86182

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольная

Физкультура и спорт

В основе процесса жизнедеятельности организма лежат биохимические реакции органических и неорганических веществ. Приспособление организма к воздействующим на него факторам внутренней и внешней среды производят отдельные органы и их объединения в функциональные системы.

Русский

2015-04-03

84 KB

0 чел.

СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Какие факторы обусловливают рост и развитие человека, функциональные возможности его организма?

Генетические, социально-культурные, социально-экономические и природные факторы.

2. Структура организма человека как саморазвивающейся и саморегулирующейся системы.

Человеческий организм – сложная биологическая система. Все органы его взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии. Элементарная часть этой системы – клетка. В основе процесса жизнедеятельности организма лежат биохимические реакции органических и неорганических веществ. Приспособление организма к воздействующим на него факторам внутренней и внешней среды производят отдельные органы и их объединения в функциональные системы. Они регулируют постоянство внутренней среды в оптимальных параметрах, что необходимо для развития и для разных видов деятельности человека.

3. Свойства клеток человеческого организма.

Клетка тела человека содержит ядро, в котором содержатся хромосомы, носители наследственных задатков организма, передающихся от родителей.

Ядро окружает цитоплазма – полужидкая среда клетки. В ней расположены мельчайшие структуры. В одних из них образуются белки (строительный материал для клеток), в других вырабатываются вещества, служащие источником энергии.

Клетка растет и размножается, восстанавливается, обменивается энергией и веществом с окружающей средой, адаптируется к условиям среды.

Для жизнедеятельности клетки важны белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, вода, соли калия, натрия, кальция, магния и др.

4. Из каких тканей состоит тело человека?

Совокупность клеток одного вида образует ткань. В организме человека выделяют:

Название ткани

Функции ткани

Место расположения в теле

эпителиальные

Обмен веществ между организмом и окружающей средой, защитная и терморегуляционная

Кожные покровы тела

соединительные

Пластическая, защитная, механическая (опорная), питание тканей (трофическая)

Кости скелета, хрящи суставов, межтканевое пространство

мышечная

Обеспечение двигательной активности, моторики отдельных органов

Мускулы, мышца сердца, язык, желудок…

нервная

Восприятие, трансформация и проведение биоэлектрических импульсов

Нервные центры мозга, волокна соединяющие отдельные части  и органы тела

кровь и лимфа

Транспортная, поддерживающая обмен веществ и энергии в организме, терморегуляционная

Сердечно-сосудистая система, межтканевое пространство

5. Состав и функции опорно-двигательного аппарата.

Основные его функции  – опора и перемещение тела  и его частей в пространстве.

У человека более 200 костей, входящих в состав скелета и соединяющихся между собой посредством суставов, связок и сухожилий. Скелет тела приобретает разное положение в пространстве благодаря работе (напряжению, расслаблению и сокращению) мышц.

6. Строение скелетных мышц.

Мышца имеет волоконную структуру, каждое волокно – мышца в миниатюре. Волокно состоит из миофибрил. Каждая миофибрила разделена на светлые и темные по цвету участки, которые состоят из длинных цепочек молекул соответственно актина и миозина. Регулирующие сигналы из нервной системы и информация о состоянии и деятельности мышцы передается по нервным волокнам, пронизывающих мышечную ткань.

7. Механизм  мышечного сокращения.

Нити актина и миозина могут взаимно сдвигаться по отношению друг друга, что приводит  к укорочению длины миофибрил отдельных мышечных волокон и всей мышцы в целом. Напряжение, сокращение и расслабление мышцы регулируют нервные центры спинного и головного мозга.

8. Химизм и энергетика мышечного сокращения.

Энергия необходимая для сокращения и напряжения мышц образуется благодаря химическим процессам. Они протекают: а) с участием кислорода (аэробно); б) без кислорода (анаэробно).

Первичным источником энергии для сокращения мышцы служит расщепление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Для поддержания двигательной деятельности необходим непрерывный ресинтез АТФ, что происходит благодаря реакции распада креатинфосфата (КрФ).

Молекулы АТФ образуются из углеводов – глюкозы и гликогена.

По мере выполнения мышечной работы  происходит  накопление продуктов распада, в частности,   молочной кислоты. Высокая концентрация ее в крови субъективно ощущается как утомление и служит сигналом для нервной системы – «Прекращать работу!». Снижение концентрации обеспечивается в период отдыха усиленным насыщением организма кислородом.

9. Функциональное значение кровообращения в организме.

Клетки крови  выполняют транспортную функцию для кислорода и углекислого газа (эритроциты), а также защиту от проникающих в организм инородных микробов (лейкоциты). В плазме крови растворены гормоны, минеральные соли, питательные и другие вещества, которыми постоянно снабжаются все ткани тела.

При двигательной деятельности кровообращение интенсифицируется, удовлетворяя потребность мышц в источниках энергии и способствуя выводу из организма через дыхательную и выделительные системы продуктов распада.

В покое 40-50 % объема крови находится в печени, селезенке, сосудах кожи, мышцах, легких. В случае потребности (при мышечной работе) запасной объем крови включается в общее русло кровообращения.

10. Функции и важнейшие характеристики сердечно-сосудистой системы  (ССС).

ССС обеспечивает движение крови по сосудам и капиллярам. Работоспособность ССС зависит от объема сердца, величины просвета и эластичности стенок сосудов и капилляров, способности сердечной мышцы к продолжительной работе  с высокой частотой сокращений.

11. Роль дыхательной системы.

Дыхательная система участвует в обеспечении организма кислородом и в освобождении его от углекислого газа. Этот процесс протекает в легких, пронизанных  огромной сетью кровеносных сосудов.

Производительность дыхательной системы зависит от объема легких и развитости  мышц, производящих акты вдоха и выдоха.  

12. Функция пищеварительной и выделительной систем.

Органы пищеварения (язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа) измельчают, смачивают, воздействуют ферментами и кислотами на поступающие в организм продукты питания. В результате производятся необходимые тканям тела питательные и энергосодержащие вещества. Удаление конечных продуктов биохимических реакций  через почки, мочеточники, кишечник, легкие и потовые железы обеспечивает поддержание в организме постоянства внутренней среды, предохраняет его от отравления вредными веществами (токсинами).

13. Строение и роль нервной системы.

Нервная система отвечает за управление всеми системами организма и психическими процессами. Специализированный отдел нервной системы – вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов – дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции. Соматическая нервная система обеспечивает общую чувствительность тела и органов чувств, управляет скелетной мускулатурой.

Текущее состояние и возможности нервной системы зависят в первую очередь от работы ее высших отделов, расположенных в головном и спинном мозге. Если их возможности исчерпываются вследствие утомления, психологических факторов и др. причин, наступает снижение умственной и физической работоспособности, могут  развиться заболевания отдельных органов и систем организма.

Функциональные возможности коры больших полушарий (необходимые, в частности, для продуктивного учебного труда) обусловлены энергетической подпиткой из ниже  лежащих нервных центров (подкорки). Потенциал последних в свою очередь прямо связан с двигательной активностью человека.  

14. Рецепторы и анализаторы.

Способность организма приспособливаться к изменениям окружающей среды реализуется благодаря специальным образованиям – рецепторам, которые трансформируют внешние раздражители (звук, свет, давление) в нервные импульсы, поступающие в центральную нервную систему. Рецептор – начальный отдел анализирующей системы.

У человека имеется кожный анализатор (тактильная, болевая, тепловая, холодовая чувствительности), двигательный (рецепторы в мышцах, суставах, сухожилиях, связках), вестибулярный (воспринимает положение тела в пространстве), зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и висцеральный (состояние ряда органов).

15. Эндокринная система.

К железам внутренней секреции относятся: щитовидная, околощитовидные, зобная, надпочечники, поджелудочная, гипофиз, половые и ряд других. Эндокринные железы вырабатывают гормоны, которые через кровь, лимфу и межтканевую жидкость обеспечивают регуляцию физиологических процессов во всех органах и тканях организма.

Некоторые железы выделяют также секреторные вещества (поджелудочная, половые).

Расстройства функции желез приводит к нарушениям обменных процессов, снижению работоспособности.

16. Воздействие на организм природных и социо-культурных факторов.

Человек находится в постоянном контакте со средой обитания и прямо  зависит от окружающей его действительности. Его организм испытывает влияние атмосферных факторов, солнечной радиации, реагирует на состав воздуха, качество продуктов питания. На состоянии организма отражается психоэмоциональная  ситуация в быту, при трудовой деятельности, во время отдыха и ряд других социокультурных  факторов.

17. Характеристики и формы проявления функциональной активности человека.

Функциональная активность характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, дыханием и т.д.

В современном виде человек сформировался в процессе труда, который существует в формах физической и умственной деятельности. Труд различается по степени тяжести с точки зрения нагрузки на системы организма. Выполнение физической и умственной работы связано в той или иной мере с реализацией функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом.

18. Особенности взаимосвязи физической и умственной работоспособности.

Параметры умственной работоспособности (быстрота мышления, функции внимания, память, эмоционально-волевые качества)  зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Регулярные занятия физическими упражнениями в детском и юношеском возрасте способствуют позитивному развитию интеллекта и свойств личности, а в зрелом возрасте поддерживают умственную работоспособность на оптимальном уровне.

19. Утомление и восстановление в процессе деятельности.

Увеличение физической или умственной нагрузки, объема информации, интенсификация любого рода деятельности развивает в организме особое состояние – утомление. Оно выражается в  снижении скорости переработки информации, ухудшении внимания, процессов запоминания и вспоминания, уменьшении скорости двигательных действий, их точности и силовых характеристик. Утомление связано с ощущением усталости, которое служит сигналом возможного истощения организма, защищающим организм от перенапряжения.

Утомление наступает позднее в случае лучшей адаптации, приспособления организма к данному виду деятельности (проявление тренированности).

Восстановление – это постепенный возврат физиологических и биохимических функций к исходному до работы уровню, состоянию. Оно протекает быстрее при использовании дополнительных средств восстановления, к которым в случае умственного утомления можно отнести, в частности, физические упражнения, двигательную деятельность.

20. Биологические ритмы и работоспособность.

Биоритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Существуют биоритмы клеток, органа, организма. Пример действия биоритма – деление людей на «сов» и «жаворонков», т.е. людей склонных к проявлению умственной и физической активности соответственно в вечернее время или в утренние часы).

Знание и рациональное использование биологических ритмов в организации личной жизнедеятельности способствует повышению эффективности труда и отдыха, поддерживает здоровье.

21. Гипокинезия и гиподинамия.

Гипокинезия – понижение, уменьшение, недостаточность двигательной активности.

Для студентов минимально необходимый объем двигательной активности – 6-8 часов в неделю с интенсивностью нагрузки соответствующей частоте сердечных сокращений 130-140 в минуту. У очень многих такая двигательная активность не наблюдается.  

Гиподинамия – совокупность отрицательных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Результатом является сниженная функция сердечно-сосудистой и нервной системы, психоэмоциональная утомляемость, депрессивные состояния, нарушения обмена веществ.

22. Особенности влияния на организм разных по психофизиологической природе физических упражнений.

Вид упражнений

Преимущественный эффект упражнений

Упражнения с отягощениями

Развитие и укрепление костно-мышечной системы

Гимнастические упражнения

Повышение координационных способностей в управлении движениями,  силы мышц и подвижности суставов.

Циклические упражнения (бег, ходьба, плавание, бег на коньках, лыжа, гребля)

Повышение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов.

Спортивные игры

Повышение координационных способностей, улучшение функций нервной и анализаторной систем, повышение работоспособности кардиореспираторной системы.

Единоборства (бокс, борьба, фехтование)

Развитие функций анализаторов, мышечной и кардио-респираторной систем.

Многоборья (современное пятиборье, легкоатлетическое, биатлон)

Развитие координационных и силовых способностей в двигательной деятельности, повышение работоспособ-ности нервной и кардиореспираторной систем.

23. В чем выражается развитие работоспособности организма?

Приобретенная высокая работоспособность проявляется в состоянии покоя в следующем:

а) увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;

б) увеличение мышечной массы, гипертрофия мышц, улучшение их кровоснабжения;

в) урежение частоты дыхания, сердечных сокращений, повышение количества эритроцитов и лейкоцитов.

Тренированный организм расходует меньше энергии в состоянии покоя. У него хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Лучше происходит накопление энергии для предстоящей работы.

Реакция организма тренированных людей на нагрузку характеризуется тем, что у них все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (период врабатывания) выше, чем у нетренированных. В процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок, а период восстановления существенно короче. Это проявление экономизации функций.

24. Характеристика основных обменных процессов в организме.

В организме непрерывно идут процессы образования сложных веществ, из которых состоят клетки, и энергопроизводство для обеспечения функционирования отдельных органов. Нормальное протекание этих процессов требует расщепления сложных органических веществ – единственного источника энергии для человека. Такими веществами являются белки, жиры и углеводы. Для нормального обмена необходимы также вода, витамины и минеральные соли.

Процессы образования в клетках организма потребных ему веществ, извлечение и накопление энергии (ассимиляция) и процессы окисления и распада органических соединений, превращение энергии и ее расход (диссимиляция) на нужды жизнедеятельности организма между собой тесно связаны и протекают очень интенсивно. Например, ежедневно вырабатывается 300 млрд. эритроцитов. В течение 5-7 дней заменяется половина белкового азота печени. За 5 лет учебы студента ткани желудка обновляются 500 раз.

25. Обмен белков.

Белки – строительный материал для образования клеток. В состав клеток входит 20 типов аминокислот, которые подразделяют на незаменимые (не могут синтезироваться в организме) и заменимые (синтезируются в организме из других аминокислот) Отсюда деление белков, поступающих с пищей на полноценные (содержат все незаменимые аминокислоты) и неполноценные. Основной источник полноценных белков – животные белки. Растительного происхождения белки за редким исключением неполноценные.

Белки входят в состав ферментов и гормонов, участвуют в реакциях химического превращения одних веществ в другие, регулируют интенсивность обменных процессов в клетках. Белки являются энергосодержащим веществом. Суточная норма потребления белка для взрослого человека 80-100 г.

26. Обмен углеводов.

Углеводы делятся на простые и сложные. Простые (моносахариды) хорошо растворяются в воде и быстро усваиваются организмом (например, глюкоза). Сложные углеводы (дисахариды, полисахариды), например, гликоген, крахмал, предварительно расщепляются в организме до моносахаридов.

Углеводы поступают в организм с пищей и могут также синтезироваться в нем из продуктов расщепления аминокислот и жиров. При избытке они превращаются в жиры и в таком виде откладываются в тканях тела.

Углеводы – главный источник энергии организма. Они всасываются в кровь  в основном в виде глюкозы. Низкая концентрация глюкозы в крови (гипогликемия)  опасна. Она может привести к судорогам, потери сознания и даже смерти. У практически здорового человека оптимальный уровень глюкозы в крови поддерживается автоматически. Главный регулятор этого процесса гормон поджелудочной железы инсулин.

В процессе мышечной деятельности поддержание оптимального уровня глюкозы в системе кровообращения происходит за счет расщепления гликогена, чему способствует гормон надпочечников адреналин.  Депонирование гликогена в печени обеспечивает инсулин.

Углеводов много содержится в сахаре, меде, изюме, шоколаде, картофеле, молоке.

27. Обмен жиров (липидов).

Жиры – важный источник энергии и необходимая составная часть клеток. Поступающий в организм жир перерабатывается в глицерин и жирные кислоты, из которых синтезируются качественно другие жиры. В организме они могут синтезироваться также из белков и углеводов. При окислении жиры выступают в качестве источника энергии, которая используется организмом в состоянии покоя и при выполнении длительной малоинтенсивной физической работы. Это происходит и при исчерпании запасов гликогена в условиях напряженной двигательной деятельности.

Жир используется в качестве строительного материала клеток, источника энергии, тепло- и термозащиты внутренних органов, обеспечивает их фиксацию в теле. Участвует в депонировании в теле витаминов.

Жировой обмен регулируется гормонами гипофиза, щитовидной и половых желез (при их дисфункции наблюдается ожирение). Инсулин усиливает образование жира из углеводов, сжигает его.

Много жира в топленном и растительном масле, жирной свинине, баранине, сметане.

28. Обмен воды и минеральных веществ.

Человеческий организм содержит 60% воды. Особенно много воды в мозге, крови, мышцах и печени. Вода – хороший растворитель. Поэтому она важнейший компонент жидких сред организма, в которых протекают обменные процессы, осуществляется транспортировка участвующих в обмене веществ. Вода участвует в пищеварительных процессах и терморегуляции организма. Суточная потребность воды 2,0-2,5 литра.

Минеральные соли обеспечивают условия для протекания обмена веществ между клетками и окружающей их средой. Минеральные вещества входят в состав скелета, в структуру белков, гормонов, ферментов. Нормальная работа центральной нервной системы, сердца, мышц и других органов может протекать только при условии строго определенного содержания ионов минеральных веществ.

Водно-солевой обмен регулируется гормонами желез внутренней секреции.

29. Витамины и их роль в обмене веществ.

Витамины обеспечивают нормальное протекание физиологических процессов. Роль витаминов сходна с ролью ферментов и гормонов. Их недостаток в организме приводит к разного рода заболеваниям. Известно более 20 веществ, относящихся к витаминам. Их подразделяют на водо- и жирорастворимые.

Многие витамины используются организмом для построения ферментов, участников обменных процессов. Активная двигательная деятельность и большие учебные нагрузки  студента предполагают повышенное потребление витаминов.

30. Обмен энергии.

Соотношение между количеством энергии, поступающей с пищей, и величиной понесенных организмом энергетических затрат называется энергетическим балансом.

1 г белка при окислении выделяет 4,1 ккал.; 1 г. жира – 9,3 ккал.; 1 г. углеводов – 4.1 ккал.

При тяжелом физическом труде расходуется 4300 – 5000 ккал/сутки, при умственном труде -  2700-3000 ккал/сутки.

Для сохранения энергетического баланса индивидуальный пищевой рацион должен подбираться с учетом калорийности отдельных продуктов питания. При этом важно также выдерживать рациональное соотношение основных питательных веществ, воды,  минеральных солей и витаминов.

31. Регуляция обмена веществ.

Интенсивность обменных процессов регулируется нервной системой, которая влияет на функциональную активность желез внутренней секреции, выделяемые ими гормоны и секреты.

32. Расход энергии при  разных формах деятельности.

Суточный расход энергии человека включает величину основного обмена (энергия для обеспечения жизнедеятельности организма в покое) и энергию, необходимую для выполнения профессионального труда и других видов деятельности.

По энергозатратам выделены 4 группы деятельности:

Характер  деятельности

Энергозатраты в течение суток (в ккал)

1. Профессиональная без физического труда

2000 – 3000

2. Механизированный труд

До 3500

3. Немеханизированный труд

До 4000

4. Тяжелый немеханизированный труд

(в т.ч. тренировки в отдельных видах спорта)

5000 - 8000

Для поддержания нормальной жизнедеятельности организма необходима мышечная активность не менее 1200-1300 ккал/сутки.

33. Изменения в крови, кровообращении и дыхании при интенсивной мышечной деятельности.

Регулярные занятия физическими упражнениями приводят к увеличению количества эритроцитов и гемоглобина, росту кислородной емкости крови, увеличению количества лейкоцитов и их активности, повышению сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям. Совершенствуются механизмы восстановления после утомительной работы. Сердечная мышца приспосабливается к выполнению большей работы по перекачке крови, увеличивается ее масса и размеры.

Физические нагрузки способствуют расширению кровеносных сосудов, повышению их проходимости, что облегчает кроовообращение. Это важно для сосудов головного мозга и сердца, которые обеспечивают поступление питательных веществ клеткам этих органов и удалению токсинов.

Работа мышц нижних конечностей способствует лучшему оттоку крови по венам в направлении к сердцу, что облегчает его работу.

Происходит повышение работоспособности дыхательной мускулатуры, увеличивается объем циркулирующего через легкие воздуха, возникают новые легочные пузырьки (альвеолы), в которых происходит газообмен.

34. Показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы.

Показателями являются частота пульса, кровяное давление, систолический (объем крови выбрасываемый сердцем при сокращении в аорту) и минутный объем крови (количество протекающей крови через сердце за 1 минуту).

35. Показатели работоспособности дыхательной системы.

Частота дыхания – количество циклов в минуту; дыхательный объем – количество воздуха проходящее через легкие за один цикл; легочная вентиляция – величина легочного объема умноженная на частоту дыхания; жизненная емкость легких –  объем поглощенного воздуха после максимального вдоха.

36. Особенности влияния физических нагрузок на пищеварение и выделительную систему.

Пищеварение сопровождается притоком крови к пищеварительной системе, изменением гормонального фона и состава крови, увеличением размеров желудка. Все это противоречит условиям нормальной мышечной деятельности. Поэтому прием пищи необходимо производить за 2.5-3,5 часа до начала интенсивной двигательной деятельности и через 30-60 мин после нее.

В то же время физические нагрузки, сопровождаемые обильным потоотделением, облегчают вывод из организма конечных продуктов распада, поддерживают функцию почек и потовых желез.

37. Влияние мышечной деятельности на эндокринную систему.

Мышечная деятельность стимулирует активность эндокринной системы, совершенствует взаимодействие ее отдельных желез и ее в целом с центральной нервной системой. У спортсменов отмечено повышение уровней отдельных гормонов, что обеспечивает их лучшую адаптацию к разного рода воздействиям на организм.

38. Совершенствование функций сенсорных систем в процессе занятий физическими  упражнениями.

Занятия физическими упражнениями совершенствуют процессы получения, передачи и использования информации, получаемой от исполнительных органов центральной нервной системой. Все более слаженная работа тактильного, двигательного, вестибулярного и зрительного анализаторов позволяет формировать адекватные поставленной двигательной задаче управленческие команды. На этой основе успешно протекает процесс овладения новыми движениями и с большей эффективностью применяются ранее освоенные двигательные умения и навыки.

39. Особенности функционирования центральной нервной системы (ЦНС).

ЦНС регулирует деятельность организма благодаря свойству нервных клеток переходить в состояние возбуждения или торможения. Возбуждение – клетка трансформирует и передает электрические импульсы другим клеткам. Торможение – происходит снижение электроактивности, клетка восстанавливает свои ресурсы. Процессы в ЦНС лежат в основе психической, умственной и двигательной деятельностях.

Мозг поглощает 18-25% потребляемого всем организмом кислорода и очень чувствителен к его недостатку. В этом случае возникает снижение работоспособности, ухудшается память, возможны головные боли. Причиной может оказаться гиподинамия. Физические нагрузки способствуют улучшению мозгового кровообращения и поступления кислорода в головной мозг.

40. Формирование  и совершенствование двигательного навыка.

Произвольные двигательные действия человека являются результатом работы функциональной системы, в которую входят а) психический двигательный образ (модель) движений тела потребных для решения двигательной задачи; б) условные и безусловные рефлексы (реакции организма на раздражения, поступающие из внутренней и внешней среды).

На первой стадии формирования нового двигательного акта его образ в сфере сознания несовершенен. По мере практических попыток выполнения двигательной задачи происходит его пополнение и уточнение. Особенно успешно это происходит в случае посторонней помощи, когда исполнителю указываются ошибки и недостатки движений, демонстрируется образец решения двигательной задачи.

По мере повторных попыток образующиеся в нервной системе координационные механизмы управления  исполнительными органами (связи отдельных нервных клеток и мышц) закрепляются,  происходит овладение двигательным действием. В дальнейшем для его выполнения отпадает необходимость в детальном контроле всех элементов движений. Появляется автоматизм в действиях (часть координационных связей выпадает из сферы контроля со стороны сознания) -  процесс формирования двигательного навыка завершен

Совершенствование двигательного навыка в целях повышения эффективности двигательных действий – трудоемкий процесс, в ходе которого устраняются нерациональные и формируются новые элементы техники движений, повышается надежность их выполнения в разных условиях внешней среды. Это процесс дальнейшего уточнения и закрепления в сознании улучшенного варианта базового двигательного образа, упрочение старых и вновь образованных координационных механизмов.

41. Процесс адаптации организма к новым условиям существования.

В организме человека генетически заложены механизмы защитно-приспособительных реакций, позволяющие ему приспосабливаться к изменившимся условиям существования.

В общем виде схема психофизиологической адаптации сводится к тому, что под влиянием воздействий на организм в нем перестраиваются биохимические процессы, изменяется функциональная активность органов и систем. Далее, в период прекращения воздействия происходит не только восстановление затраченных организмом энергетических ресурсов до прежнего уровня, но и некоторое превышение его, сохраняющееся далее какое-то время. Это так называемый эффект сверхвосстановления, благодаря которому организм приобретает повышенную  дееспособность в отношении  противостоящих ему воздействующих факторов. В случае физических нагрузок на организм по мере тренировок организм адаптируется к ним, его двигательные возможности возрастают.

Аналогично организм приспосабливается к холодовым и тепловым воздействиям, недостаточному содержанию в воздухе кислорода, колебаниям атмосферного давления, вибрации, укачиванию, невесомости и др.

42. Изменение функционального состояния организма в процессе занятий  физическими упражнениями.

Предстартовое состояние. Возникает за некоторое время до предстоящей физической работы по механизму условного рефлекса. Организм заранее готовится к воздействию на него, что проявляется в активизации нервных и биохимических процессов.

Разминка способствует переводу отдельных органов и систем организма в оптимальное состояние готовности к выполнению конкретной физической работы. По мере совершения такой работы происходит постепенное повышение работоспособности, своеобразная оперативная адаптация систем организма (так называемый процесс врабатывания). Врабатывание разных систем происходит не одновременно, что предполагает постепенность в увеличении нагрузки. Чрезмерное форсирование нагрузки приводит к рассогласованию работы отдельных функциональных систем и срыву запланированной деятельности.

43. Особенности влияния физических нагрузок на умственную работоспособность  студента.

Регулярные и оптимальные по величине физические нагрузки способствуют активному отдыху от умственной деятельности и повышают в целом умственную работоспособность. Они улучшают функции внимания, память, восприятия, нормализуют психоэмоциональное состояние, что особенно актуально в период экзаменационной сессии.

Физически тренированные студенты легче адаптируются к изменениям суточного ритма работы и отдыха, они имеют более высокую качественную готовность к активной учебной работе.

44. Повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.

Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает  работоспособность в условиях сниженного содержания кислорода в воздухе. Это связано с более высоким количеством эритроцитов в крови, функциональными возможностями нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма к резкому изменению погодных условий. Это следствие тренировки терморегуляционных механизмов, высокого количества лейкоцитов в крови, устойчивой работы нервной системы.

Проблема укачивания в транспортных средствах может быть решена специальными гимнастическими и акробатическими упражнениями, которые совершенствуют функции вестибулярного аппарата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71553. Формування полікапроамідної текстильної нитки 25.94 KB
  Мета: Ознайомитися з формуванням полікапроамідної текстильної нитки Методи: словесний, наочний План: Технічні показники прядильної машини «Текстима-2060» Опис технологічного процесу формування нитки на машині Текстима - 2060 Матеріально-технічне забезпечення та дидактичні засоби...
71554. История становления и развития социологии как науки 191.5 KB
  Концепция постиндустриального общества Д. Изменения в экономической политической и социальной сфере общества в XVIII-XIX веках. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал что с помощью науки можно познать скрытые законы управляющие всеми обществами.
71555. Методы педагогической психологии 93 KB
  Специфика применения основных методов психологического исследования в педагогической психологии. Классификация методов психолого педагогического исследования. Методом исследования любой науки является способ познания ее предметной области. Применительно к педагогической психологии метод...
71556. Образование государства Киевская Русь 52 KB
  В науке нет единого мнения о происхождении славян. Вопрос о древнейшей истории славян и поныне является дискуссионным. Главными источниками по истории славян являются сочинения древних авторов: Плиния, Тацита, Геродота, работы византийских авторов, сочинения арабских географов.
71557. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Закрепощение крестьян 67.5 KB
  Последствия Смуты были тяжелыми для страны. Лежали заброшенными пашни, т.к. крестьяне бежали из разоренных сел и деревень. Пошатнулись вотчинные и монастырские хозяйства. Они меньше вывозили продуктов на рынок и меньше потребляли, что сокращало торговлю. Пришли в упадок помещичьи хозяйства.
71558. Возвышение Москвы. Куликовская битва 103 KB
  С конца XIII века началось постепенное возрождение разрушенных в ходе монгольского завоевания городов, распашка заброшенной земли. Предпосылками объединения служили: никогда не исчезавшее полностью национальное самосознание, единый язык, единая вера, общие традиционные правовые нормы.
71559. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время 69 KB
  После смерти Ивана Грозного в 1584 году началось царствование его слабоумного сына Федора Ивановича (1584-1598)г. Федор был человек набожный и малоспособный к управлению государством. Иван IV создал при сыне регентский совет. Реальная власть сосредоточилась в руках царского...
71560. История профессии 56 KB
  В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия.
71561. Методы обучения 47 KB
  Особое место в системе активных методов обучения занимают деловые игры слушателям предоставляется информация об организации. Запрещение точных установок должно ориентировать инструктора-методиста как на гибкость преподавания так и на учет конкретного состава...