86197

Основные направления государственной социальной политики РФ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Основные направления социальной государственной социальной политики РФ Сущность и основные модели социальной политики. Основные подходы в социальной политике на ближайшую перспективу. Законодательное регулирование социальной политики. Показатели социальной политики.

Русский

2015-04-03

28.45 KB

3 чел.

Тема 2. Основные направления социальной государственной социальной политики РФ

  1.  Сущность и основные модели социальной политики.
  2.  Основные подходы в социальной политике на ближайшую перспективу.
  3.  Законодательное регулирование социальной политики.
  4.  Показатели социальной политики.
  5.  Концепции социального государства.

 

Вопрос 1.

Социальная политика представляет собой совокупность решений принимаемых органами государственного управления, работодателем, профсоюзными и другими общественными объединениями, направленные на повышении уровня жизни членов общества, а так же мероприятий способствующих практическому осуществлению этих решений, социальная политика представляет собой два относительно самостоятельных блока :

  1.  Социальная политика, элементами которой является социальная защита и поддержка населения, а так же развитие на не коммерческой основе различных сфер деятельности влияющих на уровень жизни людей.
  2.  Социальную политику в широком смысле слова, которая охватывает мероприятия затрагивающие все стороны жизни населения, включая обеспеченность товарами, жильём, услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, необходимыми денежными доходами и т.д.

 

Основными объектами социальной политики является: социально-уязвимая часть населения, а социальная политика в её более широком понимании - все члены общества.

На выбор модели социальной политики влияют в первую очередь общественно-политические и макроэкономические факторы.

Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения, при формировании системы мер государственного регулирования направленных на создание равных условий для социального развития всех регионов РФ и предотвращения возникновения очагов социальной напряженности.

В основных положения региональной политики РФ определены важнейшие задачи в региональной и социальной политике. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, ЖКХ решается на уровне государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Важнейшей задачей региональной политики - это повышение уровня жизни населения, гос. Поддержка малоимущих, в районах не имеющих возможностей собственными силами выполнить эту задачу.

 

Основным этапом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий, минимальной заработной платы, пенсий и пособий, и их индексация.

Главная цель региональной политики в области доходов является обеспечение благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста З/П и других денежных доходов гражан России. Стабилизация уровня жизни населения и формирование основы для её повышения во всех регионах. Субъектам РФ, которые не имеют достаточно средств для обеспечения гарантированного минимума доходов населения выделяются государственные ресурсы величина которых определяется с учётом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества, региональная политика должна быть ориентирована на совершенствование налоговой системы путём постепенной отмены налогов на средства направленные организацией на потребление при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверх высокие, доходы и имущество физических лиц.

Расширение прав субъектов РФ в регулировании оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Введение на региональном уровне системы страхования З/П на случай не способности работодателя выполнять обязательства по оплате труда.

Формирование социально-экономических индикаторов уровня жизни на основе статистических данных характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения, а так же использование других данных отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

 

Вопрос 2.

Основными подходами проведения социальной политики должны стать следующие положения:

  1.  Расходы по З/П и социальные выплаты в бюджеты всех уровней должны быть в числе приоритетных, а средства выделяемые на эти цели используются строго по целевому назначению. Необходим переход к чёткому нормативному закреплению прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти в социальной сфере. Недопустимо положение когда социальная обеспеченность в благополучном регионе существенно выше чем в депрессивном.
  2.  Обязательства государства должны строго соответствовать его возможностям иначе гарантии ничего не стоят. Необходимо сформировать двухуровневую систему социальных стандартов, минимальные - когда за счёт бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов удовлетворяются социальные потребности всех без исключения граждан и общих - реализуемых за счёт собственных средств населения, а при их отсутствии за счёт средств адресной социальной помощи.
  3.  Переход на адресный принцип социальной помощи потребует значительных изменений в законодательстве, разработке конкретных механизмов формирования минимальных социальных стандартов, что позволит сделать поддержку из бюджетных источников по настоящему действенной и направлять её только тем, что не может без неё обойтись. Следует закрепить на нормативном уровне какие услуги остаются бесплатными, а какие платными и что нужно сделать, что бы обеспечить доступность услуг.
  4.  Современная социальная политика невозможна  без активного использования страховых принципов, необходимо сформировать условия, которые бы побуждали людей вкладывать свои средства в социальные проекты направленные на повышение качества жизни, инвестировать их в развитие образование, здравоохранение и жилищное строительство. Для этого каждый человек должен чётко знать - под какие гарантии он отчисляет часть своих доходов, от каких рисков страхуется, какие пособия и компенсации он получит при наступлении старости, в случае болезни или потери работы. Создание условий для привлечения населения к инвестиционному процессу должно иметь приоритетное значение. Вовлечение денег в социальные проекты должно обеспечить не только финансовые ресурсы, но и  обеспечить большую стабильность обществу.
  5.  Назрела потребность в инвентаризации активов и результатов деятельности социальных ведомостей внебюджетных фондов, а так же многочисленных ведомственных фондов развития. Наведение порядков в социальных ведомствах, повышение управляемости внебюджетных фондов, усиление государственного и общественного контроля - это залог успеха намеченных социальных реформ.
  6.  Преобразования в России глубоко не затронули сферу трудовых отношений, заниженная З/П, свойственная распределительной системе не стимулирует предприятия к технологическому совершенствованию, консервирует неэффективную занятость, снижает трудовую активность работников и не способствует росту производительности труда. Необходимо формировать рыночные механизмы стимулирующие работодателя проявлять заботу о кадровом потенциале и повышения эффективности его использования. Для укрепления социального партнёрства усилие одного государства не достаточно и необходимо использовать Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, с участием представителей правительства, профсоюзов и объединений работодателей, чтобы правительство было представлено не только федерацией но и регионами. Преодоление деформаций в оплате труда во многом будет зависеть от корректировки самой политики занятости, отказа от содержания излишних работников без оплат, когда формально занятый человек официально безработным не является. С другой стороны обеспечение стабильной ситуации на рынке труда должно входить в число приоритетных задач на всех уровнях управления, а показатель безработицы следует считать важнейшим индикатором в экономической ситуации.
  7.  Приоритетным для социальной политики в сфере здравоохранения, образования и культуры может стать стратегия триединого здоровья нации (физического, психического и духовного). Серьёзное ухудшение демографической ситуации является следствием социально-обусловленных болезней. На федеральном уровне принимается довольно много мер, которые должны обеспечить:
  8.  Гарантированный набор медицинских услуг для населения.
  9.  Гарантированный набор лекарственных средств. При этом следует доработать перечень и вид услуг предоставляемых бесплатно и уточнить базовую программу обязательного страхования и объёмов гарантированной помощи.

Цель реформы образования - совершенствование организационно экономических механизмов, жизнеобеспечение системы образования. Важным средством является стимулирование внебюджетного финансирования образования, при этом дополнительные источники финансирования должны вводиться только вместе с бюджетами, а не вместо них. Политика в области образования должна ориентироваться на доступность образования для каждого человека, при этом должно быть обеспечено соответствующее качество образования и система образования должна быть мобильной и более восприимчивой к переменам. При этом требуется независимая диагностика качества получаемых знаний, использования прогрессивных стандартов образования, экспертиза детских игрушек и особенно жестких компьютерных игр.

Государственный протекционизм должен стать решающим для развития культуры. Культура - это признак цивилизованного государства, по этому именно государство несёт ответственность за её развитие вместе с тем, для учреждения культуры необходимы разумные коррективы системы налогообложения, развития меценатства и благотворительности, а так же содействие расширению сети негосударственных учреждений культуры. При этом важным является формирование дееспособного механизма защиты авторских прав, получении дохода от коммерческих использований культурных ценностей.

 

Вопрос 3. Законодательное регулирование социальной политики.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: »Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; »О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.; »О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; »О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. »О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 19 апреля 1991 г. »О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. »О погребении и похоронном деле»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. »Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 2 августа 1995 г. »О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г »Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ »О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. »О ветеранах»; Федеральный закон от 9 января 1997 г. »О доставлении социальных гарантий Героям Социалистического руда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и др. Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

Довольно значительную группу правовых источников, регулирующих социальную политику государства, составляют подзаконные нормативные правовые ты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Вопрос 4. Показатели социальной политики.

Социальная политика — это система мер и подходов, свя­занных с решением проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечение защиты социаль­но уязвимых слоев населения. Составными частями социальной поли­тики являются политика доходов, социальная зашита граждан, моло­дежная политика, развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания.

В рамках социального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни.

Первая группа охватывает материальные условия поддержа­ния жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, повсе­дневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта. Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшение структуры питания за счет увеличе­ния потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потреб­ности в жилье, товарах длительного пользования.

Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержанием необходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения и медицинского об­служивания, создание условий для активного отдыха, охрану ок­ружающей среды.

        третья группа включает совершенствование и все­стороннее развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей творчества, самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребность участвовать в политической жизни, в повышении образователь­ного и культурного уровня.

Социальная политика государства — это комплекс орга­низационных, экономических и других мероприятий по улуч­шению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Вопрос 5. Концепции социального государства.

 1 - Концепция социального государства Лоренцеа фон Штейна.

Функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве.

2 – Либеральная концепция социального государства Фридриха Науманна.

Задача государства, не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

3 – Концепция социального государства Адольфа Вагнера.

Концепция предусматривает превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.

4 – Концепция социального государства Уильяма Генри Бевериджа.

Тесная связь социальной политики и государственной экономической политикой, направленной на обеспечение полной занятости.

Основные положения:

– расширение социального страхования для граждан;

– гарантирование единого национального среднего дохода для граждан;

– обеспечение полной занятости граждан;

– создание безвозмездной доступной для граждан системы здравоохранения;

– контроль за ценами и заработной платой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5048. Исследование структуры и устройства триггеров 116.5 KB
  Исследование структуры и устройства триггеров. Исследование асинхронного RS- триггера. Исследование двухступенчатого RS – триггера...
5049. Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов 92 KB
  Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов Цель работы Изучить принцип действия, характеристики и параметры полевых транзисторов (ПТ). Отчет о работе Снять передаточную характеристику IC=F(U3И) (график...
5050. Виготовлення разової ливарної форми за рознімною моделлю 117.5 KB
  Виготовлення разової ливарної форми за рознімною моделлю. Мета роботи: ознайомитися з процесом виготовлення вручну разової ливарної форми зі стержнем для нескладного виливка у двох опоках за рознімною моделлю. Обладнання, прилади, матеріали. Модельн...
5051. Исследование работы регистров и счетчиков 95 KB
  Исследование работы регистров и счетчиков. Регистры – устройства, предназначенные для хранения и преобразования двоичной информации. Они представляют собой набор определенным образом связанных триггеров...
5052. Исследования комбинационных логических схем 100 KB
  Исследования комбинационных логических схем. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ознакомление с логикой работы, изучение принципа действия, исследование и определение основных характеристик и параметров базового логического элемента ТТЛ, изучение структуры и работы основн...
5053. Переходные процессы в цепях с одним реактивным элементом 740 KB
  Переходные процессы в цепях с одним реактивным элементом Цель работы Изучение и компьютерное моделирование переходных процессов, возникающих при коммутациях в цепях первого порядка, содержащих сопротивление и емкость либо сопротивление и индуктив...
5054. Расчет привода механизма подъема-спуска нормального мостового крана 436.5 KB
  Техническое совершенство производственного механизма и осуществляемого им технологического процесса в значительной мере определяется совершенством соответствующего электропривода и степенью его автоматизации. Автоматизированный представляет...
5055. Маркетинг как вид экономической деятельности 212.5 KB
  Французский экономист Д. Сэй еще в эпоху промышленной революции так сформулировал основное правило в управлении производством: Нужно снижать издержки производства, с тем чтобы увеличить прибыль. Совет этот действительно является мудрым в ...
5056. Особенности действия инфляции в различных рыночных системах. Инфляция и безработица. Инфляция и социальные конфликты 147 KB
  В современном мире все большее внимание начинает уделяется экономике, причём глобальной, макроэкономике. Это связано прежде всего с интернациональным развитием не только экономических, но и культурных, политических и общественных связ...