86189

Виды и техника слушания

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Исследования показывают что умением выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно вникнуть в суть того что говорится обладают не более 10 людей. Процесс слушания и его стили Внимательное слушание как способ восприятия собеседника зачастую повышает его самооценку и является незаменимым звеном отношений между людьми. Те кого слушают обычно ценят в собеседниках это умение и идут с ними на контакт поскольку ощущение востребованности является базисной универсальной человеческой потребностью. На первом происходит собственно слушание...

Русский

2015-04-03

113 KB

4 чел.

Контрольная работа по риторике:

«Виды и техника слушания»

2013

Введение

По легенде, однажды к Сократу явился молодой человек, страстно желающий овладеть искусством красноречия. Поговорив с юношей, Сократ потребовал с него двойную плату за обучение ораторскому искусству. На вопросы удивленного ученика философ ответил: «Мне придется учить тебя не только говорить, но также молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя Лиона Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами».

Как показывает практика, умение целенаправленно слушать других имеет огромное значение для взаимопонимания. Однако слушать и слышать – не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой информации, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если эти слова не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно, вникнуть в суть того, что говорится, обладают не более 10% людей.

Умение слушать это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной коммуникации. В деловом общении слушание как метод восприятия информации используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые: слушание занимает 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.

Многие, размышляя об умении слушать, отождествляют его с умением слышать и убеждены, что и то и другое – инстинктивные, врожденные навыки, поэтому практически не предпринимают усилий по развитию навыка эффективного слушания. Отсюда у некоторых людей появляются проблемы, которых могло бы и не быть: неадекватное понимание, чувство обиды, потеря важной информации, чувство раздражения и т.д.

Процесс слушания и его стили

Внимательное слушание как способ восприятия собеседника зачастую повышает его самооценку и является незаменимым звеном отношений между людьми. Те, кого слушают, обычно ценят в собеседниках это умение и идут с ними на контакт, поскольку ощущение востребованности является базисной, универсальной человеческой потребностью. Люди с большим желанием идут на контакт с теми, кто удовлетворяет их потребность, чем с теми, кто этого делать не умеет.

Процесс слушания состоит из двух этапов. На первом происходит собственно слушание собеседника. На втором после обдумывания и, если нужно, уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.

Умение слушать выражается в:

  •  восприятии информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;
  •  поощряющем отношении к говорящему, побуждающем его продолжать акт общения;
  •  незначительном воздействии на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».

Что дает другим людям умение слушать?

  •  эффективно помогает собеседниками снизить уровень эмоционального возбуждения и начать трезво и здраво рассуждать по поводу возникшей проблемы;
  •  умение слушать как способ восприятия собеседника часто повышает самооценку человека, как бы сообщая ему, что вы его цените и уважаете;
  •  ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;
  •  активное слушание способствует росту искренности, понимания и ощущения надежности;
  •  умение слушать развивает у человека чувство уверенности в себе;
  •  дает возможность человеку выговориться в момент упадка эмоций и в то же время слушающий предоставляет ему небольшую, но действенную подпитку, проявляя свое участие и внимание;
  •  демонстрирует уважение к чувствам другого человека.

Слушание – своего рода искусство, которым владеют далеко не все. Нам мешают слушать собственные мысли, которые или уводят в сторону от темы разговора, или направлены на возражение собеседнику. Порой мы просто перебиваем партнера или договариваем за него конец фразы, потому что «и так уже все ясно». Еще хуже, когда говорящий читает на лице собеседника мученическое терпение, скрывающее равнодушие. Для чуткого человека этого достаточно, чтобы замкнуться. Не умея слушать, мы теряем расположение собеседника, который мог бы стать партнером, а в личном общении – другом.

Что же дает умение слушать в деловых контактах? Оно позволяет понять партнера; получить от него полную информацию; воспринять советы и предложения; сделать общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее впечатление.

Если человек чувствует, что его понимают, он испытывает доверие к собеседнику, а это так важно для плодотворного общения. Кроме того, в общении ценится и поступление информации. Как говорит немецкий философ и математик Г. Лейбниц: «Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего худшего врага, если бы я мог что-нибудь узнать у него». Советы и предложения компетентного человека могут быть весьма полезны, так как мы сами не в состоянии выйти за пределы своего видения проблемы, а чем шире спектр ее видения, тем эффективнее принимаемое решение. Наконец, приятному собеседнику охотнее идут навстречу в самых разных деловых вопросах.

Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками. По сути, слушание является умением общаться.

Стили слушания

Обычно манера слушать не контролируется. Она складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии.

Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора. Само слушание длится 10−15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, сосредоточиваются на критических замечаниях или перебивают собеседника. Женский стиль слушания характеризуется большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят его как личность, реже перебивают.

Оба стиля слушания имеют достоинства и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективен.

Чтобы научиться слушать, нужно прежде всего проанализировать свою манеру слушать: к какому стилю ее можно отнести, позволяет ли она получить необходимую информацию от собеседника и удовлетворить его потребность высказаться.

Французскому писателю-моралисту Ж. Лабрюйеру принадлежит изречение: «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами».

Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания, можно посоветовать давать собеседнику время высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.

Если вы склоны идти на поводу у эмоций говорящего, заражаться его настроением, нужно сосредоточиваться на информационной стороне разговора. Расположитесь немного дальше обычного от разговорчивого партнера и вслушивайтесь в смысл его слов, а не интонацию.

Неумение слушать, к сожалению, встречается у невоспитанных людей вне зависимости от пола. Неумение слушать проявляется в уже упоминавшейся «способности» перебить собеседника в самом неподходящем месте соответствующим рассказом: «А вот я…», или критическим замечанием, или советом: «Ты бы лучше…». Мешает рассказчику отсутствие всяких эмоций на лице собеседника или его привычка смотреть в сторону. Есть и такой недостаток, чаще свойственный женщинам: преувеличенное отражение чувств собеседника и излишне собственные эмоции по поводу услышанного. И конечно, любой человек способен лишиться вдохновения, читая скептическое отношение на лице партнера1.

Приемы и виды слушания

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов – отражение информации и отражение чувств выступающего.

Наиболее распространенные приемы слушания:

  1.  Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
  2.  Поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком).
  3.  «Эхо-реакция» − повторение последнего слова собеседника.
  4.  «Зеркало» − повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
  5.  «Парафраз» − передача содержания высказывания партнера другими словами.
  6.  Побуждение («Ну и… И что дальше?»).
  7.  Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).
  8.  Наводящие вопросы (что? где? когда? почему? зачем?).
  9.  Оценки, советы.
  10.  Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).
  11.  Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, скорбная мина).
  12.  Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).
  13.  Логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события.
  14.  «Хамоватые реакции» («глупости», «ерунда все это»).
  15.  Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).
  16.  Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляется три такта: поддержка – уяснение − комментирование.

На этапе поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя на этом этапе – молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение».

На этапе уяснения – цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз.

На этапе комментирования слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Среди видов слушания можно выделить пассивное, активное и эмпатическое.

Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник путем задавания уточняющих вопросов типа: «Если я вас правильно понял, то…?», «Таким образом, вы хотите сказать…» или «Другими словами, вы имели в виду…».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:

  1.  Обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется ощущение, что передаваемая им информация правильно понята.
  2.  Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который можно диктовать свои мысли и рассуждения, а равный ему партнер. Занятие равной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «свысока».

Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому (и настроить собеседника) на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить вашему партнеру, развить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто формальное следование правилам, без реального отражения содержания разговора. В таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что…?», но, не услышав ответа, продолжает развивать свои аргументы в пользу своей собственной точки зрения, игнорируя фактически точку зрения собеседника.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно – успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание. Тут важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений».

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.

К основным правилам эмпатического слушания относятся следующие.

  1.  Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.
  2.  В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но принято вами.
  3.  Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо промолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.
  4.  Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.
  5.  В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит, «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или же повторять его последние слова.
  6.  Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями2.

Кроме того, существует 3 вида слушания по типу коммуникантов. Эти типы могут взаимодействовать в процессе усвоения речи слушающим или чередоваться в рамках одного речевого контакта:

  •  слушание-сопереживание, которое предполагает постоянный эмоциональный контакт с говорящим, повышенное внимание к тону общения, концентрацию на переживаниях говорящего, отключение от собственных мыслей и переживаний;
  •  поверхностное слушание, которое предполагает скольжение по канве мысли высказывания, при котором слушающий не вникает в истинный смысл сообщаемого и принимает его во всей полноте;
  •  слушание с временным отключением характеризуется тем, что слушающий может отвлекаться на время от канвы рассуждения и погружаться в свои мысли. Это происходит потому, что человеческий мозг работает в четыре раза быстрее, чем артикуляционный аппарат. То есть между актами восприятия информации мозг остается незанятым, и в нем происходят параллельные процессы, которые могут быть связаны или не связаны с обсуждением конкретной темы. Это может происходить и потому, что слушающий сосредоточен на обдумывании ответной реплики3.

Техника эффективного слушания

На первый взгляд может показаться, что слушать легче всего, но на самом деле это тяжелый труд. Очень силен соблазн во время высказывания другого человека думать о том, что хотите сказать ему вы. Заметнее всего это тогда, когда человек прерывает речь другого. Он так сосредоточен на том, что хочет сказать сам, что не слушает. Поэтому ни в коем случае не перебивайте собеседника. Прерывая его речь, вы показываете, что то, о чем хотите сказать вы, гораздо важнее того, о чем говорит он.

Слушать – это не значит просто хранить молчание, когда говорит другой человек. Это значит вникать в его слова, понимать, что он говорит и почему. Если вы чего-то не понимаете, не стесняйтесь переспрашивать.

Основные принципы эффективного и внимательного слушания:

  1.  Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним будет полезен и приятен, то есть нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным.
  2.  Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника. Это не всегда легко, так как скорость мышления в 3−4 раза опережает скорость речи. Кроме того, есть любители «растекаться мыслию по древу». Когда становится ясно, о чем собеседник хочет сказать, возникает соблазн перебить его или отдаться течению собственных мыслей. Тут-то и можно пропустить нужный момент и прослыть невежей. Чтобы этого не произошло, используйте высвободившееся время, попробуйте определить приоритетный канал восприятия партнера. Попытайтесь понять, искренен ли партнер, что кроется за его информацией, можно ли ей доверять и т.д. Понаблюдайте за жестами, мимикой, выражением лица партнера. Они дополняют, а нередко и проясняют смысл сказанного.
  3.  В деловой информации следует выделять главное, самое существенное и отсеивать не относящееся к делу.
  4.  Не обращайте внимания на разговорные особенности собеседника − неправильные ударения в словах, манеру выражать мысли и вести себя во время беседы.
  5.  Не следует стремиться лидировать в разговоре и оставлять последнее слово за собой. «Забивая» собеседника своей активностью, мы рискуем упустить то ценное, что могли бы от него услышать.
  6.  Используйте различные типы и приемы слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения.

Как уже упоминалось выше, процесс слушания состоит из двух этапов. На первом происходит собственно слушание собеседника. На втором после обдумывания и, если нужно, уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.

Чтобы повысить эффективность обмена информацией, нужно прежде всего уяснить себе цель речевого воздействия.

О цели собеседника мы судим не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он это делает.

Если в потоке слов, которые обрушивает на нас собеседник, угадывается желание выразить свои чувства или отношение к событию, не мешайте ему высказаться, применяйте пассивное слушание.

Если собеседник пришел с сообщением или от него можно ожидать советов и предложений, эффективнее активное слушание. Оно полезно также в том случае, когда клиент или партнер взволнованы каким-то событием и не могут обстоятельно рассказать о нем. В этом случае рекомендуется сначала слушать собеседника пассивно, дать ему возможность выразить свои чувства и лишь затем «добывать информацию» активным слушанием.

Если собеседник находится в сложном эмоциональном состоянии, нуждается в поддержке, применяется эмпатическое слушание. Если цель собеседника – просто поддержать взаимоотношения, ваша реакция на его слова и реплики должна быть ритуальной, соответствующей этикету.

Конечно, в процессе одного и того же разговора тип слушания, как и само поведение, может меняться. Для всех типов слушания необходимо отражение чувств собеседника: поза, выражение лица, взгляд должны свидетельствовать о внимании к собеседнику, меняться в соответствии с тем, что и как он излагает.

Второй этап слушания очень ответственен: умолкнув, собеседник ждет, что вы скажете. И здесь нужно проявить все свои лучшие качества – тактичность, быстроту мышления, способность к анализу проблемы. Если вам это удалось, партнер испытывает удовлетворение – он не зря говорил! Выяснив значение сообщения, вы тоже довольны – не зря слушали!4

Вот еще несколько практических советов по технике слушания:

  1.  Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать: или уточняющими вопросами, или переформулировав сказанное с просьбой поправить вас. Ведь никто не узнает, что его не понимают, если не сказать ему об этом.
  2.  Будьте физически внимательны, т.е. слушайте собеседника всем телом. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт.
  3.  Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание в пределах только нескольких минут (это должен учитывать и говорящий).
  4.  Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Декодируйте эмоциональные оттенки сообщений.
  5.  Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать.
  6.  Старайтесь выразить понимание.
  7.  Слушайте самого себя. Слушать себя особенно важно для обеспечения своей готовности слушать других.
  8.  Если вы озабочены или раздражены и ведете внутренний диалог, вы неспособны слушать, что говорят другие. Если это раздражение вызвано словами собеседника, то лучше не затаивать зло, а возразить ему и по возможности успокоить себя, чтобы без помех выслушать дальнейшие его высказывания.

Слушая собеседника, старайтесь не делать следующего.

  1.  Не притворяйтесь слушающим. Вас быстро разоблачат: отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в мимике или жестах.
  2.  Не перебивайте без надобности. Если вы кого-то перебили, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собеседника.
  3.  Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъективная оценка заставляет собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.
  4.  Не попадайтесь на поспешных возражениях. Выслушивайте оппонента внимательно и до конца, а затем уже излагайте возражения.
  5.  Не задавайте одновременно слишком много вопросов. Это подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и целеустремленность, вынуждает занять оборонительную позицию.
  6.  Не претендуйте на эмоциональную проницательность, например, говоря: «Я прекрасно понимаю ваши чувства». Это снижает доверие к вам. Лучшим свидетельством того, что вы внимательно слушаете собеседника, будут замечания: «Вы чем-то разочарованы», «Это очень обидно» и т.п.
  7.  Не давайте непрошеных советов. Такие советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь5.

Заключение

Умение слушать – мощная сила, ослабляющая воздействие стресса и напряжения. Истинное слушание способствует слаженности в работе коллектива, повышает степень доверия и ощущение принадлежности к данной группе. Когда люди знают, что они говорят с тем, кто их действительно слушает, а не с человеком, уже предубежденным, они охотно делятся своими идеями и мыслями. При этом у слушателя появляется возможность отреагировать на те установки говорящего, которые в противном случае остались бы незамеченными.

Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество и результативность общения, но, несмотря на это, многие из нас слушать не умеют. Так, например, от 80 до 90% руководителей не слушают своих подчиненных, а предпочитают говорить сами. В свою очередь, сотрудники зачастую также невнимательны к рекомендациям и указаниям руководителей, вследствие чего допускают досадные ошибки и промахи в своей работе.

Многие люди считают приемлемой тактикой не уделять оппоненту слишком много времени и внимания и не признавать ценности его точки зрения. Это, безусловно, просчет. Нежелание и неумение слушать может вызвать взаимное непонимание, спровоцировать конфликт, завести в тупик любые переговоры.

Техника внимательного слушания состоит в том, чтобы, во-первых, уделять пристальное внимание тому, что говорится; во-вторых, обращаться к партнеру с просьбой, если что-то неясно, повторить и уточнить какие-то вопросы; в-третьих, просить его давать пояснения. При этом ваш собеседник будет ощущать, что он не просто тратит время, исполняя рутинный ритуал общения, а будет испытывать удовлетворение.

Стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от личности, характера и интересов, от пола, возраста и статуса участников общения, от конкретной ситуации. Для тех же, кто хочет снискать славу приятного собеседника, важно, в первую очередь, уметь молчать и быть терпеливым.

Литература

  1.  Александров Д. Н., Логика. Риторика. Этика. - М.: Флинта, 2004.
  2.  Александров Д. Н., Риторика или Русское красноречие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3.  Аминов И. И., Психология делового общения. - М.: Омега-Л, 2009.
  4.  Баева О. А., Ораторское искусство и деловое общение. - Минск: Новое знание, 2000.
  5.  Барышева А. Д., Этика и психология делового общения. - М.: Альфа-МИНФРА-М, 2012.
  6.  Бороздина Г. В., Психология и этика делового общения. - М.: Юрайт, 2012.
  7.  Введенская Л. А., Деловая риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  8.  Далецкий Ч. Б., Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. - М.: Омега-Л, 2004.
  9.  Дорошенко В. Ю., Психология и этика делового общения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10.  Казарцева О. М., Культура речевого общения. - М.: Флинта, 2003.
  11.  Колтунова М. В., Деловое общение. - М.: Логос, 2005.
  12.  Кошевая И. П., Профессиональная этика и психология делового общения. - М.: Форум ИНФРА-М, 2010.
  13.  Кузнецов И. Н., Риторика. - М.: Дашков и Ко, 2010.
  14.  Кукушин В. С., Психология делового общения. - Ростов-на-Дону: МарТФеникс, 2010.
  15.  Леонов Н. И., Психология делового общения. - М.: Изд-во МПСИМОДЭК, 2010.
  16.  Львов М. Р., Риторика. Культура речи. - М.: Академия, 2004.
  17.  Панфилова А. П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб: Знание, 2005.
  18.  Руденко А. М., Самыгин С. И., Деловое общение. - М.: Кнорус, 2012.
  19.  Стернин И. А., Практическая риторика. - М.: Академия, 2003.
  20.  Хазагеров Г. Г., Риторика для делового человека. - М.: Флинта, 2008.
  21.  Честара Д., Деловой этикет. - М.: Гранд, 2001.

1 Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: Новое знание, 2000, с. 199−203.

2 Кузнецов И.Н. Риторика. М.: Дашков и Ко, 2010, с. 489-493.

3 Колтунова М.В. Деловое общение. М.: Логос, 2005, с. 225−231.

4 Баева О.А. Указанная работа, с. 203−206.

5 Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение, М.: Кнорус, 2012, с. 255−261.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23052. Електронний ключ на біполярному транзисторі 482 KB
  Каскад виконує логічну операцію заперечення оскільки високий рівень напруги на вході забезпечує введення транзистора у режим насичення коли напруга на навантаженні буде низькою. При введенні наведеної вище схеми дослідження ключового каскаду застосовуються джерела сталої напруги живлення VCC та імпульсної вхідної напруги VIN. Перелічимо основні параметри даних джерел: Як джерело сталої напруги живлення застосовується стандартна модель VSRC що міститься у бібліотеці source. Основними є такі її параметри: DC стала напруга що її виробляє...
23053. Електронні ключі на МДН-транзисторах 1.07 MB
  Вважайте що напруга живлення дорівнює 10 В амплітуда вхідного імпульсу 10 В тривалість цього імпульсу 500 нс його період 1000 нс. Тривалості фронту і спаду імпульсу задайте дуже малими наприклад по 0. Поясніть зміни у тривалості спаду вихідного імпульсу та рівні напруги логічного нуля на виході. Параметри джерел вважайте такими: напруга живлення 20 В амплітуда вхідного імпульсу 20 В тривалість цього імпульсу 500 нс його період 1000 нс.
23054. Базовий елемент транзисторно-транзисторної логіки (ТТЛ) 1016 KB
  Насправді опором навантаження для виходу ТТЛсхеми звичайно є вхідний опір наступної ТТЛсхеми. Оскільки у реальних ситуаціях на один вихід треба під’єднувати досить багато входів важливим є такий параметр схеми як навантажувальна здатність тобто максимальна кількість входів яку можна навантажити на вихід без втрати працездатності схеми. Оскільки транзистори в даній схемі працюють у режимах насичення та відсікання має місце досит значна інерційність схеми потрібен певний час для переведення транзисторів з одного граничного стану в...
23055. Моделювання цифрових логічних схем 178.5 KB
  Перелічимо деякі логічні ІМС 74ї серії: 74x00 базовий елемент 2ІНЕ 74x10 логічний елемент 3ІНЕ 74x20 логічний елемент 4ІНЕ 74x30 логічний елемент 8ІНЕ 74x02 логічний елемент 2АБОНЕ 74x27 логічний елемент 3АБОНЕ 74x08 логічний елемент 2І 74x32 логічний елемент 2АБО 74x04 інвертор логічний елемент НЕ 74x51 логічний елемент 2І2АБОНЕ 74x86 логічний елемент Виключне АБО на 2 входи Пакет OrCAD дозволяє провести суто цифрове моделювання для даного вузла схеми якщо до цього вузла під’єднані лише входи та виходи...
23056. Роль та повноваження Ради національної безпеки України в системі забезпечення національної безпеки 40.5 KB
  Роль та повноваження Ради національної безпеки України в системі забезпечення національної безпеки. Це випливає із Закону України Про Раду національної безпеки.подає пропозиції Президентові України щодо .визначення стратегічних національних інтересів України концептуальних підходів та напрямів забезпечення національної безпеки і оборони у політичній економічній соціальній військовій науковотехнологічній екологічній інформаційній та інших сферах проектів державних програм доктрин .
23057. Стратегія національної безпеки України: основні положення та проблеми формування 38 KB
  Стратегія національної безпеки України: основні положення та проблеми формування. ТЕМА: Стратегія національної безпеки Стратегія – чітко вивірений шлях і напрям досягнення мети. Стратегія національної безпеки – це система державнополітичних рішень головних напрямків діяльності у сфері безпеки послідовна реалізація яких забезпечує досягнення мети головна лінія що дозволяє забезпечити безпеку на певний період спрямована на досягнення середньострокових та довгострокових інтересів. В НАТО змінено пріоритет безпеки на поширення зони...
23058. Загрози національній безпеці України у політичній сфері та шляхи їх нейтралізації 40 KB
  Загрози національній безпеці України у політичній сфері та шляхи їх нейтралізації. Загрози у внутрішньополітичній сфері: порушення з боку органів державної влади та органів місцевого самоврядування Конституції і законів України прав і свобод людини і громадянина в тому числі при проведенні виборчих кампаній недостатня ефективність контролю за дотриманням вимог Конституції і виконанням законів України; можливість виникнення конфліктів у сфері міжетнічних і міжконфесійних відносин радикалізації та проявів екстремізму в діяльності деяких...
23059. Загрози національній безпеці України в економічній сфері та шляхи їх подолання 38 KB
  Загрози в економічній сфері: істотне скорочення внутрішнього валового продукту зниження інвестиційної та інноваційної активності і науковотехнічного та технологічного потенціалу скорочення досліджень на стратегічно важливих напрямах інноваційного розвитку; ослаблення системи державного регулювання і контролю у сфері економіки; нестабільність у правовому регулюванні відносин у сфері економіки в тому числі фінансової фіскальної політики держави; відсутність ефективної програми запобігання фінансовим кризам; зростання...
23060. Загрози національній безпеці України в соціальній сфері та шляхи їх подолання 22 KB
  Загрози у соціальній та гуманітарній сферах: невідповідність програм реформування економіки країни і результатів їх здійснення визначеним соціальним пріоритетам; неефективність державної політики щодо підвищення трудових доходів громадян подолання бідності та збалансування продуктивної зайнятості працездатного населення; криза системи охорони здоров'я і соціального захисту населення і як наслідок небезпечне погіршення стану здоров'я населення; поширення наркоманії алкоголізму соціальних хвороб; загострення демографічної кризи;...