86066

Въездной туризм в странах ЕС

Курсовая

Международные отношения

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни каждого человека, который рано или поздно ощущает потребность отправиться в путешествие. Каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально, но все-таки общим для всех туристов является желание познать мир...

Русский

2015-04-02

463.5 KB

3 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1. Европейский Союз ……………………………………………………...5

  1.  . История  ЕС…………………………………………………………………......5

1.2. Развитие ЕС в 70 – 90 гг. 20 века…………………………………………........9

1.3. Основные события в истории углубления интеграции ЕС………………....11

1.4. Настоящее время ЕС ……………………………………………………….....12

1.5. Будущее время ЕС…………………………………………………………......18

Глава 2. Въездной туризм в странах ЕС…………………………………….....22

2.1.  Развитие туризма в Европе…………………………………………………..22

  1.  Виды туризма………………………………………………………………..28
    1.  Динамика количественных туристских показателей въездного

туризма в странах ЕС ……………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………………..45

Список литературы……………………………………………………………....46

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни каждого человека, который рано или поздно ощущает потребность отправиться в путешествие. Каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально, но все-таки общим для всех туристов является желание познать мир: познакомить с природой, культурой не только своей страны, но и других стран мира. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире, на повышении интереса одного народа к культуре другого. В последние годы именно международный въездной  туризм вышел на новый уровень развития и развивается необычайно быстрыми темпами.

    В настоящее время индустрия въездного  туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в странах ЕС. Значение  туризма в странах ЕС постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием въездного туризма на экономику каждой отдельной страны. В экономике отдельной страны въездной туризм выполняет ряд важных функций:

     – Международный въездной  туризм – источник  валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

     – Международный въездной туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВВП стран ЕС.

    – Международный въездной туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

     – С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышение уровень благосостояния народов в странах ЕС.

    Международный въездной туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально – экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в  странах ЕС. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений.

    Цель работы: познакомить с особенностями экономического и политического объединения стран ЕС, охарактеризовать въездной туризм стран ЕС.

    Для выполнения поставленной цели, мы решаем следующие задачи:

                –  Познакомить с историей ЕС, его настоящим и будущим.

                –  Изучение  особенностей  въездного туризма в странах ЕС.

                – Исследование видов туризма и динамики количественных туристских показателей въездного туризма в странах ЕС.

    Объект изучения: индустрия туризма в странах ЕС.

    Предмет изучения: въездной туризм как одна из составляющих индустрии туризма в странах ЕС.

    Методы исследования: литературный, статистический, картографический.

    Практическая значимость: данные работы могут быть использованы при подготовке к докладам, при организации предприятий малого бизнеса в сфере туризма.

    

    

    

    

    

    

    

    

ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Европейский Союз – совершенно неожиданный, принципиально новый игрок на международной арене. Второго такого нет, и на протяжении всей истории человечества не было. Подходить к нему с обычными мерками некорректно и бессмысленно. Это мало что дает для понимания его роли в международных делах и поведения на международной арене.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.

1.1. История  Европейского союза

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после  Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года. В то или иной степени  факторами необходимости создания ЕС выступили принадлежность к одному географическому району, совместное историческое  прошлое, общее культурное наследие, единые разделяемые ими политические ценности, близость интересов, расчет на то, что объединение нейтрализует противоречия и усилит международную конкурентоспособность. Вместе с тем, сами по себе все они не объясняют, почему у стран Западной Европы, к которым сейчас присоединилось большинство остальных европейских народов, получился интеграционный проект. Определяющими факторами необратимости интеграционного проекта стали сформированный ими особый, ни на что не похожий правовой порядок, качественно новая политическая культура совместного принятия решений и их реализации, совместное управление суверенитетом.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС стали.1  

Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно. 2

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (конец 50-х - середина 70-х годов) считается "золотым веком" в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были:

–  постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

–  установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

– ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг";

– разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

–  создание валютного союза;

–  унификация налоговой системы;

–  сближение законодательства;

–  разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможенный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках Таможенного союза были:

– ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;

–  установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

– достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

– обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран – участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку участников интеграции.

                                                                                                                   

                                                                                                                     Таблица 1.

Расширение Европейского союза 1957-2007

Год

Страна

Общее количество членов

25 марта 1957

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция

6

1 января 1973

Великобритания, Дания, Ирландия

9


1 января 1981

Греция

10

января 1986

Испания, Португалия

12

1 января 1995

Австрия, Финляндия, Швеция

15

1 мая 2004

Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония

25

1 января 2007

Болгария, Румыния

27

Примечания к таблице «Расширение ЕС»

Присоединилась только Западная Германия. Территория бывшей ГДР и Западного Берлина вошли в состав ФРГ 3 октября 1990 года.

Включая заморские департаменты Гваделупа, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана. Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года. Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с 1976 по 1983 год. Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года, вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора. Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 году.  В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами, Островом Мэн и Гибралтаром

1.2.  Развитие ЕС в 70 – 90 гг. 20 века

Второй этап (середина 70-х - середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам - членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х - начало 90-х годов) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах - участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС  –  один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран - участниц Сообщества создание Европейского Союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран - членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны - члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов. 3

Четвертый этап (середина 90-х годов - начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран - участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса.

1.3. Основные события в истории углубления интеграции ЕС

1951 — Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

1957 — Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома.

1965 — договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

1973 — первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 — создание Европейской Валютной Системы.

1979 — первые всенародные выборы в Европейский парламент.

1981 — второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).

1985 — подписание Шенгенского соглашения.

1986 — третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).

1986 — Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 — Маастрихтский договор и создание на основе Европейского Экономического Сообщества Европейского союза.

1995 — четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции к ЕС).

1999 — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002).

2004 — пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).

2004 — подписание Конституции ЕС (в силу не вступила).

2007 — подписание Договора о реформировании в Лиссабоне.

2007 — шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии).

19 ноября 2009 — избран первый постоянный председатель Европейского совета.

1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

1.4. Настоящее время ЕС

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты. Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. Черногория и Республика Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах.

С момента заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1994 году, как в России, так и в Европейском Союзе произошли глубокие изменения. В ЕС была введена единая валюта, евро, что стало важным фактором стабильности глобальной экономики и сыграло значительную роль в экономическом сотрудничестве с партнерами ЕС, в том числе, разумеется, и с Россией. В настоящее время евро составляет четвертую часть резервов Центрального Банка РФ. Эта денежная единица все в большей мере используется в качестве расчетной валюты в торговых и инвестиционных операциях между Россией и ЕС.

В Европейском Союзе были предприняты важные шаги по развитию сотрудничества в области правосудия и внутреннего дел, а также по преобразованию ЕС в единую территорию, основанную на принципах свободы, безопасности и правосудия. Проблемы, в первую очередь связанные с угрозой международного терроризма, требуют общего ответа. ЕС продолжил разработку общей внешней политики и политики безопасности, а также общей европейской политики безопасности и обороны. Во всех этих сферах государства-члены Союза решили делегировать часть своих суверенных прав центральным органам ЕС с целью более эффективного решения общих проблем.

 Характерная черта современности  – развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность. Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС.4

Подчеркнем еще раз: Европейский Союз – очень странное, непонятное политическое существо. Так он определяет себя сам. Европейский Союз соткан из сотен и тысяч противоречий. Ни одну характеристику ЕС нельзя оценивать однозначно негативно или однозначно позитивно. Нужно просто эти черты точно диагностировать.

Одновременно, следует учитывать, что ЕС имеет очень сложное внутреннее строение. Это создает проблемы для самого Европейского Союза. Но ничуть не меньшие проблемы, возникают у большинства его партнеров. Полной определенности в том, с кем взаимодействуешь, с кем и о чем договорился, кто и за что несет ответственность, чего можно ожидать в дальнейшем, у них нет. В результате непременным фактором поведения ЕС на международной арене, особенностью построения его связей с внешним миром и отношений других международных игроков с ЕС становится их вариативность.

Формально Европейский Союз состоит из 27 суверенных  государств. Все они являются равноправными членами объединения. Их совокупная территория образует единую территорию ЕС. Лица, состоящие в гражданстве государств-членов, являются гражданами ЕС и обладают дополнительными правами, проистекающими из союзного гражданства. Внешние границы государств-членов образуют общую границу ЕС с остальными миром. Внутренние границы по большей части ликвидированы.

Однако не все так просто. Политические и географические границы ЕС нестабильны. В любой момент они могут измениться. С ареалом своего жизненного пространства ЕС так до сих пор и не определился. Куда его может завести внешняя экспансия, остается только гадать. Решение о внешних границах расширения ни Брюсселем, ни столицами «двадцати семи» окончательно не принято. Одни государства хотели бы его продолжить, другие предпочли бы в какой-то момент остановиться. Одни исходят из того, что Союз слишком далеко зашел с интеграцией. Другим хочется ещё большего. Сигналы, подаваемые разными силами внутри ЕС, противоречивы.

ЕС очень старается привязать к себе все Средиземноморье, включая бассейн Черного моря, и навязать ему свои стандарты и ценности. Исторически входящие в ЕС бывшие колониальные страны здесь господствовали. Их культурное и политическое влияние очень велико. Регион рассматривается ЕС в качестве своего естественного союзника. Он является его сырьевой базой. С его помощью ЕС омолаживается. Отсюда он насыщается дешевой рабочей силой. Стабильность и ускоренное развитие Средиземноморья ЕС жизненно необходимы.

Всеми этим соображениями проникнуты мотивы последних инициатив ЕС о создании Средиземноморского союза. Но и кольцом стабильности и добрососедства, которым ЕС усиленно себя окружает, сфера интеграционного объединения не исчерпывается. ЕС усиленно пытается себя проецировать повсюду, куда он только может дотянуться.

Европейский Союз является одновременно и экстравертом, и интровертом. Что имеется ввиду. ЕС очень чётко и совершенно целенаправленно отгораживается от всего остального мира, выстраивая внешние границы по периметру всего объединения и создавая такое правовое пространство, которое регулируется только своими собственными внутренними инструментами, отличными от международно-правовых.5

Соответственно отношения, как между государствами-членами, так и с участием субъектов внутреннего права государств-членов регулируются правом ЕС. Причём всё в большей и большей степени. В случае коллизии национального законодательства и права ЕС применяется только и исключительно последнее.  Всеми – национальными административными и судебными органами. Частные лица, физические и юридические, непосредственно на нем сроят свои правоотношения.6

Вместе с тем ЕС стремится к тому, чтобы предложить нормативную базу существования всем своим партнерам, всему остальному миру. Это особенно отчетливо проявилось в 2008 – 2009 годах, в условиях мирового финансово-экономического кризиса, когда за усиление регулятивной роли права и конвенционных механизмов в мировой экономике, за наведение порядка в деятельности всех и любых финансовых структур выступили, прежде всего, его государства-члены. Причем они не просто высказались за распространение начал господства права на регулирование финансовых рынков, предполагающее контроль, транспарентность, ответственность и жесткое следование определенным правилам, но и запустили вполне конкретную работу по согласованию соответствующих документов. Брюссель уверен: как раз сейчас и именно на данном направлении надо перехватывать инициативу. Тогда подготовленные им проекты национального, наднационального и международного законодательства лягут на стол переговоров, и от них никто не сможет отмахнуться.

Практически по всему миру ЕС установил сеть, систему взаимоотношений, которые поддерживаются на нормативном уровне. Требуется пояснить, почему для ЕС именно нормативные моменты являются столь важными. Потому что своеобразие интеграционного объединения  заключается в его нормативном характере и нормативной природе. ЕС - это не просто экономическое или социально-экономическое сообщество, не просто экономический и валютный союз. ЕС функционирует через право, на основе права, с использованием правовых инструментов. Все политические, экономические и любые другие решения облекаются в нормы права ЕС и реализуются не в силу целесообразности или как политические установки, а как нормы права. Т.е. они наделяются силой закона, и на их обеспечение бросается вся мощь правоприменительного аппарата, которым располагают национальные государства.

Через общее право, благодаря нему всё разнообразие стран, всё столь несхожее географическое, экономическое и политическое пространство стягиваются между собой. С особым рвением ЕС заботится о его единообразном применении. Никакого разброда и шатания, присущего международному праву, ЕС себе не позволяет. Таким образом, ЕС обеспечивает, чтобы все те обещания, которые даются на наднациональном уровне, и договоренности, которые на нём достигаются, реализовывались во внутреннем праве государств-членов. Без этого оно существовать не может и не собирается. Причём реализовывались во внутреннем праве государств-членов либо совершенно единообразно – этому служит унификация законодательства, либо сходным и сопоставимым образом – в этом состоит смысл его гармонизации.

К концу 2009 года в рамках ЕС сложилась, похоже, принципиально новая ситуация, когда инициатива в формулировании идеологических и внешнеполитических установок частично отошла к странам Балтии и Польше и поддерживающим их государствам-членам, которые предложили остальным своё прочтение принципа солидарности и определение того, как подсчитывать складывающийся между странами ЕС баланс интересов. И всё же воинственный индивидуализм, методы шантажа и обструкционизма, подчинение большинства мнению меньшинства, принуждение к отказу от разумных и рациональных шагов под предлогом превратно понимаемого лозунга солидарности следует признать временным сбоем в эволюции общей политической культуры ЕС.

Интеграционное объединение всегда было сильно своей позитивной программой. На негативной далеко не уедешь. С ней можно только ещё в большей степени подрастерять мягкую силу и ослабить свою международную конкурентоспособность. Чем быстрее Брюссель откажется двигаться со скоростью медленнее всех бредущего верблюда, тем лучше будет и ЕС, и симпатизирующим ему третьим государствам, пытающимся строить с ним партнёрские отношения. В современном мире ЕС больше всего дорожит отношениями с двумя державами – США и Китаем. В официальных документах Брюссель причисляет к своим стратегическим партнерам также и Японию, Индию и Россию. Но объем отношений с ними у него намного меньше. Очень широкая повестка взаимодействия у ЕС со странами Азии, Африки и  Карибского бассейна.

1.5. Будущее ЕС

Уже сейчас Европейский Союз оказывает огромное влияние на формирование глобальной повестки дня, глобальное развитие и решение текущих международных проблем. Это видно на примере экологической проблематики, выдвижения в разряд мировых приоритетов устойчивого развития и борьбы с потеплением климата. Однако целый ряд внешнеполитических провалов Брюсселя (война на Балканах, неспособность предотвратить системные случаи геноцида в Африке, внутренний кризис по поводу Ирака) оставили очень тяжело переживаемую им психологическую травму. Политическая элита ЕС и государств-членов убеждена в том, что деятельность ЕС на международной арене могла бы быть намного более наступательной и эффективной. 7

Вину за то, что политический вес ЕС в международных делах намного меньше, нежели его совокупная экономическая мощь, возлагается ею на плохое управление внешними делами ЕС, разобщенность структур, волотильность, недостаточную преемственность и чрезмерную децентрализацию. На самом деле, это не так или не совсем так. Причины кроются не в технике формирования и управления внешними делами. Они проистекают из объективного столкновения интересов между государствами-членами в столь деликатной области, как внешняя политика. Они связаны с параллелизмом деятельности ЕС и государств-членов в области внешней политики и неопределенностью ситуации с передачей на наднациональный уровень суверенных полномочий в данной сфере. В обозримой перспективе эта неопределенность снята быть не может. Противоречия останутся. Но устранять недостатки в формировании и осуществлении внешнеполитического и внешнеэкономического курса Брюссель намерен за счет совершенствования технологии ведения внешних дел.

Все продуманные ЕС рецепты повышения своей международной конкурентоспособности и усиления позиций на международной арене были подробно прописаны в Конституционном договоре.  После того, как затея с его принятием окончательно провалилась,  все они благополучно перекочевали в Договор о реформе. В своих основных чертах они сводятся к следующему.

Европейский Союз получает постоянное председательство. Сейчас оно меняется каждые полгода на ротационной основе. В результате, считают в Брюсселе, интеграционное объединение бросает то вверх, то вниз. Одни государства справляются с председательством блестяще, другие терпят фиаско. Одни котируются на международной арене, другие действительно превращают ЕС в политического карлика. Причем это не связано с величиной или мощью председательствующего государства. Так, образцом для подражания признано недавнее председательство Франции. При президенте Николя Саркози Парижу и Брюсселю удалось захватить лидерство в урегулировании конфликта в Закавказье в августе-сентябре 2008 года, уверенно противостоять первой волне мирового финансового и экономического кризиса, провести в жизнь много важных далеко идущих инициатив. По своему влиянию в мире Италия ненамного уступает Франции. Однако итальянское председательство было расценено большинством наблюдателей как крайне неудачное и непродуктивное.

Но это только одна сторона проблемы, по мнению Брюсселя. Другая - заключается в том, что у всех стран ЕС различное видение того внешнеэкономического и внешнеполитического курса, который должен осуществлять Европейский Союз. У них разные амбиции и разные приоритеты. Поэтому ЕС качает из стороны в сторону. Он принимается за решение то одних проблем, то других. За каждые полгода (сейчас за полтора года в связи с введением практики согласования приоритетов тремя последующими председательствами) в разряд краеугольных выдвигаются такие проблемы, которые в последующий период оказываются без должного внимания или вообще отодвигаются на периферию деятельности ЕС. Иногда вообще возникает ситуация, когда ЕС не знает, как  быть с поддержанными ранее инициативами. Предполагается, что постоянное председательство обеспечит преемственность внешнеполитического и внешнеэкономического курса. Оно избавит ЕС от выдвижения скоропалительных необдуманных инициатив, позволит придать внешней деятельности ЕС большую респектабельность. Может быть, именно постоянному председателю доверят говорить от имени всего интеграционного объединения. Так это или не так покажет практика. Потому что у постоянного председателя будет чрезвычайно сильный конкурент. Таким конкурентом вольно или невольно станет министр иностранных дел Европейского Союза. Для того, чтобы не возбуждать дополнительные страсти, эта должность названа в Договоре о реформе как бы по-старому. Вместо министра иностранных дел в нем фигурирует Высокий представитель. Но сути дела это не меняет. В его руках концентрируются огромные полномочия. Сохраняя статус высшего должностного лица ЕС по формированию и осуществлению внешней политики, он становится одновременно заместителем председателя Европейской комиссии, принимая на себя функции нынешнего Комиссара ЕС по внешним делам. По замыслу авторов Конституционного договора и Договора о реформе концентрация полномочий в его руках позволит снять проблему разобщенности в осуществлении внешней политики и внешнеэкономической деятельности. И тем, и другим Высокий представитель будет заниматься одновременно. В результате, международная деятельность ЕС, как предполагается, наконец-то обретет требуемую цельность.  Достижение политических целей будет обеспечиваться экономическими рычагами. В свою очередь, экономические интересы ЕС будут продвигаться с использованием всей совокупности политических методов. 8

Еще одно преимущество такого решения заключается в том, что Высокий представитель, в отличие от того, что есть сейчас, превратится в реальный мостик между двумя ведущими институтами Европейского Союза, между Советом ЕС и Европейской комиссией. На внешнем направлении они заработают гораздо более продуманно и слаженно. Плюс к этому планирование и осуществление внешней политики сможет опереться на колоссальный экспертный потенциал, которым обладает Европейская комиссия и который используется только на внешнеэкономическом направлении деятельности ЕС. Одно только то, что все делегации Европейской комиссии будут поставлены под начало Высокого представителя, дает представление о том качественном скачке, который теоретически может произойти в организации деятельности ЕС на международном направлении.

Вступление в силу Лиссабонского договора откроет перед ЕС также принципиально новые возможности в усилении внешней политики и внешнеэкономической деятельности силовым компонентом. Создание европейской армии он, правда, не предусматривает, но формировать на его базе современные мобильные военные формирования, прекрасно подготовленные и оснащенные военной техникой, для использования в любых регионах планеты станет намного проще. К тому же у государств-членов появится возможность продвигать в рамках ЕС структурированное сотрудничество. Это означает, что те из них, которые могут и желают идти по пути военной интеграции гораздо дальше, чем сейчас, смогут это делать беспрепятственно. Изменений, предусматриваемых Лиссабонским договором, много. Они чрезвычайно существенны. Однозначную оценку им пока давать рано. Как они повлияют на позиционирование ЕС на международной арене, говорить сложно. Вслед за переналадкой отношений между ЕС и государствами-членами и внутри ЕС на этом направлении, придет время переосмысливать всю внешнюю деятельность интеграционного объединения, переписывать ее под существенно возрастающие возможности Европейского Союза.

ГЛАВА 2. ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В СТРАНАХ ЕС

2.1. Развитие туризма в Европе

Во II веке нашей эры, люди путешествовали далеко и часто, даже просто в туристических целях: многим доставало радость увидеть чужие города и страны. Но, конечно же, не туризм дал начало поездкам и походам. Такой мотив мог появиться лишь тогда, когда античные государства уже стабилизировались, дороги стали доступны и безопасны, средства связи отвечали потребностям и интересам путешествующих, а уровень культуры обусловил широкое стремление к поиску и познанию чего-то нового. Ни в одной стране мы не установим какой-либо определенной даты, под которой было бы записано имя первого путешественника – человека, впервые покинувшего здешние места в поисках новых земель.

Слово «tourist» появилось на английском языке в начале XIX века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН турист – это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год. В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях — на свои виллы, к морю, в горы.

На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.

В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор — огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.

Этап массового туризма. Этот этап характеризуют: зарождение специализированных предприятий производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века).9

Туризм – это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление. Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсией и путешествий во все части Света.10

Достижения в области транспорта в начале XX века отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий начали использовать пароходы, железные дороги, а уже потом и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. На своей ранней стадии заграничные путешествия были уделом представителей аристократии и буржуазии, так как именно эти социальные группы располагали достаточными для этого доходами.

Сложные политические, экономические и социальные процессы, произошедшие в мире в XX веке (две мировые войны, революции, кризисы, научно-технический прогресс, «холодная война» и т.д.), изменили общество. Оно стало более развитым в промышленном и культурном отношении, более мобильным, демократическим. Туризм стал массовым, демократичным, рассчитанным на различные интересы, вкусы, доходы, на самый разный контингент (от школьников и студентов до военных и ветеранов).

Туризм превратился практически в самостоятельное межотраслевое хозяйство, в индустрию. Он играет очень серьезную роль в экономике многих государств.

На его развитие выделяются крупные ассигнования. Создаются специализированные туристические центры – комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений.

Сегодня туризм получил развитие на всей планете. Кроме Европы (традиционного туристического центра), активно посещают страны Америки,

Африки, Азии, Австралии и Океания. Становление и развитие капиталистических отношений в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристические организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.

Начало современного туризма датируется 1841 годом. До наших дней дошло описание первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Куком. В 1854 году в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.

С 1856 года Кук начинает организовывать туристические путешествия в другие европейские государства.

В 50 - 70-х годах XIX века англичане составили большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названием «Англетер», «Британик», «Лондон», «Виндзор» и т.д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт» и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX веке сыграло увеличение протяженности железных дорог. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США.

Несколько позже туристические фирмы и агентства начинают появляются во

Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л. Липсона. До первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.

Морской транспорт тоже совершенствовался. Учитывалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры: «Сириус», «Лузитанния», «Мавритания», в 1912 году «Титаник», в 1914 году «Император» и «Фатерланд», которые пересекали океан практически за неделю.

Первая мировая война 1914 – 1918 годов крайне негативно отразилась на развитии международных туристических связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.

В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в

Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 году в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.

Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергитических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров. Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут,  путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 году были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950 года общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный период и достиг 25 млн. человек.

Необходимость развития через международные туристические связи отношений между государствами в политических и экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х годах нашего столетия выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристическими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 году был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 году – Международный конгресс официальных туристических организаций (МКТО), а в 1930 году был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСЩПТ). В результате в 1947 году все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация.

50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 году число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза. Период с 1961 поь1970 сопровождался дальнейшим подъемом туристического бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 году достигла 168,4 млн. человек. Важную роль здесь сыграла научно-техническая революция в области авиационного транспорта, что способствовало снижению стоимости перевозок. Если в середине 50-х годов стоимость перелета превышала 1 тыс. долларов, то уже в начале 60-х авиатарифы, особенно для перевозок туристов, снизились в три – четыре раза.

В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от международного туристического обмена. В социальном аспекте для 80-х годов характерно повышение спроса на туристические услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими. Таким образом, можно сказать и об изменении структуры туристического спроса. В эти годы увеличивается процент группового туризма, так как стоимость тура ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. В 1995 году было отмечено более 600 млн. прибывших туристов, против 25,3 млн. прибывших в 1950 году. Туристический бизнес сегодня становится все более сложным, так как в нем пересекаются интересы различных государственных и коммерческих предприятий и служб.

Ведущее положение Европы в международном туризме определяется не только количеством иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но и мощностью материально-технической базы иностранного туризма, которая в определенной мере превосходит возможности туристической индустрии других районов мира, в частности, средствами пассажирского транспорта, гостиничного размещения, экскурсионными и зрелищными объектами. Решающая роль в международном туризме в Европе принадлежит туристскому обмену между европейскими народами. На долю европейских государств приходится около 90% всего иностранного туризма в Европе.

Иностранный туризм является сейчас одной из самых динамичных отраслей экономики Франции, Германии, Испании.

2.2. Виды туризма

Обычно туризм подразделяют на два вида: рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя: оздоровительный («пляжный»), познавательный (экскурсионный), этнический туризм, спортивный туризм;  деловой туризм:  астрономический туризм, бизнес-туризм,  конгресс-туризм,  шопинг-туризм,  секс-туризм,   экстремальный туризм,  индустриальный туризм, археологический туризм,  гастрономический туризм,  военный туризм,  джайлоо-туризм.

Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды — пешеходный, водный, космический, инвалидный, религиозный, автомобильный и т. д.

В последнее время туризм стали разделять по способу экипировки, традиционный туризм и легкоходство.

Туризм внутренний — туризм в пределах территории одной страны лиц, постоянно проживающих на территории этой страны;

туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих на территории одной страны , в другую страну;

туризм въездной — туризм в пределах территории одной страны лиц, не проживающих постоянно на её территории;

туризм международный — туризм выездной или въездной;

туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно;

Любое исследование конкретного района с целью развития в нем туризма должно, прежде всего, исходить из определения тех видов туризма, которые в наибольшей степени будут отвечать специфике этого района. Можно утверждать, что поездкам по каждому из указанных видов туризма соответствует и класс обслуживания.

Рекреационный туризм. Этот вид туризма является для многих стран наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию, Болгарию преследуют, прежде всего, именно эту цель, причем характерна большая продолжительность всей поездки, меньшее количество городов, входящих в маршрут, и соответственно, большая продолжительность пребывания в одном городе.

Другая особенность массовых поездок на отдых заключается в широком использовании авиационного транспорта и, прежде всего чартерных перевозок.

Следует отметить, что по опыту многих стран при поездках на отдых весьма высок спрос на размещение в двухместных номерах.

Особенно отличаются от других видов туризма поездки с целью лечения. Прежде всего, это сугубо индивидуальный вид поездок, хотя отдельные туристы могут объединяться туристской фирмой для совместных перевозок с целью получения групповых скидок на проезд. Обычная продолжительность тура на лечение – 24 – 28 дней, то есть значительно выше, чем по другим видам туризма.

Экскурсионный туризм. Для экскурсионного туризма, как и для рекреационного, характерны поездки как на индивидуальной, так и на групповой основе. Этот вид туризма включает поездки с познавательными целями.

Следовательно, при анализе необходимо выделить по каждой стране категории населения, интересующейся познавательными поездками вообще и в данную страну в частности, а также те туристические организации, которые специализируются на таком виде туризма.

Необходимо иметь в виду, что познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, включая даже посещение других городов.

Во многих странах Европы характерной особенностью познавательных поездок является тенденция совершать их на большие расстояния с посещением за одну поездку большого числа стран и городов. Для этого вида туризма трудно выделить какой-либо один вид используемого транспорта. Наряду со значительным объемом авиаперевозок, включая чартерные, можно отметить возрастающую популярность туристских поездок по железной дороге, речных и морских круизов.

Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. Поездки на автомашинах и автобусах дают большие по сравнению с другими видами транспорта возможности познакомиться со страной. В то же время они имеют столь большую специфику, что их принято выделять в отдельный вид туризма. Необходимо учитывать, что в данном случае ими занимаются только специализированные туристские организации и, прежде всего автомобильные клубы и ассоциации. Большое значение имеют фирмы, специализирующиеся на прокате автомашин. Еще уже специализация фирм, организующих поездки с размещением в кемпинге.

Научный туризм. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном международном туризме. По имеющимся оценкам, участники подобных международных мероприятий составляют 6 – 7% общего количества иностранных временных посетителей, и на их долю приходится около 10% валютных поступлений от туризма. Участники международных мероприятий в основном используют авиационный транспорт.

Деловой туризм. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного международного туристского обмена.

Более того, этот вид поездок считается одним из самых перспективных, так как он базируется на объективной закономерности дальнейшего международного разделения труда. Одной из разновидностей деловых поездок являются также поездки для участия или для посещения международных и национальных выставок и ярмарок. Весьма распространенной формой деловых поездок являются конгрессы и совещания различных международных организаций. Еще одной формой делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. В последние годы спрос на такие поездки также постоянно растет.

Этнический туризм. Этот вид туризма, связанный с посещением родственников или мест рождения родителей, занимает важное место в международном туризме.

В этом крайне своеобразном виде туризма за последние годы происходят определенные структурные изменения, меняющие его характер. Разновидностью этнического туризма является приграничный обмен, дающий для статистики внушительные цифры количества временных посетителей, но не имеющий столь большого экономического значения.

В то же время при всем разнообразии видов туризма можно прийти к выводу, что наиболее общие виды туризма, такие как поездки, с познавательными целями, с целью отдыха или для деловых встреч, в основе своей классификации должны иметь территориальный принцип и внутри национального рынка делится по видам туризма.

2.3. Динамика количественных туристских показателей

въездного туризма  ЕС

Ведущее положение Европы в международном туризме определяется не только количеством иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но и мощностью материально-технической базы иностранного туризма, которая в определенной мере превосходит возможности туристической индустрии других районов мира, в частности, средствами пассажирского транспорта, гостиничного размещения, экскурсионными и зрелищными объектами. Решающая роль в международном туризме в Европе принадлежит туристскому обмену между европейскими народами. На долю европейских государств приходится около 90% всего иностранного туризма в Европе. В современных  условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд. долл. При этом совершенно было 567 млн. международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн. человек.

Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных иерархических уровней, от графств и районов до федеральных властей, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.11

Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.

Иностранный туризм является сейчас одной из самых динамичных отраслей экономики Франции, Германии, Испании. Внутренний туризм сейчас развивается весьма вяло в европейских странах, в отличие от въездного туризма, который выходит из кризиса, случившего после терактов 11 сентября 2001 года и последовавшей затем «войны против терроризма». Согласно исследованию, проведенному Reportlinker, в 2006 году Европу посетили 463 миллиона туристов, что на 16,5 % больше, чем в 2002 году. Это среднеевропейский показатель. Разумеется, данные сильно разнятся в зависимости от страны. В Турции, например, прирост составил 56,3 %, а в Италии наблюдалось даже падение на 5,8 %. По количеству иностранных визитеров лидерство удерживает Франция (77 миллионов человек в 2006 году), которая значительно опережает Испанию (с 59 миллионами туристов), Италию (37, 5 миллионов) и Великобританию (30,5 миллионов). Замыкает первую пятерку Германия с показателем в 22 миллиона иностранных туристов. Первенство Франции хотя и весьма прочно, но Испания уже готова на него посягнуть. Количество приезжающих в Испанию продолжает расти, в то время как французский туристический рынок уже, похоже, достиг своего пика. Испания также занимает первое место в Европе по доходу, получаемому от туристов, так как в среднем визит туриста в Испанию длится дольше, чем во Францию. Испания является одной из самых посещаемых стран благодаря многочисленным морским курортам, но, если брать в расчет не страны, а города, то лидерами остаются Лондон и Париж.

Традиционные лондонские достопримечательности – Британский Музей, Тауэр, Букингемский Дворец, музей мадам Тюссо в начале 21 века дополнились новыми - British Airways London Eye – гигантским колесом обозрения и галереей искусства Tate Modern. (См.: Приложение 1). Париж также может похвастаться как старыми, так и новыми памятниками. Одним из самых популярных мест является европейский Диснейленд недалеко от Парижа. В 2006 году его посетили 12,8 миллионов туристов.

Другие города значительно уступают Лондону и Парижу по количеству туристов, то им тоже есть что предложить: Рим – памятники Римской Империи и Ватикан. (См.: Приложение 2). Берлин выглядит полностью обновленным после воссоединения Германии и падения Берлинской стены. Барселона – выдающиеся шедевры Гауди. Венеция – конечно, каналы и гондолы. В отличие от других континентов, в европейском туризме преобладает посещение исторических достопримечательностей.

Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн. (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн. прибытий.

Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия).

В целом 2006 год стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу.

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. В Европе побывало  с 1990 по 2006 год миллионов человек:

Европейский регион

1990г. – 280,6

1995г. –  322,3

2000г. –  392,7

2005г. – 438,7

2006г. – 460,8

Изменения в %

2005г. – 2004г. – 4,3

2006г. – 2005г. – 5,0

Северная Европа

1990г. – 32,3

1995г. – 41,4

2000г. – 46,8

2005г. – 51,0

2006г. – 54,9

2005г. – 2004г. – 7,8

2006г. – 2005г. – 7,6

Западная Европа

1990г. – 113,8

1995г. – 116,7

2000г. – 142,8

2005г. – 142,6

2006г. – 149,8

2005 г. – 2004г. – 2,6

2006г. – 2005г. – 25,0

Центральная (Восточная) Европа

1990г. – 39,0

1995г. – 61,4

2000г. – 62,3

2005г. – 87,8

2006г. – 91,2

2005г. – 2004г. – 2,2

2006г. – 2005г. – 3,9

Южная Европа

1990г. – 88,1

1995г. – 91,3

2000г. – 126,1

2005г. – 157,3

2006г. – 164,9

2005г. – 2006г. – 5,9

2006г. – 2005г. – 4,8

                                                                                                                     Таблица 2.

Туристские прибытия и поступления от туризма в Европе в 2006 г

Страны

Туристские прибытия

Международные туристские прибытия

поступления от туризма в Европе в 2006 году

Поступления от международного туризма

Прибытия в 2005 г., тыс.

 Прибытия в 2006 г., тыс.

Доля дестинации на рынке

ЕВРОПА

438 743

460 835

5,0

100

348 803

374 514

100

Австрия

19 952

20 261

1,5

4,4

16 012

16 658

4,4

Бельгия

6 747

6 995

3,7

1,5

9 868

11 535  

3,1

Хорватия

8 467

8 659

2,3

1,9

7 463

7 902

2,1

Франция

75 908

79 083

4,2

17,2

42 276

42 910

11,5

Германия

21 500

23 569

5,1

8,9

29 173

32 760

8,7

Греция

14 765

16 039

8,6

3,5

13 731

14 259

3,8

Венгрия

9 979

9 259

-7,2

2,0

4 271

4 519

1,2

Ирландия

7 333

8 001

9,1

1,7

4 744

5 242

1,4

Италия

36 513

41 058

12,4

8,9

35 398

38 129

10,2

Нидерланды

10 012

10 739

7,3

2,3

2,3

11 516

3,1

Польша

15 200

15 670

3,1

3,4

6 274

7 239

1,9

Португалия

10 612

11 282

6,3

2,4

7 712

8 349

2,2

Российская Федерация

19 940

19 940

1,3

4,4

5 564

7 025

1,9

Испания

55 914

58 451

4,5

12,7

47 970

51 115  

13.6  

Швейцария

7 229

7 863

8,8

1,7

11 040

11 843

3,2

Турция

20 273

18 916

-6,7

4,1

18 152

16 853

4,5

Украина

17 631

18 936

7,4

4,1

3 125

3 485

0,9

Великобритания

28 039

30 654

9,3

6,7

30 675

33 695

9,0

       Основными целями международных туристических прибытий в 2006 году являлись следующие: более половины – 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр.        

        Прибытия воздушным транспортом составили 46%, автомобильным -43%, железнодорожным – 4%, водными путями – 7%. При этом, исходя из трех последних лет, следует отметить тенденцию к превалирующему росту туристских прибытий с использованием авиатранспорта. 

       Мировые поступления от туризма в 2006 году составили 733 млрд. долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долл.

       Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например, в 2006 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма.

        Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2006 году дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл. США, что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.

        Приведенные данные не включают поступления от международного пассажирского транспорта, получаемые компаниями, находящимися за пределами постоянного места жительства путешественников, которые выделяются ЮНВТО в самостоятельную категорию, именуемую «международный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих международных поступлений от туризма и пассажирского транспорта, или примерно 148 млрд. долл. США в 2006 году.

С учетом перечисленных затрат общая сумма поступлений составляет 881 млрд. долл. США. Таким образом, ежедневно международный туризм дает около 2,4 млрд. долл. США.

Данные о распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в европейском регионе  показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2006 году почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках. При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).

 Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики стран ЕС. Среди стран мирового рынка целесообразно выделить десятку лидеров как по международным туристским прибытиям, так и по поступлениям.

                                                                                                                     Таблица 3.

Лидеры среди стран мира по международным туристским прибытиям и туристским поступлениям

Страны

Международные туристские прибытия

Поступления от международного туризма, млрд.долл.США

Прибытия в 2005 г., тыс.

Поступления в 2005 г.

Прибытия в 2006 г., тыс.

2006 г. по отношению к 2005 г., %

 

Поступления в 2006 г.

2006 г. по отношению к 2005 г. в %

Франция

75, 9

79, 1

4,2

42,3

42,9

1,5

Испания

55, 9

58,5

4,5

48,0

51,1

6,6

Италия

35,4

                                    

38,1

7,7

36,5

41, 1

12,4

Великобритания

28,0

30,7

9,3

30,7

33,7

9,8

Германия

21,5

23,6

9,6

29,2

32,8

12,3

Австрия

20,0

20,3

1,5

16,0

16,7

4,0

Турция

18,2

16,9

-7,2

    –  

    –  

    –

Принимая во внимание тот факт, что ведущие мировые туристские державы отличны друг от друга в отношении типов привлекаемых туристов, длительности их пребывания и ежедневных затрат, следует отметить, что восемь из указанных в таблице десяти мировых лидеров по туристским прибытиям также являются лидерами и по туристским поступлениям. Так, Франция занимает первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Это свидетельствует о том, что США привлекает на свой рынок туристов, оставляющих больше денег и приезжающих на более длительный срок, тогда как в европейских странах длительность туристского пребывания ниже. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии. При этом следует отметить, что лидирующие места по поездкам в Китай занимают Гонконг, Сингапур и Тайвань, где проживают этнические китайцы, посещающие родственников в континентальном Китае.

Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, находясь на девятом месте по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям, пропустив вперед Турцию. В отношении международных туристских прибытий по сравнению с 2005 годом Германия опередила Мексику, благодаря такому прекрасно организованному масштабному событийному мероприятию, как Чемпионат мира по футболу. Австрия так же, как и Россия, переместилась на одну строчку вверх, заняв, соответственно, девятое и десятое место. Турция же, напротив, потеряла две позиции, переместившись на одиннадцатое место по международным туристским прибытиям. Что касается поступлений от туризма, то Китай вытеснил Великобританию с пятого места, тогда как Австралия заняла восьмое место, потеснив Турцию.   

Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма в 2006 году связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2006 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2007 – 2009  годах.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.12

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6%  ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

Принимая во внимание тот факт, что ведущие мировые туристские державы отличны друг от друга в отношении типов привлекаемых туристов, длительности их пребывания и ежедневных затрат, следует отметить, что восемь из указанных в таблице десяти мировых лидеров по туристским прибытиям также являются лидерами и по туристским поступлениям. Так, Франция занимает первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Это свидетельствует о том, что США привлекает на свой рынок туристов, оставляющих больше денег и приезжающих на более длительный срок, тогда как в европейских странах длительность туристского пребывания ниже. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии. 

Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, находясь на девятом месте по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям, пропустив вперед Турцию. В отношении международных туристских прибытий по сравнению с 2005 годом Германия опередила Мексику, благодаря такому прекрасно организованному масштабному событийному мероприятию, как Чемпионат мира по футболу. Австрия так же, как и Россия, переместилась на одну строчку вверх, заняв, соответственно, девятое и десятое место. Турция же, напротив, потеряла две позиции, переместившись на одиннадцатое место по международным туристским прибытиям. Что касается поступлений от туризма, то Китай вытеснил Великобританию с пятого места, тогда как Австралия заняла восьмое место, потеснив Турцию.   

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Международный  въездной туризм стран ЕС, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в  экономике этих стран и привлекает всё большее количество туристов.

К основным факторам, определяющим будущее въездного туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития этих стран.

Совершив путешествие по туристским объектам стран ЕС, побывав в городах данных стран,  на их курортах, мы понимаем, что не зря поток туристов в страны ЕС увеличивается с каждым годом. Туристский сервис данных  стран  привлекает своей доступностью, высоким уровнем, различными его видами: культурным, историческим, деловым, экскурсионным, оздоровительным, спортивным, научным.

Каждый, из приезжающих в страны ЕС может найти для себя и место отдыха, и занятие по душе. Живописная красота и разнообразие  природы стран ЕС, многообразие исторических и культурных памятников не могут отставить равнодушным ни одного посетителя данных стран. В странах ЕС туризм не только развивающаяся, но и процветающая отрасль хозяйственной деятельности, которая приносит странам значительный доход, а туристам удовольствие от посещения стран ЕС. Кто хоть раз побывал хоть в одной из стран ЕС, мечтает туда вернуться.  Следовательно, въездной туризм в странах ЕС  ещё долгие годы будет интересен и привлекателен не только для жителей Европы, но и всего мира.                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Авдокушин Е.Ф. Международная экономическая интеграция //Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 1996, – 250с.;
  2.  Безруков А.И., Зубченко Л.А. Европейское сообщество на пути к единому рынку: роль транснационального капитала. –  М.: Междунар. отношения, 1990, – 204с.;
  3.   ВТО подсчитала международные доходы от туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2004г, № 1,– 43с.;
  4.   Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. – М.: Междунар. отношения, 1990, – 288с.;
  5.  Демин А.А. Проблемы европейского экономического сообщества  // Международные экономические отношения. Л., 1990г,–  56с.;
  6.   Ежегодник, 1990 г. Мировая экономика и международные отношения. – М.: 1999г, № 12, – 75с.;
  7.   Квартальнов В.А. Туризм: учебник для образоват. учреждений турист. профиля. –  М.: Финансы и статистика, 2002, – 207с.;
  8.  Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 1998, – 235с.;
  9.  Международные экономические отношения. Под. ред. Рыбалкина В.Е.  –М., 2007,– 57с.;
  10.  Мировая экономика и международные отношения. – М.: 1998, – 567с.;
  11.   Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. –  М.: 1997, – 210с.;
  12.   Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции //Экономист. 1998, №10,– 95с.;
  13.   Шмарова Л.В. Статистическое исследование зависимостей между показателями международного туризма и воздействующими на них экономическими факторами.–  М.: 2002, – 254с.;
  14.   Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы. //МЭМО, 1991, №11, – 267с.;
  15.   Щедрин А. Европейский союз в преддверии евро. //МЭМО, 1998, № 10, –176с.;
  16.   www.europa.eu.int;   
  17.  www.euro.eu.int;
  18.   www.eubasics.allmansland.com.  

    

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                      Приложение 1.

«Британский музей»

« Тауэр»

                                                                                     Приложение  2.

«Памятник Римской империи»

«Ватикан»

1 Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции //Экономист,1998, №10, с. 74-84.

2 См. там же –с.37.

3 Щедрин А. Европейский союз в преддверии евро. //МЭМО, 1998, № 10, с. 93-96.

4 Безруков А.И., Зубченко Л.А. Европейское сообщество на пути к единому рынку: роль транснационального капитала. –  М.: Междунар. отношения, 1990,  – с. 204.

5 Демин А.А. Проблемы европейского экономического сообщества  // Международные экономические отношения. Л.,1990, №6, с. 17-23.

6        См. там же –с.19.  

7 Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. – М.: Междунар. отношения, 1990, – с. 288.

8 Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: Политика развития: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 1998, – с. 235.

9 Квартальнов В.А. Туризм: учебник для образоват. учреждений турист. профиля. –  М.: Финансы и статистика, 2002, – с. 207.

10 См. там же  –с.145.

11 Шмарова Л.В. Статистическое исследование зависимостей между показателями международного туризма и воздействующими на них экономическими факторами.–  М.: 2000, – с.3.

12 ВТО подсчитала международные доходы от туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2004, № 1, с. 43.

PAGE  32


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58071. Вивчення маленьких прелюдій Й.С. Баха як обовязкова частина поліфонічного репертуару в молодших і середніх класах ДМШ 90.5 KB
  Серед багатьох сотень, створених композитором вокальних, вокально-інструментальних, інструментальних творів, є дуже великі, масштабні твори, такі як: меси, хорали, оркестрові сюїти, органні токати, клавірні концерти, цикл ДТК...
58072. музичний образ поліфонія фуга; зосередити увагу учнів на особливостях будови й розвитку поліфонічног. 39 KB
  Мета: розширити та поглибити знання учнів про творчість Й.С.Баха; закріпити визначення термінів і понять: «музичний образ», «поліфонія», «фуга»; зосередити увагу учнів на особливостях будови й розвитку поліфонічного твору; надати уявлення про інструмент-оркестр – орган...
58073. Музика і мистецтво слова. Байки, зміст яких пов’язаний із музикою 112 KB
  МЕТА: на новому літературному (байки І. Крилова) і музичному (Квартет № 2 О. Бородіна) матеріалі довести нерозривний звязок літератури та музики на підставі: розвитку навичок аналізу, спостереження, узагальнення; розуміння ролі засобів художньої виразності у створенні художнього образу...
58074. Звук и буква «С» в словах. Использование интерактивных методов в логопедическом сопровождении 57.5 KB
  Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; уточнить артикуляцию звука с; уметь соотносить его с буквой; обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать звуковой анализ слов.
58075. Засоби виразності декоративного мистецтва: символи, знаки в орнаментах; декоративна форма (стилізація, колір і символ), символіка «Дерево життя» в декоративно-ужитковому мистецтві 52 KB
  Мета: ознайомити учнів із символами в орнаментах, з процесом узагальнення форми; розвивати прийоми роботи з ножицями; розвивати вміння аналізувати, порівнювати, узагальнювати; розвивати творчу уяву, спостережливість, акуратність, стимулювати інтерес учнів до творчої діяльності в умовах практичної роботи...
58076. Природні форми. Створення творчої композиції «Як не любити зими сніжно-синьої» 812 KB
  Мета: характеризувати кольорове розмаїття навколишнього середовища кольорову гаму зими колорит художніх творів; навчити через певну кольорову гаму передавати настрій пейзажу; вдосконалювати технічні прийоми зображення гуашевими фарбами прийоми підбору...
58077. Харчування підлітків 57.5 KB
  МЕТА: сформувати в учнів уявлення про вікові вимоги до харчування калорійність харчування; встановити основні критерії раціонального харчування; навчити розпізнавати ознаки порушення питного режиму...
58078. Використання ІКТ на уроках як засіб підвищення якості навчальних досягнень учнів 220 KB
  Успішність розв’язання цього завдання значною мірою залежить від мети використання комп’ютера в навчальному процесі якості й можливостей програмного забезпечення та від того яке місце посяде комп’ютер в системі дидактичних засобів.
58079. Свято- захист проекту “Людина без книги, як криниця без води” 133.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із тим, як книжка прийшла до людей; розкрити значення книги в житті людини; викликати інтерес до читання; розвивати творчі здібності, артистизм, зв’язне мовлення; активно залучати до творчого процесу батьків; виховувати любов до книжки, дбайливе ставлення до неї.