86169

Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: создание вступления определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению. Задачи: образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста подготовить к написанию домашнего сочинения; развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему...

Русский

2015-04-03

25.65 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в  10 классе

Тип: комбинированный урок

Подготовка к написанию части С ЕГЭ, урок развития речи.

Учитель русского языка и литературы высшей  категории МАОУ  СОШ № 91

Исобчук Елена Корниловна

Тема: «Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста ».

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется;

быть везде – значит не быть нигде.

М.  Монтень

Цель:

создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.

Задачи:

образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формировать личностный подход к заявленной проблеме.

Прогнозируемый результат  урока - создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.

Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор,  презентация, раздаточный материал.

Предварительная работа учащихся с текстом: чтение текста, работа с ключевыми словами.

Этапы урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.

3. Актуализация домашнего задания.

4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока,  целеполагание).

5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).

6.Создание вступления к сочинению.

7. Рефлексия.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.

- Работа с эпиграфом (слайд 1). Как перекликаются слова Монтеня и текст Лихачева? Какое слово является для Монтеня и Лихачева ключевым в их размышлениях? (Цель) Сформулируйте собственное понимание данного слова. Лихачев же дополняет смысл слова «цель» словом « самооценка»

Собственная формулировка ключевых слов (слайд 2)

Как определяет  словарь толкование слов? (слайд 3)

Определение цели урока учащимися  после определения толкования слова « цель». Какую цель вы определяете на сегодняшнее занятие?

3. Актуализация домашнего задания.

Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачева, что когда человек  сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую- то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку? По тому, как  человек живет, можно судить о его самооценке- низкой или высокой?

4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока )

«Мозговой штурм». Назовите конкретные цели, к которым может стремиться человек (Запись на доске в столбик).

На какие группы можно условно разделить предложенные вами цели?

5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).

Мы определили ваше понимание слов  цель и самооценка,и теперь наша задача на данном этапе урока – определить проблему, которую автор поднимает в данном тексте, обращаясь к молодому поколению (работа с  текстом)

Приложение 1.

Д.С. ЛИХАЧЕВ. Письма о добром и прекрасном

Письмо шестое
ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Мы знаем, что в определении темы и проблемы текста большую роль играет работа с ключевыми словами. Вспомним,  какие две группы ключевых слов « живут» в тексте (СЛАЙД 4)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

понятийно-логические (объективные)

тема

экспрессивно-оценочные(субъективные)

проблема

Определение понятий тема и проблема  текста.

Тема – предмет повествования, лица, события, понятия, явления, лежащие в основе текста. Слова, связанные с обозначениемосновных образов, объектов или понятий текста.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Слова, выражающие доминирующую в тексте авторскую оценку, следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Актуализация домашнего задания.

Распределим  объективные и субъективные ключевые слова, подчеркнутые дома в тексте, на две колонки.( Работа с текстом).Результатом данной работы станет заполненная таблица.

Работа в парах.

Объективные ключевые слова

Субъективные ключевые слова

1 абзац: цель, задача, оценка, самооценка, человек

2абзац:человек, блага, машина, дача, гарнитур

жизненная, низкой, высокой,

материальные,роскошный

3 абзац: человек,добро, радость, человечность

4 абзац:человек, цель, достоинство, радость, ошибка, огорчение

приносить, облегчать, давать, оценивает, жизненно необходимая,настоящая,роковая,

5 абзац:человек, карьера, приобретательство, огорчения, радость, добро, потребность, задача, доброта, любовь

рискует потерять, радовался,доброе, главная жизненная

6 абзац: человек, повышение в должности, аскет

Должен жить,  не приобретать, не радоваться,нет

7 абзац: человек, доброта, бескорыстие

не думает ,показное

8 абзац: задача ,люди, второстепенное, первостепенное

главная жизненная, хорошо, но не лучше

Выделим слова, которые проходят «красной» нитью через весь текст.

ЧЕЛОВЕК --------ЦЕЛЬ ----------САМООЦЕНКА----------ЗАДАЧА --------------ПЕРВОСТЕПЕННОЕ-----------ВТОРОСТЕПЕННОЕ –формулировка темы

Запишите тему текста: «Цель и самооценка в жизни человека».  И действительно, письмо Д. С. Лихачева называется «Цель и самооценка».

Формулировка проблемы текста.

Найдем противоречия, выявленные в тексте через ключевые слова.

ЧЕЛОВЕК - ?

ЦЕЛЬ - ?

САМООЦЕНКА - ?

ПЕРВОСТЕПЕННОЕ

ВТОРОСТЕПЕННОЕ

ПРИНОСИТЬ ДОБРО, ДАВАТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА, КАРЬЕРА, ПРИОБРЕТАТЕЛЬСТВО

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ

НЕПРАВИЛЬНО ВЫБРАННАЯ ЗАДАЧА

РАДОСТЬ

ОГОРЧЕНИЕ

ОТКРЫТОСТЬ

ЗАМКНУТОСТЬ

ПРОБЛЕМА - ?

Формулировка проблемы текста учащимися.

В чем заключается главная жизненная задача человека? Важно ли человеку определить главную жизненную задачу?

Данная работа помогла нам выйти на тему и проблему предложенного текста.

6. Создание вступления к сочинению.

Теперь мы можем сформулировать и написать вступление к сочинению – рассуждению.

(Самостоятельная работа в тетради, после чего учащиеся зачитывают созданные вступления).

7. Итоги урока.

Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?

8. Рефлексия.

Работа с текстом с целью выявления личного отношения к прочитанному.

Заполни таблицу:

Фраза из текста, которая  произвела наибольшее впечатление (согласие, протест, непонимание)

Дать комментарий: что заставило написать именно эту фразу? Какие мысли, чувства, воспоминания она вызвала?

Чтение ответов.

8. Итоги урока.

Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?  

9. Домашнее задание.

Подобрать аргументацию к тексту из биографий писателей, известных людей, художественных произведений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61763. Изменение глаголов по временам 19.35 KB
  А что вы знаете о времени Что это такое Как вы понимаете Часы дни сутки года В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: Время – это когда идут дни за днями последовательное течение суток за сутками 2 Фонетический разбор...
61764. Фонетика. Звуки и буквы 19.96 KB
  Цели: создать условия для формирования представления о том что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами.
61765. Основные способы образования слов в русском языке 19.25 KB
  Научиться определять способы словообразования. Сначала давайте попробуем определить что такое словообразование Дети дают определение по образцу: словообразование это 1 раздел науки о языке который изучает способы образования новых слов...
61766. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 20.25 KB
  Цель: развить умение проверять написание непроизносимых согласных. какие согласные называются непроизносимыми какие буквы в сочетаниях стн здн лнц являются орфограммами как проверить непроизносимый согласный...
61767. Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме 19.67 KB
  Цель урока: Познакомить с буквой Ь мягкий знак. Учить читать слова и предложения с буквой Ь мягкий знак. квадрат с одной полоской согласный твёрдый глухой звук; квадрат с одной полоской и точкой согласный твердый звонкий звук...
61768. Особенности обособления приложений 23.61 KB
  Составьте предложение с приложением выделите приложение на письме и интонационно. Что такое приложение Определение выраженное существительным согласованным с определяемым словом в падеже Прочитайте ваши предложения выделяя интонационно приложение.
61769. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь 20.11 KB
  Два пальчика с лева отступили с заглавной буквы прописываем букву е и ё целую строчку чередуя эти буквы. Ребята с новой строчки с заглавной буквы отступив два пальчика слева прописываем это слово в строчку.
61770. Работа с тканью. Разметка по шаблону. Игольница в обложке 29.44 KB
  Форма работы: индивидуальная фронтальная; Технология обучения: здоровосберегающая Доминирующая задача: мотивация учебной деятельности и способы постановки учебной задачи; Литература: Конышева Н. Подготовка к уроку 12мин...
61771. Прихватка для горячей посуды. Творческий проект 23.37 KB
  Оборудование: а для учителя: Материалы: учебник готовое изделие лоскутки ткани цветные нитки лист тетрадной бумаги в клетку булавки кусочек мела учебная таблица Раскрой ткани Виды швов панно для демонстрации выполнения шва; Инструменты: ножницы игла. б для учащихся: Материалы: лоскутки ткани цветные нитки; Инструменты: ножницы игла булавки. Сегодня на урок труда вы должны были принести лоскутки ткани цветные нитки булавки иголку и ножницы. Какой материал лучше взять для работы Название хлопчатобумажной ткани произошло...