшими при оценке маркетинговых позиций и определений рыночного рейтинга предприятия.

     Рентабельность продаж и чистая рентабельность в наибольшей мере характеризуют конкурентоспособность продукции и маркетинговые позиции предприятия на рынке.

                                                                                                                         

                                                                                                                         (1.11)

                              

         

                                                                                                                   

                                                                                                                         (1.12)

         

     Показатели (1.11) и (1.12) важно анализировать ретроспективно.

     Сопоставления данных изучаемого предприятия с аналогичными показателями других предприятий позволяет делать выводы о его конкурентоспособности, а следовательно, и о правильности выбранной его руководством маркетинговой стратегии.

     Оценка “чистой рентабельности продаж” имеет фундаментальный, долгосрочный характер и используется, главным образом, как один из основных критериев выбора направления развития предприятия.

     Обобщающую характеристику успешности работы предприятия и прочности его рыночного положения позволяют дать рентабельности собственного капитала и инвестиций.

     Рентабельность собственного капитала показывает прибыльность капитала предприятия, раскрывает эффективность использования средств, вложенных в предприятие.  Этот показатель становится очень актуальным в условиях смены формы собственности и оценки надежности инвестиций и кредитования.

                                                                                                                         (1.13)

 

         

                                                          

                                                                                                                         (1.14)

 

         

     Чем выше значения коэффициентов (1.13) и (1.14), тем быстрее окупаются вложенные в предприятие средства, и, следовательно, тем оно надежнее и привлекательнее для инвесторов и кредиторов и выше его рыночный рейтинг.

     Комплексная система показателей может быть использована как для абсолютной оценки финансового состояния предприятия в динамике, так и для их сравнительной оценки по отношению к основным конкурентам [20].

2.3. Конкурентоспособность МЧП «Рубеж»

Рассмотрим финансовые показатели предприятия, в 1999-2002 г.г., которые представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Финансовые показатели предприятия в 2002 году, тыс. грн.

Наименование

Показателей

МЧП «РУБЕЖ»

98

99

2000

1.Основные средства и др. необоротные активы

1092

1074

778

2. Запасы и затраты

246

404

418

3. Денежные средства и др. оборотные активы

984

1269

1379

4. Источники собственных и приравненных к ним средств

531

399

-15

5. Долгосрочные пассивы

3

344

318

6. Расчеты и др. пассивы

1788

2004

1854

7. Краткосрочные активы

1230

1673

1797

8. Совокупные активы

2322

2747

2575

9. Долговые обязательства

1791

2348

2172

10. Собственный капитал

531

399

403

11. Дебиторская задолженность

984

1269

949

12. Выручка от реализации

2055

1802

1493

13. Балансовая прибыль

-12

-20

-8

14. Чистая прибыль

-437

-423

-397

   На основании финансовых показателей приведенных в таблице 2.1, охарактеризуем финансовые позиции МЧП «Рубеж»

   В таблице 2.2. приведены полученные показатели ликвидности.

   Граница безопасности.  В общем случае этот коэффициент характеризует возможность предприятия погашать краткосрочные обязательства.  В КШСМУ в 1999г он составлял - 0,69;   в 1999г.- 0,84; в 2002г – 0,96;  Как видно из расчета, что данный показатель за последние два года возрос.

   На повышение этого показателя оказал влияние  такой факт как увеличение заказов на строительно-монтажные работы.

Этот показатель у предприятия МЧП «Рубеж»равен 0,96, что в свою очередь характеризует его критическое положение.  Поскольку величина “Расчетов и др. пассивов” на 4% больше величины “Краткосрочных активов”, можно сказать, что предприятия находятся на грани банкротства.

Таблица 2.2

Показатели ликвидности

Наименование показателей

МЧП «РУБЕЖ»

99

2000

2001

Граница безопасности

0,69

0,84

0,96

Коэффициент критической оценки

0,55

0,63

0,74

   Коэффициент критической оценки.  Как видно из данных таблицы 2.2, коэффициент критической оценки равен 0,74.  Положение предприятия  критическое, но по сравнению с предыдущими годами положение немного по лучше.

     Низкая ликвидность по МЧП «РУБЕЖ» объясняется следующими  причинами: низкий уровень финансового контроля и отсутствие аудита на предприятии; высокий уровень товарно-материальных затрат.

   Показатели управления активами приведены в таблице 2.3.  Рассмотрим рассчитанные показатели.

   Средний период погашения задолженности потребителями (дней).  Этот показатель зависит от следующих факторов: обеспеченность заказами; обеспеченность сырьем и материалами; эффективность участников каналов товародвижения.

   Оценивая деятельность МЧП «РУБЕЖ» за 2001г., можно с уверенностью сказать, что предприятие сработало намного лучше, по сравнению с предыдущими годами.  

Таблица 2.3

Показатели управления активами

Наименование показателей

МЧП «РУБЕЖ»

99

2000

2001

Средний период погашения задолженности покупателями (дней)

172,38

253,52

0,22

Оборачиваемость собственного капитала (дней)

93,02

79,71

0,1

Оборачиваемость товарно-материальных запасов (дней)

43,09

80,71

0,1

Коэффициент автономии

0,23

0,15

0,15

Коэффициент маневренности

-1,06

-1,7

52,86

Коэффициент прогноза банкротства

-0,24

-0,12

-0,02

     Так, средний период погашения задолженности снизился практически к минимуму. Это связано с тем, что в 2001 году руководству предприятия удалось списать часть дебиторской задолженности, в связи с этим удалось снизить данный показатель.

     Оборачиваемость собственного капитала.  Этот показатель характеризует эффективность управления предприятием, мобильность его собственного капитала, качество мероприятий направленных на увеличение совокупных активов и снижение уровня долговых обязательств. Для МЧП «Рубеж», прослеживается тенденция к снижению этого показателя.  Если в 1999г. он равен 93,02 дней, то в 2000г.- 79,71 дней и 2001г. – 0,1 дней.  Это связано с тем, что руководство предприятия уделяло большое внимание увеличению объемов поставок товарной продукции

     Оборачиваемость товарно-материальных запасов.  Как видно из расчетов, данный показатель намного изменил свое значение и приблизился к своему минимальному значению.  При анализе данного показателя нельзя не учитывать факты приобретения сырья и вспомогательных материалов в результате бартерных операций, что не находит четкого отражения в цифрах годовых балансов предприятия.

     Коэффициент автономии.  Данные таблицы 2.3 позволяют отметить, что уровень долговых обязательств у МЧП «Рубеж» 85% от величины собственного капитала, что свидетельствует о недостаточном уровне автономии этого предприятия в выборе финансовых посредников.

     Коэффициент маневренности.  Этот показатель по своим составляющим чрезвычайно сложен, поскольку характеризует не только основные средства и необоротные активы, и все источники собственных и приравненных к ним средств, но и их структуру.  Необходимо отметить, что для стабильной работы предприятиям необходимо соблюдать баланс “Основных средств и др. в необоротных активов” и всех “Источников собственных и приравненных к ним средств“ на уровне 1:2 или близко к этой пропорции, так как преобладание того или иного фактора может в определенный момент негативно сказаться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его инвестиционной привлекательности, стабильности его позиций на конкурентном рынке.

     Анализируемое нами предприятие не имеет хороших показателей, а значит не является стабильным, и тем более инвестиционно привлекательным.

     Коэффициент прогноза банкротства.  Согласно данным таблицы 2.3, МЧП «Рубеж» пересекло черту, за которой предприятие принято считать банкротом.

     Показатели управления задолженностью приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Показатели управления задолженностью

Наименование показателей

МЧП «РУБЕЖ»

99

2000

2001

Коэффициент задолженности

0,77

0,85

0,84

Коэффициент финансового риска

0,00

0,86

0,79

   Коэффициент задолженности.  Этот коэффициент показывает, какой процент совокупных активов финансируется за счет долга.  Данные таблицы свидетельствуют, что анализируемое предприятие находится в удручающем положении, так как большая часть совокупных активов финансируется за счет заемных средств.

     Коэффициент финансового риска.  Большинство предприятий в настоящее время не являются сколько-нибудь привлекательными объектами капиталовложения и поэтому, исходя лишь из данных таблицы, МЧП «РУБЕЖ» имеет показатель отличный от нуля.

     Показатели рентабельности показаны в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Показатели рентабельности

Наименование показателей

МЧП «Рубеж»

99

2000

2001

Рентабельность продаж

0,00

0,00

0,00

Чистая рентабельность продаж

-0,2

-0,23

-0,26

Рентабельность собственного капитала

-0,8

-1,06

-0,98

Рентабельность инвестиций

-0,15

-0,15

-0,15

 

     Показатели рентабельности являются важнейшими при оценке маркетинговых позиций предприятия на рынке.  Рентабельность продаж и чистая рентабельность в наибольшей мере характеризуют конкурентоспособность продукции и маркетинговые позиции предприятия на рынке.  Как показывают данные таблицы 2.5, МЧП «РУБЕЖ» за последние три года нерентабельно.

     В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятие в последние три года. сработало с убытками, 397 тыс. грн. в 2001 году.  На данном этапе экономического развития предприятие переживает критический период, оно является не ликвидным и не привлекательным, в плане привлечения инвестиций, но имеющиеся ресурсы дают возможность предприятию в скором будущем выйти из числа нерентабельных и стать более конкурентоспособным нежели сейчас.

     Любое хозяйствование требует систематического проведения анализов всех сторон деятельности каждого предприятия.  Анализ является важной функцией управления и действенным средством изучения процессов хозяйственной жизни предприятия.  Главная задача анализа на предприятии состоит в том, чтобы своевременно выявлять неиспользованные внутренние резервы предприятия по увеличению объема товарооборота и повышению уровня рентабельности [19].

К конкурентным преимуществам МЧП «Рубеж» можно отнести:

Качество продукции

Соблюдение производственных сроков

Репутация

     К недостаткам можно отнести:

Отсутствие маркетинговой службы на предприятии  

     

2.4. Прогнозирование  конкурентоспособности  предприятия

Прогнозирование – процесс научного предвидения, предсказания тенденций и  перспектив  различных объектов и явлений на основе  определения закономерностей в прошлом и настоящем.

Практически в любом  плане содержатся элементы прогноза, отражающие неопределенность будущего. Эти элементы вводятся в лан в неявном виде и тем самым  создают иллюзию строгой детерминированности всех его показателей. В действительности же ряд  обстоятельств  реально можно предвидеть лишь с большей  или меньшей степенью достоверности,  но определить их однозначно заранее не представляется  возможным [22].

Это положение особенно важно учитывать при перспективном планировании, так как с увеличением периода планирования  и расширения  границ рассматриваемой экономической системы  число прогнозируемых факторов, а также  их значимость возрастают  в соответствии с изменением зоны неопределенности.

Известны различные методы прогнозирования. Выбор метода применительно к конкретным условиям определяется  природой объекта и объемом имеющейся  информации о закономерностях и тенденциях его развития.

Из математических методов  в экономическом прогнозировании широко применяются методы экстраполяции и авторегрессии.

В математическом смысле метод экстраполяции  означает, что  тенденция, характеризующая объект  или экономический процесс в  базисном периоде, распространяется в прогнозируемом.

В экономическом прогнозировании экстраполяция чаще всего осуществляется с помощью выравнивания временных рядов. Для этого по имеющемуся временному ряду строят эмпирическую кривую, которую экстраполируют затем путем статистического подбора   функции, позволяющей получить  значение изучаемого показателя (объекта), максимально приближенного к фактическим значениям временного ряда. Далее исчисляют  коэффициенты  теоретической  функции, представляющей собой простейшую математическую  модель изучаемого явления [23].

Таким образом,  при прогнозировании  методом  экстраполяции предполагается, что  совокупность факторов, определенных тенденций  временного ряда в среднем сохраняет свое действие в течение  прогнозируемого  периода.

В  основе авторегрессионного метода  лежит  гипотеза  о том,  что  данные  временного ряда  ближайших периодов  связаны  теснее, чем  отдаленные.  Сущность его состоит в следующем. Для заданного временного ряда некоторого показателя   находят функцию, выражающую зависимость  показателя последнего периода  от значений  показателя  предыдущих периодов. Эти значения являются  переменными данной  функции.  По  найденной  функции определяют значение  показателя  для  последнего периода  временного ряда как прогнозное.  Сравнение ее с  фактическим значением показывает меру погрешности.  Далее с помощью функции определяют   значение показателя на первый период прогнозного интервала.  При этом из функции исключают  переменную, соответствующую  значению показателя первого периода временного ряда, и вводят переменную,  соответствующую  найденному значению  для последнего периода. Параметры функции остаются неизменными  и, таким образом, происходит сдвиг переменных при  постоянных параметрах.

В дальнейшем процесс итеративно  повторяют, что позволяет найти значение показателя для  очередного периода  прогнозируемого интервала.

Причины несомненной популярности математических методов  следующие:

  •  сравнительная простота;
  •  экономичность вычислений;
  •  возможность автоматического построения прогнозов;
  •  наличие хорошего математического и программного обеспечения.

Основой прогноза, полученного интуитивным методом, является  мнение отдельных специалистов или  коллектива специалистов, основанное  на их  профессиональном, научном и практическом опыте. Обычно к этому методу прибегают при  недостаточной изученности объекта, когда многое в его структуре, а также  главные факторы, воздействующие на его развитие, остаются неясными. Числовые данные  наблюдений, характеризующие процессы или явления, которые постоянно изменяются во времени, называются временными рядами, а отдельные  наблюдения  временного ряда – уровнями  этого ряда [24].

3.  ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  СИСТЕМЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Исследование существующего документооборота и  средств        обработки информации на предприятии

В теории компьютерных систем обработки информации в информационном обеспечении выделяется: внешне информационное обеспечение (система показателей предметной области, документы) и внутреннее информационное обеспечение (информационная база данных, которая сохраняется на машинных носителях).

Прежде чем создать  базу данных, которая  бы удовлетворила текущим  и перспективным потребностям   предприятия, требуется анализ решаемых на этом  предприятии задач  по обработке данных.

Концептуальная модель включает в себя описание  объектов  и их взаимосвязей. На первом   этапе построения концептуальной  модели данных необходимо выполнить анализ данных, который позволяет сохранить собранную информацию об элементах данных и их  взаимосвязях. Составим списки данных для нашего предприятия. Эти данные необходимы всем уровням  управления. На  различных  уровнях  данные могут накапливаться  и обрабатываться;  сбор данных следует начинать с изучения существующих  форм документов, отчетов [21].

4. РАЗРАБОТКА  ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ   УПРАВЛЕНИЯ

4.1 Выбор комплекса  программных средств при автоматизации.

Автоматизированные банки данных уже давно стали неотъемлемой частью практически всех компьютерных систем управления на любом уровне - от отрасли до отдельного предприятия.

Однако проектирование и создание баз данных (БД) до сих пор остается, за редким исключением, не технической задачей, а творческим процессом, который скорее сродни искусству, нежели науке. Это утверждение может показаться несколько странным: ведь разработка и исследование баз данных ведутся более 30, лет. Однако, как нам кажется, такой парадокс вполне объясним. За прошедшие годы неизмеримо вырос уровень потребительских качеств систем управления базами данных (СУБД): разнообразие поддерживаемых функций, удобный для пользователя интерфейс, сопряжение с программными продуктами — в частности, с другими СУБД, возможности для работы в сети и т.д.

Но изменения почти не коснулись того, что раньше называлось логическими структурами баз данных. Это формы, в которых пользователь представляет и хранит свою информацию в БД. А ведь именно от них в немалой степени зависит удобство работы пользователя с базой данных: формулировка запроса, простота поиска данных, форма выдачи итоговой информации и другие операции. В современных БД могут использоваться более или менее удачные структуры, но почти никогда мы не найдем обоснованного ответа на вопрос, почему для конкретной базы данных была выбрана именно такая форма.

Однако к настоящему времени накоплен значительный опыт проектирования банков данных, предназначенных для управления производством. Это позволяет делать процесс создания БД значительно более формализованным. (Правда, поле для субъективных решений, а значит, и для индивидуального творчества, все равно остается, но его можно существенно сузить.)

Итак, речь идет об информации, которая формируется и накапливается в компьютерных банках данных. В условиях реальной производственной деятельности это понятие употребляется в двух различных значениях:

  •  информация, прежде хранившаяся на бумажных носителях и внесенная в новый банк данных, который создавался на основе какой-либо СУБД. Сюда же следует отнести и сведения, связанные с текущим производственным процессом. Они вводятся в банк данных в реальном масштабе времени;
  •  банк данных, который был создан ранее и используется до сих пор.

4.1.1 Режимы функционирования банка данных в производственных условиях

Как правило, предусматриваются следующие режимы функционирования банка данных:

  •  режим начальной загрузки, в котором исходная информация, содержащаяся в банке данных, вводится в соответствующие структуры БД;
  •  режим корректировки, в котором осуществляется обновление, добавление и удаление информации, находящейся в банке данных;
  •  режим диалога, в котором пользователи обращаются к банку данных и производится обработка запросов. Такие запросы могут предусматривать:

- только выдачу пользователю информации о тех или иных параметрах процесса. Эта информация в требуемом формате содержится в банке данных;

- решение поставленной задачи с использованием сведений, находящихся в банке данных;

  •  режим реорганизации и анализа, в котором выполняются операции, непосредственно связанные с поддержанием банка данных в рабочем состоянии:

- реорганизация структур БД;

- копирование и восстановление БД;

- анализ статистических данных, связанных с функционированием информационного фонда.

4.1.2. Пользовательские запросы к банку данных

Из всех перечисленных выше для пользователя наиболее важен режим диалога, а все остальные носят служебный, вспомогательный характер. Режим диалога позволяет формировать самые различные запросы и является первым и необходимым шагом к аналитической обработке информации.

Конечно, нельзя заранее предусмотреть все возможные варианты запросов. Ниже перечислены лишь самые характерные типы запросов пользователя к банку данных в порядке возрастания сложности:

  •  запросы на обработку данных, связанных с одной таблицей (выборка, удаление, корректировка и ввод данных);
  •  запросы на групповую обработку данных (сумма, среднее значение и т.д.), связанных с одной таблицей;
  •  запросы, при которых условием отбора записи является полное значение поля;
  •  запросы, при которых условием отбора записи является неполное значение поля;
  •  запросы с несколькими условиями отбора записей в разных полях;
  •  запросы с несколькими условиями отбора записей в одном поле;
  •  запросы с заданием параметров;
  •  запросы на создание объединенной выборки из нескольких разнородных таблиц и т.д.

Как уже говорилось, наличие в банке разнородных баз данных несколько усложняет работу.

4.1.3 Проблемы, связанные с выбором СУБД

Говоря о создании банка данных и его последующей работе в производственном режиме, надо определить, в какой программной среде он будет функционировать.  Вопрос этот не так прост, и при его решении надо учитывать два существенных аспекта проблемы:

  •  для упорядоченного накопления и хранения поступающей информации приходится разрабатывать новые базы данных. Логично, что вы будете оценивать различные СУБД именно с этой точки зрения. Здесь не требуется особых комментариев;
  •  история использования компьютерных банков данных насчитывает около 30 лет, за которые сменилось несколько поколений СУБД. Можно увлеченно спорить о том, насколько рациональным был этот процесс и какова эффективность той или иной конкретной СУБД. Однако важнее другое - хороши или плохи были эти системы, но в них аккумулировано значительное количество информации, которая используется в практических целях. Ясно, что с каждым годом объем таких данных возрастает.    

Системы управления непрерывно совершенствуются. Мировой опыт показывает, что поколения СУБД сменяются примерно каждые 5 лет. Естественно, все более актуальным становится вопрос конвертирования данных, то есть перевода их в новую программную среду без потери информации. Решая, какую СУБД выбрать, обязательно учитывайте ее возможности конвертирования; они не менее важны, чем удобство разработки БД в данной программной среде.

Обоим названным условиям удовлетворяет СУБД Ассеss. Правда, на сегодняшнем рынке много и других программных продуктов, успешно используемых в качестве платформы для банка данных. Поэтому ниже сформулированы те критерии, на основании которых следует выбирать СУБД, и оценки Ассеss по этим показателям:

  •  количество ключевых (дескрипторных) полей, поддерживаемых в СУБД. В Ассеss ограничения на эту величину отсутствуют;
  •  ограничение на длину поля. В Ассеss данное ограничение составляет 255 байт для текстовых полей и до 255 байт - для числовых, в зависимости от типа поля;
  •  разнообразие типов обрабатываемых полей.

В Ассеss имеются поля, содержащие текстовый и числовой типы данных. Эти типы, в свою очередь, представлены разными вариантами;

  •  дизайнерские возможности системы.

Наличие в Ассеss Мастеров и Конструкторов позволяет достаточно быстро создавать таблицы, формы, отчеты, запросы. Добавление диаграмм в формы и отчеты, быстрая настройка программы и анализ ее быстродействия, использование архивариуса, возможность импорта и экспорта файлов, работа с гиперссылками и применение технологии ОБЕ внутри пакета Microsoft Office;

  •  требования к уровню подготовки проектировщика и пользователя БД. Минимальные. Некоторые программные навыки нужны лишь в том случае, если придется использовать Visual Basic;
  •  язык программирования, операционная среда, сетевые возможности, требуемые ресурсы. Язык запросов SQL, Visual Basic, операционная система Windows 95/98 или Windows NT. При полной установке потребуется 16 Мб оперативной памяти и около 120 Мб памяти на жёстком диске. Система Ассеss обладает всеми современными сетевыми возможностями;
  •  язык представления данных, обработка символьной информации. Имеются;
  •  поддерживаемые структуры и форматы данных.

В Ассеss поддерживаются реляционные структуры данных;

  •  простота освоения системы, наличие русской версии документации.

Первичное освоение займет всего несколько дней. Имеется русифицированная версия Ассеss в составе пакета Microsoft Office; а также русифицированная документация для пользователей различных уровней подготовки;

  •  поддерживаемый системой математический аппарат.

В Ассеss он достаточно развит и включает операторы, функции, логические выражения и т.д.;

  •  поддерживаемые системой возможности обработки и представления графической информации.

В Ассеss поддерживаются операции с диаграммами. Поскольку эта СУБД встроена в пакет Microsoft Office, то пользователь может работать и с другими графическими объектами, входящими в состав данного пакета;

  •  возможности взаимодействия с другими пакетами прикладных программ (текстовыми редакторами, электронными таблицами, геоинформационными системами (ГИС) и другими). В рамках пакета Microsoft Office 97 можно работать с Word и Ехсе1;
  •  возможности корректировки файлов, содержащих данные. В Ассезз это очень просто сделать;
  •  наличие русифицированной и достаточно подробной справочной системы, а также файлов Не1р (Помощь).

Такая справочная система есть, и она доступна из любого режима в любой момент;

  •  разнообразие и гибкость формируемых запросов на предоставление данных. Система Ассеss отвечает этому условию.

Наверное, приведенные выше оценки не дают оснований утверждать, что Ассеss - идеальная СУБД. Однако безупречных СУБД вообще не существует. Например, при сравнении Ассеss с такой системой, как Огас1е. Последняя - СУБД гораздо более высокого класса, значительно превосходящая Ассеss по своим возможностям. Но такие преимущества имеют и оборотную сторону: Огасlе громоздка, сложна в освоении и требует для своего функционирования специальных, особо мощных технических средств. Область применения Огас1е - создание гигантских централизованных информационных систем. По-видимому, время их массового использования в России еще не наступило.

В то же время Ассеss является весьма гибкой и универсальной системой, предъявляющей достаточно умеренные требования к техническому обеспечению. Поэтому на сегодняшнем этапе эта СУБД удобна для работы практически на всех иерархических уровнях управления производством – от отрасли в целом до отдельного предприятия.

4.2. Описание основных режимов работы  и принципов ввода и         вывода данных

Основой построения базы данных в СУБД MS Access – построение исходных таблиц. Таблицы хранят сведения по конкретному вопросу. Данные в таблице организованы в столбцы (называемые полями) и в строки (называемые записи). Таблицы строятся на основе полученных отношений. Полученные таблицы приведены в табл. 4.1.

5. Построение информационной модели
5.1. Описание предметной области
        Необходимо построить базу данных, которая должна вести учет взятия кредитов в банке. Программа должна подсчитывать проценты на отдельный кредит, фиксировать их своевременную уплату. Также необходимо следить за перечислениями организаций и предприятий процентов и погашением кредита.
После анализа существующего документооборота выделяем следующий документ «Договор». Этот документ содержит информацию о:
клиенте;
виде кредита;
сумме кредита;
процентной ставке;
сроке действия договора;
способе выплаты средств.
5.2. Нормализация отношений
На основе документа «Договор» строим отношение Договор:
Договор (Клиент, Кредит, Срок действия).
Приведем это отношение к первой нормальной форме. Отношение находится в первой нормальной форме, если значение всех его атрибутов атомарны. Для этого сначала необходимо декомпозировать отношение Договор на несколько отношений. Новые отношения получают исходя из логических предпосылок. Таким образом можно выделить два новых отношения: Клиент и Кредит.
Затем нужно ввести ключевой атрибут для каждого отношения. Ключевой атрибут – это атрибут, значение которого уникальны. Ключевой атрибут можно выбрать двумя способами:
проанализировав отношение выбрать атрибут, значение которого не повторяются;
вести новый атрибут, установив, что значение его должны быть уникальны.
На основе этих условий получаем следующие отношения.
Договор (Номер, Код банка, Клиент, Сумма кредита, Дата выдачи, Дата погашения)
Клиент  (Код клиента, Название юридического лица, Номер счета)
Кредит ( Код кредита, Сумма кредита, Процентная ставка)
Банк ( Код банка, Название)
Приведем полученные отношения ко второй нормальной форме. Отношения находятся во второй нормальной форме, если оно находится в первой нормальной форме, и каждый неключевой атрибут функционально полно зависит от ключа. Неключевой атрибут функционально полно зависит от ключевого в том случае, если он зависит от всех входящих в ключевой атрибут ключей в целом, и не зависит от них по отдельности.
Рассмотрим отношение  Договор. Атрибуты Дата_Выдачи и
Дата_Погашения функционально полностью зависят от составного ключевого атрибута, в который входят атрибуты Номер, Код_банка, Клиент, Сумма_Кредита – так как запись в поля Дата_Выдачи и Дата_Погашения осуществляется при оформлении Договора, когда осуществляется запись в поля Номер, Код_Банка, Клиент, Сумма_Кредита одновременно. Следовательно, отношение Договор находится во второй нормальной форме.
     Рассмотрим отношение Клиент. Оно имеет один ключевой атрибут Код_клиента. Следовательно, запись во все неключевые атрибуты возникает одновременно с записью в ключевой атрибут. Значит, неключевые атрибуты полностью зависят от ключа. Отсюда следует, что отношение Клиент находится во второй нормальной форме.
        Рассмотрим отношение Кредит. Это отношение имеет составной ключ, в который входят атрибуты Код_кредита. Неключевой атрибут Процентная_ставка зависит от атрибута Код_кредита. Так как в отношении присутствует неполная функциональная зависимость, для приведения во вторую нормальную форму его необходимо декомпозировать на два отношения. Получаем следующие отношения.
Кредит ( Код кредита, Сумма кредита).
Процентная ставка (Код вклада, Процентная ставка)
         Приведем полученные отношения к третьей нормальной форме. Отношение находится в третьей нормальной форме, если оно находится во второй нормальной форме и каждый неключевой атрибут нетранзитивно зависит от ключа. Неключевой атрибут нетранзитивно зависит от ключа в том случае, когда он зависит от другого неключевого атрибута, который в свою очередь зависит от ключа.

Рассмотрим отношение Клиент. Неключевой атрибут Сум       ма_кредита зависит от другого неключевого атрибута Номер_счета. Следовательно получаем следующую транзитивную зависимость

Код клиента           Номер счета          Сумма кредита.

Чтобы избавиться от транзитивной зависимости необходимо декомпозировать отношение Клиент на два отношения. Получаем

Клиент (Код клиента, Номер счета, Наименование юридического лица).

Счет (Номер счета, сумма кредита).

Рассмотрим отношение Кредит. Так как в этом отношении используется один ключевой атрибут и один неключевой атрибут, то транзитивная зависимость здесь возникнуть не может. Следовательно, это отношение находится в третьей нормальной форме.

Рассмотрим отношение Процентная ставка. Так как в этом отношении один неключевой атрибут Процентная ставка, то транзитивная зависимость здесь возникнуть не может. Следовательно, это отношение находится в третьей нормальной форме.

Так как мы ввели в отношение Клиент новый ключевой атрибут Номер счета, то его необходимо заново проверить на соответствие второй нормальной форме. Составной ключ включает в себя два атрибута – Код клиента и Номер счета. Неключевой атрибут Название юридического лица зависит только от ключевого атрибута Код клиента и не зависит от атрибута Номер счета. Следовательно, эти атрибуты неполно функционально зависят от составного ключа. Значит отношение Клиент не находится во второй нормальной форме. Для соответствия этой форме его необходимо декомпозировать на два отношения. Получаем

Клиент (Код клиента, Название юридического лица).

Счет Клиента (Код клиента, Номер счета).

Таким образом, получаем следующие отношения.

Договор (Номер, Код банка, Клиент, Сумма кредита, Дата выдачи, Дата погашения).

Счет(Номер счета, Сумма кредита)

Кредит (Код кредита, Сумма кредита).

Процентная ставка (Код вклада, Процентная ставка).

Клиент (Код клиента, Наименование юридического лица).

Счет клиента (Код клиента, Номер счета).

Анализируя полученные отношения, можно отметить, что произведена избыточная декомпозиция. Не нарушая соответствие отношений третьей нормальной форме можно объединить отношения Счет и Счет Клиента. Получаем следующее отношение

Счет Клиента (Код клиента, Номер счета, Сумма Кредита).

Можно заметить, что запись в атрибут Сумма_вклада происходит одновременно с записью значения в атрибут Номер отношения Договор. Также запись в атрибут Номер_счета происходит одновременно с записью значения в атрибут Номер. Следовательно, отношение Счет Клиента можно включить в отношение Договор, Получаем следующее отношение

Договор (Номер, Код банка, Клиент, Код клиента, Номер счета, Сумма кредита, Дата выдачи, Дата погашения.)

Рассмотрим новое отношение Договор. Атрибуты Дата_выдачи, Дата_погашения, Сумма_Кредита функционально полностью зависят от составного ключевого атрибута, в который входят атрибуты Номер, Код_Банка, Клиент, Код_Клиента, Код_Кредита, Номер счета так как запись в атрибуты Сумма_Кредита, Дата_выдачи и Дата_Погашения осуществляется при оформлении договора, когда осуществляется запись в поля Номер, Код_Клиента, Код_вклада и Номер_счета одновременно. Следовательно, отношение Договор находится во второй нормальной форме.

Также в этом отношении нет транзитивных зависимостей, так как атрибуты Сумма_Кредита, Дата_выдачи и Дата_Погашения не зависят друг от друга. Следовательно отношение Договор находится в третьей нормальной форме.

Для контроля за выдачей денежных средств необходимо ввести два отношения:

Возврат (Номер, Дата_погашения);

Выплаченные проценты (Номер, Дата_погашения, Выплаченная_сумма).

Эти отношения не нужно  нормализовать, так как эти отношения уже находятся в третьей нормальной форме.

Таким образом, информационная модель базы данных состоит из следующих отношений:

Договор (Номер, Код_банка, Клиент, Код_Клиента, Номер_Счета, Сумма_Кредита, Дата_выдачи, Дата_погашения)

Кредит (Код_Кредита, Сумма_Кредита).

Процентная ставка (Код_Вклада, Процентная_ставка).

Клиент (Код_Клиента, Название юридического лица).

Возврат (Номер, Дата_погашения, Выплаченная_Сумма).

Выплаченные_проценты (Номер, Дата погашения, Выплаченная_сумма).

5.3. Описание связей между отношениями

На рис. 5.1  представлена информационная модель и указаны связи, существующие между отношениями.

Характер ключей представлен в таблице 1.

Характер связей представлен в таблице 2.

Рис.5.1.Характеристика ключей.

Отношение

Используемые ключи

Характеристика

Кредит

Код_Кредита

Первичный ключ

Клиент

Код_клиента

Первичный ключ

Договор

Номер

Первичный ключ

Код_Банка

Внешний ключ

Код_Клиента

Внешний ключ

Номер счета

Первичный ключ

Процентная

Ставка

Код_Кредита

Внешний ключ

Возврат

Номер

Внешний ключ

Дата погашения

Первичный ключ

Выплаченные Проценты

Номер

Внешний ключ

Дата погашения

Первичный ключ

             

                      Таблица 5.2. Характеристика связей.

 

        Отношение            Отношение            Вид связи

        Клиент      М – 1

  Договор       Кредит      М -1

        Возврат     1 – 1

        Выплаченные

                                         Проценты                1 – М

          Кредит                  Процентная

                                         ставка                       1 – М

         Клиент                      М – N

5.4.Построение таблиц, форм, отчетов, запросов.

После построения информационной модели переходят к ее реализации  в конкретной СУБД. Строятся таблицы, запросы, формы, или для их построения пишутся программы.

Таблицы отображаются в следующем виде:

Таблица Имя поля Тип поля   Размер поля  Ключ   Индекс   Описание   

Запросы отображаются таким образом:

Имя запроса   Цель создания     Используемые таблицы         Доступные поля

 

В приложении должны быть тексты запросов на языке SQL, формы и отчеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время экономика развивается так стремительно, что менеджерам постоянно необходимо повышать  свои профессиональные знания.

Управлять предприятием  или подразделением намного легче, когда есть четкие правила, кто и что должен делать, когда и кому передавать установленные отчеты. Еще лучше, когда все  дела контролируются с помощью компьютерных технологий. Помимо прочей  пользы  учетные или управленческие компьютерные программы несут в себе новые приемы работы. Следовательно, необходимо автоматизировать  все  функции управления предприятием.

В данной работе был проведен финансово-экономический  анализ состояния МЧП «РУБЕЖ», была рассмотрена его организационная структура. Большое внимание при исследовании предприятия  уделялось  анализу  конкурентоспособности предприятия.

В результате данного исследования была создана база данных, хранящая информацию о финансовом состоянии предприятия, а также  программа, позволяющая прогнозировать финансовое состояние на будущие периоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Устав МЧП «Рубеж»
  2.  Баланс предприятия на 1 октября 2000 года.
  3.  Отчет о финансовых результатах за 9 месяцев 1999 года.
  4.  Менеджмент в производственной сфере. Учебное пособие. Воронкова А.Э., Осыка А.П.- Луганск: Изд-во ВУГУ, 1996.- 160 с.
  5.  Маркетинг. Учебник / Под ред. Б.Л. Багиева. – М.: «Экономика», 1999.
  6.  Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-
  7.  Панкрухин А.П. Маркетинг. Учебник – М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. – 398с.
  8.  Котлер Ф.Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА – Кросс. Плюс», 1995.
  9.  Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Ростинтэр», 1996.- 704 с.
  10.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент  -СПб: Питер Ком, 1999 – 896 с.
  11.  Акулич И.А., Демченко Е.В. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Мн.: Высшая школа, 1998.- 236 с.
  12.  Маркетинг./ Под ред. проф. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998 – 320 с.
  13.  Пiдручник. / Пiд ред. А.О. Старостiноi. Промисловий  маркетинг. Теорiя та господарськi ситуацii. – К.: «Iван Федоров», 1997.-400 с.
  14.  Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И. Маркетинг предприятия.-М.: «Контур», 1998.-112 с.
  15.  Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. – СПб: Питер Паблишинг, 1998.- 288 с.: ил. (Серия «Малый бизнес»)
  16.  Маркетинг: Учебник для вузов/Под ред. Н.Д.Эргиашвили. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2000. – 623 с.
  17.  Кеннет Дж. Кук. – Малый бизнес: Маркетинг. (Пер. с англ.) – М.: Издательский дом «Довгань», 1998 – 168 с.
  18.  Кнорринг В.Н. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – М, 1999 – 528 с.
  19.  Экономика предприятия. Учебник /Под ред. Проф. Н.А.Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584 с.
  20.  Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Издание 2-е – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998 – 448 с.
  21.  Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х томах. Российская  экономическая академия им. Г.В.Плеханова, Центр кадрового развития. Том «. Информационно-издательский дом «Триада», М., 1999, 1056 с.
  22.  Деордица Ю.С., Савченко В.Т. Компьютерные технологии в маркетинге. – Луганск: ВУГУ, 1998. – 238 с.
  23.  Деордица Ю.С., Савченко В.Т. Компьютерные технологии в экономике и менеджменте. – Луганск: ВУГУ, 1999. – 212 с.
  24.  Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. Маркетинг в России и за рубежом, №1(15), 2000. – 105-125 с.
  25.  Тихомиров Ю.В., Мешков А. В. Microsoft Access для Windows 95 одним взглядом. – СПб.; BHV- Санкт-Петербург, 1996. – 160 с.; ил.
  26.  Отчет о затратах на производство  продукции за Ш квартал 2000 года (форма №5-С).
  27.  В.И.Король. Разработка приложений в MS Access. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998, - 274с.
  28.   Козырев А.А., Юдин А.П. Информационные технологии в экономике: конспект  лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
  29.  Автоматизированные   информационные технологии в   экономике: Учебник/ М.И.Семенов, И.П.Трубилин. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.
  30.  В.И.Дудорин. Информатика в управлении производством. Учебник. – М.: Изд-во «Менеджер», 1999.- 464 с.
  31.  Кондратова С.С. Информационные технологии в упрвлении: Учебник .- К.: МАУП, 1998. – библиография: С. 131-136.
  32.  Пінчук Р.С., Гомузинський Г.П. Інформаційні системи і технологіі в маркетингу: Навч.  Посібник. – К.: КНЕУ, 1999. – 328 с.; іл.

 

                 Аннотация

В данной выпускной работе бакалавра ведется речь о малом частном предприятии «Рубеж». Анализируется маркетинговая среда  предприятия, производственно-хозяйственная деятельность предприятия, конкурентноспособность. Разрабатывается программное обеспечение автоматизированной системы управления. Создается база данных предприятия.

   Таблица 1.2

Основные технико-экономические показатели работы МЧП «РУБЕЖ»    за 1999 - 2002 г.г.   

Показатели

1999

2000

2001

2002

Стоимость товара по базисным ценам (тыс грн.)

1021

1022,4

926,78

857,35

Стоимость товара по договорным ценам (тыс.грн.)

1630

1712

1502

1493

Фактическая себестоимость товара (тыс.грн.)

1413

1724

1515

1281

Прибыль от объема товара (тыс. грн.)

217

-12

-13

212

Прибыль от вне реализационных операций (тыс грн.)

90

-9

-7

46

Балансовая прибыль (тыс. грн.)

307

-21

-20

258

Чистая прибыль (тыс. грн.)

312

-430

-423

-397

Таблица 1.1

Ориентация организационной структуры управления

МЧП «РУБЕЖ» на маркетинг

Функции маркетинга

Виды маркетинговой деятельности

Исполнители

Соисполнители

1.Исследование рынка предприятия

1.1Определение емкости, отдельных его сегментов

1.2Изучение поведения потребителей.

1.3Конъюктурные и прогнозные исследования рынка

1.4Изучение деятельности конкурентов и других

    субъектов рынка

-

-

Директор

-

-

Коммерческие агенты

2.Осуществление

товарной политики

2.1Разработка номенклатуры СМР

2.2Управление жизненным циклом товара

2.3Разработка новой продукции

Директор

Коммерческие агенты

3.Осуществление

ценовой политики

3.1Расчет цен

3.2Выбор ценовой стратегии

3.3Ценовое стимулирование продаж

3.4Ценовое регулирование

Главный

бухгалтер

Бухгалтер

4.Осуществление

ценового распре-

деления

4.1Выбор канала и форм распределения

4.2Выбор размера

сбыта

4.3Организация продаж продукции

4.4Организация транспортировки

продукции

Директор

Директор

-

-

Коммерческие

агенты

5.Осуществление коммуникационной политики

5.1Организация рекламы

5.2Организация персональных продаж продукции

5.3Организация разнообразных мероприятий по стимулированию сбыта

5.4Паблик-рилейшинз    

5.5Послепродажное обслуживание

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Рис. 5.1 Информационная модель


Рис. 5.1 Информационная модель




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84332. Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации 391 KB
  Актуальность темы заключается в том, что в управлении организацией важно всё контролировать, необходимо управлять всеми составляющими организации, поэтому современный руководитель должен иметь представление о роли и месте организационного поведения в процессах, протекающих в организации.
84333. Комплексное использование статистических методов при анализе основных экономических показателей деятельности тридцати крупнейших банков РФ 2.93 MB
  Познавательные, обучающие и профессиональные цели выполнения курсовой работы - дать дополнительные теоретические знания и развить необходимые практические навыки по изучению основ статистического наблюдения, сводки и группировки статистических данных...
84334. Театрально-игровая деятельность в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников 376.77 KB
  Объект исследования: театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в театрально-игровой деятельности детей. Определить особенности реализации художественно-эстетического воспитания детей в условиях реализации...
84335. Расчет и проектирование металлоконструкции мостового электрического крана балочного типа 519.5 KB
  Мостовой кран предназначен для транспортировки и перемещения грузов. Конструкция является ответственной. Работает мостовой кран при переменных нагрузках. Нагрузками являются ручные или электрические тельферы, ходовые колеса которых перемещаются по нижнему поясу балки.
84336. Оценка стоимости бизнеса на примере ОАО АГРАРИЙ-РАНОВА 290.76 KB
  Расчет рыночной стоимости собственного капитала методом капитализации потоков выгод к владельцам вложенного и собственного капитала. Расчет рыночной стоимости бизнеса и собственного капитала методом дисконтирования чистых денежных потоков к владельцам вложенного капитала. На данном этапе определяется нормализованная балансовая стоимость вложенного капитала и собственного капитала по объекту оценки...
84337. Розробка зв’язного радіоприймача УКХ діапазону 808.89 KB
  В результаті проектування були розкриті наступні питання, які стосуються перспективи розвитку курсового проекту. При вивченні методів побудови аналогів проектованого пристрою і порівняння їх переваг та недоліків, були сформовані технічні умови для радіоприймача КХ діапазону
84338. Основы окружающей среды и энергосбережения 37.39 KB
  Раскройте сущность административного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Изложите основные направления Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и энергосбережения. В процессе решения вопроса эффективного и безопасного для окружающей среды применения пестицидов реализуются разные подходы.
84339. Ассортимент и качество рыбных консервов в масле 51.21 KB
  Рыбные консервы в масле являются полноценным пищевым продуктом имеющим оригинальную рецептуру приготовления. Рыбные консервы в заливке на основе масла составляют классический ассортимент где проявляются все оттенки вкуса и запаха рыбы. Именно благодаря этим свойствам консервы являются одним...
84340. Работа с электронными геодезическими приборами 1.18 MB
  Прибор удобен в обращении благодаря быстроте производства угловых и линейных измерений широкому диапазону измеряемых расстояний возможности производить измерения без использования отражателя удобному настраиваемому под требования пользователя меню.