86173
Взаимодействие частиц
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Задачи: Познакомиться с явлением существования силы притяжения Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах жидкостях и в газах Изучить зависимость силы притяжения от различных факторов температуры расстояния между частицами величины частиц способствовать пробуждению познавательного интереса...
Русский
2015-04-03
70 KB
4 чел.
Игошева Елена Валентиновна,
учитель химии МОУ «СОШ №109»
Индустриального района г. Перми
План - конспект урока
«Взаимодействие частиц».
Природоведение 5 класс
Цель: знакомство с многообразием веществ и явлений природы.
Задачи:
Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.
Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Оснащение урока: компьютер, проектор, ЦОР, лабораторное оборудование, реактивы.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся и предлагает для работы на уроке организовать творческие группы |
Учащиеся, приветствуя учителя, занимают места по группам. |
2. Актуализация знаний. |
- Напомните, о чем шла речь на последнем уроке природоведения? |
- Мы изучали движение частиц вещества. Познакомились с понятием «диффузия». Сравнили скорость диффузии у веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях. |
3. Постановка проблемы |
- Сломает деревянную палочку, а затем соединим концы. Что наблюдаем? Разорвем кусочек пластилина, а затем соединим обратно. Что наблюдаем? |
- Два кусочка дерева не соединятся обратно, а два кусочка пластилина соединяются. |
- Почему вещества ведут себя по-разному? |
Диффузия между молекулами в разных веществах идет с разной скоростью. Частицы вещества с разной силой притягиваются друг к другу. |
|
- Значит, какой вопрос, по вашему мнению, будет предложен для изучения сегодня на уроке? |
Какие силы заставляют притягиваться частицы вещества. |
|
- Итак, тема урока « Взаимодействие частиц». |
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
|
4. Изучение нового материала |
Учитель предлагает учащимся рассмотреть серию опытов и ответить на вопросы, записанные на доске:
|
Учащиеся смотрят опыты, выполняя необходимые записи в тетрадях (описание опытов см. приложение 1). |
После просмотра учитель задает вопросы учащимся: Опыт 1 - Какие силы удерживают колбу около тарелки с водой? - Почему колба и вода в тарелке не притягивались, пока мы не прикоснулись колбой к воде?
- Почему после добавления жидкости для мытья посуды колба оторвалась от воды? - Какие силы отрывают колбу от воды с жидкостью для мытья посуды? |
Силы притяжения. Частицы начинают притягиваются друг к другу, когда находятся на определенном расстоянии. Вода и жидкость для мытья посуды обладают разными силами притяжения. Силы отталкивания. |
|
Зависят ли силы притяжения от агрегатного состояния вещества? Опыт 2 . Какие выводы можно сделать из данных наблюдений? |
Между частицами вещества действуют силы притяжения и отталкивания. Эти силы зависят от агрегатного состояния веществ. Силы притяжения в твердых веществах очень сильные, поэтому вещество сохраняет и форму и объем, в жидкостях силы притяжения слабее, а в газообразных веществах еще слабее. |
|
- Что отличается у вещества при изменении его агрегатного состояния? |
- При переходе из одного агрегатного состояния в другое изменяются расстояния между частицами вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от агрегатного состояния веществ. |
|
- Что мы предприняли для перевода веществ из одного агрегатного состояния в другое? |
Мы изменили температуру вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от температуры. |
|
5. Лабораторная работа. Закрепление |
Описание лабораторной работы (см. приложение). В ходе лабораторной работы учащиеся повторяют факторы, влияющие на притяжение частиц вещества. |
Лабораторную работу учащиеся выполняют в парах, согласно инструкции. |
7. Подведение итогов |
Подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? |
- Познакомились с силами притяжения и отталкивания между частицами в веществе. |
- От каких факторов зависят эти силы? |
- Силы притяжения и отталкивания зависят от природы вещества, расстояния между частицами, агрегатного состояния и температуры. |
|
Спасибо за урок. До свидания. |
Приложение.
Демонстрационный опыт 1
К лабораторному штативу при помощи держателя прикрепить пружину, соединенную с пробкой и колбой. Под штатив поместить тарелку с водой таким образом, чтобы при соприкосновении колбы и воды силы притяжения позволяли им удерживаться друг около друга. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и водой.
Добавить в воду каплю жидкости для мытья посуды. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и раствором жидкости для мытья посуды. Сделать выводы.
Демонстрационный опыт 2
Возьмем кусочек льда и стакан с водой.
Переместим кусочек льда из одной емкости в другую. При этом лед не меняет форму и объем.
Растопим лед. Переместим воду, полученную из кусочка льда из одной емкости в другую. Вода изменяет форму и не изменяет объем.
Выпарим воду при нагревании. Вода изменила и форму и объем.
Лабораторная работа
Что из них легче разорвать?
Смочите стекла водой и повторите. Когда разъединить стекла легче: когда они сухие или сырые?
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
14078. | Ярослав Стельмах. «Химера лісового озера...». Урок з української літератури | 30 KB | |
УРОК № 58 Тема.Я. Стельмах. Химера лісового озера. Мета:ознайомити учнів із кульмінацією та розвязкою твору; розвивати навички виразного читання переказу виділення найнапруженіших епізодів у творі висловлення власної думки щодо прочитаного; виховувати почуття ... | |||
14081. | Куля. Площа поверхні та обєм кулі | 76.5 KB | |
УРОК № 59 геометрія 9 клас Тема уроку. Куля. Площа поверхні та об'єм кулі. Мета уроку: повторення приведення в систему й розширення відомостей про кулю сферу площу поверхні та об'єм кулі; формування вмінь учнів знаходити площі поверхонь і об'єми куль. Тип уроку: ком... | |||
14082. | Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России» | 20.85 KB | |
Сценарий дружинного мероприятия От Святой Руси до Великой России Цель: Вызвать чувство гордости за свою Родину. Задачи: формирование стремления к победе гармонии совершенства физического и духовного начала; сплочение коллектива; воспитание | |||
14083. | Тарас Шевченко. «Тече вода з-під явора» | 44.5 KB | |
УРОК № 60 Тема.Т. Шевченко. Тече вода зпід явора. Мета:пригадати основні відомості про поета ознайомити з ліричним твором допомогти усвідомити його красу; розвивати навички виразного читання аналізу віршів; образне асоціативне мислення; виховувати любов до рідн | |||
14084. | Тарас Шевченко. «Тече вода з-під явора». Виразне читання вірша напам’ять | 35.5 KB | |
УРОК № 61 Тема. Т. Шевченко. Тече вода зпід явора. Виразне читання вірша напамять. Мета: закріпити навички учнів виразного усвідомленого читання поезії напамять; розвивати память акторські здібності; виховувати естетичні почуття. Обладнання: портрет письменник... | |||
14085. | Костянтин Малицька. «Чом, чом, чом, земле моя...» | 33 KB | |
УРОК № 62 Тема.К. Малицька. Чом чом чом земле моя.... Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменниці допомогти їм зрозуміти ліричність і красу віршапісні; розвивати навички виразного читання визначення головної думки та художніх засобів твору вміння вис | |||
14086. | Учет и анализ труда и заработной платы в ЗАО «УралСпецТранс» | 46 KB | |
Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы | |||