86181

Сущность и виды деления понятий. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части

Контрольная

Логика и философия

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Деление позволяет выявить круг предметов, на которые распространяется данное понятие, это есть деление рода на виды. Родо-видовые отношения характеризуются тем, что то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде.

Русский

2015-04-03

29.89 KB

5 чел.

Содержание

Вопрос № 1. Сущность и виды деления понятий 3

Вопрос № 2. Правила и ошибки при делении понятий 5

Задание № 1. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части. 8

Задание № 2. Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки. 9

Список использованной литературы 10

Вопрос № 1. Сущность и виды деления понятий

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Деление позволяет выявить круг предметов, на которые распространяется данное понятие, это есть деление рода на виды. Родовидовые отношения характеризуются тем, что то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде. Так, понятие «конституция» можно разделить на конституцию федеративного государства и конституцию унитарного государства. Эти понятия обладают теми же признаками, которыми обладает родовое понятие.

Деление следует отличать от мысленного расчленения. Расчленение относится к взаимоотношению целого и части. Так, конституция расчленяется на статьи и параграфы, которые не обладают признаками понятия «конституция».

Деление необходимо в следующих случаях:

1) когда необходимо раскрыть не только сущность, но и формы ее проявления;

2) когда нужно очертить сферу применения понятия;

3) в случае многозначности термина.2

Деление имеет свою структуру. В ней различаются:

  1.  делимое – это родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды (в нашем примере – это конституция);
  2.  члены деления – полученные в результате самой операции виды родового понятия (конституция унитарного государства, конституция федеративного государства);
  3.  основание деления – признак (или признаки), по которому производится эта операция (в нашем случае – это характер государственного устройства).

Различают два вида деления: по видоизменению признака и дихотомическое.

1 – деление по видоизменению признака, положенного в основание деления. Напр., всех людей можно разделить на группы по различным признакам: расовому, социальному, профессиональному, половозрастному, территориальному и др. В каждом из этих случаев члены деления будут разные. Этот вид деления часто применяется в науке и юридической практике. Однако недостаток этого вида деления в том, что объем делимого родового понятия может быть неисчерпаем.

2 – дихотомическое деление (от греч. слов dicha – на две части и tome – сечение) представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Напр.: природа делится на живую и неживую, химические элементы на металлы и неметаллы и т. д. Достоинством этого вида деления является то, что объем делимого понятия исчерпывается полностью, а недостаток его в том, что область отрицательного понятия остается достаточно неопределенной.

Иногда используют смешанное деление. Например, граждан делят на дееспособных и недееспособных, а затем дееспособные, в свою очередь, делятся на полностью и частично дееспособных.

Вопрос № 2. Правила и ошибки при делении понятий

Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, элементарны. Обычно формулируют четыре таких правила.

Во-первых, деление должно вестись только по одному основанию.

Это требование означает, что избранный вначале в качестве  основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.

Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный  и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской  и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем - по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви - на мужскую, женскую и резиновую; веществ на жидкие, твердые, газообразные и металлы и т.п.

Во-вторых, деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.

Ошибочными, не исчерпывающими будут, в частности, деление  треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются  тупоугольные треугольники); деление людей с точки зрения уровня образования на имеющих начальное, среднее и высшее образование (пропущены те, кто не имеет никакого образования); деление предложений на повествовательные и побудительные (пропущены вопросительные предложения).

Неверно и шутливое деление людей в зависимости от того, кому  что можно и что нельзя: одному можно все, даже то, что нельзя;  другому можно все, кроме того, что нельзя; третьему нельзя ничего, кроме того, что можно; и наконец, четвертому нельзя ничего, даже  того, что можно. Здесь пропущены те, кому нельзя ничего, кроме того, что нельзя.

Неправильными являются и деления с излишним членом. Скажем, деление химических элементов на металлы, неметаллы и сплавы; деление наук на естественные, общественные и математические  и т.п. Однако введение лишних членов нарушает не это, второе, правило, а первое, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления.

В-третьих, члены деления должны взаимно исключать друг  друга.

Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий. Нельзя, к примеру, разбивать все целые числа на такие классы: числа, кратные двум; числа, кратным трем; числа, кратные пяти и т.д. Эти классы пересекаются, и, допустим, число 10 попадает и в первый и в третий классы, а число 6 — и в первой и во второй классы. Ошибочно и деление людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр: есть люди, которые ходят и в кино и в театр.

В-четвертых, деление должно быть непрерывным.3

Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.

Например, правильно делить людей на мужчин и женщин, женщин — на живущих в Северном полушарии и живущих в Южном полушарии. Но неверно делить людей на мужчин, женщин Северного полушария и женщин Южного полушария. Среди позвоночных животных выделяются такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитающие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилий перечислить все их виды, то это будет скачком в делении.

Задание № 1. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части.

Пояснение:

«Всемирная история делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую» (деление объема понятия). «Университет делится на факультеты» (членение целого на части).    

Науки делятся на гуманитарные и естественные, технические (деление  объема понятия).

Люди по темпераменту делятся  на холериков, меланхоликов, сангвиников  и флегматиков (деление объема понятия). 

Ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые (деление объема понятия). 

Грибы делятся на съедобные и несъедобные (ядовитые) (деление объема понятия).

Дерево делится на корни, крону, и ствол (членение целого на части).

Цветок состоит из листиков, пестика, тычинок растения делится на корень, стебель, листья, цветок, плод  (членение целого на части).

Грибы состоят из ножки и шляпки  (членение целого на части).

Задание № 2. Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.

1. Науки делятся на гуманитарные и естественные. (деление неправильное, нарушено второе правило деления. Пропущен член деления: технические науки)

2.Леса делятся на лиственные и хвойные (правила деления соблюдены).

3. Лето бывает сухим и влажным (деление ошибочное, не исчерпывающее, бывает лето с выпадением осадков в норме).

4. Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные (деление ошибочное: в начале деление производится по одному основанию, затем по другому основанию – долгосрочные).

5.Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные (деление ошибочное: умышленные и неосторожные одно основания деления. Должностные – другое основание деления).

6.Люди делятся на мужчин, женщин и детей. Люди делятся на мужчин, женщин и детей (деление ошибочное: вначале деления производится по полу, затем по возрасту).

7.Денежные знаки делятся на металлические и бумажные (правила деления соблюдены).

Пояснение. Правильные четырехугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники (деление неправильное, ибо члены деления не исключают друг друга).

Список использованной литературы

  1.  Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление.  [Текст]: в 3 ч. /С.З.Гончаров Екатеринбург:  Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - Ч.2  - 118 с.
  2.  Кириллов, В. И. Логика: учебник для вузов / В.  И. Кириллов, А. А. Старченко; под ред. В. И. Кириллова; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – 56-58 с.

2 Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление.  [Текст]: в 3 ч. /С.З.Гончаров Екатеринбург:  Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - Ч.2  - 118 с.

3 Кириллов, В. И. Логика: учебник для вузов / В.  И. Кириллов, А. А. Старченко; под ред. В. И. Кириллова; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – 56-58 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31128. Процесс руководства проектом и планирование проектных задач 17.3 KB
  Анализ риска. Исследование области неопределенности анализ ее влияние на проект. Первыми выполняемыми задачами являются системный анализ и анализ требований. Системный анализ проводится с целью: 1 выяснения потребностей заказчика; 2 оценки выполнимости системы; 3 выполнения экономического и технического анализа; 4 распределения функций по элементам компьютерной системы аппаратуре программам людям базам данных и т.
31129. Модели качества процесса конструирования. Архитектура программных систем 41.02 KB
  Архитектура программной системы ПС – это набор внутренних структур ПС которые видны с различных точек зрения и состоят из компонентов их связей и возможных взаимодействий между компонентами а также доступных извне свойств этих компонентов. Вид с точки зрения прецедентов Use cse view охватывает прецеденты которые описывают поведение системы наблюдаемое конечными пользователями аналитиками и тестировщиками. Вид с точки зрения проектирования Design view охватывает классы интерфейсы и кооперации формирующие словарь задачи и ее...
31130. Базис языка UML 249.01 KB
  Словарь UML образуют 3 разновидности строительных блоков это предметы отношения и диаграммы. Предметы – это абстракции основные элементы в модели отношения связывают предметы а диаграммы группируют коллекции предметов. Структурные предметы это существительные в UML моделях статические части. Предметы поведения Предметы поведения – это динамические части глаголы модели поведение объектов во времени.
31131. Унифицированный процесс разработки программных систем 45.19 KB
  Прецеденты должны быть основным артефактом на основании которого устанавливается желаемое поведение системы проверяется и подтверждается правильность выбранной системной архитектуры производится тестирование. Системная архитектура является решающим фактором при разработке концепций конструировании управлении и развитии создаваемой системы. Итеративным называется процесс который предполагает управление потоком исполняемых версий системы. Разработка стабильной базовой архитектуры продукта которая позволяет решать поставленные перед...
31132. Основы объектно-ориентированного представления программных систем 169.01 KB
  Сцепление модулей. Сцепление – это мера взаимозависимости модулей по данным внешняя характеристика модуля которую желательно уменьшить. Измеряется сцепление степенью сцепления. Выделяют 6 видов степени сцепления: Сцепление по данным; Сцепление по образцу; Сцепление по управлению; Сцепление по внешним ссылкам; Сцепление по общей области; Сцепление по содержанию.
31133. Статические модели объектно-ориентированного представления программных систем 142.29 KB
  Диаграмма классов это набор классов и связей между ними. Диаграммы классов используются: в ходе анализа – для указания ролей и обязанностей сущностей которые обеспечивают поведение системы; в ходе проектирования – для фиксации структуры классов которые формируют системную архитектуру. Отношения в диаграммах класса. Ассоциации отображают структурные отношения между экземплярами классов.
31134. Динамические модели объектно-ориентированного представления программных систем: автоматы 336.98 KB
  Динамические модели обеспечивают представление поведения системы путем отображения изменения состояний в процессе работы системы в зависимости от времени. Автомат – описывает поведение в терминах последовательности состояний через которые проходит объект в течение своей жизни. Диаграмма схем состояний – отображает конечный автомат выделяя поток управления от состояния к состоянию. Конечный автомат – поведение определяющее последовательность состояний в ходе существования объекта.
31135. Динамические модели объектно-ориентированных программных систем: диаграммы взаимодействия Use Case 14.52 KB
  Диаграмма сотрудничества – это диаграмма взаимодействия выделяющая структурную организацию объектов посылающих и принимающих сообщения. Иначе диаграмму сотрудничества называют диаграмма кооперации. Диаграмма последовательности это диаграмма взаимодействия отображающая сценарий поведения в системе и обеспечивающая более наглядное представление порядка передачи сообщений. Графически диаграмма последовательности – это разновидность таблицы которая показывает объекты размешенные вдоль оси икс и сообщения упорядоченные во времени вдоль оси...
31136. Модели реализации объектно-ориентированных программных систем 34.82 KB
  Модели реализации обеспечивают представление системы в физическом мире рассматривая вопросы упаковки логических элементов в компоненты и размещения компонентов в аппаратных узлах. Рисунок 1 – обозначение компонента Сходные характеристики: наличие имени; реализация набора интерфейсов; участие в отношения зависимости; возможность быть вложенными; наличие экземпляров экземпляры у компонентов только у диаграмм размещения № Описание различий 1 Классы – логические абстракции компоненты – физические предметы. 2 Компоненты являются...