8604

Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни

Доклад

Логика и философия

Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные средства целого, которых лишены его части? Представ...

Русский

2013-02-15

30 KB

2 чел.

Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни.

Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные средства целого, которых лишены его части?

Представители монистического течения считают, что на каждом “этаже” социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который воздействует на все прочие явления (т.е. части системы находятся в субординационной зависимости).

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин).

“Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно – энергетическими средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека “строить в голове” то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: ”Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни”.

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы идеалисты (например, П. Сорокин).

Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса, можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями, согласно которым:

1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта;

2. Из двух типов человеческой деятельности целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам;

3. Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство “форм общения людей”;

4. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования.

Рассуждая о наиболее глубоких источниках общественных изменений, Маркс связывает их не со сменой “форм социокультурной духовности”, а с неуклонным ростом общественного производства прежде всего, производства материального.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между “базисом” общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно - экономических отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59520. Інтелектуальна гра “Чи знаєш ти свій край” 55 KB
  Обладнання: історія України портрет гетьманів України. Для того щоб їхня участь у змаганні дала бажані результати їм треба знати: а український алфавіт; б міста гори ріки та озера природоохоронні зони України...
59521. Виховна година: “Батькова криниця” 42 KB
  Учитель. Вітцівська хата, мамина пісня, дідусева казка, бабусина вишиванка, незамулена батькова криниця, з якої пив воду філософ чи мандрівник; старі жорна, що годували в тяжке лихоліття дітей, портрет на стіні найдорожчої людини...
59522. Свято козацького роду (у дошкільному закладі) 79.5 KB
  Гостей дорогих ми вітаємо щиро Покозацьки стрічаємо з хлібом і миром. 2й учень: Для гостей відкрита Наша хата біла Тільки б чужа кривда До нас не забігла. 3й учень: Хліб духмяний в хаті Сяють очі щирі Хай живеться в правді Хай живеться в мирі.
59523. Сценарій до Дня української писемності й мови: “Рідна мова чиста, як роса” 70.5 KB
  1й учень О слово рідне Пращура молитво Громи Перука Велеса поля Софія Київська творіння Ярослава Словяномовна праведна земля. 2й учень В мені в тобі Бояна віщим співом Воно живе здолавши тьму віків Воно Мстиславича Романа голос і ратний клич Данилових полків.
59524. Сценарій КВК до дня правових знань 31 KB
  Познайомити учнів середніх класів з основними правознавства. Виховувати у дітей почуття відповідальності за свої вчинки популяризувати правові закони формувати правову культуру школярів.
59525. Мову вивчай, а пильно про неї знай (свято рідної мови) 58 KB
  Рідна моя мова поетична пісенна Пелюсткова і ніжна як спів солов’я Як народу душа: щира добра натхненна Ти найкраща у світі бо рідна моя 1 Учениця: Скільки в мові тепла і палкого кохання Туги й щастя дзвінкого і світла душі...
59526. Бал казок. Сценарій виховного заходу 42.5 KB
  Дійові особи: Принц Попелюшки Принц Принцеси на горошині Принц Русалоньки князь Гвідон Ельф Морозенко Зайчик Гном Вовк Пєро. З вами міг би я погратись Та від сонця у кутку Мушу я сховатись Виходять два принци: Принц Попелюшки і Принцеси т горошині.
59527. Літературний сценарій дитячого новорічного свята: “Новорічні пригоди” 88.5 KB
  На сцену підстрибуючи підкрадається Баба Яга і Капосник. Прослухавши Глашатаїв вони починають прозиватись дражнитись і кидати шишками в Глашатаїв Глашатай І: Ой що це Глашатай ІІ: Що відбувається Баба Яга...
59528. Хто не бачив наші гори - не бачив Карпати, завітайте до нас в гості раді Вас вітати 122.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з історією рідного краю, її традиціями, виховувати в них національну свідомість, виховувати любов до рідної землі. Обладнання: грамзаписи, трембіти, вишиті рушники, хліб.