86012

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Государственная политика социальной защиты семьи Цель и главные принципы государственной семейной политики Государственная семейная политика комплексная система деятельности государства направленная на семью как социальный институт с целью укрепления развития суверенитета защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый...

Русский

2015-04-01

62.12 KB

7 чел.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1. Государственная политика социальной защиты семьи Цель и главные принципы государственной семейной политики

Государственная семейная политика — комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.

Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.

Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы XX столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.

После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный статус. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика — это продолжение политики государства в укреплении положения российской

семьи.

Вышедший до этого целый ряд нормативных документов в отношении женщин и детей имеет объективную взаимосвязь и направлен в адрес семьи. Это Концепция государственной семейной политики (1991 г.), подготовка к проведению Международного года семьи (1994 г.); Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» от 14 сентября 1995 г. № 942; постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995—1997 годы» от 13 января 1996 г. № 28; ряд указов Президента РФ по вопросам Президентской федеральной целевой программы «Дети России»; Указ Президента РФ «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышении ее роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. № 932; Семей- -> ный кодекс РФ.

Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового, государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ.

В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».

Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном — минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном — их дополнения и развитие.

Основные принципы семейной политики:

  1.  автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
  2.  приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
  3.  равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
  4.  партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
  5.  доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
  6.  комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
  7.  профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Представленные принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения.

Структура управления государственной семейной политикой

Российское государство — светское демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Государственную власть в РФ осуществляют: глава государства — Президент РФ; парламент РФ — Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть.

Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.

В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.

Значительные изменения произошли в социальной сфере. Появилась страховая медицина, основанная на обязательном и добровольном медицинском страховании. Расширились платные услуги в здравоохранении, образовании, культуре, а также социальные услуги в этих сферах.

Впервые в стране Указом Президента от 15 ноября 1993 г. № 1908 была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Это коллегиальный орган по формированию и координации государственной политики, направленный на достижение равных прав и возможностей мужчин и женщин.

В Государственной Думе существует Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство труда и социального развития РФ, где есть департамент по проблемам семьи, женщин и детей.

К структуре управления государственной семейной политикой относятся Федеральная миграционная служба, Министерство народного образования, Министерство здравоохранения,

Российский комитет молодежи, Министерство внутренних дел, Министерство труда и социального развития, общественные организации.

В разработке документов, касающихся семейной политики, принимают участие все заинтересованные ведомства. Существует межведомственная комиссия, ведущая координационную работу в отношении семьи и детей.

Ежегодно издаются государственные доклады, которые представляются Правительству, Федеральному Собранию и публикуются в официальных печатных органах.

Россия в последние годы ратифицировала ряд международных деклараций и конвенций о ликвидации всех видов дискриминации и соблюдении прав женщин и детей, приняла соответствующие федеральные и региональные законы.

Были приняты следующие Федеральные законы: «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (принят 17 мая 1995 г.).

Принято постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (1995 г.).

Министерство труда и социального развития разработали Президентскую программу «Дети России», в которой есть программы: «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Оздоровление детей и подростков».

Разработаны концепция социального обслуживания населения, нормативные документы по различным типам учреждений.

Начался процесс формирования общественных объединений, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи — Российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам».

В 1991 г. Правительством России создан Научно-исследовательский институт семьи. С 1991 г. ведется подготовка кадров по новой специальности «социальная работа». Открыты Московский государственный социальный университет, специальные факультеты и отделения в вузах многих регионов.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану местного порядка.

В субъектах РФ есть межведомственная комиссия, которая осуществляет работу при главах администраций, существуют свои программы в отношении семьи и детей и мероприятия, которые проводятся через постановления главы администрации области.

Основные задачи социальной защиты

В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

Основные задачи социальной защиты:

  1.  реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;
  2.  адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;
  3.  дифференцированный подход к различным категориям населения.

Социальная помощь:

  1.  прямая натуральная (бесплатное детское питание, лекарства, одежда, обувь, питание беременным женщинам, предметы ухода и санитарии, специальные технические и транспортные средства для реабилитации инвалидов);
  2.  финансовая (денежные выплаты на детей — пособия, пенсии, трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы, адресная социальная помощь семьям с детьми в тех случаях, когда семья не может обеспечить прожиточный минимум своего существования);
  3.  социальная поддержка — формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия, когда денежная или другая экономическая помощь имеет временный характер (кредиты, страхование, временные льготы и т.п.), расширяющие возможности самообеспечения семьи (дополнительное обучение, переобучение, переквалификация, трудоустройство, кредиты при самозанятости);
  4.  социальное курирование семей с более высоким уровнем самообеспеченности — разработка и предложение «тонких социальных технологий», преодоление различных семейных проблем, консультирование. Экономическая помощь должна быть направлена на освоение семьей новых форм деятельности и имеет возвратный характер.

Прожиточный минимум. Государственная социальная помощь

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ состоит из 8 статей.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ: потребительская норма — минимальный набор продуктов

питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья — лица, связанные родством и (или) совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, дети, пенсионеры.

Статья 2. Назначение прожиточного минимума.

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум субъектов РФ предназначается для: оценки уровня жизнедеятельности населения РФ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов РФ.

Статья 3. Потребительская корзина.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет.

Потребительская корзина в целом по РФ устанавливается Федеральным законом.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом особенностей проживания в данном субъекте.

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность его исчисления и порядок установления.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета РФ по статистике от уровня потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Статья 5. Учет величины прожиточного минимума при установлении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат гражданам РФ.

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже прожиточного минимума, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума.

Статья 8. Вступление в силу настоящего ФЗ.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 1998 г.

По Федеральному закону «О потребительской корзине» от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ в целом по РФ в перечень продуктов питания входят: хлебные продукты (хлеб, макаронные изделия), картофель, овощи, бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, яйца, масло растительное, жиры, маргарин, прочие продукты (соль, чай, специи); непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства; услуги: жилье, центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроэнергия, транспортные услуги и другие виды услуг.

Согласно ст. 2, настоящий ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования и действовал до 31 декабря 2000 г.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ состоит из 14 статей.

Основные понятия.

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидия — имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи в органы

социальной защиты населения по месту жительства с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены актом обследования материально-бытовых условий, проводимого органами социальной защиты населения.

Социальное обслуживание семьи

Социальное обслуживание семьи — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, в связи с возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспечен-ностью, безработицей, конфликтами и жестоким отношением в семье, одиночеством и т.п.).

Система социального обслуживания имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ.

Виды социального обслуживания:

  1.  социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;
  2.  социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  3.  предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;
  4.  организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;
  5.  консультативная помощь гражданам и семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;
  6.  реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.

Региональная социальная политика

Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 и Концепция государственной национальной политики предусматривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).

Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на поддержку остронуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех регионах приоритетной является социальная поддержка беременных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (питание, одежда, обувь).

Определенное распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учреждения. В Саратовской области компенсация на дошкольные учреждения выдается семьям безработных в объеме 70 % минимальной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на дошкольные учреждения положено детям, не посещающим эти учреждения по медицинским показателям.

Во многих регионах осуществляется помощь студенческим семьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50 % минимальной зарплаты, в Новгородской — двух минимальных зарплат.

Усилия региональных властей направлены на повышение конкурентоспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, создание новых моделей занятости (неполный рабочий день, временный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позволяющих совмещать профессиональные и семейные функции (Белгородская область). Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных матерей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псковская, Пензенская области, Республика Мордовия).

Осуществляется поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей (обучение основам семейного предпринимательства), содействие в организации самостоятельной производственной деятельности, создание малых предприятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление безвозмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для развития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область). В Калужской области предоставляются льготы по налогообложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяйствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями.

Меры, принимаемые в области улучшения жилищных условий семей, как правило, малоэффективны, касаются незначительной части населения. Это льготы по оплате жилья, жилищно-коммунальных услуг (Белгородская, Кемеровская, Орловская области); выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья, земельных участков под индивидуальное строительство (Пензенская область).

Для подготовки детей и молодежи к семейной жизни организуются лектории, школы на базе учреждений здравоохранения, разрабатываются специальные программы, учебные пособия. Создаются службы планирования семьи по вопросам полового и сексуального воспитания и репродуктивного поведения.

Региональная семейная политика в подавляющем большинстве регионов отождествляется с социальной политикой, касающейся женщин и детей, тогда как семейная политика отражает только «семейное направление семейной политики»; реализация социальной политики на региональном уровне не имеет системности, научного обоснования, что снижает ее эффективность.

2. Государственно-правовые основы социальной защиты населения

Конституция (Основной закон государства) определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права, свободы и обязанности граждан.

Первым конституционным актом Советского государства была принятая 25 января 1918 г. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, в которой была законодательно закреплена власть советов по всей стране.

В последующем эта Декларация была включена в текст Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 г. — конституции классовой борьбы, гражданской войны. Впервые провозглашалось равноправие граждан независимо от расовой и национальной принадлежности. Конституция 1924 г. — образование единого многонационального союзного государства.

Последующие изменения экономической и политической жизни общества находили свое подтверждение в Конституциях СССР 1937 г., 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. (республиканский вариант союзного «манифеста»). В декабре 1993 г. после краха «развитого социализма» в результате референдума была принята существующая Конституция РФ, закрепившая основы конституционного строя в условиях рыночной экономики, построение правового демократического государства.

Правовой статус — правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина. «Равноправие граждан РФ обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни» (ст. 32 Конституции РФ).

Правовой статус проявляется через субъективные права (вид и мера возможного поведения правомочного лица) и юридические обязанности (вид и мера поведения обязанного лица), установленные Конституцией.

В законе о гражданстве (устойчивой постоянной связи лица с определенным государством) определяется порядок его приобретения. Государство гарантирует своим гражданам защиту и за его пределами.

Правовой статус определяет: социально-экономические права личности (право на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца, право собственности, право на жилище); политические права и свободы (свобода слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, право избираться и быть избранным, право въезда и выезда из РФ и т.д.); социально-культурные права (право на образование, на охрану здоровья, социальную защиту и т.д.); гражданские (личные) права и свободы (неприкосновенность личности и жилища, право на охрану личной жизни и личного достоинства, свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию и т.д.).

Права и свободы граждан неотделимы от их обязанностей: обязанности, обеспечивающие развитие экономической основы общества (добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, борьба с хищениями, охрана окружающей среды и т.д.); обязанности по укреплению государственного строя (защита отечества, укрепление его могущества и т.д.); обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (забота об охране исторических памятников и других культурных ценностей); обязанности общегражданского характера (соблюдение Конституции РФ и других законов, содействие охране общественного порядка и т.д.).

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях.

Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан Основной закон предусматривает определенные правовые льготы.

Льготы — преимущества, установленные законом, в виде дополнительных прав или освобождение от определенных обязанностей — охрана труда и здоровья женщины, создание условий для труда и материнства, правовая защита, материальная поддержка материнства и детства.

Законодательно закрепленные льготы обеспечивают: равенство в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам); поощрение граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы для инвалидов и участников ВОВ, семьям погибших военнослужащих, для воинов-интернационалистов и т.д.); льготы как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, металлургам, железнодорожникам, работающим в условиях Крайнего Севера и т.д.); льготы как стимулирование видов деятельности.

Личные права регулируются Основами гражданского законодательства, Гражданским кодексом, Семейным кодексом, Трудовым кодексом, Уголовным кодексом и т.д.

Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и обязанности, отвечать за причинение имущественного вреда. В полном объеме дееспособность признается с 18 лет, в возрасте 14—18 лет — незначительная дееспособность (могут заключать мелкие сделки, а крупные договоры — с согласия родителей или лиц, их заменяющих). До 14 лет — незначительная дееспособность (могут совершать мелкие покупки, оплачивать проезд в городском транспорте).

Дееспособность не нужна для возникновения семейных правоотношений между детьми и родителями. Для изменения фамилии, национальности, при усыновлении ребенка (необходимо согласие самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет) значительно снижен возраст дееспособности.

Признание человека недееспособным (душевнобольным, слабоумным) производится судом (ст. 15 ГК РФ).

Укрепление прав и свобод граждан требует четкой организации работы социальных служб, высоких личностных качеств каждого социального работника, является его гражданским, профессиональным долгом. Только юридически компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.

3. Основные законодательные акты, положения

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81 устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Закон распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Не назначается пособие тем же категориям граждан при условии, что они лишены родительских прав, если их дети находятся на государственном обеспечении и если их родители выехали за пределы РФ.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. № 883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

От органов социальной защиты населения пособие по беременности и родам получают только женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью. Оплачивается этот отпуск в размере минимальной заработной платы. При нормальных родах оплачивается 140 дней (70 до и 70 после родов); при осложненных родах — 156 дней (70 до и 86 после родов); при многоплодных родах — 194 дня (84 до и ПО после родов).

Для получения пособия необходимы следующие документы:

  1.  заявление о назначении пособия по беременности и родам;
  2.  больничный лист;
  3.  выписка из трудовой книжки;
  4.  справка из органов государственной службы занятости о признании безработной.

Выплачивается это пособие за счет средств Фонда социального страхования 1 раз.

Единовременное пособие в ранние сроки беременности выплачивается органами социальной защиты населения только женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, вместе с пособием по беременности и родам, при этом дополнительно к указанным документам представляется справка от врача о том, что женщина встала на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Это пособие выплачивается 1 раз в размере минимальной заработной платы.

Право на единовременное пособие при рождении имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (при усыновлении ребенка до 3-х месяцев его получают новые родители). В случае многоплодных родов пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка оно не назначается. Размер пособия составляет 15 минимальных заработных плат. Выплачивается только безработным гражданам.

Необходимы следующие документы:

  1.  заявление о назначении пособия;
  2.  выписка из трудовой книжки;
  3.  свидетельство о рождении ребенка;

- справка для предоставления в страховую кассу (6 мес).
Пособие выплачивается за счет средств социального страхования 1 раз.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет по линии органов социальной защиты населения получают также только безработные матери. Мать должна быть уволена либо в период беременности, либо в период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Пособие назначается со дня назначения отпуска по уходу за ребенком до дня достижения ребенком 1,5-летнего возраста. Размер пособия составляет два минимальных оклада, выплачивается ежемесячно из Фонда социального страхования.

Необходимы следующие документы:

  1.  заявление;
  2.  свидетельство о рождении ребенка;
  3.  выписка из трудовой книжки;
  4.  копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  5.  справка из органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.

Право получения ежемесячного пособия на ребенка имеет один из родителей, усыновитель, опекун, попечитель. Они имеют право получать пособие на каждого ребенка, проживающего вместе с ними до достижения им 16 лет. На учащихся общеобразовательных учреждений пособие начисляется до окончания обучения, но не позже 18 лет. Ежемесячное пособие назначается и выплачивается независимо от получения на ребенка пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством. Это пособие может быть повышено на 100 % на детей одиноких матерей; на 50 % — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно; на детей военнослужащих, проходящих срочную службу в качестве солдат, матросов, старшин, сержантов, а также курсантов военных училищ, но до заключения контракта.

На детей одиноких матерей пособие назначается и выплачивается в повышенном размере в следующих случаях:

  1.  если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись произведена по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на это пособие, если только ребенок не будет усыновлен новым отцом;
  2.  при усыновлении ребенка женщиной, не состоявшей в браке, начиная с месяца усыновления;
  3.  при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю.

ДРР — дети разыскиваемых родителей. Ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается, если решение суда о взыскании алиментов не исполняется в следующих случаях:

  1.  розыска их органами внутренних дел на основании определения судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов;
  2.  отсутствия заработка у родителей, в случае если родитель отбывает наказание в исправительно-трудовых учреждениях;
  3.  нахождения родителей на принудительном лечении по решению суда;
  4.  постоянного проживания родителей на территории иностранных государств, в том числе на территории союзных республик, с которыми у РФ отсутствуют договоры о правовой помощи.

На детей военнослужащих пособие выплачивается только на период службы по призыву.

Пособие не назначается или приостанавливается, если:

  1.  ребенок находится на полном государственном обеспечении;
  2.  ребенок находится под опекой и опекуны получают средства на его содержание;
  3.  родители ребенка лишены родительских прав.

Для получения пособия необходимы следующие документы:

  1.  заявление;
  2.  свидетельство о рождении ребенка;

  1.  справка с места жительства ребенка о совместном проживании с родителями.
  2.  справка из школы (если ребенку 16 лет);
  3.  постановление об опекунстве и справка из органов управления образованием о неполучении денежного пособия на ребенка (для опекуна);
  4.  справка из органов ЗАГСа об основании внесения в свидетельство о рождении сведений о рождении ребенка (для одиноких матерей);
  5.  сообщение из органов МВД о розыске родителей (на детей разыскиваемых родителей);
  6.  справка о нетрудоустройстве заключенного (на детей заключенных);
  7.  справка из паспортной визовой службы органов внутренних дел о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также сообщение Министерства юстиции РФ о неисполнении решения суда о взыскании алиментов; в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у РФ заключен договор о правовой помощи (на детей иностранных родителей);
  8.  справка из воинской части, что отец служит по призыву, или справка из училища (на детей военнослужащих).

Этот вид пособия из бюджетов субъектов РФ выплачивается за текущий месяц. Назначается с 1-го числа месяца рождения и по месяц достижения 16-летнего возраста включительно.

Получатель государственных пособий обязан своевременно извещать органы социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособия или прекращение выплаты. Суммы пособий, излишне выплаченные получателю вследствие злоупотребления, возмещаются самим получателем, а в случае споров взыскиваются в судебном порядке.

До 1 января 1998 г. от органов социальной защиты населения (ОСЗН) получали ежемесячное пособие только неработающие граждане или те семьи, где один родитель безработный. С 1 января 1998 г. всех работающих граждан, которые получали пособия на предприятиях, передали в ОСЗН по месту жительства.

17 июля 1999 г. был принят ФЗ РФ № 171-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации"». В соответствии с этим Законом было разработано постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 29 сентября 1995 г. № 1096.

В состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, входят родители или усыновители, в том числе и раздельно проживающие родители, и проживающие совместно с ними (с ним) дети.

При исчислении дохода на ребенка, который находится под опекой, учитываются родители этого ребенка, а не опекун, а также все его несовершеннолетние братья и сестры, независимо от места проживания.

В состав семьи не включаются: дети, достигшие совершеннолетия (18 лет); дети в возрасте до 18 лет (но при приобретении ими полной дееспособности); дети, в отношении которых родители лишены родительских прав; дети, на которых опекун получает денежные средства от органов управления образованием; дети на полном государственном обеспечении; супруг, проходящий военную службу по призыву или в училище (до заключения контракта); супруг, отсутствующий в семье в связи с осуждением и лишением свободы или нахождением под арестом.

Виды учитываемых доходов:

  1.  все виды заработной платы (денежное вознаграждение, содержание) и дополнительные вознаграждения по всем местам работы;
  2.  денежное довольствие военнослужащих, сотрудников ОВД, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты, которые носят постоянный характер, и продовольственное обеспечение;
  3.  все виды пенсий, кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационные выплаты и доплаты к пенсии;
  4.  ежемесячное содержание судей, вышедших в отставку;
  5.  стипендии;
  6.  пособие по безработице, беременности и родам, единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет; пособие супругам военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту;
  7.  ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за исключением расходов на медицинскую, социальную и профессиональную ориентацию;
  8.  комиссионные вознаграждения штатным страховым агентам и штатным брокерам;
  9.  оплата работы по договорам;
  10.  авторское вознаграждение штатным работникам редакций газет, журналов и других СМИ;
  11.  доходы, получаемые от избирательных комиссий ее членами;
  12.  доходы физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

  1.  доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы от фермерского хозяйства;
  2.  доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;
  3.  доходы от сдачи в аренду недвижимости;
  4.  доходы от подсобного хозяйства;
  5.  алименты;
  6.  проценты по выплатам.

Доходы исчисляются от общей суммы доходов семьи за 3 последних календарных месяца делением на эти 3 месяца и количество членов семьи. Доход учитывается без вычетов из заработной платы.

Согласно Федеральному закону РФ «О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"» от 30 мая 2001 г. № 66-ФЗ, ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается, исходя из размера среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

На территории субъектов РФ величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально главами администраций областей и краев.

4. Типы социальной службы для семьи и детей

В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. № 543 сказано: «...Содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.».

Служба социальной помощи населению предусматривает: выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой

целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и др.); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает: повышение квалификации врачей, работников культуры и просвещения по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи.

Служба медико-социальной помощи предусматривает: патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико-социальных учреждений для престарелых, инвалидов, неизлечимо больных людей.

Служба социальной реабилитации проводит: социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, социальных учебно-воспитательных учреждений; оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских домов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения (денежные пособия, помощь в трудоустройстве, возвращение или получение жилья, раздел имущества и т.д.); устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях; подготовку и внесение в народный суд заявлений об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, о выселении лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно; создание центров усыновления и попечительства, медико-психолого-педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно- и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает: создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социально-правовой защиты и юридической помощи предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и по рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их безнадзорности; содействие органам внутрен-

них дел в предупреждении повторных преступлений лицами, ранее осужденными.

Служба семейного досуга предусматривает участие в развитии социально-культурной среды, внешкольных, культурно-спортивных и иных учреждений; создание центров семейного досуга, семейных клубов.

Служба социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким и инвалидам, развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта.

Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах, представляемых государством для улучшения условий воспитания детей, материального положения семей, порядка получения дополнительных льгот) и посреднические (установление контактов с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий).

5. Сбор и создание информационного обеспечения как начальный этап социальной работы

Одной из важных задач социального работника, с которой начинается профессиональная социальная помощь и поддержка населения, является сбор необходимой информации о социальной инфраструктуре микрорайона, составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информации социальный работник получает возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети группы риска и т.д.). Он получает также представление о социальном неблагополучии этих категорий населения и предусматривает меры оказания экономической, правовой, медицинской, психолого-педагогической помощи в каждом конкретном случае.

Приведенные ниже информационные карты и матрицы рассчитаны на достаточно полную и объемную информацию о социально-демографических, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и криминальных характеристиках населения микрорайона. Однако в зависимости от специализации социального работника могут быть использованы не все пункты приведенных ниже карт и матриц, а выбраны те, которые наиболее необходимы для конкретной специализации социальной работы. Социальные работники, ориентированные на

Показатели социального развития подростка:

  1.  наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
  2.  профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;
  3.  планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;
  4.  планы неопределенные, иногда нереальные;
  5.  планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;
  6.  планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней.

Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

  1.  отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;
  2.  к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых;
  3.  отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;
  4.  отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;

- отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.
Уровень развития полезных интересов:

  1.  индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения ;
  2.  интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;
  3.  интересы формируются больше под влиянием других;
  4.  интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в знаниях, навыках;
  5.  глубокие интересы, самостоятельная работа по закреплению знаний, навыков и умений.

Отношение к педагогическим воздействиям:

  1.  резкая, грубая форма неприятия;
  2.  неприятие в форме пассивного сопротивления;
  3.  избирательное отношение в зависимости от характера взаимоотношений с учителем;
  4.  к замечаниям склонен прислушаться, наказания и поощрения воспринимает правильно;
  5.  чутко реагирует на замечания, болезненно переживает порицания.

Коллективистские проявления:

  1.  бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;
  2.  к общественному осуждению относится равнодушно;
  3.  внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
  4.  с большей частью класса товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;
  5.  развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки.

Способность критически, с позиции норм морали и права оценить поступки окружающих:

  1.  открытое неприятие норм морали и права, одобрительное отношение к антиобщественным поступкам;
  2.  в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности;
  3.  равнодушное отношение к нарушениям норм морали и права;
  4.  способен различать плохие и хорошие поступки, осуждать и одобрять их;
  5.  активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

  1.  не имеет и не стремится развивать;
  2.  самоанализ может возникнуть под влиянием осуждения окружающих;
  3.  самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;
  4.  проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;
  5.  являются основной программой самосовершенствования.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72940. Планування аудиту 60.5 KB
  Планування аудиту означає розробку загальної стратегії виконання завдання та плану аудиту для зменшення аудиторського ризику до прийнятно низького рівня. В плануванні беруть участь партнер з завдання та ключовий персонал групи з завдання, що дозволяє отримати користь...
72941. Мета і загальні принципи аудиту 276 KB
  Цілі та основні принципи стандартів аудиту. Основні вимоги до аудиту. Розвиток в Україні ринкових відносин тісно пов’язаний з розвитком і вдосконаленням фінансово-економічного контролю та аудиту як одного з основоположних елементів ринкової інфраструктури.
72942. Аудиторський ризик і оцінювання системи внутрішнього контролю 260 KB
  Підприємницький ризик, пов’язаний з відповідальністю стосовно клієнта, полягає в тому, що аудитор (або аудиторська фірма) може зазнати невдачі унаслідок взаємостосунків з клієнтом, навіть якщо аудиторський висновок, представлений аудитором цьому клієнту...
72943. Рынки факторов производства и распределения факторных доходов 62.78 KB
  Теория факторов производства буржуазная теория утверждающая что в процессе производства взаимодействуют три основных фактора: труд капитал и земля. Заработная плата представляется ценой труда и единственным результатом деятельности рабочего в процессе производства тем самым маскируется эксплуатация рабочих.
72944. Специфика формирования издержек и доход предприятия (фирмы) 45.31 KB
  Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда...
72945. МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПО ДАННЫМ САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА ПРОБ 208 KB
  Усвоить общие требования к качеству питьевой воды и гигиенического значения отдельных ее показателей. Овладеть методикой чтения анализа и оценки качества питьевой воды при местном и централизованном водоснабжении.
72946. МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТБОРА ПРОБ ВОДЫ ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО И САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 629.5 KB
  Овладеть методикой санитарного обследования источников водоснабжения и отбора проб воды для бактериологического и санитарно-химического анализа. Исходные знания и умения Знать: Гигиеническое значение воды физиологическое эндемическое эпидемиологическое токсикологическое...
72947. МІЖНАРОДНА ТОРГІВЛЯ: СУТНІСТЬ, ФОРМИ, ТЕНДЕНЦІЇ ТА ОСОБЛИВОСТІ 218.5 KB
  Для національної економіки участь в міжнародній торгівлі набуває форми зовнішньої торгівлі. Зовнішня торгівля– це торгівля однієї країни з іншими країнами, яка складається з вивезення (експорту) та ввезення (імпорту) товарів і послуг.
72948. МІЖНАРОДНА ТРУДОВА МІГРАЦІЯ 116.49 KB
  Міжнародна міграція робочої сили виникла багато століть тому і, за минулий з тих пір час, перетерпіла серйозні зміни. Першим масовим переміщенням трудящих став цілеспрямований завезення рабів з Африки на американський континент, в результаті чого в 18-19 ст.