86183

Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Социология отнюдь не умозрительная наука. Разработанные в ее рамках социологические теоретические концепции имели в основном умозрительный характер: они как правило не опирались на эмпирические исследования а выводились из одной только социально-философской теории считавшейся к тому же единственно научной.

Русский

2015-04-03

127.5 KB

0 чел.

Контрольная работа по Социологии вариант № 1

Контрольная работа

05.08.2011


Оглавление

[1]
Оглавление

[2]
Введение

[3]
1. Предмет, структура и функции современной социологии

[4]
2. Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования

[5]
Заключение

[6]
Задача

[7] Ответ

[8]
Литература


Введение

Социология отнюдь не умозрительная наука. Во-первых, потому, что она опирается на мощную экспериментальную базу, успешно используемую также и другими общественными науками, во- вторых, потому, что сама служит надежной теоретической опорой социальной практики.1

Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнение людей по различным текущим вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.

Фигуры анкетера и интервьюера стали уже привычны и легко узнаваемы Любые опросы не упускают случая назвать «социологическими», придавая им тем самым якобы научный статус. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют добытыми подобным способом данными.

Тем самым создается впечатление, будто человек с умным выражением лица, задающий вопросы, - это и есть социолог, а социология - это наука, изучающая общественное мнение. В настоящее время наряду с экономистами, юристами и психологами на рынке труда растет спрос на социологов.

Но тогда как экономические, юридические и психологические науки достаточно развиты и успешно конкурируют с зарубежными, социология для современной России - наука относительно молодая.

Если не считать эмпирических социологических исследований, проводившихся в СССР в 20-х и отчасти в 30-х гг., и тех, что проводятся начиная с 60-х, а также социологических теоретических разработок, на них опирающихся, то в СССР фактически науки социологии не было.

Существовала социальная философия под названием «исторический материализм», которая, будучи именно философией, хотя и социальной, все же не может претендовать на статус и роль социологии, поскольку, строго говоря, не соответствует тому, что собственно и называется «наукой» в отличие от «философии».

Разработанные в ее рамках социологические теоретические концепции имели в основном умозрительный характер: они, как правило, не опирались на эмпирические исследования, а выводились из одной только социально-философской теории, считавшейся к тому же единственно научной. Искусственное сращивание таких концепций с эмпирическими социологическими исследованиями не заменит естественного нормального роста социологии.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды.

Мировосприятие социолога регулируется категориальной структурой социологического мышления, создающей особый род интуиции - способности схватывать тонкую материю социального взаимодействия.


1. Предмет, структура и функции современной социологии

Социология – наука с удивительно неоднозначной репутацией. Она еще не получила всеобщего признания в нашей стране, но к социологическому знанию обращаются часто.

Особенно в тех случаях, когда возникает необходимость доказать правильность каких-либо положений или же манипулировать поведением людей для достижения определенной цели. Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды.

В результате ее изучения у самых обычных людей развивается социологическое мышление и воображение, способность охватывать тонкую материю социального взаимодействия. Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок.

Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos – теория, учение) – учение об обществе.2 

Неопределенность предмета социологии была связана, 3

во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло “социальный заказ”, то есть спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности;

во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования.

Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия “общество” в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии “социальная реальность”. Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.

Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.4 Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, то есть предмет.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве “ключевого” то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.5 Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью.

Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования "может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом".6 

Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

Прежде всего, следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности.

Иногда даже специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако мы попытаемся сделать это. Прежде всего, определим предмет антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры.

Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенных образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.

Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении определить систему связей между отдельными частями структуры.

Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов.7 

Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам.

Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Таким образом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.8 

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось.9 

Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.

Метод (от греч. methodos – букв. “путь к чему-либо”) – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета.10

Строго говоря, речь должна идти не о методе, а методах социологии. Понятие “метод социологии” употребляется в собирательном, обобщающем смысле.

Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро - или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализированный опрос и т.д.

В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные.

К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества.11 

Микросоциология - раздел социологии, объектом изучения которого являются малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены которых находятся в устойчивом личном общении друг с другом).12 

Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй.

На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.13

Микросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием.14

Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом.

Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.


2. Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.15 Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития.16 Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления. формирование атмосферы творчества и инноваций системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития.

Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений.17 Они позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть гибкими и жесткими, а ограничения явными или неявными.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка ( плясать от печки - народная мудрость ), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подходы могут быть аспектный, системный и концептуальный.18

Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. Так. например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально -психологический, образовательный и т.д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Если в основном опираются на опыт - эмпирические, если - на задачи получения ближайшего результата - прагматические. Наиболее эффективным является конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

И, наконец, процессуальный  подход  характеризует состояние системы во времени

Греческое слово "эмпирия" переводится на русский язык как "опыт". Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология. 19

Социологические опыты часто называют конкретными социологическими исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем.

Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля – активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований.

Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера. Поэтому им нужно знать как социологические исследования организуются и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить эмпирические социологические исследования, каким образом они используются в практической работе.

Социологическое исследование - это «система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления».20 

То есть это исследование, конечная цель которого - практическое решение социальных проблем, связанное с управлением определенными социальными процессами, а также их прогнозированием и планированием.

Как и любое другое научное исследование, конкретное социологическое исследование (КСИ) состоит из следующих элементов, присущих любой научной деятельности:21

1. Объект - им могут быть процессы и явления социальной действительности.

2. Субъект - это исследователь, социолог или группа социологов.

3. Социологическое исследование, так же как и научное исследование, направлено на то, чтобы достичь определенной цели и решить конкретные задачи.

4. Средства - при проведении социологических исследований используются научные, технические и организационные средства.

5. Результат - в социологическом исследовании результатом могут быть как новые сведения об изучаемом объекте исследования, так и подтверждение уже ранее известных знаний. А в некоторых случаях - способ применения полученных знаний об объекте в процессе социальной практики.

Генеральные исследовательские стратегии - это стратегии описания, объяснения и понимания социальной реальности.

В. Г. Гречихин в своей книге в общих чертах привел структуру исследовательского социологического процесса.

Эта структура наглядно помогает уяснить, что является ее основными элементами, какая существует связь между ними и в какой последовательности происходит процедура социологического исследования.22

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Социологические исследования имеют довольно богатую историю.

Уже с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с 1790 г.

Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. д. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования.

Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это обусловлено как объективными потребностями усложняющегося общества, требующего решения конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень. Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные. Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности социологии как науки.

Важную роль в развитии эмпирической и прикладной социологии также сыграл «Американский институт общественного мнения» Дж. Гэллапа, начавший в 30-е годы практику регулярных опросов общественного мнения. Был усовершенствован метод выборочных опросов, позволивший в 1936 г. точно спрогнозировать результаты президентских выборов.

Теория в прикладной социологии рассматривается не как самоцель, а как источник гипотез в рамках направленных на конкретные практические цели программ. Существенно то, что у таких исследований всегда есть заказчики либо иные потребители, способные их финансировать. Как правило, это государственные и городские службы, политики, предприниматели, СМИ. Их интересует эффективность исследования, а не теоретические споры, поэтому программы исследований часто включают методы, основанные на различных теоретических представлениях об обществе.

Тем не менее совершенно избежать теоретических предпосылок в исследовании невозможно, и это понимают даже радикальные эмпиристы. С учетом последнего можно утверждать, что к настоящему времени сложились общепринятые представления об обязательных элементах программы социологического исследования. Это:

  1.  всесторонний анализ проблемы, объекта и предмета исследования;
  2.  уточнение цели и задач исследования;
  3.  уточнение и интерпретация основных понятий;
  4.  выдвижение рабочих гипотез, которые будут проверяться в ходе исследования;
  5.  обоснование системы выборки исследуемых единиц;
  6.  обоснование методов сбора и анализа данных;
  7.  детальный план исследования.23

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.

Конкретные социологические исследования позволяют:24

  1.  получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять «снимок состояния»;
  2.  выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;
  3.  дать прогноз социальных ситуаций;
  4.  определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;
  5.  осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.

В качестве научного метода в социологии выступает диалектический метод, т. е. рассмотрение общества как живого организма в его постоянном развитии, во всех его связях и взаимоотношениях. При этом следует выделять наиболее существенные признаки, стороны, свойства и отношения социального явления или процесса.

С точки зрения целей социологических исследований их можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование направлено на приращение знания как такового, новое знание является для него самоцелью.

Прикладное исследование направлено на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, либо на использование уже имеющегося знания в практических целях. С точки зрения формы социологических исследований и степени абстрактности получаемого в ходе этих исследований знания их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Суть эмпирических исследований – в установлении фактов и их первичном обобщении. Суть теоретических исследований – в объяснении фактов и построении моделей, облегчающих это объяснение.25 Кроме того, в зависимости от того, что исследуется, различают общесоциологическую теорию (общетеоретические исследования общества в целом), теории среднего уровня (исследования отдельных сфер и аспектов жизни общества), конкретные социологические исследования отдельных явлений и процессов.

Наиболее известное экспериментальное исследование в индустриальной социологии – Хоторнские исследования 1924–1936 гг. на заводе электрокабелей компании «Уэстерн Электрик».

В 1927–1932 гг. ими руководил Элтон Мэйо (1880–1949), разработавший на основе полученных данных концепцию «человеческих отношений» на производстве.

В ходе эксперимента, первоначальной целью которого было выяснение влияния освещенности рабочего места на производительность труда (ПТ), были выделены экспериментальная и контрольная группы рабочих, ПТ в которых сравнивалась при изменении условий работы экспериментальной группы.

Впервые в социологии разработанный ранее Якобом Морено (1892–1974) метод социометрии был применен для анализа неформальной структуры производственной организации. Выяснилось, что не только изменение освещения, перемещения рабочих в отдельные комнаты, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов и выходных, но и факт проведения эксперимента сам по себе повышал ПТ.

Было выяснено, что на рост ПТ влияют не только материальные стимулы, но и сплоченность группы на уровне неформальной структуры, неформальные нормы производительности данной группы, характер взаимоотношений с руководством, благоприятная психологическая атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность трудом и социальная стабильность.


Заключение

В настоящее время положение российской социологии далеко не из лучших. С горечью приходится сознавать, что по некоторым характеристикам она уступает зарубежной.

Например, в США существуют десятки социологических факультетов, институтов, журналов и словарей; изданы сотни монографий и учебников. После десятилетий запрета, подавления научного свободомыслия и лицемерного заигрывания властей российская социология вынуждена заимствовать все лучшее, что создано современной мировой социологией, закладывать новый фундамент своего здания

Вместе с тем, опираясь на богатый опыт других стран, свои достижения 20-х, отчасти 30-х гг., а также последних 30-40 лет, современная российская социология в состоянии возродить и продолжить лучшие отечественные традиции XIX - начала XX в. Надеемся, что у молодого поколения хватит и ума, и таланта создать такую социологию, которая войдет в золотой фонд российской культуры.26

Кстати, отметим, что до недавнего времени отечественная социология достигала уровня социологии США. Это признают и зарубежные ученые. Однако в последние годы в процессе проведения реформ и социальных потрясений, потеряв поддержку государства и оказавшись в стихии рынка, она вынуждена вести борьбу за выживание.

Ее захлестнула волна коммерческих прикладных исследований - откровенно конъюнктурных и далеко не бескорыстных. Что касается фундаментальных исследований, без которых прикладные исследования рано или поздно рискуют оказаться в положении «голого короля», то здесь нужны либо инвестиции государства, либо покровительство меценатов.


Задача

В своей контрольной работе по вопросу о возможности использовании социологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД слушатель факультета заочного и вечернего обучения Алексей Викторович Аникин написал, что сотрудники милиции при исполнении служебных обязанностей применяют не социологические знания, а социальную психологию и этнопсихологию.

Согласны ли Вы с данным утверждением автора? Какова Ваша собственная точка зрения на указанную проблему? Используете ли лично Вы социологические знания в своей профессиональной деятельности? Если «да», то в какой степени, если «нет», то почему? Ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

Ответ

Я не совсем согласен с высказыванием вышеуказанного автора. Дело в том, что социальная психология и этнопсихология – это производные от социологии, науки о социальном знании.

Любая социальная наука, а тем более социология, пронизана образом человека. В связи с этим, социологическую культуру можно рассматривать не только как феномен социального знания, но и как особый атрибут личностного развития – тем более работника ОВД.

На мой взгляд социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в охране общественной жизни. Эта сторона изучения человека принципиально отличается от психологической или антропологической.

При всем разнообразии подходов к определению сущности личности общим и неоспоримым остается представление о том, что сущность личности человека не проявляется с момента рождения. Поэтому, справедливым становится известное выражение: «Личностью не рождаются, а ею становятся».

Традиционно в социологии главное внимание уделяется социализации, т. е. процессу становления и формирования личности. С момента рождения человек попадает в социальную среду. Именно здесь происходит процесс становления и развития человека как личности. Сама окружающая среда вооружает его новыми знаниями, навыками и умениями.

Я думаю, что в современном мире этого явно недостаточно. Необходимо обладать еще и определенным набором научных знаний об обществе.

Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации, моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как наука, искусство и технология.

Человек, способный осознать и на практике проверить вывод, весьма значимо воспринимает фразу: «Кто владеет информацией -владеет миром».

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализовываться в обществе себе подобных и осуществлять свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры для работника ОВД - это важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от животных отличает интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Главная функция социологического образования - сформировать социологическое мышление, т. е. понимание стоящих перед обществом проблем, причин их возникновения и путей решения, умение критически относиться к обыденным суждениям, стереотипам мышления и социальным предрассудкам массового сознания.

Я думаю, что роль и значение социологии в современных условиях постоянно растут. Это связано с тем, что наше общество переживает период всестороннего глубокого реформирования. Оно может быть успешным только при тщательном изучении закономерностей развития и функционирования общества, чем, собственно, и занимается социология. Жизнь показывает, что недооценка социальных фактов, просчеты при планировании реформ и прогнозировании их социальных последствий ставят под угрозу реформу в целом.

При решении различных проблем работником ОВД широко используются социологические подходы и данные социологических исследований. Например, метод опроса позволяет изучить общественное мнение - могущественную силу, способную ускорять и тормозить преобразования.

Значение социологии для развития работника ОВД связано еще и с тем, что социологические знания все больше проникают в широкие слои общества, в том числе через изучение основ данной науки в средней и высшей школе, в других системах подготовки и переподготовки специалистов. В результате все больше людей получают возможность применять эти знания в личной жизни и профессиональной деятельности.

Поэтому становится ясно, что необходимо большое значение уделять изучению социологической культуры, внедрению ее в сознание нашего общества. Все это требует еще очень длительной и кропотливой работы.

В заключение хочется вспомнить слова Ф. Ницше, сказанные им о человеке: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. В движении к свободе и самоутверждению человек не может избежать отчаяния, беспокойства, сомнений, но может найти в этом движении «выходы» к внутренней устойчивости, обретаемой через новое - волевое -открытие ценности общества» .

Я считаю, что только человек решает, кем ему быть: оставаться на одном месте и никуда не двигаться, быть животным или идти вперед, стать личностью, той, которой захочет он сам.

Конечно же, путь к становлению личности труден и тернист и напоминает собой движение по канату. Одно неверное движение, и человек может оступиться и упасть вниз. Поэтому здесь Ф. Ницше говорит об отчаянии, страхе и сомнении. Но в движении к заветной цели человеку помогут его умения, выдержка и находчивость.


Литература

  1.  Артёмов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социологические исследования, 2000, №1.
  2.  Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. Учебник. Под ред. Лощакова Д.Г. – М., 2002.
  3.  Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
  4.  Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука // Социологические исследования, 1994, №3.
  5.  Култыгин В.П. Мировая социология в системе современных наук // Социально-гуманитарные знания, 1999, №1.
  6.  Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания // Социологические исследования, 1997, №6.
  7.  Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2005.
  8.  Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.
  9.  Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв. ред.: Осипов Г.В.; Москвичёв Л.Н. – М., 2002.
  10.  Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  11.  Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998.

1 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. Учебник. Под ред. Лощакова Д.Г. – М., 2002.

2 Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2000.

3 Кравченко А.И. Социология. - М.: Инфра-М, 2005.

4 Социологический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2004.

5 Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания // Социологические исследования, 1997, №6.

6 Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2005.

7 Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.

8 Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.

9 Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Отв. ред.: Осипов Г.В.; Москвичёв Л.Н. – М., 2002.

10 Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2000.

11 Социологический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2004.

12 Социологический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2004.

13 Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2000.

14 Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2000.

15 Игнатьева А.В. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ, 2000

16 Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

17 Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

18 Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: «ДеКА», 2000.

19 Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

20 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. Учебник. Под ред. Лощакова Д.Г. – М., 2002.

21 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности). М.: Добросвет, 1998.

22 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

23 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. Учебник. Под ред. Лощакова Д.Г. – М., 2002.

24 Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.

25 Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.

26 Общая социология. Учебное пособие. Под общ. ред. Эфендиева А.Г. – М., 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22508. КОНЦЕПЦИЯ ПРОДУКТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ 466.76 KB
  Понятие продукта Понятие продукта очень сильно варьируется в зависимости от того кто вкладывает смысл в это понятие в контексте каких процессов оно рассматривается относительно к каким видам продукции применяется и т. Каждое данное понимание продукта отвечает на вопрос о том что делает фирма и принципиально отличается одно от другого в зависимости от того кто и в каком контексте дает ответ. Свой определенный смысл в понимание продукта вкладывает разработчик продукта посвоему смотрит на продукт плановик и наконец свой...
22509. ДИНАМИКА ПРОДУКТА 311.55 KB
  От того как фирма смотрит на производимый ею продукт как она подходит к выработке своей стратегии продукта во многом зависит сумеет ли фирма найти свое место на рынке сможет ли обеспечить себе устойчивые связи с окружением осуществить своевременные и адекватные запросам среды изменения. Но это было статическое рассмотрение продукта. Другим очень важным направлением рассмотрения продукта в стратегическом управлении является его динамическое рассмотрение в соответствии с которым продукт предстает как изменяющееся во времени...
22510. СТРАТЕГИЯ ПРОДУКТА 404.19 KB
  Ответ на эти вопросы относящиеся к стратегии продукта формируется под влиянием нескольких факторов. В первую очередь стратегия продукта зависит от стратегии фирмы. Однако хотя стратегия продукта и является подстратегией общей стратегии фирмы и соответственно определяется характером ее целей и ее стратегией тем не менее можно указать на отдельные факторы оказывающие непосредственное влияние на выработку стратегии продукта.
22511. КАК СТРОИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ 368.1 KB
  Для того чтобы понять как строится взаимодействие человека с организацией необходимо не только уяснить в чем суть проблемы этого взаимодействия а также то что в личности человека определяет его поведение в организации и какие характеристики организационного окружения влияют на то как происходит включение человека в деятельность организации. Подходы к построению взаимодействия человека и организационного окружения Взгляд на поведение человека в организации может быть осуществлен с двух позиций: с позиции человека взаимодействующего с...
22512. ВХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИЮ 134.02 KB
  Быть членом организации совсем не одно и то же что входить в организацию становиться ее членом. Втретьих это проблема изменений и модификаций в организации которые происходят даже тогда когда организация уже имеет свободное место для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От решения данных проблем зависит не только то сможет ли человек войти в организацию но и то как человек будет функционировать в организации как будет строиться его взаимодействие с организационным...
22513. Расчет статически неопределимых балок. Способ сравнения деформаций 72.5 KB
  Рис. Схемы статически неопределимых балок Например для уменьшения пролета балки АВ на двух опорах Рис.1 а можно поставить опору еще посредине а для уменьшения деформаций балки защемленной одним концом Рис. Во всех подобных случаях число опорных реакций которые могут возникнуть превышает число уравнений статики например для балок рис.
22514. Применение вариационных методов 103 KB
  Лишнюю опорную реакцию В Рис. Рис. При решении по Мору кроме первого состояния нагружения основной балки заданной нагрузкой и лишней неизвестной силой Рис.2 а следует показать ту же балку во втором состоянии загружения силой Рис.
22515. Расчет статически неопределимых стержневых систем 54 KB
  Расчет статически неопределимых стержневых систем Связи накладываемые на систему. На брус могут быть наложены связи т. Наложение одной связи снимает одну степень свободы с бруса как с жесткого целого. Связи в рамах и стержневых системах делят обычно на связи внешние и связи внутренние или взаимные.
22516. Метод сил 142 KB
  Метод сил. Наиболее широко применяемым в машиностроении общим методом раскрытия статической неопределимости стержневых и рамных систем является метод сил. Он заключается в том что заданная статически неопределимая система освобождается от дополнительных связей как внешних так и взаимных а их действие заменяется силами и моментами. Таким образом при указанном способе решения неизвестными оказываются силы.