86163

Создание танграма для воскресной школы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: изготовить танграм для воскресной школы. Задачи: иметь знания о древней китайской головоломке Танграм; уметь распознавать многоугольники и выделять их элементы; уметь измерять и сравнивать величины; уметь работать в малой группе коммуникативная компетентность: организация работы...

Русский

2015-04-03

199.5 KB

1 чел.

Интегрированный урок-проект по технологии и математике.

МАОУ «СОШ№115» 3А класс

Учитель: Циркуль Ирина Ивановна

Тема: «Создание танграма для воскресной школы»

Цель: изготовить танграм для воскресной школы.

Задачи:

  1.  иметь знания о древней китайской головоломке «Танграм»;
  2.  уметь распознавать многоугольники и  выделять  их элементы;
  3.  уметь измерять и сравнивать величины;
  4.  уметь работать в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
  5.  уметь работать согласно инструкции (уметь действовать по плану, по образцу);

Формы работы:

  •  групповая,
  •  фронтальная,
  •  самостоятельная,

Оборудование: презентация, раздаточный материал с инструкцией

Ход урока

  1.  Позитивный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

-Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их легким кивком головы. А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи, а гостям пожелаем плодотворно с нами поработать!

  1.  Актуализация знаний

Задача

- Ребята, на доске написано сегодняшнее число. А темы урока на доске нет. Решив примеры, мы узнаем тему урока.

20*80=1600Н   40*300=12000А  7200:80=90М    810000:1000=810Р  240*200=48000Т

150000:100=1500Г  15*10=150А

- Ответы расположите в порядке убывания.

48000  12000  1600  1500  810   150   90

- Какое слово получилось? (Танграм) (слайд 1)

- Верно, ребята. Танграм - это часть темы нашего урока.

– На прошлой неделе попросила родителей воскресной школы сделать танграм, но сделали лишь два человека (остальные ответили не смогли, не сумели, не знают что такое)

-Я прошу вас, помочь мне изготовить танграм для воскресной школы.

- А вы знаете, что такое танграм???

( показ на слайде 2)    

3. Распознавание танграма по описанию.

-У вас на партах лежат листы с описанием игр, определите, какое из них описывает игру головоломку «Танграм» (Приложение 1)

4. Работа в группах.

-Работать мы будем в группах не сменного состава, а четвёрками. (Заранее раздать детям по четыре фигуры из танграма одинакового цвета.)

Следуя инструкции, совместно создайте в группе танграм.

Инструкция.

  1.  Распределить фигуры в группе между участниками.
  2.  Согласно указанным меркам на картоне одинакового цвета начертить фигуры.
  3.  Убедившись в правильности выполнения задания, разрежьте.
  4.  К фигурам приклеить  магниты.
  5.  Собрать танграм из получившихся фигур.

5) Рассказ учителя о древней китайской головоломке «Танграм».

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов». Относительно её существует следующее предание.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма. С тех пор прошло много времени, но ТАНГРАМ популярен и сейчас.

В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

6) Проблемный вопрос

- Зачем  нужен танграм? ( развивает логику, мышление, воображение)

- Где применяют рисунок танграма? (слайд 3)

- Вы сможете изготовить танграм для воскресной школы? (ДА, НЕТ)

- Почему нет, что нам необходимо для этого?  (материал, инструменты)

- Без чего мы не сможем изготовить танграм? (инструкции)

Инструкция  находится на столе  в конверте.

(Инструкция - алгоритм, пошаговое выполнение)

- Перед работой немного разомнемся, сделаем зарядку

Физкультминутка.

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько квадратов у нас.

Сколько параллелограммов  зеленых и синих,

Столько сделайте наклонов.
Сколько средних треугольников  будет,

Столько раз поднимем руки.

7. Работа в группах.

Следуя инструкции, совместно создайте в группе танграм.

Инструкция.

  1.  Распределить фигуры в группе между участниками.
  2.  Согласно указанным меркам на картоне одинакового цвета начертить фигуры.
  3.  Убедившись в правильности выполнения задания , разрежьте.
  4.  К фигурам приклеить  магниты.
  5.  Собрать танграм из получившихся фигур.

– Прежде чем разрезать  на детали, вспомним правила работы с ножницами:

  •  Не оставляй ножницы в открытом виде.
  •  Не держи ножницами вверх.
  •  Во время резания удерживай бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
  •  Передавай закрытые ножницы кольцами вперед.

-Проверьте друг у друга в группе правильность выполнения задания.

  1.  Показ получившихся танграмов на доске.

( ученики прикрепляют танграм на магниты к доске.

                                            

- Дорогие ребята! А сейчас предлагаю вам сыграть в игру «танграм».

9. Игра в танграм

- Теперь вы готовы начать игру. Как и в любой игре, вам необходимо пройти несколько уровней. Каждый последующий уровень отличается от предыдущего сложностью. На каждом уровне вы найдете инструкции. Следуйте их указаниям — и вы достигнете цели.

– Все детали у вас готовы. Включаем воображение и фантазию, пробуем сложить фигуры на отдельном листе. Итак, играем. Желаю удачи!


Задание 1  (1-й уровень). Соберите фигуру из частей.

- Ребята, вам предлагается в группе  собрать фигуру из частей, находящихся в конверте, и наклеить ее на лист бумаги формата А4. На этом листе уже нарисована пунктиром базовая линия, относительно которой будут проводиться ваши построения.

- Вместе  с вами будут работать наши гости (гостям даются танграмы, построит фигуру без образца)


- Покажите получившие работы!!!!!!!

  1.  Итог урока. Рефлексия.

Вот и закончен наш урок,
На котором каждый из вас
Думал, вырезал, воображал,
Повторял математический материал.
И наш урок удался,
Потому что каждый из вас старался!

- С какой игрой познакомились на занятии?

- Где была придумана эта игра?

- В чём она заключается?

Ребята, большое спасибо вам за урок Вы, молодцы!

Уважаемые гости, а вам большое спасибо за работу и внимание.

10. Резервное задание

Задание 2  (2-й уровень). В группе придумайте свой вариант игры «Танграм».


Инструкция

  1.  Сконструируйте новую интересную фигуру из имеющихся заготовок конверта
  2.  Составьте описание (инструкцию), по которому игрок сможет построить предлагаемую фигуру.
  3.  Предложите сыграть в ваш вариант игры одноклассникам или другим знакомым. Если они построили по вашей инструкции ту фигуру, которую вы задумали, значит, вы можете считать себя настоящими авторами
    игр

Приложение 1

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

2 больших треугольника – 14см, 10см,10см

2 маленьких треугольника - 7см, 5см,5см

1 средний треугольник – 10см, 7см, 7см

1 квадрат – 5см

1 параллелограмм – 7см, 5см, 7см, 5см

Приложение 2

Описание игр

Головоломка, в которой необходимо расположить "корабли" так, чтобы они не соприкасались даже углами. Цифры сбоку и снизу означают, сколько всего фрагментов кораблей попало в эту строку или столбец. (Морской бой)

Головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). В Китае игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур). Танграм

Механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и профессором архитектуры Эрно Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой грани кубика окрашен в один из шести цветов. «Кубик Рубика»

Описание игр

Головоломка, в которой необходимо расположить "корабли" так, чтобы они не соприкасались даже углами. Цифры сбоку и снизу означают, сколько всего фрагментов кораблей попало в эту строку или столбец. __________________

Головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). В Китае игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур). _________________

Механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и профессором архитектуры Эрно Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой грани кубика окрашен в один из шести цветов. _________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72650. Формы представления данных в памяти ЭВМ 12.71 KB
  Под кодированием понимается переход от исходного представления информации, удобного для восприятия информации человеком, к представлению, удобному для хранения, передачи и обработки. Информация в памяти ЭВМ записывается в виде цифрового двоичного кода.
72651. Запись операторов в свободном и фиксированном форматах 12.37 KB
  Для записи комментариев ставится символ С в первой позиции строки далее до конца строки любой текст считается комментарием и игнорируется компилятором. Допускается запись нескольких операторов на одной строке разделителем является символ...
72652. Константы. Типы констант 13.61 KB
  Константа — это величина, которая не изменяется в программе в процессе программирования, то есть её значение не изменяется. Типы констант Существуют константы следующих типов: Целые — это простые целые числа любого знака. Например: 3; 157.
72653. Алфавит и имена переменных 13.42 KB
  Все другие ASCII символы могут применяться только в символьных константах. Пробелы используются для удобочитаемости программ. Они игнорируются компилятором, если не находятся внутри символьной константы.
72654. Алгоритм 16.96 KB
  Часто в качестве исполнителя выступает некоторый механизм компьютер токарный станок швейная машина но понятие алгоритма необязательно относится к компьютерным программам так например чётко описанный рецепт приготовления блюда также является алгоритмом в таком случае исполнителем является человек.
72655. Операционная система 22.05 KB
  Программы составляющие ПО можно разделить на три группы: системное ПО системы программирования прикладное ПО. Структуру ОС составляют следующие модули: базовый модуль ядро ОС управляет работой программы и файловой системой обеспечивает доступ к ней и обмен файлами между периферийными устройствами...
72656. Способы описания алгоритмов 14.12 KB
  Алгоритм может быть следующим: задать два числа; если числа равны то взять любое из них в качестве ответа и остановиться в противном случае продолжить выполнение алгоритма; определить большее из чисел; заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел...