86174

Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Место же прокуратуры РФ в системе государственных органов РФ можно оценить рассмотрев некоторые положения Конституции России и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации. Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа учреждаемого конституцией Российской Федерации определяется...

Русский

2015-04-03

45.96 KB

9 чел.

Задание 1

Теоретический вопрос: Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации.

Для определения роли прокуратуры, отведённой ей в качестве органа осуществляющего некоторые функции государственной власти необходимо обратиться к анализу целей и задач, поставленных перед прокуратурой, а также установленных для неё функций. Место же прокуратуры РФ в системе государственных органов РФ можно оценить, рассмотрев некоторые положения Конституции России и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа, учреждаемого конституцией Российской Федерации, определяется конституционно-правовыми нормами и принимаемыми на их основе и в их развитие федеральными законами, а также другими нормативно-правовыми акткми. Основой правового статуса прокуратуры являются предписания, определяющие её функции и полномочия, а также место, которое ей отводится в системе органов государственной власти. Отправным моментом анализа статуса прокуратуры является исследование положений о функциональном назначении и полномочиях прокуратуры. Опраделение места и роли прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, хотя и имеет самостоятельное правовое значение, но, по сути, производно от установленных видов её деятельности2.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокуратуры определены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства3. Той же статьёй определены и функции прокуратуры, основой которых является надзор за соблюдением Конституции и законов РФ, а также соблюдение прав и свобод человека, остальные же вытекают из первых двух. Задачи прокуратуры вытекают из целей и направлены на обеспечение единообразия законов  и укрепление правопорядка в государстве, а решаются при осуществлении указанных в законе функций. Прокурорам предоставлен широкий спектр полномочий, обеспечивающий осуществление определённых законом функций. Из вышесказанного следует, что роль прокуратуры имеет большое социальное и общегосударственное значение, заключающееся в надзоре за состоянием законности в государстве, соответствии законов Конституции РФ и соответственно нижестоящих по юридической силе правовых актов законам, а также некоторых других функций необходимых для осуществления государственной власти.

Место прокуратуры в системе государственных органов не является однозначным, так как тяжело отнести прокуратуру к какой-то одной ветви власти. Тогда как сама прокуратура, несомненно, является органом государственной власти. Поскольку государственная власть – это предоставленная законодательством государственному органу или должностному лицу возможность осуществления в интересах общества и государства совершенно конкретных функций, то Прокуратура Российской Федерации обладает указанными характеризующими государственную власть признаками4. Это утверждение подкрепляет факт осуществления государственных данными функциями на всей территории РФ централизованным органом с чёткой и иерархичной системой подчинения внутри своей структуры, как можно видеть из положений ст. 129 Конституции России и п.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется, исходя из её разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура же занимает некое положение вне этих ветвей власти по совокупности причин, высказываемых различными авторами, приведу несколько, по мнению одного из таких авторов:

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ5.

Существуют различные мнения, что прокуратура представляет собой четвёртую ветвь власти и даже пятую (если считать президентскую власть – четвёртой), и что прокуратура входит в президентскую власть, а также точка зрения об обособленном положении прокуратуры в системе государственных органов России. Возможно, что все эти взгляды и имеют право на жизнь, также приводятся разные доводы в пользу тех или иных теорий и взглядов, в свою очередь они не лишены смысла. Одно можно сказать точно, деятельность прокуратуры представляет собой особый вид реализации функций государства, направленный на поддержание единства правового пространства РФ, на соблюдение законности и правопорядка, на охрану прав и законных интересов человека и общества в целом.

В законодательстве РФ непосредственно не установлено определения понятия «прокурорский надзор», но его формулировку можно выстроить из положений гл. 1 и 3  Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195.

Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности по обеспечению и поддержанию точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, который осуществляется от имени Российской Федерации, специально созданными для этого органами прокуратуры6. Схожее определение приводится многими авторами с незначительными различиями, которые заключаются в наличии уточнений или их отсутствии. К основным направлениям в деятельности прокуратуры по за исполнением законов отнесен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод.

Задание 2

В «Независимой газете» опубликована заметка «Штраф за нецензурную брань на предприятии — 500 рублей». Автор заметки сообщил, что в ООО «Энский шинный завод» введена новая система штрафов за нарушения трудовой дисциплины. «Воспитательные беседы, общественные порицания уступили место денежным взаиморасчетам между нарушителями и администрацией. За опоздание надо платить 500 рублей, перекур в неположенном месте — 50 руб. Попытка пройти на предприятие в подпитии обойдется в 100 руб., а выход с территории в «приподнятом состоянии» — 150 руб. Предусмотрена и психологическая зашита охранников предприятия: пререкание с ними в непечатной форме стоит 500 руб.».

Как должен поступить прокурор района, прочтя в газете данную заметку?

Составьте акт прокурорского реагирования.

Исходя из информации, опубликованной в газете, можно сделать вывод о нарушении трудового законодательства. В ст. 192 ТК РФ предусмотрено три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; в той же статье установлено, что не допускается применения дисциплинарных взысканий, не предусмотренных в ТК РФ за некоторыми исключениями, к которым данный случай не относится. Соответственно введение штрафов за нарушение трудовой дисциплины на предприятии ООО «Энский шинный завод» является противозаконным действием. В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре"; п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7.12.2007 г.     № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" сообщения в СМИ могут являться основанием для проведения прокурорской проверки.

В представленной ситуации функция органов прокуратуры определяется п. 1 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", а именно надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Для разрешения нарушений указанных в данной задаче прокурор может воспользоваться полномочиями, установленными п. 1, 2, а также абзацем третьим п. 3 ст. 22 "О прокуратуре Российской Федерации". В случае  если итоги проверки подтвердят достоверность опубликованной в газете информации, прокурору необходимо внести уполномоченному должностному лицу ООО «Энский шинный завод» представление об устранении нарушения положений ст. 192 ТК РФ.

ПРОКУРАТУРА

Российской Федерации

ПРКУРАТУРА

Эмской области

Прокуратура г. Энска

359642, Эмская область,

г. Энск, ул. Советская, 18

Тел. (9649) 6-59-82

Генеральному директору

ООО «Энский шинный завод»

С.М. Селевёрстову

ул. Н. Юденича, 59, г. Энск

01.04.2004 368/м-19      

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений трудового законодательства.

Прокуратурой города Энска была проведена проверка информации опубликованной «Независимой газетой» в заметке «Штраф за нецензурную брань на предприятии — 500 рублей». Итоги проверки подтвердили информацию об установлении штрафов для работников ООО «Энский шинный завод» за нарушение трудовой дисциплины, что противоречит положениям статьи 192 Трудового Кодекса РФ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предлагаю:

  1.  В кратчайшие сроки исключить из локальных нормативно-правовых актов ООО «Энский шинный завод» положения, противоречащие трудовому законодательству.
  2.  Привлеч к дисциплинарной ответственности лиц ответственных за разработку и внесение на утверждение противозаконных положений в локальные правовые акты.
  3.  Исключить случаи, а также устранить последствия применения дисциплинарных мер, не установленных Трудовым кодексом РФ.

О проделанной работе и результатах принятых  мер по устранению нарушений законодательства прошу сообщить в прокуратуру города Энска.

Список используемой литературы

  1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г.) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2009. - № 4. – Ст. 445.
  2.  О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства  Рос. Федерации., 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  3.  Бобров В. К. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / В. К. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 207 с.
  4.  Соловьёв Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе [Текст]: лекция / Н.А. Соловьёв, А.А. Меденцов; ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2005. – 72 с.
  5.  Коллектив авторов Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям: Монография / С.Е. Метелев, И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, А.Н. Величко, С.Н. Шатилович – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. — 373 с.
  6.  Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М.П. Поляков, А.Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.
  7.  Печников Н.П. Общий надзор прокуратуры, его задачи и проблемы эффективности : курс лекций / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 60 с.

 

2 Соловьёв Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе [Текст]: лекция / Н.А. Соловьёв, А.А. Меденцов; ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2005. – 72 с.

3 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства  Рос. Федерации., 20.11.1995, N 47, ст. 4472

4 Коллектив авторов Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям: Монография / С.Е. Метелев, И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, А.Н. Величко, С.Н. Шатилович – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 373 с.

5 Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.

6 См.: Поляков М. П. Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47721. Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» 595.5 KB
  Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
47722. Учебно-методический комплекс. Микроэкономика 1.14 MB
  Требования к входным знаниям: для успешного освоения дисциплины Микроэкономика студент должен владеть базовыми знаниями общеобразовательной программы из курсов История Математика Обществознание а также необходимы умения и компетенции полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.2; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике В.ruНаучная Сеть информационная система нацеленная на облегчение доступа к научной научнопопулярной и образовательной...
47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.
47729. Step up. Иностранный язык (английский). Учебно-методическое пособие 902 KB
  Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения английскому языку студентов 1 курса естественнонаучных специальностей и направлений. Пособие ориентировано на студентов, не изучавших английский язык ранее. Основная цель пособия – формирование базовых грамматических и речевых навыков.