86174

Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Место же прокуратуры РФ в системе государственных органов РФ можно оценить рассмотрев некоторые положения Конституции России и Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации. Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа учреждаемого конституцией Российской Федерации определяется...

Русский

2015-04-03

45.96 KB

2 чел.

Задание 1

Теоретический вопрос: Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации.

Для определения роли прокуратуры, отведённой ей в качестве органа осуществляющего некоторые функции государственной власти необходимо обратиться к анализу целей и задач, поставленных перед прокуратурой, а также установленных для неё функций. Место же прокуратуры РФ в системе государственных органов РФ можно оценить, рассмотрев некоторые положения Конституции России и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Общий правовой статус прокуратуры России как государственного органа, учреждаемого конституцией Российской Федерации, определяется конституционно-правовыми нормами и принимаемыми на их основе и в их развитие федеральными законами, а также другими нормативно-правовыми акткми. Основой правового статуса прокуратуры являются предписания, определяющие её функции и полномочия, а также место, которое ей отводится в системе органов государственной власти. Отправным моментом анализа статуса прокуратуры является исследование положений о функциональном назначении и полномочиях прокуратуры. Опраделение места и роли прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, хотя и имеет самостоятельное правовое значение, но, по сути, производно от установленных видов её деятельности2.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокуратуры определены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства3. Той же статьёй определены и функции прокуратуры, основой которых является надзор за соблюдением Конституции и законов РФ, а также соблюдение прав и свобод человека, остальные же вытекают из первых двух. Задачи прокуратуры вытекают из целей и направлены на обеспечение единообразия законов  и укрепление правопорядка в государстве, а решаются при осуществлении указанных в законе функций. Прокурорам предоставлен широкий спектр полномочий, обеспечивающий осуществление определённых законом функций. Из вышесказанного следует, что роль прокуратуры имеет большое социальное и общегосударственное значение, заключающееся в надзоре за состоянием законности в государстве, соответствии законов Конституции РФ и соответственно нижестоящих по юридической силе правовых актов законам, а также некоторых других функций необходимых для осуществления государственной власти.

Место прокуратуры в системе государственных органов не является однозначным, так как тяжело отнести прокуратуру к какой-то одной ветви власти. Тогда как сама прокуратура, несомненно, является органом государственной власти. Поскольку государственная власть – это предоставленная законодательством государственному органу или должностному лицу возможность осуществления в интересах общества и государства совершенно конкретных функций, то Прокуратура Российской Федерации обладает указанными характеризующими государственную власть признаками4. Это утверждение подкрепляет факт осуществления государственных данными функциями на всей территории РФ централизованным органом с чёткой и иерархичной системой подчинения внутри своей структуры, как можно видеть из положений ст. 129 Конституции России и п.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется, исходя из её разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура же занимает некое положение вне этих ветвей власти по совокупности причин, высказываемых различными авторами, приведу несколько, по мнению одного из таких авторов:

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ5.

Существуют различные мнения, что прокуратура представляет собой четвёртую ветвь власти и даже пятую (если считать президентскую власть – четвёртой), и что прокуратура входит в президентскую власть, а также точка зрения об обособленном положении прокуратуры в системе государственных органов России. Возможно, что все эти взгляды и имеют право на жизнь, также приводятся разные доводы в пользу тех или иных теорий и взглядов, в свою очередь они не лишены смысла. Одно можно сказать точно, деятельность прокуратуры представляет собой особый вид реализации функций государства, направленный на поддержание единства правового пространства РФ, на соблюдение законности и правопорядка, на охрану прав и законных интересов человека и общества в целом.

В законодательстве РФ непосредственно не установлено определения понятия «прокурорский надзор», но его формулировку можно выстроить из положений гл. 1 и 3  Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195.

Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности по обеспечению и поддержанию точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, который осуществляется от имени Российской Федерации, специально созданными для этого органами прокуратуры6. Схожее определение приводится многими авторами с незначительными различиями, которые заключаются в наличии уточнений или их отсутствии. К основным направлениям в деятельности прокуратуры по за исполнением законов отнесен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод.

Задание 2

В «Независимой газете» опубликована заметка «Штраф за нецензурную брань на предприятии — 500 рублей». Автор заметки сообщил, что в ООО «Энский шинный завод» введена новая система штрафов за нарушения трудовой дисциплины. «Воспитательные беседы, общественные порицания уступили место денежным взаиморасчетам между нарушителями и администрацией. За опоздание надо платить 500 рублей, перекур в неположенном месте — 50 руб. Попытка пройти на предприятие в подпитии обойдется в 100 руб., а выход с территории в «приподнятом состоянии» — 150 руб. Предусмотрена и психологическая зашита охранников предприятия: пререкание с ними в непечатной форме стоит 500 руб.».

Как должен поступить прокурор района, прочтя в газете данную заметку?

Составьте акт прокурорского реагирования.

Исходя из информации, опубликованной в газете, можно сделать вывод о нарушении трудового законодательства. В ст. 192 ТК РФ предусмотрено три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; в той же статье установлено, что не допускается применения дисциплинарных взысканий, не предусмотренных в ТК РФ за некоторыми исключениями, к которым данный случай не относится. Соответственно введение штрафов за нарушение трудовой дисциплины на предприятии ООО «Энский шинный завод» является противозаконным действием. В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ "О прокуратуре"; п. 6 Приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7.12.2007 г.     № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" сообщения в СМИ могут являться основанием для проведения прокурорской проверки.

В представленной ситуации функция органов прокуратуры определяется п. 1 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", а именно надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Для разрешения нарушений указанных в данной задаче прокурор может воспользоваться полномочиями, установленными п. 1, 2, а также абзацем третьим п. 3 ст. 22 "О прокуратуре Российской Федерации". В случае  если итоги проверки подтвердят достоверность опубликованной в газете информации, прокурору необходимо внести уполномоченному должностному лицу ООО «Энский шинный завод» представление об устранении нарушения положений ст. 192 ТК РФ.

ПРОКУРАТУРА

Российской Федерации

ПРКУРАТУРА

Эмской области

Прокуратура г. Энска

359642, Эмская область,

г. Энск, ул. Советская, 18

Тел. (9649) 6-59-82

Генеральному директору

ООО «Энский шинный завод»

С.М. Селевёрстову

ул. Н. Юденича, 59, г. Энск

01.04.2004 368/м-19      

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений трудового законодательства.

Прокуратурой города Энска была проведена проверка информации опубликованной «Независимой газетой» в заметке «Штраф за нецензурную брань на предприятии — 500 рублей». Итоги проверки подтвердили информацию об установлении штрафов для работников ООО «Энский шинный завод» за нарушение трудовой дисциплины, что противоречит положениям статьи 192 Трудового Кодекса РФ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предлагаю:

  1.  В кратчайшие сроки исключить из локальных нормативно-правовых актов ООО «Энский шинный завод» положения, противоречащие трудовому законодательству.
  2.  Привлеч к дисциплинарной ответственности лиц ответственных за разработку и внесение на утверждение противозаконных положений в локальные правовые акты.
  3.  Исключить случаи, а также устранить последствия применения дисциплинарных мер, не установленных Трудовым кодексом РФ.

О проделанной работе и результатах принятых  мер по устранению нарушений законодательства прошу сообщить в прокуратуру города Энска.

Список используемой литературы

  1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г.) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2009. - № 4. – Ст. 445.
  2.  О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства  Рос. Федерации., 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  3.  Бобров В. К. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / В. К. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 207 с.
  4.  Соловьёв Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе [Текст]: лекция / Н.А. Соловьёв, А.А. Меденцов; ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2005. – 72 с.
  5.  Коллектив авторов Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям: Монография / С.Е. Метелев, И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, А.Н. Величко, С.Н. Шатилович – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. — 373 с.
  6.  Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М.П. Поляков, А.Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.
  7.  Печников Н.П. Общий надзор прокуратуры, его задачи и проблемы эффективности : курс лекций / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 60 с.

 

2 Соловьёв Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе [Текст]: лекция / Н.А. Соловьёв, А.А. Меденцов; ВолГУ. – Волгоград: изд. ВолГУ, 2005. – 72 с.

3 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собр. законодательства  Рос. Федерации., 20.11.1995, N 47, ст. 4472

4 Коллектив авторов Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям: Монография / С.Е. Метелев, И.А. Курьяков, В.В. Лизунов, А.Н. Величко, С.Н. Шатилович – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 373 с.

5 Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.

6 См.: Поляков М. П. Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50854. Определение отношения теплоемкости газа при постоянном давлении к теплоемкости при постоянном объеме 34.5 KB
  Значение наносят экстраполяцией полученной прямой на ось при Границу случайной погрешности определяют по формуле В этой формуле отклонение й экспериментальной точки от усредненного графика коэффициент...
50855. Знакомство с языком логического программирования Пролог 49.5 KB
  Для этого задайте в качестве фактов следующие отношения между объектами предметной области: prents X Y X является родителем Y; mnX – X мужчина; womnX –X женщина. Определите в качестве правил используя отношения prents mn womn следующие отношения: sisterX Y – X является сестройY; brotherX Y – X является братом Y; ftherX Y – X является отцом Y; motherX Y – X является матерью Y; grndftherX Y – X является дедушкой Y; grndmotherX Y – X является бабушкой Y. untX Y – X является тетей Y через...
50856. Исследование непериодических сигналов 312.5 KB
  Для задания формы сигнала используется функциональный источник напряжения NFV Component nlog Primitives Function Sources NFV.2 Схема для исследования спектров различных сигналов для разных стандартов условных графических изображений Задать в качестве сигнала одиночный прямоугольный импульс амплитудой 4 В и длительностью 2 NN мс. В разных графических окнах задать вывод следующих графиков: Зависимости заданного сигнала VE1 от времени t; Спектра исследуемого сигнала зависимости величины гармоник HRMVE1 от частоты f....
50857. Система COMP-P(Expert COMPonent for the Pascal-oriented tool) и построение исполняемого модуля в Borland Delphi 149 KB
  Ознакомьтесь с примером из папки Exmples Steklo. Запустите программу COMPP версия 3 smll и откройте пример steklo. Рассмотрим проект ksteklo. Проект содержит модули формы steklo1.
50858. Рекурсия и итерация в языке Пролог 38 KB
  Что обеспечивает предикат repet Предикат repet обеспечивает дополнительную возможность для порождения множественных решений в процессе возврата. Этот предикат можно определить следующим образом...