86169

Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: создание вступления определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению. Задачи: образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста подготовить к написанию домашнего сочинения; развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему...

Русский

2015-04-03

25.65 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в  10 классе

Тип: комбинированный урок

Подготовка к написанию части С ЕГЭ, урок развития речи.

Учитель русского языка и литературы высшей  категории МАОУ  СОШ № 91

Исобчук Елена Корниловна

Тема: «Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста ».

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется;

быть везде – значит не быть нигде.

М.  Монтень

Цель:

создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.

Задачи:

образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формировать личностный подход к заявленной проблеме.

Прогнозируемый результат  урока - создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.

Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор,  презентация, раздаточный материал.

Предварительная работа учащихся с текстом: чтение текста, работа с ключевыми словами.

Этапы урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.

3. Актуализация домашнего задания.

4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока,  целеполагание).

5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).

6.Создание вступления к сочинению.

7. Рефлексия.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.

- Работа с эпиграфом (слайд 1). Как перекликаются слова Монтеня и текст Лихачева? Какое слово является для Монтеня и Лихачева ключевым в их размышлениях? (Цель) Сформулируйте собственное понимание данного слова. Лихачев же дополняет смысл слова «цель» словом « самооценка»

Собственная формулировка ключевых слов (слайд 2)

Как определяет  словарь толкование слов? (слайд 3)

Определение цели урока учащимися  после определения толкования слова « цель». Какую цель вы определяете на сегодняшнее занятие?

3. Актуализация домашнего задания.

Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачева, что когда человек  сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую- то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку? По тому, как  человек живет, можно судить о его самооценке- низкой или высокой?

4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока )

«Мозговой штурм». Назовите конкретные цели, к которым может стремиться человек (Запись на доске в столбик).

На какие группы можно условно разделить предложенные вами цели?

5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).

Мы определили ваше понимание слов  цель и самооценка,и теперь наша задача на данном этапе урока – определить проблему, которую автор поднимает в данном тексте, обращаясь к молодому поколению (работа с  текстом)

Приложение 1.

Д.С. ЛИХАЧЕВ. Письма о добром и прекрасном

Письмо шестое
ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Мы знаем, что в определении темы и проблемы текста большую роль играет работа с ключевыми словами. Вспомним,  какие две группы ключевых слов « живут» в тексте (СЛАЙД 4)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

понятийно-логические (объективные)

тема

экспрессивно-оценочные(субъективные)

проблема

Определение понятий тема и проблема  текста.

Тема – предмет повествования, лица, события, понятия, явления, лежащие в основе текста. Слова, связанные с обозначениемосновных образов, объектов или понятий текста.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Слова, выражающие доминирующую в тексте авторскую оценку, следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Актуализация домашнего задания.

Распределим  объективные и субъективные ключевые слова, подчеркнутые дома в тексте, на две колонки.( Работа с текстом).Результатом данной работы станет заполненная таблица.

Работа в парах.

Объективные ключевые слова

Субъективные ключевые слова

1 абзац: цель, задача, оценка, самооценка, человек

2абзац:человек, блага, машина, дача, гарнитур

жизненная, низкой, высокой,

материальные,роскошный

3 абзац: человек,добро, радость, человечность

4 абзац:человек, цель, достоинство, радость, ошибка, огорчение

приносить, облегчать, давать, оценивает, жизненно необходимая,настоящая,роковая,

5 абзац:человек, карьера, приобретательство, огорчения, радость, добро, потребность, задача, доброта, любовь

рискует потерять, радовался,доброе, главная жизненная

6 абзац: человек, повышение в должности, аскет

Должен жить,  не приобретать, не радоваться,нет

7 абзац: человек, доброта, бескорыстие

не думает ,показное

8 абзац: задача ,люди, второстепенное, первостепенное

главная жизненная, хорошо, но не лучше

Выделим слова, которые проходят «красной» нитью через весь текст.

ЧЕЛОВЕК --------ЦЕЛЬ ----------САМООЦЕНКА----------ЗАДАЧА --------------ПЕРВОСТЕПЕННОЕ-----------ВТОРОСТЕПЕННОЕ –формулировка темы

Запишите тему текста: «Цель и самооценка в жизни человека».  И действительно, письмо Д. С. Лихачева называется «Цель и самооценка».

Формулировка проблемы текста.

Найдем противоречия, выявленные в тексте через ключевые слова.

ЧЕЛОВЕК - ?

ЦЕЛЬ - ?

САМООЦЕНКА - ?

ПЕРВОСТЕПЕННОЕ

ВТОРОСТЕПЕННОЕ

ПРИНОСИТЬ ДОБРО, ДАВАТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА, КАРЬЕРА, ПРИОБРЕТАТЕЛЬСТВО

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ

НЕПРАВИЛЬНО ВЫБРАННАЯ ЗАДАЧА

РАДОСТЬ

ОГОРЧЕНИЕ

ОТКРЫТОСТЬ

ЗАМКНУТОСТЬ

ПРОБЛЕМА - ?

Формулировка проблемы текста учащимися.

В чем заключается главная жизненная задача человека? Важно ли человеку определить главную жизненную задачу?

Данная работа помогла нам выйти на тему и проблему предложенного текста.

6. Создание вступления к сочинению.

Теперь мы можем сформулировать и написать вступление к сочинению – рассуждению.

(Самостоятельная работа в тетради, после чего учащиеся зачитывают созданные вступления).

7. Итоги урока.

Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?

8. Рефлексия.

Работа с текстом с целью выявления личного отношения к прочитанному.

Заполни таблицу:

Фраза из текста, которая  произвела наибольшее впечатление (согласие, протест, непонимание)

Дать комментарий: что заставило написать именно эту фразу? Какие мысли, чувства, воспоминания она вызвала?

Чтение ответов.

8. Итоги урока.

Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?  

9. Домашнее задание.

Подобрать аргументацию к тексту из биографий писателей, известных людей, художественных произведений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33502. Поняття кримінального закону, його джерела 34 KB
  Кримінальний закон в найбільш широкому розумінні це система законодавчих актів України та імплементованих у них положень міжнародних договорів що містять норми кримінального права. Кримінальний закон у більш вузькому розумінні це законодавчий акт ВР України який містить одну кілька або систему взаємопов‘язаних і взаємоузгоджених кримінальноправових норм. Концептуальним джерелом яке містить норми прямої дії є Конституція України. Основним національним джерелом кримінального законодавства є КК України де сукупність...
33503. Склад злочину 38.5 KB
  Важливе значення складу злочину виявляється і в тому що він дозволяє провести поперше чітке розмежування між злочином і незлочинним суспільно небезпечним діянням; подруге відмежувати один злочин від будьякого іншого наприклад крадіжку від грабежу зловживання владою або службовим становищем від перевищення влади або службових повноважень.Елементи і ознаки складу злочину. У кожному складі злочину виділяють його елементи.
33504. Диспозиції 26 KB
  Для опису ознак складу конкретного злочину законодавець використовує один із 4х видів диспозицій: просту описову відсильну бланкетну. Проста диспозиція називає лише склад злочину і не розкриває його змісту ст. Описова диспозиція називає склад конкретного злочину і розкриває його зміст дає його визначення.
33505. Поняття та ознаки покарання за кримінальним законом України 32 KB
  50 КК покарання є заходом примусу що застосовується від імені держави за вироком суду до особи визнаної винною у вчиненні злочину і полягає в передбаченому законом обмеженні прав і свобод засудженого. І першою важливою ознакою покарання що визначає його соціальний зміст с визнання покарання заходом державного примусу що застосовується до осіб які вчинили злочинне посягання. Покарання примушує особу до законослухняної поведінки.
33506. Поняття, предмет кримінального права України 31.5 KB
  Кримінальне право як самостійна окрема галузь права має низку ознак як загальних для всіх галузей права так і специфічних тільки для неї. Норми кримінального права це узагальнені правила що охоплюють безліч відповідних життєвих ситуацій індивідуальних випадків. Таким чином кримінальне право як галузь права це система сукупність юридичних норм а по суті законів прийнятих Верховною Радою України що встановлюють які суспільна небезпечні діяння є злочинами і які покарання підлягають застосуванню до осіб що їх вчинили.
33507. Призначення покарання за сукупністю вироків 31 KB
  71 сукупність вироків має місце там де засуджений після постановлення вироку але до повного відбуття покарання вчинив повий злочин. Таким чином при сукупності вироків: а постановлений вирок яким особа засуджена до певної міри покарання; б це покарання ще цілком не відбуте засудженим; в новий злочин вчинений після постановлення вироку але до повного відбуття покарання. 71 якщо засуджений після постановлення вироку але до повного відбуття покарання вчинив новий злочин суд до покарання призначеного за новим вироком повністю або...
33509. Один день Ивана Денисовича 13.61 KB
  Рассказывается об одном дне из жизни заключённого русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова в январе 1951 года. Один день Ивана Денисовича Солженицына привлекает художественным исследованием характера Ивана Шухова не через какоето исключительное событие лагерной жизни побег поединок со следователем смерть а через описание одного дня от подъема до отбоя. Давайте вглядимся в тот мир вещей что сложился вокруг Ивана Денисовича: белая тряпочка чтоб рот на морозе прикрывать ботинки валенки вязанка шапка ложка...
33510. Поэты советского времени 14.47 KB
  Маяковский смог писать на эти же темы но так что бы выделиться из толпы. Маяковский выдающийся поэт футурист в каждом хлёстком слове бессмертных произведений которого бескомпромиссность и убеждённость трагедия и сарказм. одился Владимир Маяковский 7 июля 1893 года в небольшом грузинском посёлке в семье лесничего. Маяковский ушёл из жизни в возрасте 37 лет выстрелив себе в сердце из револьвера.