86185

Психофизиологические особенности труда водителя

Контрольная

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Психофизиологические особенности труда водителя Управляя автомобилем водитель должен постоянно оценивать обстановку движения принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Русский

2015-04-03

124.5 KB

10 чел.

Содержание

[1] Содержание

[2]
Вариант 13

[3] 1. Психофизиологические особенности труда водителя

[4] 2. Организация системы водитель-автомобиль-дорога для движения ночью

[5] 3. Задача

[6]
Список литературы


Вариант 13

1. Психофизиологические особенности труда водителя

Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение. Он должен также знать наиболее целесообразные пути и средства развития указанных качеств. Ниже излагаются краткие сведения по психологии и психофизиологии водителя при управлении автомобилем.

Зрение играет ведущую роль в работе водителя. Чтобы управлять автомобилем, он должен видеть на дороге транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и сигналы.

Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Орган зрения — глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них. Первым условием зрительного восприятия предмета является его выделение из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.

Однако, чтобы опознать объект, его надо не только выделить из фона, но и воспринять форму, а это зависит от остроты зрения.

Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) около 160—180°. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них; это так называемое бинокулярное острое зрение. Рассматривание удаляющегося объекта затруднено.

Объекты, расположенные вне поля острого зрения (сбоку), глаза улавливают, хотя детали этих объектов рассмотреть трудно. Такое зрение называют боковым или периферическим (обзорным). Оно имеет для водителя большое значение. Благодаря периферическому зрению водитель получает представление о том, что делается за пределами бинокулярного острого зрения. Обзорность уменьшается в зависимости от скорости движения: при скорости 50 км/ч — до 105°, а при скорости 100 км/ч—до 50°.

Некоторые люди не различают отдельные цвета (например, красный и зеленый). Это заболевание называется дальтонизмом или цветовой слепотой. Дальтоники не могут быть водителями.

Адаптация зрения — это способность глаза приспосабливаться к изменению освещенности. При быстром переходе от темноты к свету или наоборот наступает временное ослепление, продолжительностью от нескольких секунд до 2—4 мин, и за это время фактически неуправляемый автомобиль проходит значительное расстояние (при 30 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 8,33 м).

Правила дорожного движения разрешают пользоваться дальним светом фар только на неосвещенных участках улиц и дорог и требуют переключения дальнего света на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства, а также во всех случаях, когда дальний свет может ослепить других водителей. Ослепленный водитель обязан остановиться.

Большую роль при управлении играет восприятие времени — умение оценивать продолжительность действий и перемещений, совершаемых самим водителем, другими транспортными средствами и пешеходами. На этом восприятии основано и представление о времени, требуемом для выполнения действий, предотвращающих наезды и столкновения.

При вождении исключительно важное значение имеют зрительное восприятие скорости, направления движения и их изменения. Опытный водитель довольно точно по ориентирам определяет скорость автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после длительного движения с высокой скоростью на загородном шоссе он нередко значительно переоценивает снижение им скорости при въезде в населенные пункты и вследствие этого превышает допустимую скорость движения.

Изменение скорости и направления движения определяется также ощущением равновесия, возникающего в вестибулярном аппарате. На поворотах это ощущение позволяет опытному водителю довольно точно оценивать предельную скорость, безопасную для поворота.

Водитель должен иметь хороший слух, который помогает ему в дополнение к зрению воспринимать расстояния и направления и обнаруживать по шуму транспортные средства, движущиеся в попутном и встречном направлениях. Слух также помогает обнаруживать неисправности автомобиля, возникшие при движении.

С точки зрения психологии примерная схема управления автомобилем следующая. Водитель оценивает положение, скорость, направление движения управляемого им автомобиля и их изменение главным образом при помощи зрения, слуха и ощущения равновесия. В соответствии с этой оценкой он воздействует на органы управления автомобилем.

Такое объединение восприятий положения и движения автомобиля на дороге и соответствующих им действий рычагами управления называется координацией. Она создается постепенно в процессе обучения и совершенствуется с приобретением опыта.

Опыт и мастерство водителя проявляются в точности вождения в разных условиях. При встрече с непредвиденной опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения. Особенности дороги и препятствий, которые нельзя учесть заранее, можно охарактеризовать как возможные. Действия водителя определяются в этом случае возможной, а не очевидной опасностью.

Опыт и мастерство проявляются также и в предусмотрительности водителя, который дол лее н учитывать возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими участниками движения.

Внимание может быть сосредоточенным или распределенным. Внимание водителя должно быть, как правило, распределено между оценкой положения автомобиля на дороге, восприятием дорожных знаков, линий разметки, сигналов светофоров, наблюдением за другими транспортными средствами и пешеходами.

Для водителя особенно важно уметь сосредоточивать внимание на факторах, определяющих его действия (например, появление детей или других пешеходов).

Ввиду того что тротуар находится ближе к автомобилю с правой стороны, водитель должен больше внимания уделять этой стороне. Приближаясь к автобусам и троллейбусам, стоящим на остановке, необходимо снижать скорость, а проезжая мимо стоящих транспортных средств, увеличивать интервал на случай появления пешехода. Это позволит уменьшить возможность наезда.

Таким образом, водитель должен наблюдать окружающую обстановку так, чтобы в каждый данный момент отчетливее видеть объекты, от которых в наибольшей степени зависит безопасность движения.

При небольшой скорости взгляд можно направлять ближе, т. е. под большим углом к дороге, а при увеличении скорости — дальше, чтобы при появлении помехи для движения оставалось достаточно времени для принятия мер. Однако опасность может возникнуть сзади или сбоку. Поэтому водитель должен смотреть не только вперед, но и по сторонам и назад (в зеркало заднего вида).

Очень важно учитывать, ч: о перемещение взгляда занимает определенное время в зависимости от скорости и от окружающей обстановки (обзорности).

Таким образом, водитель должен переключать внимание с одного объекта на другой. Чем опытнее водитель, тем он делает это лучше.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, опытный водитель может по поведению пешеходов, переходящих пересекающую улицу, заблаговременно предугадать осложнение обстановки из-за приближения транспортного средства, имеющего преимущественное право проезда.

Временем реакции водителя называется время, протекающее от момента обнаружения опасности до момента начала действия механизмами управления.

Если водитель при виде опасности или появления сигнала, запрещающего движение, примет простое, заранее известное действие, чаще всего торможение, то реакция будет простой и время ее не превысит 0,6 с; за это время он должен перенести ногу с педали управления дросселем на тормозную педаль.

Если водитель начнет объезжать препятствие, остановит автомобиль или увеличит скорость при проезде места опасности, реакция будет сложной и время ее в сравнении с временем простой реакции значительно увеличится. Например, время, которое затрачивает водитель на обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может достигнуть приблизительно 2 с.

В городских условиях реакция водителя будет быстрее, чем при движении на дорогах, так как он постоянно готов к изменению обстановки.

Время реакции увеличивается при усталости после длительной работы, расстройстве или болезни. Резкое увеличение времени реакции вызывается алкоголем. Даже при употреблении небольшой дозы алкоголя нарушается восприятие водителем скорости управляемого автомобиля, движения других транспортных средств и пешеходов, сигналов светофоров и т. д. Время реакции в нетрезвом состоянии возрастает в 2—3 раза.

Серьезное усложнение обстановки движения и возникающая в связи с этим опасность, как правило, вызывают изменения психического состояния водителя. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро, в ряде случаев даже лучше, чем в обычных условиях. Некоторые, чаще неопытные, водители действуют слишком торопливо и поэтому не вполне точно. Другие же, как правило, неопытные, теряются, не выполняют необходимых действий или вместо них совершают ненужные действия. Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации называется эмоциональной устойчивостью и является одним из важнейших качеств водителя.

Длительное вождение автомобиля даже при благоприятных условиях вызывает усталость организма, при этом уменьшается внимание, увеличивается время реакции.

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего после 10—11 ч работы водителя и характеризуются тяжелыми последствиями.

При ухудшении рабочей обстановки утомляемость резко повышается. Чтобы ее снизить, водитель должен принимать меры к созданию хороших условий работы. Сиденье следует установить по росту водителя. Кабина должна проветриваться, курение в автомобиле с закрытыми стеклами не рекомендуется. Инструмент и груз должны быть надежно закреплены, так как всякие посторонние шумы и стуки возникающие при движении автомобиля, резко увеличивают утомляемость водителя. При длительных загородных поездках для снижения утомления можно включить радио (в условиях городского движения пользоваться приемником не рекомендуется).

При длительных поездках необходимо через 1,5—2 ч делать остановку, выходить из кабины для осмотра автомобиля и отдыха на 15— 20 мин. Через 5—6 ч делать длительный перерыв для отдыха и принятия пищи.

Вести автомобиль необходимо со скоростью основного потока. Следует помнить, что неуверенное вождение и пониженная скорость не уменьшают, а увеличивают возможность дорожного происшествия, поскольку водитель мешает другим автомобилям, движущимся с нормальной скоростью.

У водителя, помимо дисциплины, чувства ответственности, должно быть развито самообладание, которое выражается в спокойствии при управлении автомобилем, в умении быть вежливым и внимательным по отношению к другим участникам движения. Кроме этого, водитель должен обладать решительностью, чтобы быстро найти наиболее целесообразный выход при внезапном осложнении дорожной обстановки. Для этого необходимо изучать свои слабые и сильные стороны, вдумчиво относиться к своему водительскому опыту и опыту товарищей.

2. Организация системы водитель-автомобиль-дорога для движения ночью

Применительно к транспортному процессу структурную схему системы эксплуатации автомобильной техники с некоторыми условностями можно представить состоящей из четырех основных блоков: «водитель -автомобиль - дорога - среда» (ВАДС) (рис.1). Такая схема позволяет анализировать как систему в целом, так и отдельно подсистемы.

Рис. 1. Структурная схема системы эксплуатации автомобильной техники

В приведенной структурной схеме можно выделить следующие основные подсистемы: 1 - внешняя среда - водитель; 2 - водитель - автомобиль; 3 - автомобиль - дорога; 4 - внешняя среда - дорога; 5 - дорога - автомобиль; 6 - автомобиль- водитель; 7 - внешняя среда - автомобиль.

Анализ взаимодействия подсистем имеет большое значение при определении эффективности эксплуатации транспорта. Коротко рассмотрим сущность основных подсистем.

Подсистема «внешняя среда - водитель» является информационной моделью транспортного процесса. Она базируется на психологических особенностях взаимодействия водителя с условиями движения. Внешняя среда представляет собой информационное поле, которое формирует у водителя эмоциональное напряжение. Водитель, анализируя внешнюю среду, избирает такую ориентацию, которая обеспечивает безопасность движения и минимальное эмоциональное напряжение. В этом сущность взаимодействия компонентов данной подсистемы.

Подсистема «водитель-автомобиль» - эргономическая модель, базирующаяся на физиологических возможностях водителя и исполнительных механизмах автомобиля. Получив от внешней среды информацию и проанализировав ее, водитель взаимодействует с исполнительными механизмами, управляет движением автомобиля, задает ему рациональные режимы движения. При сочетании движения автомобилей на дороге создается транспортный поток. Исследование подсистемы «водитель - автомобиль» имеет большое значение для решения отдельных задач по эксплуатации автомобилей, в том числе и задачи обеспечения безопасности движения,

Подсистема «автомобиль - дорога» представляет собой механическую модель транспортного процесса. Основное внимание в этой подсистеме уделяется взаимодействию автомобиля через подвеску и колеса с дорожным покрытием. При движении автомобиль воздействует на проезжую часть, в результате чего в дорожном покрытии возникают напряжения, влияющие на его прочность и долговечность. Исследование рассматриваемой подсистемы позволяет разработать различные мероприятия (содержание и ремонт) по поддержанию дорог в хорошем техническом состоянии.

Подсистема «внешняя среда - дорога» - сложная тепломассооб-менная модель. Она базируется на анализе воднотеплового воздействия географических комплексов (климата, рельефа местности, грунтов, гидрологии, гидрогеологии и т.д.) на дорогу. Так, например, воздействие атмосферных осадков ухудшает эксплуатационные качества покрытий. Исследование данной подсистемы позволяет разработать мероприятия по повышению устойчивости дорог и безопасности движения.

Подсистема «дорога - автомобиль» является динамической моделью (обратная связь подсистемы «автомобиль-дорога). Она базируется на анализе колебательного процесса при движении автомобиля по проезжей части. Вследствие наличия различных неровностей покрытий автомобиль испытывает случайные воздействия. Это вызывает сложный колебательный процесс колес, кузова, автомобиля в целом. Исследование подсистемы весьма важно в теории эксплуатационных свойств автомобиля. Оно позволяет решать различные задачи - рассчитывать расход топлива, определять возможную скорость движения, производительность автомобиля и др.

Подсистема «автомобиль - водитель» является обратной связью подсистемы «водитель - автомобиль». Анализ этой подсистемы позволяет изучить влияние условий движения на работоспособность водителей. В частности, могут быть установлены предельные нормы вибрации и шума для водителей. Эффективность расстановки органов управления, размеры салона автомобилей и т.д.

Подсистема «внешняя среда - автомобиль» представляет интерес три исследовании надежности автомобилей, их работы в различных климатических условиях.

Все подсистемы между собой в той или иной степени взаимосвязаны. Вместе с тем каждую подсистему можно представить отдельными элементами. С этой точки зрения водитель занимает особое место в системе ВАДС. Это элемент системы, осуществляющий управление автомобилем и участвующий в поддержании его работоспособности, т.е. обеспечении эксплуатационной надежности.

Главная задача водителя - управление автомобилем и контроле» за его работой. Тенденции развития автомобиля таковы, что физический труд по управлению им становится все меньше, а на первое место выдвигаются повышенные требования к восприятию, мышлению, управляющим воздействиям, к надежности профессиональной деятельности водителя в условиях высокой нервно - эмоциональной напряженности.

3. Задача

С какой максимальной скоростью без заноса может двигаться автомобиль по внутреннему кольцу на радиусе поворота 200 м., поперечный уклон дороги 70 , ширина проезжей части 70 м.

Дано: Y =0,8; w =70 м; R =200 м,  = 70

Решение:

Формула для определения критической скорости движения автомобиля на повороте:

Подставив исходные данные, получаем:

м/с или 102,6 км/ч

Ответ: 102,6 км/ч


Список литературы

1. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1991, 183 с.; ил.

2. Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта [Текст] / М. Н. Дятлов, К. О. Долгов, А. Н. Тодорев // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 134–138.

3. Варламов В. А. Что надо знать водителю о себе. — М.: Транспорт, 1990. — 192 с.: ил.

4. Резервы безопасности дорожного движения/Г. Т. Прохоцкий, В. М. Студенцов, В. Я. Бибиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Полымя, 1989. — 176 с., [4] л. ил.: ил.

5. Игнатов Н. А. Человек за рулем. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1976. 184 с. с ил.

6. Мишурин В. М., Романов А. Н. Надежность водителя и безопасность движения. — М.: Транспорт, 1990. — 167 с.: ил.

7. Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов. Москва 2008 г.

8. Приборы психофизиологического обследования водителей / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 59–61.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4308. Двумерные массивы 63.5 KB
  Двумерные массивы Язык С позволяет использовать массивы любой размерности, но наиболее часто встречаются двумерные массивы. Двумерным называется массив, элементы которого являются сами массивами. Двумерный массив можно представить как таблицу, имеющ...
4309. Переменная, хранящая адрес некоторого данного. Указатели 121 KB
  Указатель – это переменная, хранящая адрес некоторого данного (объекта). Память компьютера делится на 8 -битовые байты. Каждый байт пронумерован, нумерация байт начинается с нуля. Номер байта называют адресом об адресе говорят, что он...
4310. Функции на языке Си 84 KB
  Функции Программы на языке Си обычно состоят из большого числа отдельных функций (подпрограмм). Как правило, эти функции имеют небольшие размеры и могут находиться как в одном, так и в нескольких файлах. Все функции являются глобальными. В языке зап...
4311. Строки в языке Си 63 KB
  Строки В языке С отсутствует строковый тип, работа со строками организована путем использования одномерных массив типа char. Строка в С – это массив символов, заканчивающийся нулевым байтом. Каждый символ строки размещается в отдельном ба...
4312. Структуры как способы предоставления данных 52 KB
  Структуры Успех программы часто зависит от удачного выбора способа представления данных. С помощью структур возможно моделировать сложные объекты, возникающие при решении задач. Структуры представляют средство для доступа к з...
4313. Организация файлового ввода-вывода в Си 119.5 KB
  Организация файлового ввода-вывода в Си Считываемая и записываемая информация с точки зрения пользователя представляет собой некую последовательность байтов. Чтобы отразить эту особенность, при реализации ввода-вывода в Си используется понятие...
4314. Создание сайта Музыкальные альбомы группы Pink Floyd 13.95 MB
  Аннотация Информационная технология: Объектный Web-дизайн. Разработка систем в открытых кодах (OpenSource). Разработка сайта велась по заказу каф. ВТ УГТУ-УПИ. Проект Web-сайта и сопутствующие документы направлены на организацию взаи...
4315. Основы Web-технологий. Краткое учебное пособие 816.5 KB
  Основы Web-технологий Введение С появлением высокопроизводительных серверов, сетевого оборудования и высокоскоростных каналов связи стала реальностью организация на основе ПК корпоративных вычислительных сетей. Корпоративные сети объединены во всеми...
4316. Web-программирование Лекции 2.21 MB
  Предмет Web-программирования. Программирование на стороне клиента и сервера. Инструменты и технологии программирования Предмет Web-программирования. Язык HTML. За последние годы разработки для Интернета эволюционировали от статических страниц до дин...