85988

Разработка, отладка и испытание простых циклических алгоритмов и программ с известным числом повторений обработки массивов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Краткие теоретические сведения Массив это структурированный тип данных который используется для описания упорядоченной совокупности фиксированного числа элементов одного типа имеющих общее имя. Для обозначения элементов массива используются имя переменной массива и индекс.

Русский

2015-04-01

35.79 KB

4 чел.

Лабораторная  работа № 6

По основам алгоритмизации и программированию

Для специальности

2 – 40 01 01  «Программное обеспечение информационных технологий»

Инструкционно-технологическая карта

Тема:  Разработка, отладка и испытание простых циклических алгоритмов и программ с известным числом повторений обработки массивов.

Цель: научиться правильно, описывать различные массивы, уметь инициализировать массивы, распечатывать содержимое массива; научится решать задачи на использование массивов.

Время на выполнение работы: 2 часа

Этапы работы:

I. Ознакомиться  с теоретическими сведениями.

II. Выполнить задания, предложенные преподавателем.

III.Ответить на контрольные вопросы.

I. Краткие теоретические сведения

Массив - это структурированный тип данных, который используется для описания упорядоченной совокупности фиксированного числа элементов одного типа, имеющих общее имя. Для обозначения элементов массива используются имя переменной-массива и индекс.

Перед выполнением работы необходимо изучить правила описания и использования переменных типа массив, типизированных констант типа массив.

1. Объявление двумерного  массива.

ИмяМассива: array[НижнийИндекс1..ВерхнийИндекс1,

НижнийИндекс2..ВерхнийИндекс2 ] of ТипЭлементов;

Например:     

 Var:   

 Mas: Array [1..50, 1..50] of integer;

Пример программы.  В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждой строке. Размер произвольный.

Program summastrok;

Var a: array[1..50,1..50] of integer;

     i, j, n, m, S: integer;

Begin

Write(‘сколько строк?’); Readln(m);

Write(‘сколько столбцов?’); Readln(n);

For i:=1 to m do

 For j:=1 to n do

      begin       

            write(‘a[‘,i,’,’,j,’)=’);     readln (a[i,j]);         end;

For i:=1 to m do

 begin

    S:=0;

    For j:=1 to n do

      S:=S+a[i,j];

    Writeln(‘сумма элементов в ‘,i,’ строке равна  ‘,S); end; End.

II. Выполните  задания, предложенные преподавателем.

Вариант 1

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00011

00111

00011

00001

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму положительных элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Найти наибольший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-20, 60].

Вариант 2

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

11111

01110

00100

01110

00100.

2. В двумерном массиве найти сумму элементов, больших числа К, введенного с клавиатуры. Размер произвольный.

3. Найти сумму элементов главной диагонали двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-25, 25].

Вариант 3

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10001

11011

11111

11011

10001.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти произведение элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Найти номер строки, содержащей наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45].

Вариант 4

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00020

00300

04000

50000.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти произведение элементов в каждом столбце. Размер произвольный.

3. Найти сумму элементов в каждой строке двумерного массива, состоящего из целых чисел. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-19, 30].

Вариант 5

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10000

02000

00300

00040

00005.

2. Подсчитать количество неотрицательных элементов в каждой строке матрицы размером МхN, элементы которой вводятся с клавиатуры.

3. Заполнить   двумерный  массив N x N случайными числами   из интервала  [-10 ; 10] и найти сумму элементов меньших элемента стоящего в K - ом столбце  и L – ой строке.

Вариант 6

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00011

00111

00011

00001.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45].

3. Дана матрица размером 5*5. Найти сумму элементов заданной пользователем строки.

Вариант 7

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00000

10001

11011

10001

00000.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждом столбце. Размер произвольный.

3. Заполнить   двумерный  массив N x N случайными числами   из интервала  [-11 ; 55] и найти  произведение четных элементов массива.

Вариант 8

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

18881

11811

11111

11811

18881.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45]. Вывести номер строки и столбца наименьшего элемента.

Вариант 9

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00007

00060

00500

04000

30000.

2. Подсчитать количество положительных элементов в каждой строке матрицы размером МхN, элементы которой вводятся с клавиатуры.

3. Задан двумерный массив, состоящий из N строк и M столбцов (N, M<10). Написать программу определения суммы значений элементов, расположенных по контуру данного массива.

Вариант 10

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10000

02000

00300

00040

00005.

2. В двумерном  массиве, состоящем из целых чисел, найти наименьший элемент и номер строки, в которой он находится. Элементы вводятся с клавиатуры. Размер MXN.

3. Найти произведение элементов в каждой строке двумерного массива, состоящего из целых чисел. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-19, 30].

Вариант 11

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00001

00011

00111

00011

00001.

2. Дана матрица размером 5*5. Найти сумму нечетных элементов матрицы.

3. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти сумму элементов в каждом столбце. Размер произвольный.

Вариант 12

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00000

10001

11011

10001

00000.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-30, 45].

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10] и определить сколько элементов в данном массиве, больших среднего арифметического элементов массива лежащих под главной диагональю.

Вариант 13

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

11111

12221

12321

12221

11111.

2. В двумерном массиве, состоящем из n целых чисел, найти произведение ненулевых элементов в каждой строке. Размер произвольный.

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10], все элементы большие среднего арифметического элементов массива, заменить на 0. Массив повторно вывести на экран.

Вариант 14

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

12345

01234

00123

00012

00001.

2. В двумерном  массиве, состоящем из целых чисел, найти наименьший элемент и номер столбца, в которой он находится. Элементы вводятся с клавиатуры. Размер MXN.

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10], выяснить что больше сумма элементов лежащих над главной диагональю или под главной диагональю.

Вариант 15

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

10000

02000

00300

00020

00001.

2. Подсчитать количество положительных элементов в каждой строке матрицы размером МхN, элементы которой вводятся с клавиатуры.

3. Заполнить    двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10]. В каждой строке этого массива найти количество элементов, меньших среднего арифметического всех элементов этой строки

Вариант 16

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

11111

12221

12321

12221

11111.

2. Дана матрица размером 5*5. Найти сумму элементов матрицы.

3. Заполнить   двумерный  массив N x N случайными числами   из интервала  [-10 ; 10] и найти  произведение положительных элементов массива.

.

Вариант 17

  1.  Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

12345

01234

00123

00012

00001.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-20, 33].

3. Заполнить   двумерный   массив   N x N случайными числами из интервала [-10 ; 10] и определить сколько элементов в данном массиве, больших среднего арифметического элементов массива лежащих под главной диагональю.

.

Вариант 18

1. Заполнить произвольный массив размером N x N (N<10) по следующему правилу.

00007

00060

00500

04000

30000.

2. Найти наименьший элемент двумерного массива. Размер MXN. Элементы задаются на интервале [-50, 50]. В качестве результата вывести номер строки и столбца максимума.

3. Заполнить двумерный массив N x N случайными      числами    из интервала [-10; 10] и заменить максимальный элемент на противоположный по знаку.

III. Контрольные вопросы.

1. Что такое массивы?

2. Какие бывают массивы?

3. Что называют элементом массива?

4. Что называют индексом элемента массива?

5. Элементы какого типа может содержать массив?

6. Какие способы объявления многомерных массивов вы знаете?

7. Как обратится к элементу многомерного массива?

Литература:

1. Бородич Ю.С. и др. Паскаль для современных компьютеров: Справ, пособие / Ю.С. Бородин, А.Н. Вольвачев, А.И. Кузьмин.-Мн.: Выш.шк.: БФ ГИТМП«Ника», 1991.-365с.:ил.

2. Бородин Ю.С. Разработка программных систем на языке Паскаль:Справ, пособие. -Мн.:Выш.шк., 1992. 143 с.ил.

3. Мануйлов В,Г. Разработка программного обеспечения на Паскале. -М.:«Приор».,1996.-238с.

4. Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0 Начальный курс. Учебное пособие. - М.: «Нолидж», 1997.-616 с.ил.

5. Тurbo  Рascal 6.0 руководство пользователя. Мню: «Радзима»,1992.-256с.

6. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. — М.: Мир, 1985

7. Грызлов В.И. и др. Раscal 7.0.- Киев, ВНУ, 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83978. Великое княжество Литовское и Русское 109.5 KB
  Цель урока: формирование у обучающихся знаний об условиях и процессе возвышения Великого княжества Литовского и Русского Задачи урока. Образовательные: проследить исторические условия и процесс возвышения Великого княжества Литовского выявит взаимосвязь между формированием государственности...
83979. Наталья Абрамцева «О чём думал котёнок?» 28.41 KB
  Цель урока: Раскрыть нравственный замысел Н.Абрамцевой в сказке О чём думал котёнок Задачи: 1. О ком эта загадка Вам не показалось странным почему когда мы говорим о дружбе у нас здесь котёнок У кого из вас есть такой друг.
83980. Роберт Бёрнс – народный поэт 18.05 KB
  Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях английской поэзии закрепление знаний по теории литературы; развивающие: развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений различных по жанру (именно по фольклору), развивать навык работы с информационным...
83981. Всемирное наследие человечества 62 KB
  Педагогическая цель: знакомство с объектами Всемирного наследия, показ красоты и неповторимости великих достопримечательностей Задачи: проверить знание экологического календаря; познакомить с понятием всемирное наследие, эмблемой организации Всемирное наследие, с наиболее известными мировыми...
83982. Возникновение ислама и объединение арабов 18.27 KB
  Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова занятиях верованиях арабов появлении Мухаммеда и возникновении ислама. Изучение нового материала 8 Учитель начинает рассказ о местах первоначального...
83983. Взаимное расположение графиков линейных функций 23.28 KB
  Цели урока: ввести условия пересечения и параллельности графиков линейных функций; отработать умение строить графики линейной функции и прямой пропорциональности; развивать: 1 умение сравнивать выявлять закономерности обобщать; 2 познавательный интерес к предмету; 3 творческие способности учащихся...
83984. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое 85.5 KB
  Тема урока: Главные члены предложения. Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения способствовать развитию умения определять главные члены в предложении развитию памяти внимания логического мышления устной и письменной речи формированию навыков грамотного письма создать условия для формирования активности социальной роли ученика. Предметные: находить главные члены основу предложения; обозначать графически грамматическую основу. Планируемые результаты: Предметные: находить основу ...
83985. Русская литература XIX века 59.5 KB
  Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение изученного в разделе; закрепление полученных знаний. Развивающие: развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся. Воспитательные: формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.
83986. Наволочка с клапаном. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия 21.21 KB
  Прежде чем начать урок я хочу вас познакомить с табелем в котором буду отмечать при помощи кружков вашу работу устные ответы а также вашу практическую работу Табель контроль Моя оценка пример Ф. Учитель Сегодня на уроке мы обобщим знания о постельном белье.