85986

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО БИОТИЧЕСКОМУ ИНДЕКСУ

Лабораторная работа

Биология и генетика

Чем чище природный водоем тем больше видов беспозвоночных животных в ней обитает и тем выше биотический индекс. Одновременно уменьшается количество видов других беспозвоночных. При дальнейшем загрязнении исчезают личинки ручейников потом ракообразные бокоплавы и водяные ослики продолжает уменьшаться видовое...

Русский

2015-04-01

446 KB

2 чел.

PAGE  3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО БИОТИЧЕСКОМУ ИНДЕКСУ

Цель работы: ознакомиться с методикой определения чистоты воды водного объекта по биотическому индексу.

1. Общие положения

Гидробионты, населяющие природные воды, в процессе жизнедеятельности оказывают влияние на состав окружающей водной среды и на качество воды. Но и качество воды в водном объекте оказывает самое прямое воздействие на процессы их жизнедеятельности. Гидробионты подразделяют на:

планктон - обитатели, пребывающие в толще воды от дна до поверхности. Среди них различают плавающие, пассивно парящие и полуподводные (плейстон) организмы. Взвешенные в воде остатки их органического и неорганического происхождения называют детритом.

бентос - обитатели, находящиеся на дне водоема. Среди них встречаются подвижно или неподвижно прикрепленные, свободно лежащие и ползающие по дну организмы, сверлящие дно, закапывающиеся.

нейстон - организмы, населяющие поверхностную пленку воды и адаптировавшиеся к жизни в специфических условиях ее поверхностного натяжения.

пагон - организмы (моллюски, ракообразные, коловратки и др.), пребывающие зимой в толще льда в состоянии анабиоза, оживающие весной и пребывающие среди бентоса и планктона.

2. Методика определения Приборы, посуда, реактивы

  1.  Сачки водные
  2.  Емкости для сбора животных организмов
  3.  Микроскоп или лупа

Сущность метода

Биотический индекс - число от 0 до 10, которое отражает чистоту воды по разнообразию донных беспозвоночных, обитающих в водном объекте. Чем чище природный водоем, тем больше видов беспозвоночных животных в ней обитает и тем выше биотический индекс. В самых чистых пресных водоемах он может достигать максимального значения -10.

Личинки веснянок и поденок обитают, как правило, в чистых реках и озерах. При их загрязнении первыми исчезают веснянки, потом поденки. Одновременно уменьшается количество видов других беспозвоночных. При дальнейшем загрязнении исчезают личинки ручейников, потом ракообразные (бокоплавы и водяные ослики), продолжает уменьшаться видовое разнообразие в других группах организмов. В сильно загрязненных пресных водоемах могут остаться лишь черви-трубочники и некоторые виды личинок хирономид (личинки комаров-звонцов, некоторые их виды имеют красную окраску, как у известного всем "мотыля"), другие беспозвоночные также исчезают.

В наиболее грязных водах животных не остается совсем, лишь иногда попадаются личинки мух.

Биотический индекс определяется по методике, предложенной Ф.С. Вуди-виссом в 1964 г. Методика включает в себя табл.1, по которой и производится численное определение биотического индекса конкретного водоема.

Таблица 1 Определение биотического индекса природного водоема

Ключевые организмы

Количество видов

Общее количество групп

0-1

2-5

6-10

11-15

16

Биотический

индекс

Личинки веснянок

Более одного вида

-

7

8

9

10

имеются

Только один вид

-

6

7

8

9

Личинки поденок

Более одного вида

-

6

7

8

9

имеются

Только один вид

-

5

6

7

8

Личинки ручейников имеются

Все прочие виды отсутствуют

3

4

5

6

7

Водяные ослики имеются

Все прочие виды отсутствуют

2

3

4

5

6

Черви-трубочники и/или красные личинки хирономид имеются

Все прочие виды отсутствуют

1

2

3

4

Все другие ключевые группы отсутствуют

Некоторые организмы, не требующие растворенного кислорода, могут присутствовать (например, личинки некоторых мух)

0

1

2

^ - исключая личинок поденок вида Baetis rhodani

** - личинки поденок вида Baetis rhodani включаются в группу личинок ручейников, что связано с их экологическими особенностями.

Примечание: группы организмов расположены в порядке их исчезновения по мере возрастания загрязнения воды.

Порядок выполнения работы

  1.  Для исследования выбрать 2-3 малых реки, ручья или пруда. Или 2-3 участка одной реки, удаленные друг от друга на значительном расстоянии (2-5 км).
  2.  Взять пробы путем зачерпывания донным сачком содержимого дна водоема. Из содержимого пробы выбрать беспозвоночных животных, затем их внимательно рассматреть и ответить на следующие вопросы:

  1.  Сколько групп донных животных имеется в пробе?
  2.  Какие ключевые организмы представлены в пробе?

Для того, чтобы определить количество групп донных животных, необходимо определить животных содержащихся в пробе. Для этого нужно внимательно рассмотреть с помощью лупы или микроскопа каждый экземпляр, сравнивая его с видами, изображенными на рисунке. С каким рисунком он наиболее совпадает по внешнему виду, к тому виду (группе) и относится рассматриваемый экземпляр.

Под группой подразумевается в некоторых случаях каждый вид (например, водных насекомых), а в других случаях - род или семейство, или класс

беспозвоночных.

Для подсчета следует пользоваться следующим списком и прил. 1. В пробе считают:

каждый вид плоских червей (№ 1);

весь класс олигохет считать за одну группу (№ 2);

каждый вид пиявок (№ 3, 4);

каждый вид моллюсков (№ 7, 8);

каждый вид ракообразных (№ 9-12);

каждый вид веснянок (№15, 16);

каждый вид поденок (№13,14);

каждое семейство ручейников (№ 17-21);

каждый вид личинок сетчатокрылых насекомых (№ 6);

комаров (№30, 31);

семейство мошек (№ 32);

каждый вид других летающих насекомых или их личинок;

стрекоз (№ 25, 26); клопов (№ 22-24); комаров (№ 29); мух (№ 33-37);

каждый вид жуков (личинки и взрослые) (№ 27, 28);

каждый вид водных клещей (№ 5).

Подсчитать число групп донных беспозвоночных и по табл. 24 определить соответствующий столбец в графе "Общее количество групп".

Ответ на второй вопрос позволит определить горизонтальную строку в таблице. Ключевые группы - это личинки веснянок, поденок, ручейников, рачков (бокоплавы, водяные ослики), черви-трубочники и личинки хирономид.

В табл. 1 они расположены сверху вниз в том порядке, в котором они исчезают при загрязнении реки.

Ключевой группой для исследуемой пробы будет та из имеющихся групп, которая расположена выше прочих.

Пример расчета биотического индекса

Биотический индекс находят на пересечении горизонтального ряда, в котором указаны ключевые организмы, и вертикального столбца, в котором дано общее количество групп гидробионтов. Например, если в пробе имеются веснянки одного вида, то мы рассматриваем вторую сверху строку по горизонтали.

Если в пробе общее число групп составляет к примеру 14, то биотический индекс ищем в 4-м вертикальном столбце. На их пересечении находим цифру 8 - это и есть биотический индекс данной пробы. При разборке донной живности желательно отметить, какие беспозвоночные наиболее многочисленны. Обычно это бывают хирономиды, занимающие первое место по численности. На втором и третьем местах в чистых реках обычны поденки, веснянки, ручейники, а в медленно текущих или слабо загрязненных - моллюски, олигохеты, ракообразные.

Вопросы для самоконтроля

1.    Приведите примеры организмов, относящихся  к планктону?  Бентосу, нейстону, пагону.

  1.  Что такое биотический индекс? Каким образом можно определить биотический индекс?
  2.  Приведите примеры животных организмов, обитающих в чистых и загрязненных водах.
  3.  Характерно ли присутствие водных животных для сильно загрязненных водных объектов?
  4.  Что можете сказать о водоеме, если его биотический индекс - 0.
  5.  Почему личинки мух могут присутствовать даже в сильно загрязненных водоемах?
  6.  Существует ли взаимосвязь между видовым многообразием и количеством растворенного кислорода в воде?
  7.  Какие вещества входят в состав детрита?
  8.  Какие группы организмов при загрязнении водоемов исчезают в первую очередь?
  9.  Предложите мероприятия по увеличению биотического индекса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53737. Правописание местоимений с предлогами 48.5 KB
  Задачи: 1 формировать умение правильно употреблять и писать местоимения 1 2 3 лица навык раздельного написания местоимений с предлогами; 2 отработать навык определения падежа личных местоимений единственного и множественного числа; воспитывать интерес к изучению русского языка. 3 вопроса Перечисли все падежи русского языка Перечисли личные местоимения множественного числа Мы вы они Вместо какой части речи употребляются имена существительные. Итак ребята тема нашего сегодняшнего урока: Личные местоимения с предлогами. Знаете ли...
53738. Распознавание частей речи. Местоимение 58.5 KB
  Задачи: закрепление знаний об основных частях речи и развитие умения определять часть речи слов по вопросу; формирование общего понятия о местоимении как части речи; совершенствование навыка разбора предложения по членам; развитие умения правильно употреблять разные части речи в предложении. К какому новому большому разделу вы перешли на прошлом уроке...
53739. Распознавание рода у имен существительных множественного числа 58 KB
  Цель урока: Научить учащихся определять род у имен существительных стоящих во множественном числе. Задачи: совершенствование навыка изменения имен существительных по числам; закрепление знаний о роде имен существительных и развитие умения определять род имени существительного с помощью опорных слов местоимений; формирование и закрепление умения...
53740. Часть речи – прилагательное 34 KB
  Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным его ролью в речи. Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи. Что вы для этого сделали изменили окончания О чем это говорит Это говорит о том что эти слова зависят от имени прилагательного Знаете ли вы к какой части речи относятся слова 2 столбика Значит какую цель мы ставим перед собой на этом уроке узнать о новой части речи.
53741. Правописание гласных против шипящих 41.5 KB
  Что же нам нужно сделать Щука в озере жила Червячка с крючка сняла Наварила щука щей Пригласила всех ершей Говорили всем ерши: Щи у Щуки хороши Давайте запишем наше упражнение в тетрадь. Запись в тетрадь. Нам нужно вставить пропущенные буквы и записать его в тетрадь. Разбор с учителем стихотворения запись его в тетрадь.
53742. Подготовка к сочинению-рассуждению 36 KB
  Цели урока: познакомить с работами писателей посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю к малой и большой Родине. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы будем говорить о русском языке.
53743. Обобщающий урок по теме “Природа”. Урок - КВН 51 KB
  Природа Да все что нас окружает это природа. Природа прекрасна в любое время года. Весной мы можем наблюдать как вся природа просыпается от зимней спячки.
53744. Роль имени прилагательного в русском языке 88.5 KB
  Цель: Обучающая учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет; Развивающая развивать критическое мышление умение ставить проблемные вопросы выдвигать гипотезы анализировать и сравнивать обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; Воспитывающая создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать...
53745. Столетняя война 72 KB
  Учитель приветствует учеников и организует повторение ими материала прошлого урока. Учитель проводит фронтальный опрос класса по теме прошлого урока. которая подтвердила права и вольности церкви городов рыцарей баронов свободного населения Что такое совет двадцати пяти совет баронов который следил за исполнением Великой хартии вольностей; в случае нарушения условий этой хартии бароны могли начать военные действия против короля всяческими способами добиваться исправления нарушений Затем учитель заслушивает письменные ответы...