8595

Метафизика всеединства В.С. Соловьева.

Доклад

Логика и философия

Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: И из всего одно, и из одного - все (Гераклит) Все едино, единое же есть Бог (К...

Русский

2013-02-15

31 KB

12 чел.

Метафизика всеединства В.С. Соловьева.

Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: «И из всего одно, и из одного — все» (Гераклит); «Все едино, единое же есть Бог» (Ксенофан); «Во всем есть часть всего» (Анаксагор) и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX—XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей «соборности», т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры. Вл. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать. Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия нашего века в России сложилась целая школа его последователей.

Сам Вл.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным»'. При этом философ призывает различать два вида всеединства — истинное и ложное: «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия». Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания (гносеологии).

Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе: «Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержит в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела». Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.

Философия всеединства легко применима и к жизни общества. «Как бы то ни было... — пишет Соловьев, — требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии». В этой связи философ призывал человеческую личность не «подчиняться» общественной среде и не «господствовать» над нею, а быть с нею «в любовном взаимодействии», «служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения» не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества.

Требование всеединства для отечественной культуры и для самого К существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и добивались соратники Соловьева применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое «подавляет или поглощает входящие в него элементы» (сословия, классы и народы), то за примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.

Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии (теории познания) на первый взгляд кажется чисто философским и не имеющим прямого отношения к культуроведению. Однако, как мы увидим далее, от того, каким образом человек стремится познавать мир, во многом зависит судьба отдельных обществ и человечества в целом. Вл. Соловьев обосновывал и развивал мысль о том, что наиболее полное и адекватное представление о мире («истинное», «цельное» знание о нем) возможно лишь на путях органического синтеза (единства) таких форм общественного сознания, как религия, философия и эмпирическая наука. В совокупности они образуют «свободную теософию» — мыслительную деятельность, которой себя и посвятил Соловьев. В этой триаде богословия, философии и научного знания высшей формой, по мнению «всеединцев», была вера, откровение, ниспосланные Богом, хотя сам Соловьев и выступал против «слепой веры», не подкрепленной данными науки. Вера не враждует со знанием, напротив, сплошь и рядом сливается с ним, переходит в него.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46581. Проект організації будівництва 25.5 KB
  Ці документи мають узагальнений характер їх використовують для розподілу капітальних вкладень та обсягів будівельномонтажних робіт за строками будівництва а також обґрунтування кошторисів будівництва. Затверджений проект має бути переданий виконавцям на будівельний майданчик за два місяці до початку будівництва для вивчення технологічних особливостей об'єкта.
46584. Урок изобразительного искусства - урок - образ. Специфика подготовки и проведения урока-образа 20.93 KB
  Специфика подготовки и проведения урокаобраза. План: 1авторский характер урока искусства; 2Специфика подготовки и проведения урока образа; 3вывод 1Современный урок искусства это урокобраз созидателями которого являются учитель и учащиеся. можно говорить об авторском характере урока искусства. но внутренне связанный с урокамизвеньями одной целостной системы определенной в программе.
46585. UKRAINIAN CUISINE 21 KB
  Ukraine is famous for its cuisine. It’s really very delicious and rich. For Ukrainian dishes it is typical to include a large set of components. Recipes of Ukrainian cuisine include a variety of fruits and vegetables, meat, poultry, fish, mushrooms and berries
46586. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству 21.02 KB
  Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. План: 1 руководящая роль учителя на уроке ИЗО 2 организаторская деятельность учителя на уроке ИЗО 3вывод 1Главная цель деятельности учителя ИЗО правильно организовать учебный процесс под своим руководством обеспечить художественное развитие и эстетическое воспитание учащихся средством знания. К деяти учителя как руководителя уч процесса выставляются следующие требования: 1 четкое и ясное формулирование целей и задач обучения 2 установление...
46587. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века 21.05 KB
  Отсталость России была очевидной. Впервые в России появился представит. Принципы деятельности: успокоение и реформы Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира и вы не узнаете нынешней России Вам нужны великие потрясения а нам нужна великая Россия. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами.
46588. Легочные кровотечения. Этиология. Классификация легочных кровотечений. Лечение 21.08 KB
  Паразитарные заболевания печени. В диагностике эхинококкоза печени большое значение имеет рентгенологическое исследование. При селективной серийной ангиографии наблюдаются характерное дугообразное оттеснение сосудов печени и накопление контрастного вещества между кутнкулярной оболочкой кисты и фиброзной капсулой. Путем радиоизотопного сканирования печени выявляется округлый дефект накопления препарата.