86173

Взаимодействие частиц

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Познакомиться с явлением существования силы притяжения Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах жидкостях и в газах Изучить зависимость силы притяжения от различных факторов температуры расстояния между частицами величины частиц способствовать пробуждению познавательного интереса...

Русский

2015-04-03

70 KB

1 чел.

Игошева Елена Валентиновна,

учитель химии МОУ «СОШ №109»

Индустриального района г. Перми

План - конспект  урока

«Взаимодействие частиц».

Природоведение 5 класс

Цель: знакомство с многообразием веществ и явлений природы.

Задачи:

  •  Познакомиться с явлением существования силы притяжения,
  •   Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах, жидкостях и в газах,
  •  Изучить зависимость  силы притяжения от различных факторов (температуры, расстояния между частицами, величины частиц )  
  •  способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природоведения,
  •  научить использовать знания, полученные на уроках химии в практической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Оснащение урока: компьютер, проектор, ЦОР, лабораторное оборудование, реактивы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и предлагает для работы на уроке организовать творческие группы

Учащиеся, приветствуя учителя, занимают места по группам.  

2. Актуализация знаний.

- Напомните, о чем шла речь  на последнем уроке природоведения?

- Мы изучали движение частиц вещества. Познакомились с понятием «диффузия». Сравнили скорость диффузии у веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях.

3. Постановка проблемы

- Сломает деревянную палочку, а затем соединим концы. Что наблюдаем?

Разорвем кусочек пластилина, а затем соединим обратно.  Что наблюдаем?

- Два кусочка дерева не соединятся обратно, а два кусочка пластилина соединяются.

- Почему вещества ведут себя по-разному?

Диффузия между молекулами в разных веществах идет с разной скоростью. Частицы вещества с разной силой притягиваются друг к другу.

- Значит, какой вопрос, по вашему мнению, будет предложен  для изучения сегодня на уроке?

Какие силы заставляют притягиваться частицы вещества.

- Итак, тема урока

« Взаимодействие частиц».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть серию опытов и

ответить на вопросы, записанные на доске:

  •  Найдите новые для вас понятия и запишите их в тетрадь.
  •  Запишите новую для вас информацию.
  •  Определите: от каких факторов зависит сила притяжения?
  •  Найдите основной принцип деления.
  •  Проиллюстрируйте текст в виде схемы, таблицы.
  •  Можно ли сделать из данной информации выводы для практической деятельности.

 

Учащиеся смотрят опыты, выполняя необходимые записи в тетрадях (описание опытов см. приложение 1).

После просмотра учитель задает вопросы учащимся: Опыт 1

- Какие силы удерживают колбу около тарелки с водой?

- Почему колба и вода в тарелке не притягивались, пока мы не прикоснулись колбой к воде?

 

- Почему после добавления жидкости для мытья посуды колба оторвалась от воды?

- Какие силы отрывают колбу от воды с жидкостью для мытья посуды?

Силы притяжения.

Частицы начинают притягиваются друг к другу, когда находятся на определенном расстоянии.

Вода и жидкость для мытья посуды обладают разными силами притяжения.

Силы отталкивания.

Зависят ли силы притяжения от агрегатного состояния вещества?

Опыт 2 . Какие выводы можно сделать из данных наблюдений?

Между частицами вещества действуют силы притяжения  и отталкивания. Эти силы зависят от агрегатного состояния веществ. Силы притяжения в твердых веществах очень сильные, поэтому вещество сохраняет и форму и объем, в жидкостях силы притяжения слабее, а в газообразных веществах еще слабее.

- Что отличается у вещества при изменении его агрегатного состояния?

- При переходе из одного агрегатного состояния в другое изменяются расстояния между частицами вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от агрегатного состояния веществ.

- Что мы предприняли для перевода веществ из одного агрегатного состояния в другое?

Мы изменили температуру вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от температуры.

5. Лабораторная работа. Закрепление

Описание лабораторной работы (см. приложение).

В ходе лабораторной работы учащиеся повторяют факторы, влияющие на притяжение частиц вещества.

Лабораторную работу учащиеся выполняют в парах, согласно инструкции.

7. Подведение итогов

Подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Познакомились с силами притяжения и отталкивания между частицами в веществе.

- От каких факторов зависят эти силы?

- Силы  притяжения и отталкивания зависят от природы вещества, расстояния между частицами, агрегатного состояния и температуры.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

Демонстрационный опыт 1

К лабораторному штативу при помощи держателя прикрепить пружину, соединенную с пробкой и колбой. Под штатив поместить тарелку с водой таким образом, чтобы при соприкосновении колбы и воды силы притяжения позволяли им удерживаться друг около друга.   Наблюдать за силами притяжения между стеклом и водой.

Добавить в воду каплю жидкости для мытья посуды. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и раствором жидкости для мытья посуды.  Сделать выводы.

Демонстрационный опыт 2

Возьмем кусочек льда и стакан с водой.

Переместим кусочек льда из одной емкости в другую. При этом лед не меняет форму и объем.

Растопим лед. Переместим воду, полученную из кусочка льда из одной емкости в другую. Вода изменяет форму и не изменяет объем.

Выпарим воду при нагревании. Вода изменила и форму и объем.

Лабораторная работа

  1.  Возьмите нитку и медную проволоку одинаковой толщины. Разорвите.

Что из них легче разорвать?

  1.  Возьмите два сухих кусочка стекла. Прижмите с силой их друг к другу. Снова разъедините.

Смочите стекла водой и повторите. Когда разъединить стекла легче: когда они сухие или сырые?

  1.  Поместите каплю духов на холодную и горячую поверхность. Когда аромат распространяется быстрее?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59122. Табличний процесор, його призначення. Основні функції табличного процесора 53 KB
  Що є спільне в усіх цих програмах Що їх відрізняє одна від одної Який шлях до цих програм від головного меню Яким способом можна створити документ у цих програмах не чіпаючи головного меню. Як викликати контекстне меню для певного обєкта ІІ План подання нового матеріалу.
59123. Протиставлення життєвого вибору в долях синів Тараса Бульби 49 KB
  Гоголя Тарас Бульба розкрити силу характеру Остапа і причини трагедії Андрія; проаналізувати художні засоби створення образів скласти порівняльну характеристику героїв; розвивати навички порівняльної характеристики персонажів переказу вміння давати розгорнуту відповідь на поставлені запитання...
59124. Тарас Шевченко – художник 59.5 KB
  Обладнання: репродукції картин художника альбом Шевченкохудожник куточок поетахудожника куточок читача. Відомо: Україна це Шевченко Шевченко це Україна. Шевченко.
59125. Твір-опис природи за картиною 28.5 KB
  Що змальовано на них Красу природи. Ми часто зустрічаємося з пейзажем в художніх творах письменники передають їхнє ставлення до описаного куточка природи певний настрій а допомагають їм у цьому відповідним чином дібрані художні засоби мислення.
59126. Ну що б, здавалося, слова... (Тарас Шевченко) 41.5 KB
  Мета: повторити узагальнити та систематизувати навчальну інформацію учнів з даної теми розширити словниковий запас учнів формувати вміння доречно вживати слова у своєму мовленні розвивати творчу індивідуальність спостережливість...
59127. Музика розповідає 34 KB
  Чайковський Танець феї Драже Баба Яга; поспівка Перший клас; пісня Б.Чайковського Танець феї Драже Баба Яга Композитор П.Чайковського з балету Лускунчик у якому задіяні персонажі дівчинка солдатлускунчик казкова фея яка має назву цукерок фея Драже та багато інших і скажіть...
59128. Збереження природи є надзвичайно актуальним сьогодні, а ліс - це одне з основних джерел чистого повітря і наш годувальник 39 KB
  День ерудитів-знавців лісу у цей день можна провести вікторину Загадки лісу. День Допомоги другу трудовий десант по очистці лісу від сміття. День Лісових кореспондентів оформлення стенду Ми друзі лісу і підведення підсумків тижня лісу.
59129. Типи економічних систем 35.5 KB
  Цілі: узагальнити та повторити знання з теми Типи економічних систем. Відпрацювати вміння застосовувати їх на практиці, порівнювати переваги й недоліки економічних систем, проводити економічний аналіз літературних творів.
59130. Складні речення зі сполучниковим та безсполучниковим звязком. Кома між частинами складного речення 35.5 KB
  Мета: удосконалювати уміння та навички у визначенні граматичних основ у частинах складного речення правильному інтонуванні складних речень вживанні розділових знаків між частинами складних речень; розвивати логічне мислення увагу мовлення естетичні почуття; виховувати любов до прекрасного.