8603

Техника и этапы ее развития. Проблема технической реальности. Техника и человек

Доклад

Логика и философия

Техника и этапы ее развития. Проблема технической реальности. Техника и человек. Техника и этапы ее развития. Техника (греч. технэ - искусство, мастерство, умение). Понятие техника встречается уже у Платона, Аристотеля. В первом приближении, техника...

Русский

2013-02-15

34 KB

23 чел.

Техника и этапы ее развития. Проблема технической реальности. Техника и человек.

Техника и этапы ее развития.

Техника (греч. технэ - искусство, мастерство, умение). Понятие техника встречается уже у Платона, Аристотеля. В первом приближении, техника - есть совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Но в это понятие входят не только технические устройства.

В сфере техники важно не столько производство научно-технических знаний, сколько их применение и получение дальнейших знаний на основе нового опыта, для развития техники. Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее внутреннее развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Этапы развития технических знаний:

— донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно

— зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук.

— классический (до середины XIX века): характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

— современный: характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.

Технические науки прошли следующие этапы развития:

— в качестве приложения различных областей естествознания к определенным классам инженерных задач

— как особый класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организацией (к сер. ХХ в.).

— в качестве системотехники как попытки комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т. е. при ориентации на системную картину мира.

Проблема технической реальности.

Техническое развитие выходит за пределы экономического планирования в сферу культуры, ориентируясь на развитие личности. Только на этом пути эволюции техники человек достигает более полного самоутверждения, самовыражения, а технический прогресс перестает быть главной составляющей жизни общества, становясь побочным результатом свободы человека. Она учитывает ценностный вектор человеческого бытия, исключая тем самым тяжелые негативные последствия технического развития. Таким образом, корректный контроль и регулирование технического прогресса возможны не в контексте одностороннего технократического подхода, а в контексте культуры. И только на этом пути человек становится не только умным, но и мудрым, т. к. в состоянии исключать такие возможности, критические ситуации, из которых его ум уже бессилен найти выход.

Проблема технической реальности активизируется новыми процессами, обусловленными, как изменениями в отношениях человек – техника, так и самого технического пространства, включая инженерную деятельность и техническое знание. Тенденция автоматизации технической реальности, проективной деятельности человека, эскалация техногенного поля во все новые сферы бытия, глобализация негативных последствий технической деятельности, конфликты в выборе целей и средств развития социума остро ставят вопрос о гуманитарной коррекции инженерной деятельности. Амбивалентность технического влияния определяется двойственностью человека, включавшего технику в арсенал средств борьбы за реализацию своих целей и интересов, сложностью точных эвристических прогнозов, природой технической реальности.

Техника и человек.

В процессе жизни человек сталкивается с различными проблемами; он чувствовал холод, и это заставляло его строить жилище, он хотел есть и это заставляло его возделывать поля и т.п. Все такие акты обладают общей структурой. В них входит некое изобретение, устройство с помощью человек надежно. Действия такого рода изменяют или преобразуют обстоятельства, природу и в результате возникает то, чего до сих пор не было. Это и есть технические действия, свойственные исключительно человеку. А совокупность таких актов не что иное, как техника, которую можно определить, как преобразование человеком природы с целью удовлетворения потребностей.

К техническим действиям относятся не те действия, где мы прикладываем усилия, чтобы непосредственно удовлетворить наши нужды – элементарные или избыточные, технические действия, наоборот, такие где мы, во-первых, прикладываем усилия, чтобы что-то изобрести, и, во-вторых, стремимся выполнять план деятельности который позволяет:

1. Прежде всего обеспечить удовлетворение элементарных потребностей.

2. Добиться этого минимальной ценой.

3. Создать новые возможности, производя вещи и давая жизнь явлениям, отсутствующим в человеческих обстоятельствах.

Ортега выделял три стадии технических революций исходя из принципа отношения человека и техники:

1. Техника случая.

2. Техника ремесла.

3. Техника человека-техника.

Техникой случая является техника, где в роли человека-техника выступает случайность, способствующая изобретению. Такова первобытная техника и техника доисторического человека. Основные принципы, признаки этого периода:

Ремесленная техника - эта техника Древней Греции доимператорского Рима и Средневековья. На третьей стадии человек получает достаточно четкое представление, что он известен способностью, абсолютно отлично от тех жестких и неизменных задатков, которые заставляют его природу существовать. Теперь он видит, что техника – это не случай, но также и неопределенный, ограниченный выполнением каких-то конкретных действий тип человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82137. Підведення підсумків осінніх спостережень, з’ясування змін, що відбуваються в живій та неживій природі, прихід Зими 412 KB
  Мета. Дати поняття про зміни, які відбуваються в природі восени та на початку зими; розширити знання учнів про характерні ознаки зими серед рослин, тварин; розвивати спостережливість, творчу уяву, мислення; виховувати дбайливе ставлення до природи, любов до прекрасного.
82138. Історична сторінка 299.5 KB
  Скільки часу потрібно П’ятачку Вінні Пуха під дубом чекати Щоб Вінні Пух 49 метрів зміг здолати І дупла дуба яке міститься на цій висоті дістатися Та справжні чи ні бджоли які в ньому проживають дізнатися. Скільки стовпчиків потрібно Джері підготувати Щоб зводячи паркан всі ями використати.
82139. НАШІ ДРУЗІ – ДИТЯЧІ ЖУРНАЛИ 38.5 KB
  Ознайомити учнів із дитячими журналами розвивати пізнавальні інтереси розширювати читацький кругозір сприяти вихованню доброзичливості товариськості шани до рідного слова. Ми прийшли, малята, щоб вас привітати, Щастя, успіху усім радо побажати! Ви не можете, малята, все про все на світі знати.
82140. Журнали для дітей (Бібліотечний урок для 3-4 класи) 41.5 KB
  Обладнання: Сумка листоноши; виставка З поштової скриньки дитячі газети та журнали; словники папір олівці. Девіз уроку: Читай журнали та газети І подолай усі тенета Дізнаєшся про Всесвіт гарний Труди твої не будуть марні Хід уроку: Бібліотекар: Добрий день діти Сьогодні у нас незвичайний урок.
82141. ВЕЛИКА ВІТЧИЗНЯНА ВІЙНА 177.5 KB
  Учні заздалегідь готують фломастер або олівець і чистий аркуш паперу, розкреслений на декілька пронумерованих прямокутників. У кожному прямокутнику учасники повинні по порядку замалювати асоціативні тлумачення. Можуть бути запропоновані, наприклад, такі слова: відплата, смуток, горе, жах, сльози, печаль...
82142. Шкідливі звички 89.5 KB
  Мета: Дати поняття про погані звички і про їх наслідки розвивати бажання не вживати їх а якщо вони виникли то позбутися; виховувати культуру поведінки старанне ставлення й дбайливе ставлення до свого здоров’я. Життєздатність і здоров’я людей великою мірою залежить від самої людини.
82143. КОРИСНІ ТА ШКІДЛИВІ ЗВИЧКИ 53.5 KB
  Мета: Викликати прагнення у дітей зберігати й зміцнювати здоров’я. Довести до їх відома інформацію, що шкідливі звички є основною причиною порушення здоров’я. Формувати вміння піклуватися про своє здоров’я. Виховувати бажання підтримувати тпрадиції здорового способу життя.
82144. Голосні та приголосні звуки. Зимовий малюнок 140 KB
  Обладнання: Предметні картинки сніжинки різної форми таблиці для читання склади на картинках гірлянди у формі зірочок зошити ручки магнітофон. До дітей спускаєтся сніжинка Логопед: Ось і завітала перша сніжинка використовувати фон для розглядання сніжинки. Роздати дітям сніжинки з позначеннями...
82145. Звуки з, з, позначення їх буквою Зз («зе»). Дзвінке вимовляння цих звуків у кінці слів і складів. Фразеологізми. Опрацювання тексту «Весела зима». Скоромовки 117 KB
  Навчити учнів упізнавати звуки у мовленому слові та позначати їх буквою Зз зечитати слова з новою буквою чітко вимовляти звуки перед глухими приголосними та в кінці слова; розвивати спостережливість увагу логічне мислення вміння зіставляти порівнювати звукобуквений склад та їх смислове значення...