86169
Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Цель: создание вступления определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению. Задачи: образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста подготовить к написанию домашнего сочинения; развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему...
Русский
2015-04-03
25.65 KB
0 чел.
Конспект урока русского языка в 10 классе
Тип: комбинированный урок
Подготовка к написанию части С ЕГЭ, урок развития речи.
Учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ № 91
Исобчук Елена Корниловна
Тема: «Как определить тему, идейный смысл и проблематику исходного текста ».
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется;
быть везде значит не быть нигде.
М. Монтень
Цель:
создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.
Задачи:
образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формировать личностный подход к заявленной проблеме.
Прогнозируемый результат урока - создание вступления, определение проблем текста и обсуждение возможных аргументов к сочинению.
Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал.
Предварительная работа учащихся с текстом: чтение текста, работа с ключевыми словами.
Этапы урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.
3. Актуализация домашнего задания.
4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока, целеполагание).
5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).
6.Создание вступления к сочинению.
7. Рефлексия.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к заявленной проблеме.
- Работа с эпиграфом (слайд 1). Как перекликаются слова Монтеня и текст Лихачева? Какое слово является для Монтеня и Лихачева ключевым в их размышлениях? (Цель) Сформулируйте собственное понимание данного слова. Лихачев же дополняет смысл слова «цель» словом « самооценка»
Собственная формулировка ключевых слов (слайд 2)
Как определяет словарь толкование слов? (слайд 3)
Определение цели урока учащимися после определения толкования слова « цель». Какую цель вы определяете на сегодняшнее занятие?
3. Актуализация домашнего задания.
Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачева, что когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую- то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку? По тому, как человек живет, можно судить о его самооценке- низкой или высокой?
4. «Мозговой штурм» (выход на тему и проблему урока )
«Мозговой штурм». Назовите конкретные цели, к которым может стремиться человек (Запись на доске в столбик).
На какие группы можно условно разделить предложенные вами цели?
5. Работа с текстом (формулировка темы и проблемы исходного текста).
Мы определили ваше понимание слов цель и самооценка,и теперь наша задача на данном этапе урока определить проблему, которую автор поднимает в данном тексте, обращаясь к молодому поколению (работа с текстом)
Приложение 1.
Д.С. ЛИХАЧЕВ. Письма о добром и прекрасном
Письмо шестое
ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
Мы знаем, что в определении темы и проблемы текста большую роль играет работа с ключевыми словами. Вспомним, какие две группы ключевых слов « живут» в тексте (СЛАЙД 4)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА |
|
понятийно-логические (объективные) тема |
экспрессивно-оценочные(субъективные) проблема |
Определение понятий тема и проблема текста. |
|
Тема предмет повествования, лица, события, понятия, явления, лежащие в основе текста. Слова, связанные с обозначениемосновных образов, объектов или понятий текста. |
Проблема сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Слова, выражающие доминирующую в тексте авторскую оценку, следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста. |
Актуализация домашнего задания.
Распределим объективные и субъективные ключевые слова, подчеркнутые дома в тексте, на две колонки.( Работа с текстом).Результатом данной работы станет заполненная таблица.
Работа в парах.
Объективные ключевые слова |
Субъективные ключевые слова |
1 абзац: цель, задача, оценка, самооценка, человек 2абзац:человек, блага, машина, дача, гарнитур |
жизненная, низкой, высокой, материальные,роскошный |
3 абзац: человек,добро, радость, человечность 4 абзац:человек, цель, достоинство, радость, ошибка, огорчение |
приносить, облегчать, давать, оценивает, жизненно необходимая,настоящая,роковая, |
5 абзац:человек, карьера, приобретательство, огорчения, радость, добро, потребность, задача, доброта, любовь |
рискует потерять, радовался,доброе, главная жизненная |
6 абзац: человек, повышение в должности, аскет |
Должен жить, не приобретать, не радоваться,нет |
7 абзац: человек, доброта, бескорыстие |
не думает ,показное |
8 абзац: задача ,люди, второстепенное, первостепенное |
главная жизненная, хорошо, но не лучше |
Выделим слова, которые проходят «красной» нитью через весь текст.
ЧЕЛОВЕК --------ЦЕЛЬ ----------САМООЦЕНКА----------ЗАДАЧА --------------ПЕРВОСТЕПЕННОЕ-----------ВТОРОСТЕПЕННОЕ формулировка темы
Запишите тему текста: «Цель и самооценка в жизни человека». И действительно, письмо Д. С. Лихачева называется «Цель и самооценка».
Формулировка проблемы текста.
Найдем противоречия, выявленные в тексте через ключевые слова.
ЧЕЛОВЕК - ? ЦЕЛЬ - ? САМООЦЕНКА - ? |
|
ПЕРВОСТЕПЕННОЕ |
ВТОРОСТЕПЕННОЕ |
ПРИНОСИТЬ ДОБРО, ДАВАТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ |
МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА, КАРЬЕРА, ПРИОБРЕТАТЕЛЬСТВО |
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ |
НЕПРАВИЛЬНО ВЫБРАННАЯ ЗАДАЧА |
РАДОСТЬ |
ОГОРЧЕНИЕ |
ОТКРЫТОСТЬ |
ЗАМКНУТОСТЬ |
ПРОБЛЕМА - ? |
Формулировка проблемы текста учащимися.
В чем заключается главная жизненная задача человека? Важно ли человеку определить главную жизненную задачу?
Данная работа помогла нам выйти на тему и проблему предложенного текста.
6. Создание вступления к сочинению.
Теперь мы можем сформулировать и написать вступление к сочинению рассуждению.
(Самостоятельная работа в тетради, после чего учащиеся зачитывают созданные вступления).
7. Итоги урока.
Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?
8. Рефлексия.
Работа с текстом с целью выявления личного отношения к прочитанному.
Заполни таблицу:
Фраза из текста, которая произвела наибольшее впечатление (согласие, протест, непонимание) |
Дать комментарий: что заставило написать именно эту фразу? Какие мысли, чувства, воспоминания она вызвала? |
Чтение ответов.
8. Итоги урока.
Как дополняет текст Д. С. Лихачева цитату М. Монтеня?
9. Домашнее задание.
Подобрать аргументацию к тексту из биографий писателей, известных людей, художественных произведений.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
83286. | Вірю в майбутнє твоє, Украіно! | 49 KB | |
А я вважаю, що кожен народ має право на самобутність, свою мову, свою культуру. І той, хто не поважає свою мову, свій народ,- той не поважає,перш за все,себе. Хіба англійці соромляться своєї мови, а французи говорять китайською? Хіба ми гірші за інші народи? | |||
83287. | Слава синам України – українським повстанцям | 965.5 KB | |
Цілі: знайомити учнів з героїчними сторінками минулого України, розкрити діяльність Української Повстанської Армії з 1942р. по 1959р., як армії ІІ світової війни; забезпечити розуміння основних термінів, фактів; пробуджувати високі почуття патріотизму: формувати вміння розповідати... | |||
83288. | Київ – столиця України. Культурно-історичні пам’ятки Києва | 90 KB | |
Мета: дидактична: формувати уявлення про столицю як головне місто країни, ознайомити з культурно-історичними пам’ятками м. Києва, з історією заснування Києва, формувати інтерес до історичного минулого нашого народу; розвивальна: розвивати мислення, увагу, пам’ять, спостережливість... | |||
83289. | Звуки с, с, позначення їх буквами Сс. Читання складів і слів з ними. Вправи на доповнення речень словами. Читання тексту «Зустріч з лисом» за А. Давидовим | 220.5 KB | |
Сьогодні до нас на урок завітало дуже багато гостей і урок наш трішки незвичайний. Ми вирушаємо у подорож, щоб знайти скарб, але шукати буде його нелегко, адже треба докласти усiх зусиль: виявити читацькі знання, розум, кмiтливiсть, винахідливість, уважність, спостережливість. | |||
83290. | Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов | 60 KB | |
Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету. | |||
83291. | Комбінована робота. Практична робота. Створення аплікації на тему «Метелик» | 129.5 KB | |
Мета: закріпити навички роботи з папером, удосконалювати навички копіювання простих форм за допомогою шаблону та створення з вирізаних форм аплікації;повторити правили техніки безпеки під час роботи з ножицями; розвивати увагу, спостережливість, фантазію; виховувати працелюбність, акуратність... | |||
83292. | Океаны Земли. Практическая работа. Обозначение океанов и материков на глобусе и карте | 68 KB | |
Цели: Сформировать представление о поверхности океанов Земли изображение их на глобусе и карте довести до сознания учащихся что в природе всё взаимосвязано; Развивать пространственное воображение познавательный интерес развивать умение работать с картой полушарий глобусом учебным текстом... | |||
83293. | Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» | 4.5 MB | |
Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору... | |||
83294. | Склад числа 10. Складання і розв’язування прикладів на додавання. Складання прикладів за монетами. Розпізнавання геометричних фігур | 32 KB | |
Мета: розглянути всі варіанти складу числа 10; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками, розпізнаванні геометричних фігур; ознайомити учнів з монетою номіналом «10к.»; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність. | |||