8624

Философия Гераклита и Демокрита

Лекция

Логика и философия

Философия Гераклита и Демокрита Афоризмы Гераклита: Эту-вот Речь (Логос) сущую люди не понимают и прежде, чем выслушать её, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим её, даро...

Русский

2013-02-16

33 KB

19 чел.

Философия Гераклита и Демокрита

Афоризмы Гераклита:

  1.  Эту-вот Речь (Логос) сущую люди не понимают и прежде, чем выслушать её, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим её, даром что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их  согласно природе (=истинной реальности) и высказывая их так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они  не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие.
  2.  Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны: «присутствуя, они отсутствуют», - говорит о них пословица.
  3.  …И с чем они в самом непрестанном общении (с Логосом, управляющим всеми вещами), с тем они в разладе.
  4.  Большинство людей не мыслят вещи такими, какими встречают их в опыте и, узнав, не понимают, но воображают (грезят).
  5.  Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.
  6.  Природа любят прятаться.
  7.  Тайная гармония лучше явной.
  8.  Большая часть божественных вещей ускользает от познания по причине невероятности.
  9.  Глаза и души – дурные свидетели для людей, если души у них варварские.
  10.  Многознание уму не научает, а то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем.
  11.  Правда (Дикэ) постигнет мастеров лжи и лжесвидетелей.
  12.  Стало быть, самый несомненный мудрец  распознаёт мнимое, чтобы остерегать от него.
  13.  Ибо собаки на того и лают, кого  они не знают.
  14.  Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного; он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и всё превосходит.
  15.  Хотя разум (Логос) общ, большинство людей живёт так, как если бы у них был особенный рассудок.
  16.  Здравый рассудок у всех общий.
  17.  Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными.
  18.  Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего – одно, из одного – всё.
  19.  Выслушав не мою, но вот эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать всё как одно.
  20.  Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевёрнутое соединение (гармония), как лука и лиры.
  21.  Война (Полемос) – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными.  
  22.  Путь вверх-вниз один и тот же.
  23.  Души испаряясь влажными вечно рождаются.
  24.  На входящего в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз другие воды.
  25.  Учитель большинства – Гесиод: про него думают, что он много знает – про того, кто не знал  даже дня и ночи! Ведь они суть одно.
  26.  Бессмертные смертны, смертные бессмертны, одни живут за счёт смерти других, за счёт жизни других умирают.
  27.  Человек – свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув.
  28.  Всё, что мы видим наяву, - смерть; всё, что во сне – сон; всё, что по смерти, - жизнь.
  29.  Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий и мерно угасающий.
  30.  Солнце правит космосом согласно естественному порядку, будучи шириной всего лишь в ступню человеческую. Оно не преступает положенных границ, ибо если оно преступит должные сроки, его разыщут Эринии, союзницы Правды.
  31.  Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье, из земли вода рождается, из воды – душа.
  32.  Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока её мера.
  33.  Сухая душа – мудрейшая и наилучшая.
  34.  С сердцем бороться тяжело, ибо чего оно хочет, то покупает ценой души (жизни).
  35.  Не к добру людям исполнение их желаний.
  36.  Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всего обособлено.
  37.  Одно-единственное Мудрое хочет и не хочет именоваться Зевсом.
  38.  Ибо Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной.
  39.  Для бога всё прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым.
  40.  Век – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!
  41.  Лучшие люди предпочитают одно всему: вечную славу бренным вещам, а большинство обжирается как скоты.
  42.  Один мне -  тьма, если он наилучший.   
  43.  Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену города.
  44.  Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ.
  45.  Не будем наобум гадать о величайшем.
  46.  Душе присуща самовозрастающая мера.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64228. Органы чувств и сенсорные способности низших многоклеточных беспозвоночных 28 KB
  Предполагается что первичные органы чувств вообще обладали лишь общей присущей всей живой материи чувствительностью но в повышенной степени. Согласно приведённой гипотезе все органы чувств многоклеточных животных развились из наименее дифференцированных осязательных рецепторов.
64229. Общая характеристика моторной активности низших многоклеточных беспозвоночных 25.5 KB
  Большинство же червей ползают и роются в придонном иле проглатывая его вместе с органическими остатками или собирают с поверхности дна мелких животных и мёртвые организмы. У кольчатых червей впервые в эволюции животного мира появляются настоящие парные конечности...
64230. Таксисы у низших беспозвоночных 26 KB
  Кюн выделил следующие категории высших таксисов которые в полной мере развиты лишь у высших животных: тропотаксисы телотаксисы менотаксисы и мнемотаксисы. Низшим беспозвоночным свойственны в разной степени только первые три формы высших таксисов. Особенно значимы эти два вида таксисов для хищников.
64231. Характеристика моторной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых) 24 KB
  Членистоногие являются первыми наземными животными в истории Земли. Переход на сушу был сопряжён с развитием особых органов передвижения – конечностей в виде сложных рычагов, состоящих из отдельных, соединённых суставами, члеников.
64232. Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых) 28 KB
  Дело в том что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов чем у позвоночных. Таким образом характеризуя способности насекомых также как и головоногих моллюсков к оптическому...
64233. Таксисы 24.5 KB
  Насекомые обладают всеми примитивными формами таксисов особенно на стадии личинок хемотаксисы фототаксисы клинотаксисы и так далее однако у взрослых насекомых чаще всего встречаются чётко выраженные высшие таксисы.
64234. Инстинкт и научение в поведении насекомых 26 KB
  Можно считать что научение у них стоит на службе у инстинктивного поведения обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там где прежде всего требуется стереотипность а именно в сигнальных позах и телодвижениях.
64235. Общая характеристика высшего уровня развития перцептивной психики 25.5 KB
  Представители этих наиболее совершенных в эволюционном плане видов способны к предметному восприятию однако наиболее полно эта способность развита только у позвоночных.
64236. Характеристика двигательных способностей высших позвоночных 30 KB
  У высших позвоночных эта сегментарность уже нарушена что связано с выполнением сложных движений. В ходе эволюции наибольшие преимущества имели животные с разнообразными реакциями в том числе с большим набором элементарных двигательных координаций с лучшей дифференцированностью и точностью движений.