86174

Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Место же прокуратуры РФ в системе государственных органов РФ можно оценить рассмотрев некоторые положения Конституции России и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации. Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа учреждаемого конституцией Российской Федерации определяется...

Русский

2015-04-03

45.96 KB

2 чел.

Задание 1

Теоретический вопрос: Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации.

Для определения роли прокуратуры, отведённой ей в качестве органа осуществляющего некоторые функции государственной власти необходимо обратиться к анализу целей и задач, поставленных перед прокуратурой, а также установленных для неё функций. Место же прокуратуры РФ в системе государственных органов РФ можно оценить, рассмотрев некоторые положения Конституции России и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа, учреждаемого конституцией Российской Федерации, определяется конституционно-правовыми нормами и принимаемыми на их основе и в их развитие федеральными законами, а также другими нормативно-правовыми акткми. Основой правового статуса прокуратуры являются предписания, определяющие её функции и полномочия, а также место, которое ей отводится в системе органов государственной власти. Отправным моментом анализа статуса прокуратуры является исследование положений о функциональном назначении и полномочиях прокуратуры. Опраделение места и роли прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, хотя и имеет самостоятельное правовое значение, но, по сути, производно от установленных видов её деятельности2.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокуратуры определены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства3. Той же статьёй определены и функции прокуратуры, основой которых является надзор за соблюдением Конституции и законов РФ, а также соблюдение прав и свобод человека, остальные же вытекают из первых двух. Задачи прокуратуры вытекают из целей и направлены на обеспечение единообразия законов  и укрепление правопорядка в государстве, а решаются при осуществлении указанных в законе функций. Прокурорам предоставлен широкий спектр полномочий, обеспечивающий осуществление определённых законом функций. Из вышесказанного следует, что роль прокуратуры имеет большое социальное и общегосударственное значение, заключающееся в надзоре за состоянием законности в государстве, соответствии законов Конституции РФ и соответственно нижестоящих по юридической силе правовых актов законам, а также некоторых других функций необходимых для осуществления государственной власти.

Место прокуратуры в системе государственных органов не является однозначным, так как тяжело отнести прокуратуру к какой-то одной ветви власти. Тогда как сама прокуратура, несомненно, является органом государственной власти. Поскольку государственная власть – это предоставленная законодательством государственному органу или должностному лицу возможность осуществления в интересах общества и государства совершенно конкретных функций, то Прокуратура Российской Федерации обладает указанными характеризующими государственную власть признаками4. Это утверждение подкрепляет факт осуществления государственных данными функциями на всей территории РФ централизованным органом с чёткой и иерархичной системой подчинения внутри своей структуры, как можно видеть из положений ст. 129 Конституции России и п.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется, исходя из её разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура же занимает некое положение вне этих ветвей власти по совокупности причин, высказываемых различными авторами, приведу несколько, по мнению одного из таких авторов:

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ5.

Существуют различные мнения, что прокуратура представляет собой четвёртую ветвь власти и даже пятую (если считать президентскую власть – четвёртой), и что прокуратура входит в президентскую власть, а также точка зрения об обособленном положении прокуратуры в системе государственных органов России. Возможно, что все эти взгляды и имеют право на жизнь, также приводятся разные доводы в пользу тех или иных теорий и взглядов, в свою очередь они не лишены смысла. Одно можно сказать точно, деятельность прокуратуры представляет собой особый вид реализации функций государства, направленный на поддержание единства правового пространства РФ, на соблюдение законности и правопорядка, на охрану прав и законных интересов человека и общества в целом.

В законодательстве РФ непосредственно не установлено определения понятия «прокурорский надзор», но его формулировку можно выстроить из положений гл. 1 и 3  Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195.

Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности по обеспечению и поддержанию точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, который осуществляется от имени Российской Федерации, специально созданными для этого органами прокуратуры6. Схожее определение приводится многими авторами с незначительными различиями, которые заключаются в наличии уточнений или их отсутствии. К основным направлениям в деятельности прокуратуры по за исполнением законов отнесен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод.

Задание 2

В «Независимой газете» опубликована заметка «Штраф за нецензурную брань на предприятии — 500 рублей». Автор заметки сообщил, что в ООО «Энский шинный завод» введена новая система штрафов за нарушения трудовой дисциплины. «Воспитательные беседы, общественные порицания уступили место денежным взаиморасчетам между нарушителями и администрацией. За опоздание надо платить 500 рублей, перекур в неположенном месте — 50 руб. Попытка пройти на предприятие в подпитии обойдется в 100 руб., а выход с территории в «приподнятом состоянии» — 150 руб. Предусмотрена и психологическая зашита охранников предприятия: пререкание с ними в непечатной форме стоит 500 руб.».

Как должен поступить прокурор района, прочтя в газете данную заметку?

Составьте акт прокурорского реагирования.

Исходя из информации, опубликованной в газете, можно сделать вывод о нарушении трудового законодательства. В ст. 192 ТК РФ предусмотрено три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; в той же статье установлено, что не допускается применения дисциплинарных взысканий, не предусмотренных в ТК РФ за некоторыми исключениями, к которым данный случай не относится. Соответственно введение штрафов за нарушение трудовой дисциплины на предприятии ООО «Энский шинный завод» является противозаконным действием. В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре"; п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7.12.2007 г.     № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" сообщения в СМИ могут являться основанием для проведения прокурорской проверки.

В представленной ситуации функция органов прокуратуры определяется п. 1 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", а именно надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Для разрешения нарушений указанных в данной задаче прокурор может воспользоваться полномочиями, установленными п. 1, 2, а также абзацем третьим п. 3 ст. 22 "О прокуратуре Российской Федерации". В случае  если итоги проверки подтвердят достоверность опубликованной в газете информации, прокурору необходимо внести уполномоченному должностному лицу ООО «Энский шинный завод» представление об устранении нарушения положений ст. 192 ТК РФ.

ПРОКУРАТУРА

Российской Федерации

ПРКУРАТУРА

Эмской области

Прокуратура г. Энска

359642, Эмская область,

г. Энск, ул. Советская, 18

Тел. (9649) 6-59-82

Генеральному директору

ООО «Энский шинный завод»

С.М. Селевёрстову

ул. Н. Юденича, 59, г. Энск

01.04.2004 368/м-19      

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений трудового законодательства.

Прокуратурой города Энска была проведена проверка информации опубликованной «Независимой газетой» в заметке «Штраф за нецензурную брань на предприятии — 500 рублей». Итоги проверки подтвердили информацию об установлении штрафов для работников ООО «Энский шинный завод» за нарушение трудовой дисциплины, что противоречит положениям статьи 192 Трудового Кодекса РФ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предлагаю:

  1.  В кратчайшие сроки исключить из локальных нормативно-правовых актов ООО «Энский шинный завод» положения, противоречащие трудовому законодательству.
  2.  Привлеч к дисциплинарной ответственности лиц ответственных за разработку и внесение на утверждение противозаконных положений в локальные правовые акты.
  3.  Исключить случаи, а также устранить последствия применения дисциплинарных мер, не установленных Трудовым кодексом РФ.

О проделанной работе и результатах принятых  мер по устранению нарушений законодательства прошу сообщить в прокуратуру города Энска.

Список используемой литературы

  1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г.) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2009. - № 4. – Ст. 445.
  2.  О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства  Рос. Федерации., 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  3.  Бобров В. К. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / В. К. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 207 с.
  4.  Соловьёв Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе [Текст]: лекция / Н.А. Соловьёв, А.А. Меденцов; ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2005. – 72 с.
  5.  Коллектив авторов Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям: Монография / С.Е. Метелев, И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, А.Н. Величко, С.Н. Шатилович – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. — 373 с.
  6.  Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М.П. Поляков, А.Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.
  7.  Печников Н.П. Общий надзор прокуратуры, его задачи и проблемы эффективности : курс лекций / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 60 с.

 

2 Соловьёв Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе [Текст]: лекция / Н.А. Соловьёв, А.А. Меденцов; ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2005. – 72 с.

3 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства  Рос. Федерации., 20.11.1995, N 47, ст. 4472

4 Коллектив авторов Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям: Монография / С.Е. Метелев, И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, А.Н. Величко, С.Н. Шатилович – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 373 с.

5 Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.

6 См.: Поляков М. П. Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6415. Економіка суспільства як сукупність видів економічної діяльності 82.35 KB
  Економіка суспільства як сукупність видів економічної діяльності. Економічна система: її сутність та структурні елементи. Продуктивні сили та їх структура. Типи та еволюція економічних систем. Економічні моделі. Формаційний та цивілізацій...
6416. Аналіз поведінки споживача 117 KB
  Аналіз поведінки споживача План: Бюджетна лінія: рівняння і графічна побудова. Криві байдужості та бюджетні лінії. Рівновага споживача: економічна, алгебраїчна та графічна. Зміна оптимального стану споживача в результаті змін...
6417. Електоральні соціологічні дослідження як невід’ємна складова політичного маркетингу 136.5 KB
  Електоральні соціологічні дослідження як невід'ємна складова політичного маркетингу Передумови існування політичного ринку. Етапи політичного маркетингу. Суб'єкти політичного маркетингу. Характеристики основних структурних елементів політи...
6418. Бібліотека вищого навчального закладу і правила користування її фондами 60 KB
  Бібліотека вищого навчального закладу і правила користування її фондами. Загальні відомості про бібліотеку вищого навчального закладу. Бібліотека -(від грец. biblion - книга, theke - склад ) - заклад, який організує...
6419. Часи англійських дієслів та способи їх вживання. Конспект лекцій 1007.5 KB
  Лекція № 1 Тема: Часи англійського дієслова - thePresentContinuousTense. Мета: Ознайомити з новою ГС - PresentContinuous. Навчити утворювати стверджувальні, питальні, заперечні речення в PresentContinuousта вживат...
6420. Основи охорони праці. Курс лекцій 865 KB
  Лекція № 1 Тема лекції: Теоретичні основи охорони праці План лекції: Місце охорони праці в комплексі забезпечення безпеки життєдіяльності. Предмет, структура, мета дисципліни Основи охорони праці. Основні напрямки формуванн...
6421. Історія України. Опорний конспект лекцій 1.59 MB
  Немало проблем, які має розв’язати наше суспільство зараз та у найближчі роки, мають своє коріння у минулому: далекому чи недавньому. Попередні покоління накопичили колосальний історичний досвід, ігнорування якого вкрай небезпечне. Пізнання цього досвіду – одне з практичних завдань історичної науки.
6422. Економічний аналіз (теоретичні основи). Курс лекцій 795.47 KB
  Розглядаються теоретичні основи економічного аналізу, зокрема його значення та роль у системі управління підприємством, предмет та види економічного аналізу, його метод, методика факторного аналізу, характеристика способів детермінованого факт...
6423. Функционирование прямой речи в рассказах Л. Добычина 67.5 KB
  Функционирование прямой речи в рассказах Л. Добычина Рассматривая текст Города Эн, Ю. Щеглов отметил способ введения прямой речи (реплики пишутся сплошь, в строку), который создает отсутствие живого, творческого общения. Таким же образом в некот...