86165

Двусоставные и односоставные предложения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Совершенствовать умения находить подлежащие и сказуемые в предложениях; Продолжить развитие умения анализировать сопоставлять сравнивать предложения разных типов с одним или двумя главными членами; Сформулировать алгоритм выработать способ распознавания двусоставных и односоставных предложений...

Русский

2015-04-03

23.35 KB

17 чел.

Кашапова  Эльмира   Нахиповна

Учитель  русского  языка  и  литературы

МБОУ  «Гимназия  №  4  имени  братьев  Каменских»  города  Перми

Урок  русского  языка  в  5  классе

Тема  урока:   Двусоставные  и  односоставные  предложения

Цель  урока:  

создать  условия  для  обнаружения  предложений  с  двумя  главными членами   предложения  и  с  одним  главным  членом  предложения,  формировать  умение  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных.

Задачи  урока:

  1.  Совершенствовать  умения  находить   подлежащие и сказуемые в предложениях;
  2.  Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать  предложения  разных  типов (  с  одним  или  двумя  главными  членами);
  3.  Сформулировать  алгоритм,  выработать  способ  распознавания  двусоставных  и  односоставных  предложений;
  4.  Находить  односоставные  и  двусоставные  предложения;
  5.  Развивать умение  составлять  предложения,  текст;  связно излагать мысли;
  6.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  7.  Строить  теоретическое высказывание  на  лингвистическую  тему   и обосновывать свою точку зрения.

Тип  урока:  урок формирования новых знаний.

Форма  урока: урок-исследование.

Планируемый результат: учащиеся  сформулируют  способы различения односоставных и двусоставных  предложений, зафиксируют  его  в  форме таблицы  или схемы;   смогут   применить  полученные  знания  при  выполнении  упражнений,  заданий,  аргументировать  свою  точку  зрения.

Оборудование: компьютер,  проектор,  экран,  презентация,  карточки  с  заданиями,  текстом,  листы  и  фломастеры  для  групповой  работы.

Ход  урока

  1.  Организационный  этап.

Учитель:  Доброе  утро,  ребята.  Сегодня  мы  продолжим  знакомиться  с  важной  единицей  синтаксиса.  Хочется  надеяться,  что  вы  поняли  материал  предыдущих  уроков.  

  1.  Актуализация  знаний. 2 этапа.

1 этап. Восстановите  текст  и  перескажите  его.  (Ученикам  раздаются  ксерокопии  с  текстом,  в  котором   необходимо заполнить  пропуски).

Главным  средством  выражения  мысли  является … . Одним  из  главных  признаков этой  единицы  синтаксиса  является  наличие  в  нём …  и  …,  что  составляет   его  …  … .  В  зависимости  от  цели  высказывания  …  делятся  на  …,  …  и  …  .  А  по  эмоциональной  окраске …  бывают  …  и  …  .  По  наличию  или  отсутствию  второстепенных  членов  …  бывают  …  и  … .

Проводим  взаимопроверку.  Пересказывают  текст 1-2  ученика. Ученикам  задаётся  вопрос:  «Что  вам  кажется трудным  и  непонятным  в  этом  тексте?»

Класс  делится  на  4-5  групп,  каждой  раздаются  карточки  со  словами  и  знаками  препинания.

2 этап. А  теперь   в группах  составьте  предложения.  Дайте  характеристику  получившихся  предложений.  А  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Каждый  ученик  в  группе  держит  карточки  со  словами,  вся  группа  выстраивается  так,  чтобы  получилось  предложение. Затем  даётся  характеристика  предложения,  а  каждый  участник  группы  рассказывает  о  себе  от  лица  члена  предложения.

Должны  получиться  предложения:

  1.  Вы  ещё  не  слышали  эту  новость?!
  2.  Около тридцати кораблей вышло в море.
  3.  Сюда  ко  мне  поближе  сядь,  гляди  весёлыми  глазами.
  4.  Без труда не вынешь рыбки из пруда.

Вы  хорошо  справились  с  заданием!

Учащиеся  заметили,  что  последнее  предложение отличается от других своей  структурой.

- А  разве  бывают  такие  предложения,  где  нет  подлежащего? -  звучит  вопрос  из  класса.

Спасибо  за  вопрос!  Значит,  вы  внимательно  следите  за  тем,  что  происходит  на  уроке!

Всё  ли  мы  знаем  о  предложении?

С  какой  задачей  столкнулись  мы  в  предложении № 4?  Попробуйте  сформулировать  эту  задачу.

(Например:

Надо  выяснить,  бывают  ли  предложения  без  подлежащего,  без  сказуемого?

Существуют  ли  предложения только   с  подлежащим  или  только со сказуемым?  Как  они  называются?  И  т.п.)

  1.  Анализ  новой  лингвистической  ситуации.

А  давайте  проведём  эксперимент.  Я  приглашаю  сюда  четырёх  человек.  Вы  снова  поработаете  членами  предложения.  Встаньте  так,  чтобы  получилось  предложение. Помощь  класса  разрешается.

Должно  получиться:

Я  люблю грозу в начале мая.

А  кто  помнит  стихотворение  с    подобным  предложением?  Она  так  же  звучит  в  стихотворении Ф.Тютчева?    Прочтите,  как  это  в  оригинале.

Люблю грозу в начале мая.

Верно.  А  что  изменилось?  Каким  стало  предложение?

-  А   существуют  предложения,  в  которых  есть  подлежащее,  но  отсутствует  сказуемое? – спрашивают  учащиеся.  (Если  вопрос  не  прозвучал,  то  можно  предложить  для  анализа  следующее  предложение.)

Снова  нужны  помощники,  3  человека.  Составьте  из слов  предложение.  Должно  получиться:

Мягкий лунный свет.

В  чём  особенность  данного  предложения?  (В нём  только  один  главный  член  предложения – подлежащее.)

Как  же  вы  теперь  ответите  на  вопросы,  которые  задали  сами?  Какие  ОСОБЕННЫЕ  предложения  мы  сегодня  обнаружили?

Лингвисты  придумали  таким  предложениям  названия.  Они  называются  ОДНОСОСТАВНЫМИ.  Но  есть  ещё  и  двусоставные.  Догадались,  почему  придумали  такие  названия?

Предложения  с  двумя  главными  членами – подлежащим  и  сказуемым – называются  двусоставными.

Предложения  с  одним   главным  членом – подлежащим  ИЛИ  сказуемым – называются  односоставными.

  1.  Выработка  алгоритма,  способа  действия  для  распознавания  двусоставных и односоставных  предложений.  Практическое  применение  алгоритма.

Какие  же  действия  необходимо  осуществить,  чтобы  понять,  какое  предложение:  двусоставное  или  односоставное?

В  группах  сформулируйте  способ  распознавания  односоставного  и  двусоставного  предложений. Представьте  свою  работу  в  виде  схемы,  таблицы   или,  возможно,  рисунка.

Ученики  представляют  результаты  работы.

Молодцы!

А  теперь  вы  готовы  проверить  себя?

Выпишите  номера предложений  в  соответствующие  колонки.

Односоставные  предложения

Двусоставные  предложения

  1.  Брожу по набережной снова.
  2.  Грозовая туча перевалила за бугор. 
  3.  По дороге зимней, скучной   Тройка борзая бежит.
  4.  Нежна  апрельская  прохлада.
  5.  В кухне зажгли огонь.
  6.  Ласковым словом и камень растопишь.
  7.  Пролетело два дня.  
  8.  Зима  в этом  году  была  холодная.
  9.  Рано    светает.    
  10.  Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1.  Итоги.  Рефлексия.  Домашнее  задание.

Итак,  с  какой  задачей  мы  сегодня  столкнулись?  

Насколько  успешно  каждый  из  вас  справился  с  этой  задачей,  сейчас  вы  определите  сами.  Каждый  сам  за  себя.

Учащимся  выдаются  бланки,  на  которых  учащиеся  делают  отметку о  том,  как  усвоили  изученный  материал.

Поставьте  любой  знак  напротив  предложенной  формулировки

Мне  всё  понятно,  я  могу  даже  объяснить  эту  тему  другим  ребятам!

Мне  понятно  всё,  но  пока  объяснить  тему  другим  затрудняюсь…

Мне  понятен  материал,  но  я дома   всё  повторю  и  тогда  смогу  объяснить  тему  другим  ребятам.

Я  ничего  не  понял(а).  Мне  нужна  помощь.

Домашнее  задание

Выучить  теорию,  алгоритм  определения  двусоставного и односоставного  предложений.  Упр. № 431.  Или  составьте  небольшой  текст  на  тему «Зимнее  утро» («Зимний вечер», «Мой  четвероногий друг»)  с  использованием двусоставных и односоставных  предложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66781. Правовые проблемы недропользования с участием иностранного инвестора 712.5 KB
  Важной чертой принимаемого законодательства о недропользовании становится распространение на него некоторых методов и институтов гражданского права чего не допускало предшествующее законодательство. Значительно расширяется применение гражданско-правовых методов регулирования отношений...
66782. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение и роль органов внутренних дел в обеспечении его деятельности 740 KB
  В разные годы развития экономики нашей страны государство регламентирует возможность создания и деятельность различных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности. Осуществление хозяйствования в тех или иных формах определяется, прежде всего, уровнем развития производственных отношений...
66783. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК СТОРОНА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 2.24 MB
  Острый интерес к проблемам имиджелогии в политике, торговле, рекламном деле, в организации масс медиа и индустрии развлечений,в искусстве, в практическом управлении - вот далеко не полный перечень очевидных факторов роста актуальности проблем имиджелогии.
66785. Философия художественного творчества И.А. Ильина 1.21 MB
  Диссертация посвящена историко-философскому анализу теории художественного творчества И.А. Ильина. Актуальность предлагаемого исследования состоит в том, что, несмотря на появление в последние годы множества работ по философии Ильина, эстетическая концепция мыслителя...
66786. Обоснование региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений 801 KB
  В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили: изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории...
66787. МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ 2.32 MB
  Актуальным требованием, предъявляемым к музыкально-педагогическому образованию, является подготовка творчески мыслящего специалиста, способного возвысить урок музыки до урока искусства. Творческая деятельность имеет огромное значение для воспитания человека...
66789. Методика обліку і аналізу в системі управління собівартістю продукції на підприємствах 1.19 MB
  Методика обліку і аналізу собівартості, виробничих витрат, яку застосовують на підприємствах досліджуваної галузі, не повною мірою відповідає сучасним вимогам. Серед проблем можна виділити такі: недосконалість процесів збору первинної облікової інформації; вибір методів обліку витрат і калькулювання собівартості продукції...