85948

Разработка модели базы данных «Расписание движения поездов»

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Сегодня для этого специалистами разрабатываются специальные базы данных. В настоящее время базы данных занимают лидирующее положение в области информационных технологий они становятся неотъемлемой частью в любой сфере деятельности а особенно в обработке большого объёма информации.

Русский

2015-04-01

1.48 MB

71 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Железные дороги и вокзалы оказывают заметное влияние на развитие городов, вносят изменения в их структуру. В свою очередь, город предъявляет все более новые требования к решениям транспортных узлов и комплексам вокзальных зданий и сооружений. Первые железнодорожные коммуникации появились в связи с необходимостью сообщения между крупными городами.

Направления первых железнодорожных линий, быстрый технический прогресс и урбанизация городского пространства формировали сеть железнодорожных коммуникаций в застройке города. Возникновение железнодорожных путей сопровождалось развитием пространства вдоль них, появлялись новые населенные пункты, которые в дальнейшем сливались с городом и образовывали мегаполис. Влияние железных дорог на развитие городского пространства приводило к гигантскому росту города, а вокзалы оставались в центре, зажимаемые растущими городскими территориями, транспортными и пассажирскими потоками.

Все более актуальным становится вопрос об автоматизации продажи билетов на пассажирские поезда. Также возникает необходимость хранения большого объема упорядоченной информации, относящейся к работе железнодорожного вокзала. Сегодня, для этого, специалистами разрабатываются специальные базы данных. Их функциональность во многом зависит от предоставленной создателям информации о предметной области. Большую роль играет создание интерфейса доступного для любого пользователя, работающего с ней.

В настоящее время базы данных занимают лидирующее положение в области информационных технологий, они становятся неотъемлемой частью в любой сфере деятельности, а особенно в обработке большого объёма информации.

Объектом исследования данной курсовой работы является структура железнодорожного вокзала « Пенза - 1».

Цель исследования – изучение предметной области и разработка модели базы данных «Расписание движения поездов».

Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  •  Изучить организационную структуру подразделения.
  •  Исследовать методы решения проблемы автоматизации.
  •  Проанализировать модель предметной области.
  •  Разработать и спроектировать инфологическую модель.

1 АНАЛИЗ ПРИДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время наблюдается тенденция роста информатизации и компьютеризации общества, причем эта тенденция отмечается повсеместно – во всех странах мира, в разных областях профессиональной деятельности, в быту.

Информатизация учет рейсов, в частности, проектирование и разработка базы данных для железнодорожного вокзала является актуальной проблемой, поскольку железнодорожный вокзал использует в своей работе огромный объем информации и, следовательно, имеется необходимость в ее систематизации и структуризации.

Железная дорога – организация, предоставляющая населению услуги транспортного характера. Так как данная предметная область представляет собой сферу услуг, то основной её задачей является обеспечение максимальной скорости передачи информации клиенту. Исходя из того, что главным пользователем данной системы будет пассажир, то можно предположить следующие задачи для разрабатываемого программного обеспечения:

  •  Поиск нужного рейса или вокзала;
  •  Свободный доступ к информации;
  •  Удобный и понятный для пользователя интерфейс приложения;
  •  Сортировка данных по выбранному критерию для увеличения скорости поиска.

На основе детального изучения и анализа предметной области в дальнейшем будет спроектирована структура базы данных для ЖД вокзала «Пенза-1». Предметная область, содержит полную информацию о стоимости билетов на различные рейсы, информацию о дате и времени следования поезда, информацию обо всех рейсах проходящих через станцию Пенза-1, информацию о типах поездов, классах вагонов и т.д.

Пассажир, которому нужно совершить поездку из одного места в другое из общего расписания поездов, проходящих через данную станцию, узнает, какой поезд ему нужен. В расписании указываются номера поездов, конечные пункты маршрута, по которому он движется, а также время и дата прибытия, и время отправления с данной станции. При этом пассажир должен оценить свои финансовые возможности, так как поезда и вагоны бывают различных категорий и типов соответственно.

После этого по номеру поезда, выбранного пассажиром, находится расписание движения данного поезда, а также проверяется, проходит ли состав через станцию, которая нужна пассажиру. Если поезд действительно проходит через нужную станцию, то исходя из нужного пассажиру типа вагона, находятся вагоны в данном составе имеющие соответствующий тип. Далее ищутся свободные места в вагонах и учитываются финансовые возможности пассажира на покупку билета.

В данной работе предложен план создания автоматизированной системы обработки информации о маршрутах поездов проходящих через станцию «Пенза - 1». Разработанная программа предоставляет возможность отслеживать расписание нужного рейса для потенциального пассажира. Поскольку количество рейсов может меняться, в данном приложении есть возможность добавления новых полей записи, также можно производить поиск нужной станции.

Разрабатываемая мной программа предоставляет возможность отслеживать расписание нужного рейса для потенциального пассажира. Программа значительно облегчает работу по составлению нужного маршрута и при этом экономит немало времени. При работе с клиентами очень важно минимально сократить время на обслуживание каждого клиента и при этом максимально увеличить качественно обслужить его - с этой задачей можно справиться, пожалуй, только с помощью эффективной автоматизированной системы.

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

2.1 Основание для разработки

Разработка ведется на основе задания на курсовое проектирование по курсу «Проектирование информационных систем».

2.2 Назначение разработки

Автоматизированная информационная система позволяет узнавать все сведения о движение поездов, такие как: пункт отправления и прибытия поезда, время отправления и прибытия с начальной и конечной станции, время следования, продолжительность пути, цену билета.

2.3 Требования к программе

2.3.1 Требования к функциональным характеристикам

АИС «Расписание движения поездов» должна обеспечивать ввод данных о поездах, маршрутах, типов поездов, типов вагонов, цены на билеты, времени прибытия, отправления и следования.

Автоматизированная информационная система должна обеспечить:

а) ввод и хранение данных о поездах (номер поезда, маршрут, тип поезда);

б) ввод и хранение данных о вагонах (тип вагонов, количество вагонов, цена билета – учитывая тип вагона);

в) ввод и хранение данных о времени (время отправления поезда, время прибытия, время стоянки, продолжительность пути);

г) ввод и хранение данных о станциях (начальная станция, конечная станция, промежуточные станции(остановки));

д) должно допускаться редактирование введённой ранее информации о

поездах, вагонах, станциях, времени следования, цен  на билеты;

е) удаление информации о поездах, маршрутах и станциях;

Система должна обеспечивать также формирование документов отчетности: отчет о поездах, отчет о маршрутах, отчет о следовании поезда и отчет о ценах на билеты.

Система должна обеспечивать также формирование графика следования поездов.

Общим требованием к программе является создание интерфейса, с помощью которого пользователь мог бы легко и быстро овладеть навыками по работе с программой.

Входными данными для системы являются: данные о поездах, данные о маршруте следования, данные о времени следования, данные о ценах на билеты.

Выходными данными для системы являются: отчет по поездам, отчет по маршрутам следования, отчет по времени следования, отчет по ценах на билеты.

2.3.2 Требования к надежности

Информационная система должна выдавать сообщения о возникающих

ошибках при неверном задании исходных данных, поддерживать диалоговый режим в рамках предоставляемых пользователю возможностей.

2.3.3 Требования к составу и параметрам технических средств

Информационная система предназначена для использования на IBM- совместимых персональных компьютерах с минимальной конфигурацией: Pentium II 600 MHz, 128 Mb ОЗУ. Дополнительно необходимо наличие принтера.

2.3.4 Требования к информационной и программной совместимости

База данных должна быть создана в СУБД Access. Программа должна работать в операционных системах Windows XP.

2.4 Стадии и этапы разработки

Процесс разработки информационной системы должен соответствовать

стадиям и этапам разработки, указанным в таблице 1.

Таблица 1 – Стадии и этапы разработки

Стадии

Этапы работ

1 Формирование требований к АС

1.1 Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2 Формирование требований

пользователя к АС

1.3 Оформление отчета о выполненной

работе и заявке на разработку АС

(тактико-технического задания)

2 Разработка концепции АС

2.1 Изучение объекта

2.2 Проведение необходимых научно-

исследовательских работ

2.3 Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям

пользователя

2.4 Оформление отчета о выполненной

работе

3 Техническое задание

Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4 Эскизный проект

4.1 Разработка предварительных

проектных решений по системе и ее

частям

4.2 Разработка документации на АС и ее части

5 Технический проект

5.1 Разработка проектных решений по

системе и ее частям

5.2 Разработка документации на АС и ее части

5.3 Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6 Рабочая документация

6.1 Разработка рабочей документации на систему и ее части

6.2 Разработка или адаптация программ

7 Ввод в действие

7.1 Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

7.2 Пусконаладочные работы

7.3 Проведение предварительных

испытаний

7.4 Проведение опытной эксплуатации

7.5 Проведение приёмочных испытаний

8 Сопровождение АС

8.1 Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2 Послегарантийное обслуживание

2.6 Порядок контроля и приемки

В целях контроля за правильностью решения задачи и работы программы, должно проводиться тестирование, в котором должны быть учтены все возможные сочетания исходных данных, отражающие работу всех частей программы.

Пояснительная записка должна соответствовать ГОСТу. Для тестирования программы подготовлены тестовые примеры, охватывающие все функциональные возможности программы. Приемка осуществляется в соответствии с правильностью работы программы, определяемой по результатам выполнения тестовых примеров в присутствии заказчика.

3 Функциональное проектирование информационной системы

3.1 Описание средства проектирования системы BPWin

Для разработки функциональной модели использовалось CASE-средство

верхнего уровня - BPwin. BPwin – это модель, поддерживающая следующие

методологии: IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (WorkFlow Diagram), DFD (DataFlow Diagram), каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно как диаграммы IDEF0, так и IDEF3 и DFD.

В результате анализа предметной области была разработана функциональная модель «Учета движения поездов». Проектирование проводилось на основе методологий DFD и IDEF0.

В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих

работ или функций. Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы. Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Основу методологии DFD (Data Flow Diagramming) составляет графический язык описания бизнес-процессов. Диаграмма DFD используется для описания документооборота и обработки информации. Данная диаграмма представляет моделируемую систему как совокупность связанных между собой работ для более наглядного отображения текущих операций документооборота. DFD включает в себя:

- логические функции (активности);

- потоки данных;

- внешние ссылки (внешние источники и адресаты данных, которых

находятся за границами моделируемой системы);

– хранилища данных – место, где объекты ожидают обработки.

Для описания логики взаимодействия информационных потоков более

подходит IDEF3, называемая также Workflow Diagramming, — нотация моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектами, являющимися частью этих процессов.

BPwin является уникальным инструментом, позволяющим создавать модель, содержащую диаграммы всех трех нотаций одновременно. Он позволяет эффективно манипулировать моделями — сливать и расщеплять их, а также документировать модели посредством генерации отчетов.

3.2 Описание функциональной модели системы

Функциональная модель предназначена для описания процессов. Сначала проводится описание системы в целом (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее для достижения необходимой степени подробности.

На основе анализа предметной области разработана диаграмма верхнего

уровня АИС «Расписание движения поездов» на основе методологии IDEF0. Контекстная диаграмма для системы представлена на (рис. 1).

На вход поступает первоначальная информация (данные о станциях, о поездах, о вагонах), а также запросы на получение информации (о маршруте поезда, о времени прибытия и отправления, о дате отправления и прибытия и цене билета). На управление – действующее законодательство (стрелка затунеллированна, т.к. они касаются всех процессов декомпозиции данного процесса). На механизм – российские железные дороги (стрелка затунеллированна, т.к. они касаются всех процессов декомпозиции данного процесса). На выходе – информация о поездах, информация о времени следования, информация о дате следования, информация о пассажирских местах. Для детализации процесса используется декомпозиция (рис. 2).

  •  Процесс «Регистрация информации о станциях». На вход – данные о станциях. На выходе – сведения о станциях.
  •  Хранилище «Станции». На входе − сведения о станциях. На выходе − сведения о станциях.
  •  Процесс «Регистрация информации о поездах». На вход – данные о поездах. На выходе – сведения о поездах.
  •  Хранилище «Поезда». На входе − сведения о поездах. На выходе − сведения о поездах.
  •  Процесс «Регистрация информации о вагонах». На вход – данные о вагонах. На выходе – сведения о вагонах.
  •  Хранилище «Вагоны». На входе − сведения о вагонах. На выходе − сведения о вагонах.
  •  Процесс «Формирование расписания». На вход – сведения о станциях, сведения о поездах, сведения о вагонах. На выходе – расписание движения поездов.
  •  Процесс «Информация». На вход – расписание движения поездов и запросы. На выходе – информация о поездах, информация о времени следования, информация о дате следования, информация о пассажирских местах. Для детализации процесса используется декомпозиция (рис. 3).

  •  Процесс «Получение информации о маршруте поезда». На входе – запросы о поездах, расписание движения поездов подбор информации о поезде. На выходе – информация о поездах.
  •  Процесс «Получение информации о времени прибытия и отправления». На входе − запросы о времени следования, расписание движения поездов подбор информации о времени следования. На выходе – информация о времени следования.
  •  Процесс «Получение информации о дате отправления и прибытия». На входе − запросы о поездах, расписание движения поездов подбор информации о дате следования. На выходе – информация о дате следования.
  •  Процесс «Цена билета». На входе − запросы о поездах, расписание движения поездов подбор информации о пассажирских местах. На выходе – информация о пассажирских местах.


Рис. 1 − Контекстная диаграмма.

Рис. 2 − Декомпозиция контекстной диаграммы

Рис. 3 − Декомпозиция процесса «Информация»


4 Инфологическое проектирование информационной системы «Расписание движения поездов»

4.1 Описание средства проектирования ERWin

Семейство продуктов ERwin относится к персональным CASE-продуктам, предназначенным для моделирования баз данных самого различного типа. Отличительной чертой продуктов ERwin является высокая степень обеспечения согласованного взаимодействия между средствами создания баз данных и средствами разработки приложений в технологии клиент-сервер.

CASE-средство ERwin предназначено для разработчиков, проектировщиков БД, системных аналитиков для построения модели данных в процессе разработки технического проекта информационной системы. С помощью ERwin разработчик может, используя визуальные средства, описать логическую модель данных. На основе логической модели создается физическая модель для конкретной СУБД с использованием хранимых процедур и триггеров. Результатом работы по созданию физической модели может стать генерация структуры базы данных.

Возможна также обратная разработка - создание модели данных на основе структуры базы данных. Этот процесс наиболее распространен в процессе перехода с одной технологии на другую (с файл-сервер на клиент-сервер), а также при смене сервера БД. На основе модели данных предоставляется возможность создавать отчеты, которые позволяют существенно упростить процесс документирования технического проекта.

ERwin оптимизирует модель в соответствии с физическими характеристиками целевой базы данных. В отличие от других инструментальных средств ERwin автоматически поддерживает согласованность логической и физической схем и осуществляет преобразование логических конструкций, таких как отношения многие-ко-многим, в их реализацию на физическом уровне.

ERwin устанавливает естественную динамическую связь между моделью и базой данных, что позволяет реализовать как прямой, так и обратный инжиниринг. Используя эту связь, ERwin автоматически генерирует таблицы, представления, индексы, правила поддержания целостности ссылок (первичных и внешних ключей), устанавливает значения по умолчанию и ограничения для доменов/столбцов. В состав ERwin включен целый ряд оптимизированных шаблонов триггеров, обеспечивающих целостность ссылок, и мощный макроязык, который позволяет создавать собственные триггеры и хранимые процедуры. Таким образом могут быть автоматически сформированы тысячи строк кода.

Методологическую основу ERwin составляет технология IDEF1X (моделирование данных для реляционных СУБД ). Результатом построения является ER-диаграмма («сущность-связь»). Графический подход к созданию моделей значительно упрощает процесс разработки.

4.2 Логическое проектирование системы

В соответствии с индивидуальным заданием были определены требования к составу данных.

На основе анализа предметной области выделены следующие сущности:

- сущность «Вагоны»

- сущность «Поезд-Вагон»

- сущность «Поезд»

- сущность «Поезд-Станция»

Однозначно идентифицируем каждый экземпляр сущности - выделим

первичные ключи.

Сущность «Вагоны» - первичный ключ «Код типа поезда».

Сущность «Поезд-Вагон» - составной первичный ключ «Номер поезда,  Код типа поезда».

Сущность «Поезд» - первичный ключ «Номер поезда».

Сущность «Поезд-Станция» - первичный ключ «Номер поезда».

4.3 Разработка структуры связей

Сущности «Вагоны» и «Поезд-Вагон» связаны через внешний ключ по полю «Код типа поезда». Так как для одного поезда характерны различные типы вагонов, то эта связь будет «один-ко-многим». Связь идентифицирующая, поэтому первичный ключ сущности «Вагоны» – «Код типа поезда» – является внешним ключом и частью составного первичного ключа для сущности «Поезд-Вагон».

Сущности «Поезд-Вагон» и «Поезд» связаны через внешний ключ по полю «Номер поезда». Так как для одного поезда характерны различные маршруты, то эта связь будет «один-ко-многим». Связь идентифицирующая, поэтому первичный ключ сущности «Поезд» – «Номер поезда» – является внешним ключом и частью составного первичного ключа для сущности «Поезд-Вагон».

Сущности «Поезд» «Поезд-Станция» связаны через внешний ключ по полю «Номер поезда». Так как для одного поезда характерны различные станции, то эта связь будет «один-ко-многим». Связь идентифицирующая, поэтому первичный ключ сущности «Поезд» – «Номер поезда» – является внешним ключом и частью составного первичного ключа для сущности «Поезд-Станция».

Логическая структура базы данных (ER – диаграмма) представлена на рисунке №4.

Рис. 4 − Логическая структура базы данных (ER – диаграмма)

4.4 Нормализация базы данных

Процесс нормализации выполняется путем анализа отношений с учетом их первичного ключа и существующих функциональных зависимостей. Он включает ряд правил, которые используются для проверки отношений, чтобы вся база данных могла быть нормализована до желаемой степени нормализации. Если некоторое требование не удовлетворяется, то должна быть проведена декомпозиция отношения на отношения, каждое из которых удовлетворяет всем требованиям нормализации.

При работе с реляционными базами данных обязательным является удовлетворение только требованиям первой нормальной формы (1НФ). Все остальные формы нормализации могут использоваться по желанию проектировщиков. Однако рекомендуется выполнять нормализацию как минимум до 3НФ, чтобы получить хорошее качество отношений (приемлемую избыточность отношений).

Атрибут, значения которого атомарны (неделимы) называется простым

атрибутом. Сложный атрибут получается соединением нескольких атомарных атрибутов, которые могут быть определены на одном или разных доменах (его также называют вектор или агрегат данных).

Ненормализованное отношение характеризуется таблицей, содержащей в одном или нескольких столбцах, повторяющиеся группы данных – сложные атрибуты (массив или вектор значений).

Отношение, в котором на пересечении каждой строки и каждого столбца

содержится атомарное (или единственное) значение, находится в 1НФ. При этом необходимо, чтобы отношение имело первичный ключ. Для преобразования ненормализованной таблицы в первую нормальную форму, следует найти в исходной таблице и устранить все повторяющиеся группы данных, используя декомпозицию этой таблицы.

Все атрибуты всех сущностей атомарны, у каждой сущности выделены

первичные ключи, следовательно, отношения находятся в 1 НФ.

Сущность «Вагоны» имеет первичный ключ «Код типа поезда».

Сущность «Поезд-Вагон» имеет первичный ключ «Код типа поезда»,  «Номер поезда».

Сущность «Поезд» имеет первичный ключ «Номер поезда».

Сущность «Поезд-Станция» имеет составной первичный ключ «Номер поезда».

Вторая нормальная форма применяется к отношениям с составными ключами, т.е. к таким отношениям, первичный ключ которых состоит из двух или больше атрибутов. Отношение с первичным ключом на основе единственного атрибута всегда находится в 2НФ.

2НФ

4.5 Физическое проектирование системы

Обычно разработка модели базы данных состоит из двух этапов: составление логической модели и создание на ее основе физической для СУБД.

Erwin полностью поддерживает такой процесс. При этом каждой сущности ставится в соответствие таблица, атрибутам сущности соответствуют поля таблицы, а идентификатору сущности соответствует ключ таблицы.

В качестве последующей среды создания базы данных заказчиком была

выбрана СУБД Microsoft Access.

На основании логического проектирования были созданы следующие

таблицы, описание которых приведено в таблицах 2-5.

Таблица 2 - Типы данных полей таблицы «Вагоны»

Вагоны

Атрибут

Тип данных

Код типа поезда

Числовой

Цена плацкарт

Денежный (5)

Цена купе

Денежный (5)

Цена СВ

Денежный (5)

Таблица 3 - Типы данных полей таблицы «Поезд-Вагон»

Поезд-Вагон

Атрибут

Тип данных

Номер поезда

Числовой

Код типа поезда

Числовой

Наименование типа поезда

Текстовый (50)

Количество вагонов плацкарт

Числовой

Количество вагонов купе

Числовой

Количество вагонов СВ

Числовой

Таблица 4 - Типы данных полей таблицы «Поезд»

Поезд

Атрибут

Тип данных

Номер поезда

Числовой

Маршрут

Текстовый (50)

Время отправления

Время

Время прибытия

Время

Продолжительность пути в минутах

Числовой

Периодичность

Текстовый (250)

Таблица 5 - Типы данных полей таблицы «Поезд-Станция»

Поезд-Станция

Атрибут

Тип данных

Номер поезда

Числовой

Станции

Текстовый (50)

Время отправления со станции

Время

Время прибытия на станцию

Время

Время в пути

Числовой

Продолжительность пути

Текстовый (20)

Остановки

Текстовый (250)

Физическая модель информационной системы приведена на рисунке 5.

Рис.5 – Физическая  модель информационной системы «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1».

В качестве среды разработки клиентского приложения была предложена среда MS Access.

5 Анализ целесообразности использования заданных средств разработки

Разработка АИС «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1» по требованию технического задания должна быть произведена с использованием технологии клиент-сервер.

База данных храниться на сервере, а пользовательское приложение

представляет собой клиентский процесс, выполняющийся на компьютере оператора отделения связи. Этот клиент принимает от пользователя запрос, проверяет его и генерирует запрос к базе данных на языке SQL. Затем он передает этот запрос серверу и ожидает поступления ответа. Сервер принимает и обрабатывает запросы к базе данных, а затем передает полученные результаты обратно клиенту. Такая обработка включает обеспечение требований целостности, поддержку системного каталога, а также выполнение запроса и при необходимости обновление данных. Помимо этого, поддерживается управление параллельностью и восстановлением.

Клиент, получив ответ от сервера, отображает полученные данные пользователю.

Тип архитектуры клиент-сервер был выбран, потому что он обладает приведенными ниже преимуществами:

- обеспечивает более эффективный доступ к базе данных;

- повышается общая производительность системы (клиенты и серверы находятся на разных компьютерах, на сервере выполняется только работа с БД);

- стоимость аппаратного обеспечения снижается (достаточно мощный компьютер нужен только серверу), а к клиентским компьютерам не предъявляются высокие требования;

- сокращаются коммуникационные расходы (существенно сокращается объем пересылаемых по сети данных);

- повышается уровень непротиворечивости данных (все ограничения определяются и проверяются только в одном месте – на сервере, каждому приложению не надо выполнять собственную проверку).

В качестве СУБД я использовал  Microsoft Access. Microsoft Access – это, прежде всего, система управления базами данных (СУБД). Как и другие продукты этой категории, она предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде и автоматизации часто повторяющихся операций (таких, как ведение счетов, сложные отчеты, учет, планирование и т.п.). С помощью Access можно разрабатывать простые и удобные формы ввода данных, а также осуществлять обработку данных и выдачу сложных отчетов.

В деловой или личной сфере часто приходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки. Microsoft Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, запросы и отчеты позволяют быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные и печатать отчеты.

В базе данных сведения из каждого источника сохраняются в отдельной таблице. При работе с данными из нескольких таблиц устанавливаются связи между таблицами. Для поиска и отбора данных, удовлетворяющих определенным условиям создается запрос. Запросы позволяют также обновить или удалить одновременно несколько записей, выполнить встроенные или специальные вычисления.

Для просмотра, ввода или изменения данных прямо в таблице применяются формы. Форма позволяет отобрать данные из одной или нескольких таблиц и вывести их на экран, используя стандартный или созданный пользователем макет.

Для анализа данных или распечатки их определенным образом используется отчет, например, можно создать и напечатать отчет, группирующий данные и вычисляющий итоги.

При всем этом Microsoft Access  —  не просто СУБД. Как реляционная СУБД Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет использовать одновременно несколько таблиц базы данных. При этом можно существенно упростить структуру данных, облегчая тем самым выполнение поставленных задач. Таблицу Microsoft Access можно связать с данными, хранящимися на большой ЭВМ или на сервере. С другой стороны, можно использовать электронные таблицы, созданные в Excel.

Работая в среде Microsoft Office, пользователь получает в свое распоряжение полностью совместимые между собой Access и Word, Excel и PowerPoint. В своей работе я внедрил в Access график и таблицу сделанные в Excel.

6 Описание программы

6.1 Общие сведения

Информационная система называется «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1». Она разработана в среде Microsoft Office под управлением СУБД Access. Программа работает в операционных системах Windows 2000/ XP/ Vista/7/8.

6.2 Функциональное назначение

Разработанная информационная система позволяет узнавать все сведения о движение поездов, такие как: пункт отправления и прибытия поезда, время отправления и прибытия с начальной и конечной станции, время следования, цены на билеты различных категорий. Система предоставляет возможность ввода, редактирования и просмотра содержимого базы данных, а также составления отчетов. Она существенно сокращает затраты рабочего времени и повышает эффективность работы, за счет того, что система легка в обращении, позволяет хранить большое количество сведений в одной базе, автоматизирует некоторые процессы ввода и расчета статистических показателей, создает отчеты и др.

6.3 Входные данные

Входные данные системы:

а) по вагонам – количество вагонов плацкарт, количество вагонов купе, количество вагонов СВ, цена на плацкартный билет, цена на купейный билет, цена на СВ билет;

б) по поездам – номер поезда, маршрут, продолжительность пути, остановки, периодичность;

г) по станциям – наименование станции, время отправления со станции, время прибытия на стацию;

6.4 Выходные данные

Выходными данными должны быть следующие формы отчетов:

а) отчет по поездам проходящих через станцию "Пенза - 1";

б) отчет по поезду какой необходим;

в) отчет по типам поездов;

г) отчет по следованию определенного поезда.

7. Тестирование

7.1 Объект и цель испытаний

Объектом испытаний является программа Автоматизированная информационная система «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1».

Цель испытания любой программы и в частности данной состоит в том, чтобы убедиться, что она удовлетворяет всем требованиям технического задания и действительно решает поставленную задачу при любых условиях.

7.2 Методы испытания

В процессе разработки программы была применена методология автономного тестирования, на каждом из этапов создания программы производилось её тестирование в пределах реализованных функциональных возможностей.

Для проверки правильности функционирования системы необходимо проверить корректность ее работы в процессе ввода, редактирования, удаления и обработки данных.

Для проверки правильности работы системы при вводе данных, добавим сведения о новом поезде.

Если введены не все запрашиваемые данные, либо если какие-то данные не соответствуют предусмотренному типу, то система выдаст следующее сообщение (Рис. 6).

Рис. 6. - Данные не соответствуют предусмотренному типу

Если все данные введены верно, то запись о новом поезде будет добавлена в таблицу (Рис. 7).

Рис. 7 - Данные введены верно

При изменении данных, проверка осуществляется аналогичным образом.

При попытке удалить какие-либо данные, происходит проверка на наличие связанных с данной записью записей. Если таких не обнаружено, то запись удаляется, при этом пользователь должен подтвердить удаление (Рис. 8).

Рис. 8 – Удаление данных

Иначе система выдает предупреждение (Рис. 9).

Рис. 9 – Удаление данных не возможно

Также система позволяет формировать отчеты:

       - по поездам проходящих через станцию Пенза – 1;

- по определению какой поезд вам необходим;

- по типам поездов;

- по определению как движется необходимый вам поезд.

Результаты тестирования приведены ниже.

Рис. 10. Все поезда проходящие через станцию Пенза – 1

Рис. 11. Определение какой поезд вам необходим

Рис. 12. Типы поездов

Рис. 13. Определить как движется необходимый вам поезд

Все испытания показали, что система работает корректно.

8 Описание применения

При запуске приложения Penza 1.mdb появляется главное окно программы «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1». Кнопочная форма  «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1» содержит список поездов, проходящих через станцию Пенза - 1. Для добавления сведений о новом поезде необходимо нажать кнопку «Добавление нового маршрута» и заполнить соответствующие поля. При необходимости изменить сведения об уже существующем поезде, необходимо нажать кнопку «Обновление маршрута». Далее нужно ввести необходимые изменения в нужные поля и закрыть диалоговое окно. Данные о поезде будут изменены. При необходимости удалить данные о поезде, необходимо нажать кнопку «Удаление поезда из базы». Если запись о данном поезде не связана с записями о станциях, вагонах, то данные будут удалены, иначе система предложит сначала удалить сведения о зависимых записях.

С помощью кнопок «Все поезда проходящие через станцию Пенза - 1», «Определение какой поезд вам необходим», «Типы поездов» и «Определить как движется необходимый вам поезд», расположенных на кнопочной форме «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1», открываются формы с одноимёнными названиями.

Кнопка «Все поезда проходящие через станцию Пенза - 1» содержит список поездов, проходящих через станцию Пенза - 1.

С помощью кнопки «Определение какой поезд вам необходим», расположенной на данной форме, мы получаем сведение о поезде(ах) проходящего(их) через необходимые нам начальную и конечную станции. Далее уже мы самостоятельно выбираем поезд по следующим критериям: время и дата отправления (удобное для нас), время и дата прибытия (удобное для нас), продолжительность пути (самое короткое время) и конечно же цена билета, доступная по карману.

Кнопка «Типы поездов» содержит информацию о типах поездов, проходящих через станцию Пенза - 1. Мы вводим номер интересующего нас поезда и получаем информацию о его типе.

С помощью кнопки «Определить как движется необходимый вам поезд», расположенной на данной форме, мы получаем сведение о поезде(ах), через какие станции проходит поезд, сколько различных типов вагонов в составе.

С помощью кнопки «Выход» мы закрываем данное приложение.

Для формирования отчетов необходимо выбрать пункт главного меню «Отчеты» и соответствующий пункт «Отчет по поездам проходящих через станцию "Пенза - 1"», «Отчет по типам поездов», «Отчет определения поезда которых необходим» или «Отчет о поезде, через какие станции проходит и сколько вагонов имеет в составе». После этого будет сформирован соответствующий отчет.

Для просмотра графика нужно выбрать пункт формы «Диаграмма» - «Поезда проходящие через станцию Пенза - 1». На экране появиться график движения поездов (Рис. 22).

Все экранные формы приведены ниже (Рис. 14).

Рис. 14. Главная кнопочная форма

Рис. 15. Все поезда проходящие через станцию Пенза – 1

Рис. 16. Определение какой поезд вам необходим

Рис. 17. Типы поездов

Рис. 18. Определить как движется необходимый вам поезд

Рис. 19. Добавление нового маршрута

Рис. 20. Обновление маршрута

Рис. 21. Удаление поезда из базы

Рис. 22. График движения поездов проходящие через станцию Пенза - 1.

Заключение

В данной работе была разработана Автоматизированная информационная система «Расписание движения поездов проходящих через станцию Пенза - 1», которая полностью решает поставленную задачу и удовлетворяет всем поставленным требованиям.

В данной работе предложен план создания автоматизированной системы обработки информации о маршрутах поездов проходящих через станцию Пенза – 1. Разработанная программа предоставляет возможность отслеживать расписание нужного рейса для потенциального пассажира. Поскольку количество рейсов может меняться, в данном приложении есть возможность добавления новых полей записи, также можно производить поиск нужной станции и нужного поезда. Разработанная программа значительно облегчает работу по составлению нужного маршрута и при этом экономит немало времени. При работе с клиентами востребовано – минимально сократить время на обслуживание каждого клиента и при этом максимально качественно обслужить его – с этой задачей можно справиться, пожалуй, только с помощью эффективной автоматизированной системы.

Список использованных источников

Работа с базами данных в среде Microsoft Access 2002. – ПГУ. Пенза 2003

Харитонова И., Вольман Н. Программирование в Access 2002. Питер 2002

Интернет ресурсы

http://pass.rzd.ru/timetable/public/ru?STRUCTURE_ID=735&


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6113. Документ і правила його складання 30.96 KB
  Основним видом текстів в офіційно-діловому стилі є документи (лат. dokumentum - повчальний приклад, взірець, доказ). В українській мові це слово з'явилося наприкінці XVII - на початку XVIII ст
6114. Сутність композиції як основи художньої творчості 31.05 KB
  Сутність композиції як основи художньої творчості. Вступ до предмету Композиція. Короткий огляд історії розвитку композиції. План. Предмет і зміст курсу Композиція. Композиція як основа художньої творчості. Сутність ідей комп...
6115. Значение физических упражнений для здоровья человека 32.88 KB
  Введение. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, п...
6116. Я-грамадзянін Беларусі. Выхаваўчае мерапрыемства 30.42 KB
  Выхаваўчае мерапрыемства Я-грамадзянін Беларусі Мэта: выхаванне ў вучняў нацыянальнай самасвядомасці праз асэнсаванне нацыянальных каштоўнасцей, традыцый, творчай і сацыяльнай самарэалізацыі кожнага вучня. Задачы: - садзейнічаць фарміраванню с...
6117. Краткие сведения о конструкционных машиностроительных материалах 32.5 KB
  Краткие сведения о конструкционных машиностроительных материалах Конструкционными называют материалы, обладающие прочностью и применяемые для изготовления конструкций, воспринимающих силовую нагрузку. Конструкционные материалы подразделяют на металл...
6118. Система внутреннего водоснабжения и водоотведения жилого 30-квартирного дома 474.5 KB
  В курсовой работе необходимо подобрать диаметр трубопроводов системы внутреннего водоснабжения и водоотведения; определить необходимость повысительной установки для подачи воды в самую удаленную и высокорасположенную водоразборную точку от ввода здания; подобрать водомер для учета расхода воды.
6119. Воспитательная работа в городской школе 20.98 KB
  Пояснительная записка: воспитательная работа в городской школе. Учащиеся школы участвуют во внеурочной деятельности, посещая кружки предметного содержания и ряд кружков, которые способствуют развитию их творческих способностей. Педагогический ...
6120. Свято 8 Березня. Виховний захід 39.76 KB
  Виховний захід на тему 8 Березня Мета: Виявити вміння дітей в оформленні святкової класної кімнати, вчити працювати колективно ознайомити з історією виникнення свята розвивати в діте...
6121. Труд в его психическом и воспитательном значении 41.35 KB
  Труд в его психическом и воспитательном значении Политико-экономическое значение труда вполне уяснено наукой, и ему давно уже отведено почетное место между природой и капиталом. К этому значению труда, кидающемуся в глаза повсюду, куда только ...