86165

Двусоставные и односоставные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Совершенствовать умения находить подлежащие и сказуемые в предложениях; Продолжить развитие умения анализировать сопоставлять сравнивать предложения разных типов с одним или двумя главными членами; Сформулировать алгоритм выработать способ распознавания двусоставных и односоставных предложений...

Русский

2015-04-03

23.35 KB

17 чел.

Кашапова  Эльмира   Нахиповна

Учитель  русского  языка  и  литературы

МБОУ  «Гимназия  №  4  имени  братьев  Каменских»  города  Перми

Урок  русского  языка  в  5  классе

Тема  урока:   Двусоставные  и  односоставные  предложения

Цель  урока:  

создать  условия  для  обнаружения  предложений  с  двумя  главными членами   предложения  и  с  одним  главным  членом  предложения,  формировать  умение  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных.

Задачи  урока:

  1.  Совершенствовать  умения  находить   подлежащие и сказуемые в предложениях;
  2.  Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать  предложения  разных  типов (  с  одним  или  двумя  главными  членами);
  3.  Сформулировать  алгоритм,  выработать  способ  распознавания  двусоставных  и  односоставных  предложений;
  4.  Находить  односоставные  и  двусоставные  предложения;
  5.  Развивать умение  составлять  предложения,  текст;  связно излагать мысли;
  6.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  7.  Строить  теоретическое высказывание  на  лингвистическую  тему   и обосновывать свою точку зрения.

Тип  урока:  урок формирования новых знаний.

Форма  урока: урок-исследование.

Планируемый результат: учащиеся  сформулируют  способы различения односоставных и двусоставных  предложений, зафиксируют  его  в  форме таблицы  или схемы;   смогут   применить  полученные  знания  при  выполнении  упражнений,  заданий,  аргументировать  свою  точку  зрения.

Оборудование: компьютер,  проектор,  экран,  презентация,  карточки  с  заданиями,  текстом,  листы  и  фломастеры  для  групповой  работы.

Ход  урока

  1.  Организационный  этап.

Учитель:  Доброе  утро,  ребята.  Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  важной  единицей  синтаксиса.  Хочется  надеяться,  что  вы  поняли  материал  предыдущих  уроков.  

  1.  Актуализация  знаний. 2 этапа.

1 этап. Восстановите  текст  и  перескажите  его.  (Ученикам  раздаются  ксерокопии  с  текстом,  в  котором   необходимо заполнить  пропуски).

Главным  средством  выражения  мысли  является … . Одним  из  главных  признаков этой  единицы  синтаксиса  является  наличие  в  нём …  и  …,  что  составляет   его  …  … .  В  зависимости  от  цели  высказывания  …  делятся  на  …,  …  и  …  .  А  по  эмоциональной  окраске …  бывают  …  и  …  .  По  наличию  или  отсутствию  второстепенных  членов  …  бывают  …  и  … .

Проводим  взаимопроверку.  Пересказывают  текст 1-2  ученика. Ученикам  задаётся  вопрос:  «Что  вам  кажется трудным  и  непонятным  в  этом  тексте?»

Класс  делится  на  4-5  групп,  каждой  раздаются  карточки  со  словами  и  знаками  препинания.

2 этап. А  теперь   в группах  составьте  предложения.  Дайте  характеристику  получившихся  предложений.  А  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Каждый  ученик  в  группе  держит  карточки  со  словами,  вся  группа  выстраивается  так,  чтобы  получилось  предложение. Затем  даётся  характеристика  предложения,  а  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Должны  получиться  предложения:

  1.  Вы  ещё  не  слышали  эту  новость?!
  2.  Около тридцати кораблей вышло в море.
  3.  Сюда  ко  мне  поближе  сядь,  гляди  весёлыми  глазами.
  4.  Без труда не вынешь рыбки из пруда.

Вы  хорошо  справились  с  заданием!

Учащиеся  заметили,  что  последнее  предложение отличается от других своей  структурой.

- А  разве  бывают  такие  предложения,  где  нет  подлежащего? -  звучит  вопрос  из  класса.

Спасибо  за  вопрос!  Значит,  вы  внимательно  следите  за  тем,  что  происходит  на  уроке!

Всё  ли  мы  знаем  о  предложении?

С  какой  задачей  столкнулись  мы  в  предложении № 4?  Попробуйте  сформулировать  эту  задачу.

(Например:

Надо  выяснить,  бывают  ли  предложения  без  подлежащего,  без  сказуемого?

Существуют  ли  предложения только   с  подлежащим  или  только со сказуемым?  Как  они  называются?  И  т.п.)

  1.  Анализ  новой  лингвистической  ситуации.

А  давайте  проведём  эксперимент.  Я  приглашаю  сюда  четырёх  человек.  Вы  снова  поработаете  членами  предложения.  Встаньте  так,  чтобы  получилось  предложение. Помощь  класса  разрешается.

Должно  получиться:

Я  люблю грозу в начале мая.

А  кто  помнит  стихотворение  с    подобным  предложением?  Она  так  же  звучит  в  стихотворении Ф.Тютчева?    Прочтите,  как  это  в  оригинале.

Люблю грозу в начале мая.

Верно.  А  что  изменилось?  Каким  стало  предложение?

-  А   существуют  предложения,  в  которых  есть  подлежащее,  но  отсутствует  сказуемое? – спрашивают  учащиеся.  (Если  вопрос  не  прозвучал,  то  можно  предложить  для  анализа  следующее  предложение.)

Снова  нужны  помощники,  3  человека.  Составьте  из слов  предложение.  Должно  получиться:

Мягкий лунный свет.

В  чём  особенность  данного  предложения?  (В нём  только  один  главный  член  предложения – подлежащее.)

Как  же  вы  теперь  ответите  на  вопросы,  которые  задали  сами?  Какие  ОСОБЕННЫЕ  предложения  мы  сегодня  обнаружили?

Лингвисты  придумали  таким  предложениям  названия.  Они  называются  ОДНОСОСТАВНЫМИ.  Но  есть  ещё  и  двусоставные.  Догадались,  почему  придумали  такие  названия?

Предложения  с  двумя  главными  членами – подлежащим  и  сказуемым – называются  двусоставными.

Предложения  с  одним   главным  членом – подлежащим  ИЛИ  сказуемым – называются  односоставными.

  1.  Выработка  алгоритма,  способа  действия  для  распознавания  двусоставных и односоставных  предложений.  Практическое  применение  алгоритма.

Какие  же  действия  необходимо  осуществить,  чтобы  понять,  какое  предложение:  двусоставное  или  односоставное?

В  группах  сформулируйте  способ  распознавания  односоставного  и  двусоставного  предложений. Представьте  свою  работу  в  виде  схемы,  таблицы   или,  возможно,  рисунка.

Ученики  представляют  результаты  работы.

Молодцы!

А  теперь  вы  готовы  проверить  себя?

Выпишите  номера предложений  в  соответствующие  колонки.

Односоставные  предложения

Двусоставные  предложения

  1.  Брожу по набережной снова.
  2.  Грозовая туча перевалила за бугор. 
  3.  По дороге зимней, скучной   Тройка борзая бежит.
  4.  Нежна  апрельская  прохлада.
  5.  В кухне зажгли огонь.
  6.  Ласковым словом и камень растопишь.
  7.  Пролетело два дня.  
  8.  Зима  в этом  году  была  холодная.
  9.  Рано    светает.    
  10.  Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1.  Итоги.  Рефлексия.  Домашнее  задание.

Итак,  с  какой  задачей  мы  сегодня  столкнулись?  

Насколько  успешно  каждый  из  вас  справился  с  этой  задачей,  сейчас  вы  определите  сами.  Каждый  сам  за  себя.

Учащимся  выдаются  бланки,  на  которых  учащиеся  делают  отметку о  том,  как  усвоили  изученный  материал.

Поставьте  любой  знак  напротив  предложенной  формулировки

Мне  всё  понятно,  я  могу  даже  объяснить  эту  тему  другим  ребятам!

Мне  понятно  всё,  но  пока  объяснить  тему  другим  затрудняюсь…

Мне  понятен  материал,  но  я дома   всё  повторю  и  тогда  смогу  объяснить  тему  другим  ребятам.

Я  ничего  не  понял(а).  Мне  нужна  помощь.

Домашнее  задание

Выучить  теорию,  алгоритм  определения  двусоставного и односоставного  предложений.  Упр. № 431.  Или  составьте  небольшой  текст  на  тему «Зимнее  утро» («Зимний вечер», «Мой  четвероногий друг»)  с  использованием двусоставных и односоставных  предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21998. Столетняя война (1137-1453) 60.5 KB
  Можно рассматривать и как феодальную войну за наследство земли но и как освободительную борьбу о стороны Франции и как первый общеевропейский международный конфликт. Но во Франции сославшись на LXIX титул Lex Salica лилии не прядут престол отдали представителю боковой линии французского дома Капетингов племяннику Филиппа Красивого Филиппу Валуа Филипп VI 13281350 и кузену Карла IV. Эдуард III начал войну в которую втянулись империя Фландрия Арагон Португалия на стороне Англии Кастилия Шотландия папство на стороне...
21999. Страны Северной Европы в XVI-первой половине XVII вв. 120.5 KB
  В Швеции в 1570е гг. Это было основным занятием населения в прибрежных областях Швеции и Финляндии особенно на севере. среди натуральных податей Северной Швеции до 60 составляла рыба. власти поощряли возделывание заброшенных земель но в Швеции начался конфликт изза королевских лесов которые были захвачены крестьянамилесокрадами.
22000. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. 128.5 KB
  Интересы Габсбургов сталкивались также в Южной Германии. Рейне и угроза усиления католического лагеря в Германии таили предпосылки обострения конфликта Габсбургов с Францией. сохранения политической раздробленности Германии и всемерной поддержки внутренней борьбы происходившей в ней между протестантскими и католическими князьями. Французские политики стремились не допустить усиления Австрийских Габсбургов в Германии.
22001. Франкское государство 82.5 KB
  Военные предводители франков короли герцоги завоевали земли от Рейна до Соммы затем между Сеной и Луарой продвигаясь к югу вытеснили готов за Пиренеи. Так же была размещена и общая для всей деревни площадь пахотной земли которая в свою очередь делилась на различные поля так называемые геванны или коны по качеству почвы. Хлодвиг присвоил себе земли бывшего императорского фиска. Его преемники прихватили все свободные земли бывшие достоянием общины.
22002. Франция в XI-XV вв. 269.5 KB
  Серв получал свободу только через отпуск для чего требовалась еще и санкция вышестоящего сеньора или короля. должность графа равно как и прочие бенефиции полученные от короля становилась наследственным достоянием их обладателей. на дворянский отряд осуществлявший в Бовези реквизицию продуктов у крестьян стали осаждать рыцарские замки сжигать или захватывать поместья было разрушено не менее 100 замков или домов уничтожать списки повинностей и требовать истребления всех дворян кроме короля. Города разными путями добивались...
22003. Франция в XVI-XVIII вв. 183 KB
  Во Франции в XVIXVII вв. Парижский бассейн самая развитая область Франции урожайность 15 цт с 1 га сам5; на юге чуть ниже; трехполье; для сравнения урожайность в Англии составляла 13 цт с 1 га. в некоторых местностях Северной Франции появилась новая форма аграрных отношений краткосрочная аренда более или менее крупных земельных комплексов. климат характеризуется потеплением и преобладанием урожайных лет над неурожайными а война велась вне пределов Франции и сопровождалась умеренным ростом налогов.
22004. Україна у складі Російської та Австро-Угорської імперій (кінець ХVІІІ – початок ХХ ст.) 56 KB
  Український суспільно-політичний рух опирався не тільки на внутрішні джерела, а й на зовнішні чинники. Йдеться, зокрема, про відчутний вплив на цей рух Французької революції, зокрема її концепції вільної нації.
22005. Чехия в XI-XV вв. 127.5 KB
  Леса хвойные Чехии смешанные Словакия. В Чехии со второй четверти XII в. конец династии Пшемысловичей борьба за престол и утверждение в Чехии Люксембургов 1310 г. Во главе деревни стоял наследственный староста в Чехии рижстарж в Польше солтыс войт.
22006. Швейцария в XVI в. 52.5 KB
  Торговля содействовала развитию кредита так как Цвингли и Кальвин отвергли запрет . Ульрих Цвингли 14841531 сын сельского старосты окончил латинскую школу в Берне в Базельском и Венском университетах связан с Эразмом магистр свободных искусств увлекался гуманистическими штудиями. У Цвингли не было ничего из мистического созерцания Лютера. Цвингли свои взгляды изложил в 67 тезисах 1523 г.