86165

Двусоставные и односоставные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Совершенствовать умения находить подлежащие и сказуемые в предложениях; Продолжить развитие умения анализировать сопоставлять сравнивать предложения разных типов с одним или двумя главными членами; Сформулировать алгоритм выработать способ распознавания двусоставных и односоставных предложений...

Русский

2015-04-03

23.35 KB

19 чел.

Кашапова  Эльмира   Нахиповна

Учитель  русского  языка  и  литературы

МБОУ  «Гимназия  №  4  имени  братьев  Каменских»  города  Перми

Урок  русского  языка  в  5  классе

Тема  урока:   Двусоставные  и  односоставные  предложения

Цель  урока:  

создать  условия  для  обнаружения  предложений  с  двумя  главными членами   предложения  и  с  одним  главным  членом  предложения,  формировать  умение  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных.

Задачи  урока:

  1.  Совершенствовать  умения  находить   подлежащие и сказуемые в предложениях;
  2.  Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать  предложения  разных  типов (  с  одним  или  двумя  главными  членами);
  3.  Сформулировать  алгоритм,  выработать  способ  распознавания  двусоставных  и  односоставных  предложений;
  4.  Находить  односоставные  и  двусоставные  предложения;
  5.  Развивать умение  составлять  предложения,  текст;  связно излагать мысли;
  6.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  7.  Строить  теоретическое высказывание  на  лингвистическую  тему   и обосновывать свою точку зрения.

Тип  урока:  урок формирования новых знаний.

Форма  урока: урок-исследование.

Планируемый результат: учащиеся  сформулируют  способы различения односоставных и двусоставных  предложений, зафиксируют  его  в  форме таблицы  или схемы;   смогут   применить  полученные  знания  при  выполнении  упражнений,  заданий,  аргументировать  свою  точку  зрения.

Оборудование: компьютер,  проектор,  экран,  презентация,  карточки  с  заданиями,  текстом,  листы  и  фломастеры  для  групповой  работы.

Ход  урока

  1.  Организационный  этап.

Учитель:  Доброе  утро,  ребята.  Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  важной  единицей  синтаксиса.  Хочется  надеяться,  что  вы  поняли  материал  предыдущих  уроков.  

  1.  Актуализация  знаний. 2 этапа.

1 этап. Восстановите  текст  и  перескажите  его.  (Ученикам  раздаются  ксерокопии  с  текстом,  в  котором   необходимо заполнить  пропуски).

Главным  средством  выражения  мысли  является … . Одним  из  главных  признаков этой  единицы  синтаксиса  является  наличие  в  нём …  и  …,  что  составляет   его  …  … .  В  зависимости  от  цели  высказывания  …  делятся  на  …,  …  и  …  .  А  по  эмоциональной  окраске …  бывают  …  и  …  .  По  наличию  или  отсутствию  второстепенных  членов  …  бывают  …  и  … .

Проводим  взаимопроверку.  Пересказывают  текст 1-2  ученика. Ученикам  задаётся  вопрос:  «Что  вам  кажется трудным  и  непонятным  в  этом  тексте?»

Класс  делится  на  4-5  групп,  каждой  раздаются  карточки  со  словами  и  знаками  препинания.

2 этап. А  теперь   в группах  составьте  предложения.  Дайте  характеристику  получившихся  предложений.  А  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Каждый  ученик  в  группе  держит  карточки  со  словами,  вся  группа  выстраивается  так,  чтобы  получилось  предложение. Затем  даётся  характеристика  предложения,  а  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Должны  получиться  предложения:

  1.  Вы  ещё  не  слышали  эту  новость?!
  2.  Около тридцати кораблей вышло в море.
  3.  Сюда  ко  мне  поближе  сядь,  гляди  весёлыми  глазами.
  4.  Без труда не вынешь рыбки из пруда.

Вы  хорошо  справились  с  заданием!

Учащиеся  заметили,  что  последнее  предложение отличается от других своей  структурой.

- А  разве  бывают  такие  предложения,  где  нет  подлежащего? -  звучит  вопрос  из  класса.

Спасибо  за  вопрос!  Значит,  вы  внимательно  следите  за  тем,  что  происходит  на  уроке!

Всё  ли  мы  знаем  о  предложении?

С  какой  задачей  столкнулись  мы  в  предложении № 4?  Попробуйте  сформулировать  эту  задачу.

(Например:

Надо  выяснить,  бывают  ли  предложения  без  подлежащего,  без  сказуемого?

Существуют  ли  предложения только   с  подлежащим  или  только со сказуемым?  Как  они  называются?  И  т.п.)

  1.  Анализ  новой  лингвистической  ситуации.

А  давайте  проведём  эксперимент.  Я  приглашаю  сюда  четырёх  человек.  Вы  снова  поработаете  членами  предложения.  Встаньте  так,  чтобы  получилось  предложение. Помощь  класса  разрешается.

Должно  получиться:

Я  люблю грозу в начале мая.

А  кто  помнит  стихотворение  с    подобным  предложением?  Она  так  же  звучит  в  стихотворении Ф.Тютчева?    Прочтите,  как  это  в  оригинале.

Люблю грозу в начале мая.

Верно.  А  что  изменилось?  Каким  стало  предложение?

-  А   существуют  предложения,  в  которых  есть  подлежащее,  но  отсутствует  сказуемое? – спрашивают  учащиеся.  (Если  вопрос  не  прозвучал,  то  можно  предложить  для  анализа  следующее  предложение.)

Снова  нужны  помощники,  3  человека.  Составьте  из слов  предложение.  Должно  получиться:

Мягкий лунный свет.

В  чём  особенность  данного  предложения?  (В нём  только  один  главный  член  предложения – подлежащее.)

Как  же  вы  теперь  ответите  на  вопросы,  которые  задали  сами?  Какие  ОСОБЕННЫЕ  предложения  мы  сегодня  обнаружили?

Лингвисты  придумали  таким  предложениям  названия.  Они  называются  ОДНОСОСТАВНЫМИ.  Но  есть  ещё  и  двусоставные.  Догадались,  почему  придумали  такие  названия?

Предложения  с  двумя  главными  членами – подлежащим  и  сказуемым – называются  двусоставными.

Предложения  с  одним   главным  членом – подлежащим  ИЛИ  сказуемым – называются  односоставными.

  1.  Выработка  алгоритма,  способа  действия  для  распознавания  двусоставных и односоставных  предложений.  Практическое  применение  алгоритма.

Какие  же  действия  необходимо  осуществить,  чтобы  понять,  какое  предложение:  двусоставное  или  односоставное?

В  группах  сформулируйте  способ  распознавания  односоставного  и  двусоставного  предложений. Представьте  свою  работу  в  виде  схемы,  таблицы   или,  возможно,  рисунка.

Ученики  представляют  результаты  работы.

Молодцы!

А  теперь  вы  готовы  проверить  себя?

Выпишите  номера предложений  в  соответствующие  колонки.

Односоставные  предложения

Двусоставные  предложения

  1.  Брожу по набережной снова.
  2.  Грозовая туча перевалила за бугор. 
  3.  По дороге зимней, скучной   Тройка борзая бежит.
  4.  Нежна  апрельская  прохлада.
  5.  В кухне зажгли огонь.
  6.  Ласковым словом и камень растопишь.
  7.  Пролетело два дня.  
  8.  Зима  в этом  году  была  холодная.
  9.  Рано    светает.    
  10.  Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1.  Итоги.  Рефлексия.  Домашнее  задание.

Итак,  с  какой  задачей  мы  сегодня  столкнулись?  

Насколько  успешно  каждый  из  вас  справился  с  этой  задачей,  сейчас  вы  определите  сами.  Каждый  сам  за  себя.

Учащимся  выдаются  бланки,  на  которых  учащиеся  делают  отметку о  том,  как  усвоили  изученный  материал.

Поставьте  любой  знак  напротив  предложенной  формулировки

Мне  всё  понятно,  я  могу  даже  объяснить  эту  тему  другим  ребятам!

Мне  понятно  всё,  но  пока  объяснить  тему  другим  затрудняюсь…

Мне  понятен  материал,  но  я дома   всё  повторю  и  тогда  смогу  объяснить  тему  другим  ребятам.

Я  ничего  не  понял(а).  Мне  нужна  помощь.

Домашнее  задание

Выучить  теорию,  алгоритм  определения  двусоставного и односоставного  предложений.  Упр. № 431.  Или  составьте  небольшой  текст  на  тему «Зимнее  утро» («Зимний вечер», «Мой  четвероногий друг»)  с  использованием двусоставных и односоставных  предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82991. Орієнтація в місті 29.5 KB
  Мета: ознайомити з новою лексикою теми, удосконалювати навички діалогічного мовлення на рівні мікродіалогу з опорою на зразок, удосконалювати навички вживання граматичних структур в усному мовленні; розвивати вміння спілкуватися, здатність мовного самоконтролю; виховувати ввічливість у стосунках із людьми.
82993. Хліб – усьому голова 148.5 KB
  Формувати у дітей розуміння цінності хліба як мірила життя як святині як одного найважливіших харчових продуктів. Виховувати бережливе ставлення до хліба повагу до праці людей що зростили хліб. Ілюстрації книжки рушник виставка зразків хлібо-булочних виробів таблички груп прислівя пісня про хліб...
82994. Незвичайний урок малювання 60.5 KB
  Мета: закріпити правила поведінки і безпеки життєдіяльності в комп’ютерному класі. Ознайомити учнів з інтерфейсом графічного редактора «Tux Paint», навчити користуватися інструментами і палітрою кольорів. Розвивати увагу, пам’ять, творчі здібності. Формувати інформаційну, самоосвітню...
82995. Як зимують птахи взимку? Подорож на ялинку до звірят. Створення аплікації зі рваних різнокольорових серветок 160 KB
  Мета. Продовжувати вчити встановлювати взаємозв’язки між змінами в неживій природі, житті рослин та тварин;розвивати уяву, мислення, пізнавальний інтерес; розширити, узагальнити знання про зимуючих птахів та звірів; розкрити особливість життя птахів та звірів узимку та залежність їх життя...
82996. «Колядники». Колядки. Щедрівки 72 KB
  Розширити знання дітей з української обрядовості, показати, як святкували Різдво, про народні традиції колядування, щедрування; навчати спостерігати, як у віршованих творах зображено святкування традиційних свят українського народу. Викликати в учнів інтерес до традицій українського народу у відзначенні свята Різдво.
82997. Світ звуків і фарб 1.71 MB
  Пачкуля та Чистюля; костюм Оле Лукойє 7 костюмів гномів різних кольорів; кошик із яблуками; малюнок Пачкулі; два набори шапочок усіх барв веселки; конверт для Білосніжки; книжки із зображенням гномів; баночки з водою альбомні аркуши фарби кисточки серветки палітри; відеозапис м-ф Білосніжка і сім гномів проектор.
82998. Гроші в житті людини 742 KB
  Мета: сформувати уявлення в учнів про такі поняття як гроші та багатство, вчити правильно визначати життєві цінності, обирати правильну життєву позицію, розвивати навички правильного користування здобутою інформацією. Задачі: дати визначення поняття грошей та багатства; дати порівняльну характеристику...
82999. Казка – дитяча опера «Коза Дереза» муз. М. Лисенко, Дніпрова Чайка. Омоніми – слова однакові за написанням, різні за значенням 492.5 KB
  Формування поняття про багатозначність слів в українській мові, виробляти вміння правильно вживати багатозначні слова в мовленні; розширювати уявлення про значення слів; збагачувати словниковий запас, розвивати монологічне та діалогічне мовлення, мислення, самостійність...