86169

Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: создание вступления определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению. Задачи: образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста подготовить к написанию домашнего сочинения; развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему...

Русский

2015-04-03

25.65 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в  10 классе

Тип: комбинированный урок

Подготовка к написанию части С ЕГЭ, урок развития речи.

Учитель русского языка и литературы высшей  категории МАОУ  СОШ № 91

Исобчук Елена Корниловна

Тема: «Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста ».

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется;

быть везде – значит не быть нигде.

М.  Монтень

Цель:

создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.

Задачи:

образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формировать личностный подход к заявленной проблеме.

Прогнозируемый результат  урока - создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.

Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор,  презентация, раздаточный материал.

Предварительная работа учащихся с текстом: чтение текста, работа с ключевыми словами.

Этапы урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.

3. Актуализация домашнего задания.

4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока,  целеполагание).

5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).

6.Создание вступления к сочинению.

7. Рефлексия.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.

- Работа с эпиграфом (слайд 1). Как перекликаются слова Монтеня и текст Лихачева? Какое слово является для Монтеня и Лихачева ключевым в их размышлениях? (Цель) Сформулируйте собственное понимание данного слова. Лихачев же дополняет смысл слова «цель» словом « самооценка»

Собственная формулировка ключевых слов (слайд 2)

Как определяет  словарь толкование слов? (слайд 3)

Определение цели урока учащимися  после определения толкования слова « цель». Какую цель вы определяете на сегодняшнее занятие?

3. Актуализация домашнего задания.

Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачева, что когда человек  сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую- то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку? По тому, как  человек живет, можно судить о его самооценке- низкой или высокой?

4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока )

«Мозговой штурм». Назовите конкретные цели, к которым может стремиться человек (Запись на доске в столбик).

На какие группы можно условно разделить предложенные вами цели?

5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).

Мы определили ваше понимание слов  цель и самооценка,и теперь наша задача на данном этапе урока – определить проблему, которую автор поднимает в данном тексте, обращаясь к молодому поколению (работа с  текстом)

Приложение 1.

Д.С. ЛИХАЧЕВ. Письма о добром и прекрасном

Письмо шестое
ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Мы знаем, что в определении темы и проблемы текста большую роль играет работа с ключевыми словами. Вспомним,  какие две группы ключевых слов « живут» в тексте (СЛАЙД 4)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

понятийно-логические (объективные)

тема

экспрессивно-оценочные(субъективные)

проблема

Определение понятий тема и проблема  текста.

Тема – предмет повествования, лица, события, понятия, явления, лежащие в основе текста. Слова, связанные с обозначениемосновных образов, объектов или понятий текста.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Слова, выражающие доминирующую в тексте авторскую оценку, следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Актуализация домашнего задания.

Распределим  объективные и субъективные ключевые слова, подчеркнутые дома в тексте, на две колонки.( Работа с текстом).Результатом данной работы станет заполненная таблица.

Работа в парах.

Объективные ключевые слова

Субъективные ключевые слова

1 абзац: цель, задача, оценка, самооценка, человек

2абзац:человек, блага, машина, дача, гарнитур

жизненная, низкой, высокой,

материальные,роскошный

3 абзац: человек,добро, радость, человечность

4 абзац:человек, цель, достоинство, радость, ошибка, огорчение

приносить, облегчать, давать, оценивает, жизненно необходимая,настоящая,роковая,

5 абзац:человек, карьера, приобретательство, огорчения, радость, добро, потребность, задача, доброта, любовь

рискует потерять, радовался,доброе, главная жизненная

6 абзац: человек, повышение в должности, аскет

Должен жить,  не приобретать, не радоваться,нет

7 абзац: человек, доброта, бескорыстие

не думает ,показное

8 абзац: задача ,люди, второстепенное, первостепенное

главная жизненная, хорошо, но не лучше

Выделим слова, которые проходят «красной» нитью через весь текст.

ЧЕЛОВЕК --------ЦЕЛЬ ----------САМООЦЕНКА----------ЗАДАЧА --------------ПЕРВОСТЕПЕННОЕ-----------ВТОРОСТЕПЕННОЕ –формулировка темы

Запишите тему текста: «Цель и самооценка в жизни человека».  И действительно, письмо Д. С. Лихачева называется «Цель и самооценка».

Формулировка проблемы текста.

Найдем противоречия, выявленные в тексте через ключевые слова.

ЧЕЛОВЕК - ?

ЦЕЛЬ - ?

САМООЦЕНКА - ?

ПЕРВОСТЕПЕННОЕ

ВТОРОСТЕПЕННОЕ

ПРИНОСИТЬ ДОБРО, ДАВАТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА, КАРЬЕРА, ПРИОБРЕТАТЕЛЬСТВО

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ

НЕПРАВИЛЬНО ВЫБРАННАЯ ЗАДАЧА

РАДОСТЬ

ОГОРЧЕНИЕ

ОТКРЫТОСТЬ

ЗАМКНУТОСТЬ

ПРОБЛЕМА - ?

Формулировка проблемы текста учащимися.

В чем заключается главная жизненная задача человека? Важно ли человеку определить главную жизненную задачу?

Данная работа помогла нам выйти на тему и проблему предложенного текста.

6. Создание вступления к сочинению.

Теперь мы можем сформулировать и написать вступление к сочинению – рассуждению.

(Самостоятельная работа в тетради, после чего учащиеся зачитывают созданные вступления).

7. Итоги урока.

Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?

8. Рефлексия.

Работа с текстом с целью выявления личного отношения к прочитанному.

Заполни таблицу:

Фраза из текста, которая  произвела наибольшее впечатление (согласие, протест, непонимание)

Дать комментарий: что заставило написать именно эту фразу? Какие мысли, чувства, воспоминания она вызвала?

Чтение ответов.

8. Итоги урока.

Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?  

9. Домашнее задание.

Подобрать аргументацию к тексту из биографий писателей, известных людей, художественных произведений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21893. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 346.5 KB
  Ветровой нагон подъём уровня воды вызванный воздействием ветра на водную поверхность обычно происходящий в морских руслах крупных рек а также на больших озёрах и водохранилищах. БУРИ УРАГАНЫ И СМЕРЧИ Ураганы бури смерчи метеорологические опасные явления характеризующиеся высокими скоростями ветра. Ураган возникает когда скорость ветра превышает 33 м с 120 км ч обладает большой кинетической энергией: ломает деревья переворачивает автомобили разрушает строения. Погода при этом малооблачная сухая со слабыми ветрами.
21894. Обеззараживание. Виды обеззараживания 91.5 KB
  Моющие растворы Жировые мыла Синтетические вещества Синтетические моющие вещества обладают хорошей моющей способностью в любой среде при невысоких температурах. СПОСОБЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ Для обеззараживания используют механический физический физикохимический и химический способы. Дезактивация Механический способ применяется для различных грунтов и включает: сметание срезание вспашка засыпка заражённого грунта удаление радиоактивной пыли...
21895. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС 1.66 MB
  В соответствии с законом О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в РФ функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий РСЧС. Организация системы РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный региональный уровень субъекта федерации местный уровень и объектовый. Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в...
21896. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ 61 KB
  ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ 1. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации. ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ Эвакуация в чистом виде бывает редко она как правило сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием проведением противорадиационных медицинских противопожарных инженерных работ. Количество людей подлежащих эвакуации каждый раз определяется местными органами власти с учетом рекомендаций штабов ГО и ЧС исходя из условий характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
21897. АС и ДНР. Спасательные работы в очагах поражения включают 30.5 KB
  Спасательные работы в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков объектов работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках объектах работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий загазованных и задымленных помещений завалов; вскрытие разрушенных поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой; оказание первой медицинской и первой врачебной...
21898. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА 35 KB
  Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие: промышленные объекты имеющие в составе особо опасные производства; гидротехнические сооружения хвостохранилища и шламонакопители 1 2 3 классов на которых возможны гидродинамические аварии. Отнесение к особо опасным производствам входящим в подлежащий декларированию безопасности промышленный объект основывается на: величине пороговых количеств потенциально опасных веществ определенных для конкретных веществ или различных категорий веществ; количестве...
21899. Аварии на гидротехнических сооружениях 540 KB
  Масштабы последствий гидродинамических аварий зависят от параметров и технического состояния гидроузла характера и степени разрушения плотины объемов запасов воды в водохранилище характеристик волны прорыва и катастрофического наводнения рельефа местности сезона и времени суток происшествия и многих других факторов. 160 227 СаяноШушенская 47 120 Красноярская 68 986 Основными поражающими факторами затопления при аварии на ГТС являются: волна прорыва высота волны скорость движения и длительность затопления. Начало волны называется...
21900. Современные техногенные опасности мирного и военного времени 324.5 KB
  Определение степени и масштабов разрушений при производственных авариях и авариях на транспорте связанных с взрывами взрывчатых веществ. Именно в ХХ столетии происходило: интенсивное развитие малоотходной ядерной энергетики; бурное развитие химической промышленности; стремительное освоение космического пространства; появление новых видов современного оружия: ОМП ядерное термоядерное нейтронное химическое биологическое геофизическое оружие; современные средства поражения ССП зажигательные кассетные боеприпасы боеприпасы объемного...
21901. ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 40 KB
  ЖОН в ЧС совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели задачам месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления сил средств и соответствующих служб направленных на создание условий необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения. Первоочередные виды ЖОН в ЧС жизненно важные материальные средства и услуги сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам используемые...