86173

Взаимодействие частиц

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Познакомиться с явлением существования силы притяжения Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах жидкостях и в газах Изучить зависимость силы притяжения от различных факторов температуры расстояния между частицами величины частиц способствовать пробуждению познавательного интереса...

Русский

2015-04-03

70 KB

3 чел.

Игошева Елена Валентиновна,

учитель химии МОУ «СОШ №109»

Индустриального района г. Перми

План - конспект  урока

«Взаимодействие частиц».

Природоведение 5 класс

Цель: знакомство с многообразием веществ и явлений природы.

Задачи:

  •  Познакомиться с явлением существования силы притяжения,
  •   Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах, жидкостях и в газах,
  •  Изучить зависимость  силы притяжения от различных факторов (температуры, расстояния между частицами, величины частиц )  
  •  способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природоведения,
  •  научить использовать знания, полученные на уроках химии в практической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Оснащение урока: компьютер, проектор, ЦОР, лабораторное оборудование, реактивы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и предлагает для работы на уроке организовать творческие группы

Учащиеся, приветствуя учителя, занимают места по группам.  

2. Актуализация знаний.

- Напомните, о чем шла речь  на последнем уроке природоведения?

- Мы изучали движение частиц вещества. Познакомились с понятием «диффузия». Сравнили скорость диффузии у веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях.

3. Постановка проблемы

- Сломает деревянную палочку, а затем соединим концы. Что наблюдаем?

Разорвем кусочек пластилина, а затем соединим обратно.  Что наблюдаем?

- Два кусочка дерева не соединятся обратно, а два кусочка пластилина соединяются.

- Почему вещества ведут себя по-разному?

Диффузия между молекулами в разных веществах идет с разной скоростью. Частицы вещества с разной силой притягиваются друг к другу.

- Значит, какой вопрос, по вашему мнению, будет предложен  для изучения сегодня на уроке?

Какие силы заставляют притягиваться частицы вещества.

- Итак, тема урока

« Взаимодействие частиц».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть серию опытов и

ответить на вопросы, записанные на доске:

  •  Найдите новые для вас понятия и запишите их в тетрадь.
  •  Запишите новую для вас информацию.
  •  Определите: от каких факторов зависит сила притяжения?
  •  Найдите основной принцип деления.
  •  Проиллюстрируйте текст в виде схемы, таблицы.
  •  Можно ли сделать из данной информации выводы для практической деятельности.

 

Учащиеся смотрят опыты, выполняя необходимые записи в тетрадях (описание опытов см. приложение 1).

После просмотра учитель задает вопросы учащимся: Опыт 1

- Какие силы удерживают колбу около тарелки с водой?

- Почему колба и вода в тарелке не притягивались, пока мы не прикоснулись колбой к воде?

 

- Почему после добавления жидкости для мытья посуды колба оторвалась от воды?

- Какие силы отрывают колбу от воды с жидкостью для мытья посуды?

Силы притяжения.

Частицы начинают притягиваются друг к другу, когда находятся на определенном расстоянии.

Вода и жидкость для мытья посуды обладают разными силами притяжения.

Силы отталкивания.

Зависят ли силы притяжения от агрегатного состояния вещества?

Опыт 2 . Какие выводы можно сделать из данных наблюдений?

Между частицами вещества действуют силы притяжения  и отталкивания. Эти силы зависят от агрегатного состояния веществ. Силы притяжения в твердых веществах очень сильные, поэтому вещество сохраняет и форму и объем, в жидкостях силы притяжения слабее, а в газообразных веществах еще слабее.

- Что отличается у вещества при изменении его агрегатного состояния?

- При переходе из одного агрегатного состояния в другое изменяются расстояния между частицами вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от агрегатного состояния веществ.

- Что мы предприняли для перевода веществ из одного агрегатного состояния в другое?

Мы изменили температуру вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от температуры.

5. Лабораторная работа. Закрепление

Описание лабораторной работы (см. приложение).

В ходе лабораторной работы учащиеся повторяют факторы, влияющие на притяжение частиц вещества.

Лабораторную работу учащиеся выполняют в парах, согласно инструкции.

7. Подведение итогов

Подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Познакомились с силами притяжения и отталкивания между частицами в веществе.

- От каких факторов зависят эти силы?

- Силы  притяжения и отталкивания зависят от природы вещества, расстояния между частицами, агрегатного состояния и температуры.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

Демонстрационный опыт 1

К лабораторному штативу при помощи держателя прикрепить пружину, соединенную с пробкой и колбой. Под штатив поместить тарелку с водой таким образом, чтобы при соприкосновении колбы и воды силы притяжения позволяли им удерживаться друг около друга.   Наблюдать за силами притяжения между стеклом и водой.

Добавить в воду каплю жидкости для мытья посуды. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и раствором жидкости для мытья посуды.  Сделать выводы.

Демонстрационный опыт 2

Возьмем кусочек льда и стакан с водой.

Переместим кусочек льда из одной емкости в другую. При этом лед не меняет форму и объем.

Растопим лед. Переместим воду, полученную из кусочка льда из одной емкости в другую. Вода изменяет форму и не изменяет объем.

Выпарим воду при нагревании. Вода изменила и форму и объем.

Лабораторная работа

  1.  Возьмите нитку и медную проволоку одинаковой толщины. Разорвите.

Что из них легче разорвать?

  1.  Возьмите два сухих кусочка стекла. Прижмите с силой их друг к другу. Снова разъедините.

Смочите стекла водой и повторите. Когда разъединить стекла легче: когда они сухие или сырые?

  1.  Поместите каплю духов на холодную и горячую поверхность. Когда аромат распространяется быстрее?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46355. Племенной питомник американских питбультерьеров «Пит Прайт» 1.97 MB
  Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка мнение Чарлза Дарвина а все современные породы результатом искусственного отбора. Бытует и третья точка зрения согласно которой предок домашней собаки некая самостоятельная ныне исчезнувшая дикая прасобака родственница волков и шакалов. Ларкин Питер 2000 Собаки всегда играли огромную роль в жизни человека. Пенсионерам и одиноким людям собаки скрашивают одиночество.
46356. ОСНВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ 885.28 KB
  При выборе варианта учитывается: Стоимость Долговечность Срок возведения конструкции фундамента Возможность производства работ в зимнее время Сохранение естественной структуры грунта КОНСТРУКЦИИ ФУНДАМЕНТОВ Основные типы фундаментов на естественном основании Рис1.верхняя плоскость фундамента. нижняя плоскость фундамента. hф высота фундамента.
46357. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» 1.85 MB
  Соответственно большой роли энергетики в промышленном производстве современные промышленные предприятия имеют сложные и многообразные энергетические системы состоящие из комплексов установок и устройств предназначенных для сжигания топлива и производства транспорта распределения и потребления электроэнергии теплоты сжатого воздуха газа кислорода. Широкое применение пара для производства электроэнергии в технологических процессах и в быту определяет использование в котлах более 25 вcегo добываемого топлива.2 ...
46359. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования игровых занимательных задач 276 KB
  Задачи математического развития детей дошкольного возраста Ерофеева и другие которые разработали методику формирования математических представлений детей дошкольников. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
46360. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ С БАЗАМИ ЗНАНИЙ 553 KB
  Менеджмент организаций специализации Информационные системы в менеджменте Моделирование знаний в информационных системах Интеллектуальные расчетнологические и экспертные системы Математические концептуальные методологии проектирования систем Базовые модели математической теории...
46361. Транспортная энергетика. Методические указания 481.5 KB
  Выполнение работы прививает определенные навыки практического применения основных методик термодинамического анализа для расчетов термодинамических процессов расширяет знания об идеализированных циклах реальных тепловых машин позволяет на конкретных примерах усвоить методику энергетического анализа и расчета важнейших процессов и циклов. Паровые циклы циклы паросиловых установок ПТУ их рабочим телом является вещество которое в течение цикла находится то в парообразном то в жидком состоянии. Характерные особенности идеального цикла...
46362. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ 7.07 MB
  Получаемая информация о состояниях процесса используется для определения тех характеристик процесса которые нужно получить в результате моделирования. Содержательное описание в словесном выражении концентрирует сведения о физической природе и характеристиках элементарных явлений исследуемого объекта или процесса о степени и характере взаимодействия между ними месте и значении каждого элементарного явления в общем процессе функционирования рассматриваемой реальной системы. Тщательное изучение объекта сводится к наблюдению и фиксации...
46363. Проект и изготовление модели-макета фонтанной арматуры крестового типа 1.5 MB
  Фонтанирование нефтяной скважины это процесс движения нефти от её забоя к устью происходящий под действием пластовой энергии. Естественное фонтанирование нефтяной скважины возможно лишь при условии если ее забойное давление больше гидростатического давления создаваемого на забой весом столба газонефтяной смеси поднимающейся к устью. Фонтанная елка предназначена для контроля и регулирования фонтанной струи направления ее по тому или иному выкиду и в случае необходимости для закрытия скважины. С его помощью поддерживают заданный режим...