86165

Двусоставные и односоставные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Совершенствовать умения находить подлежащие и сказуемые в предложениях; Продолжить развитие умения анализировать сопоставлять сравнивать предложения разных типов с одним или двумя главными членами; Сформулировать алгоритм выработать способ распознавания двусоставных и односоставных предложений...

Русский

2015-04-03

23.35 KB

14 чел.

Кашапова  Эльмира   Нахиповна

Учитель  русского  языка  и  литературы

МБОУ  «Гимназия  №  4  имени  братьев  Каменских»  города  Перми

Урок  русского  языка  в  5  классе

Тема  урока:   Двусоставные  и  односоставные  предложения

Цель  урока:  

создать  условия  для  обнаружения  предложений  с  двумя  главными членами   предложения  и  с  одним  главным  членом  предложения,  формировать  умение  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных.

Задачи  урока:

  1.  Совершенствовать  умения  находить   подлежащие и сказуемые в предложениях;
  2.  Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать  предложения  разных  типов (  с  одним  или  двумя  главными  членами);
  3.  Сформулировать  алгоритм,  выработать  способ  распознавания  двусоставных  и  односоставных  предложений;
  4.  Находить  односоставные  и  двусоставные  предложения;
  5.  Развивать умение  составлять  предложения,  текст;  связно излагать мысли;
  6.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  7.  Строить  теоретическое высказывание  на  лингвистическую  тему   и обосновывать свою точку зрения.

Тип  урока:  урок формирования новых знаний.

Форма  урока: урок-исследование.

Планируемый результат: учащиеся  сформулируют  способы различения односоставных и двусоставных  предложений, зафиксируют  его  в  форме таблицы  или схемы;   смогут   применить  полученные  знания  при  выполнении  упражнений,  заданий,  аргументировать  свою  точку  зрения.

Оборудование: компьютер,  проектор,  экран,  презентация,  карточки  с  заданиями,  текстом,  листы  и  фломастеры  для  групповой  работы.

Ход  урока

  1.  Организационный  этап.

Учитель:  Доброе  утро,  ребята.  Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  важной  единицей  синтаксиса.  Хочется  надеяться,  что  вы  поняли  материал  предыдущих  уроков.  

  1.  Актуализация  знаний. 2 этапа.

1 этап. Восстановите  текст  и  перескажите  его.  (Ученикам  раздаются  ксерокопии  с  текстом,  в  котором   необходимо заполнить  пропуски).

Главным  средством  выражения  мысли  является … . Одним  из  главных  признаков этой  единицы  синтаксиса  является  наличие  в  нём …  и  …,  что  составляет   его  …  … .  В  зависимости  от  цели  высказывания  …  делятся  на  …,  …  и  …  .  А  по  эмоциональной  окраске …  бывают  …  и  …  .  По  наличию  или  отсутствию  второстепенных  членов  …  бывают  …  и  … .

Проводим  взаимопроверку.  Пересказывают  текст 1-2  ученика. Ученикам  задаётся  вопрос:  «Что  вам  кажется трудным  и  непонятным  в  этом  тексте?»

Класс  делится  на  4-5  групп,  каждой  раздаются  карточки  со  словами  и  знаками  препинания.

2 этап. А  теперь   в группах  составьте  предложения.  Дайте  характеристику  получившихся  предложений.  А  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Каждый  ученик  в  группе  держит  карточки  со  словами,  вся  группа  выстраивается  так,  чтобы  получилось  предложение. Затем  даётся  характеристика  предложения,  а  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Должны  получиться  предложения:

  1.  Вы  ещё  не  слышали  эту  новость?!
  2.  Около тридцати кораблей вышло в море.
  3.  Сюда  ко  мне  поближе  сядь,  гляди  весёлыми  глазами.
  4.  Без труда не вынешь рыбки из пруда.

Вы  хорошо  справились  с  заданием!

Учащиеся  заметили,  что  последнее  предложение отличается от других своей  структурой.

- А  разве  бывают  такие  предложения,  где  нет  подлежащего? -  звучит  вопрос  из  класса.

Спасибо  за  вопрос!  Значит,  вы  внимательно  следите  за  тем,  что  происходит  на  уроке!

Всё  ли  мы  знаем  о  предложении?

С  какой  задачей  столкнулись  мы  в  предложении № 4?  Попробуйте  сформулировать  эту  задачу.

(Например:

Надо  выяснить,  бывают  ли  предложения  без  подлежащего,  без  сказуемого?

Существуют  ли  предложения только   с  подлежащим  или  только со сказуемым?  Как  они  называются?  И  т.п.)

  1.  Анализ  новой  лингвистической  ситуации.

А  давайте  проведём  эксперимент.  Я  приглашаю  сюда  четырёх  человек.  Вы  снова  поработаете  членами  предложения.  Встаньте  так,  чтобы  получилось  предложение. Помощь  класса  разрешается.

Должно  получиться:

Я  люблю грозу в начале мая.

А  кто  помнит  стихотворение  с    подобным  предложением?  Она  так  же  звучит  в  стихотворении Ф.Тютчева?    Прочтите,  как  это  в  оригинале.

Люблю грозу в начале мая.

Верно.  А  что  изменилось?  Каким  стало  предложение?

-  А   существуют  предложения,  в  которых  есть  подлежащее,  но  отсутствует  сказуемое? – спрашивают  учащиеся.  (Если  вопрос  не  прозвучал,  то  можно  предложить  для  анализа  следующее  предложение.)

Снова  нужны  помощники,  3  человека.  Составьте  из слов  предложение.  Должно  получиться:

Мягкий лунный свет.

В  чём  особенность  данного  предложения?  (В нём  только  один  главный  член  предложения – подлежащее.)

Как  же  вы  теперь  ответите  на  вопросы,  которые  задали  сами?  Какие  ОСОБЕННЫЕ  предложения  мы  сегодня  обнаружили?

Лингвисты  придумали  таким  предложениям  названия.  Они  называются  ОДНОСОСТАВНЫМИ.  Но  есть  ещё  и  двусоставные.  Догадались,  почему  придумали  такие  названия?

Предложения  с  двумя  главными  членами – подлежащим  и  сказуемым – называются  двусоставными.

Предложения  с  одним   главным  членом – подлежащим  ИЛИ  сказуемым – называются  односоставными.

  1.  Выработка  алгоритма,  способа  действия  для  распознавания  двусоставных и односоставных  предложений.  Практическое  применение  алгоритма.

Какие  же  действия  необходимо  осуществить,  чтобы  понять,  какое  предложение:  двусоставное  или  односоставное?

В  группах  сформулируйте  способ  распознавания  односоставного  и  двусоставного  предложений. Представьте  свою  работу  в  виде  схемы,  таблицы   или,  возможно,  рисунка.

Ученики  представляют  результаты  работы.

Молодцы!

А  теперь  вы  готовы  проверить  себя?

Выпишите  номера предложений  в  соответствующие  колонки.

Односоставные  предложения

Двусоставные  предложения

  1.  Брожу по набережной снова.
  2.  Грозовая туча перевалила за бугор. 
  3.  По дороге зимней, скучной   Тройка борзая бежит.
  4.  Нежна  апрельская  прохлада.
  5.  В кухне зажгли огонь.
  6.  Ласковым словом и камень растопишь.
  7.  Пролетело два дня.  
  8.  Зима  в этом  году  была  холодная.
  9.  Рано    светает.    
  10.  Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1.  Итоги.  Рефлексия.  Домашнее  задание.

Итак,  с  какой  задачей  мы  сегодня  столкнулись?  

Насколько  успешно  каждый  из  вас  справился  с  этой  задачей,  сейчас  вы  определите  сами.  Каждый  сам  за  себя.

Учащимся  выдаются  бланки,  на  которых  учащиеся  делают  отметку о  том,  как  усвоили  изученный  материал.

Поставьте  любой  знак  напротив  предложенной  формулировки

Мне  всё  понятно,  я  могу  даже  объяснить  эту  тему  другим  ребятам!

Мне  понятно  всё,  но  пока  объяснить  тему  другим  затрудняюсь…

Мне  понятен  материал,  но  я дома   всё  повторю  и  тогда  смогу  объяснить  тему  другим  ребятам.

Я  ничего  не  понял(а).  Мне  нужна  помощь.

Домашнее  задание

Выучить  теорию,  алгоритм  определения  двусоставного и односоставного  предложений.  Упр. № 431.  Или  составьте  небольшой  текст  на  тему «Зимнее  утро» («Зимний вечер», «Мой  четвероногий друг»)  с  использованием двусоставных и односоставных  предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28345. Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности кооперативов 14.75 KB
  Субъектом права собственности кооператива является каждая кооперативная организация признаваемая юр. лицом независимо от вида кооператива. К производственным кооперативам относятся кооперативы в сферах производства и оказания услуг и сельскохозяйственные кооперативы. Примером потребительского кооператива является и потребительское общество осуществляющее в интересах пайщиков заготовительную торговую и др.
28346. Субъекты, объекты и содержание права гос. собственности 13.58 KB
  собственности. собственности и муницип. собственности является ее публичный характер. государственной собственности являются: РФ ее субъекты.
28347. Право муниципальной собственности: понятие, содержание, субъекты и объекты 13.86 KB
  Право муниципальной собственности: понятие содержание субъекты и объекты. Муниципальная собственность – имущество принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским сельским поселениям. Муницип. Муницип.
28348. Право собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий 13.68 KB
  Муниципальные и унитарные предприятия относятся к государственным предприятиям в которых контрольный пакет акций принадлежит государству и находятся на его балансе. Унитарные предприятия передаются государством в полное хозяйственное владение трудовому коллективу. При этом государство не несет никакой ответственности за деятельность созданного им предприятия. Унитарные и МП относятся к государственным бюджетным предприятиям.
28349. Право собственности общественных и религиозных организаций 14.77 KB
  Право собственности общественных и религиозных организаций. Круг субъектов права собственности общественных организаций достаточно широк: это общественные организации общественные движения общественные фонды общественные учреждения органы общественной самодеятельности. Субъектами же права собственности могут выступать лишь общественные объединения обладающие правами юридического лица. Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы добровольные взносы и пожертвования...
28350. Наименование места происхождения товара и его гражданско-правовая охрана 14.46 KB
  Наименование места происхождения товара и его гражданскоправовая охрана. Наименование места происхождения товара – обозначение представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны населенного пункта местности другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и или людскими...
28351. Личные неимущественные права: понятие и виды 14.19 KB
  Личные неимущественные права: понятие и виды. Личные неимущественные права в гражданскоправовом смысле представляют собой урегулированные нормами права связи между определенными субъектами по поводу личных неимущественных благ это субъективные права граждан возникающие вследствие регулирования нормами гражданского права личных неимущественных отношений не связанных с имущественными. При характеристике личных неимущественных прав как субъективных гражданских прав необходимо отметить что эти права являются правами строго личного характера....
28352. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации 14.91 KB
  Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь достоинство и деловую репутацию сведений если распространивший такие сведения не докажет что они соответствуют действительности Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов которые умаляют его честь и достоинство. Под распространением сведений порочащих честь и достоинство граждан следует понимать опубликование таких сведений в печати...
28353. Гражданско-правовая охрана индивидуальной свободы и личной жизни граждан 14.35 KB
  Гражданскоправовая охрана индивидуальной свободы и личной жизни граждан. Например права направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица право на имя право на защиту чести и достоинства и права направленные на обеспечение личной неприкосновенности право на телесную неприкосновенность право на охрану жизни и здоровья право на неприкосновенность личного облика право на неприкосновенность личного изображения. К этим правам относятся: права на неприкосновенность жилища личной документации; право на тайну личной жизни...