86173

Взаимодействие частиц

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Познакомиться с явлением существования силы притяжения Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах жидкостях и в газах Изучить зависимость силы притяжения от различных факторов температуры расстояния между частицами величины частиц способствовать пробуждению познавательного интереса...

Русский

2015-04-03

70 KB

4 чел.

Игошева Елена Валентиновна,

учитель химии МОУ «СОШ №109»

Индустриального района г. Перми

План - конспект  урока

«Взаимодействие частиц».

Природоведение 5 класс

Цель: знакомство с многообразием веществ и явлений природы.

Задачи:

  •  Познакомиться с явлением существования силы притяжения,
  •   Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах, жидкостях и в газах,
  •  Изучить зависимость  силы притяжения от различных факторов (температуры, расстояния между частицами, величины частиц )  
  •  способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природоведения,
  •  научить использовать знания, полученные на уроках химии в практической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Оснащение урока: компьютер, проектор, ЦОР, лабораторное оборудование, реактивы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и предлагает для работы на уроке организовать творческие группы

Учащиеся, приветствуя учителя, занимают места по группам.  

2. Актуализация знаний.

- Напомните, о чем шла речь  на последнем уроке природоведения?

- Мы изучали движение частиц вещества. Познакомились с понятием «диффузия». Сравнили скорость диффузии у веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях.

3. Постановка проблемы

- Сломает деревянную палочку, а затем соединим концы. Что наблюдаем?

Разорвем кусочек пластилина, а затем соединим обратно.  Что наблюдаем?

- Два кусочка дерева не соединятся обратно, а два кусочка пластилина соединяются.

- Почему вещества ведут себя по-разному?

Диффузия между молекулами в разных веществах идет с разной скоростью. Частицы вещества с разной силой притягиваются друг к другу.

- Значит, какой вопрос, по вашему мнению, будет предложен  для изучения сегодня на уроке?

Какие силы заставляют притягиваться частицы вещества.

- Итак, тема урока

« Взаимодействие частиц».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть серию опытов и

ответить на вопросы, записанные на доске:

  •  Найдите новые для вас понятия и запишите их в тетрадь.
  •  Запишите новую для вас информацию.
  •  Определите: от каких факторов зависит сила притяжения?
  •  Найдите основной принцип деления.
  •  Проиллюстрируйте текст в виде схемы, таблицы.
  •  Можно ли сделать из данной информации выводы для практической деятельности.

 

Учащиеся смотрят опыты, выполняя необходимые записи в тетрадях (описание опытов см. приложение 1).

После просмотра учитель задает вопросы учащимся: Опыт 1

- Какие силы удерживают колбу около тарелки с водой?

- Почему колба и вода в тарелке не притягивались, пока мы не прикоснулись колбой к воде?

 

- Почему после добавления жидкости для мытья посуды колба оторвалась от воды?

- Какие силы отрывают колбу от воды с жидкостью для мытья посуды?

Силы притяжения.

Частицы начинают притягиваются друг к другу, когда находятся на определенном расстоянии.

Вода и жидкость для мытья посуды обладают разными силами притяжения.

Силы отталкивания.

Зависят ли силы притяжения от агрегатного состояния вещества?

Опыт 2 . Какие выводы можно сделать из данных наблюдений?

Между частицами вещества действуют силы притяжения  и отталкивания. Эти силы зависят от агрегатного состояния веществ. Силы притяжения в твердых веществах очень сильные, поэтому вещество сохраняет и форму и объем, в жидкостях силы притяжения слабее, а в газообразных веществах еще слабее.

- Что отличается у вещества при изменении его агрегатного состояния?

- При переходе из одного агрегатного состояния в другое изменяются расстояния между частицами вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от агрегатного состояния веществ.

- Что мы предприняли для перевода веществ из одного агрегатного состояния в другое?

Мы изменили температуру вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от температуры.

5. Лабораторная работа. Закрепление

Описание лабораторной работы (см. приложение).

В ходе лабораторной работы учащиеся повторяют факторы, влияющие на притяжение частиц вещества.

Лабораторную работу учащиеся выполняют в парах, согласно инструкции.

7. Подведение итогов

Подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Познакомились с силами притяжения и отталкивания между частицами в веществе.

- От каких факторов зависят эти силы?

- Силы  притяжения и отталкивания зависят от природы вещества, расстояния между частицами, агрегатного состояния и температуры.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

Демонстрационный опыт 1

К лабораторному штативу при помощи держателя прикрепить пружину, соединенную с пробкой и колбой. Под штатив поместить тарелку с водой таким образом, чтобы при соприкосновении колбы и воды силы притяжения позволяли им удерживаться друг около друга.   Наблюдать за силами притяжения между стеклом и водой.

Добавить в воду каплю жидкости для мытья посуды. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и раствором жидкости для мытья посуды.  Сделать выводы.

Демонстрационный опыт 2

Возьмем кусочек льда и стакан с водой.

Переместим кусочек льда из одной емкости в другую. При этом лед не меняет форму и объем.

Растопим лед. Переместим воду, полученную из кусочка льда из одной емкости в другую. Вода изменяет форму и не изменяет объем.

Выпарим воду при нагревании. Вода изменила и форму и объем.

Лабораторная работа

  1.  Возьмите нитку и медную проволоку одинаковой толщины. Разорвите.

Что из них легче разорвать?

  1.  Возьмите два сухих кусочка стекла. Прижмите с силой их друг к другу. Снова разъедините.

Смочите стекла водой и повторите. Когда разъединить стекла легче: когда они сухие или сырые?

  1.  Поместите каплю духов на холодную и горячую поверхность. Когда аромат распространяется быстрее?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83857. Принципы операций при врождённых и приобретённых пороках сердца 50.28 KB
  К врожденным порокам сердца относятся: дефект межпредсердной перегородки: дефект межже.тудочковой перегородки который приводит к сбросу крови в правый желудочек через дефект в мышечной или мембранозной части перегородки: незаращенный артериальный проток ductus rteriosus Боталлов. Дефект межпредсердной перегородки ушивание дефекта у больных с наличием легочной гипертензии или пластика перегородки заплатой из аутоперикарда синтетической ткани при большом диаметре дефекта. Дефект межжелудочковой перегородки: радикальная операция ...
83858. Хирургическая анатомия лёгких. Корень лёгкого 45.58 KB
  Сегмент участок легкого вентилируемый бронхом третьего порядка. На медиальной поверхности каждого легкого располагаются его ворота. Здесь находятся составляющие корень легкого анатомические образования: бронх легочные артерии и вены бронхиальные сосуды и нервы лимфатические узлы. Скелетотопически корень легкого располагается на уровне VVII грудных позвонков.
83859. Хирургическая анатомия полости груди. Техника пункции и дренирование плевральной полости 50.76 KB
  Техника пункции и дренирование плевральной полости. В грудной полости располагаются три серозных мешка: два плевральных и один перикардиальный. Между плевральными мешками в грудной полости расположено средостение в котором помещается комплекс органов куда входят сердце с перикардом грудная часть трахеи главные бронхи пищевод сосуды и нервы окруженные большим количеством клетчатки.
83860. Хирургическая тактика при проникающем ранении груди. Торакотомия. Обработка лёгочных артерий, лёгочных вен и бронхов 54.15 KB
  Гемоторакс скопление крови в полости плевры в результате повреждения кровеносных сосудов или стенки сердца. Диагностику проводят рентгенологически и с помощью пункции плевральной полости. Гемопневмоторакс скопление крови и воздуха в плевральной полости. Пневмоторакс скопление воздуха в плевральной полости в результате повреждения плевры.
83861. Лечение пневмоторакса 50.16 KB
  при повреждении париетальной плевры: внутренний при ране лёгкого или повреждении бронха т. при повреждении висцеральной плевры. закрытый однократное попадание воздуха и разобщение полости плевры с атмосферой; открытый постоянное сообщение плевральной полости с атмосферным воздухом во время вдоха воздух через рану проникает в плевральную полость а при выдохе выходит наружу: клапанный поступление воздуха только в плевральную полость изза наличия клапана нарастающее накопление воздуха в плевральной полости. Этапы помощи при...
83862. Долевое и сегментарное строение лёгких. Трахея и главные бронхи. Особенности лёгочных артерий и лёгочных вен 282.9 KB
  Длина трахеи 915 см ширина 1527 см. Место разветвления трахеи на два бронха получило название бифуркации трахеи. С внутренней стороны место разделения представляет собой вдающийся в полость трахеи полулунный выступ киль трахеи. Главные бронхи асимметрично расходятся в стороны: правый более короткий 3 см но более широкий отходит от трахеи под тупым углом над ним залегает непарная вена; левый бронх длиннее 45 см более узкий и отходит от трахеи почти поп прямым углом над ним проходит дуга аорты.
83863. Резекция лёгкого. Хирургическая тактика при раке и доброкачественных опухолях лёгкого 50.4 KB
  Техника резекции лёгкого заднебоковой доступ; пневмолиз выделение из сращений; вскрытие медиастиналыюй плевры; обработка корня: последовательно вначале артерию затем вену и в конце бронх при раке вену артерию бронх; удаление легкого; проверка герметичности культи бронха физраствор в плевральную полость смотрят наличие пузырьков воздуха при раздувании; дренаж в плевральную полость; ушивание раны. Радикальные операции на легких выполняют при раке легкого туберкулезе легких бронхоэктатической болезни хронической пневмонии...
83864. Пункция перикарда и ушивание раны сердца. Техника выполнения 46.5 KB
  Пункция перикарда Показания: с диагностической или лечебной целями преимущественно при выпотных перикардитах. Ушивание раны сердца оперативный доступ обычно по ходу раневого канала; продольное вскрытие перикарда широким разрезом кпереди от диафрагмального нерва; наложение узловых или Побразных швов на рану; освобождение полости перикарда от сгустков крови; ушивание перикарда редкими швами.
83865. Коронарные артерии и проводящая система сердца. Принципы операций на коронарных артериях, шунтирование и стентирование 54.08 KB
  Коронарные артерии . interventriculris posterior конечная ветвь правой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде; r. interventriculris posterior конечная ветвь левой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде.