86173

Взаимодействие частиц

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Познакомиться с явлением существования силы притяжения Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах жидкостях и в газах Изучить зависимость силы притяжения от различных факторов температуры расстояния между частицами величины частиц способствовать пробуждению познавательного интереса...

Русский

2015-04-03

70 KB

3 чел.

Игошева Елена Валентиновна,

учитель химии МОУ «СОШ №109»

Индустриального района г. Перми

План - конспект  урока

«Взаимодействие частиц».

Природоведение 5 класс

Цель: знакомство с многообразием веществ и явлений природы.

Задачи:

  •  Познакомиться с явлением существования силы притяжения,
  •   Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах, жидкостях и в газах,
  •  Изучить зависимость  силы притяжения от различных факторов (температуры, расстояния между частицами, величины частиц )  
  •  способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природоведения,
  •  научить использовать знания, полученные на уроках химии в практической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Оснащение урока: компьютер, проектор, ЦОР, лабораторное оборудование, реактивы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и предлагает для работы на уроке организовать творческие группы

Учащиеся, приветствуя учителя, занимают места по группам.  

2. Актуализация знаний.

- Напомните, о чем шла речь  на последнем уроке природоведения?

- Мы изучали движение частиц вещества. Познакомились с понятием «диффузия». Сравнили скорость диффузии у веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях.

3. Постановка проблемы

- Сломает деревянную палочку, а затем соединим концы. Что наблюдаем?

Разорвем кусочек пластилина, а затем соединим обратно.  Что наблюдаем?

- Два кусочка дерева не соединятся обратно, а два кусочка пластилина соединяются.

- Почему вещества ведут себя по-разному?

Диффузия между молекулами в разных веществах идет с разной скоростью. Частицы вещества с разной силой притягиваются друг к другу.

- Значит, какой вопрос, по вашему мнению, будет предложен  для изучения сегодня на уроке?

Какие силы заставляют притягиваться частицы вещества.

- Итак, тема урока

« Взаимодействие частиц».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть серию опытов и

ответить на вопросы, записанные на доске:

  •  Найдите новые для вас понятия и запишите их в тетрадь.
  •  Запишите новую для вас информацию.
  •  Определите: от каких факторов зависит сила притяжения?
  •  Найдите основной принцип деления.
  •  Проиллюстрируйте текст в виде схемы, таблицы.
  •  Можно ли сделать из данной информации выводы для практической деятельности.

 

Учащиеся смотрят опыты, выполняя необходимые записи в тетрадях (описание опытов см. приложение 1).

После просмотра учитель задает вопросы учащимся: Опыт 1

- Какие силы удерживают колбу около тарелки с водой?

- Почему колба и вода в тарелке не притягивались, пока мы не прикоснулись колбой к воде?

 

- Почему после добавления жидкости для мытья посуды колба оторвалась от воды?

- Какие силы отрывают колбу от воды с жидкостью для мытья посуды?

Силы притяжения.

Частицы начинают притягиваются друг к другу, когда находятся на определенном расстоянии.

Вода и жидкость для мытья посуды обладают разными силами притяжения.

Силы отталкивания.

Зависят ли силы притяжения от агрегатного состояния вещества?

Опыт 2 . Какие выводы можно сделать из данных наблюдений?

Между частицами вещества действуют силы притяжения  и отталкивания. Эти силы зависят от агрегатного состояния веществ. Силы притяжения в твердых веществах очень сильные, поэтому вещество сохраняет и форму и объем, в жидкостях силы притяжения слабее, а в газообразных веществах еще слабее.

- Что отличается у вещества при изменении его агрегатного состояния?

- При переходе из одного агрегатного состояния в другое изменяются расстояния между частицами вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от агрегатного состояния веществ.

- Что мы предприняли для перевода веществ из одного агрегатного состояния в другое?

Мы изменили температуру вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от температуры.

5. Лабораторная работа. Закрепление

Описание лабораторной работы (см. приложение).

В ходе лабораторной работы учащиеся повторяют факторы, влияющие на притяжение частиц вещества.

Лабораторную работу учащиеся выполняют в парах, согласно инструкции.

7. Подведение итогов

Подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Познакомились с силами притяжения и отталкивания между частицами в веществе.

- От каких факторов зависят эти силы?

- Силы  притяжения и отталкивания зависят от природы вещества, расстояния между частицами, агрегатного состояния и температуры.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

Демонстрационный опыт 1

К лабораторному штативу при помощи держателя прикрепить пружину, соединенную с пробкой и колбой. Под штатив поместить тарелку с водой таким образом, чтобы при соприкосновении колбы и воды силы притяжения позволяли им удерживаться друг около друга.   Наблюдать за силами притяжения между стеклом и водой.

Добавить в воду каплю жидкости для мытья посуды. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и раствором жидкости для мытья посуды.  Сделать выводы.

Демонстрационный опыт 2

Возьмем кусочек льда и стакан с водой.

Переместим кусочек льда из одной емкости в другую. При этом лед не меняет форму и объем.

Растопим лед. Переместим воду, полученную из кусочка льда из одной емкости в другую. Вода изменяет форму и не изменяет объем.

Выпарим воду при нагревании. Вода изменила и форму и объем.

Лабораторная работа

  1.  Возьмите нитку и медную проволоку одинаковой толщины. Разорвите.

Что из них легче разорвать?

  1.  Возьмите два сухих кусочка стекла. Прижмите с силой их друг к другу. Снова разъедините.

Смочите стекла водой и повторите. Когда разъединить стекла легче: когда они сухие или сырые?

  1.  Поместите каплю духов на холодную и горячую поверхность. Когда аромат распространяется быстрее?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31402. Захист прав інтелектуальної власності 96 KB
  Захист прав інтелектуальної власності. Система захисту прав інтелектуальної власності і її призначення. Причини, що приводять до порушення прав. Призначення системи захисту прав інтелектуальної власності.
31403. Понятие о системе «человек и машина» (СЧМ) 909 KB
  В современном производстве, на транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире применяются автоматы и вычислительная техника; происходит автоматизация многих производственных процессов.
31404. Дослiдження лiнiйного та нелiнiйного елементу 60.5 KB
  Обладнання: Стенд з регульованою напругою опiр дiод вольтамперметр блок живлення постiйного струму 6В. Вимикач S1 знаходиться у замкненому станi пiд час вимiру напруг E1 UD UR розимикаючись лише для вимiру струму в розривi кола. Виконати вимiри напруг i струму поступово зменшуючи напругу E1 вiд 5В до 0В контролючи зменшення струму. Перемкнути вимiрювальний прилад на вимiр струму.
31405. Дослiдження послiдовного RCL контуру 242 KB
  Змiнним опiром у верхнiй по схемi гiлцi з iндуктивнiстю L i ємнiстю C виставити максимальну напругу E1 гнiзда 1011. На iнших гiлках з опiрами виставити E2=E3=E4=E5=0 гнiзда 2021 3031 4041 5051. Вимiряти напругу Us на послiдовнозєднаних iндуктивностi L i опорi R2 гнiзда 1121. Вимiряти напругу UL на iндуктивностi L гнiзда 1112.
31406. Дослiдження ємнiстi у колi змiнного струму 60 KB
  Вдосконалити навики побудови векторних дiаграм напруг i струму. Обладнання: Стенд вiдомi опiри невiдома ємнiсть вольтметр змiнного струму блок живлення змiнного струму 10В 50Гц. Накреслити векторну дiаграму струму I та напруг UR Uc i сумарної напруги Us для вимipiв з мiнiмальним опiром 1 Вольт 1 клiтинка.
31407. Дослiдження сiнхронного двигуна змiнного струму 84.5 KB
  Дослiдити вплив зсуву фаз додоткової обмотки збудження статора на напрямок обертання ротора двигуна. Обладнання: Стенд з сiнхронного двигуна змiнного струму з постійним магнiтом в якостi ротора обладнаний понижуючим фрікціонним редуктором обертiв та регулятором напруги. Використана у стенді модель двигуна має дві незалежні обмотки статорів.
31408. Дослiдження послiдовного та паралельного з’єднання опорiв 48.5 KB
  Обчислення опору кола за вiдомими опорами складових. Занотувати значення опорiв R1 R2 R3 R4 R5 Перемички X0X5 дозволяють тимчасово розiрвати дiлянку кола для пiдєднання амперметру до мiсця розриву. Тимчасово розiрвiть дiлянку кола витягнувши одну з перемичок X0X5 i пiдєднавши замiсть перемички амперметр попередньо перемкнути мультиметр на вимiр струму.
31409. Дослiдження фазообертача на обертовому трансформаторі 90.5 KB
  Дослiдити зміни фази напруги на роторі обертового трансформатора в залежності від кута ротора. А з ротора знімається напруга U3. Якщо вісь обмотки ротора співпадає з вісю обмотки на яку подано напругу U1 то фаза напруги ротора U3 співпадає з фазою U1. Відповідно коли вісь обмотки ротора співпадає з вісю обмотки з напругою U2 фаза U3 співпадає з фазою U2.
31410. Дослiдження потенцiалу i напруженностi поля у електричнiй ваннi 149.5 KB
  Мета: Вимiр потенцiалiв i напруженностi поля для заданної конфiгурацiї електродiв. План роботи Зiбрати макет з заданою конфiгурацiє електродiв згiдно малюнка варiанту завдання. Намалювати свою конфiгурацiю електродiв на графiку. Вставити виводи електродiв моделi у кришку згiдно малюнку завдання так щоб електроди опинились у вiдповiдних отворах кришки.