86180

Психологические особенности подготовки и проведения допроса

Контрольная

Психология и эзотерика

Общение на допросе проявляется во взаимодействии, в котором помимо допрашиваемого могут участвовать и иные лица (защитник, эксперт, специалист, переводчик, педагог и др.). При этом, как и при любой иной форме общения, происходят обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, формирование нравственных...

Русский

2015-04-03

111.5 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1.  Анализ психологии допроса…………………………………………………...4
    1.  Общее предоставление о психологии допроса…………………………...4
    2.  Социально-психологические условия ведения допроса…………………7
  2.  Психологические особенности подготовки и проведения допроса……….12
    1.  Психологические особенности подготовки следователя к допросу…..12
    2.  Психология допроса различного круга лиц……………………………..15
  3.  Основные методы психологической диагностики личности в процессе

допроса………………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23

ВВЕДЕНИЕ

Допрос - это регламентированная законом специфическая форма общения, которая может протекать в форме сотрудничества либо противоборства и психологической борьбы.

Общение на допросе проявляется во взаимодействии, в котором помимо допрашиваемого могут участвовать и иные лица (защитник, эксперт, специалист, переводчик, педагог и др.). При этом, как и при любой иной форме общения, происходят обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, формирование нравственных позиций, убеждений.

Допрос - самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий: его проведение требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактическими приемами допроса.

Основными психологическими задачами допроса являются диагностика истинности показаний, оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний и изобличения ложных показаний.

Целью познания при допросе является получение информации, способствующей установлению истины по делу, постольку познавательная функция психологии связана с тремя процессами, которые в конечном счете определяют объем и уровень познания. К ним относятся:

- диагностику личности допрашиваемого;

- систему психологических приемов, способствующих получению информации;

- оценку информации, полученной в ходе допроса, с точки зрения ее достоверности и доказательственного значения.

1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА

1.1 Общее представление о психологии допроса

Допрос, т.е. получение показаний, содержащих информацию о событии или связанных с ним лицах, - древнейшее следственное действие.

О допросах повествуют многие исторические источники. И это понятно: долгое время никаких других способов получить информацию для раскрытия преступления не существовало.

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения [6, c. 439].

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия [10, c. 137].

В следственной практике очень важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

К допрашиваемому эта информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что, так или иначе, сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п [4, c. 61].

Действие всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.

Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.

Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса [7, c. 3].

Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

К допрашиваемому эта информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что, так или иначе, сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п [1, c. 32].

Действие всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.

Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.

Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины.

Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов [5, c. 106].

1.2 Социально-психологические условия ведения допроса

Допрос в ходе предварительного следствия (в суде) является наиболее распространенным видом процессуального общения. С социально-психологической стороны допрос – динамичная разновидность профессионального общения, протекающего в особом режиме, характеризующемся рядом психологических особенностей, обусловленных процессуальным порядком его проведения, а также правовыми последствиями, связанными с его результатами [9, c. 26].

В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса, различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения всех допрашиваемых условно можно разделить на три основные категории лиц:

- заинтересованные в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающие своими показаниями помощь правоохранительным органам в установлении истины по делу;

- безразлично относящиеся к деятельности правоохранительных органов;

- не заинтересованные в том, чтобы преступление было раскрыто, а истина - полностью установлена, и вследствие этого противодействующие усилиям правоохранительных органов [5, c. 238].

Рассмотрим наиболее общие социально-психологические рекомендации, имеющие значение для установления психологического контакта с допрашиваемыми лицами.

Допросу в ходе предварительного расследования, когда это вызывается необходимостью, предшествует сбор информации о личности допрашиваемого, его отношении к совершенному преступлению и другим обстоятельствам дела.

Особую помощь следователю в этих условиях может оказать использование следующих методов: анализ результатов деятельности изучаемого лица; беседа с теми, кто его хорошо знает; метод обобщения независимых характеристик; непосредственное и опосредованное наблюдение за ним, его поведением; сопоставление результатов наблюдения и другой полученной информации [2, c. 169].

Основанием для принятия подобного решения служит информация о том, что субъект располагает (может располагать) определенными сведениями по делу. Другим фактором, влияющим на принятие данного решения, является характер следственной ситуации, определяющий необходимость его безотлагательного вызова. Оценка следователем информационных возможностей субъекта с учетом сложности следственной ситуации, когда на него воздействуют заинтересованные лица, может ускорить принятие подобного решения. Следователь, выбирая тот или иной способ вызова свидетеля (а иногда и сам являясь для его допроса туда, где тот работает или служит), может извлечь из этого определенные тактические преимущества. Они объективно создаются фактором внезапности, поскольку субъекту не оставляется времени для налаживания контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованных мер, направленных на сокрытие истины [2, c. 97].

Выбор следователем пространственных форм общения с допрашиваемым зависит от характера отношений (бывают конфликтные, бесконфликтные) и тактического замысла.

Объективно общая пространственная зона общения следователя с любым посетителем задается обстановкой кабинета, в котором происходит допрос. Однако встречаются различные варианты, в которых в той или иной мере проявляются закономерности восприятия людьми друг друга в процессе общения с учетом характера диалога – от подчеркнуто формализованного до психологически сближенного, когда приглашенному свидетелю предлагается сесть в непосредственной близости от рабочего стола следователя (в его персональной зоне общения).

В любом из вариантов следователь должен сохранять за собой статусно-доминирующее положение, инициативу изменения пространственной организации общения, связывая ее со своим тактическим замыслом [9, c. 27].

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также то, что одни и те же слова могут передаваться различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей. Главная задача, которая стоит перед следователем при производстве допроса, – выявление объективной чувственной первоосновы по субъективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаимодействии следователя с допрашиваемым и оказании последнему мнемической помощи, суть которой состоит в содействии восстановлению в памяти допрашиваемого забытого им материала. Такая помощь оказывается следователем на основе оживления смысловых и пространственно-временных связей и ассоциаций.

Припоминание может быть:

- автоматическим, когда быстро припоминают то, что хорошо помнят;

- когнитивным, на которое необходимо определенное напряжение или усиление;

- рефлективным, когда для припоминания необходимо размышление.

В целях мобилизации памяти допрашиваемого следователь применяет один из следующих мнемических приемов:

- возможность свободного рассказа;

- его повторение с различных стадий повествования (с середины или конца события);

- предъявление вещественных доказательств, которые находятся в определенной связи с забытым фактом;

- допрос на месте происшествия;

- ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц и т. п [10, c. 238].

Следователь может помочь припомнить забытое, сопоставляя уже полученные от допрашиваемого сведения и активизируя осмысленное припоминание событий. При этом необходимо учитывать, что к непреднамеренно сложным показаниям обычно склонны лица эмоциональные и легковозбудимые.

Оказывая допрашиваемому мнемическую помощь, следователь должен учитывать тип памяти этого лица, способность к смысловым ассоциациям и образности восприятия, а также его возрастные особенности. Ведь очевидно: чем младше ребенок, тем больше ему могут быть непонятны какие-то явления. Необходимо помнить и о том, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут возникнуть определенные затруднения в припоминании. Так, если лицо находится в перевозбужденном состоянии, то проведение допроса следует прервать или вовсе отложить.

При оценке показаний допрашиваемого и определении их истинности следует обращать внимание на:

- логическую связь сообщаемых сведений и их непротиворечивость или же, наоборот, противоречивость;

- соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам;

- общие психофизические особенности допрашиваемого [3, c. 237].

Для правильной оценки показаний о продолжительности сложных событий следователь должен разделить их на эпизоды или части, выявить продолжительность каждого из них с дальнейшим определением общей продолжительности всего события.

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА

2.1 Психологические особенности подготовки следователя к допросу

Одна из основных задач следователя при подготовке к допросу - создание его информационной базы, что достигается собиранием исходных данных. Исходные данные для допроса по своим источникам и содержанию неоднородны. Наиболее важными среди них являются те, которые относятся к предмету допроса. Они могут находиться в материалах дела, которые следователь тщательно изучает, - специально под углом зрения предстоящего допроса. Особо должны выделяться данные, относящиеся к вопросу о виновности данного лица в совершенном преступлении (при подготовке к допросу обвиняемого) или о личности обвиняемого (при подготовке к допросу потерпевших и свидетелей).

Информация, относящаяся к предмету допроса, может быть получена и из оперативных источников [9, c. 28].

К числу исходных данных для допроса относятся сведения о личности допрашиваемого, такие, как социальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, моральный облик и поведение в быту, отношение к коллективу и коллектива к нему, отношение к другим лицам, проходящим по делу, психофизиологические качества, поведение в ситуациях стресса и фрустрации и др. Они могут быть получены из имеющихся материалов дела и оперативных источников либо с помощью специальных психологических методов: в результате наблюдения, беседы, путем анализа продуктов деятельности, обобщения независимых характеристик.

Особое значение приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для проведения успешного допроса, но и для расследования в целом, а также для правильного решения дела в суде и последующей работы по исправлению и перевоспитанию осужденного.

Изучение личности допрашиваемого необходимо для определения наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом, а также для построения вероятностных моделей его поведения на допросе. «Планируя преодоление возможного противодействия, - отмечает М. И. Еникеев, - необходимо учитывать такие личностные особенности допрашиваемого, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества: агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности допрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего допросу лица и вариантов тактики его допроса» [1, c. 31].

Важным элементом подготовки к допросу является составление его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или мысленным. Он должен содержать перечень вопросов, которые в следственной тактике подразделяются на дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие.

Дополняющие вопросы задают с целью восполнить полученные показания, устранить имеющиеся в них пробелы. Они могут быть направлены на детализацию показаний.

Уточняющие вопросы также могут задаваться с целью детализации показаний, но чаще - для уточнения, конкретизации полученных сведений.

Напоминающие вопросы направлены на оживление памяти допрашиваемого, на возникновение тех или иных ассоциаций, с помощью которых он припомнит интересующие следователя факты. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы помочь допрашиваемому припомнить обстоятельства забытого события. При этом «напоминающие вопросы, - подчеркивает Р. С. Белкин, - не следует смешивать с наводящими вопросами, т. е. такими вопросами, формулировка которых содержит в себе ответ, желаемый для спрашивающего: «Был ли на Иванове в тот вечер серый плащ с металлическими пуговицами?». В силу того, что наводящие вопросы оказывают внушающее воздействие на допрашиваемого, ориентируют его в том, какой ответ хотел бы услышать от него следователь и поэтому могут помешать установлению истины при расследовании, они запрещены законом» [6, c. 362].

Контрольные вопросы задаются с целью проверки полученных сведений.

Изобличающие вопросы направлены на изобличение допрашиваемого во лжи, очевидной для следователя. Обычно они сопровождаются предъявлением допрашиваемому достоверных доказательств, опровергающих его показания.

Успешность допроса во многом определяется правильным выбором времени его проведения и правильной организацией вызова допрашиваемого лица. Как свидетельствует практика, преждевременный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), равно как и запоздалый, может отрицательно сказаться на дальнейшем расследовании. При выборе времени допроса необходимо учитывать два фактора: субъективный и объективный.

К субъективным факторам относится состояние готовности к допросу следователя и допрашиваемого. Перед сложным допросом следователь должен находиться в хорошей «форме», т. е. в таком эмоционально-волевом состоянии, которое обеспечивало бы ему свободное оперирование имеющимися материалами дела, успешный контроль за психикой допрашиваемого лица и управление этой психикой в рамках закона с целью получения от данного лица наиболее правдивых и полных показаний. Следователь также должен успешно регулировать собственные психические состояния во время допроса [10, c. 93].

К объективным факторам, определяющим готовность следователя к допросу, относятся: обстоятельное изучение им материалов дела, разработка версий, которые следует проверить при допросе, составление подробного плана допроса, изучение личности допрашиваемого лица.

Обязательным условием при подготовке к сложному допросу (в первую очередь подозреваемого и обвиняемого) является разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемым, поскольку во многих случаях именно отсутствие психологического контакта становится препятствием к раскрытию преступления вообще.

Решение вопроса о том, где, в каком месте допрашивать (по месту производства расследования или по месту нахождения допрашиваемого), зависит от конкретной ситуации.

2.2 Психология допроса различного круга лиц

Психология допроса потерпевшего. При подготовке к допросу потерпевшего следователь должен помнить о том, что часто, находясь под впечатлением произошедшего, потерпевший излишне эмоционален или, наоборот, преступление вызвало у него состояние охранительной заторможенности, одним словом, преступное событие деформирует логическое мышление потерпевшего. Именно поэтому взаимодействие следователя с потерпевшим необходимо строить с учетом психического состояния потерпевшего, который ищет у правоохранительных органов защиту. Малейшее невнимание со стороны следователя может усилить отрицательное эмоциональное состояние потерпевшего и привести к затруднению в общении при производстве допроса. Задача следователя заключается в заверении потерпевшего в том, что преступление будет полно и объективно расследовано, т. е. он должен успокоить потерпевшего [2, c. 130].

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Привлечение к уголовной ответственности является весьма драматичным обстоятельством в жизни человека, так как в этот период повышается уровень его тревожности, отчаяния и обреченности, в ряде случаев возможны агрессивность и активное противодействие правоохранительным органам. Очень драматичной бывает ситуация, когда к уголовной ответственности привлекается невиновное лицо, что полностью дезорганизует его психику. Это приводит к особой агрессивности его поведения, иногда к самооговору, а в некоторых случаях – к суициду.

Процессуальное положение подозреваемого отличается от процессуального положения обвиняемого, но имеет и сходные черты, заключающиеся в том, что в обоих случаях следователь разъясняет им ст. 51 Конституции РФ, суть которой состоит в том, что подозреваемый и обвиняемый могут не давать показаний ни против себя, ни против своих близких.

В ходе допроса подозреваемому должны быть заданы вопросы, ответы на которые следователю известны, таким образом выясняется позиция подозреваемого по отношению к правоохранительным органам. В дальнейшем допрос должен быть организован таким образом, чтобы у подозреваемого не возникло сомнений о неосведомленности следователя о совершенном преступлении. Сам же следователь должен помнить о том, что допрашиваемое лицо, возможно, оказалось в роли подозреваемого в силу оговора, ошибки свидетелей или их заблуждения, поэтому следователь должен выделить группу обстоятельств, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление [4, c. 61]. В процессе допроса следователь анализирует осведомленность подозреваемого по поводу совершенного преступления путем косвенных вопросов, как бы далеких от расследуемого преступления. Драматичной ситуацией может стать самооговор, который может быть спровоцирован психическим состоянием подозреваемого в результате стресса, возникшего из-за просчетов следователя, его ошибочных подозрений, нарушающих права личности. Разоблачить самооговор можно проведением детального повторного допроса и ряда следственных действий, в ходе проведения которых выявляются заученность и схематичность показаний, а также неспособность лица, подозреваемого в совершении преступления, сообщить факты о преступлении, которые могли быть известны только ему одному.

Допрос обвиняемого проводится по конкретно предъявленному обвинению. Своими показаниями обвиняемый отрицает свою вину, признает ее частично или признает в полном объеме.

При допросе обвиняемого следователь должен учитывать некоторые психические особенности - состояние подавленности, депрессии, страха перед наказанием, а также исключительную заинтересованность в исходе дела. Особый акцент следователь должен делать не на признании вины, а на глубоком раскаянии, которое в итоге содействует полному и всестороннему расследованию преступления. При производстве допроса обвиняемого достоверно должны быть проверены данные о его личности, сведения о соучастниках и причины, которые привели обвиняемого к совершению преступления, – все это способствует правильной квалификации содеянного.

Психология допроса свидетелей. В соответствии с законом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Показания свидетеля как источник доказательств подразделяются на:

- прямые, основанные на непосредственном восприятии существенных для данного дела обстоятельств;

- косвенные, основанные на сообщениях других лиц, с указанием такого источника информации [6, c. 409].

Очевидно, что вначале должны быть допрошены свидетели, способные дать наиболее достоверные показания. В процессе свободного рассказа следователь слушает свидетеля, не прерывая его, а затем задает ему вопросы для выяснения условий формирования у свидетеля образных представлений и установления фактических данных, которые легли в основу его оценочных суждений. Законом запрещены наводящие вопросы, содержащие прямую подсказку ответа. Особое внимание следователь должен обращать на оправдательный или обвинительный уклон свидетельских показаний. Обвинительные показания свидетеля выступают в виде активной лжи, а оправдательные – в виде умалчивания, т. е. пассивной лжи, которая зачастую связана с его нежеланием общаться с правоохранительными органами. Такому обстоятельству могут содействовать частые и необоснованные вызовы к следователю, его некорректное поведение по отношению к свидетелю и т. п.

Следователь должен отличать ложные показания от заблуждения, с этой целью необходимо детально выяснить условия восприятия событий непосредственно свидетелем, его сенсорные возможности.

Психология допроса несовершеннолетних. Особенности допроса несовершеннолетних заключаются в том, что они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти [5, c. 237].

Чтобы установить психологический контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам несовершеннолетних. В процессе знакомства с условиями жизни несовершеннолетнего следователь выявляет состав его семьи, взаимоотношения в ней, занятия родителей, их культурный и моральный уровень и т. п. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводится при обязательном участии родителей и защитника и не может продолжаться более одного часа. Если следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, а также осознавать значение своих противоправных действий, то он назначает судебно-психологическую экспертизу.

3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОСА

Основными методами психологической диагностики личности в процессе допроса являются наблюдение, беседа, метод независимых характеристик. Названные методы применяются не в полном объеме, а соответственно той схеме, которая представляется наиболее приемлемой в конкретной ситуации.

Метод наблюдения имеет целью выявить определенные черты характера и темперамента, свидетельствующие о психологическом облике допрашиваемого. Наблюдение охватывает манеры допрашиваемого, его коммуникативность (во время допроса), реакцию на раздражители (поставленные вопросы), психическое состояние, вызванное процессуальным положением и целью приглашения к следователю. В новой обстановке, где он не всегда знает свою роль и предстоящее процессуальное положение, допрашиваемый (свидетель, обвиняемый, подозреваемый) сдерживает свои проявления, нередко облекает свое поведение в заранее избранную им форму [8, c. 39].

Для диагностики личности допрашиваемого в психологическом плане может использоваться метод беседы, которая не предполагает строго регламентированного процессуального режима. Однако в процессе допроса, предмет которого строго ограничен, может иметь место беседа, цель которой - отвлеченный, свободный обмен информацией для установления психологического контакта. Беседу, осуществляемую в процессе допроса, можно рассматривать в двояком плане. С одной стороны, она предполагает взаимную передачу информации, не касающуюся предмета допроса, а имеющую целью установление психологического контакта, определение типа темперамента и черт характера допрашиваемого. С другой стороны, беседа может вклиниваться в собственно допрос, поскольку в процессе последнего существуют отклонения от предмета, обусловленные избранием тактических приемов и выяснением ряда обстоятельств, имеющих вспомогательное значение.

Метод беседы обычно находит свое наиболее активное осуществление в начальный период допроса, когда выясняются демографические данные о лице, обстоятельства, которыми предваряется собственно допрос, а также множество других данных о личности [9, c. 26].

К ним можно отнести состояние органов чувств, психическое состояние во время наблюдения или совершения события (в зависимости от того, какую процессуальную роль выполняет допрашиваемый), тип памяти и вид воспроизведения, т. е. данные, существенно влияющие на оценку показаний и на избрание тактических приемов осуществления допроса. В зависимости от категории допрашиваемого и его возраста (несовершеннолетний, малолетний, потерпевший, обвиняемый) уровень и направление выяснения названных выше вопросов будут разными.

Так, диагностика личности несовершеннолетнего в плане психологических особенностей предполагает выяснение его темперамента, способности к конкретному восприятию, склонности к фантазированию и его роли в формировании показаний.

В ходе осуществления метода беседы при допросе потерпевшего усилия следователя по диагностике психологических характеристик будут направлены в сторону определения типа его темперамента, эмоциональности, психического состояния и ассоциаций о событии, имевшем место, возникающих во время допроса. Выяснение названных данных позволит правильно оценить полученные показания, а также установить такие наслоения в показаниях, которые возникли под влиянием страха, сильного эмоционального воздействия и не несут в себе объективной информации о событии преступления [6 ,c. 368].

Наряду с методом беседы для диагностики личности допрашиваемого может быть использован метод независимых характеристик, предполагает собирание сведений о личности допрашиваемого у ряда лиц, контактирующих с ним в разных социальных отношениях и на различных уровнях связей (родственник, друг, сослуживец, сосед и т. п.). Может проявляться в трех формах. Наиболее целесообразными из них, эффективность которых определяется ситуацией, можно считать:

- получение сведений путем запросов о характеристике личности;

- получение сведений из материалов дела - показаний других лиц;

- получение сведений путем собирания их оперативно-розыскными органами негласно [10, c. 94].

Применение указанных ранее методов изолированно или во взаимосвязи позволяет диагностировать психологические характеристики лица и использовать их в различных направлениях организации допроса:

- в установлении психологического контакта;

- в определении системы тактических приемов допроса;

- в определении характера и вида возможного и наиболее эффективного психологического воздействия;

- в оценке полученной информации.

Психологическая диагностика личности предполагает оценку динамики психологических процессов, проявляющихся при осуществлении самого допроса. В зависимости от психической напряженности последнего (актуализация запечатленного, выявление ложных показаний, изобличение в совершении преступления) характер психических проявлений личности может быть различным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Допрос - самый распространенный способ получения доказательств по делу и наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними. Проведение допроса требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактическими приемами допроса. Центральными психологическими проблемами допроса являются:

- диагностика истинности показаний;

- система приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний;

- способы изобличения ложных показаний.

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают допрос свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, подсудимого, эксперта.

Допрос представляет собой процессуально сложный, психологически напряженный и многообразный по применяемым приемам и методам процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего, основанный на знании психологических закономерностей формирования показаний, оперирования доказательствами, выдвижения и реализации следственных версий, преодоления лжи и запирательства, психологического воздействия и психологической защиты, расшифровки «языка тела», психологического анализа и оценки результатов, подчиненный основной цели – получению объективной, процессуально значимой информации о событии преступления, механизме совершения и лицах, к нему причастных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Волков В. Н. Психологические особенности проведения допроса в свете судебных реформ // Закон и право. – 2004. - № 12. - С. 29-33.
  2.  Димитров А.В. Юридическая психология. – М.: Камерон, 2006. – 288 с.
  3.  Зорин Г. А. Многовариантные программы допросов :технологии построения и применения / Г. А. Зорин. -М. :Изд-во деловой и учебной литературы, 2005. -336 с.
  4.  Корчагин А. Ю. О тактике допроса подсудимого, потерпевшего и свидетелей в суде // Рос. юстиция. – 2007. - № 4. - С. 59-61.
  5.  Михайлова В.П, Корытченкова Н.И., Александрова Л.А.. Юридическая психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2010. – 392 с.
  6.  Романов В.В. Юридическая психология. – М.: Юрайт, 2011. – 528 с.
  7.  Саморока В. А. Тактика допроса и стратегия поведения // Рос. следователь. – 2005. - № 12. - С. 2-4.
  8.   Хамидова И. В. Юридическая психология. – М.: РИОР, Инфра-М, 2012. – 176 с.
  9.  Центров Е. Тактические особенности допроса при участии защитника // Законность. – 2004. - № 6.- С. 24-28.
  10.  Юдина Е.В. Юридическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 256 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12919. Дружба починається з посмішки 39 KB
  Виховне заняття. Тема. Дружба починається з посмішки. Мета: розкрити зміст понять дружба дійсний друг; показати його відмінність від понять приятель і знайомий; прищепити учням повагу до цінностей дружби; сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і с
12920. Новий рік іде 44 KB
  Тема. Новий рік іде Мета: поглибити знання учнів про традиції та святкування Нового року в Україні інших країнах Європи; розвивати увагу мислення; виховувати любов і повагу до традицій свого народу та інших країн. Обладнання: атлас світу прапорці держав ялинкові прик...
12921. Цінність людини – в її унікальності 50 KB
  План – конспект виховної справи В 7А класі новоселицької ЗОШ І – ІІІ ст. проведеної Томишинець Ганною Михайлівною студенткою 5 курсу фізичного факультету. Тема: Цінність людини – в її унікальності Мета: довести учням ідею неповторності й унікальності кожної особи
12922. Хто людям добра бажає, той і собі має 51 KB
  Виховна година. Хто людям добра бажає той і собі має Мета: продовжити розмову про людські достоїнства і вади; допомогти учням зробити висновок що добро твориться просто ні за так І. Драч; викликати в них бажання творити добро й уникати злих вчинків. Обладнанн...
12923. Алкоголь і злочин. Чи можна між ними поставити знак рівності 51 KB
  Виховна година Алкоголь і злочин. Чи можна між ними поставити знак рівності Мета: узагальнити та систематизувати знання учнів про негативний вплив алкоголю на організм людини на психіку; виховувати негативне ставлення особистості до алкоголю та відповідальність за
12924. Наші права – щасливе дитинство 35.5 KB
  Виховна година на тему: Наші права – щасливе дитинство Мета:розповісти учням про їхні права й свободивизначені Конституцією про права дитини; навчити правильно реалізовувати свої прававиховувати в учнів поважне ставлення до власної особистості інших. Обла...
12925. Виховний захід. Дружба 51 KB
  Тема: Дружба Мета: розкрити зміст понять дружба дійсний друг; показати його відмінність від понять приятель і знайомий; прищепити учням повагу до цінностей дружби; сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і своїх особистих якостей терпимості й коректно...
12926. Виховна година на тему «Європейські університети» 308 KB
  Виховна година на тему Європейські університети Ведучий 1 Доброго дня шановні викладачі студенти гості. Ведучий 2 Омар Хаям говорив: Знання для духу світоч найясніший знання для тіла панцир найміцніший. Ведучий 1 Знання нам дарують вихователі вчителі
12927. Виховна година на тему: «Шкідливість алкоголю» 62 KB
  Виховна година на тему: Шкідливість алкоголю Мета: Виховання свідомого ставлення до свого здоров’я та здоров’я громадян як найвищої соціальної цінності; формування валеологічного світогляду; формування та пропаганда здорового способу життя; профілактика шкідливих ...