85990

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА МЕТАЛЛА

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Цель работы: рассчитать эквивалентную массу металла (Me), измерив, объем водорода, выделившегося при его взаимодействии с кислотой. База эксперимента: Теоретическая: понятия эквивалент, эквивалентное число, эквивалентное количество вещества, эквивалентная масса (объем) или молярная масса (объем) эквивалента вещества.

Русский

2015-04-01

67.27 KB

15 чел.

Лабораторная работа № 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА МЕТАЛЛА

Цель работы: рассчитать эквивалентную массу металла (Me), измерив, объем водорода, выделившегося при его взаимодействии с кислотой.

База эксперимента:

Теоретическая: понятия эквивалент, эквивалентное число, эквивалентное количество вещества, эквивалентная масса (объем) или молярная масса (объем) эквивалента вещества. Закон эквивалентов, расчет эквивалентных масс (объемов) простых и сложных веществ. Вывод формулы для расчета .

Выполните задание для самостоятельной подготовки к работе (см. раздел 7.2., табл.7.2.) в соответствии номером варианта.

Материальная:

  1.  Взвешенная с точностью 0,0001 г определенная масса металла (навеска).
  2.  Кислота серная. Вода дистиллированная, стеклянная палочка.
  3.  Прибор для измерения объема газа, выделившегося при химической реакции - эвдиометр (0,1 мл).
  4.  Термометр (1 0С).
  5.  Барометр (2 гПа).

1.Теоретическая часть

Вывод формулы для расчета .

Закон эквивалентов по отношению к реакции взаимодействия данной массы  металла () с кислотой, с выделением определенного объема водорода имеет следующий вид:

;

где m – масса Ме, г; - эквивалентная масса Ме, г/моль; - объем водорода, выделившегося в условиях реакции, мл; - эквивалентный объем водорода, мл.

;                                (2.1)

.                                       (2.2)

Эквивалентный объем водорода в 2 раза меньше его молярного объема, т.к. эквивалентное количество водорода это 1 моль атомов водорода (Н), которое составляет 0,5 моль молекул водорода (). 0,5 моль молекул водорода при н.у. занимают объем 11,2 л.

2.Практическая часть

Описание установки.

Рис.2.1. Прибор для измерения объема водорода, выделившегося при взаимодействии металла с кислотой.

Для измерения объема водорода, выделившегося в результате взаимодействия металла с серной кислотой, используют эвдиометр (рисунок 2.1.).

Резервуар Р и бюретка Б соединены с резиновой трубкой и заполнены водой. Бюретка закрыта пробкой с отводной трубкой, соединяющей бюретку и реакционную пробирку П. Если в пробирке проводить реакцию Me c кислотой, то выделившийся при этом водород будет увеличивать давление паров в бюретке и вытеснять воду из бюретки в резервуар Р в объеме, равном выделившемуся водороду.

План эксперимента.

1. Заполните водой резервуар Р и бюретку Б, так чтобы уровень воды в бюретке при закреплении резервуара Р на штативе в верхнем положении был ниже нулевого деления бюретки Р. Пробирка П при этом должна быть снята с пробки.

2. Налейте в пробирку 4-5 мл серной кислоты.

3. Получите у преподавателя взвешенную с точностью 0,0001г порцию металла (навеска металла) в кульке из фильтрованной бумаги.

4. Запишите в таблицу 2.1. массу металла (m).

5. Откройте кулек, отогнув уголок фильтрованной бумаги, смочите его дистиллированной водой с помощью стеклянной палочки, коснувшись бумаги смоченной водой палочкой.  Приклейте мокрый уголок кулька к стенке пробирки и с помощью палочки установите кулек над поверхностью кислоты на расстоянии 1-1,5 см. закройте пробирку пробкой с трубкой, соединяющей ее с бюреткой.

6. Проверьте герметичность прибора, подняв сосуд Р на 10-15см выше уровня воды в бюретке, если по истечении 30с. уровень воды в бюретке останется постоянным, прибор герметичен. В противном случае проверить надежность всех соединений, плотнее закрыть пробками бюретку Б и пробирку П.

7. Верните резервуар Р в исходное положение, чтобы вода в бюретке и резервуаре была на одинаковом уровне.

8. Определите уровень воды в бюретке (h1), отметив положение на шкале бюретки нижней границы мениска жидкости.

При определении положения мениска жидкости уровень глаз и мениска  над поверхностью стола должны совпадать.

9. Стряхните осторожно пробирку, чтобы кулек упал в кислоту, прикрепите пробирку резиновым кольцом к штативу и оставьте в покое до полного растворения металла и охлаждения пробирки до комнатной температуры.

10. Запишите показания барометра, термометра. Найдите в справочнике величину , соответствующую измеренной температуре и занесите в таблицу. Рассчитайте ,   .

11. Вернитесь к опытной установке и, убедившись, что реакция закончилась и пробирка не горячая, совместите уровни воды в бюретке и резервуаре; опуская резервуар P, определите уровень воды в бюретке (h2), и запишите в таблицу.

12. Рассчитайте объем выделившегося водорода Vt, как h2-h1.

13. Вычислите по формуле (2.2).

Примечание. Заносите значения измеренных и рассчитанных величин в соответствии с точностью их измерений и расчетов, руководствуясь методическими указаниями.

3.Расчеты и выводы

1. Рассчитайте Мэ (Ме) (2.1).

2. Используя зависимость , где n – валентность Ме, рассчитайте эквивалентные массы для ряда металлов- Ca, Al, Mg, Zn сравните эти величины с определенной Вами и сделайте заключение, какой это металл. Занесите в таблицу теоретическое значение эквивалентной массы, указав какой металл.

3. Рассчитайте .

4. Сдайте отчет на  проверку.

Таблица 2.1.

Результаты измерений и вычислений

Параметры

Обозначение.

Размерность

Значение

Масса металла

M

г

Температура

Т

К

Атмосферное давление

Pатм

Па

Давление насыщенного пара

Па

Давление водорода

Па

Уровень воды в бюретке

а) до реакции

б) после реакции

h1

h2

мл

мл

Объем водорода в условиях реакции

Эквивалентный объем в условиях реакции

Vt

мл

мл

Эквивалентная масса металла экспериментальная теоретическая

Мэ (Ме)

г/моль

г/моль

Относительная ошибка эксперимента

%


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54338. Використання методу проектів на уроках інформатики 187 KB
  Тема: Компютерні презентації Проект: Я інформую Тип проекту : інформаційнотворчий. Очікуваний результат: створення презентації засобами MS PowerPoint. Порада Перед створенням презентації бажано: Визначити тему та призначення презентації Створити схему сценарій презентації Спланувати зміст усіх слайдів їх стиль. ДОДАТКОВІ ВИМОГИ ДО ЗМІСТУ ПРЕЗЕНТАЦІЇ ЗА Д.
54339. ВИКОРИСТАННЯ ПРОЕКТНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЯК ЗАСІБ АКТИВІЗАЦІЇ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ 107.5 KB
  Дуже важливою також є структуризація змістовної частини проекту із зазначенням поетапних результатів. Необхідною складовою методики здійснення проектної діяльності є складання загальної моделі що розглядається як умовний образ схема кінцевого результату проекту. Першим із них передбачено виконання завдань навчального проекту та здійснення презентації кінцевого інтелектуального матеріального продукту безпосередньо на уроці або під час проведення серії уроків з певної теми. Водночас педагогічна функція вчителя ускладнюється порівняно з...
54340. Метод проектів на уроках інформатики 78.5 KB
  Історія виникнення методу проектів Місце методу проектів у навчальному процесі Формування проектних компетенцій Метод проектів на уроках інформатики Висновки Використані джерела Вступ Сучасну практичну діяльність людства науковотехнічний та культурний прогрес у різних сферах суспільного буття неможливо уявити без проектування і проектів. Історія виникнення методу проектів Використання у навчальновиховному процесі методу проектів не є новим для українських шкіл. Першим увів поняття метод проектів...
54341. Культура Европы в XX - начале XXI вв.: противоречия и проблемы 28.21 KB
  Таким образом процесс подготовки и проведения такого учебного занятия как комбинированный урок увлекает студентов активизирует их достаточно свободно пользоваться простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении аудировании чтении и письме. ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Дисциплина: Английский язык Группа: С41 Преподаватель: Бутакова Л. Тема занятия: Строительство зданий и сооружений Тип и вид занятия: комбинированный Цели занятия...
54342. Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе 111.5 KB
  Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...
54343. Дмитриу Донской. Куликовская битва 83 KB
  Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.
54344. Сучасний урок - джерело творчості вчителя 2.78 MB
  €œТестові завдання з геометрії. клас із використанням тестуючого комплексу MIFTests. Кожен вчитель є справжнім керівником дитячого колективу діти визнають своїх педагогів за лідерів та активно співпрацюють із ними а це означає: вчитель має власний педагогічний імідж свій особливий педагогічний почерк він конкурентоспроможний компетентний фахівець. МАТЕМАТИКА ТА ІТК У сучасному світі потреба в компютерних технологіях постійно зростає вони необхідні і вдома і на робочому місці. Систематичне використання...
54345. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами 717 KB
  Поражение верхней височной извилины приводит к тому что человек слышит слова но не понимает их смысла так как в зоне Вернике как в своеобразной картотеке хранятся все усвоенные человеком слова точнее их звуковые образы и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам. Действительно левое полушарие отвечает: за движение правых конечностей и обеих рук за...
54346. Урок русского языка и литературного чтения 352 KB
  Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...