85990

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА МЕТАЛЛА

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Цель работы: рассчитать эквивалентную массу металла (Me), измерив, объем водорода, выделившегося при его взаимодействии с кислотой. База эксперимента: Теоретическая: понятия эквивалент, эквивалентное число, эквивалентное количество вещества, эквивалентная масса (объем) или молярная масса (объем) эквивалента вещества.

Русский

2015-04-01

67.27 KB

12 чел.

Лабораторная работа № 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА МЕТАЛЛА

Цель работы: рассчитать эквивалентную массу металла (Me), измерив, объем водорода, выделившегося при его взаимодействии с кислотой.

База эксперимента:

Теоретическая: понятия эквивалент, эквивалентное число, эквивалентное количество вещества, эквивалентная масса (объем) или молярная масса (объем) эквивалента вещества. Закон эквивалентов, расчет эквивалентных масс (объемов) простых и сложных веществ. Вывод формулы для расчета .

Выполните задание для самостоятельной подготовки к работе (см. раздел 7.2., табл.7.2.) в соответствии номером варианта.

Материальная:

  1.  Взвешенная с точностью 0,0001 г определенная масса металла (навеска).
  2.  Кислота серная. Вода дистиллированная, стеклянная палочка.
  3.  Прибор для измерения объема газа, выделившегося при химической реакции - эвдиометр (0,1 мл).
  4.  Термометр (1 0С).
  5.  Барометр (2 гПа).

1.Теоретическая часть

Вывод формулы для расчета .

Закон эквивалентов по отношению к реакции взаимодействия данной массы  металла () с кислотой, с выделением определенного объема водорода имеет следующий вид:

;

где m – масса Ме, г; - эквивалентная масса Ме, г/моль; - объем водорода, выделившегося в условиях реакции, мл; - эквивалентный объем водорода, мл.

;                                (2.1)

.                                       (2.2)

Эквивалентный объем водорода в 2 раза меньше его молярного объема, т.к. эквивалентное количество водорода это 1 моль атомов водорода (Н), которое составляет 0,5 моль молекул водорода (). 0,5 моль молекул водорода при н.у. занимают объем 11,2 л.

2.Практическая часть

Описание установки.

Рис.2.1. Прибор для измерения объема водорода, выделившегося при взаимодействии металла с кислотой.

Для измерения объема водорода, выделившегося в результате взаимодействия металла с серной кислотой, используют эвдиометр (рисунок 2.1.).

Резервуар Р и бюретка Б соединены с резиновой трубкой и заполнены водой. Бюретка закрыта пробкой с отводной трубкой, соединяющей бюретку и реакционную пробирку П. Если в пробирке проводить реакцию Me c кислотой, то выделившийся при этом водород будет увеличивать давление паров в бюретке и вытеснять воду из бюретки в резервуар Р в объеме, равном выделившемуся водороду.

План эксперимента.

1. Заполните водой резервуар Р и бюретку Б, так чтобы уровень воды в бюретке при закреплении резервуара Р на штативе в верхнем положении был ниже нулевого деления бюретки Р. Пробирка П при этом должна быть снята с пробки.

2. Налейте в пробирку 4-5 мл серной кислоты.

3. Получите у преподавателя взвешенную с точностью 0,0001г порцию металла (навеска металла) в кульке из фильтрованной бумаги.

4. Запишите в таблицу 2.1. массу металла (m).

5. Откройте кулек, отогнув уголок фильтрованной бумаги, смочите его дистиллированной водой с помощью стеклянной палочки, коснувшись бумаги смоченной водой палочкой.  Приклейте мокрый уголок кулька к стенке пробирки и с помощью палочки установите кулек над поверхностью кислоты на расстоянии 1-1,5 см. закройте пробирку пробкой с трубкой, соединяющей ее с бюреткой.

6. Проверьте герметичность прибора, подняв сосуд Р на 10-15см выше уровня воды в бюретке, если по истечении 30с. уровень воды в бюретке останется постоянным, прибор герметичен. В противном случае проверить надежность всех соединений, плотнее закрыть пробками бюретку Б и пробирку П.

7. Верните резервуар Р в исходное положение, чтобы вода в бюретке и резервуаре была на одинаковом уровне.

8. Определите уровень воды в бюретке (h1), отметив положение на шкале бюретки нижней границы мениска жидкости.

При определении положения мениска жидкости уровень глаз и мениска  над поверхностью стола должны совпадать.

9. Стряхните осторожно пробирку, чтобы кулек упал в кислоту, прикрепите пробирку резиновым кольцом к штативу и оставьте в покое до полного растворения металла и охлаждения пробирки до комнатной температуры.

10. Запишите показания барометра, термометра. Найдите в справочнике величину , соответствующую измеренной температуре и занесите в таблицу. Рассчитайте ,   .

11. Вернитесь к опытной установке и, убедившись, что реакция закончилась и пробирка не горячая, совместите уровни воды в бюретке и резервуаре; опуская резервуар P, определите уровень воды в бюретке (h2), и запишите в таблицу.

12. Рассчитайте объем выделившегося водорода Vt, как h2-h1.

13. Вычислите по формуле (2.2).

Примечание. Заносите значения измеренных и рассчитанных величин в соответствии с точностью их измерений и расчетов, руководствуясь методическими указаниями.

3.Расчеты и выводы

1. Рассчитайте Мэ (Ме) (2.1).

2. Используя зависимость , где n – валентность Ме, рассчитайте эквивалентные массы для ряда металлов- Ca, Al, Mg, Zn сравните эти величины с определенной Вами и сделайте заключение, какой это металл. Занесите в таблицу теоретическое значение эквивалентной массы, указав какой металл.

3. Рассчитайте .

4. Сдайте отчет на  проверку.

Таблица 2.1.

Результаты измерений и вычислений

Параметры

Обозначение.

Размерность

Значение

Масса металла

M

г

Температура

Т

К

Атмосферное давление

Pатм

Па

Давление насыщенного пара

Па

Давление водорода

Па

Уровень воды в бюретке

а) до реакции

б) после реакции

h1

h2

мл

мл

Объем водорода в условиях реакции

Эквивалентный объем в условиях реакции

Vt

мл

мл

Эквивалентная масса металла экспериментальная теоретическая

Мэ (Ме)

г/моль

г/моль

Относительная ошибка эксперимента

%


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10876. ДВП та фанера, їх використання в конструюванні обєктів технологічної діяльності 74.5 KB
  Тема. Фанера та ДВП в конструюванні об’єктів технологічної діяльності. Мета: ознайомити учнів з різними видами конструкційних матеріалів видами та породами дерев особливостями їх будови характерними ознаками способами заготівлі та одержання пиломатеріалів знач
10877. Електромонтажі інструменти 157.5 KB
  Тема. Електромонтажі інструменти. Мета: сформувати в учнів поняття про розвивати політехнічний світогляд виховувати відповідальність за результат роботи. Ключові поняття: електрична схема умовне позначення електричний патрон вилка штепсельна штепсельна
10878. Призначення та будова вимірювальних та розмічальних інструментів 36.5 KB
  Тема Призначення та будова вимірювальних та розмічальних інструментів. Мета: навчальна: сформувати уявлення про призначення та будову вимірювальних інструментів. Прийоми розмічання за шаблоном. Відомості про припуски на обробку. Виховна: виховувати старанність і
10879. Оздоблення виготовлених виробів. Випалювання на деревині. Лакування (фарбування) виробу Практична робота 65.5 KB
  Тема уроку: Оздоблення виготовлених виробів. Випалювання на деревині. Лакування фарбування виробу Практична робота. Мета уроку. Засвоєння знань про види оздоблення виробів з фанери принцип дії приладу для випалювання на деревині; формування прийомів випалювання на ...
10880. Знаряддя праці для ручної обробки метеріалів різанням 73.5 KB
  Знаряддя праці для ручної обробки метеріалів різанням. Технологічний процес пиляння. Мета: сформувати в учнів поняття про процес різання та уявлення про технологію пиляння фанери і ДВП; розвивати політехнічне мислення; виховувати культуру праці. Ключові поняття: р
10881. Художнє конструювання. Прорізне різьблення. Пірографія 35.5 KB
  Тема. Художнє конструювання. Прорізне різьблення. Пірографія. Мета: сформувати уявлення про процес створення виробу процес проектування та його основні етапи із художнім конструюванням як складовою процесу проектування; розвивати вміння застосовувати графічні в...
10882. Історія і сучасна релігійна ситуація в Україні 149 KB
  Дохристиянські (язичницькі) вірування та світогляд давніх українців є важкодосліджуваними, оскільки всі письмові свідчення сучасників про них належать християнським авторам, які вороже ставилися до язичництва або замовчували його існування. Проте язичництво дожило до наших днів — у народних піснях
10884. Оцінка результатів проектної діяльності. Виставка робіт. Тематичне оцінювання 15.72 KB
  Тема: Оцінка результатів проектної діяльності. Виставка робіт. Тематичне оцінювання. Мета: виявити рівень сформованості навичок обробки фанери і ДВП; розвивати навички самоконтролю та політехнічне мислення; виховувати культуру праці. Об'єкти практичної діяльності ...