8606

Методология формационного анализа социальной реальности

Доклад

Логика и философия

Методология формационного анализа социальной реальности. Социальная реальность - это реальность, в той или иной степени организованная, упорядоченная и структурированная. Относительно значимости этого признака социальной реальности у философов ...

Русский

2013-02-15

30.5 KB

16 чел.

Методология формационного анализа социальной реальности.

Социальная реальность — это реальность, в той или иной степени организованная, упорядоченная и структурированная. Относительно значимости этого признака социальной реальности у философов не было согласия. Те учения, в которых признаётся наибольшая степень важности принципа организованности, настаивают на том, что социум — это не просто упорядоченность, а  единое целое, в таком случае принцип организованности «ужесточается» до принципа целостности и системности. Такие взгляды характерны для социальных философов периода классики, им были близки учения К. Маркса, О. Конта, Э. Дюркгейма. Целостным и гармоничным представлялось общество и многим русским философам, как, например, его описывает С. Франк.  

Многие исследователи, особенно в ХХ веке (М. Вебер, Т. Парсонс) считали, что такие свойства как целостность и организованность являются второстепенными и производными от социальных действий индивидов и групп.

И, наконец, во второй половине ХХ века начинают пользоваться популярностью концепции, согласно которым социальная реальность не только не организована по принципу целостности, а, наоборот, хаотична, неупорядочена, разобщена. Это реальность, у которой отсутствует центр, а, соответственно, нет, и не может быть, единой организации. В таких учениях поддерживается тезис о том, что социальная реальность многообразна и непредсказуема, в ней одновременно могут уживаться и сосуществовать множество несводимых друг к другу реальностей, каждая из которых своеобразна, и развивается по своим правилам. Таким образом,  социальная реальность не является единым, универсальным  и законченным целым.  Это постоянно изменяющийся мир, в котором скрывается от исследователя огромное разнообразие смыслов. Такие взгляды  в значительной степени характерны для философов 2-й половины ХХ века, представителей постмодернизма.

Марксистская теория общественно-экономических формаций как методология научных исследований представляла собой одну из разновидностей монистической интерпретации социальной реальности, и поэтому все другие методологические подходы признавались не научными. В   исследовательской практике методологический монизм этой теории проявлялся в установке формационного редукционизма, которая предусматривала сведение всего многообразия «мира людей» к формационным характеристикам, а различных способов и форм их жизнедеятельности – к социально-экономической отношениям.

В целом следует отметить, что возможности различных монистических интерпретаций социальной реальности достаточно велики, ибо с помощью определенных идей и методов, в том числе возникших и в других отраслях научного знания, порой достигаются довольно значительные исследовательские результаты. Однако «исследователь-монист», абсолютизирующий роль и значение одних фактов и отказывающийся принимать во внимание или не замечающий другие, всегда рискует остаться в рамках лишь частичной интерпретации.

В современной науке наметился переход от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической. В исследовательской практике постепенно утверждается принцип методологического плюрализма: представители различных течений и школ отдают предпочтения разным методологическим подходам, используют специфические научные тезаурусы и разрабатывают конкурирующие между собой теории предметного содержания.

Смысл перехода от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической состоит в утверждении в познавательной деятельности принципов дополнительности и альтернативности. Эти принципы базируются на положении о том, что относительно любого предмета научного исследования можно поставить неограниченное число познавательных задач, а при решении определенного их класса могут быть использованы различные когнитивные средства. Методологический смысл этой познавательной установки состоит в том, что в ходе научного исследования ученый, учитывая специфику его предмета и характер познавательных задач, которые предстоит решать, сознательно выбирает те способы исследования, которые, по его мнению, должны дать в рамках того или иного подхода необходимый научный результат.

В последнее время формационный подход подвергался критике, а так же дополнялся и уточнялся. Так, утверждение о возможности только пяти типов формаций оказалось довольно узким перед лицом реального многообразия действительности. В настоящее время наметилась тенденция к совмещению формационного и цивилизационного подходов. Это объясняется тем, что цивилизационный «срез» общества позволяет лучше понять современный мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51872. Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Очаг химического поражения. Зоны химического заражения 112.5 KB
  Причины аварий на химически опасных объектах. Последствия аварий на химически опасных объектах. Цель урока: рассмотреть основные причины и последствия аварий на химически опасных объектах.Хренников 8 класс; презентация; рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.
51874. ВИБІРКОВИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ ПАМ’ЯТКИ ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ В НАУКОВОМУ СТИЛІ 61 KB
  Растреллі на Андріївській горі в память відвідин Києва імператрицею Єлизаветою Петрівною на місці Хрестовоздвиженської церкви. Висота церкви з хрестом 46 м зі стилобатом 60 м; довжина 30 м ширина 23 м. Уся маса церкви спирається на двоповерховий будинокстилобат з 8 кімнатами на кожному поверсі стіни якого являють собою фундаменти церкви. Навколо церкви балюстрада з якої відкривається мальовнича панорама Подолу й Дніпра.