8595

Метафизика всеединства В.С. Соловьева.

Доклад

Логика и философия

Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: И из всего одно, и из одного - все (Гераклит) Все едино, единое же есть Бог (К...

Русский

2013-02-15

31 KB

12 чел.

Метафизика всеединства В.С. Соловьева.

Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: «И из всего одно, и из одного — все» (Гераклит); «Все едино, единое же есть Бог» (Ксенофан); «Во всем есть часть всего» (Анаксагор) и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX—XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей «соборности», т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры. Вл. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать. Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия нашего века в России сложилась целая школа его последователей.

Сам Вл.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным»'. При этом философ призывает различать два вида всеединства — истинное и ложное: «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия». Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания (гносеологии).

Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе: «Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержит в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела». Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.

Философия всеединства легко применима и к жизни общества. «Как бы то ни было... — пишет Соловьев, — требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии». В этой связи философ призывал человеческую личность не «подчиняться» общественной среде и не «господствовать» над нею, а быть с нею «в любовном взаимодействии», «служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения» не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества.

Требование всеединства для отечественной культуры и для самого К существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и добивались соратники Соловьева применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое «подавляет или поглощает входящие в него элементы» (сословия, классы и народы), то за примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.

Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии (теории познания) на первый взгляд кажется чисто философским и не имеющим прямого отношения к культуроведению. Однако, как мы увидим далее, от того, каким образом человек стремится познавать мир, во многом зависит судьба отдельных обществ и человечества в целом. Вл. Соловьев обосновывал и развивал мысль о том, что наиболее полное и адекватное представление о мире («истинное», «цельное» знание о нем) возможно лишь на путях органического синтеза (единства) таких форм общественного сознания, как религия, философия и эмпирическая наука. В совокупности они образуют «свободную теософию» — мыслительную деятельность, которой себя и посвятил Соловьев. В этой триаде богословия, философии и научного знания высшей формой, по мнению «всеединцев», была вера, откровение, ниспосланные Богом, хотя сам Соловьев и выступал против «слепой веры», не подкрепленной данными науки. Вера не враждует со знанием, напротив, сплошь и рядом сливается с ним, переходит в него.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24568. Арттерапии и ее применение в психологической практике 70 KB
  Особенности АТ процесса: это открытая динамическая живая сма кот состоит из клиента продукта творчества психолог внутр механизм для достижения результатов находится в самом процессе творчества. эмоциям гармонизация внутр состя устранение или ослабление имеющихся у больных симптомов связ с психич. Коррекционные возможности АТ: развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям что повышает самооценку; сам процесс твва дающий возмть свободно вырть свои чувва потрти и фантазии в виде продуктов твва и являющегося...
24569. Психологические аспекты планирования карьеры сотрудников в организации 68.5 KB
  ; род занятий профессия; последть и комбинация ролей кот. Карьерные установки это то что личность стремиться достичь в проф. Организация конся по вопросам карьеры: Проф. выбора профессии все методики проф ориент.
24570. Обработка металлов давление в металлургическом производстве 264 KB
  В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов
24571. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции 60.5 KB
  Зависимость состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и...
24572. Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой 54.5 KB
  Групповая динамика это совокупность групповых действий и интеракций возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение и представляет собой развитие или движение группы во времени. Важной общей чертой тренингов является их стадиальность обусловленная социальнопсихологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы: 1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.
24573. Концепции, направления и формы основных практик групповой работы 57.5 KB
  В Тгруппах акцентируются на анализе развития группы что происходит в группе когда она проходит стадии своего развития. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка его страхов; изучение своего Родителя его требований установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Дают возмть учкам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Включает в себя: инициацию действия максимальное преувеличение...
24574. Психотерапия как вид психологической помощи 55 KB
  Условно различают клинически ориентированную психотерапию направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики и личностно ориентированную психотерапию которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности История развития психотерапии за рубежом и в России. появляется кафедра психотерапии под руководством В. Карвасарский организует кафедру психотерапии в институте Бехтерева который делает ставку на групповую психотерапию и индивидуальную. Алексейчик открывает...
24575. Технологии посредничества 62.5 KB
  Возможность взаимопонимания предполагает такое конструктивное взаимодействие которое ведет к ослаблению противостояния сторон. Функции посредника 1 Партнера неохотно идущего на переговоры легче склонить к участию если диалог предлагается третьей стороной а не оппонентом. Эффект аудитории объясняет почему участники чувствуют больше обязательств выполнять свою часть соглашения перед нейтральной третьей стороной чем перед своим противником по конфликту. Принципы медиации посредничества: 1 Добровольность: вступление всех спорящих...
24576. Работа психолога с соматическими больными 58 KB
  Внутренняя картина болезни ВКБ А. Лурия ввел понятие ВКБ субъективные внутренние переживания ощущения болезненных проявлений отношение к себе и болезни страхи тревоги жалобы действия и поступки и т. Компоненты внутренней картины болезни: 1. Болевая сторона болезни уровень ощущений чувственный уровень локализация болей и других неприятных ощущений их интенсивность и т.