86181

Сущность и виды деления понятий. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части

Контрольная

Логика и философия

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Деление позволяет выявить круг предметов, на которые распространяется данное понятие, это есть деление рода на виды. Родо-видовые отношения характеризуются тем, что то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде.

Русский

2015-04-03

29.89 KB

5 чел.

Содержание

Вопрос № 1. Сущность и виды деления понятий 3

Вопрос № 2. Правила и ошибки при делении понятий 5

Задание № 1. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части. 8

Задание № 2. Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки. 9

Список использованной литературы 10

Вопрос № 1. Сущность и виды деления понятий

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Деление позволяет выявить круг предметов, на которые распространяется данное понятие, это есть деление рода на виды. Родовидовые отношения характеризуются тем, что то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде. Так, понятие «конституция» можно разделить на конституцию федеративного государства и конституцию унитарного государства. Эти понятия обладают теми же признаками, которыми обладает родовое понятие.

Деление следует отличать от мысленного расчленения. Расчленение относится к взаимоотношению целого и части. Так, конституция расчленяется на статьи и параграфы, которые не обладают признаками понятия «конституция».

Деление необходимо в следующих случаях:

1) когда необходимо раскрыть не только сущность, но и формы ее проявления;

2) когда нужно очертить сферу применения понятия;

3) в случае многозначности термина.2

Деление имеет свою структуру. В ней различаются:

  1.  делимое – это родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды (в нашем примере – это конституция);
  2.  члены деления – полученные в результате самой операции виды родового понятия (конституция унитарного государства, конституция федеративного государства);
  3.  основание деления – признак (или признаки), по которому производится эта операция (в нашем случае – это характер государственного устройства).

Различают два вида деления: по видоизменению признака и дихотомическое.

1 – деление по видоизменению признака, положенного в основание деления. Напр., всех людей можно разделить на группы по различным признакам: расовому, социальному, профессиональному, половозрастному, территориальному и др. В каждом из этих случаев члены деления будут разные. Этот вид деления часто применяется в науке и юридической практике. Однако недостаток этого вида деления в том, что объем делимого родового понятия может быть неисчерпаем.

2 – дихотомическое деление (от греч. слов dicha – на две части и tome – сечение) представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Напр.: природа делится на живую и неживую, химические элементы на металлы и неметаллы и т. д. Достоинством этого вида деления является то, что объем делимого понятия исчерпывается полностью, а недостаток его в том, что область отрицательного понятия остается достаточно неопределенной.

Иногда используют смешанное деление. Например, граждан делят на дееспособных и недееспособных, а затем дееспособные, в свою очередь, делятся на полностью и частично дееспособных.

Вопрос № 2. Правила и ошибки при делении понятий

Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, элементарны. Обычно формулируют четыре таких правила.

Во-первых, деление должно вестись только по одному основанию.

Это требование означает, что избранный вначале в качестве  основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.

Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный  и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской  и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем - по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви - на мужскую, женскую и резиновую; веществ на жидкие, твердые, газообразные и металлы и т.п.

Во-вторых, деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.

Ошибочными, не исчерпывающими будут, в частности, деление  треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются  тупоугольные треугольники); деление людей с точки зрения уровня образования на имеющих начальное, среднее и высшее образование (пропущены те, кто не имеет никакого образования); деление предложений на повествовательные и побудительные (пропущены вопросительные предложения).

Неверно и шутливое деление людей в зависимости от того, кому  что можно и что нельзя: одному можно все, даже то, что нельзя;  другому можно все, кроме того, что нельзя; третьему нельзя ничего, кроме того, что можно; и наконец, четвертому нельзя ничего, даже  того, что можно. Здесь пропущены те, кому нельзя ничего, кроме того, что нельзя.

Неправильными являются и деления с излишним членом. Скажем, деление химических элементов на металлы, неметаллы и сплавы; деление наук на естественные, общественные и математические  и т.п. Однако введение лишних членов нарушает не это, второе, правило, а первое, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления.

В-третьих, члены деления должны взаимно исключать друг  друга.

Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий. Нельзя, к примеру, разбивать все целые числа на такие классы: числа, кратные двум; числа, кратным трем; числа, кратные пяти и т.д. Эти классы пересекаются, и, допустим, число 10 попадает и в первый и в третий классы, а число 6 — и в первой и во второй классы. Ошибочно и деление людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр: есть люди, которые ходят и в кино и в театр.

В-четвертых, деление должно быть непрерывным.3

Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.

Например, правильно делить людей на мужчин и женщин, женщин — на живущих в Северном полушарии и живущих в Южном полушарии. Но неверно делить людей на мужчин, женщин Северного полушария и женщин Южного полушария. Среди позвоночных животных выделяются такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитающие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилий перечислить все их виды, то это будет скачком в делении.

Задание № 1. Приведите примеры деления объема понятия и членения целого на части.

Пояснение:

«Всемирная история делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую» (деление объема понятия). «Университет делится на факультеты» (членение целого на части).    

Науки делятся на гуманитарные и естественные, технические (деление  объема понятия).

Люди по темпераменту делятся  на холериков, меланхоликов, сангвиников  и флегматиков (деление объема понятия). 

Ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые (деление объема понятия). 

Грибы делятся на съедобные и несъедобные (ядовитые) (деление объема понятия).

Дерево делится на корни, крону, и ствол (членение целого на части).

Цветок состоит из листиков, пестика, тычинок растения делится на корень, стебель, листья, цветок, плод  (членение целого на части).

Грибы состоят из ножки и шляпки  (членение целого на части).

Задание № 2. Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.

1. Науки делятся на гуманитарные и естественные. (деление неправильное, нарушено второе правило деления. Пропущен член деления: технические науки)

2.Леса делятся на лиственные и хвойные (правила деления соблюдены).

3. Лето бывает сухим и влажным (деление ошибочное, не исчерпывающее, бывает лето с выпадением осадков в норме).

4. Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные (деление ошибочное: в начале деление производится по одному основанию, затем по другому основанию – долгосрочные).

5.Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные (деление ошибочное: умышленные и неосторожные одно основания деления. Должностные – другое основание деления).

6.Люди делятся на мужчин, женщин и детей. Люди делятся на мужчин, женщин и детей (деление ошибочное: вначале деления производится по полу, затем по возрасту).

7.Денежные знаки делятся на металлические и бумажные (правила деления соблюдены).

Пояснение. Правильные четырехугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники (деление неправильное, ибо члены деления не исключают друг друга).

Список использованной литературы

  1.  Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление.  [Текст]: в 3 ч. /С.З.Гончаров Екатеринбург:  Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - Ч.2  - 118 с.
  2.  Кириллов, В. И. Логика: учебник для вузов / В.  И. Кириллов, А. А. Старченко; под ред. В. И. Кириллова; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – 56-58 с.

2 Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление.  [Текст]: в 3 ч. /С.З.Гончаров Екатеринбург:  Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - Ч.2  - 118 с.

3 Кириллов, В. И. Логика: учебник для вузов / В.  И. Кириллов, А. А. Старченко; под ред. В. И. Кириллова; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. – 56-58 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45495. Общие принципы построения моделирующих алгоритмов 47.5 KB
  Общие принципы построения моделирующих алгоритмов Проблема при составлении алгоритмов на последовательной машине состоит в том что при моделировании необходимо отслеживать множество параллельных процессов во времени. Основные методы Принцип Принцип особых состояний Принцип последовательной проводки заявок Принцип параллельной работы объектов Принцип Определение состояния системы в фиксированные моменты времени: t t t2 Особенности: самый универсальный и простой метод описывает широкий класс объектов Недостатки: самый...
45496. Иерархия протоколов 304 KB
  Информационная совместимость – это правила передачи информации от одного узла к другому. Для того чтобы передать информацию от одного узла другому используют как минимум три уровня: физический; канальный; сетевой; На физическом уровне описаны характеристики передающей среды Основной задачей канального уровня является преобразование физической среды в канал передачи данных а так же выявление ошибок и деление информации на кадры. Кадр – единица измерения для передачи информации для сетей. Первые четыре уровня обеспечивают...
45497. Теоретические основы передачи данных 378.5 KB
  Ограничения на пропускную способность передачи данных.5c ∑ n sin2pnft∑ bncos2pnft f – частота nbn – амплитуды nой гармоники t – время передачи сигнала gt – определенное ограничение на пропускную способность. При этом скорость передачи информации зависит от способа кодирования и скорости изменения кодирования.
45498. Магистрали 261 KB
  Основное достижение – это применение одного канала для передачи сигналов между различными источниками и приемниками. Основано на разделении передачи сигналов от разных источников по различным несущим частотам. Это связано с тем что пропускная способность составляет 25000 Гц и за счет этого в оптических каналах скорость передачи на порядок выше. Это связано с тем что после получения канала с аналоговой петли скорость передачи данных может быть увеличена в несколько раз поэтому для цифровых каналов связи применяется метод мультиплексирования...
45499. Коммутация 466 KB
  Для систем передачи используются три способа коммутации: коммутация сообщений; коммутация каналов; коммутация пакетов. При использовании коммутации каналов снижаются накладные расходы на передачу информации. При коммутации пакетов все сообщения разделяются на определенные пакеты. В отличие от коммутации каналов абонент не может монополизировать линию.
45500. Использование амплитудно-импульсной модуляции (АИМ) для построения систем передачи с временным разделением канала 311.5 KB
  При амплитудноимпульсной модуляции амплитуда периодической последовательности импульсов изменяется в соответствии с изменеием модулирующего сигнала. АИМ1 – амплитуда импульсов пропорциональна амплитуде моделирующего сигнала. При преобразовании: частота дискретизации; скважность – определяет количество времени свободное для передачи сигнала. Для простоты моделирующее колебание представляется: Для амплитудномоделирующей последовательности выражение: показывает глубину модуляции после преобразования получим ряд: Из данного...
45501. Использование широкоимпульсной модуляции (ШИМ) для построения систем передачи с временным разделением канала 299 KB
  Использование фазовоимпульсной модуляции ФИМ для построения систем передачи с временным разделением каналов. ФИМ является более помехоустойчивым видом модуляции чем ШИМ и АИМ. При ФИМ используется следующий моделирующий сигнал: В этом случае основным определяющим элементом является величина фазового сдвига которая определяется по следующей формуле: ∆τmx – максимальный временной сдвиг между импульсами: ∆τmx=MФИМUmx MФИМ – коэффициент глубины модуляции. Модуляция фазы импульсов определяется в соответствии со следующим...
45502. CASE-средства. Общая характеристика и классификация 51 KB
  Общая характеристика и классификация Современные CSEсредства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации покрывающих весь жизненный цикл ПО. Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования в процессе которых CSEсредства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. Графические средства моделирования предметной области позволяют...
45503. Типизация проектных решений АСОИУ. Использование коробочных продуктов и адаптируемых интегрированных систем. Подходы к созданию автоматизированной системы 58 KB
  Подходы к созданию автоматизированной системы В настоящее время существуют различные подходs к построению АСОИП отличающиеся признаками положенными в основу классификации. Полученная таким образом схема классификации подходов к построению АСОИП приведена на рис. В соответствии с этой схемой при выборе подхода к построению АСОИП решается вопрос о возможности использования существующих на рынке тиражируемых систем или необходимости создавать уникальную систему полностью ориентированную только на задачи конкретного предприятия. Подходы к...