86165

Двусоставные и односоставные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Совершенствовать умения находить подлежащие и сказуемые в предложениях; Продолжить развитие умения анализировать сопоставлять сравнивать предложения разных типов с одним или двумя главными членами; Сформулировать алгоритм выработать способ распознавания двусоставных и односоставных предложений...

Русский

2015-04-03

23.35 KB

15 чел.

Кашапова  Эльмира   Нахиповна

Учитель  русского  языка  и  литературы

МБОУ  «Гимназия  №  4  имени  братьев  Каменских»  города  Перми

Урок  русского  языка  в  5  классе

Тема  урока:   Двусоставные  и  односоставные  предложения

Цель  урока:  

создать  условия  для  обнаружения  предложений  с  двумя  главными членами   предложения  и  с  одним  главным  членом  предложения,  формировать  умение  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных.

Задачи  урока:

  1.  Совершенствовать  умения  находить   подлежащие и сказуемые в предложениях;
  2.  Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать  предложения  разных  типов (  с  одним  или  двумя  главными  членами);
  3.  Сформулировать  алгоритм,  выработать  способ  распознавания  двусоставных  и  односоставных  предложений;
  4.  Находить  односоставные  и  двусоставные  предложения;
  5.  Развивать умение  составлять  предложения,  текст;  связно излагать мысли;
  6.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  7.  Строить  теоретическое высказывание  на  лингвистическую  тему   и обосновывать свою точку зрения.

Тип  урока:  урок формирования новых знаний.

Форма  урока: урок-исследование.

Планируемый результат: учащиеся  сформулируют  способы различения односоставных и двусоставных  предложений, зафиксируют  его  в  форме таблицы  или схемы;   смогут   применить  полученные  знания  при  выполнении  упражнений,  заданий,  аргументировать  свою  точку  зрения.

Оборудование: компьютер,  проектор,  экран,  презентация,  карточки  с  заданиями,  текстом,  листы  и  фломастеры  для  групповой  работы.

Ход  урока

  1.  Организационный  этап.

Учитель:  Доброе  утро,  ребята.  Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  важной  единицей  синтаксиса.  Хочется  надеяться,  что  вы  поняли  материал  предыдущих  уроков.  

  1.  Актуализация  знаний. 2 этапа.

1 этап. Восстановите  текст  и  перескажите  его.  (Ученикам  раздаются  ксерокопии  с  текстом,  в  котором   необходимо заполнить  пропуски).

Главным  средством  выражения  мысли  является … . Одним  из  главных  признаков этой  единицы  синтаксиса  является  наличие  в  нём …  и  …,  что  составляет   его  …  … .  В  зависимости  от  цели  высказывания  …  делятся  на  …,  …  и  …  .  А  по  эмоциональной  окраске …  бывают  …  и  …  .  По  наличию  или  отсутствию  второстепенных  членов  …  бывают  …  и  … .

Проводим  взаимопроверку.  Пересказывают  текст 1-2  ученика. Ученикам  задаётся  вопрос:  «Что  вам  кажется трудным  и  непонятным  в  этом  тексте?»

Класс  делится  на  4-5  групп,  каждой  раздаются  карточки  со  словами  и  знаками  препинания.

2 этап. А  теперь   в группах  составьте  предложения.  Дайте  характеристику  получившихся  предложений.  А  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Каждый  ученик  в  группе  держит  карточки  со  словами,  вся  группа  выстраивается  так,  чтобы  получилось  предложение. Затем  даётся  характеристика  предложения,  а  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Должны  получиться  предложения:

  1.  Вы  ещё  не  слышали  эту  новость?!
  2.  Около тридцати кораблей вышло в море.
  3.  Сюда  ко  мне  поближе  сядь,  гляди  весёлыми  глазами.
  4.  Без труда не вынешь рыбки из пруда.

Вы  хорошо  справились  с  заданием!

Учащиеся  заметили,  что  последнее  предложение отличается от других своей  структурой.

- А  разве  бывают  такие  предложения,  где  нет  подлежащего? -  звучит  вопрос  из  класса.

Спасибо  за  вопрос!  Значит,  вы  внимательно  следите  за  тем,  что  происходит  на  уроке!

Всё  ли  мы  знаем  о  предложении?

С  какой  задачей  столкнулись  мы  в  предложении № 4?  Попробуйте  сформулировать  эту  задачу.

(Например:

Надо  выяснить,  бывают  ли  предложения  без  подлежащего,  без  сказуемого?

Существуют  ли  предложения только   с  подлежащим  или  только со сказуемым?  Как  они  называются?  И  т.п.)

  1.  Анализ  новой  лингвистической  ситуации.

А  давайте  проведём  эксперимент.  Я  приглашаю  сюда  четырёх  человек.  Вы  снова  поработаете  членами  предложения.  Встаньте  так,  чтобы  получилось  предложение. Помощь  класса  разрешается.

Должно  получиться:

Я  люблю грозу в начале мая.

А  кто  помнит  стихотворение  с    подобным  предложением?  Она  так  же  звучит  в  стихотворении Ф.Тютчева?    Прочтите,  как  это  в  оригинале.

Люблю грозу в начале мая.

Верно.  А  что  изменилось?  Каким  стало  предложение?

-  А   существуют  предложения,  в  которых  есть  подлежащее,  но  отсутствует  сказуемое? – спрашивают  учащиеся.  (Если  вопрос  не  прозвучал,  то  можно  предложить  для  анализа  следующее  предложение.)

Снова  нужны  помощники,  3  человека.  Составьте  из слов  предложение.  Должно  получиться:

Мягкий лунный свет.

В  чём  особенность  данного  предложения?  (В нём  только  один  главный  член  предложения – подлежащее.)

Как  же  вы  теперь  ответите  на  вопросы,  которые  задали  сами?  Какие  ОСОБЕННЫЕ  предложения  мы  сегодня  обнаружили?

Лингвисты  придумали  таким  предложениям  названия.  Они  называются  ОДНОСОСТАВНЫМИ.  Но  есть  ещё  и  двусоставные.  Догадались,  почему  придумали  такие  названия?

Предложения  с  двумя  главными  членами – подлежащим  и  сказуемым – называются  двусоставными.

Предложения  с  одним   главным  членом – подлежащим  ИЛИ  сказуемым – называются  односоставными.

  1.  Выработка  алгоритма,  способа  действия  для  распознавания  двусоставных и односоставных  предложений.  Практическое  применение  алгоритма.

Какие  же  действия  необходимо  осуществить,  чтобы  понять,  какое  предложение:  двусоставное  или  односоставное?

В  группах  сформулируйте  способ  распознавания  односоставного  и  двусоставного  предложений. Представьте  свою  работу  в  виде  схемы,  таблицы   или,  возможно,  рисунка.

Ученики  представляют  результаты  работы.

Молодцы!

А  теперь  вы  готовы  проверить  себя?

Выпишите  номера предложений  в  соответствующие  колонки.

Односоставные  предложения

Двусоставные  предложения

  1.  Брожу по набережной снова.
  2.  Грозовая туча перевалила за бугор. 
  3.  По дороге зимней, скучной   Тройка борзая бежит.
  4.  Нежна  апрельская  прохлада.
  5.  В кухне зажгли огонь.
  6.  Ласковым словом и камень растопишь.
  7.  Пролетело два дня.  
  8.  Зима  в этом  году  была  холодная.
  9.  Рано    светает.    
  10.  Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1.  Итоги.  Рефлексия.  Домашнее  задание.

Итак,  с  какой  задачей  мы  сегодня  столкнулись?  

Насколько  успешно  каждый  из  вас  справился  с  этой  задачей,  сейчас  вы  определите  сами.  Каждый  сам  за  себя.

Учащимся  выдаются  бланки,  на  которых  учащиеся  делают  отметку о  том,  как  усвоили  изученный  материал.

Поставьте  любой  знак  напротив  предложенной  формулировки

Мне  всё  понятно,  я  могу  даже  объяснить  эту  тему  другим  ребятам!

Мне  понятно  всё,  но  пока  объяснить  тему  другим  затрудняюсь…

Мне  понятен  материал,  но  я дома   всё  повторю  и  тогда  смогу  объяснить  тему  другим  ребятам.

Я  ничего  не  понял(а).  Мне  нужна  помощь.

Домашнее  задание

Выучить  теорию,  алгоритм  определения  двусоставного и односоставного  предложений.  Упр. № 431.  Или  составьте  небольшой  текст  на  тему «Зимнее  утро» («Зимний вечер», «Мой  четвероногий друг»)  с  использованием двусоставных и односоставных  предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28880. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 29 KB
  Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов т. В дебатах депутатов Уложенной комиссии находит выражение острая борьба трех основных направлений по проблемам модернизации общественного устройства России: консерваторов умеренных и реформаторов. Третья наиболее последовательная и радикальная группа не имея возможности выступать открыто сформировалась за пределами Уложенной комиссии. под предлогом начавшейся русскотурецкой войны Екатерина прервала заседания Комиссии чтобы больше их не возобновлять.
28881. Внешняя политика России во второй половине XVIII века 27.5 KB
  Внешняя политика России во второй половине XVIII века. была приведена чрезвычайно энергично со стороны России. В ответ на попытки Турции вернуть отошедшие к России территории русские войска в 178З г. к России отошло побережье Черного моря от Южного Буга до Днестра.
28882. Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX века 23.5 KB
  Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX века: 1 Мир развивался под влиянием промышленной революции; Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному. Причины пром. Новшества пром. промть – автоматич.
28883. Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. 34.5 KB
  Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. который одним из первых в России осознал необходимость реформ. Сперанского автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. Сперанский завершил разработку Введения к уложению государственных законов предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.
28884. Внешняя политика России в первой половине XIX в. 30.5 KB
  Внешняя политика России в первой половине XIX в. Успешной для России была война со Швецией 1808 1809 гг. по итогам которой России отходила вся территория Финляндии и Аландские острова. В соответствии с заключительным актом конгресса к России отошла большая часть герцогства Варшавского Познань была отдана Пруссии Галиция Австрии.
28885. Реформы 60–70 годов XIX в.и их историческое значение 36.5 KB
  Явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Значение реформ: способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России. Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
28886. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 гг. XIX в.) 33 KB
  В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа который сложился в странах Западной Европы. Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства в России проявлялась в том что оно принимало все более торговый предпринимательский характер. Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорт главным образом железнодорожного. Быстрое развитие капитализма приводило к тому что для возникновения привилегированных прослоек типа рабочей аристократии Запада в...
28887. Во внешней политике России второй половины XIX века выделяют два этапа 26 KB
  Это означало что Россия должна использовать возникающие между европейскими государствами противоречия в свою пользу. После поражения Франции в 1870 году во франкоавстрийской войне Россия освободила себя от решений Парижского конгресса и начала активно вмешиваться в европейские дела. В 1873 году Россия заключила союз с Германией и Австрией но этот союз не удержал Германию от новой войны с Францией. С 1875 года Россия начинает сближаться с Францией и в 1891 году был заключен союзный договор.
28888. Место XX века во всемирно-иторическом процессе 25 KB
  В целом можно сказать что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44 разорилось тысячи банков более 100 тыс. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса.