86173

Взаимодействие частиц

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Познакомиться с явлением существования силы притяжения Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах жидкостях и в газах Изучить зависимость силы притяжения от различных факторов температуры расстояния между частицами величины частиц способствовать пробуждению познавательного интереса...

Русский

2015-04-03

70 KB

1 чел.

Игошева Елена Валентиновна,

учитель химии МОУ «СОШ №109»

Индустриального района г. Перми

План - конспект  урока

«Взаимодействие частиц».

Природоведение 5 класс

Цель: знакомство с многообразием веществ и явлений природы.

Задачи:

  •  Познакомиться с явлением существования силы притяжения,
  •   Сравнить силу притяжения частиц в твердых телах, жидкостях и в газах,
  •  Изучить зависимость  силы притяжения от различных факторов (температуры, расстояния между частицами, величины частиц )  
  •  способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природоведения,
  •  научить использовать знания, полученные на уроках химии в практической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, овладение новыми умениями и навыками.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Оснащение урока: компьютер, проектор, ЦОР, лабораторное оборудование, реактивы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и предлагает для работы на уроке организовать творческие группы

Учащиеся, приветствуя учителя, занимают места по группам.  

2. Актуализация знаний.

- Напомните, о чем шла речь  на последнем уроке природоведения?

- Мы изучали движение частиц вещества. Познакомились с понятием «диффузия». Сравнили скорость диффузии у веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях.

3. Постановка проблемы

- Сломает деревянную палочку, а затем соединим концы. Что наблюдаем?

Разорвем кусочек пластилина, а затем соединим обратно.  Что наблюдаем?

- Два кусочка дерева не соединятся обратно, а два кусочка пластилина соединяются.

- Почему вещества ведут себя по-разному?

Диффузия между молекулами в разных веществах идет с разной скоростью. Частицы вещества с разной силой притягиваются друг к другу.

- Значит, какой вопрос, по вашему мнению, будет предложен  для изучения сегодня на уроке?

Какие силы заставляют притягиваться частицы вещества.

- Итак, тема урока

« Взаимодействие частиц».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся рассмотреть серию опытов и

ответить на вопросы, записанные на доске:

  •  Найдите новые для вас понятия и запишите их в тетрадь.
  •  Запишите новую для вас информацию.
  •  Определите: от каких факторов зависит сила притяжения?
  •  Найдите основной принцип деления.
  •  Проиллюстрируйте текст в виде схемы, таблицы.
  •  Можно ли сделать из данной информации выводы для практической деятельности.

 

Учащиеся смотрят опыты, выполняя необходимые записи в тетрадях (описание опытов см. приложение 1).

После просмотра учитель задает вопросы учащимся: Опыт 1

- Какие силы удерживают колбу около тарелки с водой?

- Почему колба и вода в тарелке не притягивались, пока мы не прикоснулись колбой к воде?

 

- Почему после добавления жидкости для мытья посуды колба оторвалась от воды?

- Какие силы отрывают колбу от воды с жидкостью для мытья посуды?

Силы притяжения.

Частицы начинают притягиваются друг к другу, когда находятся на определенном расстоянии.

Вода и жидкость для мытья посуды обладают разными силами притяжения.

Силы отталкивания.

Зависят ли силы притяжения от агрегатного состояния вещества?

Опыт 2 . Какие выводы можно сделать из данных наблюдений?

Между частицами вещества действуют силы притяжения  и отталкивания. Эти силы зависят от агрегатного состояния веществ. Силы притяжения в твердых веществах очень сильные, поэтому вещество сохраняет и форму и объем, в жидкостях силы притяжения слабее, а в газообразных веществах еще слабее.

- Что отличается у вещества при изменении его агрегатного состояния?

- При переходе из одного агрегатного состояния в другое изменяются расстояния между частицами вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от агрегатного состояния веществ.

- Что мы предприняли для перевода веществ из одного агрегатного состояния в другое?

Мы изменили температуру вещества. Следовательно, силы притяжения зависят от температуры.

5. Лабораторная работа. Закрепление

Описание лабораторной работы (см. приложение).

В ходе лабораторной работы учащиеся повторяют факторы, влияющие на притяжение частиц вещества.

Лабораторную работу учащиеся выполняют в парах, согласно инструкции.

7. Подведение итогов

Подведем итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Познакомились с силами притяжения и отталкивания между частицами в веществе.

- От каких факторов зависят эти силы?

- Силы  притяжения и отталкивания зависят от природы вещества, расстояния между частицами, агрегатного состояния и температуры.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

Демонстрационный опыт 1

К лабораторному штативу при помощи держателя прикрепить пружину, соединенную с пробкой и колбой. Под штатив поместить тарелку с водой таким образом, чтобы при соприкосновении колбы и воды силы притяжения позволяли им удерживаться друг около друга.   Наблюдать за силами притяжения между стеклом и водой.

Добавить в воду каплю жидкости для мытья посуды. Наблюдать за силами притяжения между стеклом и раствором жидкости для мытья посуды.  Сделать выводы.

Демонстрационный опыт 2

Возьмем кусочек льда и стакан с водой.

Переместим кусочек льда из одной емкости в другую. При этом лед не меняет форму и объем.

Растопим лед. Переместим воду, полученную из кусочка льда из одной емкости в другую. Вода изменяет форму и не изменяет объем.

Выпарим воду при нагревании. Вода изменила и форму и объем.

Лабораторная работа

  1.  Возьмите нитку и медную проволоку одинаковой толщины. Разорвите.

Что из них легче разорвать?

  1.  Возьмите два сухих кусочка стекла. Прижмите с силой их друг к другу. Снова разъедините.

Смочите стекла водой и повторите. Когда разъединить стекла легче: когда они сухие или сырые?

  1.  Поместите каплю духов на холодную и горячую поверхность. Когда аромат распространяется быстрее?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53643. У порога и начало первой русской революции 1905-1907 гг 38 KB
  Эти события получили название первая русская революция. Что такое революция В чем она проявляется Дети понимают что им нужно узнать что же такое революция. Учитель предлагает ребятам рассказать как они понимают слово революция для более глубокого осмысления понятия а затем записать грамотное определение понятию революция. Итак ребята что нового мы узнали сегодня на уроке 1Узнали что в 19051907 гг в России произошла революция 2Опираясь на ранее изученный материл вспомнили что такое революция 3Поняли причины произошедшей...
53644. Мы рисуем осень 127.5 KB
  Тема урока: Мы рисуем осень Цель урока: создать условия для сознательного выбора учащимися применения ими выразительных средств для передачи характерных признаков разных периодов осени. Я нарисовал осень и вот что у меня получилось показывает рисунок. А я с ним не согласен я всё знаю Осенью всегда грязно холодно тоскливо всегда идёт дождь никакого настроения нет Ведь правда Учитель: В осени три месяца. Неужели они все одинаковые Осень называют капризным временем года и не случайно.
53645. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 69.08 KB
  Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.
53646. В музеях хранятся картины. Натюрморт 37.5 KB
  Натюрморт. Сегодня мы как раз поговорим про натюрморт и выполним первые работы для вашего классного музея. Кто запомнил что такое натюрморт Это предметы объединённые одной темой. Если натюрморт чайный какие предметы будут входить в натюрморт Какие бывают натюрморты кто знает Слайд.
53647. Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Э. Хемингуэя «Кошка под дождём» 55 KB
  Структура урока Организационный момент Актуализация мотивация и целеполагание Слово учителя Беседа по тексту Итог урока Рефлексия Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока. Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент 1 минута Приветствует учащихся рассаживает их по партам создает доброжелательную рабочую атмосферу проверяет готовность учащихся к работе и наличие у каждого ученика художественного текста.
53648. Стоимость источников заемного капитала, собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала 32.5 KB
  Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость такого источника финансирования как банковские ссуды зависит в первую очередь от процентной ставки по кредиту.
53649. Художественная культура Античности 340.5 KB
  Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки о древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы 1 вариант Древнеримская культура Определите соответствие между древнегреческими и древнеримскими богами их функциями Зевс Марс 1 бог любви Арес...
53650. Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян 110.5 KB
  Основные понятия урока: античное искусство этруски патриотизм империя Методы: Наглядный просмотр репродукций и иллюстраций работа с карточками по мифологии словесный рассказ учителя беседа учителя и учеников письменное заполнение таблицы. Ход урока: Время Содержание урока речевая деятельность учителя и учеников Примечания по выполнению: этапы урока деятельность...
53651. Знакомство с отрывком из рассказа И.С.Соколова-Микитова «Русский лес» 31.5 KB
  Сегодня не покидая нашего класса мы отправляемся в весенний лес. – А что можно услышать ранним утром войдя в весенний лес шум ручья пение птиц как ветер гуляет в юной листве Представьте раннее утро По лесу идет Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Учитель читает отрывок из произведения Русский лес Соколова-Микитова.