85926

Разработка инструмента маркетингового управления для малого предприятия ООО «Укрспецтехника»

Дипломная

Маркетинг и реклама

Сведены к минимуму и затраты на обеспечение предпринимательской деятельности. Компьютерный парк обновляется при невозможности или неэффективности его дальнейшего использования – последняя массовая замена проведена на стыке 2002-2003 годов.

Русский

2015-04-01

1.14 MB

2 чел.

PAGE  3

Аннотация

Дипломная работа посвящена  разработке инструмента маркетингового управления для малого предприятия ООО "Укрспецтехника". Актуальность выбранной темы обусловлена важностью применения механизма маркетингового управления, гарантирующего успешную предпринимательскую деятельность на современном рынке. Разработка проведена путем реинжиниринга действующей на предприятии информационной системы с прицелом на максимальное использование накопленных массивов данных.  Показано практическое применение CASE-системы Rational Rose в процессе проектирования.

 


Реферат

… страниц, 29 рисунков, 13 таблицы

Маркетинг, маркетинговое управление, маркетинговая информация, маркетинговая информационная система, хозяйственная деятельность, субъект хозяйствования, автоматизированная система управления, автоматизированная информационная система, информация, органы управления, информационное обеспечение, руководитель, задача, система, структура, подсистема, модель, база данных, программное обеспечение

Данная дипломная работа посвящена вопросам практического внедрения маркетингового управления в условиях малого, а именно разработке автоматизированной маркетинговой информационной системы. В работе приводится описание программного обеспечения, предполагаемого для внедрения в ООО "Укрспецтехника".


[1]
Исследование предметной области

[1.1] Общая характеристика предприятия

[1.2] Программное и обеспечение

[1.3] Бизнес-процессы и правила

[1.4] Постановка задачи

[1.5]
Выводы

[2] Анализ способов решения поставленной задачи

[2.1] Обзор маркетинговых программ

[2.2] Выбор и адаптация модели поставленной задачи

[2.3] Алгоритм

[2.4]
Выбор и обоснование среды разработки

[3] Проектирование информационной системы

[3.1] 3.1. Проектирование логической структуры данных

[3.2] 3.2. Проектирование физической структуры БД

[4]
Программная реализация

[4.1] Структура программного комплекса

[4.2] Создание базы данных

[4.3] Подключение к базе данных

[4.4]
Пользовательский интерфейс

[4.5] Защита данных

[4.6] Выходные формы

[5]
Тестирование программы

[6] Заключение

[7]
Список используемой литературы

[8]
Приложения

[9]  


Введение

Важной и сложной проблемой современности в сфере управления объектами предпринимательства является гибкое приспособление к требованиям и спросу рынка. Особое место среди функций такого управления занимает маркетинг, имеющий общее признание в развитых странах мира.  Однако, как показывает практика, в отечественной экономике именно маркетинг является наиболее "узким местом" [1, 35].

На многих фирмах успешно решаются частные маркетинговые задачи и реализуются соответствующие мероприятия. Даже при отсутствии специализированных подразделений и негативном отношении к маркетингу, предприятия так или иначе вынуждены собирать информацию для обеспечения своей жизнедеятельности, в первую очередь, хотя бы об участниках рыка – конкурентах и поставщиках [7]. Вместе с тем, там зачастую  отсутствует адекватное представление о маркетинге как целостной подсистеме управления.

Традиционно маркетинг связывают с информационно-рекламной деятельностью и сбытом готовой продукции или услуг. Другой его стороной считают информационно-поисковые задачи, связанные со снабжением, закупками, заказами, изучением конкурентов. Многие задачи, такие, как   оценка и анализ текущего состояния (диагностика) и прогнозирование (планирование) будущего состояния фирмы носят информационно-аналитический характер [9].

Полная же система маркетинговой информации включает в себя сведения о предприятии, микросреде (собственно рынке), макросреде (экономике, культуре, политике, ресурсах, технологии в областях интересующих предприятие). При этом, резонно встает вопрос о том,  каким образом должна быть организована маркетинговая информационная система [11].

По Ф.Котлеру она предполагает наличие систем внутренней информации, маркетинговой разведки, маркетинговых исследований и аналитической маркетинговой системы [22].

 Система внутренней информации основывается на внутренних источниках данных (учетах предприятия) о заказчиках, продажах, затратах и текущем поступлении наличных средств, по которым сравнивают результаты различных решений в различных временных интервалах.

Система маркетинговой разведки предоставляет информацию о динамике внешней среды – фиксируются прежде всего явления, имеющие существенное значение для перспектив деятельности, а также представляющие потенциальную опасность.

Система маркетинговых исследований предусматривает выявление и описание проблем предпринимательства, оценку предпринятых мер, анализ характера рынка и его потенциала, объема продаж, цен и т.п.

Аналитическая маркетинговая система предполагает разработку моделей и технический анализ маркетинговой информации и процесса принятия решений, позволяя тем самым объяснить и предвидеть результаты.

Но поскольку каждое предприятие имеет свои специфические особенности как внутреннего (продукция, цена, дистрибьюторская сеть, связи), так и внешнего (рынок, конкуренция, заказчики и т.п.) характера, влияющие на процессы принятия решений, то маркетинговые информационные системы создаются с учетом конкретных возможностей и потребностей и в каждом случае это будет своя система [28].

Кроме того, обычно такие системы имеют предысторию в виде программных средств, которые частично или полностью реализуют маркетинг. Их дальнейшее развитие и сопровождение требует создания  и внедрения совокупности моделей, представляющих в удобном виде разные аспекты управления [31]. В целом, такой процесс называется реинжинирингом.

Разработка по такой схеме маркетинговой системы для малого предприятия, на примере ООО "Укрспецтехника" и является целью данной дипломной работы. Система создавалась как часть действующей на предприятии информационной структуры [36]. Реинжиниринг проведен с использованием  инструментальных средств  Rational Rose и IB Expert.

Работа выполнена в три этапа: исследование предметной области, проектирование и тестирование.

Основная задача первого этапа – оценка реального объема, целей и задач проекта, а также получение определений сущностей и функций на высоком уровне. В ходе его выполнения проанализированы и подробно исследованы бизнес-процессы (функции, определенные выбранной стратегией предприятия и его маркетинговой политики) и информация, необходимая для их реализации. Завершен этап постановкой задачи проектирования [42].

Главная цель проектирования заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. На этом этапе выбраны и программно реализованы алгоритмы решения поставленной задачи. Определены разметки меню, виды окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.

Содержание последнего этапа включает непосредственно тестирование разработанной системы и анализ его результатов. Практически проведена проверка функциональности и надежности программы путем сравнения результатов обработки опытных данных, полученных с ее помощью и с помощью электронной таблицы Excel [27, 41].

  1.  
    Исследование предметной области
    1.  Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью "Укрспецтехника" зарегистрировано в исполнительном комитете Артемовского района г.Луганска . Идентификационный код ОКПО 30995318.

Предприятие основано на базе объединения части имущества граждан Украины – его учредителей, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и другие необходимые реквизиты. Форма собственности – коллективная.

Расчетный счет №2600030183501 в ЛЦО ПИБ Украина МФО 304308. Юридический адрес: Украина, Луганская область, город Луганск, ул. Интернациональная, 17.

Цели и задачи предприятия сводятся к  получению прибыли от предпринимательской деятельности по продвижению на региональный рынок компьютерной техники и ее сервисному обслуживанию [25].

Политика экономического успеха строится на увеличении доходов за счет высокого качества и минимальных сроков проведения  сделок (годовой оборот составляет 9 млн. грн).

Управленческо-организационная структура предприятия, пройдя ряд циклов оптимизации (начальный, повторный, фиксированный и управляемый),  сформировалась достаточно простой (рис.1).

Директор. Осуществляет общее руководство предприятием, контролирует деятельность управленческого персонала, определяет штат, режим работы, условия и размер оплаты труда работников в соответствии с Уставом, учредительным договором и действующим законодательством.

Коммерческий директор. Занимается изучением рынка: спроса на товар и предложений конкурентов. На этой основе выбирает линию закупок комплектующих и сбыта компьютерной техники, руководит рекламой.  

Бухгалтерия. Ведет бухгалтерский учет: составляет месячные, квартальные и годовые отчеты, балансы, подает документы в налоговую администрацию, проводит выплаты по всем обязательствам, контролирует движение денежных потоков на счетах предприятия,  занимается начислением заработной платы, социальных выплат, следит за состоянием всех активов предприятия, ищет оптимальные пути кредитования, проверяет ликвидность тех или иных операций.

Менеджеры по сбыту.  Занимаются реализацией и рекламированием продукции, консультируют клиентов.

Группа предпродажной подготовки. Осуществляет сборку, доводку, испытание и упаковку конечной продукции сбыта.

Склад. Ведет учет, обеспечивает хранение и выдачу товаров. Участвует в заявочной компании на комплектующие изделия.

Сервисный центр. Осуществляет контроль за соблюдением норм и стандартов, гарантийных сроков. Ведет рекламационную деятельность, оказывает услуги в ремонте и регламентах компьютерной техники.

Рисунок . Структура ООО "Укрспецтехника".

ООО "Укрспецтехника" действует на рынке с высокой динамикой смены ассортимента и стоимости продукции, сильной конкурентной борьбой, где положительный результат тем выше, чем строже соблюдается основополагающий принцип маркетинга: " Не пытайтесь сбывать то, что у вас есть, а продавайте то, что у вас, безусловно, будет куплено" [5].

В таких условиях популярность фирмы поддерживается  безукоризненным вниманием к  потребностям клиентов, высоким уровнем сервиса,  широким ассортиментом комплектующих.

ООО "Укрспецтехника" – генеральный дилер компании "Навигатор" (г.Киев), представляющей в Украине интересы ведущих мировых производителей компьютерной техники. На компьютерном рынке более семи лет, а по итогам 1999 года было признано лучшим дилером компании1. Сертифицировано и авторизовано украинскими, российскими и европейскими представительствами фирм: EPoX, ATI, Samsung, Fujitsu, Seagate, Epson, Mitsumi, APC, Navigator, Daewoo, Creative, Primax, Verbatim, EliteGroup Computer, Western Digital, Acer Cmmunication&Multimedia, LG Electronics, Albatron Tеchnology.

Т.к. жизненный цикл предлагаемой фирмой продукции непродолжителен, то складские запасы поддерживаются в объемах, достаточных для обеспечения недельного и даже полунедельного  производственного цикла. Своевременное пополнение их обеспечивается продуктивным сотрудничеством с ведущими логистическими компаниями общеукраинского масштаба. Уникальные продукты, такие как ноутбуки, лазерные проекторы, дорогостоящие копиры и пр. заказываются по отдельным заявкам при предоплатах клиентов [3].

Сведены  к минимуму и затраты на обеспечение предпринимательской деятельности. Компьютерный парк обновляется  при невозможности или неэффективности его дальнейшего использования – последняя массовая замена проведена на стыке 2002-2003 годов.  Техника приобретается  по максимальному соотношению производительность/цена, исходя из разумных потребностей. Программное обеспечение приобретается в соответствии с текущими информационными потребностями.

В целом, можно отметить, что руководство ООО "Укрспецтехники" в своей управленческой деятельности невольно придерживается модели Портера (рис.2).

Рисунок . Модель портера.

Согласно ее U-образной зависимости между доходами и долей рынка, предприятие с небольшой долей рынка может преуспеть посредством разработки четко сконцентрированной стратегии, а предприятие, имеющее большую долю рынка, преуспеет в результате преимуществ по издержкам или дифференцированной стратегии. Любое предприятие может “завязнуть в середине”, но даже небольшое предприятие может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной “нише”,  даже если её общая доля на рынке невелика [8].

Основные  показатели работы предприятия (табл. 1) находятся на удовлетворительном уровне, но для его удержания менеджерам требуются все большие объемы специфической информации, чего деятели рынка не всегда могут обеспечить.

Таблица . Экономические показатели ООО "Укрспецтехника".

№ п/п

Наименование показателя

Размер, грн/мес

1

Оборотный капитал

600000

2

Чистая прибыль

18000

3

Фонд заработной платы

4200

4

Штатная численность

20 чел.

Наиболее актуален для руководства ООО "Укрспецтехника"  краткосрочный анализ и прогноз рыночного спроса на компьютерную технику.

  1.  Программное и обеспечение 

Электронная нервная система ООО "Укрспецтехника" представлена набором программ масштаба предприятия, решающих двуединую задачу :

  •  с одной стороны, – это обеспечение управляемости и обработки плановых событий: регулярных, т.е. тех, которые сами по себе являются процессом, и нерегулярных, которые можно предвидеть. По отношению к таким событиям реакция должна быть предусмотрена, определена и адекватно отработана.
  •  с другой, –  обеспечение гибкости и реакции на внезапные события. Внезапность - это не стихийное бедствие или катастрофа, а, например, случай, когда клиент заказывает нестандартный товар. ПО предприятия должно правильно и адекватно реагировать на запросы подобного рода [30].

Ядро ее составляет автоматизированная экономическая система собственной разработки. 

Хранилище данных реализовано в системе управления базами данных InterBase. До версии 6.0 СУБД  InterBase распространялась на коммерческой основе. В начале 2000 года компания Borland выпустила систему версии 6.0,  распространяемой по лицензии InterBase PublicLicense, в соответствии с которой код InterBase разрешается использовать для создания коммерческих продуктов, в том числе и с закрытым кодом [43].

Внутреннее взаимодействие сотрудников фирмы осуществляется посредством унифицированных протоколов по электронным каналам.

Каждое подразделение фирмы собирает и регистрирует данные, специфические для его производственной деятельности, но для решения функциональных задач имеет доступ к необходимым таблицам, которые ведут смежные структуры [2]. Схема базы данных, построенная с помощью программы IB Expert, приведена в приложении 1. Из диаграммы видно, что в таблицах базы данных хранятся сведения об ассортименте комплектующих и ценах на неё (TOVAR) и поставках (PRIHOD), о заказчиках (CLIENT), заключенных (DAYRS) и проведенных сделках (DAYPR), проведенных за рабочий день операциях и полученной прибыли (DAYOP).

Клиентские приложения созданы  в объектно-ориентированной среде визуального программирования Delphi. Выбор данной среды определен простотой и эффективностью процесса разработки высокопроизводительных программ.

Внутреннее взаимодействие сотрудников фирмы осуществляется посредством унифицированных сетевых протоколов [33].

Кроме внутренних информационных связей предприятием активно используются средства электронной коммерции (E-commerce) и Интернет-технологии [30].

Для ускорения расчетов созданы абонентские пункты ведущих местных банков, таких как "Аваль", ПИБ и др. В качестве почтового клиента используется широко известная программа The Bath.

Через Web-сайты обеспечивается прямой доступ менеджеров к прайс-листам на компьютерную технику. Такая модель позволяет гибко реагировать на желания клиентов, появление новых тенденций и технологий в индустрии.

ООО "Укрспецтехника" имеет и свой сайт. Через него освещается вся необходимая торговая информация (реклама, ассортимент, цены), поддерживается обратная связь с обществом и заказчиками. Ключевые рубрики сайта ООО "Укрспецтехника: "О нас", "Новости", "Продукция", "Прайс-лист", "Поддержка", "Обсудить", "Лог-зоны".

Из офисных приложений используется пакет Microsoft Office 2000, завоевавший прочную репутацию как эффективный инструмент для создания документов, обмена данными и анализа деловой информации.

Рисунок . Главная страница WEB-сайта ООО "Укрспецтехника.

Компьютеры связаны в единую 100-мегабитную  одноранговую вычислительную сеть с выделенным сервером, работающую под управлением операционной системы Microsoft® Windows® NT Server.

Выбор Windows NT обусловлена тем, что при минимальных требованиях к аппаратной части она является надежным фундаментом для создания корпоративной сети. Сочетает в себе высокопроизводительный файл- и принт- сервер, отличный сервер приложений, сервер удаленного доступа, сервер Интернет, сервер безопасности и резервирования данных.

Как видно, специалисты "Укрспецтехники" не погнались за внедрением более мощной Windows 2000 и модной Windows ХР – ресурсов NT ver. 4.0 вполне достаточно для решаемых задач.

На рабочих станциях используются операционные системы Microsoft® Windows® 98 (русские локализации).

Все программное обеспечение лицензионное.


Таблица . Функции рабочих мест.

№ п/п

Звено организационно-управленческой структуры

Код

звена

Кому подчиняется

Должность руководителя подразделения

Должности работников подразделения, подчиненных непосредственно руководителю подразделения

Выполняемые

функции

Применяемое ПО

(программы, пакеты программ, АРМ, Internet технологии)

Вычислительная техника

Код  компьютера

Код сети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Директор

00

организация работы предприятия

IE, Bat, Far, MS Office

<C00-01>

<N01>

2

Коммерческий директор

00/01

директору

организация торговой деятельности

IE, Bat, Far, MS Office

<C00\01-01>

<N01>

5

Отдел маркетинга

00/01/01

коммерческому директору

нач. отдела

организация продаж

IE, Bat, Far, MS Office, Nakl

<C00\01\01-01>

<N01>

менеджер

работа с клинентами

--- // ---

<C00\01\01-02>

<N01>

менеджер

--- // ---

--- // ---

<C00\01\01-03>

<N01>

менеджер

--- // ---

--- // ---

<C00\01\01-04>

<N01>

электронщик

предпродажная подготовка компьютеров

IE

<C00\01\01-05>

<N01>

электронщик

--- // ---

<C00\01\01-06>

<N01>

электронщик

--- // ---

<C00\01\01-07>

<N01>

электронщик

--- // ---

<C00\01\01-08>

<N01>

электронщик

--- // ---

<C00\01\01-09>

<N01>

6

Склад

00/01/02

коммерческому директору

зав. складом

зав. складом

организация учета, хранения и выдачи товара

Bat, MS Office, Nakl

<C00\01\02-01>

<N01>

кладовщик

прием и выдача товара

--- // ---

<C00\01\02-02>

<N01>

кладовщик

--- // ---

--- // ---

<C00\01\02-03>

<N01>

3

Главный бухгалтер

00/02

директору

организация бухгалтерского учета

IE, Bat, Far, MS Office, Nakl

<C00\02-01>

<N01>

7

Бухгалтерия

00/02/01

гл. бухгалтеру

бухгалтер

ведение бухучета

Bat, MS Office, Nakl

<C00\02\01-01>

<N01>

бухгалтер

--- // ---

<C00\02\01-01>

<N01>

4

Сервисный центр

00/03

директору

нач. центра

организация сервисного обслуживания

IE, Bat, Far, MS Office

<C00\03-01>

<N01>

электронщик

диагностика, установка новых устройств, обновление BIOS и драйверов

IE

<C00\03-02>

<N01>

электронщик

--- // ---

<C00\03-03>

<N01>


  1.  Бизнес-процессы и правила

Для нормального функционирования предприятие создает запас комплектующих компьютерной техники, которые по мере поступления оприходуются на складе. В учетные формы (таблица базы данных PRIHOD) заносятся тип, модель, количество и закупочная цена поступивших изделий.

В процессе обслуживания клиентов менеджеры, располагая информацией по таблице PRIHOD о состоянии склада, оформляют заказы, в которых отражаются сведения о выбранных комплектующих (тип, модель), их количествах и отпускных ценах. При отсутствии чего-либо на складе, но наличии в прайс-листах поставщиков им направляются срочные заявки. Заказы фиксируются в таблице DAYRS, на основании записей которой в складе бронируется соответствующий  товар. Клиенту выписывается платежный документ.

В случае неоплаты заказа в течение 3 банковских дней склад снимает броню с изделий, они становятся доступными менеджерам по продаже и могут быть включены в новые заказы.

Сведения об оплате клиентом заказа фиксируются в таблице DAYPR, на основании чего комплектующие по заказ-нарядам выдаются со склада на участок сборки, а клиенту выдается отпускная накладная. Изделия с обнаруженными в процессе сборки дефектами передаются в сервисный центр, откуда возвращаются на склад после их глубокого обследования с последующими ремонтом, настройкой или замены фирмами-изготовителями.

Клиент может оплатить часть счета – тогда с неоплаченных позиций также снимается броня; просить внесения изменений – предприятие идет на встречу, а автоматизированная система обеспечивает гибкость бронирования/разбронирования складских запасов.

Подготовленные к реализации компьютеры возвращаются сборщиками на склад, откуда отпускаются клиентам по выданным бухгалтерией отпускным накладным. Юридические лица, оплатившие заказ безналичными средствами, прикладывают к ним доверенности.

Проданный товар (полностью или частично) по ряду причин (отказы, сбои в работе в гарантийный период, неудовлетворенность эксплуатационными параметрами) может быть возвращен клиентом. Тогда он вновь оприходуется на складе и выставляется на реализацию, а с клиентом производится расчет.

Сведения о проведенных за день операциях фиксируются в таблице DAYOP. Разница между закупочной ценой (таблица PRIHOD) и отпускной (DAYPR) составляет прибыль предприятия.

Как уже отмечалось, целью предприятия является извлечение максимальной прибыли, но чтобы не потерять клиентов отпускную цену нельзя делать выше, чем у конкурентов, поэтому единственным путем обеспечения роста прибыли является увеличение объемов реализации и уменьшение издержек.  Одним из слагаемых успеха является оптимизация складских запасов: с одной стороны, нужно иметь их достаточными по ассортименту и объемам для удовлетворения потребительского спроса, с другой, – не допустить образование неликвидов из-за высокой динамичности компьютерного рынка (частые смены моделей и цен на них фирмами-изготовителями) [8].

По состоянию на сегодняшний день работа с поставщиками  компьютерных комплектующих (компания "Навигатор" и др.) строится на основании сведений о текущих потребностях, получаемых элементарным сопоставлением заказов (таблица DAYRS) со складскими учетами (таблица PRIHOD), плюс сведения о дефиците от менеджеров; и лишь в незначительной части присутствует интуитивное прогнозирование. Возможная ошибка минимизируется за счет организации частых поставок мелкими партиями – для разных групп товара недельными и даже полунедельными циклами.  Естественно, при этом растут издержки от транспортных расходов, но их считают меньшими от издержек за счет возможного образования неликвидов.

В заявке на поставку комплектующих фиксируется ее номер, дата отправки, идентификатор и описание заказываемого изделия, условия поставки.

Для наглядности построим в Rational Rose диаграмму прецедентов (рис. 3) для вскрытых бизнес-процессов и далее будем активно пользоваться этим CASE средством.

Рисунок . Диаграмма прецедентов бизнес-процессов ООО "Укрспецтехника".

Такое описание наиболее приемлемо при обсуждении его с экспертами предметной области и получении от них конструктивных замечаний.

Построим также диаграмму отношений, которая поможет нам выявить перечень автоматизируемых процессов.

Рисунок . Диаграмма отношений бизнес-процессов ООО "Укрспецтехника"

Из последней диаграммы видно, что автоматизации подлежат складской учет, работа с клиентами, снабжение и аналитическая деятельность. Первые две задачи на предприятии уже решены, третья решена частично – все-таки имеются автоматизированные учеты, по которым можно сравнивать складские запасы и потребности [15, 42].

Внедрение полнофункциональной маркетинговой системы несколько накладно, поэтому ограничим его разработкой инструмента анализа динамики спроса, поскольку на его выходных данных строится заявочная компания, в которой ошибки могут стать причиной роста издержек и снижения прибыли предприятия [36].

  1.  Постановка задачи

Исходные данные представляют собой обыкновенную базу данных – набор электронных таблиц, в которых содержатся количественные сведения о ежедневных поставках комплектующих и реализации выпускаемой продукции, включающие закупочные и отпускные цены, оборот в натуральном и денежном исчислении, полученную прибыль.

Таблицы содержат около 6000 связанных записей (соответствует временному периоду длительностью в год), поверхностный просмотр которых оставляет впечатление "хаотичности". Признаки  наличия явлений сезонности не просматриваются.

По сути это временные ряды и задача состоит в расчете вероятного спроса на продукцию предприятия на несколько дней вперёд по имеющимся объемам реализации за прошедший период (рис.5) [6].

Рисунок . Схема прогнозирования временных рядов (t0 – настоящий момент).

Формально временной ряд – это множество пар данных (T, Υ), в которых  T – это моменты или периоды времени (независимая переменная), а Υ – параметр (зависимая переменная), характеризующий величину изучаемого явления – в нашем случае объем продаж компьютеров в количественном или стоимостном выражении.

Цель исследования состоит в выявлении тенденции изменения фактических значений объема продаж Υ во времени и прогнозирование его будущих величин.

В некоторых случаях эта закономерность, общая тенденция течения процесса вполне ясно отображается уровнями динамического ряда. Однако часто случается, что уровни ряда претерпевают самые различные изменения (то возрастают, то убывают) и можно говорить лишь об общей тенденции развития явления [12].

Существенные успехи, связанные с анализом временных рядов, были достигнуты в прикладной статистике [38]. Смысл их заключается в том, что первоначальный ряд преобразуется и заменяется другим, показатели которого относятся к укрупненным интервалам. При этом, важно только правильно выбрать метод, адекватный статистической природе ряда динамики продажи компьютеров.

Для анализа временных рядов, подверженных значительным колебаниям с отсутствием явлений сезонности, больше всего подходит метод скользящего среднего (moving-average process) [14].

Суть метода скользящего среднего состоит в том, что фактические уровни исследуемого временного ряда заменяются их средними значениями, погашающими случайные колебания. Таким образом выявляется тенденция изменения интересуемого параметра [18].

Прогноз объема продаж үt+1 представляется в виде суммы m предыдущих величин продаж yt-I (i = 1, m-1), взятых с весовыми коэффициентами βt

үt+1 =  βt үt +  βt-1 үt-1 + … + βt-m+1 үt-m+1.

Использование метода основано на следующих допущениях:

– временной ряд является устойчивым в том смысле, что его элементы являются реализациями случайного процесса  yt = b + εt, где b – неизвестный постоянный параметр, εt – случайная ошибка; изациями слкчайного элементы лированы.;
нтаминого ядки. терпеть убытки;

– случайная ошибка εt имеет нулевое математическое ожидание и постоянную дисперсию;

– данные для различных периодов времени не коррелированны.

Все они справедливо применимы к нашему случаю.

Продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом, носит название экстраполяции.

Модель, построенную по ретроспективным данным можно использовать при наличии устоявшихся тенденций в динамике значений прогнозируемого параметра. К возможным ситуациям нарушения такой тенденции относятся: коренное изменение плана деятельности фирмы, которая стала терпеть убытки; резкое изменение параметров внутренней или внешней ситуации (цен на сырье, уровня инфляции); стихийные бедствия, военные действия, массовые беспорядки [12].

Если опуститься в более глубокие теоретические выкладки, то объяснить  это можно тем, что любое наблюдение процесса скользящего среднего Yt состоит из константы (долгосрочное среднее значение процесса), плюс независимый случайный шум t минус часть предыдущего случайного шума .

Уменьшая от 0 до -1, этот процесс можно сделать несколько менее похожим на случайный шум, однако он становится лишь чуть более гладким.

Другими словами, процесс скользящего среднего не помнит в точности своего прошлого, но помнит компонент того состояния, в котором он (процесс) находился. Таким образом, его память ограничена одним шагом в будущее; за пределами этого шага для процесса все начинается заново [26].

  1.  
    Выводы

Из результатов проведенного исследования предметной области, изучения используемых информационных технологий и бизнес-процессов следует, что для внедрения механизмов маркетингового управления на малом предприятии ООО "Укрспецтехника" необходимо создать автоматизированную маркетинговую информационную систему (МИС), базирующуюся исключительно на внутренних учетах предприятия. Система призвана решать задачи анализа динамики спроса на предлагаемые предприятием компьютеры различной конфигурации, выявления тенденций его изменения [28].

Поскольку рынок компьютерной техники подвержен резким колебаниям, как в части смены технических решений, так и цен, то наиболее приемлемым будет краткосрочное прогнозирование на периоды близкие к длине недели [5].

Для начального этапа ввода системы в эксплуатацию достаточной будет реализация анализа по скользящему среднему. Процесс легко моделируется и вполне пригоден для краткосрочного анализа  [34].

Предварять решение основной задачи должна процедура выборки из базы данных подмножество пар (T, Υ) за любой подлежащий анализу период времени по всему ассортименту комплектующих [2].

Для наглядности полученные результаты следует представить в виде линейного графика динамики спроса и линии тренда, экстраполированной на заданный период прогнозирования [23].

Поскольку предприятие малое и ряд должностей в нем совмещается, то разрабатываемая система помимо прогнозирования должна предоставлять маркетологу возможности просмотра сведений о движении товара (заявках поставщикам, заказах клиентов), внесение изменений и добавлений [10].

Программное обеспечение МИС должно быть легковесное, т.е. допускать его инсталляцию на компьютерной базе офисного уровня, минимально загружать ее вычислительные ресурсы и периферию.

  1.  Анализ способов решения поставленной задачи
    1.  Обзор маркетинговых программ

Программный комплекс "Marketing Analytic" . Полнофункциональ-ная система, предназначенная для решения задач, возникающих в процессе учета маркетинговой деятельности (учет продаж), маркетинговом анализе (обработка результатов маркетинговых исследований – внешних и внутренних факторов), а также в процессе разработки стратегического и оперативного планов маркетинга, приводящем к построению и контролю маркетинговых бюджетов (бюджет продаж и коммерческих расходов) [37].

Система включает модули: C-Commerce инструментарий учета, краткосрочного планирования и бюджетирования маркетинговой деятельности; Analyzer инструмент анализа продаж и маркетинговой деятельности по многим измерениям (клиентам, товарным группам, каналам сбыта, конкурентам) и их аналитическим признакам; Predictorспециализированный инструмент практического прогнозирования, нацеленный на решение задач прогноза сбыта продукции на конкурентных рынках; Portfolio инструмент стратегического анализа и планирования маркетинга; Geoинструмент пространственного анализа данных с помощью цифровых географических карт.

C-Commerce – охватывает область управления контактами. Представляет собой некий гибрид учетной системы и системы автоматизации продаж и больше подходит не для использования вместо учетной системы, а  вместе с ней. В целом, программа рассчитана на ситуацию, когда предприятия интересует, в первую очередь, автоматизация маркетинговой деятельности, автоматизация же финансово-хозяйственной деятельности не предполагается или не выходит за пределы бухгалтерии.

Модули Analyzer, Predictor  и Geo – наиболее удачная часть системы с единственной оговоркой, что модуль Analyzer не является OLAP-системой. Для этого ему не хватает масштабируемости, он применим только для обработки сравнительно небольших объемов информации [17].

Portfolio – сочетает в себе задачи организации экспертных оценок и построения всевозможных матриц, от стандартных, таких как BCG или GE, до произвольных, описываемых с помощью встроенного инструментария.

Рисунок .Интерфейс программы Portfolio.

Довольно трудно найти задачу, которую нельзя решить с помощью аналитического и графического инструментария этого модуля, однако для стандартных задач, наиболее часто встречающихся на практике, Portfolio чересчур неповоротлив, а его освоение требует неоправданных усилий. Программу можно рекомендовать в тех случаях, когда построение матриц занимает доминирующее место в процессе маркетингового анализа и планирования.

Программа для разработки маркетинговой стратегии компании "Marketing Expert". Помогает оценить реальное положение компании на рынке, провести сравнительный анализ ее сбытовой деятельности с конкурентами, сформировать оптимальную структуру сбыта. Позволяет определить доходность различных сегментов рынка и товаров, долю рынка компании и темпы ее роста. По заданному уровню прибыльности рассчитывает стоимость товаров, необходимую для его достижения [37].

Рисунок . Интерфейсы программы  Marketing Expert.

Применение общепринятых аналитических методик (GAP-анализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ) оказывает неоценимую помощь при разработке оптимальных стратегий и тактики работы компании на рынке, оценке рисков и расчете основных плановых финансовых результатов.

Программная система "БЭСТ-Маркетинг".  Удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции. Может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг. Достоинством является предельная простота терминологии интерфейса, которая рассчитана на самого обычного пользователя, не имеющего специального образования в области маркетинга. Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу "хуже/лучше", "важно/второстепенно". Вводимые качественные данные преобразуются системой в количественные, что позволяет проводить соответствующие расчеты [37].

Рисунок . Интерфейс программы БЭСТ-Маркетинг.

В числе методик, на которых базируется "БЭСТ-Маркетинг" - SWOT-анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа.

Программа "ForExSal".  Создавалась как специализированный инструмент прогнозирования продаж товаров и цен на товары, но исследования показали, что программа успешно может быть применена для построения прогнозов различных временных рядов, таких как экономические показатели деятельности фирм, курсы акций, валютные курсы и т.д.

Рисунок . Интерфейс программы ForEaSal.

Программы серии "КонСи".  Это не связанные друг с другом продукты, ориентированные на решение частных задач маркетинга.

Рисунок . Интерфейс программы КонСи-МАРКЕТИНГ

"КонСи-МАРКЕТИНГ" - программа, совершенно не соответствующая своему названию. Никаких функций, характерных для систем маркетингового анализа, управления или планирования она не содержит. Это программа управления контактами с небольшим набором возможностей генерации отчетов. Функционал программы уступает практически любому аналогу.

"КонСи-РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ" – простая геоинформационная система, ориентированная на отображение маркетинговой информации. Возможности настройки и решения сложных задач очень ограничены, зато простота интерфейса позволяет начать работу с ней очень быстро. Удобное приложение для контроля хода продаж, рекламных мероприятий и состояния рынка в разрезе регионов. Хорошо сочетается с табличной аналитикой.

Рисунок . Интерфейс программы КонСи-РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

"КонСи-СЕГМЕНТИРОВАНИЕ И РЫНКИ" - достаточно сложный инструмент, предназначенный для выделения и изучения сегментов рынка. Формирует распределение клиентов в координатах, обозначающих различные их параметры, и выделяет характерные группы (кластеры), на изучении которых нужно сконцентрировать.

Рисунок . Интерфейс программы  КонСи-СЕМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА

Нельзя сказать, что реализация этой идеи была удобной, но, учитывая масштабы задачи и то, что решать ее приходится редко, недостатки интерфейса можно простить. В целом, система предлагает уникальный сервис, не представленный ни в одной другой программе.

Программа учета и анализа розничной торговой деятельности "ПиМаркет". Разработана специально для индивидуальных предпринимателей и организаций с упрощенной системой учета.

Работа с ней сводится к выполнению наглядных и однозначных операций, таких как: учет движения товара (поступление, реализация, возврат и обмен покупателем, возврат поставщику, списание); учет прочих расходов (на транспорт, на рекламу); учет дополнительных доходов (оказание услуг, сдача имущества в аренду); печать ценников и прайс-листов; формирование отчетов (о поступлении и наличии в т.ч. ценах закупки, о прибыли по дням и группам товаров, баланс, для налоговых органов, о возвратах покупателями, списаниях, прочих расходах и доходах); учет по нескольким торговым точкам и перемещение товара между ними; учет выручки и прибыли раздельно по разным налоговым базам (ЕНВД и "упрощенка").

Рисунок . Інтерфейс программі ПиМаоркет

Для анализа данные могут быть перенесены в Excel. Обеспечивается максимальная сохранность и целостность данных благодаря использованию современного ядра баз данных Microsoft DAO и логическому контролю всех вводимых данных (т.е. программа не позволит удалить поступление товара, если он уже продан или продать товара больше чем есть в наличии и т.п.).

Система автоматизации работы менеджеров по продажам и обслуживанию клиентов, а также отделов маркетинга "Парус – Менеджмент и Маркетинг". Считается первой украинской CRM-системой.2

Рисунок . Интерфейс программы  Парус – Менеджмент и Маркетинг.

Позволяет собирать и обрабатывать информацию о контрагентах (клиентах, потенциальных клиентах, партнерах, конкурентах и пр.), вести хронику взаимных контактов с клиентом как в разрезе видов взаимодействий, этапов и направлений этих взаимодействий, так и в виде общей накопительной хроники контактов по клиенту, фиксировать исходящие документы-основания (договора, счета и т.п.) и их оплату по реализации товаров и услуг, получать информацию о платежах путем импорта файлов из системы Клиент-Банк, оперативно выгружать информацию об объемах и структуре продаж, делать анализ структуры клиентов в разрезах их отраслевой принадлежности, принадлежности к тому или иному сегменту рынка и другим параметрам, вести учет различных маркетинговых мероприятий (акции, семинары, участие в выставках, презентациях и пр.  –  по каждому мероприятию накапливается информация об участниках мероприятия, используемых материалах, а также есть возможность вести учет затрат и доходов каждого проведенного мероприятия), отслеживать наиболее эффективные маркетинговые ходы (например, выявлять рекламные носители, которые производят на целевую аудиторию большее впечатление – осуществляется путем фиксации в карточках входящих обращений со стороны потенциальных клиентов источника получения информации о компании), оценивать изменения объемов продаж в разрезе товаров и услуг на периоды проведения различных акций, определять эффект от их проведения),  создавать группы контрагентов для разработки специализированных предложений по каждой группы потребителей, фокусирования внимания на существующих клиентах, удерживая "прибыльных" клиентов и сокращая расходы на "неприбыльных", последующего предметно-ориентированного либо адресного уведомления о маркетинговых акциях.

"Парус-Менеджмент и Маркетинг" обладает эффективным инструментом для расширенного разграничения прав доступа к информации различных категорий сотрудников, а также индивидуально для каждого сотрудника, что позволяет: четко определить для каждого раздела и подраздела информации кто из сотрудников какую информацию может увидеть, добавить, изменить или удалить в системе; защитить от случайного или намеренного изменения или удаления информации в БД.

  1.  Выбор и адаптация модели поставленной задачи

Как следует из постановки задачи, в разрабатываемой маркетинговой системе предстоит реализовать анализ и прогноз временных рядов реализации компьютерной техники с использованием метода "скользящего среднего". Эффективным подходом к решению может быть использование авторегрессионной модели проинтегрированного скользящего среднего –  ARIMA (0, 0, 1). Модель предложена Дж. Боксом и Г. Дженкинсом [12, 38]. Параметры ARIMA (цифры в скобках) соответственно означают:

pAutoregressive – параметр авторегрессии (регулярный); 

dDifferencing – оператор конечных разностей;

qMoving average – параметр скользящей средней (регулярный).

Для определения скользящего среднего формируются укрупненные интервалы, так называемые интервалы скольжения, состоящие из одинакового числа уровней. Каждый последующий интервал получается сдвигом на один уровень от начального уровня динамического ряда. Т.е., если первый интервал будет включать уровни , то второй –  и т.д. По всем укрупненным интервалам вычисляется среднее значение, которое относится к середине интервала. Таким образом, интервал сглаживания как бы скользит по динамическому ряду с шагом, равным единице. Вычисляется скользящее среднее по формуле:

                                       (2.1)

При выборе интервала следует руководствоваться следующим правилом: если необходимо сгладить мелкие беспорядочные колебания, то интервал скольжения следует брать по возможности большим, и, наоборот, интервал скольжения должен быть как можно меньшим, когда надо сохранить более мелкие колебания и освободиться от периодически повторяющихся. Удобнее  укрупненный интервал составлять из нечетного числа уровней ряда. В противном случае среднее значение может быть отнесено только к середине его, попадающей между двумя датами. При этом требуется выполнение дополнительной процедуры центровки средних [6].

Нередко выбор интервала сглаживания осуществляется произвольно, однако при этом нужно учитывать количество уровней в анализируемом ряду динамики, поскольку сглаженный ряд сокращается по сравнению с исходным на m-1 уровней. Вместе с тем, чем продолжительнее интервал сглаживания, тем сильнее усреднение и тем плавнее получается выявляемая тенденция. На практике, чаще всего интервал сглаживания выбирается из 3, 5 или 7 уровней.

Изучение основной тенденции развития методом скользящего среднего является лишь предварительным приемом предварительного анализа. Для того, чтобы представить количественную модель, выражающую общую тенденцию изменений уровней динамического ряда во времени, используется аналитическое выравнивание ряда динамики. В этом случае фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определенной кривой (табл. 3), которая, как предполагается, отображает общую тенденцию [12].  

Таблица . Трендовые модели

Название функции

Описание функции

Линейная

Парабола второго порядка

Кубическая парабола

Показательная

Экспоненциальная

Модифицированная экспонента

Кривая Гомперца

Логистическая кривая

Логарифмическая парабола

Гиперболическая

Основанием для выбора вида кривой может использоваться содержательный анализ сущности развития изучаемого явления. Можно также опираться на результаты предыдущих исследований в данной области.

На практике для этих целей прибегают к анализу графического изображения уровней динамического ряда (линейной диаграммы). Так, если темпы роста примерно постоянны, то для выравнивания применяется показательная функция, при монотонном их изменении (росте или спаде) – модифицированная экспонента; если средние уровни, нанесенные на полулогарифмическую сетку, близки к прямой линии, то предпочтительнее простая экспонента.

Наиболее удачно механизм такого подбора реализован в MS Excel (рис. 15). Далее этот пакет будет использоваться при тестировании разрабатываемой системы [41].

Рисунок .  Вид вкладки "Линия тренда" MS Excel.

В среде разработки Delphi имеется компонент DBChart, позволяющий эффективно строить графики как основных рядов распределения, так и полученных  на основании их данных посредством широкого набора методов, в том числе статистических, производных рядов, отражающих трендовые модели. Достоинством компонента является то, что на одной линейной диаграмме он позволяет отобразить одновременно сглаженный временной ряд и фактический, что дает возможность сравнить эти две кривые и составить определенное суждение о характере основной тенденции изучаемого явления [19].

  1.  Алгоритм

Алгоритм работы маркетинговой информационной системы представим в графическом виде [28].

Рисунок . Алгоритм работы маркетинговой системы

  1.  
    Выбор и обоснование среды разработки

Как отмечалось в подразделе 1.2 информационная система ООО "Укрспецтехника" работает под управлением сервера Inter Base, клиентские приложения созданы в среде программирования Delphi, для обработки информации используется структурированный язык запросов SQL (Structured Query Language). Поскольку проектируемая маркетинговая система будет базироваться на имеющихся информационных ресурсах, лишь подвергнутых реинжинирингу, а также следуя принципам преемственности рационально оставить выбор на тех же программах. Набор этот не случаен, поскольку и Delphi и Inter Base продукты фирмы Borland и максимально оптимизированы для совместного использования [19].

Inter Base отличается чрезвычайно низкими системными требованиями и при этом высокой производительностью и легкостью администрирования. Полностью совместим со стандартом ANSI SQL 92, а также имеет собственные расширения языка для хранимых процедур и триггеров. Механизм триггеров представлен очень широко и эффективно: каждая таблица может иметь большое количество триггеров, которые выполняются автоматически при вставке, удалении и изменении записей. Многие функции существующих СУБД были впервые реализованы в Inter Base – это, в частности, обновляемые представления, события, многомерные массивы и BLOB-поля [21].

Delphi – это объектно-ориентированная среда визуального программирования, состоящая из набора сервисных программ для быстрой разработки приложений (RADRapid Application Development). При этом Delphi позволяет свести к минимуму объем вводимого вручную программного кода. В ее состав входят средства, необходимые для разработки, тестирования и установки приложений, включая обширную библиотеку компонентов (VCLVisual Components Library), шаблоны приложений и форм, различные мастера. Один из этих компонент (DBChart) упоминался в разделе 2.2.

  1.  Проектирование информационной системы

3.1. Проектирование логической структуры данных

В результате изучения методов и механизмов управления маркетинговой деятельностью и обследования информационной среды ООО "Укрспецтехника" были выявлены следующие типы сущностей (табл.1) и  типы связей между ними (табл.2) [28].

Таблица . Типы сущностей.

Имя сущности

Описание

Особенности использования

товар

совокупность комплектующих и аксессуаров компьютерной техники

составляет приход

поставка

совокупность продуктов, заказанных и имеющихся в наличии для реализации сделки

обеспечивает выполнение заказа

клиент

совокупность юридических и физических лиц

делает заказы

заказ

совокупность заказанных из имеющихся в наличии товаров

предполагает платеж

платеж

совокупность востребованных потребителем товаров

реализует заказ, уменьшает приход,

дает финансовый результат

фин. результат

суммарная добавленная стоимость реализованного продукта

продвигает к цели предпринимательской деятельности

Таблица . типы связей.

Тип сущности

Связь

Тип сущности

товар

составляет

приход

поставка

обеспечивает

заказ

клиент

делает

заказ

заказ

предусматривает

платеж

клиент

осуществляет

платеж

платеж

дает

фин. результат

По ER-диаграмме выполнена каждая из транзакций вручную. Это позволило проверить, вся ли необходимая для выполнения каждой транзакции информация (сущности, связи и атрибуты) может быть получена в данной модели.

Связи между сущностями смоделированы через механизм первичных и внешних ключей (табл.3).

Таблица .Первичные ключи.

Тип сущности

Тип связи

Тип сущности

товар

1 – ∞

поставка

клиент

1 – ∞

заказ

заказ

∞ – 1

товар

клиент

1 – ∞

платеж

платеж

∞ – 1

товар

платеж

∞ – 1

фин. результат

Полученная концептуальная модель данных проанализирована и модифицирована с целью удаления из нее всех элементов, затрудняющих реализацию  в среде реляционных СУБД. Кроме того,  была выполнена проверка созданной логической модели данных с помощью правил нормализации и контроля возможности выполнения всех необходимых пользовательских транзакций.

3.2. Проектирование физической структуры БД

Из всей базы данных предприятия в маркетинговой системе используются 7 таблиц, в которых хранятся данные о типах товаров и конкретных его моделях, заказах, заказчиках, продажах и поступлениях:

Таблица . Сведения о товаре.

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

идентификатор товара

TOVAR

I

 

*

2

наименование товара

NAME

C

50 

 

3

код типа товара

KODTYPE

I

 

4

закупочная цена в у.е

PRICE

F

 

 

5

отпускная цена в у.е

PRICED

F

 

6

цена в гривнах

PRICEGR

F

 

7

цена без НДС

PRICENONDS

F

 

8

диллер

DILER

F

 

9

наличие в прайсе

YESPRICE

С

1

 

11

дата инвентаризации

DAT

D

 

12

количество товара

KOLDAT

F

 

13

наименов. по прайсу

NAMEPRICE

С

100

 

15

комментарий

INFO

B

 

Таблица . Типы товара.

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

идентификатор типа

KODTYPE

I

 

*

2

наименование типа

NAME

С

50

 

3

применимость в работе

INWORK

С

1

 

Таблица . Сведения о поставках

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

идентификатор партии

PRIHOD

I

 

*

2

источник

SOURCE

I

 

2

дата поставки

DAT

D

 

2

поставщик

SUPPLY

I

 

2

сумма

SUMMA

F

 

2

общая стоимость

RSUMMA

F

 

2

код операц. дня

OPER

I

 

2

склад

SKLAD

I

 

Таблица . Сведения о клиентах.

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

идентификат. клиента

CLIENT

I

 

*

2

имя клиента

NAME

С

50

 

3

информация о клиенте

INF

B

 

 

4

телефон

TEL

С

20

 

5

факс

FAX

С

20

 

6

E-mail 

EMAIL

С

20

 

8

категория клиента

CATEGOR

I

 

 

9

Полное наименование

NAMEF

С

50

 

10

идентификации. код

TAXITEM

С

12

 

11

место нахождения

PLACE

С

50

 

12

лицензия

LICENCE

С

12

 

13

ОКПО

OKPO

С

15

 

14

расчетный счет

RS

С

20

 

15

банк

NBANK

С

50

 

16

МФО

MFO

С

10

 

Таблица . Сведения о заказах.

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

идентификатор заказа

DAYRS

I

 

*

2

код операцион. дня

OPER

I

 

 

3

код операции

KODOPER

S

 

 

4

источник

SOURCE

I

 

 

5

код товара

KOD

I

 

 

6

наименование

NAME

С

50

 

7

количество

KOL

F

 

 

8

цена по прайсу

PRICE

F

 

 

9

сумма

PRSUMMA

F

 

 

10

отпускная цена

PRICEOUT

F

 

 

11

проводка операции

YESOP

С

1

 

12

код менеджера

WORKER

I

 

13

доп. данные

DOPINF

С

1

 

17

баланс

BALANS

I

 

 

18

запись в дневнике

DIARYINF

I

 

 

Таблица . Сведения о платежах. 

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

Идентифик. платежа

DAYRS

I

*

2

код операц. дня

OPER

I

 

3

код операции

KODOPER

S

 

4

источник

SOURCE

I

 

5

код товара

KOD

I

 

6

наименование

NAME

С

50

 

7

количество

KOL

F

 

8

цена

PRICE

F

 

9

сумма

PRSUMMA

F

 

10

проводка операции

YESOP

С

1

 

11

код менеджера

WORKER

I

 

12

доп. данные 1

DOPINF

С

1

 

13

доп. данные 2

DOPINF

С

1

 

14

скрипт 1

SQLINF1

С

10

 

15

скрипт 2

SQLINF2

С

10

 

16

доп. операция

DOPOPER

I

 

17

баланс

BALANS

I

 

Как бы, связующим звеном базы является таблица DAYOP (операционный день), каждая запись в которой соответствует одному операционному дню. Ее идентификатор OPER объединяет воедино все проведенные за день операции: заявки, заказы, поставки. В ней  суммируются сводные данные об объемах заказов и реализации, общем балансе.

Таблица . Сведения об операционных днях.

Название поля

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

1

идентификатор дня

OPER

I

*

2

дата

DAT

D

 

3

имя

NAME

С

100

 

5

сумма заказов

SUMMARS

F

 

6

сумма платежей

SUMMAPR

F

 

7

код клиента

CLIENT

I

 

10

группа

GRUP

I

 

11

дисбаланс

INBALANS

С

1

 

12

доп. операция

DOPOPER

I

 

13

код менеджера

WORKER

I

 

14

комментарии

COMENT

B

 

Схема данных имеет следующий вид:

Рисунок .  Схема базы данных UST Market.

  1.  
    Программная реализация
    1.  Структура программного комплекса

Система разработана по файл-серверной технологии и включает в себя базу данных UST.gdb, работающую под управлением InterBase (IB) сервера, и созданное в рамках настоящего дипломного проекта в среде Delphi пользовательское приложение USTMarket.exe.

Рисунок . Структурная схема МИС USTMarket

Кроме того, к базе UST.gdb параллельно имеют доступ из своих приложений и менеджеры по продажам, и бухгалтерия, и склад. Таким образом маркетолог имеет возможность просматривать и анализировать всю внутреннюю информацию о деятельности фирмы.

Исходя из условий такого многопользовательского режима работы реинжиниринг проведен в направлении максимального перераспределения функциональности системы из приложения в базу данных. Такой подход наиболее правильный, поскольку позволяет организовать  эффективную защиту данных от несанкционированного доступа и повышает производительность системы, так как многие операции выполняются не на стороне пользователя, а на стороне сервера [31].

В процессе работы маркетологу приходится одновременно обращаться к разным наборам данных, сравнивать различные графики, которые выводятся в отдельных окнах. Идеальным для реализации этих требований является интерфейс MDI. Для того, чтобы сделать в Delphi обычное приложение MDI-приложением достаточно присвоить свойству FormStyle  главной формы значение fsMDIForm, а этому же свойству дочерних форм – значение fsMDIChild [19].

  1.  Создание базы данных

Создать базу данных можно двумя способами: средствами приложения IBConsole и командами языка SQL. Второй метод предпочтительнее, поскольку под рукой всегда имеется файл сценария (script) SQL (см. приложение №2), и в процессе отладки программы базу можно легко создать заново – для внесения изменений или в случаях разрушения [21].

Для создания таблиц использован оператор Create Table. В части информационного фонда маркетинговой  системы в базе UST.gdb созданы модифицированные таблицы DAYOP, DAYRS, DAYPR, PRIHOD, CLIENT.

Как отмечалось выше, функциональность системы максимально перенесена в базу данных. В первую очередь речь идет об использовании генераторов для формирования уникальных значений первичных ключей (oper в таблице DAYOP, prihod в таблице PRIHOD, tovar в таблице TOVAR и др.). База данных IB может содержать любое количество генераторов, и они могут использоваться или обновляться в любой транзакции.

Увеличение значений генераторов при добавлении новых строк в таблицы осуществляется посредством триггеров (соответственно, TRIGGER GENERATE_OPER, TRIGGER GENERATE_PRIHOD, TRIGGER GENERATE_TOVAR  и др.).

Индексы созданы командой Create Index. Индексы созданы для тех столбцов таблиц, которые часто используются при выборе данных командой Select: DayRS.Kol, Tovar.Name, Tovar.Price, Typetov.Name, Client.Client, Name.Client, Dat.DayOP, SummaRs.DayOP. В списке не указаны поля, соответствующие первичным и внешним ключам, поскольку в IB они создаются автоматически.

  1.  Подключение к базе данных

В разработанной маркетинговой системе подключение к базе данных осуществляется по технологии DB Express, которая была введена компанией Borland в среду Delphi, начиная с версии 6. Она обладает тремя важными преимуществами:

Установка средств DB Express гораздо проще по сравнению с их предшественником BDE;

– доступ к серверам намного эффективнее, чем при помощи BDE;

– технология DB Express является межплатформенной.

Следуя этой технологии, для подключения к базе использован компонент SQLConnection. При инициализации подключения используется свойство Params, в котором можно указать такие значения, как User_name (имя пользователя), Password (пароль) и др. Это дает возможность организовать защиту данных. Программный код подключения реализован в модуле MrtLogin.pas (приложение 2). В разработанном приложении компоненты подключения к базе данных сосредоточены, как показано на рис. 19, в модуле данных. Взаимодействие осуществляется по следующей схеме:

Рисунок . Схема подключения программы к базе данных.

Всего разработанном приложении используется 12 пар наборов данных DataSet и источников данных DataSourse, которые подключаются к базе UST.gdb через один компонент SQLConnector.

Любое взаимодействие происходит в рамках транзакции. Работа с InterBase основана на явном управлении транзакциями, для чего в модуль данных включен компонент IBTransaction. Компонент работает в режиме Read Commited, который позволяет запросам в одной транзакции "видеть" изменения, сделанные и подтвержденные в контексте других транзакций [21, 43].

  1.  
    Пользовательский интерфейс

Большинство пользователей привыкли к наличию в подобных приложениях панели инструментов и строки состояния, поэтому эти средства также реализованы. Обновление содержимого строки состояния через определенные промежутки времени осуществляется в обработчике события OnTimer компонента Timer [19,43].

Рисунок . Главная форма

В меню главной формы MrtMain 5 раскрывающихся пунктов, через которые открываются дочерние формы. Поскольку в приложении много форм, то при его инициализации создается только главная форма. Остальные создаются динамически, т.е. в процессе работы приложения. Такой подход позволяет более рационально использовать системные ресурсы и ускоряет запуск приложения. Практически это осуществляется путем перемещения команд создания дочерних форм из главного файла проекта USTMarket в обработчики событий соответствующих пунктов меню и командных кнопок.

Application.CreateForm(TFormN, FormN);

FormN.ShowModal;

FormN.Free

Метод Free удаляет после закрытия форму из памяти, освобождая тем самым выделенные для нее ресурсы [43].

Рисунок . Форма "Заказы" открытая на вкладке с сортировкой по датам.

Рисунок . Форма "Заказы", открытая на вкладке с сортировкой по клиентам.

Как видно (рис. 18, 19) на формах "Заказы" (fmDayRs) в компонентах TBDGrid синхронно отображаются записи из разных таблиц, полученных в результате нормализации базы данных. Достигается это использованием механизма master-detail, который реализуется путем связывания набора данных IBDataSet ведомой таблицы через свойство DataSourse с набором данных  IBDataSet ведущей таблицы. Еще одна особенность заключается в том, чтобы настроить IBDataSet ведомой таблицы таким образом (процедура IBDatSet.NewRecord), что при добавлении в нее новой записи поставляется внешний ключ ведущей таблицы [21].

  1.  Защита данных

В разработанной маркетинговой системе защита данных организована на уровне приложения, которая подразумевает ограничение несанкционированного доступа к элементам интерфейса программы. На сервере InterBase зарегистрирован пользователь с уникальным именем и паролем, по умолчанию SYSDBA и masterkey, соответственно. Этому пользователю соответствует специальная учетная запись, которая позволяет игнорировать защиту сервера и выполнять любые задачи администрирования, в частности он может зарегистрировать всех остальных пользователей [21].

При входе в систему первой  открывается форма регистрации fmLogin (рис 21). Программная находится в файле проекта системы USTMarket.dpr.

Рисунок . Форма регистрации маркетинговой системы UST Marketing

Подключение к базе данных происходит с указанием  физического файла базы данных, имени пользователя и пароля. Процедура подключения описана в модуле MrtLogin (приложение № …) [43].

  1.  Выходные формы

Выходными формами маркетинговой информационной системы UST Marketing являются графики фактического течения исследуемого процесса и поведения модели, позволяющие выделить основную тенденцию.

Рисунок . Форма "Анализ объемов реализации

Как видно (рис. 23), система выводит график фактического течения объемов реализации продукции и графическое поведение модели этого процесса, построенной по методу "скользящего среднего" с выбранным "шагом скольжения".


Тестирование программы

Проверка работы программы на реальных данных показывает, что "скользящая средняя" действительно позволяет делать выводы о динамике исследуемого процесса.

Рисунок . Динамика продаж и модель процесса с шагом скольжения 2.

Рисунок . Динамика продаж и модель процесса с шагом скольжения 3.

При этом, как видно из рис. 24-26, согласно выше изложенному теоретическому описания модели, увеличение шага "скольжения" сглаживает аналитическую кривую.

Рисунок . Динамика продаж и модель процесса с шагом скольжения 4.

Для тестирования разработанной программы создадим модель и протестируем исследуемый процесс в MS Excel [26, 40].

Рисунок . Динамика и модель процесса с шагом скольжения 3, построенная в MS Excel.

Как видно (рис. 25 и 27),  результаты работы программы и расчеты в MS Excel практически адекватны.

Заключение

В дипломном проекте была разработана автоматизированная маркетинговая система UST Marketing для ООО "Укрспецтехника" и проведено ее тестирование в реальных условия.

Для аналитического обеспечения маркетинговой деятельности данного предприятия  качестве инструмента прогноза подходит, по крайней  мере на первом этапе внедрения в практику маркетинговых принципов управления, статистический метод "скользящего среднего", который и реализован в программе UST Marketing.

Естественно, что достоверность прогнозирования гаранируется пределах горизонта прогноза, который определяется степенью хаотичности процесса. Для рынка  компьютерной техники такой горизонт прогноза ограничивается временным периодом в 3-7 дней.

Сопровождение эксплуатации системы предполагает ее последовательную модернизацию и расширение функциональных возможностей.

В перспективе ее следует развивать в направлении использования многофакторного моделирования. При этом, целесообразно в качестве отдельных факторов ввести внешние интервенции, влияющих на успех предпринимательской деятельности (сбои в работе транспорта, связи, события на валютном рынке и т.д.), дополнив систему режимом их ручного ввода и хранения в БД.


Список используемой литературы

  1.  Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия / Пер. с англ.  – М., 1999.
  2.  Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  3.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М.: “Финансы и статистика”,1997.
  4.  Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах: Пер. с болгарского и предисловие д.э.н., проф. А.М.Немчина. - СПб.: Научный центр "Корпорации двадцатый трест", 1993
  5.  Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Ф.А. Крутиков. - М.: Экономика, 1991.
  6.  Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление.  –  Мир, 1974.
  7.  Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: Интернетэксперт, Экономика , 1995.
  8.  Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения.- М.: Экономика, 1993.
  9.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология.  – М.: Финпресс, 2000.
  10.  Данько Т.П. Управление маркетингои ( методологический аспект ).-М.:ИНФРА-М,1997.
  11.  Дихтль Е.,  Хершген Х. Практический маркетинг: Учебн. пособие / Пер. с нем.  – М.: Высш. шк., 1995.
  12.  Єріна А.М. Статистичне моделювання та прогнозування: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2001. – 170с.
  13.  Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 416 с.
  14.  Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. Учебник. М.: МГУ, Издательство "ДИС",1997.
  15.  Исследование операций в экономике. Учебное пособие для вузов/Н.Ш.Кремер, Б.А.Прутко, И.М. Тришин. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  16.  Калберг К. Бизнес-анализ с помощью Excel. К.: Диалектика, 1997.
  17.  Карташев С.В. Marketing GEO - новый инструмент ведения и анализа маркетинговой информации//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1999. - N 3. - С. 13-18.
  18.  Кендэл М. Временные ряды. –  М.: Финансы и статистика, 1981.
  19.  Киммел П. Создание приложений в Delphi.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. – 640 с.: ил. – Парал. Тит. Англ.
  20.  Кноринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. – 528с.
  21.  Ковязин А., Востриков С. Мир Inter Base. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase/Firebird/Yaffil. Издание 2-е, дополненное – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002.
  22.  Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1998.
  23.  Лотов А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. М.: Наука, 1984.
  24.  Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб.: Питер, 2000.
  25.  Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. Москва, 1993 г.
  26.  Маркетинг / Под. Ред. И.К.Беляевского. –  М.: МЭСИ, 1997.
  27.  Минько А.А. Статистический анализ в MS Excel. :  – Издательский дом "Вильямс", 2004.
  28.  Михайлов А. Проектирование маркетинговой информационной системы.//Маркетинг, №2, 2000.
  29.  Мэйндоналд Дж. Вычислительные алгоритмы в прикладной статистике. М.: Финансы и статистика, 1988.
  30.  Назаренко О.Н. О современных технологиях автоматизации корпоративного документооборота//Российский экономический журнал. 1999. - N 3. - С. 45-51.
  31.  Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  32.  Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пос. М.:  –  Интерпракс, 1995.
  33.  Панкрухин А.П. Маркетинг в компьютерных сетях.//Маркетинг в России и за рубежом, №4,1999
  34.  Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М.: Финансы и статистика, 1982.
  35.  Попов Е.В. Теория маркетинга. - Екатеринбург: Наука, 1999.
  36.  Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. М.:  –  Аудит, ЮНИТИ,1996.
  37.  Родионов И.И. Мировой рынок информационных услуг: Основные характеристики, цены, методы маркетинга. /Технологии электронных коммуникаций. Т. 12.-М., 1992.- 63 с.
  38.  Сигел Э. Практическая бизнес-статистика. : Пер. с англ. –  М. : Издательский дом "Вильямс", 2002. – 1056 с. : ил. – Парал. тит. англ.
  39.  Тихомирова Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. - М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991.
  40.  Феоктистова Е.М., Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика.  –  М.: Высш. шк., 1993.
  41.  Чекотовский Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000.: – М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. – 464с.
  42.  Шеер А-В., Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы, Москва.: Просветитель, 1999. 175 с.
  43.  Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: Учебн. Пос. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  44.  Шпак Ю.А. Delphi 7 на примерах/Под ред. Ю.С.Ковтанюка – К.: Издательство Юниор, 2003.
  45.  Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ.  – М.: Экономика, 1990.


Приложения

№1 Прайс-лист ООО "Укрспецтехника

 

1 Журнал "Компьютерное обозрение" №50/219/ 29 декабря 1999 года.

2 "Компьютерное обозрение" №25, 2001г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18406. ОРГАНІЗАЦІЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕН-НЯ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ВІЙСЬК (СИЛ) 237 KB
  ЛЕКЦІЯ 4. ОРГАНІЗАЦІЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ВІЙСЬК СИЛ Розвиток воєнної науки на сучасному етапі характеризується посиленням вимог до командирів штабів усіх посадових осіб щодо оперативної діяльності в складних умовах....
18407. ОСОБЛИВОСТІ МПЗ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ЧАСТИН І З’ЄДНАНЬ ЗБРОЙНИХ СИЛ УКРАЇНИ 383 KB
  ОСОБЛИВОСТІ МПЗ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ЧАСТИН І З’ЄДНАНЬ ЗБРОЙНИХ СИЛ УКРАЇНИ Бойовий досвід свідчить про те що яка б велика не була роль технічної оснащеності військ але навіть сама досконала техніка і першокласна зброя не можуть...
18408. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ 144.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 1 Тема 1 КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ Глоссарий Военная логистика совокупность средств и способов необходимых для доставки людей техники боеприпасов к месту ведения боевых действий а также планирование и организация мероприятий п
18409. Цели и задачи логистики 196 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 5. Цели и задачи логистики Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минима
18410. Причины осуществления закупок у внешних поставщиков 149.5 KB
  Лекция 3 Причины осуществления закупок у внешних поставщиков: потребность в комплектующем изделии невелика и его производство не является частью основной деятельности организации; организации не хватает административного или технического опыта для производства н...
18411. Структура производственного процесса 212 KB
  Лекция 4 2. Структура производственного процесса Производственная система промышленной организации состоит из объективно существующих комплексов материальных объектов коллектива людей производственных научнотехнических и информационных процессов имеющи...
18412. Метод построения распределительного канала, основанный на группировке товаров 215.5 KB
  Лекция 5 Метод построения распределительного канала основанный на группировке товаров определяет детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продукту а к той или иной группе продуктов. Объединяет описание посреднических институтов со схе
18413. Функциональный и структурный метод анализа 201 KB
  Лекция 6 Функциональный метод анализа структуры каналов распределения развился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом. Он основан на определении функций сбыта главная функция сбыт продукции с их последующей д
18414. УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 1.91 MB
  Лекция 11 УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ В представленном разделе рассматривается вопрос оценки результатов деятельности логистической системы к элементам которой относятся анализаудит контроллинг отчетность. Также рассматриваются риски логистическ