86234

Оборудование участка железной дороги устройствами диспетчерской централизации «Луч»

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Устройства ДЦ должны обеспечивать: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда раздельных пунктов; контроль на аппарате управления положения и занятости стрелок перегонов путей на станциях и прилегающих к станции блокучастков перегона; повторение показаний входных маршрутных и выходных светофоров...

Русский

2015-04-04

9 MB

8 чел.

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Петербургский Государственный Университет                         Путей Сообщения

___________________________________________________________________________

Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»

Пояснительная записка к курсовому проекту на тему:

«Оборудование участка железной дороги                устройствами диспетчерской централизации «Луч»

Выполнил                                                                                                                      Проверил

ст.-т гр. АТК-102                                                                                                           Манаков А.Д.

Навроцкий А.В.

Санкт-Петербург

2005 г

Содержание Курсовой работы

Введение

  1.  Общая характеристика участка железной дороги, оборудованного устройствами ДЦ……...…4
  2.  Расчет загрузки поездного диспетчера……………………………………………………………...…4
  3.  Структура диспетчерского управления…………………………………………………………..…...5
  4.  Распределение управляющих и известительных сообщений по группам управления и контроля…………………………………………………………………………………………...……….5
  5.  Построение сигналов ТУ и ТС………………………………………………………………………….7
  6.  Разработка функциональных схем формирования и передачи, приема и расшифровки сигналов ТУ и ТС……………………………………………………………………………………............8
  7.  Разработка принципиальных электрических схем отдельных функциональных узлов кодово-образующей аппаратуры ЛШ…………………………………………………………………...…12
  8.  Разработка принципиальных электрических схем отдельных функциональных узлов каналообразующей аппаратуры ЦУЛ………………………………………………………………….14
  9.  Расчет кодовой линии, диаграмма уровней сигналов ТУ и ТС…………………………………..15
  10.  Расчет эффективности внедрения устройств ДЦ…………………………………………………...17

Введение

диспетчерская централизация (ДЦ) – это комплекс устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, состоящий из автоблокировки на перегонах и электрической централизации (ЭЦ) стрелок и сигналов на станциях, системы телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС) и дающий возможность поездному диспетчеру (ДНЦ) задавать поездные и маневровые маршруты на раздельных пунктах диспетчерского участка (круга) из одного центрального пункта – поста ДЦ.

Устройства ДЦ должны обеспечивать: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда раздельных пунктов; контроль на аппарате управления положения и занятости стрелок, перегонов, путей на станциях и прилегающих к станции блок-участков перегона; повторение показаний входных, маршрутных и выходных светофоров; возможность передачи станции на резервное управление стрелками и сигналами и передачи стрелок на местное управление для маневров; автоматическую запись графика исполняемого движения поездов.

 Применение ДЦ позволяет повысить пропускную и провозную способность железных дорог за счет оперативного решения конфликтных ситуаций, возникающих при организации движения поездов. Снижает эксплуатационные расходы за счет ускорения оборота локомотивов и вагонов. Повышает производительность труда работников службы движения за счет сокращения дежурных по станциям (ДСП).

В системах ДЦ используется телемеханический способ информационного взаимодействия между территориально разобщенными частями системы управления движением поездов. На распорядительном пункте (РП) размещается рабочее место поездного диспетчера, оборудованное пультом управления (ПУ) и табло (Т). ДНЦ через ПУ воздействует на систему ДЦ и осуществляет формирование приказа телеуправления (ТУ). На табло отображается состояние объектов управления и контроля диспетчерского участка.

РП и ИП связаны малопроводной 2-х или 4-х проводной линией связи, по которой организуются каналы ТУ и ТС. Основным свойством отдельного канала связи является возможность вести по нему передачу сообщений независимо от использования других каналов связи. В ДЦ используется временное, частотное или пространственное разделение каналов.

Устройства РП и ИП обмениваются электрическими сигналами, несущими в закодированном виде различные сообщения. Под сообщениями подразумеваются: приказы, команды, извещения о состоянии контролируемых объектов и т.п. Та часть сообщения, которая неизвестна для получателя, является информацией. Каждый электрический сигнал в линии связи передается в определенный интервал времени, который в свою очередь разделен на временные интервалы – такты. Такт передачи – интервал времени, в течение которого состояние канала связи не изменяется.

Устройства ДЦ в зависимости от назначения передаваемых сообщений подразделяются на устройства телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС). Устройства ТУ обеспечивают управление положением двухпозиционных объектов. Устройства ТС обеспечивают получение информации о состоянии двухпозиционных контролируемых и управляемых объектов (стрелка в плюсе или минусе, путь занят или свободен, сигнал открыт или закрыт т.п.).

Для управления множеством объектов (десятки и сотни) по малопроводной линии и контроля состояния этих объектов необходимо применение  специальных методов избирания объектов и защиты сообщений, передаваемых по линии связи, от действия помех. Сообщения, передаваемые по линии связи, представляются в виде условных электрических сигналов – кодов. Устройство кодирования К преобразует сообщение, передаваемое по общей линии связи, в код. Приёмо-передающее устройство (ПП) на РП осуществляет преобразование кода с зашифрованной информацией в линейный сигнал, а на ИП линейный сигнал преобразуется в код. Устройство декодирования (ДК) осуществляет преобразование кода в сообщение. На ИП к выходу ДК подключается управляющее реле (УР), которое воздействует на устройства ЭЦ, а на РП к выходу ДК подключаются контрольные реле (КР), которые включают индикацию на табло диспетчера.

  1.  Общая характеристика участка железной дороги, оборудованного устройствами ДЦ.

Участок железной дороги: однопутный.

Тяга: электрическая постоянного тока.

Общее количество раздельных пунктов на участке: 13.

Кол-во раздельных пунктов на автономном управлении: 2.

Размеры движения поездов: 22 пары поездов в сутки.

Управление участком по ФЛЦ.

Длина участка: 120 км.

Количество стрелок на участке: 30+5+11+5+5+5+5+5+5+5+5+5+30=121

  1.  Расчет загрузки поездного диспетчера.

Управление кругами ДЦ строится по принципу единоначалия. Ответственным лицом за организацию движения поездов на участке является поездной диспетчер ДНЦ. Основой для определения формы управления и границ диспетчерского круга является допустимый объём работы, который может выполнять один человек, - загрузка диспетчера. Критерием для определения загрузки ДНЦ  является отношение расчетного времени оперативной работы в минутах за смену , отнесённое к 12-ти часовому дежурству, выраженное в процентах

,

где Т=720 минут – продолжительность смены ДНЦ, выраженная в минутах;

- фактическая относительная загрузка ДНЦ;

=85…95% - допустимая относительная загрузка ДНЦ.

Фактическая загрузка диспетчера определяется по следующей формуле:

,

где  - фактическая загрузка диспетчера операциями по поездной работе;

- фактическая загрузка диспетчера операциями по маневровой работе, мин.

Фактическая загрузка ДНЦ операциями по поездной работе определяется следующим образом:

,

где К=0,6 – для однопутных участков;

П – количество поездов за смену в обоих направлениях, П=22;

С – общее число станций, включённых в круг диспетчера, С=13;

Са – число станций, включённых в круг диспетчера и находящихся на автономном управлении, Са=2;

Г – число горловин раздельных пунктов, находящихся на диспетчерском управлении ДУ, Г=22.

(мин)

Загрузка поездного диспетчера по маневровой работе определяется:

,

где Тм.ср – среднее время на маневровую работу в одной горловине раздельного пункта за смену, находящегося на диспетчерском управлении, Тм.ср=5.

(мин)

(мин)

  1.  Структура диспетчерского управления

В курсовой работе диспетчерское управление кругом осуществляется по физической линейной цепи (ФЛЦ). Для этого вдоль участка располагается двухпроводная линия, к которой параллельно подключается аппаратура линейных пунктов (ЛПЛ). ФЛЦ непосредственно заводится на ЦП ДЦ.

По способу использования физической линейной цепи ДЦ системы «Луч» относится к системам с параллельной структурной связью и групповыми каналами. По 2-х проводной линии параллельно работают канал ТУ и 4 канала ТС. Каждый канал ТС обслуживает несколько линейных пунктов. Линейная цепь является наиболее уязвимой частью ДЦ. Повреждение линейной цепи приводит к выключению ДЦ целого участка и прекращению диспетчерского управления на этом участке. Для повышения бесперебойности функционирования ДЦ предусматривается резервное управление участком по каналам ВЧ.

Схема управления диспетчерским участком  по ФЛЦ показана на рис.1. На стативах ЛПЛ стрелочкой показаны направления передачи сигналов ТС. На этой схеме статив УПЛ1 работает в режиме усиления, а УПЛ2 – отключён.

В верхней строке структуры диспетчерского управления показаны адреса линейных пунктов. Адрес линейного пункта кодируется в первых 12 импульсах сигнала ТУ. Чётные импульсы этой части сигнала передаются инверсными значениями по отношению к смежным нечётным импульсам. Нечётные импульсы сигнала кодируются кодом с постоянным весом ,  и . Число таких комбинаций 6, 20 и 6 соответственно. В верхней строке структуры диспетчерского управления показываются номера нечётных активных импульсов адресов линейных пунктов.

Во второй строке показаны границы каналов ТС и в третьей – номера групп каналов ТС, по которым информация о состоянии контролируемых объектов передаётся с раздельных пунктов на центральный диспетчерский пост ЦП ДЦ.

Распределение номеров групп каналов ТС по раздельным пунктам называется загрузкой каналов. Максимальное число групп в канале ТС – 23. Число объектов, контролируемых одной группой, 20. Один статив ЛПЛ может подключить до 8 групп контролируемых объектов.

При распределении групп каналов ТС по раздельным пунктам участка условно приняли для пунктов, находящихся на диспетчерском управлении, 5 групп контролируемых объектов, а для пунктов, находящихся на автономном управлении, 2…3 группы.     

  1.  Распределение управляющих и известительных сообщений по группам управления и контроля

При распределении управляющих и известительных сообщений по группам управления и контроля на каждом линейном пункте может быть до 20 групп управления и до 8 групп контроля. В одну группу управления включаются взаимовраждебные маршруты.

Распределение сообщений по группам управления и контроля рассмотрим для станции В, изображенной на рис. 2.

Распределение управляющих сообщений по группам управления для станции В показано в таблице 1, где использованы следующие условные обозначения:

М – маршрут;

С – сигнал поездной;

СМ – сигнал маневровый;

СЗ – сигнал закрыт;

Н – нечетный;

Ч – четный;

ВРАН, ОРАН, ВРАЧ, ОРАЧ, ВРПН, ОРПН, ВРПЧ, ОРПЧ означают по литерам:

РА - разъединитель на высоковольтной линии автоблокировки;

РП - разъединитель на высоковольтной линии продольного электроснабжения;

В – включение;

О – отключение;

ВАН, ВАЧ – вызов акустический;

ВТ – вызов к телефону;

РС – радиосвязь;

ВК – вызов контроля;

МСН, МСЧ – открытие маневрового светофора;

МЗН, МЗЧ – закрытие маневрового светофора;

ВРОН, ОРОН, ВРОЧ, ОРОЧ – включение, отключение разрешение на отправление;

ВАМ, ОАМ, ВРН, ОРН, ВРЧ, ОРЧ – сигналы ТУ для автоматической установки маршрутов (АУМ);

ВСУ, ОСУ – включение (отключение) сезонного управления;

ПНП, ОНП – прямое (обратное) направление передачи сигналов ТС;

ВТС, ОТС – включение (отключение) телесигнализации;

АСНН, СННП, СНЧО, АСНЧ, СНЧП, СННО – сигналы ответственной команды аварийной смены направления (АСН).

Для однопутного участка железной дороги в одну группу управляющих сообщений включаются маршруты приёма и отправления для одной горловины станции.

Для примера рассмотрим несколько обозначений управляющих сообщений: МЧ1 – маршрут в чётной горловине на 1-ом пути; М3-Ч3 – маневровый маршрут от светофора М3 за светофор Ч3 и обратно; МН1 – маршрут в нечётной горловине на 1-ом пути; М3-М5 - маневровый маршрут от светофора М3 за светофор М5 и обратно; СНП – сигнал на открытие входного светофора Н; СМ2 – сигнал на открытие маневрового светофора М2; СМ2Н – сигнал на открытие маневрового светофора, разрешающего движение в нечетном направлении за светофор М2; СЗН – сигнальный признак маршрута «без сигнала». При этом устанавливаются стрелки по маршруту, но на светофоре не включается разрешающее показание.

При формировании приказа ТУ команда и признак команды должны принадлежать одной группе. Все команды ТУ можно разделить на две части. К первой относятся команды, связанные с организацией движения поездов. Примеры таких команд представлены в группах 1…3 табл.1. Ко второй относятся вспомогательные команды. Примеры таких команд представлены в группах 16…20 табл.1. Во время передачи вспомогательных команд передаётся 5-ый признак команды, который повышает достоверность передачи.

Шестой признак команды передается совместно с передачей «ответственных команд», таких как ВПС – включение пригласительного сигнала, АСН – аварийная смена направления и т.д.. В табл. 1 передача признаков 5 и 6 обозначается заштрихованным кругом.

Распределение известительных сообщений по группам контроля станции В показано в табл. 2, где использованы следующие условные обозначения:

КОРДЧ, КРУДЧ, КОРДН, КРУРДН – контроль отключения (резервного управления) разъединителями на линии энергоснабжения ДЦ;

КОРПЧ, КРУРПЧ, КОРПН, КРУРПН – контроль отключения (резервного управления) разъединителями на линии продольного энергоснабжения;

КА – контроль аварии (неисправности) на станции;

КАПЧ, КАПН - контроль аварии (неисправности) на перегоне;

КГС – контроль громкоговорящей связи;

КП1…КП5 – контроль занятия путей 1…5;

КАДЧ, КАДН – контроль автодействия сигналов;

КПУ1Ч, КПУ2Ч, КПУ3Ч, КПУ1Н, КПУ2Н, КПУ3Н – контроль занятия 1, 2, 3 участка приближения-удаления;

КЗПЧ, КЗПН – контроль занятости перегона чётной (нечетной) горловины;

КНЧ, КНН – контроль направления чётной (нечетной) горловины;

КС… - контроль сигнала;

КММ – контроль маневровых маршрутов;

КП…, КСП… - контроль занятия предстрелочных, стрелочных путевых участков;

Кз – контроль замыкания секции;

К5/7П (К5/7М) – контроль положения съезда 5/7 в плюсе (в минусе);

КЧСЧ, КЧСН – контроль очистки стрелок в чётной, нечётной горловине.

   

 

  1.  Построение сигналов ТУ и ТС

В канале ТУ диспетчерской централизации «Луч» использована только одна рабочая частота 500 Гц с применением относительной фазовой манипуляции (ОФМ). Число групп управляемых устройств на раздельных пунктах 20. Число команд одной группы равно 10.

Для построения сигнала ТУ использован принцип трёхзначной ОФМ, при котором электромагнитные колебания частотой 500 Гц могут иметь три значения фазы колебаний, отличающихся на , например, , , . При этом важно не абсолютное значение фазы в отдельном такте сигнала, а знак изменения фазы по сравнению с фазой, зафиксированной в предыдущем такте. Изменение фазы сигнала в последовательности  и т.д. считается положительным и используется для передачи двоичного логического символа «1», а в направлении  и т.д. считается отрицательным и используется для передачи двоичного логического символа «0».

В канале ТУ постоянно присутствует электромагнитное колебание частотой 500 Гц независимо от наличия передачи сигнала ТУ. Передача сигнала ТУ начинается с признака начала сигнала (нулевой такт), который всегда передаётся логическим символом «0». По этому такту приёмные устройства раздельных пунктов отличают сигнал ТУ от сигнала цикловой синхронизации (ЦС).

Такты 1-12 используются для передачи адреса раздельного пункта.

Такты 13-18 предусмотрены для передачи номера группы управляемых объектов.  

Такты 19-26 используются для передачи команды.

Такты 27-30 используются для построения кодов признаков команды.

Последний такт сигнала ТУ не имеет границ в виде завершающего изменения фазы. Конец приёма сигнала ТУ отмечается отсутствием изменения фазы электромагнитного колебания в течение 34 мс.

По заданию необходимо построить сигнал ТУ, передаваемый на станцию В, для команды на установку маневрового маршрута с 3-его пути за светофор М3. Из табл. 1 следует, что команда М3-Ч3 передается в 5 группу и имеет номер 1. Для открытия светофора Ч3 необходимо передать четвертый признак команды. Из рис. 1 определяем станции В, который равен 5. Согласно (1, табл. 1.4…1.7), кодовые комбинации частей сигнала и сам сигнал ТУ будет иметь вид, представленный на рис. 3.

По способу передачи известительных сообщений ДЦ системы «Луч» относится к системам с циклическим контролем объектов. Все контролируемые объекты разбиваются на группы, в которые входят 20 объектов. Сигналы ТС передаются последовательно, сначала из первой группы, потом из второй и т.д. После проверки состояния всех объектов снова контролируются объекты первой группы.

Сигнал ТС передает информацию о состоянии объектов одной группы. Последовательная посылка 23-х сигналов ТС с разделительным интервалом для 24-го сигнала ТС называется циклом проверки.

Длительность одного группового цикла, равная 28 тактам, складывается из времени передачи 22 тактов одного сигнала ТС и интервала между смежными сигналами (6 тактов).

Во время 24 группового цикла, когда сигнал ТС не поступает, происходит передача с ЦП по каналу ТУ сигнала цикловой синхронизации ЦС. После приёма и реализации сигнала ЦС на раздельных пунктах начинается новый цикл проверки состояния контролируемых объектов. Двухпозиционные объекты могут находится в нормальном и переведенном состоянии. Для построения сигнала ТС используется распределительный метод избирания. При этом каждый такт оперативной части сигнала ТС отражает состояние одного объекта. Если объект в нормальном состоянии (свободна рельсовая цепь, закрыт сигнал, плюсовое положение стрелки и т.п.), то такту присваивается логический символ 0. Если объект в переведенном состоянии (занята рельсовая цепь, открыт сигнал, минусовое положение стрелки и т.п.), то такту присваивается логический символ 1.

Для передачи сигналов ТС могут быть использованы 4 канала. Сигналы ТС в каждом канале передаются двумя частотами, причём более низкая частота принята в качестве активного импульсного признака (логический символ 1), а более высокая - в качестве пассивного импульсного признака (логический символ 0).

С одного линейного пункта можно передать 8 групп контролируемых объектов. Сигнал ТС не имеет адресной части и имеет 22 такта (рис. 4). Такты 1 (начальный) и 22(завершающий) являются служебными. Такты со 2 по 21 составляют оперативную часть сигнала ТС. Каждый такт оперативной части сигнала ТС отражает состояние двухпозиционного объекта.      

  1.  Разработка функциональных схем формирования и передачи, приема и расшифровки сигналов ТУ и ТС

  1.  Аппаратура ТУ поста ДЦ.

Бесконтактная логическая аппаратура ТУ диспетчерского поста выполняет следующие основные функции:

  •  формирование и передачу сигналов ТУ;
  •  обеспечение заданной очередности передачи сигналов ТУ от нескольких (до четырех) рабочих мест;
  •  формирование и передачу по каналу ТУ сигналов цикловой синхронизации (ЦС), отмечающих на всех линейных пунктах начало нового цикла проверки состояния контролируемых объектов;

Рис. 5. Структура аппаратуры ТУ диспетчерского поста

  •  формирование  местных      сигналов      синхронизации (МС),  обеспечивающих необходимую  координацию  между посылкой сигналов ЦС и работой аппаратуры, осуществляющей  прием   сигналов  ТС   по   нескольким   (до четырех) параллельным каналам ТС.

Структура аппаратуры, выполняющей эти функции, представлена на рис.5. Она содержит следующие функциональные узлы: генератор сигналов ТУ типа ЦГЛ; разделитель фаз РФ; узел модуляции М-ТУ; узел синхронизации УС; счетчик групповых циклов СГЦ; узел включения передачи ВТУ; шифратор сигналов ТУ (Ш-ТУ); коммутатор рабочих мест КРМ; наборные регистры рабочих мест (1Н—4Н).

Устройства, объединенные этой структурной схемой, функционируют следующим образом. Генератор ЦГЛ работает непрерывно, посылая в канал ТУ сигнал частотой 500 Гц (выводы 1-14 и 1-15). Одновременно в местные цепи диспетчерского поста генератор выдает импульсы частотой 1000 имп/с в аппаратуру приема сигнала ТС (вывод 1-2); 125 имп/с в схемы УС и КРМ (вывод 1-3); 3000 имп/с в схему разделителя фаз РФ (вывод 1-4). Передача полезной информации в канал ТУ осуществляется посредством манипуляции фазы сигнала частотой 500 Гц на ±120°. С этой целью в ЦГЛ от разделителя фаз поступают три образца сигнала ТУ, сдвинутые по фазе на 120° (выводы ЦГЛ 1-7, 1-9, 1-17). Узел модуляции М-ТУ выбирает сигнал с нужной фазой, определяемой построением сигнала ТУ или ЦС, подавая сигнал 1 на один из трех выводов ЦГЛ   1-8, 1-10  и 1-16; на остальных двух выводах при этом должен быть 0.

Узел модуляции М-ТУ получает сигналы для передачи в канал ТУ от двух источников:

от шифратора Ш-ТУ (связь 2), в случаях, когда возникает подобность в передаче сигналов ТУ, и от узла синхронизации, вырабатывающего сигналы цикловой синхронизации ЦС (связь 7); сигналы ЦС передаются периодически, приблизительно через каждые 5 с..

Узел синхронизации УС и счетчик групповых циклов СГЦ совместно определяют момент посылки сигнала ЦС, после чего УС формирует этот сигнал и посылает его в М-ТУ (связь 7), для дальнейшей обработки и передачи в канал ТУ. Кроме того, УС выполняет дополнительные логические функции, связанные с исключением возможности одновременной передачи сигналов ТУ и ЦС. С этой целью, УС вырабатывает и посылает в узлы М-ТУ и ВТУ сигнал запрета на передачу сигнала ТУ (связь 3), когда идет передача сигнала ЦСС другой стороны, УС задерживает передачу сигнала ЦС, если в узле КРМ подготовлена и осуществляется передача ТУ, и по связи 10 или 11 в УС поступает сигнал запрета. Получая тактовые импульсы с частотой 125 имп/с (связь 27), 'УС осуществляет деление частоты на 28 и выдает в СГЦ импульсы с периодом повторения 224 мс. Этот период равен длительности одного группового цикла, в течение которого на диспетчерский пост поступает сигнал ТС от одной группы. Счетчик групп отсчитывает число групповых циклов, принятое в данной установке (до 24), и в последнем групповом цикле вырабатывает сигналы конца цикла 1КЦ и 2КЦ, устанавливающие УС  в исходную (нулевую) позицию; сигнал окончания цикла поступает также в устройства приема сигналов ТС (связь 19). Для правильной работы устройств приема сигналов ТС необходима информация о границах групповых циклов, заданных УС. Из 28 интервалов по 8 мс, составляющих один групповой цикл, прохождение первых 16 интервалов отмечается наличием сигнала 1 на связи 18, а последующих 12 - наличием сигнала 1 на связи 17.

Узел включения передачи ВТУ работает при наличии подготовленного для передачи сигнала ТУ в узле КРМ, когда появляется сигнал 0 на связи 10 или 11; при этом на связи 3 не должно быть сигнала запрета передачи. После включения ВТУ посылает в  Ш-ТУ по связи 13 тактовые импульсы с периодом повторения 16 мс, обеспечивающие последовательное переключение шифратора на новые позиции в процессе передачи сигнала ТУ. В последней позиции (№ 31) шифратор по связи 9 передает в ВТУ сигнал окончания передачи. После этого ВТУ, получив сигнал от КРМ по связи 10 или 11, устанавливает шифратор в исходную (нулевую) позицию (связь 14). По связи 12 ВТУ осуществляет контроль нахождения шифратора в исходной позиции и отсутствия передачи сигнала ТУ. При соблюдении этого условия ВТУ дает в М-ТУ разрешение на передачу сигнала ЦС (связь 30).

Шифратор Ш-ТУ получает информацию для построения сигнала ТУ от одного из наборных регистров, связанных электрическими цепями с органами управления на рабочих местах диспетчера. Подключение регистров 1Н—4Н осуществляется узлом КРМ, получающим продвигающие импульсы от выхода 1-3 ЦГЛ (связь 27). КРМ работает в режиме поиска наборного регистра с подготовленным для передачи сигналом ТУ. После обнаружения такого регистра поиск приостанавливается до окончания передачи набранного сигнала ТУ. После получения от Ш-ТУ сигнала окончания передачи (связь 16) КРМ возобновляет поиск и по связи 10 или 11 передает в ВТУ сигнал об установке Ш-ТУ в исходную позицию.

  1.  Аппаратура ТУ линейных пунктов.

Рис. 6. Структура устройств приёма сигналов ТУ на линейных пунктах

Эти элементы функционируют следующим образом.

Сигнал ТУ частотой 500 Гц поступает в ЛУЛ непрерывно. Он синхронизирует местный генератор частоты 1500 Гц, который непрерывно выдает тактовые импульсы частотой 1500 имп/с (вывод 9 ЛУЛ) в схему РФ, где вырабатываются три образца сигналов с различными фазами, поступающие на выводы 13, 15 и 21 ЛУЛ. Поступающий из канала ТУ сигнал сравнивается по фазе с тремя образцами. В результате сравнения, сигнал 1 появляется на одном из трех выходов (14, 16 и 22) ЛУЛ. Эти выходы равноправны и в состоянии покоя сигнал 1 длительно сохраняется на любом из выходов. При поступлении сигнала ТУ или ЦС сигнал 1 последовательно появляется на различных выходах ЛУЛ. Схема  ДМУ анализирует эти изменения и определяет содержание сигнала ТУ; передаваемому символу 1 соответствуют переходы сигнала 1 с выхода 14 на 16, с 16 на 22 и с 22 на 14, а символу 0 — обратные переходы. Схема ДМУ имеет две пары выходов; сигналы на неинверсных выходах 1 и 2 обозначены 1(1) и 0(1), а на инверсных выходах 3 и 4 — 1(0) и 0(0); первый символ соответствует принимаемому символу сигнала ТУ, а второй (в скобках) сигналу на данном выходе.

Получая эти сигналы от ДМУ, узел синхронизации УС различает сигналы ЦС и ТУ. Сигнал ЦС соответствует поступлению ровно четырех символов 1, а сигнал ТУ начинается символом 0 и содержит 31 символ. Принятый сигнал ЦС передается для реализации в аппаратуру ТС. Схема УС различает два состояния аппаратуры ТУ: покоя и приема сигналов. В состоянии покоя УС фиксирует триггеры и всю аппаратуру ТУ в исходном состоянии, передавая сигнал 1 по цепям 7 и 8 в схемы самопроверки, ДШУ и регистра сигналов ТУ. В начале приема сигналов ЦС или ТУ сигнал 1 в этих цепях изменяется на 0; сигнал 1 появляется вновь, когда УС обнаружит отсутствие изменений на выходах ЛУЛ в течение заданного времени (34 мс).

При приеме сигналов ТУ работают узел ДШУ, выходные цепи, регистр ТУ и схема выходных реле. Аппаратура ДЦ системы «Луч» отличается применением схемы контроля счета тактов, которая проверяет в каждом новом такте сигнала ТУ фактическое переключение распределителя в узле ДШУ в новую позицию и образование новой выходной цепи. Если эти операции не выполняются, то задерживается переключение схемы  ДШУ в новые позиции и прием сигнала прекращается.

  1.  Аппаратура ТС линейных пунктов.

         

Рис. 7. Структура устройств ТС на линейных пунктах

  1.  Аппаратура ТС поста ДЦ.

Рис. 8.Структурная схема устройств ТС диспетчерского поста

Каждый из четырёх параллельных каналов ТС ДЦ системы «Луч» оснащён усилителем типа ЦУЛ и демодулятором типа ЦДМЛ, работающим на частотах данного канала; таким образом, имеются 4 модификации аппаратуры каналов. Логическая аппаратура всех каналов ТС одинакова, включая и логические узлы, размещенные в блоке ЦДМЛ. Техническая структура устройств, осуществляющих прием сигналов по одному каналу ТС, показана на рис.8. Кроме упомянутых блоков типов ЦУЛ и ЦДМЛ, в нее входят: схема дешифратора ЦДШ; схема регистра сигналов ТС и сигналов несоответствия НС, характеризующих новизну принятой информации; схема распределителя групп ЦРГ с выходными цепями для возбуждения групповых реле В; комплект выходных реле И (1И-20И) регистра ТС; схема сравнения СС, содержащая входные, контрольные и выходные цепи; групповые реле В и постовые контрольные реле.

Рис. 9. График последовательности работы элементов схемы ЦРГ

Кроме сигналов ТС, поступающих на  выводы  10 и 11 ЦУЛ и после усиления, на выводы 3 и 4 ЦДМЛ в комплект аппаратуры   канала  ТС   поступают управляющие сигналы  от постовой  аппаратуры ТУ.  По  цепи 28 на  вывод  11  ЦДМЛ  поступают сигналы  тактовой частоты   1000 имп/с от генератора ЦГЛ.  По цепи  19 от узла  синхронизации УС (см.[1, рис.3.8])     поступает сигнал 0, устанавливающий узел ЦРГ в исходное состояние, когда счетчик групп в УС определит, что цикл проверки  состояния  объектов  во  всех  группах  закончен. Сигнал, поступающий по цепи 18  (изменение сигнала 1 на 0), является сигналом подготовки для переключения узла  ЦРГ в очередную новую  позицию;  переключение   происходит   в   момент   окончания   приема сигнала ТС по цепи, связанной с выходом 22. Если же сигнал ЦС почему-либо не поступал, то переключение узла ЦДМЛ осуществляется в момент изменения сигнала 1 на 0 в цепи 17, связанной с УС. Сигналы, поступающие  по цепям   17 и 18,   используются  также  в цепях реализации принятых сигналов ТС. Аппаратура канала ТС должна  правильно принять и реализовать информацию,   поступающую   в  цикле,   содержащем   до 23 отдельных сигналов ТС, относящихся к различным группам   контролируемых   объектов,   случайным   образом распределенным по нескольким станциям. При этом сигналы  ТС не   имеют   адресной   части   и их   принадлежность к тем или иным группам объектов и станциям устанавливается лишь по очередности их поступления.   Рассматривая   работу   аппаратуры,  выделю  следующие основные процессы: прием, дешифрирование и запись в регистре ТС  каждого поступающего сигнала ТС; счет поступающих сигналов ТС и групповых циклов (интервалов  времени),  выделенных для  передачи одного   сигнала  ТС;   выявление  новизны  информации, поступившей в принятом сигнале ТС, и фиксация обнаруженного  несоответствия  с уже  известной  информацией в регистре НС; реализация принятой информации, содержащей новизну, путем возбуждения соответствующих групповых реле В и выходных реле И и изменения состояния постовых контрольных реле. Первый из этих процессов выполняют блок ЦДМЛ, узел ЦДШ и схема регистра сигналов ТС и НС. При этом используются выводы 1, 2, 9, 10 и 11 блока ЦДМЛ.

Появление сигнала 0 на выводе 9 ЦДМЛ означает, что поступает очередной сигнал ТС. Этот сигнал освобождает триггеры в узле ЦДШ и регистре сигналов ТС и НС и приводит эти схемы в состояние готовности к приему. Одновременно в блоке ЦДМЛ начинается деление в 8 раз частоты тактовых импульсов 1000 имп/с, поступающих на вывод 11; на выводе 1 появляются тактовые импульсы, разделенные интервалами 8 мс и определяющие предполагаемые границы тактов в сигнале ТС. Они приводят в действие распределитель тактов в схеме ЦДШ. В средней части каждого такта сигнала ТС на выводе 10 ЦДМЛ появляется короткий импульс стробирования (сигнал 1), в течение которого проверяется качество сигнала ТС в этом такте; информационному символу 1 соответствует поступление из канала ТС более низкой рабочей частоты f1 и появление на выводе 2 ЦДМЛ сигнала 1; символу 0 соответствует поступление частоты f2 и наличие сигнала 0 на выводе 2 ЦДМЛ. Принимаемый сигнал фиксируется в регистре ТС. Каждому такту сигнала ТС соответствует своя ячейка в регистре и свой триггер 1 ступени. При приеме сигнала ТС переключаются в состояние 1 триггеры, относящиеся к тем тактам сигнала, в которые поступил сигнал 1; переключение происходит в моменты появления очередного импульса стробирования.

Во время поступления очередного сигнала ТС состояние распределителя групп ЦРГ соответствует порядковому номеру в цикле или адресу сигнала ТС. В это состояние ЦРГ приходит в конце приема предыдущего сигнала ТС, когда появляется сигнал переключения на выводе 22 ЦДМЛ.

Протекание во времени процесса переключения схемы ЦРГ в новые позиции показано на рис. 9. Интервалы времени, выделенные для передачи сигналов ТС от групп 1,2, 3 и т. д., обозначены 1Г, 2Г, ЗГ и т. д. Однако схема ЦРГ переходит в соответствующие позиции с большим сдвигом по времени в момент окончания приема сигнала ТС; подготовка к переключению происходит в момент изменения сигнала 1 на 0 в цепи 18. Если сигнал ТС почему-либо не поступил, то переключение ЦРГ в новую позицию задерживается до изменения сигнала 1 на 0 в цепи 17 (см. штриховую линию на рис. 9). Таким образом, в момент окончания приема сигнала ТС, когда принятая информация передается в цепи реализации, номер позиции ЦГР соответствует номеру группы, к которой относится принятая и реализуемая информация.

  1.  Разработка принципиальных электрических схем отдельных функциональных узлов кодово-образующей аппаратуры ЛШ

Схема узла ЛШ (рис. 10) содержит счетчик единиц с триггерами 1СТ1 и 1СТ2 и выходными элементами 1СТЗ1СТ6 и 1ИН1—1ИН4; счетчик четверок с триггерами 2СТ1, 2СТ2 и ЗСТ1 и выходными элементами 2СТЗ—2СТ6, ЗСТЗ—ЗСТ4, 1ИН5—1ИН8, 2ИН1 и 2ИН2; схему формирования пауз с триггером ЗСТ2 и элементами ЗИД6, ЗИД7; схему внеочередного добавления четырех импульсов с элементом ЗСТ5, диодом Д и конденсатором С; выходные цепи, построенные на диодных элементах типа ИД. При рассмотрении работы схемы необходимо различать два понятия: позиция шифратора и номер такта сигнала ТС. Шифратор имеет 28 позиций с номерами от 0 до 27; номер рабочих позиций соответствует сумме чисел на вертикальных проводах, связанных с выходами счетных триггеров, к которым подключены входные цепи выходных элементов (правило не соблюдается для позиций 26 и 27, для которых суммы чисел равны 30 и 31). Сигнал ТС имеет 22 такта, которые не совпадают по номерам с позициями шифратора ЛШ.

Рис. 10. Схема  шифратора сигналов ТС

Рассмотрение работы схемы ЛШ начнем с момента, когда от аппаратуры ТУ на вывод 22 ЛГЛ и в схемы ЛШ и ЛРГ поступает сигнал ЦС (сигнал I). При этом в схеме ЛГЛ удерживаются в нулевом состоянии триггеры Тг4 и Тг5, а в схемах ЛШ и ЛРГ (рис. 11) - все триггеры; сигнал 0 с выхода триггера ЗСТ2 поступает в схему ЛРГ и препятствует открытию инверторов 4СТЗ4СТ6, а следовательно, и включению генератора ЛГЛ. В момент прекращения сигнала ЦС (его длительность равна 2 мс) освобождаются все триггеры. Через 8 мс от триггера Тг5 в цепь 5 поступает первый импульс, переключая схему ЛШ из исходной позиции 0 в позицию 1, которая является подготовительной к переключению триггера ЗСТ2 (см. рис. 10). В позиции 1 появляется сигнал 1 на обоих входах, на выходе эл. ЗИД6 и на входе J триггера ЗСТ2, Еще через 8 мс по цепи 5 поступает второй импульс, переключающий ЛЩ в позицию 2 (начальную). Появление сигнала 0 на входе J вызывает переключение триггера ЗСТ2 в состояние 1; при этом сигнал 1 от выхода ЗСТ2 поступает в схему ЛРГ на входы инверторов 4СТЗ—4СТ6 и приводит генератор канала ТС в рабочее состояние сигналом 0, поступающим па вход 4ЛГЛ от выхода одного из инверторов 4ИН14ИН8. Эти инверторы настраиваются на номер соответствующей группы объектов путем соединения двух входов инвертора соответственно с настроечными выводами 0; 1; 2; 3 и 00; 04; 08; 12; 16 и 20. Номер группы на единицу больше суммы чисел на двух подключенных настроечных выходах. В зависимости от числа групп объектов на станции используется то или иное число инверторов 4ИН14ИН8. В начале передачи сигнала ТС на входе 1ЛГЛ и на выходе Т10 в схеме ЛГЛ имеется сигнал 0. В канал ТС поступает более низкая активная частота, поскольку диод Д10 открыт и конденсатор СЗ подключен к контуру.

Рис. 11. Схема распределителя групп ЛРГ

Далее, переключаясь через каждые 8 мс в новые позиции, схема ЛШ проходит 20 рабочих позиций (с 3 по 22), соответствующих 20 рабочим тактам сигнала ТС. Следующая позиция 23 является подготовительной к переключению триггера ЗСТ2 в состояние 0; в ней сигнал 1 появляется на обоих входах и на выходе ЗИД7, а также на входе К триггера ЗСТ2. В следующей позиции 24 сигнал 1 на входе К. переходит в сигнал 0, что вызывает переключение триггера ЗСТ2 в состояние 0. При этом сигнал 0 с выхода ЗСТ2 поступает в схему ЛРГ и вызывает прекращение работы генератора канала ТС. Пауза продолжается 6 тактов, или 48 мс, и занимает позиции распределителя 24; 25; 26; 27; 0 и 1.

В позиции 24 на всех входах ЗСТ5 появляется сигнал 1, а на выходе —сигнал 0. Это дает возможность в позиции 26, когда на выходе 1ИНЗ появляется сигнал 1, зарядить конденсатор С. Затем в позиции 27 конденсатор разряжается через диод Д и вход S0 триггера 2СТ1, вызывая внеочередное переключение этого триггера с добавлением четырех единиц.

  1.  Разработка принципиальных электрических схем отдельных функциональных узлов каналообразующей аппаратуры ЦУЛ

Рис. 12. Схема усилителя типа ЦУЛ

Усилители типа ЦУЛ (рис. 12) построены на операционных усилителях (интегральные микросхемы ИС1, ИС2, ИСЗ) и содержат фильтр ПФ, пропускающий полосу частот шириной 450 Гц, выделенную для данного канала ТС. Усилитель ИС1 осуществляет предварительное усиление и обладает высоким входным сопротивлением; входной трансформатор Тр1 обеспечивает гальваническое отделение входа усилителя от внешних цепей. В цепь отрицательной обратной связи между выводами 5 и 9 ИС1 включен корректирующий контур с резисторами R4 и R5 и конденсаторами С1 и С2. Он предназначен для осуществления подъема уровня более высоких частот канала ТС. Питание усилителей осуществляется от индивидуального стабилизатора, содержащего диоды Д1 и Д2, стабилитроны Ст1 и Ст2 и ограничивающий резистор R6. Усилитель получает питание напряжением 24 В, т. с. включен между выводами источника питания U2 и М (выводы 18 и 6 блока ЦУЛ). Напряжение U2 соответствует напряжению плюс 6,3 В на выводе 7ИС1 относительно нулевого вывода 4ИС1. Нулевой потенциал ниже U2 на 6,3В; это обеспечивается подбором стабилитрона Ст1 (тип КС 156) и дополнительного диода Д1, падение напряжения на которых составляет 6,3 В. Аналогичным способом получается потенциал— 6,3 В, подаваемый на вывод 1ИС1 за счет падения напряжения на Д2 и Ст2. Вывод 3 используется для контроля уровня сигнала на выходе ИС1, а выводы 5 и 20 — для контроля напряжения питания (минус 6,3 В и минус 12,6 В соответственно по отношению к потенциалу U2).

При приеме сигнала ТС фильтр ПФ выделяет частоты своего канала, которые усиливаются далее усилителями ИС2 и ИСЗ. Оба они включены по схеме линейного усиления, стабилизированного цепями отрицательной обратной связи на инверсные входы 9. Питание этих усилителей осуществляется аналогично литанию ИС1 с применением стабилизатора, содержащего диоды ДЗ и Д4 и стабилитроны Ст3 иСт4. Выводы 21 и 22 используют для контроля уровня сигнала, а выводы 9 и 15 — для проверки    значения напряжения питания.

Выходной трансформатор усилителя Тр4 связан с выходом усилителя через корректирующую цепь, с индуктивностью Др5 и емкостью С13; предусмотрено нагрузочное сопротивление R16 для проверки характеристик усилителя.

Усилитель, как правило, используют в режиме линейного усиления, однако при повышении уровня сигнала на входе выше расчетного возможна работа выходного каскада усилителя в режиме ограничения с появлением на выходе усилителя высоких гармоник сигнала. Для подавления этих гармоник и предназначена корректирующая цепь.

Расчетный уровень сигнала на входе усилителя составляет минус 41 дБ (7 мВ). При этом на выводах 7 и 8 (при подключении внутреннего нагрузочного резистора) уровень сигнала должен обеспечивать надежную работу демодулятора ЦДМЛ и составлять для более высокой частоты канала плюс 2 дБ, т. е. усиление должно составлять 43 дБ. При этом нужно проверить, что вплоть до этого выходного уровня усиление является линейным. Однако в этом режиме усилитель должен уже близко подойти к режиму ограничения, чтобы дальнейшее увеличение уровня сигнала на входе не приводило к пропорциональному возрастанию сигнала на выходе. При увеличении напряжения сигнала на входе на 10 дБ уровень сигнала на выходе должен возрастать не более чем на 2 дБ.

  1.  Расчет кодовой линии, диаграмма уровней сигналов ТУ и ТС

Расчёт выполняется с целью определения необходимости установки усилительных пунктов (УПЛ) на диспетчерском участке. Для этого необходимо определить затухание каждого перегона и всего участка для частоты 1200 Гц. Учитывая то, что при числе каналов равным 3-ём затухание участка не должно превышать 40 дБ. При определении затухания всего участка на частоте 1200 Гц необходимо учесть:

  1.  затухание линейной цепи;
    1.  затухание кабельных вводов;
    2.  дополнительное затухание, вносимое каждым линейным пунктом для сигнала ТС, адоп.тс=0,13 дБ.

Затухание всего диспетчерского участка:

,

где  - длина кабельного ввода в центральный пост ДЦ, =0,8 км;

- длина магистрального кабеля, проложенного по перегону, =10 км;

- длина кабельного ввода в линейный пункт от магистрального кабеля, =0,3 км;

 - километрический коэффициент затухания вводного кабеля в ЦП ДЦ, =1,15 дБ/км;

 - километрический коэффициент затухания магистрального кабеля, =0,425 дБ/км;

- километрический коэффициент затухания вводного кабеля в ЛПЛ, =1,15 дБ/км;

- количество линейных пунктов на диспетчерском участке, =13.

дБ

Сравним расчетную величину затухания всего диспетчерского участка на частоте 1200 Гц () с допустимой величиной затухания при трех каналах сигнализации на диспетчерском участке (). Принимаем решение об установке на участке одного усилительного пункта, который разместим в середине участка, например, на станции Ж.

Построение диаграммы уровней сигнала ТУ:

Для построения диаграммы уровней сигнала ТУ необходимо определить затухание каждого участка на частоте сигнала 500 Гц.

Затухание сигнала телеуправления в магистральном кабеле на перегоне:

дБ

Затухание сигнала ТУ в кабельном вводе на центральном посту:

дБ

Затухание сигнала ТУ в кабельном вводе на линейном пункте:

дБ

Затухание участка между центральным постом и ЛПЛ1:

дБ

Затухание участка между линейными пунктами ЛПЛ1 и ЛПЛ2:

дБ

Уровень передачи сигнала ТУ с центрального поста равен +3,9 дБ.

Уровень сигнала на входе ЛПЛ1:

Уровень сигнала на входе ЛПЛ2:

Уровень сигнала ТУ на входе ЛПЛ7 и УПЛ, расположенных на станции Ж, равен -21,24 дБ. На усилительном пункте сигнал ТУ проходит через фильтры 1ФАЛ и 2ФАЛ, линейный усилитель, удлинитель УДЛ и блок согласования каналов 2БСКЛ. Усилитель ЛУЛ имеет постоянное усиление равное 37 дБ.

Подбирая ступени затухания удлинителя УДЛ, добились требуемого уровня сигнала ТУ на выходе УПЛ, который равен +3,01 дБ. На рис. 13 показана диаграмма уровней сигнала ТУ.

Построение диаграммы уровней сигнала ТС:

Затухание сигнала телеуправления в магистральном кабеле на перегоне:

Затухание сигнала ТУ в кабельном вводе на центральном посту:

Затухание сигнала ТУ в кабельном вводе на линейном пункте:

1200 Гц

ТС-1

0,425

4,25

1,15

0,92

1,15

0,35

1800 Гц

ТС-2

0,49

4,9

1,41

1,13

1,41

0,42

2400 Гц

ТС-3

0,55

5,5

1,61

1,29

1,61

0,48

Затухание участка между центральным постом и ЛПЛ1:

дБ

ТС-1

5,65

ТС-2

6,58

ТС-3

7,4

Затухание участка между линейными пунктами ЛПЛ1 и ЛПЛ2:

дБ

ТС-1

5,08

ТС-2

5,87

ТС-3

6,59

Уровень передачи с самого удаленного линейного пункта ЛПЛ13 равен +3,9 дБ.

Уровень сигнала на входе ФАЛ усилительного пункта:

дБ

Уровень сигнала ТС (ТС-1) на выходе…

…ЛПЛ12:    дБ

…ЛПЛ11:    дБ

…ЛПЛ10:    дБ

…ЛПЛ9:      дБ

…ЛПЛ8:      дБ

Уровень сигнала ТС (ТС-2) на выходе…

…ЛПЛ8:      дБ

Уровень передачи сигналов ТС с усилительного пункта должен быть не выше +0,9 дБ. Усиление ЦУЛ постоянно и равно 43 дБ. Для того, чтобы усилитель ЦУЛ работал на границе линейного режима необходимо стремиться к уровню сигнала ТС на его входе -41 дБ. Этого добиваемся, подобрав ступени затухания удлинителя (IV ступень), получив при этом -40,58 дБ.

Уровень сигнала ТС-3 на входе центрального поста (рис. 14) -41,13 дБ, а сигналы ТС-1 и ТС-2         -35,46 дБ. В этом случае требуется индивидуальная регулировка уровня сигналов ТС-1 и ТС-2. Необходимо погасить избыточный уровень сигналов ТС-1 и ТС-2, равный 5,54 дБ, для этого используются выводы автотрансформатора 5-8 и 2-4. Автотрансформатор дает затухание 5,2 дБ.   

  1.  Расчет эффективности внедрения устройств ДЦ

В курсовой работе определим сокращение численности эксплуатационного штата и снижение трудоёмкости эксплуатации устройств при оборудовании участка железной дороги устройствами диспетчерской централизации. Для расчета определим количество эксплуатационного штата, занятого на обслуживании устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), пути, энергоснабжения и работников службы движения для существующих (1) и проектируемых (2) устройств. В качестве существующих устройств использованы на перегонах – автоблокировка, а на станциях – электрическая централизация. При оборудовании участка устройствами ДЦ к устройствам автоблокировки на перегонах и электрической централизации на станциях дополняются устройства телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС).

Эксплуатационный штат по обслуживанию существующих и проектируемых, чел.:

Р1,21,21,21,21,2,

где Ш1,2 – штатный контингент службы Ш;

Д1,2 – штатный контингент службы Д;

Э1,2 – штатный контингент службы Э;

П1,2 – штатный контингент службы П.

Сводная таблица эксплуатационного штата существующих и проектируемых устройств

Наименование должности

Штат, чел.

существующий

проектируемый

Служба сигнализации

Ст.электромеханик

(17+15)/8=4

4+1=5

Электромонтёр

7км+10стр=17

7км+10стр=17

Электромеханик

6км+9стр=15

6км+9стр+4цп.дц=19

Итого:

Ш1=36

Ш2=41

Служба движения

Начальник станции

13

13

Дежурный по станции

13

2

Итого:

Д1=26

Д2=15

Служба энергоснабжения

Электромонтёр

120*3,45/100=5

120*3,45/100=5

Итого:

Э1=5

Э2=5

Служба пути

Монтёр пути

120/50=3

120/50=3

Итого:

П1=3

П2=3

ИТОГО:

Р1=70

Р2=64

Сокращение эксплуатационного штата на 1 км. участка железной дороги, оборудованного устройствами ДЦ, чел/км:

,

где L – длина участка железной дороги, оборудованного устройствами ДЦ.

Сокращение трудоёмкости эксплуатации устройств в год, при оборудовании участка устройствами ДЦ, чел.*дн:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15307. Растровый редактор Gimp. Объемное сердце 1.64 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 5 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15308. Буклет. Растровый редактор Gimp 2.98 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 6 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15309. Футбольный мяч. Растровый редактор Gimp 440.5 KB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 7 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисун...
15310. Календарь. Растровый редактор Gimp 2.61 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 8 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15311. Газетный лист. Растровый редактор Gimp 3.08 MB
  Лабораторная работа № 5. Растровый редактор Gimp Вариант 9 Задание к лабораторной роботе: Выполнить задание по инструкции Творчески доработать картинку добавить чтото свое В отчет: Текстовый фал тема название задания скриншот картинки Файл рисунка...
15312. Создание библиотеки символов компонентов 1.04 MB
  Лабораторная работа №1. Создание библиотеки символов компонентов. Цель работы: научиться создавать различные библиотеки символов компонентов. Порядок выполнения работы: Настройка символьного редактора Создание символа компонента Ход работы: ...
15313. Создание библиотеки корпусов компонентов 226.87 KB
  Лабораторная работа №2. Создание библиотеки корпусов компонентов. Цель работы: научиться создавать различные библиотеки корпусов компонентов. Ход работы: Из менеджера проектов начальное окно я запустил программу редактора печатных плат Pcbnew. В ней на верхней ...
15314. Создание схемы электрической принципиальной 350.09 KB
  Лабораторная работа №3. Создание схемы электрической принципиальной. Цель работы: используя ранее созданные библиотеки символов и корпусов компонентов создать электрическую принципиальную схему генератора прямоугольных импульсов. Ход работы: Создание элек...
15315. Управление кнопками в AVR 71 KB
  Лабораторная работа №2 Управление кнопками в AVR Цель работы: написать для микроконтроллера программу мигания светодиодом в зависимости от нажатия кнопки на языке программирования С согласно варианта. На первой лабораторной работе научились подавать напряжение но...