85988

Разработка, отладка и испытание простых циклических алгоритмов и программ с известным числом повторений обработки массивов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Краткие теоретические сведения Массив это структурированный тип данных который используется для описания упорядоченной совокупности фиксированного числа элементов одного типа имеющих общее имя. Для обозначения элементов массива используются имя переменной массива и индекс.

Русский

2015-04-01

35.79 KB

4 чел.

Лабораторная  работа № 6

По основам алгоритмизации и программированию

Для специальности

2 – 40 01 01  «Программное обеспечение информационных технологий»

Инструкционно-технологическая карта

Тема:  Разработка, отладка и испытание простых циклических алгоритмов и программ с известным числом повторений обработки массивов.

Цель: научиться правильно, описывать различные массивы, уметь инициализировать массивы, распечатывать содержимое массива; научится решать задачи на использование массивов.

Время на выполнение работы: 2 часа

Этапы работы:

I. Ознакомиться  с теоретическими сведениями.

II. Выполнить задания, предложенные преподавателем.

III.Ответить на контрольные вопросы.

I. Краткие теоретические сведения

Массив - это структурированный тип данных, который используется для описания упорядоченной совокупности фиксированного числа элементов одного типа, имеющих общее имя. Для обозначения элементов массива используются имя переменной-массива и индекс.

Перед выполнением работы необходимо изучить правила описания и использования переменных типа массив, типизированных констант типа массив.

1. Объявление двумерного  массива.

ИмяМассива: array[НижнийИндекс1..ВерхнийИндекс1,

НижнийИндекс2..ВерхнийИндекс2 ] of ТипЭлементов;

Например:     

 Var:   

 Mas: Array [1..50, 1..50] of integer;

Пример программы.  В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждой строке. Размер произвольный.

Program summastrok;

Var a: array[1..50,1..50] of integer;

     i, j, n, m, S: integer;

Begin

Write(‘сколько строк?’); Readln(m);

Write(‘сколько столбцов?’); Readln(n);

For i:=1 to m do

 For j:=1 to n do

      begin       

            write(‘a[‘,i,’,’,j,’)=’);     readln (a[i,j]);         end;

For i:=1 to m do

 begin

    S:=0;

    For j:=1 to n do

      S:=S+a[i,j];

    Writeln(‘сумма элементов в ‘,i,’ строке равна  ‘,S); end; End.

II. Выполните  задания, предложенные преподавателем.

Вариант 1

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00011

00111

00011

00001

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму положительных элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Найти наибольший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-20, 60].

Вариант 2

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

11111

01110

00100

01110

00100.

2. В двумерном массиве найти сумму элементов, больших числа К, введенного с клавиатуры. Размер произвольный.

3. Найти сумму элементов главной диагонали двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-25, 25].

Вариант 3

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10001

11011

11111

11011

10001.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти произведение элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Найти номер строки, содержащей наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45].

Вариант 4

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00020

00300

04000

50000.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти произведение элементов в каждом столбце. Размер произвольный.

3. Найти сумму элементов в каждой строке двумерного массива, состоящего из целых чисел. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-19, 30].

Вариант 5

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10000

02000

00300

00040

00005.

2. Подсчитать количество неотрицательных элементов в каждой строке матрицы размером МхN, элементы которой вводятся с клавиатуры.

3. Заполнить   двумерный  массив N x N случайными числами   из интервала  [-10 ; 10] и найти сумму элементов меньших элемента стоящего в K - ом столбце  и L – ой строке.

Вариант 6

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00011

00111

00011

00001.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45].

3. Дана матрица размером 5*5. Найти сумму элементов заданной пользователем строки.

Вариант 7

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00000

10001

11011

10001

00000.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждом столбце. Размер произвольный.

3. Заполнить   двумерный  массив N x N случайными числами   из интервала  [-11 ; 55] и найти  произведение четных элементов массива.

Вариант 8

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

18881

11811

11111

11811

18881.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45]. Вывести номер строки и столбца наименьшего элемента.

Вариант 9

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00007

00060

00500

04000

30000.

2. Подсчитать количество положительных элементов в каждой строке матрицы размером МхN, элементы которой вводятся с клавиатуры.

3. Задан двумерный массив, состоящий из N строк и M столбцов (N, M<10). Написать программу определения суммы значений элементов, расположенных по контуру данного массива.

Вариант 10

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10000

02000

00300

00040

00005.

2. В двумерном  массиве, состоящем из целых чисел, найти наименьший элемент и номер строки, в которой он находится. Элементы вводятся с клавиатуры. Размер MXN.

3. Найти произведение элементов в каждой строке двумерного массива, состоящего из целых чисел. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-19, 30].

Вариант 11

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00011

00111

00011

00001.

2. Дана матрица размером 5*5. Найти сумму нечетных элементов матрицы.

3. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждом столбце. Размер произвольный.

Вариант 12

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00000

10001

11011

10001

00000.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45].

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10] и определить сколько элементов в данном массиве, больших среднего арифметического элементов массива лежащих под главной диагональю.

Вариант 13

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

11111

12221

12321

12221

11111.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти произведение ненулевых элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10], все элементы большие среднего арифметического элементов массива, заменить на 0. Массив повторно вывести на экран.

Вариант 14

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

12345

01234

00123

00012

00001.

2. В двумерном  массиве, состоящем из целых чисел, найти наименьший элемент и номер столбца, в которой он находится. Элементы вводятся с клавиатуры. Размер MXN.

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10], выяснить что больше сумма элементов лежащих над главной диагональю или под главной диагональю.

Вариант 15

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10000

02000

00300

00020

00001.

2. Подсчитать количество положительных элементов в каждой строке матрицы размером МхN, элементы которой вводятся с клавиатуры.

3. Заполнить    двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10]. В каждой строке этого массива найти количество элементов, меньших среднего арифметического всех элементов этой строки

Вариант 16

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

11111

12221

12321

12221

11111.

2. Дана матрица размером 5*5. Найти сумму элементов матрицы.

3. Заполнить   двумерный  массив N x N случайными числами   из интервала  [-10 ; 10] и найти  произведение положительных элементов массива.

.

Вариант 17

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

12345

01234

00123

00012

00001.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-20, 33].

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10] и определить сколько элементов в данном массиве, больших среднего арифметического элементов массива лежащих под главной диагональю.

.

Вариант 18

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00007

00060

00500

04000

30000.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-50, 50]. В качестве результата вывести номер строки и столбца максимума.

3. Заполнить двумерный массив N x N случайными      числами    из интервала [-10; 10] и заменить максимальный элемент на противоположный по знаку.

III. Контрольные вопросы.

1. Что такое массивы?

2. Какие бывают массивы?

3. Что называют элементом массива?

4. Что называют индексом элемента массива?

5. Элементы какого типа может содержать массив?

6. Какие способы объявления многомерных массивов вы знаете?

7. Как обратится к элементу многомерного массива?

Литература:

1. Бородич Ю.С. и др. Паскаль для современных компьютеров: Справ, пособие / Ю.С. Бородин, А.Н. Вольвачев, А.И. Кузьмин.-Мн.: Выш.шк.: БФ ГИТМП«Ника», 1991.-365с.:ил.

2. Бородин Ю.С. Разработка программных систем на языке Паскаль:Справ, пособие. -Мн.:Выш.шк., 1992. 143 с.ил.

3. Мануйлов В,Г. Разработка программного обеспечения на Паскале. -М.:«Приор».,1996.-238с.

4. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0 Начальный курс. Учебное пособие. - М.: «Нолидж», 1997.-616 с.ил.

5. Тurbo  Рascal 6.0 руководство пользователя. Мню: «Радзима»,1992.-256с.

6. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. — М.: Мир, 1985

7. Грызлов В.И. и др. Раscal 7.0.- Киев, ВНУ, 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72369. Друга іноземна (французька) мова: Методичні рекомендації 824 KB
  Мета методичних рекомендацій до самостійної та індивідуальної роботи - допомогти студентам, які почали вивчати французьку мову, раціонально розподілити програмний навчальний матеріал, правильно організувати самостійну роботу, ефективно застосовувати набуті знання й навички під час виконання індивідуальних завдань творчого характеру.
72370. Цифровая обработка сигналов: Лабораторный практикум 3.88 MB
  Информативным параметром сигнала может быть частота сигнала центральная частота и ширина полосы сигнала если сигнал широкополосный период повторения сигналов и т. Обработка зашумленного сигнала имеет целью обнаружение сигнала и определение информативных параметров.
72371. Психология и педагогика: Учебно-методический комплекс 1.24 MB
  Ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки; овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития...
72372. Общая социология 5.8 MB
  Наряду с хрестоматийным ставшим уже классическим материалом в учебнике представлена трактовка наиболее актуальных вопросов социологии дано их авторское видение в полемике с иными точками зрения. Однако логика структура и содержание учебника являются результатом авторского видения предмета социологии и ее специфики.
72373. Основи діловодства: Навчально-методичний посібник 512 KB
  На практичному занятті розширюються, поглиблюються й деталізуються знання, отримані студентами на лекції та в процесі самостійної роботи, і спрямовуються на підвищення рівня засвоєння навчального матеріалу, прищеплення умінь і навичок, розвиток логічного мислення та усного мовлення студентів.
72374. Социология: Учебное пособие 2.02 MB
  В них рассматриваются наиболее значимые с точки зрения жизни современного общества проблемы: особенности социальной жизни и ее базисные элементы общество как социальная и социетальная система социальная структура общества и ее изменения культура личность и ее различные теории семья...
72375. Этическая и психологическая культура на предприятии питания: учебно-методический комплекс 431.5 KB
  Задачи дисциплины сформировать основные направления менеджмента в индустрии гостеприимства определить пути повышения культуры и качества обслуживания в гостиничном и ресторанном бизнесе и эффективности деятельности предприятий изучить методы и средства интенсификации труда...
72377. ПРОГРАММИРОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 5.58 MB
  Самостоятельная работа студента объемом 116 ч. (очное обучение), 187 ч. (очно-зоачное обучение), 230 ч. (заочное обучение) и 236 ч. (заочное сокращенное обучение) выполняется в соответствии с методическими указаниями с целью закрепления и усвоения навыков объектно-ориентированного...